УДК 019.922:087.5
А. И. Шпрыгова
Критерии отбора художественной литературы для подростков
Статья посвящена развитию современной рекомендательной детской библиографии. Анализируются критерии отбора литературы, лежащие в основе рекомендательной библиографической работы, рассматривает их объективность и актуальность. Приводятся данные анкетирования детских областных библиотек России о состоянии детской рекомендательной библиографии.
Ключевые слова: рекомендательная библиография, детская литература, ценностный отбор, библиографическое пособие, критерии отбора, изучение читателя, иллюстрации, возраст читателя, литературные премии
Anna I. Shprygova
Selection criterias of literature for teenagers
The article is devoted to the development of recommendatory child bibliography in our time. The author analyzes the criterias for selection of children's literature that underlying in the recommendation bibliographic work, considering it's objectivity and relevance. Also the article presents survey results of children's regional libraries of Russia.
Keywords: recommendatory bibliography, children's literature, value selection, bibliographic manual, criterias for selection, learning of the reader, illustrations, reader's age, literature awards
Критика детской литературы существует практически столько же, сколько и сама детская литература. Основываясь на данной критике, а также на своем личном мнении, библиографы стали выпускать рекомендательные списки, указатели, путеводители. В прошлом столетии детская рекомендательная библиография достигла пика своего развития: печатные рекомендательные пособия выходили часто и в большом количестве, помогая и библиотекарям, и педагогам, и родителям, и самим детям найти самое лучшее и необходимое для чтения.
Цели детской рекомендательной библиографии за прошедшее время мало изменились. Как и несколько лет назад библиографы стараются с помощью своих указателей воспитывать детей, рекомендовать им книги для улучшения навыков общения, повышения качества обучения. Если речь идет об указателях для руководителей чтения, то их целью всегда было информирование и улучшение работы с книгой в школьных и внешкольных учреждениях.
Рекомендательная библиография советского периода приобщала детей к классике отечественной и мировой литературы, умело реализуя для воспитания ее мощный духовный потенциал. Рекомендательная библиография также отличалась высоким интеллектуальным уровнем, умело заинтересовывая детей науками, вызывая интересы и развивая познавательные способности.
Можно согласиться с тем, что и в наше время главной целью должно стать воспитание всесторонне развитой гуманной личности с раз-
витым интеллектом и разнообразием чувств. Чтобы этого добиться, книги необходимо выбирать особенно тщательно.
Долгие годы главным помощником в этом деле служили указатели, созданные Российской государственной библиотекой им. Ленина (ныне РГДБ). В наше время эта библиотека продолжает оставаться главным центром, занимающимся проблемами детского чтения. Среди ее последних достижений - электронный журнал «Библиогид», ежеквартальный и аннотированный рекомендательный каталог «Детям о детях», создаваемый совместно с Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» и изданный в 2013 г. путеводитель по лучшим книгам нового века «Детские книги 2000-2012: Библиогид рекомендует».
При отборе и оценке книг библиографы (составители данных каталогов и путеводителей) руководствовались и собственным профессиональным, и читательским опытом. К последним относятся как дети и родители, так и библиотекари, педагоги.
В каталог, прежде всего, включались:
- книги, изданные впервые;
- новые произведения знакомых авторов;
- знакомые произведения, но в новой редакции, в новом переводе или с новыми иллюстрациями;
- книги - лауреаты значимых российских и международных премий, конкурсов и выставок, отмеченные критикой и профессиональными сообществами;
- книги, демонстрирующие актуальные
174
Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015
Критерии отбора художественной литературы для подростков
направления отечественного и зарубежного книгоиздания для детей и подростков1.
Руководствуясь этими данными, можно выделить следующие критерии отбора художественной литературы:
- возраст читателя;
- новизна произведения, издания;
- оформление: иллюстрации, качество издания;
- книги лауреатов детских литературных премий;
- мнения читателей.
Рассмотрим их более подробно с точки зрения значимости и актуальности.
Учет возраста читателя был и остается одним из основ работы библиотекаря с читателем, ведь перед тем, как дать ребенку книгу, необходимо точно знать, сколько ему лет: в литературе для малышей своя специфика, для младших школьников - другая и т. д. Но ни для кого не секрет, что есть еще и психологический возраст, который не всегда соответствует возрасту биологическому. Один ребенок в семь лет только освоил поэзию К. Чуковского, другой уже запоем прочитал все три тома «Приключений Незнайки». Поэтому для библиографа важны знания в области возрастной психологии, ведущие деятели которой в свое время разработали много теорий, касающихся возрастной периодизации
В свое время эта тема была всесторонне рассмотрена Л. И. Беленькой2. Ее актуальность отмечается и сегодня. «За прошедшие четверть века, однако, монография (Л. И. Беленькой. -А. Ш.) не потеряла актуальности, речь в ней идет о фундаментальных, как показывает автор, параметрах детского восприятия - типе отношения к литературному произведению и способу его освоения. Описанное Л. И. Беленькой содержание этих параметров в том или ином возрасте и сегодня, во-первых, позволяет объяснить ряд явлений чтения художественной литературы не только детьми, но и взрослыми, и, во-вторых, дает возможность наметить новую, более эффективную, стратегию литературно-художественного развития школьников»3. Следует отметить, что труд Л. И. Беленькой был высоко оценен и современным сообществом ученых-психологов. Это говорит об объективности и научности исследовательской работы.
Важной точкой пересечения типологии читателя и возрастной периодизации стала теория Л. С. Выготского, который говорил об особенностях детского сознания на каждом возрастном этапе. Ключевое понятие теории «социальная ситуация развития», которое обозначает своеобразное для каждого периода детства сочетание внутренних процессов развития и внешних
условий. Развитые на каждом этапе функции понимают как показатели психического развития ребенка. Таким образом, на каждой новой ступени своего развития у ребенка существуют свой собственный и неповторимый образ мира. В этом, по мнению Л. И. Беленькой, и должна быть отправная точка при типологизации читателей. Возраст выступает как показатель социально-психологического типа, который в свою очередь проявляется как тип возрастной.
В соответствии со всем сказанным выше, Л. И. Беленькая предлагает выделить следующие типы детей-читателей художественной литературы:
- детский тип читательского развития (7-9 лет);
- тип, переходный от детского к подростковому (10-11 лет);
- подростковый тип (12-13);
- тип, переходный от подросткового к юношескому (14 лет).
Говоря о возрастном критерии, нельзя не упомянуть о законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем представлено разделение пользователей информации на:
- лиц, не достигших возраста шести лет (0+);
- лиц, достигших возраста шести лет (6+);
- лиц, достигших возраста двенадцати лет (12+);
- лиц, достигших возраста 16 лет (16+);
- лиц, достигших возраста 18 лет (18+)4.
По этой периодизации можно сказать, что
ее составители ориентировались не на особенности детского восприятия художественной литературы, а на особенностях восприятия как такового. Минусом данного закона является явное ограничение библиотекаря в выборе литературы - не учитываются индивидуальные особенности развития конкретного читателя. Также следует отметить слишком широкий возрастной охват, большую разницу в возрасте между периодами, что показывает нерациональный подход к разделению. Порой издательства намеренно преуменьшают рекомендуемый возраст.
В настоящее время Министерство культуры пересматривает положения законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «О библиотечном деле». Это делается для того, чтобы смягчить ряд норм, ограничивающих доступ детей к «вредной» продукции и облегчить работу сотрудникам российских библиотек. Сейчас закон требует физическую изоляцию ребенка от литературы, не предназначенной ему по возрасту, что подразумевает наличие в библиотеках разных помещений для детских и взрослых книг.
175
А. И. Шпрыгова
В целесообразности предлагаемого в Законе подхода в части возрастной маркировки книг усомнился также и премьер-министр Д. Медведев, назвав такую маркировку «странной» и отметив, что отбирать книги с учетом возраста ребенка -это ответственность родителей, а не издателя5.
Необходимо отметить отношение к данной периодизации работников РГДБ: в каталоге «Детям и о детях» наряду с маркировкой, установленной исходя из вышеупомянутого закона, ставится своя маркировка, рекомендуемая литературными критиками РГДБ. Таким образом, следует сказать, что библиографы не считают возрастную периодизацию, данную законодательством, точной и верной.
Критерий новизны. В литературном, как и в окружающем мире, существует своеобразный естественный отбор: одни авторы появляются, другие забываются. Происходит это из-за смены системы ценностей в ходе временных естественных перемен. Некоторые темы считаются устаревшими, слова - забытыми, действия героев - непонятными современным детям. Некоторые специалисты отмечают, что современным детям не понять старый язык, старые обороты, юмор, и на этом решают лишать детей возможности читать старые книги.
В современной рекомендательной детской библиографии одним из обсуждаемых является вопрос о возможности и необходимости рекомендации книг прошлых лет издания. В связи с этим стоит вспомнить те старые книги, что до сих пор входят в школьную программу: это и древние сказания, эпос, писатели XVII-XVIII вв., язык которых признан сложным, но, тем не менее, детей с ними знакомят. Причина тому - высокая художественная ценность, а также необходимость знакомства с литературой прошлого, а через нее и с культурой, историей того времени.
Вопрос рекомендации устаревших книг -проблема не только сегодняшнего дня, она существовала всегда. Еще С. Маршак в своем знаменитом очерке «О наследстве и наследственности в детской литературе» писал о том, что необходимо внимательно вглядываться в старую литературу, понять, что можно взять из нее полезного, а от чего следует отстраниться как от пережитков времени.
«Пора провести резкую, явственную границу между всем тем, что еще может быть полезно нашей будущей литературе для детей, что обогатит ее смелым юмором, творческим воображением, точным пониманием особенностей детского возраста, и той слащавой дидактической беллетристикой в коленкоре, которая была до корешка пропитана идеалами буржуазного благополучия и мещанской морали»6.
Все это еще раз говорит в пользу того, что необходимо тщательно изучать книгу на предмет ее основной идеи. И если добраться до нее читателю будет сложно из-за трудностей в понимании языка, необходимо ему помочь, но никак не ограничивать его от данного издания. И наоборот, не уходить в другую крайность: знакомство читателей только с новыми книгами, полагаясь на их современный язык. К сожалению, часто помимо понятной читателю подачи новая книга ничего не содержит.
Кроме того, как известно, одной из важных функций библиографии является помощь во всестороннем развитии личности, в постоянном росте, а не удовлетворение только сегодняшних его потребностей. С учетом сказанного выше и должны составляться и библиографические рекомендательные пособия.
Оформление: иллюстрации, качество издания, перевод. При отборе книг мы часто сталкиваемся с проблемой качества самого печатного издания. Перед библиографом встают вопросы о возможности рекомендации книг, дошедших до нас сквозь десятилетия не в лучшем виде, книг, изданных в последние годы, но с низким качеством бумаги, тусклым и нечитабельным шрифтом. И, конечно, важно решить вопрос о том, какую роль играет иллюстрация при выборе детской книги.
Роль иллюстрации в книге огромна как для младших школьников, так и для старших, ведь знакомство с книгой всегда начинается именно с ее внешнего оформления. Об иллюстрировании детской литературы написано достаточно много научных работ. Влияние художественного образа на восприятие детей неоспоримо. Художники вместе с писателями научились проникать в детскую психологию, учитывать особенности возраста, пола, интересов, возможностей детей, их творческое начало, склонность к игре, фантазии, юмору, романтике. Раскрывая содержание и смысл произведения, характеры героев, иллюстраторы искали и использовали все образно-пластические достижения искусства, все находки книжной графики, вырабатывали свой индивидуальный стиль, экспериментировали с цветом, формой, композицией, находили связь народного искусства с современностью.
Со временем сформировалась необходимость осознавать разницу в восприятии у детей разного возраста. Как мы уже говорили выше, дети в разном возрастном периоде по-разному воспринимают художественную литературу. Этот факт касается и восприятия иллюстрации. Если для младших школьников характерны предметность восприятия, конкретность, фрагментарность, яркое эмоциональное сопереживание, то
176
Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015
Критерии отбора художественной литературы для подростков
в старшем школьном возрасте на первый план выходит художественно-образный способ познания мира, вопросы самооценки, что создает «романтическую» основу сознания читателей данной возрастной группы. Все это должно выражаться в иллюстрационном сопровождении художественного текста.
К сожалению, в последнее время можно наблюдать отход иллюстраторов от целостного восприятия детской книги. Художник, по сути, не иллюстрирует книгу, а создает свое собственное, отдельное от текста, произведение искусства. Другая проблема - уход в абстракционизм без учета возраста детей, для которых подобная книга создается. Особенно это касается оформления книг для подростков, которые, наравне с младшими читателями, не хотят видеть в картинке схематичность, для них все также имеет важное значение яркого оформления книги.
Возвращаясь к проблеме переиздания достойных примеров художественной литературы прошлого, можно сделать вывод о том, что порой библиотекарю просто не из чего выбирать, следует выдавать тот единственный экземпляр книги, который имеется в библиотеке. Но и современное издание не всегда гарантирует лучшее качество. В этом случае тоже следует отдать предпочтение книге, изданной ранее.
Но в целом, несмотря на всю важность образного восприятия подростком книги, важнее для него все же ее внутреннее содержание, поэтому данный критерий, в отличие от других, не должен быть решающим при отборе книги для подростков.
Лауреаты литературных премий и конкурсов. В настоящее время существует большое количество детских литературных премий и конкурсов: «Новая детская книга», «Книгуру», «Книжный эксперт», «Премия им. Х. К. Андерсена», «Премия им. А. Линдгрен» и пр. Все они создавались для того, чтобы выявить наиболее достойных представителей детской литературы.
Как показывает практика, даже среди экспертов часто бывают разногласия, и в итоге в шорт-лист выходят те работы, которые половина жюри не пропустила бы. Среди многих экспертов бытует мнение, что подобные премии выступают в качестве стимула к написанию у авторов и обсуждению у критиков детской литературы. В тоже время они дают повод детским писателям задуматься, хорошо или плохо он пишет. Еще один плюс: лауреатам премий легче найти своего издателя.
Иногда в жюри конкурсов зовут и представителей детских библиотек, но количество таких случаев чрезвычайно мало.
Если обобщить все сказанное выше, то можно сделать вывод, что литературные премии
нужны самим писателям больше, чем библиотекарям и читателям. Руководителям детским чтением они дают лишь новые имена и новые названия, которые надо подвергать тщательной проверке также, как и те книги, что не номинировались ни разу.
Учет мнения читателей. Критиками литературы не всегда могут выступать взрослые ученые люди. В прошлом столетии в ходу была практика сбора читательских отзывов. Как пример можно привести указатель «Эта книга мне нравится», полностью состоявший из мнений юных читателей. С одной стороны, это является сильным мотиватором для сверстников взять определенную книгу в библиотеке: для подростков уже не так важно мнение взрослого, сколько мнение своих сверстников. Ведь отзыв это не сухая рецензия, это живой, непосредственный, выраженный в слове отклик на прочитанное произведение со своей интонацией, своими впечатлениями, своими размышлениями, тесно увязанными с жизненным и читательским опытом самого автора отзыва. В отзыве нередко открывается способность к сложным душевным переживаниям читающего ребенка: он изнутри формирует духовно-нравственный опыт. Заражающий эффект читательских отзывов для других детей общепризнан7.
Часто бывают и такие ситуации, когда опираться можно лишь на отзывы самих читателей. Они происходят, когда речь касается спорных книг(например,«Скажи, Красная Шапочка» Б. Ханике или «Шутовской колпак» Д. Вильке). Многие библиотекари бояться работать с подобными произведениями из-за особенности затрагиваемых тем. Но в этом видится и ограждение читателей от важных вопросов, которые не могут не волновать детей сегодня. И если подобные запросы есть, то необходимо это предусматривать, составляя рекомендательные указатели или индивидуальные списки чтения.
Однако читательский отзыв не может быть единственным критерием оценки детской книги. Часто при работе с читателями, библиотекари слышат теплые слова о книгах, лишенных художественной ценности. И наоборот, серьезные, достойные книги читателям даются с трудом. Многие библиотекари делают соответствующие выводы и убирают последние книги со свободного доступа, в то время как разумнее было бы проанализировать подобную реакцию и найти книги по подобным темам, более доступные в данный момент читателю, но содержащие высокие моральные ценности и написанные хорошим литературным языком.
Мы рассмотрели суть каждого критерия, но главное - выявить, как его используют в своей
177
А. И. Шпрыгова
работе (и используют ли) работники детских библиотек. Для того чтобы это узнать, в областные детские библиотеки России были разосланы анкеты, посвященные выявлению особенностей рекомендательно-библиографической работы.
Предлагалось отметить критерии, приведенные нами выше, а также написать свои варианты критериев отбора.
Рассмотрим отношение библиографов-практиков к каждому критерию.
Возрастной критерий учитывается всеми библиотекарями, равно как и возрастная категория, предложенная в Законе № 436. Но стоит отметить, что ни в одной анкете не было отмечено принятие данной периодизации как главной в определении возрастной категории. В анкете «Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака» был следующий комментарий: «Есть разные примеры и в стороны рекомендации по уменьшению возрастного маркера, и, наоборот, в сторону увеличения рекомендательного возраста читателя. Чаще сталкиваемся с тем, что издательства, перестраховываясь, приуменьшают рекомендуемый возраст». Ведущий библиограф Челябинской областной библиотеки им. В. В. Маяковского отметила, что маркировку можно использовать только как ориентир, но не как запрет. В последнем случае она будет ломать методику семейного чтения, которую отличает разновозрастной подход.
Критерий новизны. В вопросе некоторые сотрудники библиотек (3 библиотеки из 13) отметили, что не упоминают в своей рекомендательной работе устаревших книг. Ответы остальных библиотек говорят о том, что устаревшая литература активно продвигается.
Полиграфическое качество издания учитывается 10 библиотеками из 13 опрошенных. Комментарий Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака: «Внимание в первую очередь на содержание, хотя детская книга немыслима без качественного ее издания».
Критерий рекомендации книг лауреатов литературных премий и конкурсов: учитывается всеми библиотеками. В Национальной детской библиотеки Республики Коми им.
С. Я. Маршака выходят отдельные указатели по итогам конкурсов и премий. Чаще всего респондентами отмечались такие премии и конкурсы как «Новая детская книга», «Книгуру», премии им. А. Линдгрен, Г. Андерсена, В. Крапивина.
Учет мнений и отзывов читателей отмечен во всех без исключения библиотеках.
В конце анкеты респондентам предлагалось отметить критерии, не отмеченные в анкете, но используемые библиографами. Среди таких ока-
зались: запросы читателей, доступность изложения, нравственный аспект, стиль языка, его актуальность, популярность жанра, доверие автору.
Опрос также позволил сделать вывод о сохранившемся высоком уровне доверия рекомендательным ресурсам РГДБ, т. е. «Библиогиду», электронному каталогу «Детям и о детях». Пользуются спросом также и изданные в советское время указатели, что в свою очередь говорит о недостаточном количестве указателей современных, о более узкой их тематике по сравнению с изданиями прошлых лет.
Среди других отмеченных рекомендательных ресурсов: сайты детских библиотек, детских журналов, блоги о книгах, сайты издательств «Самокат», «Розовый жираф», «КомпасГид», журнал «Читаем вместе».
Подводя итоги анализа критериев отбора детской литературы, можно сделать о том, что универсальных критериев не существует. Каждый критерий важен сам по себе, но в отрыве от конкретного библиографического издания, конкретной ситуации, он рассматриваться не может. Единственным главным условием, как говорят результаты анкетирования, является богатое содержание произведения, его нравственная наполненность. Все остальные перечисленные условия должны служить ориентирами и помощниками в анализе литературы самим библиографом. В итоге именно он является тем специалистом, который берет на себя ответственность решать: способствует ли данная книга творческому и интеллектуальному развитию читателя и росту читательского интереса или нет.
Примечания
1 Детям и о детях: каталог // Российская государственная детская библиотека: сайт. URL: http: // cat. rgdb. ru (дата обращения: 14. 04. 2015).
2 Беленькая Л. И. Дети - читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства. М., 1983. 239 с.
3 Рудишина Т. В. Текст возвращенный: о книге Л. И. Беленькой // Б-ка в школе. 2012. № 7. С. 49.
4 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон № 436: принят 29. 12. 2010; ред. от 2. 07. 2013 // Рос. газ. 2013. 10 июля.
5 ТАСС. Северо-Запад. URL: http: // itar-tass. com (дата обращения: 14. 04. 2015).
6 Маршак С. Я. О наследстве и наследственности в детской литературе // Собр. соч. М.: Худож. лит., 1971. Т. 7. С. 288.
7 Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я: метод. слов.-справ. для библиотекарей. М.: Шк. б-ка, 2004. С. 145.
178
Вестник СПбГУКИ • № 3 (24) сентябрь • 2015