Научная статья на тему 'Структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности'

Структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / FUTURE TEACHER / PHYSICAL CULTURE / STRUCTURAL KOMPONENTY / KNOWLEDGES / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальченко Л. В.

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы в статье выяснены структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гальченко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности»

Гальченко Л.В. ©

Преподаватель кафедры спортивных игр, Запорожский национальный университет

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы в статье выяснены структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: будущий учитель, физическая культура, структурные компоненты, знания, умения.

Keywords: future teacher, physical culture, structural komponenty, knowledges, abilities.

Профессиональная деятельность специалиста является особенным уровнем и способом выполнения любого вида деятельности с опорой на социальный опыт поколений, то есть на культуру общества. Деятельность специалиста физической культуры и спорта, регулируя систему отношений между обществом и занимающимися, обеспечивает накопление, сохранение, реализацию и передачу в поколениях всего образовательного, воспитательного и культурного потенциала отрасли.

Для обеспечения высокого уровня выполнения учебной деятельности будущий учитель физического воспитания должен владеть, как считает Г.И. Михайлишин, такими умениями: "формировать в учениках мотивацию к занятиям физической культурой, используя разнообразные средства и методы физического воспитания; докладывать теоретический материал, используя разные словесные методы; органично совмещать теоретический и практический материал в рамках одного занятия; реализовывать межпредметные связи; предупреждать ошибки в учебе двигательному действию; обнаруживать причины их проявления, вносить необходимые коррективы в учебный процесс; обеспечивать соблюдение правил техники безопасности; формировать знание относительно значения и влияния занятий физической культурой на организм ребенка и ее развитие; совмещать процесс учебы двигательному действию с воспитанием личности ученика" [7, 124].

По мнению Б.М. Шияна, "высокий уровень подготовки будущих учителей физической культуры достигается при условиях: научного обоснования и внедрения в процесс их профессиональной подготовки теоретико-методических элементов (знаний, умений, навыков), ориентированных на формирование физической культуры школьников; переориентацию системы физического воспитания из консервативно-нормативной модели, что противоречит требованиям школьного физкультурного образования, на инновационную педагогическую деятельность, составляющими которой являются конструктивный, организационный, коммуникативный и исследовательский компоненты" [11, 372].

Работа выполненная в соответствии с планом НИС Запорожского национального университета.

Цель статьи заключается в выяснении структурных компонентов готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

©Гальченко Л.В., 2013 г.

Перспективной базой для повышения эффективности педагогического процесса при освоении курса "Подвижные игры", как считает О.Л. Жарикова есть постоянная обратная связь в системе педагог-студент, что позволяет обнаружить субъективную (по самооценкам студентов уровня освоенности ими курса; системам ведения учебного процесса и оценки знаний) и объективную (по экспертным оценкам динамики педагогического мастерства студентов квалифицированными специалистами) компоненты повышения эффективности подготовки специалистов, готовых работать с разным социальным контингентом [2, 10].

Отечественные и зарубежные исследователи рассматривали разные аспекты организации профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях: психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога (Н.М. Борисенко), педагогические условия организации самовоспитания студенческой молодежи (А.И. Калиниченко), индивидуализацию профессионально- педагогической подготовки учителя (А.М. Пехота), психологические особенности профессиональной подготовки студентов к будущей спортивно- педагогической деятельности (А.П. Федик), теоретические основы профессиональной подготовки учителя (Н.Д. Хмель), педагогическое стимулирование морального самовоспитания будущих учителей (О.М. Яций).

В научном кругу осуществляется поиск путей усовершенствования профессионального физкультурного образования. В настоящее время существует большое количество научных трудов, авторы которых (Г.М. Арзютов, М.Я. Виленский, А.Ц.

Деминский, Е.П. Каргополов, А.П. Конох, В.Ф. Костюченко, В.В. Кузин, B.C. Макеева,

Е.Н. Перфильева, П.К. Петров, Н.Е. Пфейфер, Л.П. Сущенко, Ж.К. Холодов, В.Т. Чичикин, А.Г. Черноштан, Б.М. Шиян, Ю.М. Шкребтий и другие).

Важным условием успешного освоения педагогической деятельности, как считает Н.В. Мухаметзянова является формированием правильного представления студентов о ее содержании и структуре. Автор отмечает, что профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры являет собой комбинацию спортивного и педагогического компонентов. Следовательно, это находит освещение в особенностях профессионально важных качеств, формуемых в процессе освоения профессиональной деятельности [8, 31].

Г.М. Шмелькова отмечает, что "компонентами готовности к профессиональной деятельности является профессиональное самосознание специалиста, отношения, к деятельности, знание о предмете и способах деятельности, навыка и умения практического воплощения их способов, профессионально-значимые качества личности" [12, 224].

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный автором, свидетельствует о том, что в структуре готовности исследователи выделяют такие компоненты как: "когнитивный; деятельностный, мотивационный и комуникативно-рефлексивний" (Л.И. Иванова); "гностический, организационный, коммуникативный и конструктивний" (В.И. Иваносова); "мотивационный, когнитивно-методический, организацийно-деятельностный" (И.В. Панасюк).

Б.А. Максимчук, исследуя готовность учителя к проведению эффективных занятий по физкультуре выделил такие интеграционные компоненты: "мотивационный компонент готовность студента определяется, как комплекс взаимоувязываемых мотивов будущего учителя к работе. Это находит свое проявление в отношении студента к педагогической деятельности, в его целевых ориентациях к профессиональной деятельности. Когнитивный компонент характеризуется количеством и качеством усвоенных знаний из комплекса учебных дисциплин, которые служат средством решения профессиональных знаний из спортивно-массовой работы. Операционный компонент характеризуется сформированной системой педагогических умений и навыков, которые используются будущим учителем в професийно-педегогичний деятельности. Рефлексийний компонент готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности характеризуется наличием у студента умений анализировать приобретенные навыки в организации спортивно-массовых мероприятий с учениками начальной школы" [6, 53].

Следовательно, на основе теоретического анализа научной литературы и результатов собственного исследования можно выделить такие структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности: мотивационный, содержательно-познавательный, процессуальный, личностный (рис. 1).

Рис. 1. Структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности

В структуре готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности сущность мотивационного компонента характеризуется позитивной мотивацией, интересом к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

Анализ литературы, проведенный Е.П. Ильиним, свидетельствует о том, что понятие "мотивация" рассматривается как совокупность факторов, которые поддерживают и направляют, то есть определяют поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет ее направленность [4, 65].

По мнению М. Карченковой, "мотивация выполняет побудительную, организующую и смыслообразовывающую функции, которые в своем единстве выступают в роли движущих сил активности студентов. Смыслообразующая функция предоставляет учебе личностный смысл и значимость, определяет характер проявления двух других функций, является главной для мотивационной сферы. Следовательно, смысл учебы, его роль в развитии студента в значительной мере определяет структуру мотивационной сферы. То есть мотивация является тем внутренним стимулом, без которого невозможно формирование цели, а значит, сама деятельность становится бессмысленной" [5, 17].

Содержательно-познавательный компонент отображает профессионально-ориентированные знания будущего учителя о теории и методике преподавания подвижных и национальных игр.

А.В. Забора утверждает, что "основное внимание при формировании знаний и навыков будущих учителей физической культуры должно быть направлено на преподавание спортивно-педагогических дисциплин, содержание, которых должено быть переориентировано на формирование профессионального сознания будущего учителя и включать: формирование современной техники исполнения упражнений как основы метода реального показа; овладение методиками развития двигательных способностей и учебы основным физическим упражнениям школьной программы из физической культуры" [3, 45].

На основе изучения литературы, собственного опыта преподавательской деятельности, а также предыдущего опроса студентов, был создан ориентировочный перечень знаний, которые по нашему мнению, будут способствовать обновлению целей, методов, средств, организационных форм, содержания формирования готовности будущих учителей физической культуры, к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности. Они могут быть поданы в таком виде: 1) знание об истории

возникновения и развитие игр; 2) знание о классификации, видах и функциях игр; 3) знание о методических аспектах проведения игр с детьми разных возрастных групп; 4) знание об особенностях проведения игр в урочной и во внеурочной формах физического воспитания; 5) знание об особенностях проведения игр на занятиях по общей физической подготовке и спортивной направленности; 6) знание об особенностях организации и методики проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 7) знание о содержании разнообразных подвижных и национальных игр, эстафет, игр-аттракционов; 8) знание об использовании украинских народных игр по народному календарю; 9) знание о методике использования игр и эстафет с учениками специальных медицинских групп.

Процессуальный компонент отображает профессиональные умения и навыки будущего учителя, которые необходимы в процессе обучения студентов подвижным и национальным играм.

Ю.В. Сорокопут и Э.Н. Набат указывают, что деятельность учителя физической культуры должна быть направлена на формирование у студентов профессиональной позиции, основанной на умении организовывать физкультурно-спортивную, физкультурно-оздоровительную деятельность учеников, которая способствует осознанию ими счастливой сущности момента [10, 24].

О.В. Омельчук утверждает, что "специфика педагогической деятельности учителя физической культуры, заключается в том, что он должен решать полифункциональные задачи: это учеба, воспитание, развитие и оздоровление, а значит будущий учитель должен быть компетентным в этих направлениях деятельности" [9, 53].

По нашему мнению, к профессиональным умениям и навыкам при использовании подвижных и национальных игр относятся такие: 1) умение и навыки руководства и управления учебно-воспитательным процессом с использованием подвижных и национальных игр; 2) умение и навыки избирать игры адекватные уровню физической подготовленности, состояния здоровья, общей нагрузке на уроке; 3) умение и навыки наблюдать за игрой, исправлять ошибки, устно и в письменном виде разобрать игру; 4) умение и навыки определять физическую и психологическую нагрузку и корректировать условия игры в соответствии с состоянием занимающихся; 5) умение и навыки применения в играх упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки; 6) умение и навыки применения межпредметных связей с использованием игр; 7) умение и навыки самостоятельно подобрать и составлять игровые комплексы: в соответствии с заданной направленностью на развитие определенных физических качеств и для определенного возраста; 8) умение и навыки модифицировать игру относительно заданной направленности, контингента и особенностей среды, и самостоятельно разработать новую подвижную игру с определенной целевой установкой; 9) умение и навыки творчески адаптировать игру к педагогической ситуации и использовать ее на физкультурно-спортивную, рекреативно-оздоровительную и культурно-массовую направленность; 10) умение и навыки составления сценария, положений о соревновании, плана-конспекта урока, конспекта по подвижным и национальным играм.

Личностный компонент отображает развитие будущего учителя, стремление к самоусовершенствованию, реализации организаторских способностей и творческого потенциала, при использовании подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

И.М. Верхогляд и Н.М. Юрченко отмечают, что "профессионально-значимые качества преподавателя влияют на профессионально-личностный рост будущего учителя физического воспитания, развитие его, мотивационно-ценностного отношения в целом к педагогической деятельности и в частности, к внедрению современных учебных технологий" [1, 24].

Развитие личности студента предусматривает прежде всего развитие его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, воспитанию целостного человека. Особенное внимание в процессе личностно-ориентированной профессиональной подготовки уделяется максимальному учету таких

индивидуальных личностных свойств студентов как: особенности восприятия, внимания, памяти, умственных процессов, волевых качеств, мотивации, самооценки.

В процессе готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности основной целью должно быть укрепление здоровья учеников, совершенствования их морфофункционального развитию (оптимального уровня здоровья, физического развития, двигательной подготовленности) и подготовка учеников к будущему умственному и физическому труду.

Выводы.

Структурными компонентами готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности являются такие: мотивационный компонент, который характеризуется позитивной мотивацией, интересом к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности, содержательно-познавательный компонент отображает профессионально-ориентированные знания будущего учителя о теории и методике преподавания подвижных и национальных игр, процессуальный компонент отображает профессиональные умения и навыки будущего учителя, которые необходимы в процессе обучения студентов подвижным и национальным играм, личностный компонент отображает развитие будущего учителя стремления к самоусовершенствованию, реализации организаторских способностей и творческого потенциала, при использовании подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

Перспективы последующего исследования мы видим в выяснении методик для характеристики уровней сформированности компонентов готовности к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности.

Литература

1. Верхогляд 1.М. Проблеми якост тдготовки вчшешв фiзичного виховання у вищих навчальних закладах Украши / 1.М. Верхогляд, Н.М. Юрченко // Вюник Чершпвського державного педагопчного ушверситету iм.Т.Г.Шевченка. - 2010. - Випуск 81. - С. 23-27.

2. Жарикова Е.Л. Программно-методическое обеспечение курса подвижные игры в системе подготовки специалистов в вузах физкультурного профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.Л. Жарикова. - Москва, 1996. - 17 с.

3. Забора А. В. Формування знань i навичок майбутшх вчшешв фiзичноï культури в процес вивчення дисциплш "Теорiя i методика фiзичного виховання" i "Пмнастика з методикою викладання": дис. ...канд. наук з фiзичного виховання i спорту: 24.00.02 / А. В. Забора. - X., 2004. - 197с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 115с.

5. Карченкова М. Мотивацшний компонент у структурi професiйноï готовност майбутшх учшешв фiзичноï культури / М.Карченкова // Спортивний вюник Придншров'я. - 2006. -№ 2. - С. 16- 18.

6. Максимчук Б.А. Сутнють готовност майбутнього вчителя початковоï школи до професiйноï дiяльностi з фiзичноï культури / Б.А.Максимчук // Новi технологи навчання. - 2006. - № 45. - С. 52-58.

7. Михайлишин Г.И. Формування професшних умшь майбутшх учшешв у системi виховноï роботи вищих навчальних закладiв фiзичного виховання / Г.Й.Михайлишин // Педагогика, психолопя та медико-бюлопчних проблем фiзичного виховання i спорту. -2006. - № 10. - С. 121-126.

8. Мухаметзянова Н.В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 5. - С. 3032.

9. Омельчук О.В. Педагопчна дiагностика формування професiйноï компетентности майбутшх учителiв фiзичноï культури в процес вивчення природничо-наукових

дисциплш / О.В.Омельчук // Вюник Чершпвського державного педегогiчного унiверсиету. - 2010. - Вип. 81. - С.78-82.

10. Сорокопут Ю.В. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования / Ю.В. Сорокопут, Э.Н. Набат // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 23, 24.

11. Шиян Б.М. Пщготовка вчителя фiзичноi культури третього тисячол^я / Б.М. Шиян // Концепщя розвитку галузi фiзичного виховання i спорту в Укрш'ш: Зб. наук. пр. - Рiвне: Принт Хауз, 2001. - Вип. 2. - С. 371-374.

12. Шмелькова Г.М. Професшна готовнють фахiвця до включення у професшну дiяльнiсть / Г. М. Шмелькова // Збiрник тез наук. конф. студенев, аспiрантiв та молодих вчених. -Запоржжя: ЗНУ, 2007. - С. 223-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.