Научная статья на тему 'Развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки'

Развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БИБЛИОТЕКА / ВУЗ / СПЕЦИАЛИСТ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИ-ЧЕCКИЕ УСЛОВИЯ / INFORMATION COMPETENCE / LIBRARY / SPECIALIST / MODEL PEDAGOGICAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Светлана Геннадьевна

Раскрывается потенциал вузовской библиотеки, ее образовательная функция в формировании информационной компетенции будущего профессионала. Доказана возможность развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки на основе учета различных видов информационной деятельности. Уточнено понятие развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки, ее структуры и содержания. Оно основано на когнитивно-коммуникативной структуре информационной деятельности и отражает способность будущего специалиста выступать в качестве отправителя и получателя информации. На основе специфического содержания информационно-коммуникативных и информационно-когнитивных процессов в ходе профессиональной деятельности обоснована модель развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки. Раскрыто содержание модели, которое включает целевой, научно-теоретический, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки. Выявлен комплекс педагогических условий эффективной реализации спроектированной модели. Расширены теоретические представления терминологического пространства педагогической науки по проблеме развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing information competence of a future specialist in the context of higher educational institution library

The article outlines the potential of higher educational institution library in developing information competence of a future professional in terms of realizing its educational function. The opportunity to develop information competence of a future specialist regarding different types of information activity in the context of higher educational institution library has been proved. The notion “information competence development of future specialists” in the context of higher educational institution library has been specified, its structure and content have been defined more accurately. It is based on cognitive and communicative structure of information activity and reflects the ability of a future specialist to act both as a information sender and information recipient. Taking into account the specific content of information-communicative and information-cognitive processes in professional activity, the model to develop information competence of future specialists in the context of higher educational institution library has been designed. The structure of the model has been revealed which comprises scientific-theoretical, content, technological and evaluation-resultative components. A set of pedagogical conditions of the model effective realization has been worked out. Theoretical pedagogical conceptualization of the issue dealing with developing information competence of future specialists in the context of higher educational institution library has been updated.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки»

УДК 02

С. Г. Смолина

соискатель ученой степени канд. пед. наук, Южно-Уральский государственный университет E-mail: smoima_s_g@lib.susu.ac.ru

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Раскрывается потенциал вузовской библиотеки, ее образовательная функция в формировании информационной компетенции будущего профессионала. Доказана возможность развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки на основе учета различных видов информационной деятельности. Уточнено понятие развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки, ее структуры и содержания. Оно основано на когнитивно-коммуникативной структуре информационной деятельности и отражает способность будущего специалиста выступать в качестве отправителя и получателя информации. На основе специфического содержания информационно-коммуникативных и информационно-когнитивных процессов в ходе профессиональной деятельности обоснована модель развития информационной компетенции у будущих специалистов в условиях вузовской библиотеки. Раскрыто содержание модели, которое включает целевой, научно-теоретический, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки. Выявлен комплекс педагогических условий эффективной реализации спроектированной модели. Расширены теоретические представления терминологического пространства педагогической науки по проблеме развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки.

Ключевые слова: информационная компетенция, библиотека, вуз, специалист, модель, педагогические условия

Для цитирования: Смолина, С. Г. Развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки / С. Г. Смолина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 46-54.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования выпускники всех образовательных направлений должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, так или иначе связанными с информационными процессами. Так, выпускник направления подготовки 090900 «Информационная безопасность» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной

техники, перерабатывать большие объемы информации, проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности (ПК-2). Выпускник специальности 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем» (квалификация (степень) «специалист»), согласно ФГОС ВПО, должен также обладать компетенциями, связанными с информационной деятельностью: способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-9); способностью понимать сущность и значение информации в развитии со-

46

временного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК-4) и др.

ФГОС высшего профессионального образования по гуманитарным направлениям подготовки также относят к числу компетенций информационные по своей сути способности. Так, выпускник специальности 030401 «Клиническая психология» (квалификация (степень) «специалист») должен обладать способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (ОК-12) и др.

Однако следует признать, что и в содержании основных образовательных программ, и в образовательной практике эти компетенции учитываются недостаточно. Не в полной мере реализуется и потенциал вузовской библиотеки, ее образовательная функция. Все это серьезно отражается на уровне профессиональной подготовки будущих специалистов. На низкий уровень владения технологиями работы с информацией указывают работодатели. Этим и обусловлена актуальность темы настоящей статьи.

Мы проанализировали педагогическую литературу и пришли к выводу, что единого мнения по поводу понятия и структуры информационной компетенции будущего специалиста не достигнуто. Существующие определения обоснованы согласно локальным задачам диссертационных исследований и не отражают влияния особенностей современной практики. Наиболее эвристичным для нашего исследования является определение информационной компетенции, предложенное Л. В. Астаховой [3]. На его основе выведем понятие развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки: это деятельность по реа-

лизации образовательной функции вузовской библиотеки, направленная на развитие способности будущего специалиста выполнять когнитивные и коммуникационные операции информационной деятельности с целью реализации его общих и профессиональных информационных потребностей и как отправителя информации, и как ее получателя.

Особенность уточненного понятия развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки заключается в том, что оно:

а) акцентировано на необходимости реа-лизовывать сущностную функцию вузовской библиотеки - образовательную - в условиях компетентностного подхода к образованию;

б) основано на сущностной двуединой, когнитивно-коммуникативной структуре информационной деятельности, что позволяет учесть не только материальную составляющую информации и связанные с ней коммуникационные аспекты (хранение, передача, получение информации), но и когнитивную сущность, акцентирующую внимание на идеальном содержании информации, способах выявления ее смыслов;

в) показывает императивы направленности деятельности библиотеки на амбивалентную природу будущего специалиста как субъекта информационных отношений, который может одновременно выступать и как отправитель, и как получатель информации.

Полагаем, что выявленные особенности деятельности по развитию информационной компетенции, связанные с двуединством ее когнитивных и коммуникативных составляющих и ее субъектов как получателей и отправителей информации, должны лежать в основе модели развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки.

Положив в основу исследования уточненное содержание базового понятия, мы разработали модель развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки, состоящую из целевого, научно-теоретического, содержате-

47

льного, технологического и оценочно-ре-зультативного блоков (рис.).

Целевым блоком модели является развитие информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки, обусловленное государственным заказом на подготовку специалистов, способных эффективно осуществлять информационную деятельность, а также социальным заказом, связанным с потребностью в личности, обладающей стремлением к развитию своей информационной компетенции.

Научно-теоретический блок модели представлен деятельностным, компетентностным и ситуационным методологическими подходами.

Использование деятельностного подхода обусловлено необходимостью освоения студентами технологий информационной деятельности на всех этапах ее жизненного цикла, а также - формирования основ профессионализма будущих специалистов путем активизации различных видов их деятельности: учебно-познавательной, самообразовательной, учебно- и научно-исследовательской и др.

Деятельностный подход необходим также и для моделирования ключевых компонентов деятельности вузовской библиотеки (целей, объектов, процессов, средств и результатов) по развитию информационной компетенции будущих специалистов в вузе.

Применение компетентностного подхода необходимо в условиях перехода российского образования на уровневую систему, на Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, в основу которых положена компетентностная концепция.

Поэтому для реализации своей образовательной функции вузовская библиотека должна быть нацелена на овладение студентами в период обучения в вузе информационной компетенцией, необходимой и достаточной для успешной профессиональной деятельности. Ситуационный подход применяется для организации освоения будущими специалистами алгоритмов информационно-коммуникационных и информационно-когнитивных действий

в разных ситуациях, которые возникают в практике профессиональной деятельности. Потребность в использовании ситуационного подхода обусловлена также необходимостью развития у студентов информационной компетенции когнитивного уровня, связанного с системой познания, объяснения и понимания информации. Мы опираемся на утверждение П. Векленко о том, что «ситуационный подход - это деятельностно ориентированный междисциплинарный метод исследований кондиционально-смысловых взаимодействий, примиряющий принципы объяснения и понимания, синтезирующего теоретический потенциал конструктов "система" и "смысл"» [7].

Содержательный блок модели состоит из структурных компонентов информационной компетенции будущего специалиста: информационно-коммуникационного и информационно-когнитивного уровней. В информационную компетенцию коммуникативного уровня студента и как отправителя, и как получателя информации мы включаем способность будущего специалиста осуществлять поиск, получение, передачу, хранение и обеспечение безопасности информации. Этот аспект разработан нами и отражен в более ранней публикации [См.: 11]. В информационную компетенцию когнитивного уровня мы включаем субьективи-зацию, объективизацию и оценку прагматической ценности информации.

Говоря о субъективизации информации, мы основываемся на том, что между знанием и информацией возможно установление циклической взаимосвязи с двумя переходами: информация —> знание (субьективизация информации), знание —> информация (объективизация знания). Субьективизация информации - это извлечение из нее паттернов (некоторых значимых, необходимых, общих, инвариантных структур информации). Субъект, к каковым относится и специалист, извлекая конкретные паттерны, избирательно отражает те или иные стороны предметов и явлений, в том или ином ракурсе и связях и конструирует знание [9].

48

И О

ьй и и

г

н

и

Он

о

и н

б

к

%

п

о ч о х ч о и

о и о

о

я &

я и

о и о

в

и о

Я о

Й в

г §

2 о

и

0 к

>4

ч

1

ш

ч

я

И

я

я &

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Государственный заказ на подготовку специалистов, способных эффективно осуществ-лять информационную деятельность

О

Социальный заказ - потребность в личности, обладающей потребностями к развитию своей информационной компетенции_

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ИК коммуникативного уровня (поиск, получение, передача, хранение, обеспечение безопас-_носги информации)_

ИК отправителя информации

ИК получателя информации

ИК когнитивного уровня (объективизация, субъективизация, оценка прагматической цен-_ности информации)_

ИК отправителя информации

ИК получателя информации

Инвариантная составляющая: программа «Информационная компетенция выпускника вуза»

Вариативная составляющая: УИРС, НИРС, ВКР; воспитательная работа

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК

Развитие информационно-коммуникативной компетенции

Технологии поиска, получения, передачи, хранения, обеспечения безопасности _информации_

Развитие информационно-когнитивной компетенции

Технология объективизации информации

Технология субъек-тивизации информации

Технология оценки

прагматической

ценности

Этапы

Информационно-потребительский

Информационно-репродуктивный

Информационно-созидательный^

Формы

Методы

Средства

Лекции, практические и лабораторные занятия, консультации, экскурсии по библиотеке, конференции, встречи с работниками библиотеки, ситуационные игры, информационно-эвристические задачи, НИР и др._

Репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные), продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские)_

Информационно-методические (программы библиотечно-библиографического практикума, бумажные и электронные образовательные ресурсы и др.) и технические (специализированные программные средства по поиску, анализу, защите информации, мульти-медийные устройства, официальный сайт библиотеки, социальные сети и др.) средства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я я о

>9 В

§ °

И >я

« о

X о

V

г

в -

о

§

§ н

4,

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК

Когнитивный:

владение информационными знаниями, необходимыми на всех уров-нях информационной деятельности

Операциональный: способность к реализации алгоритмов действий, необходимых на всех уровнях и стадиях информационной деятельности

Критерии и

показатели

Мотивационный:

потребность в развитии собственной информационной компетенции

Рефлексивный:

способность контролировать информационную деятельность, оценивать удовлетворенность информационных потребностей практики и собственных информационных потребностей, определять динамику своей информационной компетенции

Низкий

Уровни

Средний

4

Высокий

Результат: повышение уровня информационной компетенции будущего специалиста в вузе

Рис. Модель развития информационной компетенции будущего специалиста в условиях вузовской библиотеки

49

Объективизация знания - переход от знания к информации - следующий этап познавательного процесса. Объективизируя знание, субъект с помощью языка сам создает паттерны в социокультурной информации. Так, студент вуза в процессе выполнения самостоятельных учебно- и научно-исследовательских заданий генерирует информацию в ее разнообразных формах: курсовые и самостоятельные работы, выпускные квалификационные работы, доклады на семинарских занятиях и научных конференциях и др. Оценка прагматической ценности информации позволяет оценить степень полезности полученной студентом информации для решения учебных, научных, практических задач.

Технологический блок включает стадии развития информационно-коммуникативной и информационно-когнитивной компетенций, соответствующие видам информационной деятельности на каждом из его этапов: информационно-потребительском, информационно-репродуктивном и информационно-созидательном. В основу выделения этапов положено исследование Ю. С. Зубова «Библиография и художественное развитие личности», согласно которому в информационном плане человеческая деятельность реализуется в трех ведущих направлениях: как потребительская, репродуктивная и созидательная [8, с. 23]. Опираясь на методологию информационно-психологического подхода, мы выделили в процессе развития информационной компетенции студентов три этапа, соответствующие видам информационной деятельности: информационно-потребительский, информационно-репродуктивный и информационно-созидательный. Информационно-потребительский - это этап овладения элементарными информационно-коммуникативными (поиск информации) и информационно-когнитив-ными (аннотирование) инструментами. Информационно-репродуктивный - этап освоения технологий ретрансляции информации и знания (реферирование, передача информации в разных формах по разным коммуникационным каналам). Информационно-созидатель-

ный - этап создания информационно-аналитических продуктов (обзоров, научных статей, выпускных квалификационных работ, диссертаций по проблематике будущей профессиональной деятельности).

Лекции, практические и лабораторные занятия в рамках программы «Информационная компетенция выпускника вуза», консультации, экскурсии по библиотеке, конференции, встречи с работниками библиотеки, ситуационные игры и др. - все эти формы образовательной деятельности позволяют эффективно достигнуть целей реализации образовательной функции вузовской библиотеки. В качестве методов развития информационной компетенции выбраны репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Вузовская библиотека придает большое значение для развития информационной компетенции студентов средствам: информационно-методическим (программы библиотечно-библиографического практикума, бумажные и электронные образовательные ресурсы и др.) и техническим (специализированные программные средства по поиску, анализу, защите информации, мультимедийные устройства, официальный сайт библиотеки, социальные сети и др.).

Оценочно-результативный блок основан на компонентах информационной компетенции будущего специалиста, разбит на 4 функциональных блока по содержанию (когнитивный, операционный, мотивационный и рефлексивный), отражает достижение уровня информационной компетенции (от низкого к среднему и - высокому), необходимого и достаточного для эффективной деятельности будущего специалиста. Мотивационный компонент включает в себя потребность студента в развитии собственных информационных компетенций; когнитивный - владение знаниями методологии поиска и анализа информации, необходимыми на всех уровнях информационной деятельности; операциональный - способность к реализации алгоритмов информа-

50

ционных действий, необходимых на всех уровнях и стадиях информационной деятельности; рефлексивный - способность анализировать и контролировать информационную деятельность, проводить рецензирование публикаций работ, оценивать удовлетворенность собственных информационных потребностей и потребностей практики.

Представленная модель реализована нами при соблюдении ряда педагогических условий, в основе которых лежат три общепризнанных системных аспекта образовательного процесса: содержание образования, его организация и условия: 1) соответствие структуры программы вузовской библиотеки по развитию информационной компетенции студентов, обязательной для обучаемых всех образовательных направлений вуза, логике развития информационной деятельности личности от информационно-потребительской к информационно-репродуктивной и далее - к информационно-созидательной; 2) усиление мотивации студентов к развитию их информационной компетенции в условиях вузовской библиотеки с помощью выявления информационно-мировоззренческих «стимулирующих доминант»; 3) организация виртуальной информационно-образовательной полиресурсной полиязыковой среды вузовской библиотеки с использованием обучающих электронных технологий для самостоятельной работы студентов.

Первое педагогическое условие. Согласно принципам системности и последовательности, предполагающим усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, образовательная программа «Информационная компетенция выпускника вуза» отражает этапы развития информационной деятельности человека. В основе данного педагогического условия лежит информационно-психологическая концепция духовного развития личности Ю. С. Зубова [8], обосновавшего эволюцию информационной деятельности от потребительской к репродуктивной и далее - к созидательной. Показателем развития информационной компетенции выпускника вуза в условиях

информационного общества может быть только степень его вовлеченности в различные виды информационной деятельности: от потребительской до созидательной. Такая интерпретация информационной компетенции студента обусловливает императивное включение образовательной программы вузовской библиотеки «Информационная компетенция выпускника вуза» в учебные планы по всем образовательным направлениям высшего учебного заведения, а значит требует создания специальной кафедры на базе вузовской библиотеки.

Второе педагогическое условие. Формулируя данное педагогическое условие, мы основывались на концепции информационного мировоззрения Л. В. Астаховой, которая определила его следующим образом: «новый тип мировоззрения информационного этапа развития цивилизации - это динамичная система знаний о законах виртуального информационного общества, роли и месте человека в нем, а также обусловленные этими знаниями эмоции, ценности и нормы, убеждения и поступки людей в ходе информационной деятельности, определяющие их способность к адекватному информационному поведению как отправителей и получателей информации для обеспечения защищенности и развития в безопасной информационной среде» [2, с. 10]. Понятие стимулирующей доминанты (в противовес подавляющей доминанте), обоснованное П. Векленко в рамках ситуационного подхода, «отражает преобладание в потоке прорывающихся содержаний конструктивных, стимулирующих деятельность образов и фрагментов свернутой внутренней речи» [6, с. 50]. Стимулирующими доминантами развития информационной компетенции должны быть конструктивные ценности и нормы в ходе информационной деятельности студентов. Поэтому задача библиотечного специалиста - не допустить превосходства деструктивно-подавляющих норм и ценностей, т. е. подавляющей доминанты, а принять меры, направленные на внедрение стимулирующего смысла об императивах защищенности и развития человека в информационной среде. Мы согласны с тем, что это требует от студентов

51

как потребителей овладения «знаниями о законах виртуального информационного общества, о методах негативного информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание и др. Именно эти знания позволяют студенту развивать в себе способность к адекватному информационному поведению для обеспечения собственной защищенности и развития в информационной среде» [2].

Третье педагогическое условие. При интенсивном развитии информационных технологий и стремительной виртуализации общества формирование и развитие виртуальной информационно-образовательной среды (ВИОС) становится ключевой задачей вузов и их библиотек [5; 10 и др.]. Для целей развития информационной компетенции выпускника вуза создается специальная виртуальная информационно-образовательная среда (ВИОС ИК) как часть общей ВИОС вуза. Она формируется с помощью интеграции традиционных информационных носителей и компьютерных технологий, включающих в себя распределенные базы данных, виртуальные библиотеки, электронный учебно-методический комплекс (УМК) по программе «Информационная компетенция будущего специалиста». В ВИОС ИК входят информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, пользовательские сервисы и инфраструктура сетевого взаимодействия «преподаватель - студент», «библиотека - студент», «библиотека - преподаватель». В результате создается виртуальная среда обучения студен-

тов информационно-коммуникативной и информационно-когнитивной компетенции, реализованная на основе локальных и глобальных вычислительных сетей.

Современная виртуальная образовательная среда имеет особенности, связанные с ее несоответствием реальности [1], а также с управляющей функцией информации [4].

Таким образом, переход от развития информационной культуры и информационной грамотности к развитию информационной компетенции студентов вуза в условиях вузовской библиотеки обусловлен реформой российского образования и обращением к компетентностной парадигме. Это требует изменения направлений реализации образовательной функции вузовской библиотеки. Данные факторы учтены в разработанной модели развития информационной компетенции выпускников вуза в условиях вузовской библиотеки. Ее особенности заключаются в следующем: 1) она основана на системных представлениях об информационной компетенции как интеграции информационно-коммуникатив-ных и информационно-когнитивных процессов; 2) в ней учтены различные функциональные роли студента как субъекта информационных отношений в информационно-потребительской, информационно-ретрансляцион-ной и информационно-созидательной деятельности. Реализация разработанной модели в конечном итоге будет способствовать развитию информационной компетенции будущих специалистов в вузе и повышению их готовности к решению профессиональных задач.

1. Астахова, Л. В. Виртуальная образовательная среда: сущность понятия / Л. В. Астахова, Н. С. Запуска-лова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 63-68.

2. Астахова, Л. В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни / Л. В. Астахова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2014. — № 4 (40). - С. 9—16.

3. Астахова, Л. В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход / Л. В. Астахова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - № 4. - С. 10-16.

4. Астахова, Л. В. Развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе / Л. В. Астахова, А. Е. Трофименко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. — № 12.-С. 16-23.

5. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Инновационная составляющая многоуровневой системы подготовки педагогических кадров (с разным опытом работы) к профессиональной деятельности с использованием вирту-

52

альной образовательной среды / M. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. - 2009. -№2. -С. 171-178.

6. Векленко, П. В. Понятийный аппарат теории ситуаций / П. В. Векленко // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2012. - № 3. - С. 47-51.

7. Векленко, П. В. Ситуационный подход: сущность, онтологический базис, место в структуре общенаучной методологии / П. В. Векленко // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2010. - № 4. - С. 37-41.

8. Зубов, Ю. С. Библиография и художественное развитие личности: моногр. / Ю. С. Зубов. - Москва: Книга, 1979. -144 с.

9. Караваев, H. JI. О знании, паттернах и информации / H. JI. Караваев // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Философия. - 2009. - Т. 7. - № 3. - С. 24—27.

10. Кулагин, В. П. Виртуальная среда обучения как элемент онлайнового социального сообщества / В. П. Кулагин, Ю. М. Кузнецов // Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика -2007». - Санкт-Петербург, 2007. - Т. 1.

11. Смолина, С. Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза / С. Г. Смолина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2010. - № 12. - С. 125-129.

Получено 04.02.2015 S. Smolina

competitor of а scientific degree Candidate of Pedagogical Sciences,

South Ural State University E-mail: smolina_s_g@lib.susu.ac.ru

DEVELOPING INFORMATION COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LIBRARY

Abstract The article outlines the potential of higher educational institution library in developing information competence of a future professional in terms of realizing its educational function. The opportunity to develop information competence of a future specialist regarding different types of information activity in the context of higher educational institution library has been proved.

The notion "information competence development offiiture specialists" in the context of higher educational institution library has been specified, its structure and content have been defined more accurately. It is based on cognitive and communicative structure of information activity and reflects the ability of a future specialist to act both as a information sender and information recipient.

Taking into account the specific content of information-communicative and information-cognitive processes in professional activity, the model to develop information competence of future specialists in the context of higher educational institution library has been designed. The structure of the model has been revealed which comprises scientific-theoretical, content, technological and evaluation-resultative components. A set of pedagogical conditions of the model effective realization has been worked out. Theoretical pedagogical conceptualization of the issue dealing with developing information competence offuture specialists in the context of higher educational institution library has been updated.

Keywords: information competence, library, specialist, model pedagogical context

For citing: Smolina, S. Developing Information Competence of a Future Specialist in the Context of Higer Educational Institution Library / S. Smolina // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. —Ns2 (42). - P. 46-54.

53

Reference

1. Astakhova, L. V. Virtual Learning Environment: the Essence of the Concept / L. V. Astakhova, N. S. Zapuska-lova // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. - 2011. - № 12. - P. 63-68.

2. Astakhova, L. V. Informational Outlook: the Concept and Levels / L. V. Astakhova // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. -2014.-№4(40).-P. 9-16.

3. Astakhova, L. V. The Concept of Information Specialist Competence: Cognitive Approach / L. V. Astakhova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Herald of the South Ural State University. Ser. Education], - 2013. - T. 5. - № 4. - P. 10-16.

4. Astakhova, L. V. Development of Information-Analytical Competencies of Students in High School / L. V. Astakhova, A. E. Trofimenko // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], - 2011. - № 12. - P. 16-23.

5. Vayndorf-Sysoeva, M. E. The Innovative Component of a Multi-Level System of Training Pedagogical Personnel (with Different Work Experience) for Professional Work Using a Virtual Learning Environment / M. E. Vayndorf-Sysoeva // Vestnik MGOU. Ser. Pedagogika [Herald of MGOU. Ser. Pedagogical], - 2009. - № 2. - P. 171-178.

6. Veklenko, P. V. Conceptual Apparatus of the Theory of Situations / P. V. Veklenko // Nauchnyy vestnik Om-skoy akademii MVD Rossii [Scientific Herald of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia], - 2012. -№ 3. - P. 47-51.

7. Veklenko, P. V. Situational Approach: the Essence, the Ontological Basis Place in the Structure Scientific Methodology / P. V. Veklenko // Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii [Scientific Herald of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia], - 2010. - № 4. - P. 37-41.

8. Zubov, Yu. S. Bibliografiya i khudozhestvennoe razvitie lichnosti: monogr. [Bibliography and Artistic Development of the Personality: monograph] / Yu. S. Zubov. - Moscow: Kniga, 1979. - 144 p.

9. Karavaev, N. L. About the Knowledge, Patterns and Information / N. L. Karavaev // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya [Herald of the Novosibirsk State University. Ser.: Philosophy]. -2009. - T. 7. - № 3. - P. 24-27.

10. Kulagin, V. P. Virtual Learning Environment as Part of an Online Social Community / V. P. Kulagin, Yu. M. Kuznetsov // Trudy XIV Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Telematika - 2007» [Proceedings of XIV All-Russian Scientific Conference "Telematics - 2007"]. - St. Petersburg, 2007. - Vol. 1.

11. Smolina, S. G. Model of Formation of Information-Communicative Competence of Students of High School / S. G. Smolina // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Science], Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2010. - № 12. - P. 125-129.

Received 04.02.2015

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.