Научная статья на тему 'Информационная культура как основа профессиональной деятельности'

Информационная культура как основа профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2066
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / INFORMATION CULTURE / INFORMATION COMMUNICATIONS / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Берман Н. Д.

Изменение в современном обществе значимости информации способствуют тому, что информационная культура становится фундаментальной универсальной базой для успешного профессионального развития специалиста. В статье рассматриваются различные аспекты понятия и структурные компоненты информационной культуры, анализируется психологическая составляющая информационной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

The change in the importance of information in modern society contributes to the fact that the information culture becomes a fundamental universal base for a successful professional development of a specialist. In the article various aspects of the concept and structural components of the information culture are examined, is analyzed the psychological component of the personal information culture.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как основа профессиональной деятельности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-354-358

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Берман Н.Д.

ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

Изменение в современном обществе значимости информации способствуют тому, что информационная культура становится фундаментальной универсальной базой для успешного профессионального развития специалиста. В статье рассматриваются различные аспекты понятия и структурные компоненты информационной культуры, анализируется психологическая составляющая информационной культуры личности.

Ключевые слова: информация; информационная культура; информационные коммуникации; информационное общество; информационные технологии; компьютерные технологии.

INFORMATION CULTURE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Berman N.D.

ORCID: 0000-0002-3 573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

The change in the importance of information in modern society contributes to the fact that the information culture becomes a fundamental universal base for a successful professional development of a specialist. In the article various aspects of the concept and structural

components of the information culture are examined, is analyzed the psychological component of the personal information culture.

Keywords: information; information culture; information communications; information society; information technologies; computer technologies.

Уровень информатизации во всех сферах жизни человека увеличивается ежегодно, информация становится важнейшим ресурсом в обществе. Роль информации во всех аспектах жизнедеятельности человека: образовании, культуре, творчестве, профессиональной деятельности, приобретает особое значение. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют различные способы доступа к информации, знаниям, обеспечивают возможность непрерывного самообразования человека.

В эпоху информационных технологий навыки работы с информацией становятся одним из важнейших факторов профессиональной успешности специалиста в любой сфере деятельности. Лавинообразный рост объемов информации, увеличение способов ее представления, повышение количества различных способов коммуникаций обостряет противоречия с ограниченными возможностями человека в переработке, осмысления и систематизации информации. Проблема информационной подготовки и воспитание информационной культуры человека является актуальной в современном обществе [2].

Понятие «информационная культура» рассматривается многими исследователями и в зависимости от научной области отражаются различные аспекты этого понятия. Информационная культура рассматривается: как качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [6]; как уровень знаний для ориентации в информационном пространстве и способность к информационному взаимодействию [4]; степень удовлетворенности людей в информационном общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации для

обеспечения целостного видения мира и предвидение последствий принимаемых решений [7].

Различные аспекты понятия информационной культуры связаны:

1. особенностью атрибутивных свойств информации, информация имеет языковую природу и связана с материальным носителем, роль информации в контексте культуры;

2. потребностью человека в информации и его социализация в информационно-культурной среде;

3. участию социальных институтов (семья, школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации, учреждения культуры и т. д.) в воспитании личности и формированию своими специфическими средствами информационной культуры;

4. уровнем владения компьютерными технологиями для использования информационных ресурсов в учебной или профессиональной деятельности.

Информационная культура определяется как взаимосвязанная система, включающая профессиональную и общую культуру человека (культура поведения, общения, мышления, деятельности и т. д.). Можно выделить следующие структурные компоненты информационной культуры:

• аксиологический, подразумевающий осмысление сущности культуры как совокупности общечеловеческих, общезначимых ценностей, показывающий взаимосвязь культуры с гуманизмом и личными ценностями человека в его информационной деятельности [1];

• коммуникативно-этический, характеризующийся культурой общения в информационном пространстве с использованием возможностей компьютерных коммуникаций и связанный с морально-нравственными ценностями в сфере информационных отношений;

• когнитивный (познавательно-интеллектуальный), включающий знания об информационной среде, опыт информационной деятельности, осведомленность по поводу различных информационных явлений и процессов, как с точки зрения научного знания, так и практического опыта;

• содержательный компонент характеризуется применением информационно-компьютерных технологий для удовлетворения познавательных, общекультурных, профессиональных потребностях;

• нормативно-правовой компонент определяется знанием и выполнением правовых норм, регулирующих информационные отношения, ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера, в соблюдении авторских прав, в ответственности за содержание, распространяемой в компьютерных сетях, информации;

• прогностический компонент подразумевает осознание перспектив развития информационных технологий, их социальных последствий для общества, предвидения возможных результатов своей информационной деятельности [5].

В настоящее время исследователи отмечают психологическую составляющую информационной культуры личности. На поведение человека при работе с информацией влияют такие факторы как восприятие и реакция на поступающую информацию, особенно это касается общения в социальных сетях, появлением в социальных сетях групп с призывами экстремистского содержания, к суициду и т. д., действия в условиях избыточности информации, когда в огромном объеме необходимо отобрать достоверные сведения, умения оценивать качественную информацию, критически переосмысливать и анализировать поступающую информацию. Информационно-коммуникационные процессы могут оказывать негативные информационные воздействия на сознание как отдельного человека, так и отдельных групп людей, влиять на психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажать нравственные критерии, дезориентировать и повлечь неадекватное поведение человека. Уровень информационной культуры, ее психологическая составляющая, способствует определению адекватного поведения личности в современном информационном в обществе [3].

Критериями информационной культуры человека является его способность владеть технологиями поиска нужной информации, представленной в печатном виде, в электронных изданиях и в сети Интернет,

умение сформулировать свою потребность в информации, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, а также владение информационно-коммуникационными технологиями и его компьютерная грамотность. Информационная культура является ориентиром человека в быстро изменяющихся социальных условиях, предоставляет способность к адаптации, критически оценивая поступающую информацию.

Информационная культура рассматривается как один из важных элементов деятельности человека, которая обеспечивает человеку возможность непрерывного образования и самообразования на протяжении всей жизни, повышает его ответственность за принимаемые решения, предоставляет средство социальной защиты личности. Формирование информационной культуры личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и повседневной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Список литературы

1. Бенгардт Д.В. Аксиологическая сущность культуры: философский компендиум // Ценности и смыслы. 2011. №6 (15).

2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов / Современные исследования социальных проблем. Т. 8, № 2-2. 2017.

3. Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности / ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. №1 (7).

4. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. №11. С. 59-63.

5. Пронина Л .А. Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования / Вестник ТГУ, выпуск 4 (108). 2012.

6. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее : Междунар. науч. конф. Тез. докл. Краснодар, 1993. С. 2.

7. Шилова О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога//Известия РГГТУ им. А.И. Герцена. 2004. №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.