Научная статья на тему 'Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура)'

Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев М. П.

Актуальность. В статье проведен сравнительный анализ соотношения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (бакалавриат) и 49.04.01 «Физическая культура» (магистратура) со стандартами предыдущего поколения (ФГОС ВО 3+). Установлено, что новые стандарты в большей степени ориентированы на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры и спорта. Цель исследования проведение подробного сравнительного анализа конкретных изменений в структуре и содержании образовательных стандартов двух поколений. Методы. Методологическая основа исследования представлена сравнением документов, которое выполнено в четкой логической последовательности и во взаимосвязи федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов в рамках вышеозначенного направления подготовки. Акцентируется внимание на сближении и унификации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, их логической взаимосвязи. Особое внимание уделяется изучению изменений в области системы оценки качества образовательной деятельности современного вуза. Результат исследования обоснованный вывод автора о том, что внедрение в практику подготовки специалистов в области физической культуры и спорта образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ прежде всего направлено на расширение реализации компетентностного подхода в целях достижения качества образования. Заключение. Новыми образовательными стандартами ужесточены требования к условиям реализации программ бакалавриата и магистратуры в рамках УГНС 49.00.00 «Физическая культура и спорт». Особое значение придается формированию профессиональной компетентности выпускников, их способности к решению типичных и нестандартных профессиональных задач в реальных жизненных условиях. Уровень компетенций, осваиваемых обучающимися, определяется через индикаторы достижений, что приближает их оценку к процедуре аттестации на рынке труда и соответствует целям подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION 3+ AND 3 ++ FOR THE DIRECTION OF PREPARATION «PHYSICAL EDUCATION» (BACCALAUREATE AND MAGISTRACY)

Relevance. The article provides a comparative analysis of the interrelationship of the new Federal State Educational Standards of Higher Education in the area of preparation 49.03.01 «Physical Education» (bachelor’s degree) and 49.04.01 «Physical Education» (master’s degree) with the previous generation standards (3+). It has been determined that the new standards are more focused on the training of highly qualified and competitive specialists in the field of physical education and sports. Research aim. The purpose of the article is to conduct a detailed comparative analysis of specific changes in the structure and content of educational standards of the two generations. Research methods. The methodological basis of the research is presented by the comparison of documents, which is performed by the author in a clear logical sequence and in the relationship of Federal State Educational and Professional Standards within the above-mentioned areas of training. The attention is focused on the convergence and unification of educational programs of baccalaureate and magistracy, their logical relationship. The particular attention is paid to the research of changes in the system of external and internal quality assessment of educational activities of the modern university. Research results. The result of the research is a reasonable conclusion of the author that the implementation of the educational standards of higher education 3++ in the training of the field of physical education and sports, is primarily aimed at the expansion of the idea of competence-based approach in order to achieve the quality of education. Conclusion. The new educational standards have tightened the requirements for the conditions of implementation of bachelor’s and master’s programs within the framework of the area of preparation 49.00.00 «Physical education and sport». Special importance is attached to the formation of professional competence of graduates, their ability to solve typical and non-standard professional tasks in real life conditions. The level of competences mastered by students is determined through the indicators of their achievements, which brings their assessment closer to the procedure of certification in the labor market and corresponds to the goals of the training of highly qualified specialists in the field of physical education and sports

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура)»

УДК 378:796

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС 3+ И ФГОС 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА)

М.П. Стародубцев, доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург. Контактная информация для переписки: 191067, Россия, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47, павильон 39, e-mail: [email protected].

Аннотация.

Актуальность. В статье проведен сравнительный анализ соотношения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»(бакалавриат)и 49.04.01 «Физическая культура» (магистратура) со стандартами предыдущего поколения (ФГОС ВО 3+). Установлено, что новые стандарты в большей степени ориентированы на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры и спорта.

Цель исследования - проведение подробного сравнительного анализа конкретных изменений в структуре и содержании образовательных стандартов двух поколений.

Методы. Методологическая основа исследования представлена сравнением документов, которое выполнено в четкой логической последовательности и во взаимосвязи федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов в рамках вышеозначенного направления подготовки. Акцентируется внимание на сближении и унификации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, их логической взаимосвязи. Особое внимание уделяется изучению изменений в области системы оценки качества образовательной деятельности современного вуза.

Результат исследования - обоснованный вывод автора о том, что внедрение в практику подготовки специалистов в области физической куль-

туры и спорта образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ прежде всего направлено на расширение реализации компетентностного подхода в целях достижения качества образования.

Заключение. Новыми образовательными стандартами ужесточены требования к условиям реализации программ бакалавриата и магистратуры в рамках УГНС 49.00.00 «Физическая культура и спорт». Особое значение придается формированию профессиональной компетентности выпускников, их способности к решению типичных и нестандартных профессиональных задач в реальных жизненных условиях. Уровень компетенций, осваиваемых обучающимися, определяется через индикаторы достижений, что приближает их оценку к процедуре аттестации на рынке труда и соответствует целям подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, ком-петентностный подход, качество образования.

Для цитирования: Стародубцев М.П. Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3+ И ФГОС 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура) // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. -С. 104-114.

For citation: Starodubtsev M. Comparative analysis of the Federal State Educational Standards of higher educa-

104

№1 l 2020

tion 3+ and 3 ++ for the direction of preparation «Physical education» (Baccalaureate and Magistracy). Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport

- Science and Practice.], 2020, no 1, pp. 104-114 (in Russian).

Актуальность. Согласно программе развития образования на период 2018-2025 годы, одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является создание в Российской Федерации системы образования, обеспечивающей качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных конкурировать в условиях быстро меняющегося мира [5]. При этом качество образования должно определяться степенью достижения согласованности интересов личности, общества и государства в образовательной сфере [7]. Происходящие в современном мире перемены требуют более четкого определения целей образования, его содержания и структуры, следовательно, перед современным вузом стоят задачи, направленные на удовлетворение общественно-государственного заказа и потребностей самих участников образовательного процесса в качестве получаемого высшего образования.

Указанные изменения нашли отражение в новых образовательных и профессиональных стандартах: в 2017 году приказами Минобрнауки РФ были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО 3++): бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» [3] и магистратура по направлению подготовки 49.04.01 «Физическая культура» [4].

Цель исследования. Целью исследования является проведение сравнительного анализа конкретных изменений в структуре и содержании образовательных стандартов двух поколений.

Методы исследования. Использование метода сравнительного анализа ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» для обоих уровней (бакалавриат и магистратура) позволило установить, что существенные изменения произошли, прежде всего, в самой структуре документов.

При разработке ФГОС ВО 3++ учитывались требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) и требования Профессиональных стандартов (далее - профстандарты) с ориентацией на области профессиональной деятельности будущих выпускников, а именно: 01 «Образование и наука» (в количестве 3-х профстандартов) и 05 «Физкультура и спорт» (в количестве 5-ти профстандартов).

Новыми стандартами вводится понятие «примерные основные образовательные программы» (далее

- ПООП), проекты которых со временем должны быть размещены в Реестре ПООП.

По общему требованию, проекты ПООП должны методически разрабатываться Федеральным учебно-методическим объединением (далее - ФУМО) в сфере высшего образования по укрупненной группе направ-

лений подготовки и специальностей (далее - УГНС) 49.00.00 «Физическая культура и спорт».

Однако в настоящее время в указанном Реестре (Министерство науки и высшего образования РФ) в разделе «Гуманитарные науки», к которым относится данная УГНС, не зарегистрировано ни одного проекта ПООП в рамках данной группы направлений и специальностей.

Непосредственно сравнение между собой стандартов двух последних поколений (ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++) позволило установить в них общее и отличное. Результаты сравнительного анализа представлены в нижеприведенной таблице.

Как видно из анализа, представленного в таблице, новые ФГОС ВО 3++ представляют собой модернизированные образовательные стандарты предыдущего поколения, учитывающие основные современные тенденции, происходящие в сфере высшего образования, и предоставляют вузам значительно большую свободу в формировании образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки.

Результаты исследования. Проведенный сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки «Физическая культура» в рамках освоения программ бакалавриата и магистратуры позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, наблюдается ужесточение требований к некоторым условиям реализации программ бакалавриата и магистратуры в рамках УГНС 49.00.00 «Физическая культура и спорт» (прежде всего, речь идет о кадровом, информационном и материально-техническом обеспечении реализуемых вузами программ).

Во-вторых, новые образовательные стандарты направлены на реализацию в образовательном процессе современного вуза «компетентностного» подхода, одной из основных целей которого является не просто овладение выпускником вуза определенного набора «компетенций», а его подготовка, на основе приобретенных знаний, умений, а также личностного опыта и навыков, к реальным жизненным ситуациям и решению нестандартных профессиональных задач [6, с. 142].

В-третьих, ФГОС ВО 3++ предполагает реализацию подхода к измерению осваиваемых обучающимися компетенций через индикаторы их достижений, что делает их оценку максимально приближенной к процедуре аттестации на рынке труда, при которой проверяются не конкретные знания и умения, а их комплекс, позволяющий выпускнику решать как типичные, так и нестандартные задачи в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

В-четвертых, ФГОС ВО 3++ предусматривает большую вариативность программ бакалавриата и магистратуры, прежде всего, за счет расширения объема практик, что позволяет учитывать специфические запросы региональных и отраслевых работодателей и способствует их активному взаимодействию с вузами.

№1 l 2020

105

и о

О)

Таблица 1

Сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура)

го о го о

Бакалавриат Магистратура

ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++ ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++

Форма и срок обучения

Очная (4 года, 60 з.е. в год) Очно-заочная (4,5-4 лет, не более 75 з.е. в год) Заочная (4,5-4 лет, не более 75 з.е. в год) Обучение по индивидуальному плану (не более 75 з.е. в год вне зависимости от формы обучения) Очная (4 года, не более 70 з.е. в год) Очно-заочная (4,5-5 лет, не более 70 з.е. в год) Заочная (4,5-5 лет, не более 70 з.е. в год) Обучение по индивидуальному плану (не более 70 з.е. год) Ускоренное обучение (не более 80 з.е. в год) Очная (2 года, не более 60 з.е. в год) Очно-заочная (2,3-2,5 года) Заочная (2,3-2,5 года) Обучение по индивидуальному плану (не более 75 з.е. в год вне зависимости от формы обучения) Очная (2 года, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации), не более 70 з.е. в год); Очно-заочная (2,3-2,5, не более 70 з.е. в год); Заочная (2,3-2,5, не более 70 з.е. в год); Обучение по индивидуальному плану (не более 70 з.е. год); Ускоренное обучение (не более 80 з.е. в год)

Общий объем - 240 з.е. Общий объем - 120 з.е.

Область (сфера) профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности: - образование в сфере физической культуры, спорт, двигательная рекреация и реабилитация, пропаганда здорового образа жизни, сфера услуг, туризм, сфера управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство Сфера профессиональной деятельности: - 01 - Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований); - 05 - Физическая культура и спорт (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации); - иные сферы (при условии соответствия квалификационным требованиям). Область профессиональной деятельности: - физкультурное образование, спорт, двигательная рекреация и реабилитация, пропаганда здорового стиля жизни, сфера услуг, туризм, сфера управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. Сфера профессиональной деятельности: - 01 - Образование и наука (в сфере профессионального образования, дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований); 05 - Физическая культура и спорт (в сфере физической культуры и массового спорта; в сфере подготовки спортивного резерва; в сфере управления в области физической культуры и спорта); - иные сферы (при условии соответствия квалификационным требованиям).

о

оч и О

х

ш 20 г> н ш н «г 20

Бакалавриат Магистратура

ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++ ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++

Объекты профессиональной деятельности выпускников

- лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; - процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-цен-ностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; -учебно-методическая и нормативная документация. отсутствуют - лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; - процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-цен-ностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; -учебно-методическая и нормативная документация. отсутствуют

Профессиональная деятельность выпускников

Вид профессиональной деятельности: - педагогическая; - тренерская; - рекреационная; - организационно-управленческая; - научно-исследовательская; - культурно-просветительская. Тип профессиональной деятельности: - тренерский; - педагогический; - рекреационный; - организационно-методический; - организационно-управленческий; - научно-исследовательский. Вид профессиональной деятельности: - педагогическая; - тренерская; - проектная; - рекреационная; - организационно-управленческая; - научно-исследовательская; - культурно-просветительская. Тип профессиональной деятельности: - педагогический; - организационно-управленческий; - аналитический; - научно-исследовательский.

И О ■ч

и о

го о го о

Бакалавриат Магистратура

ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++ ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++

Содержание программы по соответствующему направлению подготовки

Разрабатывается и реализуется вузом исходя из: - потребностей рынка труда; - научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Определяется и разрабатывается вузом в соответствии с: - ФГОС ВО; -соответствующей примерной основной образовательной программой (далее - ПООП), включенной в Реестр примерных ПООП Разрабатывается и реализуется вузом исходя из: - потребностей рынка труда, - научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации Определяется и разрабатывается вузом в соответствии с: - ФГОС ВО; - соответствующей примерной основной образовательной программой (далее - ПООП), включенной в Реестр примерных ПООП.

Формируется в зависимости от видов профессиональной деятельности: - научно-исследовательский и (или) педагогический (в программе академического бакалавриата); - практико-ориентированный, прикладной (в программе прикладного бакалавриата). Результаты освоения формируются в виде компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных) Ориентируется на: - область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников; - тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников; - при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания. Результаты освоения формируются в виде компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций) Формируется в зависимости от видов профессиональной деятельности: научно-исследовательский и (или) педагогический (программа академической магистратуры); производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной (программа прикладной магистратуры). Результаты освоения формируются в виде компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных) Ориентируется на: - область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников; - тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников; - при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания. Результаты освоения формируются в виде компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций)

Структура и объем программы (блочно-модульная модель)

Блок 1 «Дисциплины (модули)»: - для программ академического бакалавриата - 216 з.е.; - для программ прикладного бакалавриата - 198-216 з.е.; Блок 2 «Практика»: - для программ академического бакалавриата - 15-18 з.е.; - для программ прикладного бакалавриата - 15-36 з.е.; Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е. Блок 1 «Дисциплины (модули)» - не менее 180 з.е. Блок 2 «Практика» - не менее 30 з.е. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е. Разделение на академический и прикладной бакалавриат не предусмотрено Блок 1 «Дисциплины (модули)» - 57-63 з.е. Блок 2 «Практика, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»-48-57 з.е. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е. Диапазон з.е. идентичен для прикладной и академической магистратуры Блок 1 «Дисциплины (модули)» - не менее 60 з.е.; Блок 2 «Практика» - не менее 36 з.е.; Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е. Разделение на академическую и прикладную магистратуру не предусмотрено

о

ОЧ W О тз

X

ш 20 г> н ш н «г 20

ю о ю о

Бакалавриат

Магистратура

ФГОС ВО 3+

ФГОС ВО 3++

ФГОС ВО 3+

ФГОС ВО 3++

Характеристика Блока I «Дисциплины (модули)»

Базовая часть:

- объем 102-147 з.е. для академического и прикладного

бакалавриата;

- обязательна для освоения независимо от направленности

(профиля) программы бакалавриата;

- включает дисциплины (модули) по философии,

истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности (объем, содержание и порядок их реализации определяются организацией самостоятельно) - включает дисциплины (модули) по физической культуре и спорту в объеме:

- не менее 72 академических часов (2

з.е.) в очной форме обучения;

- не менее 328 академических часов в рамках элективных дисциплин.

Вариативная часть: объем:

- 69-114 з.е. (для программ академического баклавриата)

- 69-96 з.е. (для программ прикладного бакалавриата)

- определяет направленность (профиль) программы бакалавриата; - объем и набор дисциплин (модулей) определяется вузом самостоятельно

Обязательная часть:

- объем составляет не менее 60% от общего объема программы

бакалавриата (без учета объема государственной итоговой аттестации);

- включает дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие

формирование универсальных,

общепрофессиональных, профессиональных компетенций (обязательных);

- включает дисциплины (модули) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизнедеятельности;

- включает дисциплины (модули) по физической культуре и спорту в

объеме: - не менее 2 з.е.; - не менее 328 академических часов в рамках элективных дисциплин в очной форме обучения.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Обязательная (базовая часть):

- объем 15-33 з.е.;

- обязательна для освоения вне зависимости от направленности

(профиля) программы;

- вуз самостоятельно определяет

набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части в объеме, установленном ФГОС ВО и ПООП.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная):

- объем 30-42 з.е.

- определяет направленность (профиль) программы магистратуры; - объем и набор дисциплин (модулей), практик и научно-исследовательской работы программ академической и прикладной магистратуры определяется организацией самостоятельно

Обязательная часть: - объем составляет не менее 30% от общего объема программы (без учета объема государственной итоговой

аттестации); - включает дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных,

общепрофессиональных, профессиональных компетенций (обязательных).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

О

Оч

и

о

х

ш

20

Ш

н

«г 20

И О со

и и

Бакалавриат Магистратура

ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++ ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++

Характеристика Блока II. «Практика»

Типы практик: учебная: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, способ проведения: стационарная. Типы практик: учебная: -ознакомительная практика; - тренерская практика; - педагогическая практика; -организационная практика. Типы практик: Учебная: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Типы практик: учебная: - ознакомительная практика; - научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

производственная: - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; - педагогическая практика; - исполнительская практика; -творческая практика, способы проведения: - стационарная; - выездная. преддипломная: проводится для выполнения выпускной квалификационной работы (является обязательной). производственная: - тренерская практика; - педагогическая практика; -организационная практика; - профессионально-ориентированная практика; - преддипломная практика. способы проведения практик стандартом не предусмотрены Объем каждого типа практики организация устанавливает самостоятельно производственная: - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; - научно-исследовательская работа (НИР). способы проведения учебной и производственной практик: - стационарная; - выездная. преддипломная: проводится для выполнения выпускной квалификационной работы (является обязательной.) производственная: - научно-педагогическая практика; - научно-исследовательская работа; - профессионально-ориентированная практика; - преддипломная практика. способы проведения практик стандартом не предусмотрены Объем каждого типа практики организация устанавливает самостоятельно

Характеристика Блока III «Государственная итоговая аттестация»

Включает в себя: - подготовку к процедуре защиты и защиту выпускной квалификационной работы; - подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации). Включает в себя: - подготовку к процедуре защиты и защиту выпускной квалификационной работы; - подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

О

оч

и

о

х

ш

20

г>

н

ш

н

«г

20

ю о ю о

Бакалавриат Магистратура

ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++ ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++

Формируемые компетенции

- общекультурные (ОК) - 9 - общепрофессио-нальные (ОПК) -13 - профессиональные (ПК) - 33. Перечень ПК определяются направленностью (профилем) программы бакалавриата) - универсальные (УК) - 8 - общепрофессиональные (ОПК) - 15 - профессиональные (ПК) (обязательные и рекомендуемые): Перечень ПК формируется вузом самостоятельно с учетом профессиональных стандартов, анализа состояния рынка труда, отечественного и зарубежного опыта, консультирования с ведущими работодателями и их объединениями в той отрасли (сфере), на которую ориентированы выпускники вузов - общекультурные (ОК) - 3 - общепрофессиональные (ОПК) -5 - профессиональные (ПК) - 32. Перечень ПК определяются направленностью (профилем) программы магистратуры) - универсальные (УК) - 6 -общепрофессиональные (ОПК) - 9 - профессиональные (ПК) (обязательные и рекомендуемые): Перечень ПК формируется вузом самостоятельно с учетом профессиональных стандартов, анализа состояния рынка труда, отечественного и зарубежного опыта, консультирования с ведущими работодателями и их объединениями в той отрасли (сфере), на которую ориентированы выпускники вузов

Индикаторы достижения компетенций

УК, ОПК и обязательные ПК УК, ОПК и обязательные ПК -

- устанавливаются вузом в соответствии с индикаторами достижения компетенций, предусмотренными и ПООП, рекомендуемые и самостоятельно установленные ПК (при наличии) -устанавливаются вузом самостоятельно. устанавливаются вузом в соответствии с индикаторами достижения компетенций, предусмотренными и ПООП, рекомендуемые и самостоятельно установленные ПК (при наличии) -устанавливаются вузом самостоятельно.

отсутствуют Вуз самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций. В результате обучения у выпускника должны быть сформированы все компетенции, предусмотренные программой бакалавриата отсутствуют Вуз самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе магистратуры индикаторами достижения компетенций. В результате обучения у выпускника должны быть сформированы все компетенции, предусмотренные программой магистратуры

Так, в частности, отсутствие в новых стандартах обязательного перечня формируемых профессиональных компетенций (прерогатива их самостоятельной разработки принадлежит вузам) предполагает необходимость консультирования с работодателями по вопросам формирования (обновления) профессиональных компетенций будущих выпускников, что в свою очередь способствует адаптации вузов к потребностям современного рынка труда в высококвалифицированных специалистах в области физической культуры, спорта и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 №33796) // «Российская газета», №15, 28.01.2015 (опубликован без приложения).

2. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 №376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)» (Зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2015 №37043) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 30.04.2015.

3. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 №940

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

- бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.10.2017 №48566) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov. ги) 18 октября 2017 г.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. №944 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 октября 2017 г.

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. №1 (часть II) ст. 375.

6. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.

- 2018. - Том 10. - № 2. - С. 135-147 10.17759/ psyedu.2018100212

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», №303, 31.12.2012.

112

№1 I 2020

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION 3+ AND 3 ++ FOR THE DIRECTION OF PREPARATION «PHYSICAL EDUCATION» (BACCALAUREATE AND MAGISTRACY)

M. Starodubtsev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Physical Education Department,

North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov.

Contact information for correspondence: 191067, St. Petersburg, Piskarevsky prospect, 47, pavilion 39, e-mail: [email protected].

Abstract.

Relevance. The article provides a comparative analysis of the interrelationship of the new Federal State Educational Standards of Higher Education in the area of preparation 49.03.01 «Physical Education» (bachelor's degree) and 49.04.01 «Physical Education» (master's degree) with the previous generation standards (3+). It has been determined that the new standards are more focused on the training of highly qualified and competitive specialists in the field of physical education and sports.

Research aim. The purpose of the article is to conduct a detailed comparative analysis of specific changes in the structure and content of educational standards of the two generations.

Research methods. The methodological basis of the research is presented by the comparison of documents, which is performed by the author in a clear logical sequence and in the relationship of Federal State Educational and Professional Standards within the above-mentioned areas of training. The attention is focused on the convergence and unification of educational programs of baccalaureate and magistracy, their logical relationship. The particular attention is paid to the research of changes in the system of external and internal quality assessment of educational activities of the modern university.

Research results. The result of the research is a reasonable conclusion of the author that the implementation of the educational standards of higher education 3++ in the training of the field of physical education and sports, is primarily aimed at the expansion of the idea of competence-based approach in order to achieve the quality of education.

Conclusion. The new educational standards have tightened the requirements for the conditions of implementation of bachelor's and master's programs within the framework of the area of preparation 49.00.00 «Physical education and sport». Special importance is attached to the formation of professional competence of graduates, their ability to solve typical and non-standard professional tasks in real life conditions. The level of competences mastered by students is determined through the indicators of

their achievements, which brings their assessment closer to the procedure of certification in the labor market and corresponds to the goals of the training of highly qualified specialists in the field of physical education and sports.

Keywords: Federal State Educational Standard of Higher Education, competence approach, quality of education.

References:

1. The Ministry of education of Russia dated 07.08.2014 № 935 "On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 49.03.01 Physical culture (undergraduate level)" (Registered in Ministry of justice of Russia 25.08.2014 No. 33796) Rossi-iskaiahazeta [Russian Newspaper], 2015, 28 January, no. 15 (no published application). (in Russian).

2. The Ministry of education of Russia from 08.04.2015 №376 "On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 49.04.01 Physical culture (graduate level)" (Registered in Ministry of justice of Russia 28.04.2015 No. 37043) Oficial'nyj internet-portalpravovoj informacii [The Official Internet portal of legal information] http://www.pravo. gov.ru, 30.04.2015. (in Russian).

3. The Ministry of education of Russia from 19.09.2017 №940 "On approval of Federal state educational standard of higher education - bachelor training 49.03.01 Physical culture" (Registered in Ministry of justice of Russia 16.10.2017 No. 48566). Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [The Official Internet portal of legal information] (www.pravo.gov.ru), 2017, 18 October (in Russian).

4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated September 19, 2017 No. 944 "on approval of the Federal state educational standard of higher education-master's degree in the field of training 49.04.01 Physical culture". Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [The Official Internet portal of legal information] (www.pravo.gov.ru), 2017, 17 October (in Russian).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 No. 1642 (ed. of 11.06.2019) "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education". Sobranie zakonodatel'stva Rossi-jskojFederacii [Assembly of the legislation of the Russian

№1 l 2020

113

Federation] 2018, 1 January, no. 1 (part II) of article 375. (in Russian).

6. Ulyanina O.A. Competence Approach in the Scientific Paradigm of Russian Education [Electronic resource] Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and Pedagogical Research]. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 135147 doi: 10.17759/ psyedu.Two billion eighteen million one hundred thousand two hundred twelvem (in Russian).

7. Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (ed. of 26.07.2019) "On education in the Russian Federation". Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2012, 31 December, no. 303 (in Russian).

Поступила / Received 25.12.2019 Принята в печать / Accepted 03.03.2020

114

№1 l 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.