^Художественное развитие личности
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕАБИЛИТАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
УДК [002:004]:316.774
Н. В. Лопатина, С. А. Чазова
Московский государственный университет культуры и искусств
Подчёркивается значение теории художественного развития личности Ю.С. Зубова для современной науки и практики. Определяется возможность применения компетентностного подхода в неформальном и информальном образовании, культурном просвещении посредством чтения. Анализируется содержание компетентности «готовность к художественному развитию», определяются критерии её анализа и оценки в условиях современного информационного пространства. Рассматриваются потенциал библиографии для организации современных информационных систем, современные инструменты рекомендательной библиографии, перспективы использования наследия Ю.С. Зубова в области теории рекомендательной библиографии в культурном просвещении в Интернет. Определяется роль информационно-созидающей деятельности. Доказывается универсальность библиографического метода для художественного развития в информационном обществе.
Ключевые слова: художественное развитие личности, библиография, чтение, рекомендательная библиография, информационное общество, информатизация культуры, компетентностный подход.
N. V. Lopatina, S. A. Chazova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
ARTISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE DIGITAL SOCIETY: THE BIBLIOGRAPHIC KNOWLEDGE'S REINVENTION
The paper discusses the importance of the Yu. S. Zubov's theory "artistic personality development" for contemporary science and practice. The opportunity of application of a competence approach either in non-formal and informal education, or in cultural education through reading is submitted. The content of competence «readiness for art development» is explored. It defines the criteria of its analysis and evaluation in modern information space. The article examines the potential bibliography for organization of modern information systems. It analyzes modern recommendatory bibliography tools. The paper studies the prospects of using heritage Yu. S. Zubov in the theory of recommendatory bibliography in the cultural education on the Internet. The role of information and constructive activity is defined. The universality of bibliographic method for artistic development in the information society is proved.
Keywords: artistic personality development, bibliography, reading, recommendatory bibliography, digital society, digitalization of culture, competence approach.
ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств
LOPATINA NATAL'YA VIKTOROVNA — PhD (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of Culture Informatization, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected]
144 ЧАЗОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры
информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств
CHAZOVA SVETLANA ANATOL'EVNA — PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Culture Informatization, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Лопатина Н. В., Чазова С. А., 2014
25 мая 2014 года отмечалось 90 лет со дня рождения выдающегося отечественного учёного, библиографа, педагога Юрия Сергеевич зУБОВА (1924—2006). Вспоминая жизненный путь Юрия Сергеевича, удивляешься, насколько актуально для сегодняшнего дня его творческое наследие, насколько прозорливым был наш Учитель.
Информатизация как глобальная тенденция развития современного общества обуславливает неизменный интерес к информационной культурологии — научному направлению, которому Ю. С. Зубов посвятил последние десятилетия своей жизни. Он стал родоначальником антропологического подхода в информационной культурологии — подхода, который базируется на понимании роли человека в информационной среде как субъекта и объекта информационного развития. Это обуславливает понимание феномена информационной культуры в условиях смены доминирующих информационно-коммуникативных форматов. Информатизация обуславливает формирование личностного адаптивного компонента к масштабным изменениям информационной среды, приводящего мировоззренческие, ценностные и операционные основания информационного поведения личности в состояние, адекватное современным информационным реалиям.
Между тем анализ творческого наследия Ю. С. Зубова показывает, что взаимодействие личности и информационного пространства привлекало его на более ранних этапах научно-исследовательской деятельности. Листая его работы 1970—80-х годов, невольно обращаешь внимание на то, что многие интересные концепции сегодня незаслуженно забыты, выведены из научного оборота, не получили должного развития. Именно поэтому авторы статьи решили актуализировать наследие Юрия Сергеевича и инициировать развитие его идей на современном этапе.
Сегодня, как никогда ранее, мы сталкиваемся с лакунами теоретического осмыс-
ления художественного развития в информационном обществе в русле взаимодействия социологического, психологического, информационного, культурологического и педагогического подходов — взаимодействия, позволяющего соединить фундаментальное научное знание и исследования новой онтологии. В связи с этим представляется крайне важным вспомнить о том, что новое — это хорошо забытое старое, и многое из того, что было сделано нашими учителями, требует реанимации и включения в арсенал современных исследователей. В числе таких работ — монография Ю. С. Зубова «Библиография и художественное развитие личности» (1979) [2] — небольшая по объёму книга, содержащая множество интересных мыслей и идей. Мы позволим себе остановиться только на нескольких аспектах этого исследования, дающих неоценимый теоретический инструментарий.
Исследуя художественное развитие личности, автор рассматривает его как «стадиальный процесс её [личности. — Н. Л, С. Ч] социализации в сфере художественной культуры, качественно характеризующийся постепенным приближением индивида к мере человеческого рода» [2, с. 39], применяя для его трактовки зачатки ком-петентностного подхода, столь популярного сегодня и неизвестного во времена написания книги. В данном случае речь идёт об одной из наиболее значимых ком-петентностей современного человека — способности к чтению как информационной деятельности, которая определяется вариативностью уровней обладания ею и возможностями её формирования в системе свободного художественного развития личности (в неформальной и информаль-ной образовательной среде).
Рассматривая и моделируя информационное пространство развития личности, Ю. С. Зубов дифференцирует внешнее информационное пространство, которое мы можем определить как систему взаимодействия со-
циальных институтов, регулирующих функционирование социальной информации, — и внутреннее информационное пространство, которое выступает условием художественного развития личности.
Автор рассматривает внутреннее, личностное пространство художественного развития как «готовность личности активно использовать все сферы сознания и соответствующие типы информации, с помощью разных мотивов "вычерпывать" из каждого типа информации заключённое в нём духовное богатство» [2, с. 13]. Анализируя содержание данного понятия в русле компетентностного подхода, молено говорить об интегративной компетентности, которая является и результатом читательской деятельности, и условием эффективного чтения («распредмечивания» информации: перцептивной, познавательной, ценностно-ориентировочной деятельности).
Говоря о том, что «читатель приходит в библиотеку уже в определённой мере художественно развитым и вместе с тем наделённым всеми общечеловеческими способностями к усвоению и переработке информации» [2, с. 113], Ю. С. Зубов вводит понятие «информационный диапазон личности», которое заслуживает особого внимания современных исследователей.
С развитием информационно-коммуникационных технологий изменяются условия потребления информации и возможности рефлексии на неё. Процесс формирования пространства художественного развития личности приобретает статус мультимодальной зависимости внутреннего, базового духовного уровня личности к способам, формам, условиям генерации и трансляции художественной информации с учётом разнообразия информационных объектов и средств оперирования ими. Таким образом, широта информационного диапазона личности обусловлена уровнем владения навыками осуществления основных информационных процессов, результатами читательской деятельности, по-
зволяющими оценивать эффективность не только «читательских сессий», но и художественного развития посредством чтения. Каковы же критерии? Ответ можно найти в монографии Ю. С. Зубова.
Декомпозиция готовности к художественному развитию позволила нам выделить следующие элементы, которые определяют характер и эффективность читательской деятельности: «запас эмпирических знаний», «запас художественных знаний», «запас научных знаний», «общая осведомлённость» (или читательский кругозор) [2, с. 21], тезаурус (совокупность элементов языка и смысловых связей между ними). Особое место в данной системе компетенций занимают «информационные предпочтения» — особого рода личностная компетенция, содержанием которой выступает избирательное отношение к источникам информации, «ориентировка личности на какой-либо один тип информации» [2, с. 13], и мотивационные предпочтения («зачем читать, развиваться?»), наивысшей формой проявления которых выступает полимотивация.
Наибольшее значение в рассматриваемой компетентности Ю. С. Зубов придаёт сфор-мированности библиографического мышления как «способности читателя к особого рода представлениям-образам, воссоздающим в сознании специфические объекты (источники информации) на основании характерных сведений о них». Оно является частным проявлением «способности человеческой психики оперировать идеальными моделями, замещающими реальные объекты» [2, с. 31]. На сегодняшний день подобная способность актуальна в связи с активным погружением пользователей в виртуальное пространство, где образы, эмоции, действия не только замещают реальность, но и позволяют генерировать новые объекты виртуальной среды, создавать новые миры медиа-рельности, обретая самостоятельность без взаимосвязи с объективным миром.
Именно сквозь призму компетентност-
ного подхода в работе выделяются (с опорой на работы П. я. Гальперина [1]) и идентифицируются уровни («стадии») развития личности [2, с. 17]. Первый уровень сфор-мированности готовности к развитию посредством чтения предполагает владение элементарными словами-понятиями, позволяющими выделять в явлениях окружающего мира отдельные стороны. Второй уровень характеризуется сформированной способностью с помощью свёрнутой совокупности таких простейших понятий представлять явления в его целостности. Третий уровень включает умение объединять ряд сходных явлений в одну «предметную область» и классифицировать их по главным качественным признакам. Четвёртый уровень демонстрирует понимание причинно-следственных связей, характеризующих данную «предметную область». Пятый уровень оценивается наличием способности к объединению разных «предметных областей» в единую систему представлений о мире.
По мнению ю. С. зубова, именно уровень описанной выше компетентности определяет характер восприятия литературно-художественного произведения [2, с. 44—46]: «направленное восприятие» (восприятие в результате предшествующего опыта, например, сформировавшегося знания о жанре), «контекстное восприятие» (под влиянием обогащённого знания, например, опираясь в понимании художественного произведения на знания о времени его создания, о художественном направлении) или «системное/ концептуальное восприятие» (опираясь на богатство ассоциаций, связанных в сознании с другими произведениями).
Изучая проблемы художественного развития личности в условиях современного разнообразия форм и сервисов интернет-пространства, молено констатировать общий низкий уровень сформированности у современного читателя-пользователя системы компетенций, позволяющих выстроить целостную систему художественной
картины миры только на основе субъективного восприятия литературного процесса. Требуются популярные, доступные и понятные массовому читателю инструменты помощи художественному развитию. Современные информационные технологии позволяют моделировать литературно-художественный массив, отдельные явления, связи между ними и формировать новыми библиографическими средствами наглядную «опредмеченную» (и далее визуализированную и анимированную) когнитивную литературную карту [3]. Полилоги и посты Фейсбука показывают, что практикующие специалисты культурного просвещения слабо владеют не только новыми инструментами рекомендательной библиографии, но и не знают азов её теории, позволяющих вести творческий поиск. Далее не представляем себе, какие идеи по популяризации чтения мог бы выдвинуть Юрий Сергеевич нашим современникам, имея такое разнообразие информационного инструментария!
Готовность к художественному развитию личности посредством чтения обретает в работе Ю. С. Зубова особое содержание и значение в силу того, что декомпозируется не только готовность к «распредмечиванию» информации, но и готовность к её «опредмечиванию», то есть готовность к информационно-репродуктивной (художественно-исполнительской, научно-просветительской, пропагандистской) и информационно-созидательной (художественно-творческой, научно-исследовательской, критико-публицистической) деятельности. Именно содержание и характер информационно-созидающей деятельности [5] — основа для оценки уровня художественного развития личности.
Сегодня этот тезис подтверждается возможностями, предоставляемыми многочисленными сайтами и блогами, постами и аккаунтами в социальных сетях, которые посвящены чтению, выбору литературно-художественных произведений, отдельным авторам и их героям, направлени-
ям литературной деятельности, вопросам публицистики и другим темам, порождённым благодаря прочтению книг. Разработать инструменты характеристики художественного развития личности на основе анализа результатов информационно-созидающей деятельности — наша актуальная задача.
Социально-педагогическое значение имеют предложенные Ю. С. Зубовым теоретические инструменты содействия художественному развитию личности — принципы пропаганды книги и чтения: принцип доступности (доступность как ведущий принцип дидактики), принцип дополнительности (подразумевает, что книга — не единственный источник познания), принцип включённости (предполагает связь конкретной книги с другими книгами, включённость книги в литературно-художественный массив), принцип сензитивности (создание новой познавательной ситуации), принцип преемственности (между новым и старым знанием), принцип репрезентативности, принцип полимотивационности (сводящий смысл руководства чтением к сдвигу мотивов чтения), принцип практической ценности знаний, принцип аттрак-тивности [2, с. 116].
Принципиально важным для определения места дисциплин, изучающих социальную информацию, в современной номенклатуре специальностей и научных направлений является теоретическое обоснование Ю. С. Зубовым уровней функционирования социальной информации. Социальная информация при этом определяется как «вся совокупность функционирующих в обществе знаний и предписаний [,культурных норм. — Н. Л, С. Ч.], выраженных в какой-либо знаковой форме» [2, с. 31]. Во-первых, автор выделяет уровень дискретной информации, представленный речью как средством общения. Во-вторых, идентифицируется уровень литературы, который сформировался благодаря возникновению письменности и включает научную и
художественную литературу, публицистику и т.д. Третий уровень — уровень массовых коммуникаций — ю. С. зубов рассматривал с позиций, доминировавших в 1970-е годы информационно-коммуникативных форматов, с акцентированием роли печати, обладающей «самоценным значением манипулятора социальной информации», при этом книга рассматривается в работе как информационно-поисковая система [2, с. 31]. Четвёртый уровень функционирования социальной информации — это уровень её библиографического моделирования — то, что впоследствии автор выразит концептом «библиография как система свёрнутого знания».
Сегодня как никогда возникает вопрос о культурном просвещении, о помощи читателям и проводникам чтения (педагогам и родителям и др.) в организации информационно-библиографического пространства для поступательного развития личности средствами чтения и восприятия литературно-художественной картины миры. В этом лее контексте целесообразно рассматривать и непрерывное образование, которое Ю. С. Зубов трактует как «целенаправленную, организованную ... информационную деятельность» [2, с. 9].
Библиография — как панацея от информационной лавины — востребована и заинтересованным и вдумчивым читателем, и тем, кто с трудом ориентируется в галактике худолсественной литературы. Об это говорил много лет назад Ю. С. Зубов, но это более актуально в информационном обществе. За антуралсем сверхтехнологий приходит осознание универсальности библиографического метода [4] в регулировании функционирования социальной информации и построении информационной инфраструктуры общества. Под этим подписываются авторы статьи, в чьих планах рассмотреть сущность и предпосылки построения глобального пространства худо-лсественного развития личности как условия заролсдающегося общества знаний.
Примечания
1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. Москва, 1966.
2. Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личности. Москва, 1979. 142 с.
3. Лопатина Н. В. Создание компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Лопатина Наталья Викторовна. Москва : МГУКИ, 1996. 16 с.
4. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа. Москва, 1993. 226 с.
5. Чазова С. А. Информационно-библиографический мониторинг литературного процесса: вопросы теории и методики : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Чазова Светлана Анатольевна. Москва : МГУКИ, 2000. 16 с.
References
1. Galperin P. J. Psyhologia mishlenia i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennih deistvyi [Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions]. Issledovaniya mishlenia v sovetskoi psyhologia [Thinking research in Soviet psychology]. Moscow, 1966.
2. Zubov Yu. S. Bibliografia i hudojestvennoe razvitie lichnosty [Bibliography and artistic personality development]. Moscow, 1979.
3. Lopatina N. V. Sozdanie komputernogo analoga recomendatelnogo bibliografichescogo posobia po hudogestvennoi literature: avtoreferat diss.kand.ped.nauk [The creation of a digital recommendatory bibliographic materials in fiction]. Moscow, 1996.
4. Sliadneva N. A. Bibliografia v systeme Universuma chelovecheskoi deyatelnosty: opit systemno-deyatelnostnogo analiza [Bibliography in the system of the Universe of human activity: the experience of systemic & activity analysis]. Moscow, 1993.
5. Chazova S. A. Informazionno-bibliograficheskyi monitoring literaturnogo prozessa; Voprosi teorii i methodiky. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [The information-bibliographic monitoring of the literary process: Questions of theory and methodology. Synopsis kand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2004.
^ЧтЕНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УДК 021.2:376
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена использованию информационных технологий в руководстве чтением ребёнка с ограниченными возможностями. В статье рассматривается опыт детских библиотек, работающих с особыми читателями. Значительное внимание уделяется возможностям сети Интернет.
В статье уделяется особое внимание проблемам, сопряжённым с перестройкой деятельности отечественных детских библиотек, вызванных ускоренной информатизацией российского общества в начале нового тысячелетия. Использование информационных технологий в руководстве чтени-
МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры
управления информационно-библиотечной деятельности Московского государственного 149
университета культуры и искусств
MATVEEVA ELENA OLEGOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of information and library management, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Матвеева Е. О., 2014