Научная статья на тему 'Философские основания информационной культуры личности'

Философские основания информационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
15
2
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Назаров Муслим Гатам Оглы

В данной статье определяются требования, предъявляемые к современному человеку в условиях информационного общества, выявляется сущность понятия «информационная культура», выделяются ее аксиологические, онтологические, гносеологические, философско-антропологические основания. При аксиологических основаниях информационной культуры речь идет о том, что человек информационного общества с его информационной перегруженностью должен уметь быстро и целенаправленно, ценностно отбирать и использовать важные для них во всех сферах жизни знания и информации. Онтологические основания информационной культуры предполагают, что в процессе производства и освоения информации идеальное и материальное обусловливают друг друга. Гносеологические основания информационной культуры состоят в совокупности знаний об окружающем мире. В статье выделяются составляющие информационной культуры аксиологический, технологический, творческий компонент, нормативный компонент и дается их общая характеристика. Утверждается, что эффективное формирование информационной культуры личности возможно при усилении контроля со стороны государства за распространением социально-вредной информации.

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF INFORMATION CULTURE OF THE PERSONALITY

This article describes the requirements of a modern person in the information society, reveals the essence of the concept "information culture", highlighted in its axiological, ontological, epistemological, philosophical and anthropological grounds. When the axiological bases of information culture refers to the fact that the person the information society with its information overload should be able to quickly and purposefully, value to select and use important in all spheres of life knowledge and information. Ontological foundations of information culture suggest that in the process of production and development information the ideal material and determine each other. Epistemological bases of information culture consists of totality of knowledge about the world. The article highlights the components of the information culture axiological, technological, creative component, normative component and gives their General characteristics. It is argued that effective formation of information culture of a person is possible with the strengthening of control by the state over the distribution of socially harmful information.

Текст научной работы на тему «Философские основания информационной культуры личности»

психологические науки

Назаров Муслим Гатам оглы ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ...

УДК 316.6

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© 2016

Назаров Муслим Гатам оглы, доктор философии по педагогике, заведующий кафедрой искусства, технологии, гражданской обороны и физического воспитания

Бакинский Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,

Баку (Азербайджан)

Аннотация. В данной статье определяются требования, предъявляемые к современному человеку в условиях информационного общества, выявляется сущность понятия «информационная культура», выделяются ее аксиологические, онтологические, гносеологические, философско-антропологические основания. При аксиологических основаниях информационной культуры речь идет о том, что человек информационного общества с его информационной перегруженностью должен уметь быстро и целенаправленно, ценностно отбирать и использовать важные для них во всех сферах жизни знания и информации. Онтологические основания информационной культуры предполагают, что в процессе производства и освоения информации идеальное и материальное обусловливают друг друга. Гносеологические основания информационной культуры состоят в совокупности знаний об окружающем мире. В статье выделяются составляющие информационной культуры - аксиологический, технологический, творческий компонент, нормативный компонент и дается их общая характеристика. Утверждается, что эффективное формирование информационной культуры личности возможно при усилении контроля со стороны государства за распространением социально-вредной информации.

Ключевые слова: информация, информационное общество, культура, информационная культура, образование, ценности.

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF INFORMATION CULTURE OF THE PERSONALITY

© 2016

Nazarov Muslim Hatam oglu, PhD in Education, Head of the Department of art, technology,

civil defense and physical education Baku Institute for advanced training and retraining of teachers, Baku (Azerbaijan)

Abstract. This article describes the requirements of a modern person in the information society, reveals the essence of the concept "information culture", highlighted in its axiological, ontological, epistemological, philosophical and anthropological grounds. When the axiological bases of information culture refers to the fact that the person the information society with its information overload should be able to quickly and purposefully, value to select and use important in all spheres of life knowledge and information. Ontological foundations of information culture suggest that in the process of production and development information the ideal material and determine each other. Epistemological bases of information culture consists of totality of knowledge about the world. The article highlights the components of the information culture - axiological, technological, creative component, normative component and gives their General characteristics. It is argued that effective formation of information culture of a person is possible with the strengthening of control by the state over the distribution of socially harmful information.

Keywords: information, information society, culture, information culture, education, values.

Постановка проблемы в общем виде. В промышленном обществе ХУШ-Х1Х веков с их социальными потрясениями и изменившимися требованиями к человеку и обществу школьное образование было необходимо по возможности всем членам общества. Не только административные работники, но и работники промышленности должны были уметь читать, писать и считать, чтобы обеспечить свое существование.

С переходом к информационному обществу, в котором в настоящее время мы живем, и которое подразумевает слияние информационных технологий с коммуникационными, мы стоим перед задачами, которые являются еще более масштабными, чем при переходе к индустриальному обществу.

Современный мир информации и коммуникации подвергается непрерывным переменам. Можно говорить о формировании особой информационной картины мира. Информационная картина мира трактуется как информационная модель мира, построенная в виде системы понятий («система», «информация», «картина мира»); как сложное целостное понятие, являющееся обобщенным информационно-языковым отражением взаимосвязанных фактов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории; как мировоззрение, основанное на системном и информационном подходах к изучению окружающего мира [1]. Фактически речь идет о формировании второй, субъективной реальности для человека.

В условиях информационно насыщенной среды все претерпевает радикальные изменения: мировоззрение, мировосприятие, материальное производство, образование, быт, искусство, общение, духовное производство как производство знаний, межличностные отношения.

Все традиционные средства социализации личности в большинстве своем переносятся в виртуальное пространство или дублируются в сети Интернет. В социальном плане возможна изоляция индивидов, замена нормального человеческого общения на иллюзию общения а различных анонимных чатах, конференциях и т.д. Растет использование сети как одного из инструментов информационно-психологического давления на человека.

Требования для вдумчивого и ответственного использования информации меняются. Можно сказать, что основу этого информационной цивилизации составляет определенный исторически сложившийся тип отношений человека к информации - информационные отношения. Осознание их означает одновременно и осознание специфики цивилизации. Информационные отношения - особый вид общественных отношений, которые существуют по поводу производства и использования интеллектуальных ценностей (знаний, информации, научно-технических новшеств, алгоритмов, программ и т. д.). Они существенно влияют на облик всей общественной системы. Уровень информационной культуры общества соответствует уровню культурного и нравственного развития общества, культурно-историческим особенностям общества, уровню институтов, воспроизводящих эту культуру и создающих объективные условия, воздействующие на сознание и психологию человека.

Перемены в общественном организме затронули и деятельность социальных институтов, прежде всего института образования. В связи с этим общетеоретические вопросы такие, как: каково его предназначение в информационном обществе? - становятся не столько теоретико-методологическими, сколько вопросами сугубо прак-

Назаров Муслим Гатам оглы психологические

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ... науки

тическими. Перед образовательными институтами стоит задача обеспечения высокой информационной грамотности, компетентности выпускника [4]. Традиционно образование ориентировалось на передачу таких навыков, как навыки логического мышления, решения проблем, эффективной коммуникации, оценивания результатов, распределения времени, управления проектами и сотрудничества, работы в группе. Однако быстрое распространение информационных технологий в качестве элемента повседневной жизни требует включения в этот список информационной грамотности, обучения поиску и переработке информации.

Еще одна, и, пожалуй, самая опасная сторона влияния информационных технологий заключается в том, что, с одной стороны, в информационном обществе бурно растет разнообразие информации, с другой, - циркулирует масса избыточной информации, которая растет и перестает быть контролируемым Человек или социальные группы, оказываясь не в состоянии контролировать все многообразие явлений, тонут в потоке информации, не могут делать правильный выбор, и вместо него этот выбор делают более сильные и осведомленные элементы глобальной системы. При этом оказывается невостребованным мощный пласт общечеловеческой культуры. Происходит чрезмерная фрагментаризация мира: на смену единой и целостной картины мира приходит мозаика картинок отдельных сторон человеческого существования, что неизбежно заслоняет от человека целостный образ окружающего мира, характеризующие его общие закономерности, в результате чего каждый фрагмент, каждое событие в нем рассматривается как чересчур автономный, рядом с другим и независимо от него. А, значит, личность оказывается не в состоянии познать их сущность.

Особенность виртуального общества состоит в том, что оно соединяет людей через взаимные интересы: в этом обществе не играют роли время и пространство, возраст и пол. В связи с этим речь идёт о простой коммуникации, об общении ради общения, и теряется ценность самого духовного общения. Отсюда вытекает еще одна опасность: в виртуальном обществе люди имеют и широкие возможности маскировать свои личности. Антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама - все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности.

Осознавая негативные последствия роста информационного потока, общество пытается упорядочить информационный массив путем формирования информационной культуры. В связи с вышесказанным возникла даже особая дисциплина - информационная этика, которая исследует моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий [2].

Анализ последних исследований и публикаций по теме. В научный оборот понятие информационной культуры ввели Э.П.Семенюк и А.А.Виноградов. Так, Э.П.Семенюк понимал под информационной культурой информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [6].

Сегодня в научной литературе понятие «информационная культура» широко применяется, причем к проблеме информационной культуры устойчивый интерес проявляют представители как гуманитарных, так и технических наук. Однако, несмотря на это, данное понятие до сих пор не имеет общепринятого толкования. Кроме того, до последнего времени вопрос становления информационной культуры рассматривался в недостаточной мере. Ученые главным образом ставили пред собой задачу: выработать механизмы противостояния негативным тенденциям информатизации и усилить гуманистические приоритеты развития общества. Формирование 178

информационной культуры сводится либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имеют локальный характер. Однако философский аспект информационной культуры исследован недостаточно.

Формирование целей статьи. Считаем, что в соответствии с природой философии как учения о первоначалах всего существующего при философском рассмотрении информационной культуры в первую очередь, должен быть осмыслен прежде всего вопрос о том, чем культура детерминирована, то, откуда она проистекает, то, как она производится и что в свою очередь, обусловливает. Для этого нужно вовлечь в обсуждение широкий объем философской проблематики и выделить тем самым аксиологические основания, онтологические основания, гносеологические основания, философско-антропологи-ческие основания информационной культуры.

Изложение основного содержания статьи. Говоря об аксиологических основаниях информационной культуры, нужно отметить, что человек информационного общества с его информационной перегруженностью должен уметь быстро и целенаправленно, ценностно отбирать и использовать важные для них во всех сферах жизни знания и информации. В исследовании проводится мысль о том, что философия, обосновывая общее понимание культуры, в то же время проектирует ее, разрабатывая идею культуры и продуцируя идеал панкуль-турной цивилизации.

При онтологических основаниях информационной культуры речь идет о том, что в процессе производства и освоения информации идеальное и материальное обусловливают друг друга. Несмотря на то, что информация нематериальна, она ведет к реальным действиям людей. И в эпоху информационно-коммуникационных технологий вновь актуализируется учение Платона о бестелесных идеях.

Гносеологические основания информационной культуры состоят в совокупности знаний об окружающем мире. Получение новой информации для нас не менее важно, чем питаться, спать и обеспечивать свою безопасность. Как справедливо утверждает С.М. Оленев, само понятие культуры, «...характеризуется исключительным гносеологическим потенциалом» [5, с.4]. Главной причиной поиска информации является желание расширить свой кругозор и общие знания.

Люди испытывают потребность в обмене информацией. Это составляет философско-антропологические основания культуры. Потребность в обмене информацией, общении сама по себе существовала изначально. Через общение человек может познать как самого себя, так и окружающий мир. Все истины бывают поняты через общение [3, с.4], которое сегодня максимально опосредовано виртуальной информационной средой.

Сложность вопроса заключается в том, что феномен информационной культуры связывает воедино два самостоятельных понятия - «информацию» и «культуру», которые в научной литературе пока не получили общепринятого определения.

Научный подход к проблеме формирования информационной культуры личности в процессе требует обращения к сложному и многомерному феномену культуры, который сам является философской категорией [7]. Раскрывая содержание указанного феномена, мы обнаруживаем разное его толкование.

Одним из самых спорных моментов в понимании культуры является ее определение. На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Теоретический анализ литературы по различным аспектам феномена культуры показал, что при исследовании данного явления выделяется три уровня АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

психологические науки

Назаров Муслим Гатам оглы ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ...

анализа культуры. На обыденном уровне культура понимается как образец, на который должны равняться люди. При таком понимании культура отождествляется с образованностью и интеллигентностью. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. На третьем уровне культура трактуется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. (К. Маркс). Наиболее широким определением культуры является ее трактовка как совокупности материальных и духовных ценностей.

В целях нашего исследования мы ограничимся лишь несколькими существенными свойствами культуры. Такими являются свойства, обеспечивающие выживаемость человека в изменяемом им самим мире. Культура пришла на смену биолого-генетическому регулированию поведения, и она дает возможность иного взаимодействия со средой, она же требует от человека и способности взаимодействовать со средой по-новому, а, следовательно, принуждает его развиваться, превращая потенциальную информацию в реальные сведения и индивидуальные знания. Это отражает способность культуры воспроизводить новые культурные нормы в изменившихся условиях.

Основываясь на приведенных определениях культуры, мы определяем информационную культуру личности как восприятие информации, комплекс разных форм обращения с ней и умение структурировать и решать задачи, самостоятельно и целенаправленно искать информацию, а также как степень ее ответственного применения.

Мы считаем, что составляющими информационной культуры являются:

- аксиологический компонент (раскрывает индивидуальные ценности, мотивы, установки и интересы личности, формирующие обращение к информации, информационные потребности в качестве мотивационного основания для осуществления тех или иных действий; каналы и поисковые стратегии, избираемые для получения необходимых сведений; индивидуальные способы переработки, фиксации и кумуляции нужной информации; действия, предпринимаемые для распространения информации в профессиональной среде);

- технологический компонент (способы и приемы деятельности, направленные на эффективное применение информации, а также умения и навыки взаимодействия с информационной средой);

- творческий компонент (реализуется в умении рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала);

- нормативный компонент (информационная культура как совокупность норм и стандартов информационного поведения, понимаемого как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения и создания нового знания, его передачи и распространения в обществе, знание норм и правил информационной этики и умение вести информационно-коммуникационный диалог).

В своем взаимодействии данные компоненты образуют систему информационной культуры личности. Системообразующим при оценке уровня информационной культуры является ценностный компонент, который задает направленность и мотивированность при выборе информации.

Выводы. Подобно любой культуре, современная информационная культура не возникает сама, стихийно, а требует ее формирования. Сами по себе объективные

условия, влияющие на процесс формирования информационной культуры личности, не в состоянии обеспечить современный уровень ее становления. В современных условиях это - двусторонне направленный технологический процесс, в котором через информационное воспитание в школе, семье, через средства массовой информации осуществляется процесс, в котором человек выступает в качестве объекта воздействия со стороны социальных институтов культуры общества, то, с другой стороны, через свою духовную практическую деятельность, самообразование и воспитание осуществляется воспитательный процесс, в котором человек выступает уже в качестве субъекта преобразования информационной среды, самого себя и своей индивидуальной информационной культуры.

Формирование информационной культуры человека происходит в течение всей жизни. Мы считаем, что эффективное формирование информационной культуры личности возможно при усилении контроля со стороны государства за распространением социально-вредной информации в информационных технологиях общего доступа и принятия закона, направленного на защиту граждан от информации, наносящей вред психическому здоровью, нравственности и духовному развитию, вызывающей деформации сознания личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Жданова С.Н., Сальцева С.В. Социально-педагогическая теория освоения мира учащихся: генезис и технология реализации: Монография. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. - 172 с.

Манжуева О.М. К вопросу об информационной этике // Известия Томского политехнического университета. -2010. -Т. 316. - №6. - С. 176-179.

Мерхаба С. Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 128-132.

Муромцева А.В., Муромцев В.В. Особенности социализации личности в условиях современных виртуальных коммуникаций // Философские науки. 2012. № 9. С. 127-133.

Оленев С.М. Детерминация культурогенетического процесса. Монография. - М.: ИПКИР, 2012. - 200 с.

Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики//НТИ Сер 1.1994 №1. с. 2-7.

Флиер А.Я. Тезаурус основных понятий культурологии - М.: МГУКИ, 2008. - 284 с. Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014.