Научная статья на тему 'Специфика профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры'

Специфика профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING / COMPONENTS OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Похоруков О. Ю.

Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры, автор рассматривает совокупность направлений и формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры в контексте изменения ключевых педагогических позиций и ориентаций высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Похоруков О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры»

Похоруков О.Ю.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кузбасская государственная педагогическая академия

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры, автор рассматривает совокупность направлений и формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры в контексте изменения ключевых педагогических позиций и ориентаций высшего педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная подготовка учителей физической культуры, компоненты профессиональной подготовки учителей физической культуры

Keywords: professional the competence, vocational training of teachers of physical training, components of vocational training of teachers of physical training

Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В. А. Сластенин [9]). Первый принцип требует от педагога наполнить взаимодействие с обучаемыми ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, природа, труд, познание, общение (а стало быть, и процесс подготовки педагогов должен строиться соответствующим образом). Второй - направляет внимание педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения в своей жизни. Третий - определяет такое отношение к ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность, уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике личностного становления.

Эти три новых направления в профессиональной подготовке учителя задаются названными сущностными характеристиками: - философской подготовкой на основании духовных ценностей, выработанных историей; диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог, выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и способным производить свободный выбор, за который может нести ответственность [4]. Только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром; - этическая подготовка учителя должна становиться основанием для его умения принимать личность воспитанника как данность. Такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм, вседозволенность. Данные умения сохраняют работу педагога с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а не собранием объектов. Таким образом, подготовка к воспитательному и образовательному процессу, в целом, нуждается в кардинальном пересмотре, как содержания, так и технологии обучения и воспитания.

Процесс постоянного обновления содержания высшего физкультурного образования обусловлен такими объективными факторами, как процесс развития

соответствующих наук; изменяющийся исторически конкретный социальный заказ высшей школе; уточняющимися требованиями профессии к ее исполнителю. Основными принципами отбора содержания учебных предметов являются: целостность и системность научных знаний; связь теории с практикой, с педагогической деятельностью; соответствие учебного материала современному уровню развития науки, а также познавательным возможностям студентов.

В условиях профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры отбор и организацию содержания психолого-педагогических дисциплин мы предлагаем вести не только на основе имеющихся общенаучных положений, но и с учетом этапов и механизмов профессионального становления будущего педагога. Основным отличием такого подхода в обучении является попытка с помощью содержания образования обеспечить три линии в подготовке специалиста [5]. Первой линией, или направлением, работы является специализация студентов, которая означает успешное вхождение в новую социальную ситуацию, усвоение новых общественных норм и отношений. Для студентов это, прежде всего, включение в новый вид деятельности -обучение профессии, которое ведет к перестройке всего образа жизни, расширению и усложнению общественных связей.

Не менее важной является линия профессионализации - вхождения в профессию, усвоение ее требований к исполнителю, которые способствуют переструктурированию всей потребностно-мотивационной сферы студента. Эти две важнейшие задачи в подготовке специалиста не могут быть успешно реализованы без специального психолого-педагогического обеспечения персонализации личности, предполагающей реализацию индивидуального потенциала студента, процессов, связанных с представлением персоны во внутреннем мире других людей, формировании самосознания.

Названные три линии развития личности будущего профессионала, на наш взгляд, тесно связаны с этапами профессионального становления, которые проходит молодой специалист, приступающий к деятельности по своей специальности. Эти этапы следующие:

1. Становление Я-концепции, т.е. системы представлений о себе как о профессионале.

2. Становление концепции деятельности, означающее поиск и опробование методов и средств деятельности, выработку авторских подходов или целостной методики.

3. Становление концепции воспитанника, т.е. системы представлений о личностных особенностях занимающихся и овладение средствами познания и коррекции их внутреннего мира [2].

Переход от этапа к этапу сопровождается противоречивым отношением педагога к результатам своей работы, названным кризисом компетентности, который перестраивает предыдущую концепцию, уточняет ее, что и является главным условием развития личности профессионала, роста его мастерства.

Можно предположить, что использование представлений об этапах профессионального становления специалиста в его трудовой деятельности уже на этапе профессиональной подготовки, а именно в организации содержания психолого-педагогических дисциплин, в частности на курсе спортивного совершенствования, улучшит результаты их труда в будущем, а также обеспечит им более эффективное функционирование в профессиональной сфере в целом.

Базовым элементом психолого-педагогической подготовки должны стать знания, способствующие осознанию себя студентом как личности и индивидуальности, пониманию закономерностей психической деятельности, овладению способами регуляции поведения и отношений с окружающими людьми, развитию высших психических процессов и функций. Результатом такого обучения должны стать позитивная Я-концепция и социально-психологическая компетентность будущего профессионала.

Вторым блоком учебных дисциплин, призванных формировать концепцию профессиональной деятельности, могут стать педагогические предметы, содержащие технологические знания о способах учебного и воспитательного взаимодействия со спортсменами и занимающимися физической культурой, наибольший интерес из которых, сегодня представляют «активные» методы теоретического обучения: групповая дискуссия, деловая игра, коллективный поиск информации. При этом педагогические дисциплины должны предложить студентам не только содержательные, но и главным образом процессуальные характеристики этих способов обучения, т.е. активно использоваться в процессе занятий. Одним из основных условий успешности технологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются многообразие и оправданная вариативность методических подходов, что в терминах теории личностно-ориентированного обучения называют «широкой образовательной средой». Это условие позволяет студенту «примерить на себя» способы взаимодействия с воспитанниками, сформировать индивидуальный стиль педагогического труда [7].

Не менее важным блоком психолого-педагогической подготовки являются дисциплины, основное содержание которых посвящено объекту труда будущего специалиста по физической культуре. При этом следует отметить, что психолого-педагогические предметы имеют возможность характеризовать объект педагогической деятельности одновременно с её субъектом, т.е. активным участником, полноправным творцом продукта труда. Это условие требует включения в содержание психолого-педагогической подготовки сравнения и детального анализа субъект-объектного и субъект-субъектного типов взаимодействия спортивного педагога со своими подопечными, анализа возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, мотивов их деятельности в соответствии с возрастом, видом и этапом физической подготовки.

Подобная логика построения содержания психолого-педагогической подготовки может быть реализована в учебных предметах, соответствующих новым государственным требованиям к специалисту с высшим физкультурным образованием. Это предметы: «Психология и педагогика», «Психология физического воспитания», «Основы акмеологии», «Педагогические основы воспитательной деятельности в области физической культуры», «Основы педагогического мастерства», а также «Психология педагогической деятельности тренера». Концентрическое расположение учебного материала от личности студента к его профессиональной деятельности и личности воспитанника может быть использовано и в отдельных предметах психолого-педагогического цикла. Именно посредством данных дисциплин и должны формироваться профессиональные компетенции (качества и способности) специалиста физической культуры.

Критерием успешности такого подхода к подготовке специалиста может служить их теоретическая и практическая подготовленность к осуществлению профессиональной деятельности, а также их реальное включение в сферу физической культуры после окончания ВУЗа.

Общеизвестно, что личность выражается, прежде всего, в мотивах её деятельности. Мотивационную сферу сознания личности данной категории преподавателей составляет интерес к физической культуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в том числе и физическому, любовь к детям, чувство долга и ответственности за порученное дело, глубокая убеждённость в большой общественной важности физической культуры учащихся. Эти качества активизируют, интегрируют и направляют потенциальные возможности личности на формирование педагогических способностей и мастерства. Следовательно, и само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства, при ведущем значении

мотивации профессиональной деятельности.

Между тем, у большинства студентов факультета физической культуры преобладают непосредственные мотивы учения (интерес к физической культуре, любовь к определённому виду спорта, стремление к физическому совершенству), которые являются выражением сугубо личной направленности. Профессиональные мотивы (интерес к физкультурно-педагогической деятельности, любовь к детям и т.п.) остаются, к сожалению, на втором плане [3]. Среди студентов младших курсов преобладают желающие стать тренерами, но не работать в школе. Всё это во многом осложняет учебно-воспитательный процесс, отрицательно влияет на качество профессиональной подготовки преподавателей: некоторые студенты формально относятся к учебно-тренировочной работе, не стремятся овладеть специальностью, чувствуют разочарованность, успеваемость снижается.

Недостатки содержания образования соответственно сказываются на результатах профессиональной подготовки педагога физической культуры: недостаточно внимания уделяется специальной двигательной подготовке; элементы педагогических умений формируются иногда вне структуры педагогической деятельности; принцип единства обучения и воспитания студентов реализуется недостаточно; воспитательные задачи решаются как бы сами собой. В результате будущий преподаватель неплохо усваивает отдельные предметы, но использовать свои знания в педагогической работе затрудняется [1].

Педагогическое образование перестаёт быть подлинно профессиональным, если оно не даёт полноценной психолого-педагогической подготовки, а для преподавателя физической культуры - еще и специальной двигательной.

Поэтому, кроме общепедагогических знаний, умений и способностей, преподаватель физической культуры должен обладать высоким уровнем двигательной подготовленности, и в этом заключается специфическая особенность данной категории специалистов.

Двигательная деятельность, будучи специфической особенностью преподавателя физической культуры, определяется содержанием самого предмета, как уроков физической культуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями преподавателю необходимо квалифицированно владеть техникой физических упражнений, её яркой демонстрацией, приёмами помощи и страховки школьников. И вообще, следует подчеркнуть многообразный и специфический характер работы преподавателя физической культуры.

Так, содержание профессиональных умений преподавателя физической культуры составляют специфические двигательные качества и собственно педагогические умения. Специфические двигательные умения можно отнести к так называемой педагогической технике, с помощью которой преподаватель передаёт знания учащимся (показ упражнения, помощь, страховка), и без которых немыслим процесс физического воспитания учащихся.

В собственно педагогических умениях и навыках синтезируются теоретические знания и практические действия преподавателя физической культуры, базирующиеся на его двигательной подготовленности. Следует подчеркнуть важность умения планировать процесс физического воспитания учащихся, организовывать физкультурно-массовую и тренерскую работу, налаживать деловые взаимосвязи с участниками учебно-воспитательного процесса, анализировать результаты своего труда с целью творческого совершенствования последующей деятельности.

При более детальной классификации собственно педагогических способностей педагога физической культуры выделяются специфические: овладение двигательными умениями и навыками и достаточной степенью двигательной подготовленности; а также общедидактические - это способность передавать знания, делая их интересными и

доступными; экспрессивные - способность вооружать знаниями посредством эмоционального воздействия (мимики, жестов, различной тональной речи); авторитарные - способность непосредственного волевого влияния на учащихся; мобилизационные -способность активизации внимания, знаний, сил и воли школьников; социально-перцептивные - способность "видеть" ребёнка, стать на его позицию, умение сопереживать. Сопереживание - один из главных законов общения. Чаще всего не умеют общаться те, кто не понимает и не чувствует других.

В основе эффективной работы специалиста могут лежать разные способности. Так, преподаватели физической культуры в своей деятельности нередко опираются не только на педагогические, но и на музыкальные, технические, организаторские способности. При этом, чем выше уровень выраженности педагогических и профессиональных двигательных кондиций, тем выше результаты педагогического труда [6].

Многообразие педагогических способностей, в частности, двигательного мастерства, расширяет возможность компенсации недостающих качеств и содействует формированию индивидуального стиля деятельности преподавателя.

Однако, некоторые важнейшие стороны личности преподавателя физической культуры вообще не могут быть сформированы методами опосредованного опыта (при помощи лектора или учебных тестов), а только в двигательной практической деятельности [8].

Такой подход к профессионально-педагогическому образованию специалиста позволяет считать важным вывод о необходимости формирования основ профессионального мастерства будущего преподавателя физической культуры ещё в стенах педагогического ВУЗа, причем с акцентом на их специальную (двигательную) подготовленность.

Качество подготовки специалистов связано и во многом определяется эффективностью и успешностью учебной деятельности студентов. В то же время успешность любой деятельности определяется активностью личности и ее оптимальным психическим состоянием. Следовательно, чтобы повысить качество подготовки специалистов, необходимо активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечить ее эффективность и создать такие условия жизнедеятельности, при которых различные психические функции находились бы в оптимуме или близком к нему состоянии. Этому способствует реализация в учебном процессе основного принципа гуманизации образования - обращение к личности, индивидуальности студента и создание условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Такие условия обеспечиваются при индивидуализации обучения, которое понимается нами как обучение с учетом индивидуально - психологических особенностей студентов и их склонностей к определенной профессиональной деятельности. Именно поэтому индивидуализация обучения способствует формированию направленности к будущей профессиональной деятельности и развитию мотивации к учебной деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает самоорганизацию и саморазвитие личности, успешность ее познавательной деятельности. Индивидуализация обучения активизирует всякую, в том числе и познавательную, деятельность студентов и вызывает (в большой степени) положительные эмоции. То и другое обеспечивает развитие способностей, формирование системы знаний и, следовательно, развитие общего и педагогического интеллекта, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности -значимых составляющих качества подготовки специалистов в ВУЗе.

Таким образом, гармоническое сочетание различных форм активности студента -учебной, спортивной, научной - составляет внутреннее основание для всестороннего развития личности будущего преподавателя физической культуры, что и может быть достигнуто благодаря рационализации процесса специальной (двигательной) подготовки посредством новых нетрадиционных методик и их оптимального сочетания в процессе комплексных воздействий.

Литература

1. Баранов В. И. Совершенствовать систему повышения квалификации руководящих кадров физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 1. - С. 19-24.

2. Борисов Ю. В. Планы и программы краткосрочной подготовки и повышения квалификации физкультурных кадров / Ю. В. Борисов. - М. : Госкомспорт СССР, 1984. - 225 с.

3. Волков Г. Н. Педагогика любви: избранные этно-педагогические сочинения / Г. Н. Волков. - М. : Магистр-Пресс, 2002. - 455 с.

4. Евсеев С. П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом : дис. ... д-ра пед. наук (в виде научн. докл.) / С. П. Евсеев. - М., 1995. - 79 с.

5. Зациорский В. М. Биомеханика двигательного аппарата человек / В. М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.

6. Кореций В. М. Современные проблемы профессионально - педагогической подготовки студентов физкультурных ВУЗов по специализации // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 10. - С. 42-44.

7. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 185 с.

8. Оллпорт Г. Личность в психологии: пер. с англ. / Г. Оллпорт. - М. : КСП+, СПб. : Ювента, 1998. - 345с.

9. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В. А. Сластенин. М. : Прометей, 1993. - 177 с.

10. Чесноков А.В. Модернизация процесса формирования профессиональных компетенций педагогов физической культуры. Монография / А.В. Чесноков. - Томск, изд-во ТГПУ. 2009 - 252с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.