Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Т.В., Неверкович С.Д., Горбачева А.Ю.

Актуальность выбранной темы исследования определяется требованиями, предъявляемыми современной системой образования к подготовке высококвалифицированных специалистов. Педагогическое мастерство спортивного педагога рассматривается как всесторонний, многогранный феномен, как значимая составляющая профессиональной компетентности спортивного педагога. Проблема исследования определяется авторами как вопрос - каково значение дисциплин социально-педагогического цикла в формировании профессиональных компетенций спортивного педагога. Целью исследования явилось определение роли дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства обучающихся вузов физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, методы опроса, методы математической статистики. В исследовании участие приняли обучающиеся 2 курса очной формы обучения направления 49.04.01 «Спорт» и студенты 3 курса очной формы обучения, направления 49.03.01 «Физическая культура». В ходе исследования проведен анализ рабочих программ по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» и оценка уровня сформированности педагогического мастерства обучающихся по методике выявления уровня педагогического мастерства. Заключение. Содержательный анализ рабочих программ дисциплин по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» обосновывает значимость дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке специалистов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с современными требованиями профессиональных стандартов. Уровень сформированности педагогического мастерства по направлению 49.04.01 «Спорт» определяется как приемлемый > 0,5 у 76,92% респондентов, у 23,08% респондентов ниже приемлемого уровня < 0,5; по направлению 49.03.01 «Физическая культура» определяется как приемлемый уровень педагогического мастерства > 0,5 у 75%, у 25% - ниже приемлемого уровня < 0,5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Т.В., Неверкович С.Д., Горбачева А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CYCLE IN IMPROVING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL SKILLS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The relevance of the chosen research subject is supported by the demands of the modern education system to deliver highly qualified professionals. The expertise of a teacher of sports is analyzed as a complex multi-faceted phenomenon, a significant component of the sports teacher's professional competence. The Research Problem is defined by the authors as "What is the significance of social and educational cycle disciplines in developing professional competencies of a teacher of sports?" The Goal of the Research is to determine the role of psychological and educational cycle disciplines in developing teaching expertise among higher education students of physical culture and sports. Research Methods and Organization. The research employed an analysis of scientific literature, polling and mathematical statistics methods. The research involved 2nd year in-person students of the 49.04.01 "Sports" field, and 3rd year in-person students of the 49.03.01 "Physical Culture" field. The research analyzed study programs in the 49.04.01 "Sports" and 49.03.01 "Physical Culture" fields, and assessed the students' teaching expertise development level using a teaching expertise level discovery method. Conclusion. The in-depth analysis of study programs in the 49.04.01 "Sports" and 49.03.01 "Physical Culture" fields has substantiated the significance of psychological and educational cycle disciplines in training physical culture and sports specialists that satisfy modern professional standards. The 49.04.01 "Sports" teaching expertise development level has been deemed acceptable with >0.5 among 76.92% respondents, while among 23.08% it's been defined as below acceptable at <0.5; the 49.03.01 "Physical Culture" teaching expertise level has been deemed acceptable with >0.5 among 75% respondents, while 25% defined it as below acceptable at <0.5.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК: 796.071.4

РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Т.В. Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, С.Д. Неверкович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики,

А.Ю. Горбачева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва.

Контактная информация для переписки: 105122, Россия, г. Москва, ул. Сиреневый бульвар, д. 4; e-mail: tatlev811@mail.ru.

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования определяется требованиями, предъявляемыми современной системой образования к подготовке высококвалифицированных специалистов. Педагогическое мастерство спортивного педагога рассматривается как всесторонний, многогранный феномен, как значимая составляющая профессиональной компетентности спортивного педагога.

Проблема исследования определяется авторами как вопрос - каково значение дисциплин социально-педагогического цикла в формировании профессиональных компетенций спортивного педагога.

Целью исследования явилось определение роли дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства обучающихся вузов физической культуры и спорта.

Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, методы опроса, методы математической статистики. В исследовании участие приняли обучающиеся 2 курса очной формы обучения направления 49.04.01 «Спорт» и студенты 3 курса очной формы обучения, направления 49.03.01 «Физическая культура».

В ходе исследования проведен анализ рабочих программ по направлениям подготовки 49.04.01

«Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» и оценка уровня сфор-мированности педагогического мастерства обучающихся по методике выявления уровня педагогического мастерства.

Заключение. Содержательный анализ рабочих программ дисциплин по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» обосновывает значимость дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке специалистов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с современными требованиями профессиональных стандартов. Уровень сформированности педагогического мастерства по направлению 49.04.01 «Спорт» определяется как приемлемый > 0,5 у 76,92% респондентов, у 23,08% респондентов ниже приемлемого уровня < 0,5; по направлению 49.03.01 «Физическая культура» определяется как приемлемый уровень педагогического мастерства > 0,5 у 75%, у 25% - ниже приемлемого уровня < 0,5.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, профессиональное образование, профессиональная компетентность, физическая культура и спорт

Для цитирования: Левченкова Т.В., Неверкович С.Д., Горбачева А.Ю. Значение дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства обучающихся вузов физической

культуры и спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.

For citation: Levchenkova T., Neverkovich S., Gorbacheva A. The importance of the disciplines of the psychological and pedagogical cycle in improving the level of pedagogical skills of students of universities of physical culture and sports. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).

Актуальность исследования. Современная система образования предъявляет новые требования к подготовке высококвалифицированных специалистов, спортивных педагогов с высоким творческим потенциалом, способных к самообразованию, к саморазвитию и совершенствованию своего мастерства.

Реализуемый в настоящее время компетентность^ подход в образовании существенно дополняет своей практической направленностью традиционно используемый «ЗУНовский» подход к образованию [5, с. 65].

В практике современного образования понятие компетентности является ключевым, интегрирующим в себе знаниевый, операциональный и аксиологический аспекты. В силу данного обстоятельства уровень профессиональной компетентности играет существенную роль в профессиональной подготовке специалистов в вузах физической культуры и спорта. Профессиональная компетентность специалиста - это сложное образование, включающее в себя: знания, умения, качества личности. Основу профессиональной компетентности спортивного педагога составляет его личностная готовность к осуществлению профессиональной деятельности, решению задач обучения, воспитания и формирования базовой культуры личности спортсменов, его профессионально-педагогические знания, умения и опыт [2, с. 69].

Педагогическое мастерство педагога как профессиональное умение многосторонне, что отражается в умении управлять деятельностью спортивного коллектива, организовывать тренировочный и воспитательный процесс, применять индивидуальный подход при формировании личности спортсмена. Педагогическое мастерство спортивного педагога является выражением его педагогической культуры, способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей.

Таким образом, значимой составляющей профессиональной компетентности спортивного педагога является педагогическое мастерство.

В современных условиях для подготовки квалифицированного специалиста в области физической культуры и спорта необходимы глубокие знания в различных отраслях наук. Так, обучающиеся по программам бакалавриата по направлению 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» осваивают образовательные программы по дисциплинам спортивного, медико-биологического и социально-педагогического цикла. Вопросы профессиональной компетентности,

педагогического мастерства, педагогического творчества, коммуникативной культуры спортивных педагогов целенаправленно рассматриваются на дисциплинах социально-педагогического цикла. На спортивных дисциплинах и специализации по избранному виду спорта в большей степени рассматриваются вопросы спортивной подготовки, планирования и организации физкультурно-спортивных мероприятий. Между тем, запрос общества на профессионально компетентных специалистов в сфере физической культуры и спорта растет, и вузам физической культуры и спорта необходимо сосредоточиться на качественной подготовке высококвалифицированных специалистов.

В связи с вышеизложенным была определена проблема исследования - каково значение дисциплин социально-педагогического цикла в формировании профессиональных компетенций спортивного педагога.

В связи с актуальностью, выбранной нами темы была сформулирована цель исследования - обосновать роль дисциплин психолого-педагогического цикла в повышении уровня педагогического мастерства студентов вузов физической культуры и спорта.

Задачи исследования: 1) провести анализ образовательных программам по дисциплинам психолого-педагогического цикла, реализуемых в рамках направлений 49.04.01 «Спорт», 49.03.01 «Физическая культура»; 2) определить уровень сформированности педагогического мастерства обучающихся по направлениям 49.04.01 «Спорт», 49.03.01 «Физическая культура».

Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования (анализ и обобщение), методика выявления уровня педагогического мастерства; методы математической статистики для обработки и интерпретации результатов исследования. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики РУС "ГЦОЛИФК" в период сентября 2021 г. по декабрь 2022 г., участие приняли обучающиеся 2 курса очной формы обучения, направления 49.04.01 «Спорт» и 3 курса очной формы обучения, направления 49.03.01 «Физическая культура» - 84 человека обучающихся.

Результаты исследования. Основываясь на том обстоятельстве, что специалист, работающий в системе профессий «человек-человек» должен обладать как специальными знаниями, так и социально-педагогическими, которые позволяют эффективно осуществлять процессы педагогической коммуникации и управления образовательным и тренировочным процессами, возникла необходимость провести анализ рабочих программ по направлениям подготовки: 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура». Результаты анализа представлены на рисунке 1.

Обучающиеся по направлению подготовки 49.04.01 «Спорт» должны освоить всего 61 дисциплину, из них 35 (57%) дисциплин спортивного и медико-биологического блока; 26 (43%) дисциплин социально-гуманитарного блока, из них 7 (11%) дисциплин психолого-педагогического цикла. Обучающиеся по направлению

49.03.01 «Физическая культура» 49.04.01 «Спорт»

58%

11/0 ■ 43%

100% 100%

о%

20% 40% 60% 80% 100% 120%

■ общий объем дисциплин ■ психолого-пед.цикла

■ социо-гум.цикла

Рисунок 1. Соотношение дисциплин, предусмотренных соответствующей образовательной программой по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура»

подготовки 49.03.01 «Физическая культура» включает 48 дисциплин, из них 20 (42%) дисциплин спортивного и медико-биологического блока; 28 (58%) дисциплин социально-гуманитарного блока, из них 6 (12,5%) дисциплин психолого-педагогического цикла [1, с. 224].

Анализ показывает, что при подготовке будущих спортивных педагогов достаточно внимания уделяется дисциплинам социально-гуманитарного блока, в особенности дисциплинам психолого-педагогического цикла.

К дисциплинам психолого-педагогического цикла мы отнесли следующие: «Общая педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Психология физической культуры и спорта». Анализ рабочих программ по дисциплинам позволил выделить следующие тематические разделы, ориентированные на формирование у будущих специалистов основ педагогического мастерства:

«Общая педагогика» - раздел «Педагогическая компетентность, личностное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование тренера», изучаемые вопросы: основы педагогического мастерства тренера, личностное саморазвитие и профессионально-педагогическое самосовершенствование тренера, условия эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе. «Педагогика физической культуры и спорта» - раздел «Специфика деятельности и требования к личности специалистов в области физической культуры и спортом», изучаемые вопросы: структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов; требования к личности и содержанию профессиональных способностей спортивного педагога; коммуникативная культура педагога; профессиональная этика спортивного педагога; раздел «Учебная деятельность как творческий процесс», изучаемые вопросы: обучающая деятельность педагога как дидактическая основа педагогики физической культуры и спорта; педагогические основы обучения в процессе физического воспитания; современные педагогические технологии обучения и воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом. «Психология физической культуры и спорта» - разделы «Психологические особенности развития и воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой и

спорта», «Психологические основы обучения и совершенствования в спорте», «Психологическое обеспечение и сопровождение спортивной деятельности», «Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности».

Безусловно стоит отметить, что процесс формирования педагогического мастерства обучающихся осуществляется при условии освоения целостной системы профессионально значимых знаний, умений и навыков, в комплексе и единстве всех изучаемых дисциплин. Однако, в процессе освоения дисциплин психолого-педагогического цикла указанных выше у обучающихся формируется представление о целостности профессиональной педагогической деятельности; о роли спортивного педагога в формировании личности спортсмена и достижении им высоких спортивных результатов; о требованиях, предъявляемых к личности спортивных педагогов, о содержании профессионально-педагогической компетентности и педагогических умениях. Без теоретических знаний, раскрывающих сущность педагогического мастерства и профессионально-педагогической компетентности спортивного педагога, подкрепленных практико-ориентированной работой на практических занятиях, не предоставляется возможным в полной мере сформировать осознанное отношение к будущей профессиональной деятельности, и соответственно, повышать уровень педагогического мастерства.

С целью выявления уровня сформированности педагогического мастерства обучающихся по направлениям 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура», был проведен опрос по методике выявления уровня педагогического мастерства у обучающихся 2-ого и 3-ого курса очной формы обучения. На момент проведения исследования, обучающиеся 2-ого курса (направление 49.04.01 «Спорт») и обучающиеся 3-ого курса (направление 49.03.01 «Физическая культура») освоили образовательные программы по следующим дисциплинам психолого-педагогического цикла: «Общая педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта».

Опросник по выявлению уровня педагогического мастерства состоял из следующих блоков: создание общих условий эффективности образовательного про-

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

23,08%

25%

76,92% 75%

49.04.01 «Спорт»

высокий уровень ПМ низкий уровень ПМ I ниже приемлемого уровня

49.03.01 «Физическая культура»

средний уровень ПМ ■ приемлемый уровень ПМ

Рисунок 2. Процентное соотношение результатов опроса по методике выявления уровня педагогического мастерства по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура»

цесса; профессиональная компетентность; техника объяснения; учебные взаимодействия; создание продуктивной атмосферы на занятии; создание благоприятного микроклимата». Результаты опроса представлены на рисунке 2 [3, с.100].

По направлению 49.04.01 «Спорт» из 52-х респондентов у 76,92% определился приемлемый уровень педагогического мастерства, у 23,08% - ниже приемлемого уровня. Следует отметить, что 19,2 % обучающихся в настоящее время имеют опыт педагогической деятельности. Результаты опроса по критериям: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень - не выявлены.

По направлению 49.03.01 «Физическая культура» из 32-х респондентов у 75% определился приемлемый уровень педагогического мастерства, 25% - ниже приемлемого уровня. Также следует отметить, что 40,63 % обучающихся в настоящее время имеют опыт педагогической деятельности. Результаты опроса по критериям: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень - не выявлены.

По нашему мнению, также важно отметить результаты распределения ответов обучающихся по некоторым пунктам опросника.

При ответе на вопрос «Адаптация содержания учебного материала к учащимся», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: «для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в т.ч. групповые)»; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - «при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся». При ответе на вопрос «Владение учебным предметом и методами обучения», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: применяются практико-ориентированные, дея-тельностные методы и приемы обучения; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - используется разнообразные формы и методы

работы. При ответе на вопрос «Организация учебной деятельности», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: «урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся)»; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - «итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям». При ответе на вопрос «Контроль и коррекция деятельности учащихся», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: «ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции»; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - «оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога». При ответе на вопрос «Стимулирование интересов учащихся», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: «предлагаются проблемные и творческие задания, на уроке используется жизненный опыт учащихся»; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - «используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор». При ответе на вопрос «Воздействие при нарушении дисциплины», обучающиеся приемлемого уровня педагогического мастерства выбрали следующий вариант ответа: «использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке»; обучающиеся ниже приемлемого уровня педагогического мастерства - «педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения». Ответы обучающихся приемлемого уровня педагогического мастерства указывают на то, что при организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса обучающиеся выбирают активные методы обучения, стимулируют воспитанников к познавательной и самостоятельной деятельности, побуждают к самоанализу; учитывают

возрастные, индивидуальные особенности и уровень подготовки воспитанников [4, с. 47].

Заключение. Содержательный анализ рабочих программ по дисциплинам по направлениям подготовки 49.04.01 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура» обосновывает значимость дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке специалистов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с современными требованиями, отраженными в профессиональных стандартах 05.003 «Тренер», 05.005 «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», 05.012 «Тренер-преподаватель», 01.001 «Педагог», 01.003 «Педагог.

Уровень сформированности педагогического мастерства по направлению 49.04.01 «Спорт» определяется как приемлемый > 0,5 у 76,92% респондентов, у 23,08% респондентов ниже приемлемого уровня < 0,5; по направлению 49.03.01 «Физическая культура» определяется как приемлемый уровень педагогического мастерства > 0,5 у 75%, у 25% - ниже приемлемого уровня < 0,5.

Таким образом, исследование доказывает, что целостное освоение образовательных программ по дисциплинам психолого-педагогического цикла способствует формированию у обучающихся необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; создает необходимые предпосылки для усвоения теоретических знаний о специфике профессиональной деятельности спортивного педагога, компонентах и особенностях сущности педагогического мастерства, методики формирования индивидуального стиля взаимоотношений спортивного педагога с воспитанниками, развивают практические умения и навыки использования педагогических техник, осуществления оправданного взаимодействия, умения разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбачева А.Ю., Левченкова Т.В. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в патриотическом воспитании студентов вузов физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации; Материалы I Всероссийской конференции, Москва, 24 июня 2022 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)». М., 2022. С. 222-231.

2. Левченкова Т.В. Педагогическая технология формирование профессиональных компетенций у фитнес-тренеров // Материалы 1У-го круглого стола научного Совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20 января 2021 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 64-70.

3. Левченкова Т.В. Структурно-содержательная модель повышения профессиональной компетентности специалистов в детском фитнесе: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Викторовна Левченкова. Москва, 2018. 240 с.

4. Неверкович С.Д., Цакаев С.Ш. Психолого-педагогические основы формирования и развития познавательной активности обучающихся в учебной деятельности // Спортивно-педагогическое образование. 2022. № 2. С. 46-52. 001 10.52563/2618-7604_2022_2_46.

5. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее : коллективная монография : в 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской. Нижневартовск: НВГУ, 2019. 310 с.

THE IMPORTANCE OF THE DISCIPLINES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CYCLE IN IMPROVING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL SKILLS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

T. Levchenkova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy,

S. Neverkovich, Academician of RAO, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy,

A. Gorbacheva, Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of Pedagogy. Federal State Budgetary educational Institution of Higher Education "Russian University of Sports "GTSOLIFK", Moscow.

Contact information for correspondence: 4, Sirenevy Boulevard., Moscow, 105122, Russia; e-mail: tatlev811@mail.ru.

Abstract. The relevance of the chosen research subject is supported by the demands of the modern education system to deliver highly qualified professionals. The expertise of a teacher of sports is analyzed as a complex multi-faceted phenomenon, a significant component of the sports teacher's professional competence.

The Research Problem is defined by the authors as "What is the significance of social and educational cycle disciplines in developing professional competencies of a teacher of sports?"

The Goal of the Research is to determine the role of psychological and educational cycle disciplines in developing teaching expertise among higher education students of physical culture and sports.

Research Methods and Organization. The research employed an analysis of scientific literature, polling and mathematical statistics methods. The research involved 2nd year in-person students of the 49.04.01 "Sports" field, and 3rd year in-person students of the 49.03.01 "Physical Culture" field.

The research analyzed study programs in the 49.04.01 "Sports" and 49.03.01 "Physical Culture" fields, and assessed the students' teaching expertise development level using a teaching expertise level discovery method.

Conclusion. The in-depth analysis of study programs in the 49.04.01 "Sports" and 49.03.01 "Physical Culture" fields has substantiated the significance of psychological and educational cycle disciplines in training physical culture and sports specialists that satisfy modern professional standards. The 49.04.01 "Sports" teaching expertise development level has been deemed acceptable with >0.5 among 76.92% respondents, while among 23.08% it's been defined as below acceptable at <0.5; the 49.03.01 "Physical Culture" teaching expertise level has been deemed acceptable with >0.5 among 75% respondents, while 25% defined it as below acceptable at <0.5.

Keywords: teaching expertise, professional education, professional competence, physical culture and sports

References:

1. Gorbacheva A.Yu., Levchenkova T.V. The role of disciplines of psychological and pedagogical cycle in patriotic education of students of universities of physical culture and sport. Fizicheskaya kul'tura i sport kak odno iz osnovnykh napravlenii molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii; Materialy I Vserossiiskoi konferentsii, Moskva, 24 iyunya 2022 goda [Physical Culture and Sport as one of The Main Directions of Youth Policy in the Russian Federation; Materials of the I All-Russian Conference, Moscow, June 24, 2022]. Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK)". Moscow, 2022, pp. 222-231. (in Russian)

2. Levchenkova T.V. Pedagogical technology of formation of professional competencies among fitness trainers. Materialy IV-go kruglogo stola nauchnogo Soveta po fizicheskoi kul'ture i sportu otdeleniya obrazovaniya i kul'tury RAO: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii, Moskva, 20 yanvarya 2021 goda [Materials of the Ivth Round Table of the Scientific Council on Physical Culture and Sports of the Department of Education and Culture of the Russian Academy of Education: materials of the International scientific and Practical conference, Moscow, January 20, 2021]. Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism", 2021. pp. 64-70. (in Russian)

3. Levchenkova T.V. Structural and content model of professional competence improvement of specialists in children's fitness. Doctor's thesis. Moscow, 2018, 240 p. (in Russian)

4. Neverkovich S.D., Tsakaev S.Sh. Psychological and pedagogical foundations of the formation and development of cognitive activity of students in educational activities. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and Pedagogical Education]. 2022, no. 2, pp. 46-52. DOI 10.52563/2618-7604_2022_2_46. (in Russian)

5. Problemnoe obuchenie: proshloe, nastoyashchee, budush-chee [Problem-based learning: past, present, future], edited by E.V. Kovalevskaya. Nizhnevartovsk: NVSU, 2019, 310 p.

Поступила / Received 18.11.2022

Принята в печать / Accepted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.