Научная статья на тему 'Информационное мировоззрение: понятие и уровни'

Информационное мировоззрение: понятие и уровни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2935
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / УГРОЗЫ / INFORMATION OUTLOOK / INFORMATION ACTIVITY / CULTURE / VIRTUALIZATION / BIBLIOGRAPHY SCIENCE / RISKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астахова Людмила Викторовна

На основе анализа научного наследия Ю. С. Зубова, а также таких тенденций развития информационного общества, как усиление виртуализации и повышение информационной угрозоемкости, уточнено понятие и определена уровневая структура информационного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OUTLOOK: CONCEPT AND LEVELS

Based on the analysis of the scientific heritage of Y. S. Zubov as well as trends in the development of information society such as virtualization and increase in information risks, the concept of information outlook is clarified and its tier structure is defined.

Текст научной работы на тему «Информационное мировоззрение: понятие и уровни»

УДК 001

Л. В. Астахова

ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И УРОВНИ

На основе анализа научного наследия Ю. С. Зубова, а также таких тенденций развития информационного общества, как усиление виртуализации и повышение информационной угрозоемкости, уточнено понятие и определена уровневая структура информационного мировоззрения.

Ключевые слова: информационное мировоззрение, информационная деятельность, культура, библио-графоведение, виртуализация, угрозы

Усиление криминализации информационного пространства - характерная черта информационного развития России. Несанкционированное копирование персональных и коммерческих данных, хищения, вымогательство и ки-берпреследования - это следствия интенсивных процессов виртуализации общества, предполагающей взаимодействие человека не с вещами, а с их образами. Обретая способность манипулировать любыми информационными ресурсами, он по своему усмотрению может создать себе виртуальное имя, тело, статус, психику, привычки, достоинства и недостатки. Как следствие - субъект проявляет активность без ответственности за вредоносные действия в отношении других участников информационных отношений. В результате понимание одного субъекта другим зависит не только от того, как этот субъект сам себя позиционирует, но и от тех образцов и целей, которым он следует. Незнание и непонимание этих образцов и целей создает опасности и угрозы для других субъектов информационного взаимодействия. Эффективное решение нейтрализации информационных угроз лежит в гуманитарной плоскости и зависит от информационного мировоззрения участников информационных отношений.

Энциклопедический словарь определяет мировоззрение системой обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [13, с. 822]. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Мы согласны с В. С. Степиным в том, что сущность мировоззрения заключается не в усвоении системы знаний, не в отражении мира (в этом одна из задач науки), а в выработке убеждений, ориентиров в постоянно меняющихся социальных условиях [14]. При интенсивном информационном развитии наблюдается экспоненциальный рост информации, высокая динамичность информационного пространства, виртуализация общества и личности, а потому происходит переакцентуация ценностной, нравственно-духовной составляющих мировоззренческого поля человека, трансформируются традиционные формы коммуникации, усложняются системные связи социальных субъектов. Иными словами, в период информационного общества формируется новое мировоззрение - информационное или, точнее, происходит трансформация мировоззрения в информационное.

Понятие информационное мировоззрение введено в научный оборот в начале 90-х гг. ХХ в. Доктор педагогических наук, профессор Ю. С. Зубов, возглавивший в 1993 г. созданное Отделение информационной культуры Международной академии информатизации, поставил информационное мировоззрение в контекст проблем информационной культуры как «специфической и интеллектуальной системы жизнеобеспечения общества в целом и каждого человека в отдельности» [11, с. 7]. Не ограничивая понятие информационного мировоззрения информационно-библиотечной сферой, он понимал его как новый тип мировоззрения, соответствующий новому, информационному обществу. А потому приоритетной задачей науки, систем образования, средств массовой информации и коммуникации, самообразовательной деятельности каж-

9

дого социально ответственного человека ученый определил разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм. Особое внимание Ю. С. Зубов уделял нравственным традициям и нормам информационной деятельности, а также формам моральной и правовой ответственности ее субъектов [11, с. 10]. Задолго до появления и обострения проблем информационной безопасности в нашей стране ученый поставил их в широком цивилизационно-гуманитарном контексте, обосновал сущность и перспективные направления исследования.

В таком же научном ракурсе впоследствии определяют информационное мировоззрение другие ученые: как «систему взглядов на информацию, информационную среду, на роль и место в ней человека, а также основанные на этих взглядах ценностные ориентации, чувства, идеалы, которые определяют позицию личности по отношению к объектам, явлениям, процессам действительности и регулируют информационную деятельность личности» [8]; как «систему взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающую в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» [6] и др. В процессе размышлений на эту тему они приходят к выводу о том, что информационное мировоззрение - это новый тип мировоззрения, появившийся в процессе информатизации общества, что в обыденном понимании привело к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни [Там же, с. 75-76].

Однако, соглашаясь с приведенными определениями, заметим, что они, к сожалению, не отражают специфических особенностей этого нового информационного уклада, который, как мы отметили выше, отличается усилением виртуализации и резким повышением информационной угрозоемкости. Информационное поведение субъекта в условиях информационного общества должно характеризоваться формированием информационных ценностей человека и общества, становлением нравственной, этической позиции личности по отношению к объектам, явлениям и процессам быстроменяющейся ин-

формационной среды; определением соотношения свободы, ответственности и самоограничения в сфере информационных взаимодействий и взаимоотношений каждого человека и общества. В противном случае ставится под угрозу само существование человека и социума.

С этих позиций нельзя не рассматривать информационное мировоззрение вне контекста информационной культуры, поскольку культура личности проявляется в поведении, которое и отражает мировоззрение субъекта. Именно на этом аспекте делал акцент Ю. С. Зубов в процессе обоснования структуры информационной культуры [11, с. 10].

Уточним понятие информационного мировоззрения на основе научной интерпретации Ю. С. Зубова и обоснованного нами определения понятия культуры информационной безопасности [2]. Информационное мировоззрение как новый тип мировоззрения информационного этапа развития цивилизации - это динамичная система знаний о законах виртуального информационного общества, роли и месте человека в нем, а также обусловленные этими знаниями эмоции, ценности и нормы, убеждения и поступки людей в ходе информационной деятельности, определяющие их способность к адекватному информационному поведению как отправителей и получателей информации для обеспечения защищенности и развития в безопасной информационной среде.

В основе предлагаемого определения -несколько базовых понятий, которые имеют междисциплинарный характер и могут быть изучены только усилиями естественных, технических и гуманитарных наук. Это информационная деятельность, информационная среда, информационная безопасность. Поэтому предлагаемое определение находится в русле подхода Ю. С. Зубова и В. М. Петрова, которые в начале 90-х гг. прошлого века спрогнозировали глобальную миссию информационного мировоззрения, обусловленную его способностью к интегрированию духовного мира личности и социальной жизни в целом, примирения и соединения различных картин мира, в том числе естественно-научной и гуманитарной [12, с. 10-11].

10

Обратим внимание на характеристику динамичности информационного мировоззрения, которая становится императивом в условиях стремительного развития информационных технологий. Неслучайно С. Г. Антонова, развивая идеи Ю. Зубова, акцентировала внимание на том, что «в информационном мировоззрении управляющее значение имеют не собственно знания, а процесс их приобретения, переработки, получения новых знаний оценочного характера» [12, с. 32]. При этом сам мыслительный процесс становится частью системы, составляющей сущность мировоззрения. И мы согласны с ней в том, что субъект как носитель информационного мировоззрения отличается толерантностью, активным интересом к миру, ассоциативностью мышления и диалогичностью знания.

В основу уровневой структуры информационного мировоззрения также могут быть положены идеи Ю. С. Зубова, в данном случае -его информационно-психологический подход к духовному развитию личности. В своей книге «Библиография и художественное развитие личности» [10] он показал, что в информационном плане человеческая деятельность реализуется в трех ведущих направлениях: как потребительская, репродуктивная и созидательная [Там же, с. 23]. Как справедливо заметил ученый, «в условиях экспоненциального роста знаний, лавинных потоков информации практическим измерителем духовного развития личности уже не может быть степень энциклопедизма» [Там же], им может быть только степень вовлеченности индивида в различные виды информационной деятельности. Поэтому считаем, что развитие информационного мировоззрения реализуется на трех уровнях: информационно-потребительской, информационно-репродуктивной и информационно-созидательной деятельности.

Исходя из полифункциональности субъекта информационных отношений (субъект как потребитель, ретранслятор и создатель информации), выделим три уровня информационного мировоззрения, специфика которых определяется функциональными ролями субъектов информационного взаимодействия:

1) информационно-потребительское -мировоззрение субъекта как потребителя информации;

2) информационно-репродуктивное - мировоззрение субъекта в процессе репродуктивной информационной деятельности;

3) информационно-созидательное - информационное мировоззрение субъекта как создателя нового знания и информации.

Если информационно-потребительское мировоззрение связано с интериоризацией, распредмечиванием информации, то информационно-репродуктивное и информационно-созидательное - с ее экстериоризацией, опредмечиванием. Рассмотрим специфические особенности каждого из уровней информационного мировоззрения.

Информационно-потребительское мировоззрение характеризует субъекта как потребителя информации. Оно требует системы знаний о законах виртуального информационного общества, о методах негативного информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание, о способах адекватного реагирования на эти воздействия, о нормах поведения в случае идентификации манипулирования собственным сознанием и др. Именно эти знания позволяют человеку развивать в себе способность к адекватному информационному поведению для обеспечения собственной защищенности и развития в информационной среде.

Ю. С. Зубов выделяет в процессе распредмечивания информации несколько видов деятельности: перцептивную (чувственное восприятие информации как содержательной формы); познавательную (рациональное познание содержания информации); ценностно ориен-тационную (оценка значения информации в единстве содержания и формы) [10, с. 11]. Каждый из этих видов деятельности порождает и развивает соответствующие потребности: эстетические (в красоте), познавательные (в истине, достоверном знании) и ценностно ориентацион-ные (в ценностных установках).

С позиций интересов потребителя (получателя) проблема информационного мировоззрения рассматривалась многими представителями биб-

11

лиотечно-библиографической науки. Однако в последние годы она является объектом внимания философов, социологов, психологов, в том числе в контексте представлений человека об информационно-психологической безопасности личности. Так, ученые для раскрытия смысловой структуры мировоззрения выделяют следующие характеристики: личностные ценности - осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, характеризующие содержательный и ценностный аспекты мировоззрения; степень зрелости мировоззрения - связность, структурированность, интегрированность, непротиворечивость смысловых структур; общая осмысленность жизни как проявление функционального аспекта мировоззрения, сформированности системы смысловой регуляции жизнедеятельности. Результаты, полученные ими в ходе эмпирического исследования названных характеристик, говорят о том, что эти жизненно важные элементы структуры мировоззрения находятся у студентов только в стадии своего становления. На основании проведенного анализа авторы делают адекватный вывод о том, что существуют различия в содержании представлений о безопасности у субъектов с различными характеристиками смысловой структуры мировоззрения [7].

Еще одной попыткой измерить взаимовлияние информационного мировоззрения и информационной безопасности является эмпирическое исследование мировоззрения студентов по методу нелинейного векторного сканирования знаний В. В. Чичилимова [16], в ходе которого автор пришел к выводу, что интегральная картина восприятия мира у студентов нарушена. Ученый зафиксировал внутреннюю «энергию» различных знаний по четырем пространствам взаимодействия субъектов с окружающим миром: пространство потребностей, пространство интересов, пространство субъект-ности (чувство хозяина), пространство «вероятность изменений» (диагноз - прогноз). В ходе исследования было выявлено, что пространства потребностей, интересов и субъектности фактически выпали из мировоззрения респондентов. По выражению автора, «из «четырех колес», на которых двигается к развитию наше мировоз-

зрение, в рабочем состоянии только одно». Устойчивость такой системы минимальна и есть все предпосылки в ходе информационных воздействий на общество для установления полного контроля как над его мировоззрением, так и над его жизнедеятельностью [17, с. 244]. Именно поэтому в нашем исследовании объектом внимания стало развитие критического мышления как средство защиты от информационно-психологических воздействий студентов, разработана специальная модель и методика ее реализации [3].

Информационно-репродуктивное мировоззрение характеризует субъекта как посредника между полученной им ранее информацией и другими реципиентами и требует системы герменевтических знаний о понимании, объяснении и интерпретации информации. Именно эти знания позволяют человеку развить способность извлекать смыслы получаемой информации и передавать их без искажений в коммуникативной среде, формируя вокруг себя гармоничное информационное пространство как сферу защищенности и развития.

Информационное мировоззрение субъекта в процессе его репродуктивной коммуникативно-информационной деятельности - весьма актуальная научная проблема. Готовность к хакерским атакам на чужие информационные ресурсы, несанкционированному доступу к ним, способность выдавать чужое знание за свое, блокировать или намеренно искажать информацию при ее передаче и т. д. - вот негативные отличительные свойства информационно-репродуктивного мировоззрения, которые нуждаются сегодня в изучении.

К информационно-репродуктивным видам деятельности Ю. С. Зубов относит художественно-исполнительскую, научно-просветительскую и пропагандистскую [10, с. 16]. Большое внимание проблемам информационно-репродуктивной деятельности всегда уделялось в профессиональной информационной сфере - библиографоведе-нии и информатике. Библиографирование и ана-литико-синтетическая обработка информации -вот процессы профессиональной информационной деятельности, требующие понимания смыслов текстов и их отражения в аннотациях и ре-

12

фератах. Так, герменевтический подход к библиографической практической деятельности был реализован в наших исследованиях [1].

В отношении непрофессиональной информационной деятельности эти вопросы активно изучались в контексте информационной культуры личности и общества [12]. В настоящее время формируется так называемая педагогическая герменевтика, в рамках которой обосновывается герменевтический императив развития образования (А. Ф. Закирова [9], И. И. Сулима [15] и др.). Дело в том, что под воздействием ряда факторов (постоянно возрастающая социальная роль науки, экспоненциально расширяющийся информационный поток, вовлекающий в содержание образования новое научно-теоретическое знание) в современном образовании сохраняется выраженная когнитивная ориентация. В этой связи И. И. Сулима приводит слова А. Н. Леонтьева о возможности «обнищания души при обогащении информацией» как характерном смещении ценностей в образовании, транслирующем обезличенное знание. Для решения названной проблемы он разрабатывает модель смыслоориентиро-ванного образования, в структуре которого выделяет ценности, цели, принципы, содержание, методы и формы, критерии результативности; определяет его ценностное основание - человек «культуры», цель и результат - ценностно-опосредованное осмысленное отношение обучающегося к миру и себе на базе освоенных знаний; обосновывает систему принципов образовательного процесса смысловой направленности (смысловой ориентации образования, интеграль-ности педагогического целеполагания, смысловой активности, смысловой проблемности, ак-сиологичности научного знания, полисемантич-ности, поликультурности и др.) [Там же].

Информационно-созидательное мировоззрение характеризует субъекта как создателя новой информации. Оно требует системы знаний о законах виртуального информационного общества, о методах и последствиях негативного информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание, об ответственности за распространение некачественных информационных продуктов, о способах и последствиях манипули-

рования сознанием других участников информационного взаимодействия и ответственности за эти действия и т. д. Эти знания позволяют человеку развить свою способность к адекватному, безопасному для окружающих информационному поведению для обеспечения собственной защищенности и развития в информационной среде, а также защищенности и развития других участников информационного взаимодействия.

К информационно-созидательным видам деятельности Ю. С. Зубов относит художественно-творческую, научно-исследовательскую и критико-публицистическую [10, с. 16]. Развитие информационно-созидательного мировоззрения изучается в рамках исследования проблем технического и научного творчества, технологий решения изобретательских задач, развития творческого воображения, информационной этики и др. Большое внимание уделяется данной тематике в последнее время в рамках изучения информационно-психологической безопасности, культуры информационной безопасности и др. Так, в исследовании, выполненном под нашим научным руководством, определено понятие культуры информационно-психологической безопасности -интегральное свойство личности, представленное системой духовно-нравственных ценностных ориентаций, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она не только способна защитить себя как объект информационного воздействия, но и не может целенаправленно оказывать негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений. В работе обоснована также модель развития культуры информационно-психологической безопасности, методика ее развития у студентов в вузе [5].

Информационно-потребительское, информационно-репродуктивное и информационно-созидательное мировоззрение - это все пространство развития информационного мировоззрения, каким его можно представить с позиций информационной деятельности. Как блестяще показал в своих исследованиях Ю. С. Зубов, духовным развитием можно управлять в зависимости от потребностей, способностей или интересов личности [10]. Поэтому и процесс развития информа-

13

ционного мировоззрения должен базироваться на потребностно-мотивационной сфере субъектов. Профессиональные потребности и развитие интереса к будущей профессиональной деятельности как главный мотиватор образования могут быть реализованы через все виды информационной деятельности:

- познавательную (информационно-потребительский вид деятельности);

- научно-просветительскую (информационно-репродуктивный);

- научно-исследовательскую (информационно-созидательный).

Однако не менее важными потребностями, которые должны быть использованы в процессе системного развития информационного мировоззрения, являются потребности в эстетическом развитии и ценностных установках. Поэтому привлечение студентов к внеаудиторной художественно-репродуктивной и художественно-созидательной (творческой), а также пропагандистской и критико-публицистической видам работ -это императивы современного образования. Подобно тому, как научно-просветительская и научно-исследовательская виды деятельности являются практическими инвариантами познавательной деятельности, художественно-исполнительская и художественно-творческая - практическое воплощение перцептивной деятельности. Соответственно пропагандистская и критико-публицистическая деятельность - это практические инварианты ценностно ориентационной информационно-потребительской деятельности.

В этом отношении весьма своевременным представляется нам компетентностный подход к современному профессиональному образованию, в основе которого лежат не знания, умения и навыки выпускника, а его способность к решению

профессиональных задач, что выходит далеко за рамки когнитивного подхода. Развить профессиональные компетенции выпускников сегодня можно на основе: 1) не только потребления, но и трансляции и создания новой информации; 2) не только познания, но и активного восприятия содержательных форм, а также ценностной ориентации в знаниях и информации. С этих позиций эвристические возможности информационно-психологического подхода к развитию профессиональных компетенций (а вместе с ними - информационного мировоззрения будущих специалистов) видятся нам неизученными, но весьма перспективными.

Таким образом, в основу современного понятия информационного мировоззрения могут быть положены научные представления великого ученого-гуманиста Ю. С. Зубова, обоснованные им в 70-е гг. ХХ в. В условиях виртуализации информационного пространства и связанного с ней усиления информационных угроз информационное мировоззрение выступает условием информационно-безопасного существования и развития личности и общества. Информационно-психологический подход, реализованный Ю. С. Зубовым в отношении духовного развития личности, может быть применен в процессе теоретических исследований и практики развития информационного мировоззрения. Уровневая структура информационного мировоззрения соответствует потребительскому, репродуктивному и созидательному видам информационной деятельности. Наиболее эври-стичен названный подход в контексте компе-тентностного подхода к подготовке специалистов, императивом которого выступает не только когнитивный, но и ценностно ориентацион-ный аспект.

1. Астахова, Л. В. Библиография как научный феномен: моногр. / Л. В. Астахова. - Москва, 1997. - 378 с.

2. Астахова, Л. В. Понятие культуры информационной безопасности / Л. В. Астахова // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. - 2014. - № 2. - С. 1-8.

3. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева; Российская академия наук; Высшая аттестационная комиссия и др. - Москва: РАН, 2009. - 141 с.

4. Астахова, Л. В. Информационная безопасность: герменевтический подход: моногр. / Л. В. Астахова; Российская академия наук, Высшая аттестационная комиссия и др. - Москва: РАН, 2010. - 186 с.

14

5. Ахметвалиева, А. А. Развитие культуры информационно-психологической безопасности у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Ахметвалиева. - Челябинск, 2011. - 189 с.

6. Басалаева, О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества / О. Г. Басалаева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. - Вып. 16. - С. 73-76.

7. Басанова, Т. А. Мировоззрение и представления об информационно-психологической безопасности личности / Т. А. Басанова, А. В. Непомнящий // Известия ТРТУ. Тематический вып. Медицинские информационные системы. - 2006. - № 11 (66). - С. 194-200.

8. Гнатышина, Е. А. Информационная культура педагога профессионального обучения / Е. А. Гнатышина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 (11). - С. 69-71.

9. Закирова, А. Ф. Педагогическая герменевтика: моногр. / А. Ф. Закирова. - Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 328 с.

10. Зубов, Ю. С. Библиография и художественное развитие личности: моногр. / Ю. С. Зубов. - Москва: Книга, 1979. - 144 с.

11. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под ред. Ю. С. Зубова. - Москва, 1994. - С. 5-11.

12. Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 3. Информационное мировоззрение и информационная культура / науч. ред. Ю. С. Зубов и В. А. Фокеев. - Москва: Изд-во Московского университета культуры, 1996. - 197 с.

13. Советский энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - 1632 с.

14. Степин, B. C. Диалектика в науках о природе и человеке / В. С. Степин // Диалектика - мировоззрение и методология современного естествознания. - Минск: Университетское, 1988. - С. 39-41.

15. Сулима, И. И. Бытийный статус образования: герменевтическая концепция: дис. ... д-ра филос. наук / И. И. Сулима. - Нижний Новгород, 2004. - 355 с.

16. Чичилимов, В. В. Энергия социального интеллекта населения среднего города России / В. В. Чичилимов. -Таганрог, 2003. - 1200 с.

17. Юрченко, А. В. Мировоззрение человека в системе обеспечения информационно-психологической безопасности личности / А. В. Юрченко // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. - 2010. - Т. 111. - № 10. - С. 238-245.

Сдано 10.10.2014 L. Astakhova

INFORMATION OUTLOOK: CONCEPT AND LEVELS

Abstract. Based on the analysis of the scientific heritage of Y. S. Zubov as well as trends in the development of

information society such as virtualization and increase in information risks, the concept of information outlook is

clarified and its tier structure is defined.

Keywords: information outlook, information activity, culture, bibliography science, virtualization, risks

References

1. Astakhova, L. V. Bibliografija kak nauchnyj fenomen [Bibliography as a scientific phenomenon]: / L. V. Astakhova. - Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury, 1997. - 378 p.

2. Astakhova, L. V. A culture of information security / L. V. Astakhova // Nauchno-tehnicheskaja informacija. Ser. 1. organizacija i metodika informatsionnoy raboty [Scientific and technical information. Ser. 1. Organization and Methods Inf. operation]. - 2014. - № 2. - P. 1-8.

3. Astakhova, L. V. Kriticheskoe myshlenie kak sredstvo obespechenija informacionno-psihologicheskoj bezopas-nosti lichnosti [Critical thinking as a means of providing information and psychological safety of the person ] / L. V. Astakhova, T. V. Harlampeva; Russian Academy of Sciences; Higher Attestation Commission and others. -Moscow: Rossijskaja akademija nauk, 2009. - 141 p.

15

4. Astakhova, L. V. Informacionnaja bezopasnost': germenevticheskij podhod [ Information Security: hermeneutic approach] / L. V. Astakhova; Russian Academy of Sciences, the Higher Attestation Commission and others. -Moscow: Russian Academy of Sciences, 2010. - 186 p.

5. Ahmetvalieva, A. A. Razvitie kul'tury informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti u studentov vuza [Development of culture of information-psychological safety of students of high school] / A. A. Ahmetvalieva. -Chelyabinsk, 2011. - 189 p.

6. Basalaeva, O. G. Information outlook and culture of modern society / O. G. Basalaeva // Vestnik Cheljabin-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophy. Sociology. Cultural Studies]. - 2010. - № 1 (182). - Vol. 16. - P. 73-76.

7. Basanova, T. A. Views and ideas about the information-psychological safety of the person / T. A. Basanova, A. V. Nepomnyashchii // Izvestija TRTU. Medicinskie informacionnye sistemy [News TSURE. Information medical system]. - Taganrog, 2006. - № 11 (66). - P. 194-200.

8. Gnatyshina, E. A. Information Culture teacher of vocational training / E. A. Gnatyshina // Vektor nauki TGU [Vector Science TSU]. - 2012. - № 4 (11). - P. 69-71.

9. Zakirova, A. F. Pedagogicheskaja germenevtika [Educational Hermeneutics] / A. F. Zakirova. - Moscow: Iz-datel'skij dom Shalvy Amonashvili, 2006. - 328 p.

10. Zubov, Y. S. Bibliografija i hudozhestvennoe razvitie lichnosti [Bibliography and artistic development of the personality] / Y. S. Zubov. - Moscow: Kniga, 1979. - 144 p.

11. Zubov, Y. S. Informatization and Information Culture / Y. S. Zubov // Problemy informacionnoj kul'tury [Problems of information culture] / ed. Y. S. Zubov. - Moscow, 1994. - P. 5-11.

12. Problemy informacionnoj kul'tury. Vyp. 3. Informacionnoe mirovozzrenie i informacionnaja kul'tura [Problems of information culture. Vol. 3. Information outlook and information culture] / scientific ed. Y. S. Zubov and V. A. Fokeev. - Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta kul'tury, 1996. - 197 p.

13. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' [The Soviet Encyclopedic Dictionary]. - Moscow: Sovetskaja jencik-lopedija, 1990. - 1632 p.

14. Stepin, V. S. Dialectics in the sciences of nature and man / V. S. Stepin // Dialektika - mirovozzrenie i me-todologija sovremennogo estestvoznanija [Dialectics - outlook and methodology of modern science]. - Minsk: Universitetskoe, 1988. - P. 39-41.

15. Sulima, I. Bytijnyj status obrazovanija: germenevticheskaja koncepcija [The existential status of education: hermeneutical concept] / I. Sulima. - Nizhny Novgorod, 2004. - 355 p.

16. Chichilimov, V. V. Jenergija social'nogo intellekta naselenija srednego goroda Rossii [Energy of social intelligence of the population of an average city in Russia] / V. V. Chichilimov. - Taganrog, 2003 - 1200 p.

17. Yurchenko A. V. Outlook of the person in the system of information-psychological safety of the person / A. V. Yurchenko // Izvestija Juzhnogo Federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Engineering science]. - Taganrog, 2010. - Vol. 111. - № 10. - P. 238-245.

Received 10.10.2014

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.