части. Использование таких методов позволило улучшить работоспособность и стрессо-устойчивость администратора вуза.
Таким образом, опираясь на эмоциональное состояние представителя административного аппарата вуза, была создана индивидуальная рекомендуемая модель планирования рабочего времени представителя административно-управленческого аппарата для уменьшения риска профессионального выгорания, понижения повышенного уровня напряженности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллен, Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса / Дэвид Аллен. - 8-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 430 с.
2. Архангельский, Г.А. Организация времени / Г.А. Архангельский. - СПб. : Питер, 2006. -
448 с.
3. Дилтс, Р. Моделирование с помощью НЛП. Практикум по психотерапии / Р. Дилтс. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
4. Повышение эффективности использования рабочего времени администратора вуза / Ю.Е. Куценко, Е.Е. Никитская, Т.М. Еремина, Л.С. Булатова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166) - С. 137-140.
5. Куценко, Ю.Е. Инвентаризация эффективности рабочего времени администратора вуза / Ю.Е. Куценко, О.Н. Степанова, А.В. Кравченко // Школа будущего. - 2018. - № 2-18. - С. 101-106.
6. Цибульникова, В.Е. Тайм-менеджмент в образовании : учебно-методический комплекс дисциплины / В.Е. Цибульникова. - М. : [б.и.], 2016. -32 с.
REFERENCES
1. Allen, D. (2016), How to put things in order. The art of stress-free productivity, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow.
2. Arkhangelsky, G.A. (2006), Organization of time, Peter, St. Petersburg.
3. Dilts, R. (2001), Modeling with NLP. Workshop on psychotherapy, Peter, St. Petersburg.
4. Kutsenko, Yu.E., Nikitskaya, E.E., T.M. Eremina and L.S. Bulatova. (2018). "Improving the efficiency of working time of the university administrator", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 137-140.
5. Kutsenko, Yu.E., Stepanova, O.N. and A.V. Kravchenko. (2018), "Inventory of the effectiveness of the working time of the university administrator", School of the Future, No. 2-18, pp. 101-106.
6. Tsibulnikova, V.E. (2016), Time management in education: teaching and methodological complex of the discipline, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2019
УДК 796.011.3
ХАТХА-ЙОГА КАК ВИД ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В МЕТОДИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Ольга Васильевна Ларионова, старший преподаватель, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского
Аннотация
В статье рассмотрена методика оздоровления студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ) с применением элементов и упражнений Хатха-йоги в сочетание с традиционными средствами физической культуры. Использование этой методики на занятиях по физической культуре и во время самостоятельных занятий студентов будет способствовать укреплению здоровья, снятию стресса и формированию положительной мотивации к занятиям.
Ключевые слова: здоровье, студенты, йога, упражнения, физическая нагрузка.
HATHA YOGA AS A TYPE OF PHYSICAL ACTIVITY IN THE TECHNIQUE OF STUDENTS' HEALTH IMPROVEMENT
Olga Vasilyevna Larionova, the senior teacher, Saratov State University
Annotation
The article deals with the health-improving technique applied to the students who belong to a special medical group (hereinafter SMG) for health reasons. This technique involves elements and exercises of Hatha yoga, which are combined with traditional means of physical culture. The use of this technique in class and during students' unsupervised activities will contribute greatly to health promotion, stress relief and formation of positive motivation for Physical Education classes.
Keywords: health, students, yoga, exercises, physical load.
ВВЕДЕНИЕ
Обществу в условиях реализации нацпроектов сегодня как никогда нужны профессионально-компетентные, трудоспособные и высокомобильные специалисты. С переходом на новые образовательные стандарты ФГОС ВО 3+ изменилось содержание образовательных программ подготовки бакалавров по многим дисциплинам и, как следствие, увеличились требования к учебной и профессиональной подготовленности, что привело к интенсификации образовательного процесса в целом. В этих условиях задача сохранения и укрепления здоровья студентов в период обучения в вузе является одной из важнейших [1]. Именно поэтому одной из актуальных задач физической культуры в вузе является реализация оздоровительных программ и здесь особое внимание следует обратить на студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ).
Цель работы - обосновать включение в учебную программу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» Хатха-йоги как вида двигательной деятельности доступной для всех студентов, включая студентов СМГ, независимо от их состояния здоровья, пола и физической подготовленности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Состояние здоровья и физическая подготовленность выпускников российских школ - проблема, которая в настоящее время широко обсуждается на разных уровнях: во власти, в образовательных учреждениях, в комиссиях военкоматов, в медучреждениях и т.д. Также остро стоит вопрос о трудоспособности и профессиональной реализации молодых людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. О тенденции ухудшения здоровья учащихся и низком уровне физической подготовки указывают результаты обследований состояния физической подготовленности учащихся, проводимые многими исследователями. Также авторы указывают на сложности процесса адаптации выпускников школ к обучению в вузе [2]. Особенно сложно тем, кто приезжает на учебу из других регионов, тем, кто имеет слабое здоровье и хронические заболевания, студентам из неполных семей. Оторванные от привычной жизни и вынужденные самостоятельно решать социально-бытовые проблемы: обустройство в общежитии, приготовление пищи, приспосабливаться к климатическим условиям и т.п., они оставляют на учебу недостаточно времени и, как следствие, уже с первого семестра обучения начинают появляться проблемы в учебе, в отношениях с преподавателями, однокурсниками, часто обостряются хронические заболевания.
Сложившаяся негативная тенденция со здоровьем первокурсников наблюдается и в СГУ Это подтверждают данные из ежегодной отчетной документации кафедры физического воспитания и спорта и здравпункта СГУ, приведенные за несколько лет [3]. В таблице 1 представлены данные о состоянии здоровья студентов-первокурсников и в целом по СГУ (2016-2018 гг.). Очевидно, что рост числа студентов с отклонениями в состоянии здоровья, требует усиления оздоровительной направленности физического воспитания и системного применения средств оздоровления, как в урочных, так и в самостоятельных занятиях
физической культурой.
Таблица 1 - Функциональное состояние здоровья студентов
Год Функциональное состояние студентов (кол-во в %) 1 курс / общее по вузу
1 группа (основная) 2 группа (подготовительная) 3 группа (специальная медицинская) 4 группа (освобожденные)
2016 50,5 / 50,6 28,0 / 25,4 17,2 / 17,8 4,3 / 6,2
2017 46,1 / 49,2 31,5 / 28,3 17,5 / 17,6 4,9 / 4,9
2018 44,3 / 43,2 32 / 33,9 19,7 / 18,8 4 / 4,1
Опыт работы со студентами СГУ и с учащимися МОУ «Лицей прикладных наук» показал возможность использования методов йоги на занятиях физической культуры. Практики Хатха-йоги были опробованы на уроках гимнастики в Лицее прикладных наук и на занятиях со студентами 1 курса СГУ Был составлен комплекс упражнений (асан) для начинающих, который включал упражнения на дыхание; ряд сбалансированных поз на выносливость, силу, равновесие, растягивание и концентрацию внимания; чередование различных поз в положении сидя, стоя в равновесии, наклоны назад, скручивания, перевернутые позы, отдыха. Упражнения выполнялись в медленном темпе. Заканчивалось занятие упражнениями на релаксацию. С целью выявления результативности оздоровительной работы по методикам с использованием Хатха-йоги были проведены исследования среди студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение одного семестра (февраль-май) 2018г. во время учебно-практических занятий. Студенты СМГ 1-го курса Института химии СГУ и факультета нелинейных процессов (ФНП) в возрасте 17-18 лет, были разделены на 2 группы: контрольная 16 и экспериментальная 14 человек. Перед началом эксперимента все студенты прошли контрольное тестирование физической подготовленности: уровень развития гибкости, тесты на силовую выносливость и оценку психологического состояния по методике САН. Обе группы занимались по расписанию учебных занятий 2 раза в неделю по 2 часа по стандартной схеме, состоящей из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части занятия (до 15-20 мин) выполнялись общеразвиваю-щие упражнения, чередуясь с дыхательными упражнениями. В основной части внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются бег, чередующийся с ускоренной ходьбой, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие. В заключительной части занятия (5-10 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.). Студенты контрольной группы занимались по общепринятой методике, а в экспериментальной группе в основной части занятия выполнялись комплексы упражнений Хатха-йоги [3]. Результаты по оценке физической подготовленности представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты тестов оценки физической подготовленности
Показатель Группы, Х±т
Контрольная, п=16 Эксперимент., п=14
Гибкость (см.) начало 13,0±1,5 11,7±1,7
конец 15,4±1,6 14,2±1,2
Силовая выносливость (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-раз) начало 16,5±2,3 17,7±1,7
конец 20,1±2,3 22,6±1,9
Силовая выносливость (подъем туловища, кол-во раз/мин.) начало 31,7±1,9 32±1,9
конец 36,1±1,6 37,3±1,6
В экспериментальной группе в результате занятий наблюдается увеличение гибкости на 21,3%, силовых показателей - 27,6% в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре лежа и на 16,5% в упражнении на пресс (р <0,05). В контрольной группе гибкость увеличилась на 18,4%, а силовые показатели улучшились на 21,8% и на 13,8% соответственно.
Для субъективной оценки состояния студентов применялась методика САН [4]. Обработка вопросников САН показала, что студенты всех групп после эксперимента оценили изменения в своём состоянии как улучшение самочувствия, настроения и увеличение активности. Уровень самочувствия и настроения у всех студентов и до эксперимента оценивался как «высокий», а активность - как «средний» уровень. Однако в экспериментальной группе изменения показателей САН оказались более выраженными. После первых же занятий студенты проявили интерес к системе йогов и отметили пользу таких занятий. Студенты обучались чувствовать свое тело и управлять им. После регулярных занятий в течение семестра студенты отметили улучшение осанки, повышение психологической устойчивости, снижение утомляемости, повышение работоспособности. Результаты проведенного в конце эксперимента опроса студентов показали желание студентов продолжать заниматься оздоровительной гимнастикой не только на учебных занятиях, но и самостоятельно в домашних условиях, что подтверждает устойчивый интерес к этим занятиям. Студенты отметили, что занятия йогой учит их применять оздоровительные упражнения в целях профилактики (80%), им интересно получить больше знаний об оздоровлении собственного организма (65%). В ходе опроса также выявлена заинтересованность студентов в овладении техниками психологической саморегуляции (50%) и в умении применять их в повседневной жизни. Студенты, занимающиеся йогой, также оценили значение релаксационных мелодий, звучащих на занятии, и считают, что это хорошо способствует расслаблению и создает приятный эмоциональный фон.
ВЫВОДЫ
Системное применения Хатха-йоги в урочных занятиях физической культурой способствует усилению оздоровительной направленности занятий по физической культуре, что особенно важно для поддержания здоровья студентов СМГ. Занятия физическими упражнениями в целом оказывают положительное влияние на состояние. Комплексы упражнений (асан) интересны студентам и доступны им к выполнению, не зависимо от пола и уровня физической подготовленности студентов. Повышение силовых способностей и гибкости объясняется функциональностью выполнения асан, так как при выполнении упражнений на статику задействуется гораздо больше мышц, чем при выполнении силовых упражнений локального действия. Это подтверждается и мнением самих студентов и результатами оценки их физической подготовленности.
Научившись выполнять упражнения и освоив практику Хатха-йоги, студенты проявили интерес к самостоятельным занятиям и во внеурочное время. Таким образом, включение в учебную программу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» Хатха-йоги как вида двигательной деятельности для студентов СМГ будет мотивировать их на поддержание своего здоровья, используя освоенные методики, желание и собственное время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожина, Л.Ф. Сохранение здоровья студентов одна из задач процесса обучения / Л.Ф. Кожина, И.В. Косырева, О.В. Ларионова // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 5 (23). - С. 377-382.
2. Ларионова, О.В. К вопросу о физическом состоянии и физической подготовленности студентов 1 курса / О.В. Ларионова, В.А. Горячева, С.В. Сбитнева // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 1016-1021.
3. Серебренникова, С.Н. Комплексы упражнений из Хатха-йоги для уроков физической культуры в вузе и школе : учебно-методическое пособие / С.Н. Серебренникова, Н.Н. Воротилова, О.В. Рачковская. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2013. - 59 с.
4. Римская, Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. - Москва : АСТ-Пресс, 1999. - 367 с.
REFERENCES
1. Kozhina, L.F., Kosyreva, I.V. and Larionova, O.V. (2017), "Preservation of students' health as another task of learning process", Theory and practice of modern science, No 5(23), pp. 377-382
2. Larionova, O.V., Goruacheva, V.A. and Sbitneva, S.V. (2016), "Revisiting the question of physical education of first-year students", Theory and practice of modern science, No 11 (17), pp. 1016-1021.
3. Serebrennikova, S.N., Vorotilova, N.N. and Rachkovskay, O.V (2013), Exercise seriesfrom Hatha yoga used for physical education classes at school and university: study guide, РС "Science", Saratov.
4. Rimskaya, R. and Rimsky, S. (1999), Practical psychology in tests, or how to learn to understand oneself and others, AST-Press, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2019
УДК 796.077.4
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС И СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Станиславович Кшевин, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Васильевич Рябцев, кандидат юридических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИМВД России), г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты анкетного опроса 324 инструкторов по физической подготовке территориальных органов МВД России Дальневосточного федерального округа. Рассматривается их образовательный статус в области физической культуры и спорта, отношение к спорту, спортивная квалификация с позиции профессионально-педагогической компетентно стной готовности к выполнению задач процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: инструктор по физической подготовке, органы внутренних дел, образовательный статус, отношение к спорту, спортивная квалификация.
EDUCATIONAL STATUS AND SPORTS QUALIFICATION OF THE INSTRUCTORS ON PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA: THE
TERRITORIAL ASPECT
Vladimir Philippovich Liguta, the candidate of pedagogic sciences, professor, Vladimir Stani-
slavovich Kshevin, the candidate of pedagogic sciences, professor, Alexander Vasilyevich Ryabtsev, the candidate of law sciences, senior lecturer, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk
Annotation
The article presents the results of the questionnaire survey of 324 instructors on physical training of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Far Eastern Federal district. Their educational status in the field of physical culture and sports, the relation to sports, sports qualification from the position of the professional and pedagogical competence readiness for performance of the tasks of process of physical preparation of employees of law-enforcement bodies have all been considered.
Keywords: physical training instructor, Internal Affairs bodies, educational status, attitude to sports, sports qualification.
ВВЕДЕНИЕ
Современная реорганизация системы органов внутренних дел (ОВД) направлена на повышение эффективности ее деятельности, которая определяется профессионализмом