Научная статья на тему 'Структура и компоненты информационной культуры школьников'

Структура и компоненты информационной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4472
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Исламова Султанат Халиковна

В статье на основе анализа литературы и опроса специалистов определена структура информационной культуры личности. Установлены основные компоненты информационной культуры личности: информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационная компетентность и информационное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и компоненты информационной культуры школьников»

68

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

УДК 373

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE SCHOOLCHILDREN’S INFORMATION CULTURE

©2015 Хайбулаев М.Х., Исламова С.Х.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Khaybulaev M.Kh., Islamova S.Kh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье на основе анализа литературы и опроса специалистов определена структура информационной культуры личности. Установлены основные компоненты информационной культуры личности: информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационная компетентность и информационное поведение.

Abstract. The authors of the article on the basis of the analysis of the literature and interviewing the experts determine the structure of the person’s information culture. They found the main components of the information culture: information outlook, information activities, information competence and information behavior.

Rezjume. V stat'e na osnove analiza literatury i oprosa specialistov opredelena struktura informacionnoj kul'tury lichnosti. Ustanovleny osnovnye komponenty informacionnoj kul'tury lichnosti: informacionnoe mirovozz-renie, informacionnaja dejatel'nost', informacionnaja kompetentnost' iinformacionnoepovedenie.

Ключевые слова: информационная культура, информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационное поведение, информационная компетентность.

Keywords: information culture, information outlook, information activities, information behavior, information competence.

Kljuchevyeslova: Informacionnaja kul'tura, informacionnoe mirovozzrenie, informacionnaja dejatel'nost', informacionnoe povedenie, informacionnaja kompetentnost'.

В последнее время возрос интерес к понятию «информационная культура». Его история насчитывает тысячелетия и неразрывна связана с информацией. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, но содержательно свойственно исключительно человеку.

История культуры - это не что иное, как предыстория и этапы развития информатики как науки о знаниях и информации как науки о технологиях.

В педагогических целях целесообразно выделение информационной культуры человечества (общества) и информационной культуры личности. Информационная культура общества связана с деятельностью людей и их групп по распознаванию, передаче и преобразованию информации об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах свойствах и состояниях.

Если под культурой личности понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все системы его жизнедеятельности [5], то информационная культура личности - это уровень овладения человеком

компьютерной информационной технологией и умение целенаправленно работать с информацией. Другими словами - это результат усвоения индивидуумом информационной культуры общества.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

Информационная культура в педагогических исследованиях имеет различные уровни изучения:

• социально-педагогический, где она рассматривается как часть социальной сферы, влияющая на содержание, механизмы коммуникативных процессов в обществе и их составляющих;

• научно-педагогический, изучающий информационную культуру как педагогическую ценность, как объект, подлежащий трансляции молодому поколению;

• профессионально-педагогический, сконцентрирован на определении содержания информационной культуры, способов и мето-

Психолого-педагогические науки •••

69

дов распознавания и преобразования информации, формирование умений и качеств личности в соответствии с требованиями профессий и специальностей, сутью которых является информационная деятельность;

• личностный, где используются меха-

низмы интеграции личности и информационной культуры, свойства человека в условиях информационного общества, средства диагностики уровня развития его информационной культуры.

В учебно-воспитательной работе внимание педагогов обращено на формирование информационной культуры конкретного обучаемого. Поэтому наши дальнейшие рассуждения будут строиться, исходя из этой предпосылки. Проведенный анализ показал, что в трактовании информационной культуры среди ученых нет единства. Среди множества дефиниций мы считаем, что к нашим задачам исследования близко определение, в котором информационная культура рассматривается

как «понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулированной, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации», а информационная культура личности представляет собой «совокупность норм, правил, стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе» [10].

Обоснование этой позиции нужно начинать с выявления структуры и содержания информационной культуры школьника. В результате анализа работ специалистов в области информатики, культурологии, педагогики были выявлены их позиции по структуре и содержанию информационной культуры. Они сведены в таблицу 1. Проведен сопоставительный анализ, определены совпадающие и отличающиеся элементы структуры, выявлена степень важности каждого из них для становления и развития индивидуальной информационной культуры и осуществлен их отбор для дальнейшей оценки экспертами.

Таблица 1

Данные анализа позиций ученых по структуре информационной культуры личности_

№ Автор Элементы структуры информационной культуры личности

1. Атаян А. М. Информационная деятельность; информационные ценности; информационная направленность; информационная компетентность; информационный опыт; информационная этика; информационная эстетика; информационная гигиена; информационная безопасность.

2. Вохрышева М. Г. Информационная компетентность; коммуникативная компетентность; ценностные ориентации; информационное мировоззрение;

3. Гайдаренко Л. В. Информационная деятельность, информационный стиль мышления.

4. ГайсинаЛ. Ф. Алгоритмическое мышление; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

5. Данильчук Е. В. Информационная деятельность; профессиональная информационная деятельность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; информационное мировоззрение.

6. Дранникова Г. В. Информационный стиль мышления; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

7. Зиновьева Н. Б. Информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение; информационная этика.

8. Конюшенко С. М. Информационная деятельность; информационная грамотность; психофизиологические качества личности.

9. Краснова О. В. Информационная компетентность; информационное поведение; информационная нравственность; информационная экология; информационное мировоззрение

10. Лавриненко Н. А. Информационная активность; информа ционная компетентность; эмоционально-волевые качества; информационное поведение.

11. Мизинова Л. В. Информационная направленность; информационная грамотность; алгоритмическое мышление; информационная этика.

12. Морозков И. Е. Информационное поведение; информационное мировоззрение.

13. Назаренко М. М. Информационная деятельность; информационная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

14. Овчинникова К. Р. Информационная деятельность; информационная компетентность; креативный стиль мышления.

15. Пронина Л. А. Информационное поведение; информационная деятельность; информационный стиль мышления; информационная гигиена.

16. Пугая О. М. Информационная компетентность; алгоритмическое мышление; ценностные ориентации; психофизиологические качества личности.

17. Сиговцев Г. С. Информационная деятельность; информационная гигиена; информационное мировоззрение.

18. СурчаловаЛ. В. Информационная грамотность; информационная деятельность.

19. Шварцман М. М. Информационная компетентность, коммуникативная компетентность; информационная гигиена; информационная безопасность.

20. Якимцова О. В. Ценностные ориентации; информационная компетентность; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

70

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Как показывает анализ изученной литературы, по вопросу выделения структурообразующих компонентов информационной культуры и их взаимосвязей, как составляющих целостную систему, среди ученых, исследующих эту проблему, пока еще нет единого мнения.

Обоснование своих подходов в определении структуры информационной культуры ученые осуществляют с разных позиций. Так Л. В. Мизинова [10], опираясь на структуру личности К. К. Платонова, считает, что информационная культура в личностном аспекте состоит из тех же компонентов и с учётом специфики изучаемой культуры может быть представлена в следующем виде: интересы, склонности, убеждения, потребности, определяющие направленность личности в использовании программного и технического обеспечения; знания, умения, навыки и опыт работы с компьютером.

Е. В. Данильчук [6. C. 28], исходя из понимания культуры в целом с позиций эволюционно-синергетического подхода, приходит к выводу, что содержание информационной культуры личности детерминируется приоритетностью в нем линии «культура», характеризующей информационную культуру личности в ее гуманитарных, духовных проявлениях, т. е. в качестве методологического основания необходимо рассматривать культурологический подход и определять содержание понятия информационной культуры в аксиологическом, деятельностном и личностнотворческом аспектах.

Изучение подходов двадцати авторов к определению структуры понятия «информационная культура» (таблица 1) и проведение

сравнительного анализа структурных составляющих позволили выявить основные элементы информационной культуры и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав структурных элементов исследуемой отрасли культуры у авторов различен: от минимального - двух структурных элементов в исследованиях Л. В. Гайдаренко и Л. В. Сурчаловой до девяти - в работе А. М. Атаян. Общее количество структурных составляющих информационной культуры личности составляет 20 элементов.

Качественный анализ структурных составляющих информационной культуры личности (таблица 2) показывает, что «информационная деятельность» рассматривается как составная часть информационной культуры личности - 13 исследователями, «информационная компетентность» - 10, «информационное мировоззрение» - 7, «коммуникативная компетентность» - 6, «информационное поведение» - 5, «ценностные ориентации» - 4, «информационная гигиена» - 4, «качества личности» - 3, «алгоритмическое мышление» -3, «информационный стиль мышления» - 3, «информационная этика» - 3, «информационная безопасность» - 2 и лишь по одному разу упоминается «креативный стиль мышления», «информационная активность», «информационный опыт», «информационная эстетика» и «экология». Вес каждого элемента в информационной культуре приведен в таблице 2.

Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о структуре информационной культуры авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

Таблица 2

Анализ структурных элементов информационной культуры личности_______

№п/п Элементы информационной культуры личности Количество исследований, в которых упоминается данный элемент Вес элементав структуре ИКЛ в %

1. Информационная деятельность 13 65

2. Информационная компетентность 10 50

3. Информационное мировоззрение 7 35

4. Коммуникативная компетентность 6 30

5. Информационное поведение 5 25

6. Ценностные ориентации 4 20

7. Информационная гигиена 4 20

8. Алгоритмическое мышление 3 15

9. Информационный стиль мышления 3 15

10. Профессиональная информационная деятельность 3 15

11. Качества личности 3 15

12. Информационная этика 3 15

13. Информационная направленность 2 10

14. Информационная грамотность 2 10

15. Информационная безопасность 2 10

16. Креативный стиль мышления 1 5

17. Информационная активность 1 5

18. Информационный опыт 1 5

19. Информационная этика 1 5

20. Информационная экология 1 5

Психолого-педагогические науки •••

71

Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объемный материал мнений компетентных специалистов: педагогов высшей

школы - специалистов в области информатики (60 человек), студентов факультета «Информатика» (95 человек), руководителей школ (24 человека), учителей информатики (41 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на четыре группы. К первой группе отнесены те из них, чей коэффициент выше 0,109. Это - информационная деятельность, информационное мировоззрение, информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Необходимость включения информационной деятельности в информационную культуру отстаивают 46,6 % - педагогов высшей школы, 86,3 % - руководителей образовательных учреждений, 41,5 % - учителей школ и 57,9 % - студентов. Для информационного

мировоззрения и профессиональной информационной деятельности, эти показатели соответственно равны - 51 % и 46 %; 58,3 % и 16,7; 48,7 % и 9,7 %; 36,8 % и 66,3 %. Таким образом, около половины опрошенных (47,25 %) видят их в структуре информационной культуры. Близкими к этим показателям оказались информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Во вторую группу были включены элементы с показателями 0,023-н0,065. В ходе индивидуальных бесед с педагогами, специалистами, учителями были уточнены их представления об информационной культуре и коммуникативной компетентности, информационной грамотности, качествах личности, информационном поведении, алгоритмическом мышлении, ценностных ориентациях и другом. Большая часть опрошенных приходила к выводу, что информационный стиль мышления, алгоритмическое мышление определяют и характеризуют информационное мировоззрение, уточняют отдельные ее аспекты. Таким образом, часть элементов, вошедших во вторую группу, определяют, уточняют или являются частью информационной деятельности, информационного мировоззрения, информационной компетентности и информационного поведения.

Таблица3

Результаты экспертной оценки элементов информационной культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№п/ п Элемент информационной культуры Предпочтения Всего Коэффи- циент предпо- чтения

педагогов высшей школы Руков- дит. школ Учи- телей школ Студентов ф-та информатики

i Информационная деятельность 28 12 17 55 112 0.127

2 Информационное мировоззрение 31 14 20 35 100 0.114

3 Профессиональная информационная деятельность 28 4 4 63 99 0.113

4 Информационная компетентность 23 19 13 42 97 0.110

5 Коммуникативная компетентность 18 24 11 43 96 0.109

6 Информационное поведение 14 9 21 13 57 0.065

7 Информационный стиль мышления 13 3 8 31 55 0.063

8 Ценностные ориентации 9 4 8 30 51 0.058

9 Информационная безопасность 13 - 20 7 40 0.045

10 Алгоритмическое мышление 15 2 9 12 38 0.043

11 Качества личности 9 5 6 10 30 0.034

12 Информационная грамотность 3 - 2 15 20 0.023

13 Информационная гигиена 11 - 5 1 17 0.019

14 Информационная этика 7 - 7 2 16 0.018

15 Информационный опыт 2 - 2 11 15 0.017

16 Информационная направленность 3 - 5 4 12 0.014

17 Креативный стиль мышления 4 - 2 3 9 0.010

18 Информационная экология 4 - 2 1 7 0.008

19 Информационная активность 3 - 1 2 6 0.007

20 Информационная эстетика 2 - 1 - 3 0.003

ИТОГО 240 96 164 380 880

В третью группу вошли элементы, коэффициент предпочтения которых ниже 0,019. Их важность не вызывает сомнения. Анализ этих элементов позволяет сделать следующие выводы:

• информационную активность можно рассматривать как критерий и показатель выраженности информационной деятельности;

• информационная гигиена, информационная экология - составные части инфор-

мационной безопасности. Поэтому суждения о роли информационной безопасности можно перенести и на них;

• информационная этика предполагает знания правил преобразования и пользования информацией, не нося вреда другим и обществу. По этой причине ее можно рассматривать как основу информационного поведения личности;

72

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

• опыт - это результат информационной деятельности и он обеспечивает информационную компетентность личности;

• креативный стиль мышления есть определенный уровень сформированности информационного мировоззрения, как критическое отражение индивидом информационной сферы культуры;

• информационная направленность характеризует, какие мотивы и потребности преобладают в информационном мировоззрении личности.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению информационной культуры личности, их экспертная оценка и наш анализ подходов к моделированию педагогических объектов (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Сластенин и др.) позволили построить четырехаспектную модель, включающую следующие взаимосвязанные структуры:

- информационное мировоззрение, определяемое представлением об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира, а также единством информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы;

- информационная деятельность, объектом которой является информация (цели, мотивы, потребности, действия, коммуникативный процесс);

- информационная компетентность, включающая знания, умения, навыки и способность их применять для успешного решения информационных задач;

- информационное поведение, состоящее из ценностных основ информационной деятельности, в которой интегрированы правовые, этические, экологические, технологические нормы, обусловливающие выбор варианта действий личности.

Формирование информационной культуры школьников связано с определением каждого из ее составляющих, включая в них соответствующие знания, умении, владения и личностные образования. После этой аналитической процедуры можно приступить к диагностике структурных составляющих информационной культуры каждого ученика.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы, экспертный опрос разных категорий специалистов позволил выделить четыре интегративных образования, составляющих информационной культуры личности: информационное мировоззрение; информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение. Задача последующего анализа сводится к определению содержания каждой составляющей информационной культуры личности, выявлению критерий их сформированности и подбору способов и средств диагностики уровня информационной обученности школьников.

Литература

1. Атаян А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. М. Атаян. М., 2004.

2. Борев В. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. М., 1986. 3. Виноградов В. А., Скворцов

Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI ЕККССИД. 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания / Теория и практика обществ.-научн. информатики, 1991, № 2. С. 2-29. 4. Гайдаренко Л. В.

Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности. ... Дисс. канд. пед. наук. М.,

2003. 5. Гребенюк О. С., Роков М. И. Общие основы педагогики. М.,2002. 6. Данильчук Е. И. Методическая

система формирования информационной культуры будущего педагога. ... Дисс. докт. пед. наук. М.,2003. 7. Зиновьева Н. Б. Формирование личности нового типа: [об информационной культуре личности] / Н. Б. Зиновьева // Библиография. 2000. № 1. С. 33-39. 8. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Проблемы информационной культуры. Сб. ст. М., 1999. С. 6. 9. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С.

Кагана. М., 2005. 10. Мизинова Л. В. Система формирования информационной культуры студентов в учебном

процессе. . Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 11. Пугач О. И. Формирование информационной культуры

учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования. ... Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. 12. Сурчалова Л. В. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов:

На примере изучения информатики и синергетики. ... Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.

References

1. Atayan A. M. Information culture of personality in the conditions of the informatization of society / A. M. Atayan. M.,

2004. 2. Borev V. Culture and mass communication / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A. Skvortsov

L. V. Creating an information culture for Europe. Report on VI CCSID. March 23-25, 1991, Canterbury, UK / Theory and practice of societies.-sci. computer science, 1991, # 2. P. 2-29. 4. Gaydarenko L. V. Technology of formation of the

information culture of management. ... Diss. Cand. Ped. M., 2003. 5. Grebenyuk O. S., Rokov M. I. General bases of pedagogics. M.,2002. 6. Danilchuk E. I. Methodical system of formation of information culture of future teachers. ...

Diss. Doc. Ped. M., 2003. 7. Zinovieva N. B. Formation of a new personality type: [about the information culture of

personality] / N. B. Zinovieva // Bibliography. 2000. # 1. P. 33-39. 8. Zubov Yu. S. Informatization and information

culture / Problems of information culture. Coll. papers. M., 1999. P. 6. 9. Cultural studies: a textbook / ed. by Yu. N. Solonin, M. S. Kagan. M., 2005. 10. Mizinova L. V. The system of formation of the information culture of students in

the learning process. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formation of information culture of students of secondary schools as a factor of the education humanization. ... Diss. Cand. Ped. Samara, 2000. 12. Surchalova

L. V. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education students: the case study of computer science and synergetics. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001.

Literatura

1. Atajan A. M. Informacionnaja kul'tura lichnosti v uslovijah informatizacii obshhestva / A. M. Atajan. M., 2004.

2. Borev V. Kul'tura i massovaja kommunikacija / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A., Skvorcov L. V. Sozdanie informacionnoj kul'tury dlja Evropy. Dokladna VI EKKSSID. 23-25 marta 1991 g. Kanterberi, Velikobritanija /

Психолого-педагогические науки •••

73

Teorija i praktika obshhestv.-nauchn. Informatiki, 1991, № 2. S. 2-29. 4. Gajdarenko L. V. Tehnologija formirovanija informacionnoj kul'tury upravlencheskoj dejatel'nosti. ... Diss. kand. ped. nauk. M.,2003. 5. Grebenjuk O. S., Rokov

M. I. Obshhie osnovy pedagogiki. M., 2002. 6. Danil'chuk E. I. Metodicheskaja sistema formirovanija informacionnoj

kul'tury budushhego pedagoga. ... Diss. dokt. ped. nauk. M., 2003. 7. Zinov'eva N. B. Formirovanie lichnosti novogo

tipa: [ob informacionnoj kul'ture lichnosti] / N. B. Zinov'eva // Bibliografija. 2000. № 1. S. 33-39. 8. Zubov Ju. S.

Informatizacija i informacionnaja kul'tura / Problemy informacionnoj kul'tury: sb. st. M., 1999. S. 6. 9. Kul'turologija: uchebnik / pod red. Ju. N. Solonina, M. S. Kagana. M., 2005. 10. Mizinova L. V. Sistema formirovanija informacionnoj kul'tury studentov v uchebnom processe. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formirovanie

informacionnoj kul'tury uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol kak faktor gumanizacii obrazovanija. ... Diss. kand. ped. nauk.-Samara, 2000. 12. Surchalova L. V. Mezhdisciplinarnye zadachi kak sredstvo povyshenija kachestva

obuchenija liceistov: Na primere izuchenija informatiki i sinergetiki. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001.

Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.

УДК 37.018.11

СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS A CONDITION FOR THE OPTIMIZATION OF THE MODERN

FAMILY EDUCATION

©2015 Шихамирова Б. А., Залитинова С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Shihamirova B. A., Zalitinova S. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается проблема сохранения ценностей традиционной культуры в семейном воспитании. Анализируются результаты анкетирования, раскрывающие особенности приобщения детей к национальной культуре, учитывающие особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры.

Abstract. The authors of the article consider the problem of preserving the traditional cultural values in the family education. They analyze the survey results, revealing the peculiarities of introducing children to the national culture, taking into account the peculiarities of the culture of the children’s family education, family culture.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja problema sohranenija cennostej tradicionnoj kul'-tury v semejnom vospi-tanii. Analizirujutsja rezul'taty anketirovanija, raskryvajushhie osobennosti priobshhenija detej k nacional'noj kul'ture, uchityvajushhie osobennosti kul'tury semejnogo vospitanija detej, semejnoj kul'tury.

Ключевые слова: воспитание, школа, семья, младшие школьники, родители, педагогическая культура, педагогический процесс, педа.гог, обща.я культура, познавательные мотивы.

Keywords: education, school, family, primary schoolchildren, parents, pedagogical culture, pedagogical process, pedagogue, common culture, cognitive motives.

Kljuchevye slova: vospitanie, shkola, sem'ja, mladshie shkol'niki, roditeli, pedagogicheskaja kul'tura, pedagog-icheskijprocess, pedagog, obshhaja kul'tura, poznavatel'nye motivy.

В современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний

адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т. д. При этом упускается нечто важное - зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в автобусе.

Как показывает анализ целого ряда исследований по данной проблеме, для ребенка подобные правила не являются действенными,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.