Научная статья на тему 'Электронная культура как компонент информационной культуры личности'

Электронная культура как компонент информационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1971
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА / СВОЙСТВА / КОМПОНЕНТЫ / INFORMATION CULTURE / PERSONALITY / STRUCTURE / PROPERTIES / COMPONENTS / ELECTRONIC CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Д. Д.

В статье рассматривается структура электронной культуры и ее взаимосвязь с информационной культурой. Делается вывод о родовидовой принадлежности изучаемых понятий. Диалектика электронной и информационной культуры, их ресурсы умножают способности человека, дают ему новые свободы и новый «жизненный мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic culture as component of information culture of the perso-nality

In article the structure of electronic culture and its interrelation with information culture are considered. The conclusion about type-specific accessory of studied concepts is drawn. The dialectician of electronic and information culture and their resources multiply abilities of the person, give it new freedoms and new «the vital world». The increasing role ofinformation culturein human lifein the newinformation age, the emergence of perso-nalityand humanitarianparadigmin educationresulted inthe inclusion ofresearchers inthe content ofthe information cultureaxiological, philosophical and othercomponents,reflectingmotivationalsemanticsphere of the personin its interactionwith the information environment. From this perspective,information, culture is seen by researchersnot onlyas a result ofthe acquisition of newin-strumentsof activity, but as a general ideaofhumaninformation processesinthe world,the sourcesof certain information, the systemof moral and ethicaland legal norms, the importance ofvalue orientationin the information environment, information picture of theworld, etc. With the concept ofinformation cultureconnected with the emergenceof the term "electronic culture." So, wequotedabovebythe phenomena ofe-cultureare the newforms of moderncommunication: the Internet, e-mails, chats, blogs, forums, websites; computer games; electronic media(on-line-magazines, newspapers); animation, movies, music videos, created withthe help of modernIT-technologies; electronic encyclopedias; SMS messages [10]. Electronic Culture displayscreative solutionssimulatedelectronicallyusing computertechniques. Bycreations, formeddirectlyin the electronic environment, appliesnetwork art, reconstruction in virtual reality, new interactive works, toursimulator, distance learningcourses. Proceedings ofart, transformed intoa digital copyalsobecome carriers ofe-culture. Broadly,the term "e-culture" can be describedas a mediumof spiritual enrichmentof society. Some authorsconcludesgeneral featuresof electronic culture-freedom of access, openness to members ofthe "in-formation society(those with electronic resources)"; spontaneity,the opportunity to participateinshaping the content ofin-formationfrom all over the"information society"; liberality, absencehard and fast rules, regulations (includingethical); eclec-ticism, mixing andcoexistence of differentstyles,genres and styles; virtuality, i.e.existin an builtreality; clipthinking, visual dominanceoversemantic; innovation,through the introduction ofthe existenceand constant updating ofscientific research; technocratic, increased interest in"users"of technologydevelopment and use ofthe phenomenon, as well as a manifestation ofthis type ofculture throughtechnical means(implyinggrowthof importance); entertaininggame character. Agreewith sameauthornotesthat the formationand implementation ofe-culturecauses significant changesin the life ofsociety,values andforms ofinteraction between people(especially young people, mostquicklyattachesto these forms). Innovationscreated asphereof electronic resources, new space-time, language andforms of communication. Consequently,e-cultureis a collectionof creativityand communicationof people intermsof innovation, information technology, characterized bythe creation ofa common information space, virtualform of expression, remotetechnology.

Текст научной работы на тему «Электронная культура как компонент информационной культуры личности»

УДК 001:330.341.1

Д.Д.Калимуллин

ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.

В статье рассматривается структура электронной культуры и ее взаимосвязь с информационной культурой. Делается вывод о родовидовой принадлежности изучаемых понятий. Диалектика электронной и информационной культуры, их ресурсы умножают способности человека, дают ему новые свободы и новый «жизненный мир».

Ключевые слова: электронная культура, информационная культура, личность, структура, свойства, компоненты

D.D.Kalimullin ELECTRONIC CULTURE AS COMPONENT OF INFORMATION CULTURE OF THE PERSONALITY.

In article the structure of electronic culture and its interrelation with information culture are considered. The conclusion about type-specific accessory of studied concepts is drawn. The dialectician of electronic and information culture and their resources multiply abilities of the person, give it new freedoms and new «the vital world».

The increasing role ofinformation culturein human lifein the newinformation age, the emergence of perso-nalityand humanitarianparadigmin educationresulted inthe inclusion ofresearchers inthe content ofthe information cultureaxiological, philosophical and othercomponents,reflectingmotivationalsemanticsphere of the personin its interactionwith the information environment.

From this perspective,information, culture is seen by researchersnot onlyas a result ofthe acquisition of newin-strumentsof activity, but as a general ideaofhumaninformation processesinthe world,the sourcesof certain information, the systemof moral and ethicaland legal norms, the importance ofvalue orientationin the information environment, information picture of theworld, etc.

With the concept ofinformation cultureconnected with the emergenceof the term "electronic culture." So, wequotedabovebythe phenomena ofe-cultureare the newforms of moderncommunication: the Internet, e-mails, chats, blogs, forums, websites; computer games; electronic media(on-line-magazines, newspapers); animation, movies, music videos, created withthe help of modernIT-technologies; electronic encyclopedias; SMS messages [10]. Electronic Culture displayscreative solutionssimulatedelectronicallyusing computertechniques. Bycreations, formeddirectlyin the electronic environment, appliesnetwork art, reconstruction in virtual reality, new interactive works, toursimulator, distance learningcourses. Proceedings ofart, transformed intoa digital copyalsobecome carriers ofe-culture. Broadly,the term "e-culture" can be describedas a mediumof spiritual enrichmentof society.

Some authorsconcludesgeneral featuresof electronic culture-freedom of access, openness to members ofthe "information society(those with electronic resources)"; spontaneity,the opportunity to participateinshaping the content ofin-formationfrom all over the"information society"; liberality, absencehard and fast rules, regulations (includingethical); eclec-ticism, mixing andcoexistence of differentstyles,genres and styles; virtuality, i.e.existin an builtreality; clipthinking, visual dominanceoversemantic; innovation,through the introduction ofthe existenceand constant updating ofscientific research; technocratic, increased interest in"users"of technologydevelopment and use ofthe phenomenon, as well as a manifestation ofthis type ofculture throughtechnical means(implyinggrowthof importance); entertaininggame character.

Agreewith sameauthornotesthat the formationand implementation ofe-culturecauses significant changesin the life ofsociety,values andforms ofinteraction between people(especially young people, mostquicklyattachesto these forms). Innovationscreated asphereof electronic resources, new space-time, language andforms of communication. Consequently,e-cultureis a collectionof creativityand communicationof people intermsof innovation, information technology, characterized bythe creation ofa common information space, virtualform of expression, remotetechnology.

Keywords: Electronic culture, information culture, personality, structure, properties, components

Языки культуры повседневности зависят от различных объективных обстоятельств и законномерностей в развитии общества. Это и кризисы, политические, экономические, революционные изменения, и стойкие стадии в развитии общества, и многое другое. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности, как естественный язык (показателем является современная русская речь), так и все те коды, которые коммутируют в обществе[6].

Исследования в области кибернетики способствовали утверждению информации как базовой категории физики и космологии, а также внедрению близких терминов и понятий в другие отрасли науки, в том числе, в гуманитарные. Информация, по мнению Л.В.Баевой, есть субстанциальная способность объектов (бытия в целом) к сохранению и передаче (во времени и посредством развития) главного содержания процессов существования и взаимодействия, разделяя позицию атрибутивного подхода [1].

Само понятие «информация», широко внедрившееся в современный язык, было введено в науку в 1928 г. американцем Р. Хартли для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи.

Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В публикациях А.А.Виноградова, Э.П.Семенюка, А.Д.Урсула понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте [9]. По мнению этих авторов, информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности. По определению Э.П.Семенюка, «информационная культура -это информационная компонента человеческой культуры» [9].

Вышеназванные авторы считают, что критериями сформированности информационной культуры можно считать следующие: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять ее поиск; умение перерабатывать информационные ресурсы и создавать новые; умение адекватно отбирать и оценивать информацию; наличие компьютерной грамотности (см. Э.П. Семенюк).

Возрастание роли информационной культуры в жизни человека в новых информационных условиях, становление личностно-гуманитарной парадигмы в образовании обусловили включение исследователями (ГА.Бордовский, В.А.Извозчиков, Е.Я.Коган, ЮА.Первин и др.) в содержание информационной культуры аксиологических, мировоззренческих и других составляющих, отражающих мотивационно-смысловую сферу личности в его взаимодействии с информационной средой.

С этих позиций информационная культура рассматривается исследователями не только как результат приобретения новых инструментов деятельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, источниках той или иной информации, системе морально-этических и юридических норм, значимости ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т.д.

Анализ приведенных определений позволяет увидеть, что понятие «информационная культура» подчеркивает связь информационного мира с духовной культурой личности, целостность единого понимания культуры, отдельные аспекты которой привлекают внимание исследователей в различные периоды развития человеческого общества.

Основная тенденция, которая просматривается в динамике формирования понятия «информационная культура» связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.

Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты:аудиовизуальная культура,логическая культура,семиотическая культура,понятийно-терминологическая культура,технологическая культура,коммуникационная культура,сетевая культура,которые в своем единстве формируют ценностное отношение к информации [11].

Таким образом, под информационной культурой (ИК) понимается достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

С понятием информационной культуры связано и появление термина «электронная1 культура». Так, цитируемый нами выше автор к феноменам электронной культуры относит новые формы современной коммуникации: интернет, электронную переписку, чаты, блоги,

'Электрон (от др.-греч. П^£ктpov янтарь) - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Является фермионом (то есть имеет полуцелый спин). Относится к лептонам (единственная стабильная частица среди заряженных лептонов). Из электронов состоят электронные оболочки атомов. Большинство химических свойств атома определяется строением внешних электронных оболочек. Движение свободных электронов обусловливает такие явления, как электрический ток в проводниках и вакууме.

форумы, сайты; компьютерные игры; электронные СМИ (оп-Нпе-журналы, газеты); анимация, кино, музыкальные клипы, созданные с помощью современных 1Т-технологий; электронные энциклопедии; СМС-сообщения[10]. Электронная культура отображает творческие решения, смоделированные в электронном виде с применением компьютерных методов. К творениям, непосредственно образованным в электронной среде, относится сетевое искусство, реконструкции в виртуальной реальности, новые интерактивные произведения, экскурсионный симулятор, дистанционные курсы обучения. Труды искусства, преобразованные в цифровую копию, также становятся носителями электронной культуры. В широком смысле понятие «электронная культура» можно охарактеризовать как среду духовного обогащения общества.

Названный автор выводит некоторые общие черты электронной культуры - свобода доступа, открытость для членов «информационного общества (тех, кто обладает электронными ресурсами)»; стихийность, возможность участия в формировании содержания информации из любой точки «информационного сообщества»; либеральность, дискрептивность, отсутствие жестких правил, норм (в том числе этических); эклектичность, микширование и сосуществование различных стилей, жанров и направлений;виртуальность, т.е. существование в искусственно созданной реальности; клиповость мышления, доминирование визуального над смысловым; инновационность, существование через внедрение и постоянное обновление научных разработок; технократичность, повышенный интерес «пользователей» к технологии создания и использования феномена, а также проявление данного типа культуры через технические средства (что предполагает рост их значимости); развлекательный, игровой характер.

Согласимся с упомянутым автором, отмечающим, что формирование и внедрение электронной культуры вызывает значительные изменения в жизни общества, в системе ценностей и формах взаимодействия людей (особенно молодежи, наиболее быстро приобщающейся к этим формам). Инновации создали сферу электронных ресурсов, нового пространства-времени, языка и формы общения. Следовательно, электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения инноваций, информатизации, характеризующихся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией.

Согласно гипотезе де Бройля (1924), электрон (как и все другие материальные микрообъекты) обладает не только корпускулярными, но и волновыми свойствами [12]2.

В настоящее время становится очевидным, что чтение утрачивает высокий нравственный статус. В связи с этим в некоторых государствах восстановление внимания к книге, ее реабилитация является государственной задачей.

Почему это важно? Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали, что читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

В этой связи доктор философских наук, президент Фонда чтения им. НА.Рубакина С.Н.Плотников отмечает: «Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и др., в том, что чтение - всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти новые качества» [8]. Книга, будучи средством воспитания чувств, определяла силу мысли автора и читающего, погружала в виртуальный мир смысла.

Профессор Калифорнийского университета Лос-Анджелеса К.Боргман, продолжая эту тему, говорил о том, что электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме (курсив наш - Д.К.).

Сегодняшние информационные угрозы, а, следовательно, и информационное

2Одной из первых попыталась осмыслить образ электричества Мэри Шелли в драме «Франкенштейн, или Современный Прометей», где оно предстает силой, с помощью которой можно оживлять трупы. В диснеевском мультфильме «Чёрный Плащ»существует повелевающий электричеством антигерой Мегаватт, а в японской анимации и играх - электрические покемоны (самый известный из которых Пикачу). В мифологии существуют боги, способные метать разряды молнии:у греков Зевс, Юпитер, Волгенче из марийского пантеона, Агни - бог индусов, одна из форм которого - молния, Перун - бог-громовержец в древнерусском пантеоне, Тор -бог грома и бури в германо-скандинавской мифологии.

«загрязнение» среды обитания человека связано, по мнению многих авторов, сотакойактуальной проблемой каксоциально-деструктивная информация (насилие, жестокость, порнография, извращения); информационные войны;сленг;избыточность информации [11].

В этом аспекте С.С.Хоружий говорит о широком диапазоне человеческих энергий (интеллектуальных, психических, эмоциональных, соматических, духовных и т.п.) [10]. Ученый уверен, что в общих чертах между духовными и физическими энергиями прослеживается определенная близость, позволяющая их сопоставлять в некоторых качествах и ракурсах. Исходя из такого понимания, он определяет современный тип православных представлений о человеке как синергийную антропологию. Что касается эмпирического опыта, то С.С.Хоружий относит к нему энергии бессознательного и энергии виртуальной практики. Говоря о виртуальной практике массового потребителя медийной продукции, ученый уверен, что здесь нельзя обнаружить ни бытия, ни полноценного сущего. В виртуализации человеческого опыта С.С.Хоружий видит расшатывание базовых механизмов культуры, которые ответственны за сохранение ее ядра, за трансляцию накопленного опыта, конституирующего человека как представителя культурной целостности.

Еще один фактор возможного негативного влияния интернета на мораль - это формируемая им визуализация мышления и, в силу этого, снижение степени его абстрактности (воображение). Благодаря интернету, человек особенно быстро привыкает к готовому восприятию информации через органы чувств (прежде всего зрение), без ее переработки в абстрактные формы мысли (клиповое сознание). Огромное значение приобретают экранные культуры, поскольку визуальные образы проще понятий, и недостаточно развитый человек, особенно пользователь, предпочитает именно их. Экранный тип культуры нарушает гармонию эмоциональной и рациональной сфер человека. Интеллектуальная сфера при этом «постепенно редукционирует к инструментализму, когда все рассматривается не со стороны эстетики, морали, ценности, а только как инструмент в достижении цели»[4]. На взгляд некоторых исследователей, визуализация и конкретность мышления, но особенно инструментализма, не способствуют нравственной рефлексии, создают благоприятную почву для широкого распространения идей аморализма.

Многие авторы также обсуждают такие грозящие нам опасности, как «инфантилизация населения» (все более попадающего в рабство к машинам), «наркотизация досуга, характерная для общества потребления», «психологическая нестабильность» из-за роста квалификационных требований и безработицы, возможность манипулирования общественным сознанием [2]. В данном случае исследователи предлагают выработку мер социальной амортизации. Чтобы минимизировать последствия противоличностного использования средств информатизации, исследователи предлагают устранить их путем создания и укрепления правового государства.

Разработка предложений по смягчению ожидаемых негативных явлений видится в определении критериев интегрированности к информационному обществу, оценке текущих воздействий информатизации на жизнь общества [2].

Практика показывает,что с увеличением объема информации ее ценность снижается. Интервалы внимания сокращаются, и мы очень недолгое время готовы внимать одному сообщению, прежде чем переключимся на следующее. Знаково-символические колебания воспринимаются без целенаправленных усилий, иногда вопреки попыткам оградиться от них3.

Однако новая информационная технология социализирована и гуманизирована, ибо включает в сферу своих непосредственных интересов социальные коммуникации, речевое общение, язык, моделирование и реализацию отдельных психологических и логических процессов. При этом взаимодействие с ними пользователя «протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний» [3].

Следовательно, информатизация общества является более широким понятием, чем компьютеризация общества, а интернетизация призвана цементировать разрозненные сообщества и субкультуры, она направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения потребностей человечества в сфере рационального знания.

Анализ работ по заявленной теме показал, что информационная культура личности -

3 Объем ненужных, но поточных сообщений (вынужденно воспринимаемых) подавляет крупицы действительно полезной информации

однаиз составляющих общей культуры человека и является совокупностью информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Более того, выступает важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная эпоха, таким образом, это не только технологически новый этап развития, но и особый тип культуры, коммуникации, экономики, предельной интеграции человечества в единое информационное пространство, связывающее новыми связями природный мир, общество и человека в целостную систему[1].

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации [6].

Электронная культура, DigitalCulture, E-culture - это, прежде всего, новая сфера деятельности человека, связанная с созданием электронных копий духовных и материальных объектов, в том числе произведений искусства, науки, литературы, кино и т.д. К электронной культуре относят и произведения, которые непосредственно создавались в электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру также включают электронные формы собрания объектов культурного наследия (библиотек, музеев, архивов). Однако важно отметить, что к феноменам электронной культуры относятся далеко не все результаты творчества, созданные в информационную эпоху. При этом продолжает существовать традиция создания неэлектронных произведений искусства (литературы, музыки, театра, живописи и т.д.), развиваются научные идеи, философия, культура повседневности. Они не относятся к электронной культуре, хотя могут быть связаны с ней технологически (фильмы могут быть оцифрованы, книги написаны с помощь компьютеров и проч.).

Обобщая современные источники, к феноменам электронной культуры, мы полагаем, можно отнести следующее: электронные формы современной коммуникации: интернет, социальные сети, виртуальные сообщества, чаты, блоги, форумы, сайты; виртуальные музеи, галереи, выставочные залы и др.; дистанционное образование; электронная реконструкция (городов, объектов культурного наследия в их исторической и пространственной перспективе); компьютерные игры, в том числе сетевые;электронные СМИ (on-line-журналы, газеты); анимация, кино, музыкальные клипы, созданные с помощью современных IT-технологий; электронные архивы, справочные системы, энциклопедии, словари, библиотеки; электронная реклама, в том числе, спам; информационные программы, обеспечение, формы защиты информации и т.д.

Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере, сегодня концентрируются в инфосфере. Телекоммуникационная фаза характеризуется общением, трансфером информации и знаний. Виртуальная среда оказалась благодатной почвой для перемещения и актуализации разных граней человеческой жизни и на основе этого отношений к нему. Здесь присутствует подход к человеку как социальному существу, биологическому, техницистский подход, отчасти эстетический подход, но практически не представлен этико-гуманистический подход (человек как высшая цель). Последнее включает в себя как общечеловеческие ценности, так и частную сетевую этику.

Однако электронная культура не замещает собой оригинал и не должна полностью вытеснить его. Прежняя классическая, «живая» культура, в значительной степени переживающая кризис, связанный с утратой духовных ценностей в эпоху потребления, благодаря электронной, инновационной форме привлекает современного человека и, таким образом, продолжает свое развитие (в виде гипертекста и мультимедиа). Важно при этом понимать, что эта форма не заменяет, а развивает, дополняет культурное наследие, позволяет ему быть доступным и сохраненным для потомков. Электронная культура не только удвоение «живой» культуры, но и

новые достижения, возникшие при использовании в творчестве высоких технологий, давших принципиально новые возможности и направления самовыражения, познания, совершенствования. Электронные ресурсы умножают способности самого человека, дают ему новые свободы и новый «жизненный мир». При этом переход из реальной сферы взаимодействия в виртуальную ослабляет межличностную коммуникацию, нравственные и этические нормы, традиционные формы жизни. В области виртуального взаимодействия формируются свои сообщества, правила, этикет, язык, что указывает на процесс самоорганизации этого пространства и его трансформации не вопреки существующей реальности, а по аналогии с ней.

Литература

1. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Ы1р://урЫ1.ш/Мех.р11р?ор1:юп=тт content&task=vie w&id=753

2. Гвишиани, Дж. Социальные аспекты информатизации /Дж.Гвишиани, Г.Смолян, Д.Черешкин //Свободная мысль.-2010.-№7-8.-с.143-155

3. Горохов, В.Г., Розов М.А., Степин В.С. Философия науки и техники 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpxcom/fi1e/8447/

4. Денисова А.Б. Влияние информационной реальности на существование человека /А.Б. Денисова, В.Г. Сенюшина// Современные проблемы науки и образования.-2012.-№6.-с.12-17

5. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие /АН. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.-М.: Либерия-Бибинформ, 2007.-171с.

6. Кравец, В.А., Кухаренко В.Н. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.rU/sod/00/4 00/ки.1:т1

7. Махлина С. Семиотика культуры повседневности [Электронный ресурс]. Режим доступа:

1Др://гоуаШЬ.ш/Ьоок/таЫта s/semiotika кикип ро vsednevnosti.html

8. Плотников С.Н.Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festiva1.1september.ru/artides/104522/

9. Семенюк Э.П.Информатика: Достижения, перспективы, возможности /Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул.-Киев: Наука, 1988.-176 с.

10. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии /С.С. Хоружий.-М.: Ин-т фил., 2005.-408с.

11. Шилова, О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога /О.Н. Шилова // Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. № 4(9): Психолого-педагогические науки (педагогика, теория и методика обучения): Научный журн. - СПб., 2004.-с.149-158

12. Электрон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

1. Baeva L.V. Jelektronnaja kul'tura: opyt filosofskogo analiza [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=vi ew&id=753

2. Gvishiani, Dzh. Social'nye aspekty informatizacii /Dzh.Gvishiani, G.Smoljan, D.Chereshkin //Svobodnaja mysl'.-2010.-№7-8.-s.143-155

3. Gorohov, V.G., Rozov M.A., Stepin V.S. Filosofja nauki i tehniki 2004 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.twirpx.com/file/8447/

4. Denisova A.B. Vlijanie informacionnoj real'nosti na sushhestvovanie cheloveka /A.B. Denisova, V.G. Senjushina// Sovremennye problemy nauki i obrazovanija.-2012.-№6.-s.12-17

5. Dulatova, A.N. Informacionnaja kul'tura lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie /A.N. Dulatova, N.B. Zinov'eva.-M.: Liberija-Bibinform, 2007.-171s.

6. Kravec, V.A., Kuharenko V.N. Voprosy formirovanija informacionnoj kul'tury [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/ku.html

7. Mahlina S. Semiotika kul'tury povsednevnosti [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://royallib.ru/book/mahlina_s/semiotika_kulturi_pov sednevnosti.html

8. Plotnikov S.N.Festival' pedagogicheskih idej [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://festival.1september.ru/articles/104522/

9. Semenjuk Je.P.Informatika: Dostizhenija, perspektivy, vozmozhnosti /Je.P. Semenjuk, A.D. Ursul.-Kiev: Nauka, 1988.-176 c.

10. Horuzhij S.S. Ocherki sinergijnoj antropologii /S.S. Horuzhij.-M.: In-t fil., 2005.-408s.

11. Shilova, O.N. Informacionnaja kul'tura v professional'noj podgotovke sovremennogo pedagoga /O.N. Shilova // Izvestija Ros.gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. № 4(9): Psihologo-pedagogicheskie nauki (pedagogika, teorija i metodika obuchenija): Nauchnyj zhurn. - SPb., 2004.-s.149-158

12. Jelektron [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org/wiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.