Похоруков О.Ю.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кузбасская государственная педагогическая академия
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры, автор рассматривает совокупность направлений и формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры в контексте изменения ключевых педагогических позиций и ориентаций высшего педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная подготовка учителей физической культуры, компоненты профессиональной подготовки учителей физической культуры
Keywords: professional the competence, vocational training of teachers of physical training, components of vocational training of teachers of physical training
Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В. А. Сластенин [9]). Первый принцип требует от педагога наполнить взаимодействие с обучаемыми ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, природа, труд, познание, общение (а стало быть, и процесс подготовки педагогов должен строиться соответствующим образом). Второй - направляет внимание педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения в своей жизни. Третий - определяет такое отношение к ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность, уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике личностного становления.
Эти три новых направления в профессиональной подготовке учителя задаются названными сущностными характеристиками: - философской подготовкой на основании духовных ценностей, выработанных историей; диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог, выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и способным производить свободный выбор, за который может нести ответственность [4]. Только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром; - этическая подготовка учителя должна становиться основанием для его умения принимать личность воспитанника как данность. Такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм, вседозволенность. Данные умения сохраняют работу педагога с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а не собранием объектов. Таким образом, подготовка к воспитательному и образовательному процессу, в целом, нуждается в кардинальном пересмотре, как содержания, так и технологии обучения и воспитания.
Процесс постоянного обновления содержания высшего физкультурного образования обусловлен такими объективными факторами, как процесс развития
соответствующих наук; изменяющийся исторически конкретный социальный заказ высшей школе; уточняющимися требованиями профессии к ее исполнителю. Основными принципами отбора содержания учебных предметов являются: целостность и системность научных знаний; связь теории с практикой, с педагогической деятельностью; соответствие учебного материала современному уровню развития науки, а также познавательным возможностям студентов.
В условиях профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры отбор и организацию содержания психолого-педагогических дисциплин мы предлагаем вести не только на основе имеющихся общенаучных положений, но и с учетом этапов и механизмов профессионального становления будущего педагога. Основным отличием такого подхода в обучении является попытка с помощью содержания образования обеспечить три линии в подготовке специалиста [5]. Первой линией, или направлением, работы является специализация студентов, которая означает успешное вхождение в новую социальную ситуацию, усвоение новых общественных норм и отношений. Для студентов это, прежде всего, включение в новый вид деятельности -обучение профессии, которое ведет к перестройке всего образа жизни, расширению и усложнению общественных связей.
Не менее важной является линия профессионализации - вхождения в профессию, усвоение ее требований к исполнителю, которые способствуют переструктурированию всей потребностно-мотивационной сферы студента. Эти две важнейшие задачи в подготовке специалиста не могут быть успешно реализованы без специального психолого-педагогического обеспечения персонализации личности, предполагающей реализацию индивидуального потенциала студента, процессов, связанных с представлением персоны во внутреннем мире других людей, формировании самосознания.
Названные три линии развития личности будущего профессионала, на наш взгляд, тесно связаны с этапами профессионального становления, которые проходит молодой специалист, приступающий к деятельности по своей специальности. Эти этапы следующие:
1. Становление Я-концепции, т.е. системы представлений о себе как о профессионале.
2. Становление концепции деятельности, означающее поиск и опробование методов и средств деятельности, выработку авторских подходов или целостной методики.
3. Становление концепции воспитанника, т.е. системы представлений о личностных особенностях занимающихся и овладение средствами познания и коррекции их внутреннего мира [2].
Переход от этапа к этапу сопровождается противоречивым отношением педагога к результатам своей работы, названным кризисом компетентности, который перестраивает предыдущую концепцию, уточняет ее, что и является главным условием развития личности профессионала, роста его мастерства.
Можно предположить, что использование представлений об этапах профессионального становления специалиста в его трудовой деятельности уже на этапе профессиональной подготовки, а именно в организации содержания психолого-педагогических дисциплин, в частности на курсе спортивного совершенствования, улучшит результаты их труда в будущем, а также обеспечит им более эффективное функционирование в профессиональной сфере в целом.
Базовым элементом психолого-педагогической подготовки должны стать знания, способствующие осознанию себя студентом как личности и индивидуальности, пониманию закономерностей психической деятельности, овладению способами регуляции поведения и отношений с окружающими людьми, развитию высших психических процессов и функций. Результатом такого обучения должны стать позитивная Я-концепция и социально-психологическая компетентность будущего профессионала.
Вторым блоком учебных дисциплин, призванных формировать концепцию профессиональной деятельности, могут стать педагогические предметы, содержащие технологические знания о способах учебного и воспитательного взаимодействия со спортсменами и занимающимися физической культурой, наибольший интерес из которых, сегодня представляют «активные» методы теоретического обучения: групповая дискуссия, деловая игра, коллективный поиск информации. При этом педагогические дисциплины должны предложить студентам не только содержательные, но и главным образом процессуальные характеристики этих способов обучения, т.е. активно использоваться в процессе занятий. Одним из основных условий успешности технологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются многообразие и оправданная вариативность методических подходов, что в терминах теории личностно-ориентированного обучения называют «широкой образовательной средой». Это условие позволяет студенту «примерить на себя» способы взаимодействия с воспитанниками, сформировать индивидуальный стиль педагогического труда [7].
Не менее важным блоком психолого-педагогической подготовки являются дисциплины, основное содержание которых посвящено объекту труда будущего специалиста по физической культуре. При этом следует отметить, что психолого-педагогические предметы имеют возможность характеризовать объект педагогической деятельности одновременно с её субъектом, т.е. активным участником, полноправным творцом продукта труда. Это условие требует включения в содержание психолого-педагогической подготовки сравнения и детального анализа субъект-объектного и субъект-субъектного типов взаимодействия спортивного педагога со своими подопечными, анализа возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, мотивов их деятельности в соответствии с возрастом, видом и этапом физической подготовки.
Подобная логика построения содержания психолого-педагогической подготовки может быть реализована в учебных предметах, соответствующих новым государственным требованиям к специалисту с высшим физкультурным образованием. Это предметы: «Психология и педагогика», «Психология физического воспитания», «Основы акмеологии», «Педагогические основы воспитательной деятельности в области физической культуры», «Основы педагогического мастерства», а также «Психология педагогической деятельности тренера». Концентрическое расположение учебного материала от личности студента к его профессиональной деятельности и личности воспитанника может быть использовано и в отдельных предметах психолого-педагогического цикла. Именно посредством данных дисциплин и должны формироваться профессиональные компетенции (качества и способности) специалиста физической культуры.
Критерием успешности такого подхода к подготовке специалиста может служить их теоретическая и практическая подготовленность к осуществлению профессиональной деятельности, а также их реальное включение в сферу физической культуры после окончания ВУЗа.
Общеизвестно, что личность выражается, прежде всего, в мотивах её деятельности. Мотивационную сферу сознания личности данной категории преподавателей составляет интерес к физической культуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в том числе и физическому, любовь к детям, чувство долга и ответственности за порученное дело, глубокая убеждённость в большой общественной важности физической культуры учащихся. Эти качества активизируют, интегрируют и направляют потенциальные возможности личности на формирование педагогических способностей и мастерства. Следовательно, и само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства, при ведущем значении
мотивации профессиональной деятельности.
Между тем, у большинства студентов факультета физической культуры преобладают непосредственные мотивы учения (интерес к физической культуре, любовь к определённому виду спорта, стремление к физическому совершенству), которые являются выражением сугубо личной направленности. Профессиональные мотивы (интерес к физкультурно-педагогической деятельности, любовь к детям и т.п.) остаются, к сожалению, на втором плане [3]. Среди студентов младших курсов преобладают желающие стать тренерами, но не работать в школе. Всё это во многом осложняет учебно-воспитательный процесс, отрицательно влияет на качество профессиональной подготовки преподавателей: некоторые студенты формально относятся к учебно-тренировочной работе, не стремятся овладеть специальностью, чувствуют разочарованность, успеваемость снижается.
Недостатки содержания образования соответственно сказываются на результатах профессиональной подготовки педагога физической культуры: недостаточно внимания уделяется специальной двигательной подготовке; элементы педагогических умений формируются иногда вне структуры педагогической деятельности; принцип единства обучения и воспитания студентов реализуется недостаточно; воспитательные задачи решаются как бы сами собой. В результате будущий преподаватель неплохо усваивает отдельные предметы, но использовать свои знания в педагогической работе затрудняется [1].
Педагогическое образование перестаёт быть подлинно профессиональным, если оно не даёт полноценной психолого-педагогической подготовки, а для преподавателя физической культуры - еще и специальной двигательной.
Поэтому, кроме общепедагогических знаний, умений и способностей, преподаватель физической культуры должен обладать высоким уровнем двигательной подготовленности, и в этом заключается специфическая особенность данной категории специалистов.
Двигательная деятельность, будучи специфической особенностью преподавателя физической культуры, определяется содержанием самого предмета, как уроков физической культуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями преподавателю необходимо квалифицированно владеть техникой физических упражнений, её яркой демонстрацией, приёмами помощи и страховки школьников. И вообще, следует подчеркнуть многообразный и специфический характер работы преподавателя физической культуры.
Так, содержание профессиональных умений преподавателя физической культуры составляют специфические двигательные качества и собственно педагогические умения. Специфические двигательные умения можно отнести к так называемой педагогической технике, с помощью которой преподаватель передаёт знания учащимся (показ упражнения, помощь, страховка), и без которых немыслим процесс физического воспитания учащихся.
В собственно педагогических умениях и навыках синтезируются теоретические знания и практические действия преподавателя физической культуры, базирующиеся на его двигательной подготовленности. Следует подчеркнуть важность умения планировать процесс физического воспитания учащихся, организовывать физкультурно-массовую и тренерскую работу, налаживать деловые взаимосвязи с участниками учебно-воспитательного процесса, анализировать результаты своего труда с целью творческого совершенствования последующей деятельности.
При более детальной классификации собственно педагогических способностей педагога физической культуры выделяются специфические: овладение двигательными умениями и навыками и достаточной степенью двигательной подготовленности; а также общедидактические - это способность передавать знания, делая их интересными и
доступными; экспрессивные - способность вооружать знаниями посредством эмоционального воздействия (мимики, жестов, различной тональной речи); авторитарные - способность непосредственного волевого влияния на учащихся; мобилизационные -способность активизации внимания, знаний, сил и воли школьников; социально-перцептивные - способность "видеть" ребёнка, стать на его позицию, умение сопереживать. Сопереживание - один из главных законов общения. Чаще всего не умеют общаться те, кто не понимает и не чувствует других.
В основе эффективной работы специалиста могут лежать разные способности. Так, преподаватели физической культуры в своей деятельности нередко опираются не только на педагогические, но и на музыкальные, технические, организаторские способности. При этом, чем выше уровень выраженности педагогических и профессиональных двигательных кондиций, тем выше результаты педагогического труда [6].
Многообразие педагогических способностей, в частности, двигательного мастерства, расширяет возможность компенсации недостающих качеств и содействует формированию индивидуального стиля деятельности преподавателя.
Однако, некоторые важнейшие стороны личности преподавателя физической культуры вообще не могут быть сформированы методами опосредованного опыта (при помощи лектора или учебных тестов), а только в двигательной практической деятельности [8].
Такой подход к профессионально-педагогическому образованию специалиста позволяет считать важным вывод о необходимости формирования основ профессионального мастерства будущего преподавателя физической культуры ещё в стенах педагогического ВУЗа, причем с акцентом на их специальную (двигательную) подготовленность.
Качество подготовки специалистов связано и во многом определяется эффективностью и успешностью учебной деятельности студентов. В то же время успешность любой деятельности определяется активностью личности и ее оптимальным психическим состоянием. Следовательно, чтобы повысить качество подготовки специалистов, необходимо активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечить ее эффективность и создать такие условия жизнедеятельности, при которых различные психические функции находились бы в оптимуме или близком к нему состоянии. Этому способствует реализация в учебном процессе основного принципа гуманизации образования - обращение к личности, индивидуальности студента и создание условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Такие условия обеспечиваются при индивидуализации обучения, которое понимается нами как обучение с учетом индивидуально - психологических особенностей студентов и их склонностей к определенной профессиональной деятельности. Именно поэтому индивидуализация обучения способствует формированию направленности к будущей профессиональной деятельности и развитию мотивации к учебной деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает самоорганизацию и саморазвитие личности, успешность ее познавательной деятельности. Индивидуализация обучения активизирует всякую, в том числе и познавательную, деятельность студентов и вызывает (в большой степени) положительные эмоции. То и другое обеспечивает развитие способностей, формирование системы знаний и, следовательно, развитие общего и педагогического интеллекта, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности -значимых составляющих качества подготовки специалистов в ВУЗе.
Таким образом, гармоническое сочетание различных форм активности студента -учебной, спортивной, научной - составляет внутреннее основание для всестороннего развития личности будущего преподавателя физической культуры, что и может быть достигнуто благодаря рационализации процесса специальной (двигательной) подготовки посредством новых нетрадиционных методик и их оптимального сочетания в процессе комплексных воздействий.
Литература
1. Баранов В. И. Совершенствовать систему повышения квалификации руководящих кадров физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 1. - С. 19-24.
2. Борисов Ю. В. Планы и программы краткосрочной подготовки и повышения квалификации физкультурных кадров / Ю. В. Борисов. - М. : Госкомспорт СССР, 1984. - 225 с.
3. Волков Г. Н. Педагогика любви: избранные этно-педагогические сочинения / Г. Н. Волков. - М. : Магистр-Пресс, 2002. - 455 с.
4. Евсеев С. П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом : дис. ... д-ра пед. наук (в виде научн. докл.) / С. П. Евсеев. - М., 1995. - 79 с.
5. Зациорский В. М. Биомеханика двигательного аппарата человек / В. М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.
6. Кореций В. М. Современные проблемы профессионально - педагогической подготовки студентов физкультурных ВУЗов по специализации // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 10. - С. 42-44.
7. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 185 с.
8. Оллпорт Г. Личность в психологии: пер. с англ. / Г. Оллпорт. - М. : КСП+, СПб. : Ювента, 1998. - 345с.
9. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В. А. Сластенин. М. : Прометей, 1993. - 177 с.
10. Чесноков А.В. Модернизация процесса формирования профессиональных компетенций педагогов физической культуры. Монография / А.В. Чесноков. - Томск, изд-во ТГПУ. 2009 - 252с.