Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / PEDAGOGICAL SKILLS / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Стафеева Анастасия Владимировна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

В статье рассматривается проблема профессионального роста будущего педагога по физической культуре, как фактора успешности учебной деятельности школьников. Изучено понятие «педагогическое мастерство», дана характеристика его составляющим; раскрыта сущность понятия «успешность учебной деятельности»; определено место и значение педагогического мастерства будущего учителя физической культуры в процессе формирования успешности учебной деятельности у школьников. Раскрыты основные пути совершенствования профессионального мастерства будущего педагога по физической культуре как фактора повышения показателей успешности учебной деятельности школьников. Подобраны и охарактеризованы информативные методы исследования и оценки педагогического мастерства учителей физической культуры, показателей успешности учебной деятельности их учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Стафеева Анастасия Владимировна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS OF FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF SUCCESS OF STUDENT ACTIVITY

The article deals with the problem of professional growth of a future physical education teacher as a factor of success of school students ' educational activities. Studied the concept of "pedagogical skill", given the characteristics of its components; to reveal the essence of the concept "the success of learning activities"; the place and importance of pedagogical skills of future teachers of physical culture in the formation of success of educational activity of pupils. The main ways of improving the professional skills of a future physical education teacher as a factor in increasing the success rates of students ' educational activities are revealed. Informative methods of research and evaluation of pedagogical skills of physical education teachers, indicators of success of educational activity of their students are selected and characterized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

школьников с учётом цифровизации системы образования, а так же особенностями организации образовательного процесса в условиях пандемии.

Литература:

1. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2014. № 2 (28). С. 21-26.

2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Ялта, 2017.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2000. 411 с.

5. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 75-77

6. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программы общеобразовательных учреждений для 1-4 классов одиннадцатилетней школы / сост. Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, Н.Н. Светловская и др. Серия: Искусство детям. М.: Просвещение, 2011. 96 с.

7. Караваева Г.В. Эстетограмма учителя начальных классов // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://urok.1sept.ru/articles/310674 (Дата обращения: 03.11.2020)

8. Качалова А.А. Педагогическая импровизация как средство воспитания эстетической культуры младших школьников // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 255-260

9. Левит Е.И. Педагогические условия формирования эстетической культуры личности младшего школьника в музыкальном дополнительном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 148-152

10. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах. - Минск: Изд-во Пачаткова школа, 2005. 76 с.

11. Малых Н.В. Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 55-58.

12. Петрова М.А. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами: Дис... канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. 268 c.

13. Салютнова В.И. Особенности изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в современной начальной школе // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика / под ред. И.А. Шкабура. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 102-107.

14. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. С. 11-14

15. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. 5-11классы. М.: Корифей, 2009. 39 с.

16. Сыпко Е.В. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников. Дис... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 184 с.

17. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. 2008. С. 59-72

18. Цахилова Е.Р., Киргуева Ф.Х. Формирование эстетической культуры младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 101-108.

19. Федосеева О.В. Специфика формирования действий нравственно-этического оценивания в младшем школьном возрасте // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. T.9 № 6. С. 215-226

20. Щербакова М.В., Ковалев В.В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10. С. 17-21

21. Эшова Ф.Т. Технология развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2020. № 12. С. 54-56

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Реутова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Замашкина Алевтина Евгеньевна

Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального роста будущего педагога по физической культуре, как фактора успешности учебной деятельности школьников. Изучено понятие «педагогическое мастерство», дана характеристика его составляющим; раскрыта сущность понятия «успешность учебной деятельности»; определено место и значение педагогического мастерства будущего учителя физической культуры в процессе формирования успешности учебной деятельности у школьников.

Раскрыты основные пути совершенствования профессионального мастерства будущего педагога по физической культуре как фактора повышения показателей успешности учебной деятельности школьников. Подобраны и охарактеризованы информативные методы исследования и оценки педагогического мастерства учителей физической культуры, показателей успешности учебной деятельности их учеников.

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, педагогическое мастерство, успешность учебной деятельности.

Annotation. The article deals with the problem of professional growth of a future physical education teacher as a factor of success of school students ' educational activities. Studied the concept of "pedagogical skill", given the characteristics of its components; to reveal the essence of the concept "the success of learning activities"; the place and importance of pedagogical skills of future teachers of physical culture in the formation of success of educational activity of pupils. The main ways of improving the professional skills of a future physical education teacher as a factor in increasing the success rates of students ' educational activities are revealed. Informative methods of research and evaluation of pedagogical skills of physical education teachers, indicators of success of educational activity of their students are selected and characterized.

Keywords: future physical education teacher, pedagogical skills, success of educational activities.

Введение. В настоящее время, важнейшей задачей профессионального педагогического образования является повышение его качества. Изменение социально-экономических условий и образовательной парадигмы, смена стандартов общего среднего образования, привели ученых в области педагогики к тому, что результат успеваемости не в полной мере отражают качество образования. Вследствие этого, в тезаурусе педагогической науки, появились новые термины и понятия как «успешность учебной деятельности», «продуктивность» и т.п. [1; 13].

Вопросы успешности учебной деятельности затронуты во ФГОСах, в том числе и по физической культуре, а именно в том, что совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности, выражает индивидуальной потребности личности в области общего образования. Изучением успешности учебной деятельности критериями ее оценки занимались такие ученые как Курапова Т.Ю. (2018), Мамаева И.А. (2016), Жабаков В.Е. (2016) и другие. Все большее внимание исследователи уделяют внимание успешности деятельности именно в общеобразовательной школе, которое, по мнению, многих авторов, зависит о педагогического мастерства учителя. Проблема педагогического мастерства учителя физической культуры разрабатывается в трудах: Белинович В.В. [2], Рудика П.А. [8], Деркача А.А., Исаева А.А., Решетень И.Н. [9] и других. Педагогическое мастерство специалиста физического воспитания основано на прочных знаниях теории физического воспитания, педагогики, психологии, высоких нравственных качествах, широкой эрудиции и на личном совершенстве в тех или иных видах спорта [6]. Таким образом, актуальным является научная и методическая разработка проблемы содержания подготовки будущих учителей физической культуры в вузе в контексте оценки успешности учебной деятельности по предмету «Физическая культура».

В качестве рабочей гипотезы нами предполагалось, что повышение успешности учебной деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура» возможно, если будет разработана структура, содержание и способы совершенствования профессионального мастерства будущего педагога по физической культуре в вузе, а также определены методы оценки успешности учебной деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура» и способы повышения педагогического мастерства будущего учителя.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование возможности и необходимости разработки индивидуальной траектории профессионального роста будущего педагога по физической культуре, как фактора успешности учебной деятельности школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

1. В ходе анализа литературы изучить понятие «педагогическое мастерство», дать характеристику его составляющим; определить место и значение педагогического мастерства будущего учителя физической культуры. 2. Раскрыть основные пути совершенствования профессионального мастерства будущего педагога по физической культуре как фактора повышения показателей успешности учебной деятельности школьников. 3. Подобрать и охарактеризовать информативные методы исследования и оценки педагогического мастерства учителей физической культуры, показателей успешности учебной деятельности их учеников.

Изложение основного материала статьи. Для решения первой и второй задачи исследования нами была проанализирована историческая, научная и методическая литература по вопросам становления и развития педагогического мастерства педагога в России. Было выявлено, что во все времена в области изучения педагогической науки актуальным являлось повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одной из главных причин в решении вопроса повышения качества образования является повышение педагогического мастерства педагога. Вопросами повышения педагогического мастерства учителя занимались многие ученые во все времена. Теоретические и практические аспекты данного феномена рассматривали такие ученые, как И.Я. Зимняя, И.А. Мамаева, И.А. Зязюн, а также известные классики педагогической мысли: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Проблема педагогического мастерства учителя не является новой для современного времени. Уже Сократ, в своих работах настаивал на том, что педагог не только должен обогащать своих учеников готовыми, имеющимися у учителя знаниями, а искусство учителя состоит и в том, чтобы разбудить в своем ученике способность самостоятельно мыслить и добывать знания из окружающей его действительности. Также в своих исследованиях и научных работах идею воспитания и педагогического мастерства рассматривал и великий Аристотель, который утверждал, что воспитание делает человека совершенным, только во взаимосвязи с природой и окружением.

Ценный вклад в изучение вопроса повышения педагогического мастерства внес известный педагог Я.А. Коменский. Его идея заключалась в поиске эффективных, наиболее коротких и простых путей в обучении. В его работах впервые был затронут вопрос о гуманном отношении к ребенку в процессе обучения, а также о формировании у него глубоких энциклопедических знаний и культуры. Я.А. Коменский говорил: «Лучшие из людей, пусть будут учителями». Данное утверждение легло в основу его знаний в области педагогического мастерства учителя. На рисунке 1 представлены качества личности, которые, по мнению, Я.А. Коменского, являются приоритетными.

Рисунок 1. Качества личности учителя в теории Я.А. Коменского

Первый председатель Педагогического общества П.К. Редкин, охарактеризовал А. Дистервега, как передовика немецкой педагогики. Он писал: «Кроме того, что учитель должен хорошо знать свой предмет, он должен иметь способности, которые можно назвать нравственными, и состоят она в том, что учитель должен уметь общаться с учениками и выстраивать отношения. Как раз, выстраивать отношения с учениками, по мнению, Редкина П.К., является верным признаком образованности. А как, условие выстраивания таких отношений, Редкин П.К., называет любовь к детям.

Интерпретируя некоторые проблемы воспитания образования известный деятель педагогической мысли Доролюбов Н.А. [3] также обращает внимание на образ наставника. По его мнению, в образе наставника должен видится нравственный закон, который подразумевает: «твердость и ясность убеждений, всестороннее развитие и широкие знания во всех областях наук». Добролюбов Н.А. в процессе своей научной педагогической деятельности настаивал на развитии идеи того, то на младшее поколение всегда оказывает влияние старшее, в тое время, время идет, и младшее поколение будет жить и развиваться тогда, когда мир будет иной.

Неоценимый вклад в развитие педагогической мысли, в том числе и педагогического мастерства привнес К.Д. Ушинский [12]. Он, говорил о том, что необходимо ценить роль педагога для общества. Ушинский писал «Воспитатель, который может идти с современным ходом воспитания, может ощущать себя действительным членом живого организма, который борется с пороками человечества и является посредником между всем, что является благородным и честным». По идее Ушинского были созданы первые педагогические факультеты, где обучались будущие учителя. Первая учительская семинария была создана в 1861 году. В проекте данной семинарии были разработаны требования к учителю. А в содержание подготовки вошли такие предметы как: основы педагогических знаний, психология, методика, как основа практических знаний. В результате вышеизложенного, можно заключить, что с идеями Ушинского впервые в России наметились пути развития и совершенствования педагогического мастерства.

Далее, в России, еще наблюдались последователи развития педагогической мысли и педагогического мастерства учителя. Одним из них был Л.Н. Толстой. Толстой Л.Н. [11] говорил, что для того, чтобы совершенствовать свое педагогическое мастерство необходимо использовать опыт других учителей и практиков. Своих работах он писал: «Каждый учитель должен понимать, что каждая методика, это только ступень, на которой учитель не должен останавливаться, иначе его преподавательское искусство остановится и развитие станет совершенно не достижимым».

Таким образом, отечественные русские педагогические мыслители, привнесли большой вклад в развитие педагогической мысли и рассуждений по поводу совершенствования педагогического мастерства учителя. Они оказали влияние не только на развитие отечественной педагогики, но и на развитие педагогической мысли за рубежом.

В период становления нового общества, после Великой октябрьской социалистической революции задачами педагогики являлись задачи строительства нового общества. К наиболее значимым педагогам того времен относят Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., Шацкого С.Т. и других. Наибольший интерес представляет высказывания Макаренко А.С. к проблеме становления педагогического мастерства учителя. По его, мнению, чтобы быть учителем, необходимо иметь призвание. А мастерству можно научить.

Современник Макаренко А.С. Шацкий С.Т. (1878-1934 гг.), родоначальник русской и советской дошкольной педагогики, видел в учителе организатора, исследователя. Для его подготовки он предложил изменить систему педагогического образования. Его система подготовки учителей включала специальную программу, овладев которой, учителя могли решать организационные вопросы. Он писал: "Первая ступень в педагогическом деле - это ступень организационная. Мы ставим себе целью воспитать всех нас в навыках и понимании организации педагогической работы: с начала и до конца". Овладев этой первой ступенью, учителя, по его мнению, смогут разобраться в составлении научных программных и методических вопросов.

В 30-х годах возросла роль педагогического мастерства в развитии педагогической науки и образования. Возникла необходимость повышения качества не только образования, но и процесса воспитательной работы для формирования общественной полезной личности. Появляется понятие «педагогическая техника». Началось движение по передаче педагогического опыта - «педагогического мастерства». Разработали требования и внедрили звание учителя -отличника, за которое начали бороться учителя-новаторы.

В 50-х годах к проблеме становления «педагогического мастерства» подключились психологи. Среди педагогов, разрабатывающих эту проблему можно выделить Скаткина М.Н., Каирова М.А., Огородникова И.Т., Гоноблина Ф.Н., Николенко Д.Ф. и других.

Проблема педагогического мастерства тренера и учителя физической культуры разрабатывается в трудах Яковлева В.Т., Белинович В.В., Рудика П.А., Хана А.Н., Деркача А.А., Исаева А.А., Решетень И.Н., Михеева А.И., Репанченко Н.П. и других. Педагогическое мастерство специалиста физического воспитания основано на прочных знаниях теории физического воспитания, педагогики, психологии, высоких нравственных качествах, широкой эрудиции и на личном совершенстве в тех или иных видах спорта. Основными положительными качествами учителя физкультуры, по анкетным данным учащихся общеобразовательной школы, являются, прежде всего, любовь к своему делу, справедливое отношение к учащимся, требовательность, хорошее преподавание, организаторские способности.

В учебнике «Звонок на урок здоровья» автора М.М. Кондратьевой представлена работа учителей-новаторов, таких как Н.Г. Скрипко, А.Ф. Щенников, В.Н. Черновой и других. Автор отмечает, что педагогическое мастерство этих учителей представлено умением эффективно организовать учебный процесс так, чтобы он влиял на всестороннее и гармоничное развитие личности.

В результате анализа научной методической литературы, нами было выявлено, что в содержание понятия «педагогическое мастерство» на протяжении становления и развития педагогической мысли в России вкладывалось, как социальные и общеобразовательные знания в области преподаваемого предмета или дисциплины, так и профессиональные умения, такие как гностические, организаторские, исследовательские, а также высокую культуру и любовь к детям.

Следующей задачей исследования явился подбор и характеристика информативных методов исследования и оценки педагогического мастерства учителей физической культуры, показателей успешности учебной деятельности их учеников. С целью исследования и оценки педагогического мастерства учителя физической культуры мы подобрали наиболее на наш взгляд инфомативные, такие как: оценка профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова; методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана; методика выявления уровня педагогического мастерства; анкетирование («Какой Вы педагог»).

В предлагаемом опроснике по оценке профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова (1999) заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов. Опрос проводится индивидуально, на ответы на вопросы дается 30 минут. Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом возможно два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана, Ильина Е.П., [51. Данная методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Педагогу предлагается 14 утверждений, касающихся их жизненных стремлений и некоторых сторон образа жизни. Необходимо высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

- «++» - да, согласен,

- «+» - пожалуй согласен,

- «=» - когда как, согласен в некоторой степени,

- «-» - нет, не согласен,

- «?» - не знаю.

Методика выявления уровня педагогического мастерства В.Е. Жабакова [4]. Для экспертизы, которую проводят 2 педагога - эксперта предлагается 24 классических позиций по 1 баллу (всего - 24 балла) 12 современных позиций по 2 балла (всего - 24 балла) ИТОГО: 48 баллов. Необходимо оценить деятельность учителя по следующим основным позициям: I. Создание общих условий эффективности образовательного процесса. II. Профессиональная компетентность.Ш.Техника объяснения, IV. Учебные взаимодействия и другие. Анкетирование (Анкета «Какой Вы педагог»), автор Станкин М.И. [10].

Для оценки показателей успешности обучения по предмету «Физическая культура» нами были использован дневник контроля Кураповой Т.Ю., [7], в котором обучающиеся оценивали свои достижения по 10-балльной шкале по следующим критериям. К ним относятся: овладение сложным упражнением, изменение внешней привлекательности (фигуры), изменение уровня физической подготовленности, изменение уровня усилий при достижении результатов.

Также, для оценки достижений обучающихся использовалась система «Портфолио достижений учащегося». Нами было разработано «Портфолио достижений учащегося» по предмету «Физическая культура». Задачами составления Портфолио являются: поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможностей обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; учет возрастных особенностей развития универсальных учебных действий учащихся; укрепление взаимодействия с семьей ученика; повышение активности вовлечения учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Нами была разработана шкала оценки портфолио по дисциплине «Физическая культура», в котором отражены критерии, соответсвующие оценке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Так, например, для оценки «отлично», оодготовленное портфолио должно отражать

все виды деятельности обучающегося, материалы должны быть логично структурированы, отражают уровень владений современными технологиями и ресурсами. Представленные материалы свидетельствуют об активном участии обучающегося в процессе изучения всех тем учебной дисциплины. В подготовке портфолио автором использован творческий подход, предлагается иллюстрированный материал.

Выводы. Таким образом, в процессе исследования была раскрыта сущность понятия «успешность учебной деятельности», определено место и значение педагогического мастерства учителя физической культуры в процессе формирования успешности учебной деятельности у школьников. Раскрыты основные пути совершенствования профессионального мастерства педагога по физической культуре как фактора повышения показателей успешности учебной деятельности школьников. В процессе исследования подобраны и охарактеризованы информативные методы исследования и оценки педагогического мастерства учителей физической культуры, показателей успешности учебной деятельности их учеников.

Так, для оценки педагогического мастерства учителя физической культуры: были использованы: оценка профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова, методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана, методика выявления уровня педагогического мастерства, анкетирование («Какой Вы педагог»). Для оценки показателей успешности освоения школьниками учебного предмета «физическая культура» Для оценки показателей успешности обучения по предмету «Физическая культура» нами были использован дневник контроля, а также разработано портфолио по предмету «Физическая культура».

Литература:

1. Бирина О.В. Понятие успешности в обучении в современных педагогических теоретических теориях // Фундаментальные исследования. 2017. № 8-2. С. 438-443; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575 (дата обращения: 01.03.2020).

2. Белинович В.В. Процесс разучивания двигательных действий // Очерки по теории физического воспитания / иод общ. ред. А. Д. Новикова; Гос. Центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры им. И.В. Сталина, каф. теории и методики физ. воспитания. М.: Физкультура и спорт. 1959.

3. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. - Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика. 2017. 134 с.

4. Жабаков В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической культуры: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. 195 с.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / А.А. Трапезникова. М.: Просвещение, 1987. 287 с.: ил.

6. Косолапов В.В. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 119-121.

7. Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). СПб.: Реноме, 2018. С. 106-109. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/ (дата обращения: 01.03.2020).

8. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.

9. Решетень И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В. Основы педагогического мастерства тренера // Уч. пос. Малаховка: М0ГИФК. 1986.

10. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М., 1998. 134 с.

11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.,1953.

12. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Издательство: ФАИР-ПРЕСС. 2004. 150 с.

13. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе// Вестник Мининского университета. 2018.Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)

Педагогика

УДК 373.62

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); бакалавр Филиппова Сардаана Феоктистовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО

СЕВЕРА

Аннотация. В статье раскрывается авторская программа элективных курсов технического профиля. Отличительной чертой программы является теоретическое изучение и эксплуатация транспортных средств и оборудования, наиболее применяемые в сельской местности на крайнем Севере. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента на базе малокомплектной школы. Анализируются результаты реализации внеурочной работы по техническому образованию учащихся.

Ключевые слова: авторская программа, техническое образование, элективные курсы технического профиля.

Anmtation. The article reveals the author's program of elective courses for a technical profile. A distinctive feature of the program is the theoretical study and operation of vehicles and equipment, which are most used in rural areas in the Far North. The results of the pedagogical experiment carried out on the basis of a small school are presented. The results of the implementation of extracurricular work on the technical education of students are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.