Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Людмила Николаевна, Гераськина Марина Александровна

В статье обозначены некоторые акмеологические подходы к профессионально-педагогической подготовке и профессиональному совершенствованию педагога по физической культуре. Выделены особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташова Людмила Николаевна, Гераськина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Асташова Людмила Николаевна, Герасъкина Марина Александровна, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», г. Саранск

E-mail: m_geraskina@bk.ru

Аннотация. В статье обозначены некоторые акмеологические подходы к профессионально-педагогической подготовке и профессиональному • совершенствованию педагога по физической культуре. Выделены особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Ключевые слова: педагогическая акмеология, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, физическая культура, физкультурное образование.

На современном этапе развития общества происходят существенные преобразования в системе образования, затрагивающие и систему физкультурного образования. Обновление физкультурного образования касается подготовки учителя физической культуры. В условиях сегодняшнего образа жизни при дефиците двигательной активности и теплоты человеческих отношений профессия учитель физической культуры становится чрезвычайно гуманной.

В системе подготовки педагога по физической культуре главную роль играет подготовка интеллектуального, мыслящего и творческого педагога, умеющего сформировать у учащихся знания, умения и навыки в области физической культуры, ценностные установки, нравственный мир. В связи с этим, при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего педагога. В реализации обозначенных задач ведущую роль играет педагогическая акмеология, основополагающими категориями которой, на современном этапе её

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

развития, являются «профессионализм» и «компетентность» [2].

Для обобщенной характеристики труда учителя физической культуры довольно часто используются эти термины, а также такие термины, как «мастерство», «профессиональные способности», «профессиональная пригодность», «квалификация».

Особенности профессиональной деятельности педагога по физической культуре диктуют особенности построения системы его профессиональной компетентно сти.

Профессиональная компетентность определяется совокупностью личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности и отражает единство теоретической и практической готовности педагога [1].

Одна из сторон формирования профессионализма педагога -компетентность в педагогической деятельности. Резервы улучшения профессиональной подготовки учителя физической культуры в области методики физического воспитания необходимо искать в вузовской подготовке. Отдавая должное тому, что для учителя физической культуры одинаково важно как • владение техникой двигательных действий, так и умение обучать учащихся двигательным действиям, считаем, что предпочтение следует отдать второй части деятельности учителя. В связи с этим, повышение качественного уровня профессионального мастерства будущих педагогов следует искать не в области достижения высокого спортивного мастерства в отдельных видах спорта, а в рациональном соотношении двигательной подготовленности и обучения методике преподавания физических упражнений.

Профессиональная деятельность педагога по физической культуре направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование необходимых качеств личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта [3].

Настоящий учитель должен не просто обладать знаниями и умениями, но и высоким искусством переноса приемов обучения и воспитания на школьников, которое требует соответствующего развития и проявления профессионально важных качеств его личности. Если иметь в виду, что большая доля физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий проводится с учащимися во внеурочное время, то личностные качества учителя физической культуры выступают решающими в определении успеха его работы.

Специфика физкультурного образования заключается в том, что

13

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, процесс обучения идет посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала. Специалист по физической культуре немыслим без отличной практической подготовки. Каждый преподаватель, особенно молодой, должен технически безукоризненно показать предусмотренные программой физические упражнения и выполнить без затруднений любые контрольные нормативы из школьной или вузовской учебной программы. Посредством профессиональной подготовки педагог завоевывает уважение и авторитет в ученической среде, в результате чего эффективность педагогического воздействия такого преподавателя повышается на целый порядок.

Следовательно, необходимо совершенствовать процесс развития двигательных качеств специалиста, как профессионально значимых, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального • мастерства становится невозможным даже теоретически. Основными задачами двигательной подготовки в настоящее время должны быть: обобщение и углубление теоретических знаний в этой области, а также формирование специальных умений и навыков.

Деятельность специалиста по физической культуре отличается от деятельности других педагогов-предметников. Проведение занятий по физической культуре в силу своей динамичности, эмоциональности и высокой степени подвижности учащихся отличается трудностью в организации и управлении. Учителю физической культуры приходиться решать не только общепедагогические трудности, но и специфические проблемы, например, научить учащихся преодолевать застенчивость в случае неумелого выполнения физического упражнения.

Специфика деятельности учителя физической культуры заключается в том, что в процессе обучения и воспитания учащихся он решает не только образовательную, воспитательную, развивающую, но и оздоровительную задачи. В области физической культуры это должно проявляться в личной ответственности человека за свое физическое состояние. В связи с этим одной из основных задач работы учителя по физической культуре, должна стать работа по подготовке учеников к самостоятельным занятиям физической культурой: помочь человеку стать творцом своего физического состояния. А для этого нужно помочь ученикам открыть способы определения состояния своего физического здоровья, развития красоты движений и способности выполнять

14

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

физические действия, желанные для них, определять границу физических возможностей своего организма, сформировать ценности, ориентированные на здоровый образ жизни. Исходя из этого, педагогическая деятельность учителей физической культуры должна иметь особую значимость. Вместе с тем при решении перечисленных задач нельзя допускать превалирование одной из них за счет других. Иногда учителя со спортивной направленностью основное внимание уделяют физическому развитию учащихся, забывая о воспитательных и общеобразовательных сторонах. Наблюдается и другая крайность - уклон физического воспитания в образовательную сторону. В этом случае страдают две другие стороны - воспитательная и образовательная. Ответственность специалиста по физической культуре, связанная с формированием физического и духовного здоровья подрастающего поколения, требует не только знания основ профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющегося в позиции педагога. Занятия физической культурой должны сопровождаться положительными эмоциями, выражаемыми радостью. Однако столь благоприятное влияние физической культуры возможно только в условиях актуального личностно ориентированного подхода в практической • деятельности специалиста данной сферы и, следовательно, проявления гуманистической педагогической позиции. Специфика деятельности педагога по физической культуре должна обладать профессиональной мобильностью, способностью при необходимости оперативно менять направленность педагогической деятельности.

Кроме того, к специфике деятельности учителя по физической культуре относится формирование умений профессионально-речевого поведения [4].

В деятельности педагога физической культуры, в отличие от педагогов других учебных дисциплин иное соотношение вербальных и невербальных средств речевого поведения. Это связано с такими особенностями учебно-тренировочной деятельности, как дефицит времени, отведенного на объяснение, акустические особенности учебно-тренировочных помещений и др. Данные особенности требуют специфической профессионально-речевой подготовки специалиста в области физической культуры и спорта. К сожалению, в традиционной системе высшего образования имеют место лишь элементы речевой подготовки. Более того, все больше из образовательного процесса исключается «живая» речь, которая заменяется письменным текстом и тестированием [2].

Таким образом, процесс подготовки специалистов по физической культуре и спорту на современном этапе представляет особую важность, поскольку специалисты данного направления несут ответственность и за интеллектуальное, и за физическое, и за духовное развитие личности. Именно таких специалистов

15

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

следует готовить в вузах.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что особенности профессиональной подготовки и педагогической деятельности учителя физической культуры представляют собой сочетание спортивного и педагогического компонентов, что находит отражение в особенностях профессионально важных качеств, формируемых в процессе освоения профессиональной деятельности.

Литература:

1. Костихина Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту / Н.М. Костихина // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 12-16.

2. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург: РГППУ, 2012. - 251 с.

3. Самойлова Н.И. Реализация идеи компетентностного подхода в подготовке специалиста по физической культуре / Н. И. Самойлова // Теория и практика • физической культуры - 2009. - № 8. - С. 11-15.

4. Чучалина А.И. Теоретические основы профессионально-речевой подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта / А.И. Чучалина, О.М. Чусовитина, Н.М. Костихина // Теория и практика физической культуры -2005. - № 10. - С. 17-19.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.