DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-354-358
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Берман Н.Д.
ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация
Изменение в современном обществе значимости информации способствуют тому, что информационная культура становится фундаментальной универсальной базой для успешного профессионального развития специалиста. В статье рассматриваются различные аспекты понятия и структурные компоненты информационной культуры, анализируется психологическая составляющая информационной культуры личности.
Ключевые слова: информация; информационная культура; информационные коммуникации; информационное общество; информационные технологии; компьютерные технологии.
INFORMATION CULTURE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES
Berman N.D.
ORCID: 0000-0002-3 573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
The change in the importance of information in modern society contributes to the fact that the information culture becomes a fundamental universal base for a successful professional development of a specialist. In the article various aspects of the concept and structural
components of the information culture are examined, is analyzed the psychological component of the personal information culture.
Keywords: information; information culture; information communications; information society; information technologies; computer technologies.
Уровень информатизации во всех сферах жизни человека увеличивается ежегодно, информация становится важнейшим ресурсом в обществе. Роль информации во всех аспектах жизнедеятельности человека: образовании, культуре, творчестве, профессиональной деятельности, приобретает особое значение. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют различные способы доступа к информации, знаниям, обеспечивают возможность непрерывного самообразования человека.
В эпоху информационных технологий навыки работы с информацией становятся одним из важнейших факторов профессиональной успешности специалиста в любой сфере деятельности. Лавинообразный рост объемов информации, увеличение способов ее представления, повышение количества различных способов коммуникаций обостряет противоречия с ограниченными возможностями человека в переработке, осмысления и систематизации информации. Проблема информационной подготовки и воспитание информационной культуры человека является актуальной в современном обществе [2].
Понятие «информационная культура» рассматривается многими исследователями и в зависимости от научной области отражаются различные аспекты этого понятия. Информационная культура рассматривается: как качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [6]; как уровень знаний для ориентации в информационном пространстве и способность к информационному взаимодействию [4]; степень удовлетворенности людей в информационном общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации для
обеспечения целостного видения мира и предвидение последствий принимаемых решений [7].
Различные аспекты понятия информационной культуры связаны:
1. особенностью атрибутивных свойств информации, информация имеет языковую природу и связана с материальным носителем, роль информации в контексте культуры;
2. потребностью человека в информации и его социализация в информационно-культурной среде;
3. участию социальных институтов (семья, школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации, учреждения культуры и т. д.) в воспитании личности и формированию своими специфическими средствами информационной культуры;
4. уровнем владения компьютерными технологиями для использования информационных ресурсов в учебной или профессиональной деятельности.
Информационная культура определяется как взаимосвязанная система, включающая профессиональную и общую культуру человека (культура поведения, общения, мышления, деятельности и т. д.). Можно выделить следующие структурные компоненты информационной культуры:
• аксиологический, подразумевающий осмысление сущности культуры как совокупности общечеловеческих, общезначимых ценностей, показывающий взаимосвязь культуры с гуманизмом и личными ценностями человека в его информационной деятельности [1];
• коммуникативно-этический, характеризующийся культурой общения в информационном пространстве с использованием возможностей компьютерных коммуникаций и связанный с морально-нравственными ценностями в сфере информационных отношений;
• когнитивный (познавательно-интеллектуальный), включающий знания об информационной среде, опыт информационной деятельности, осведомленность по поводу различных информационных явлений и процессов, как с точки зрения научного знания, так и практического опыта;
• содержательный компонент характеризуется применением информационно-компьютерных технологий для удовлетворения познавательных, общекультурных, профессиональных потребностях;
• нормативно-правовой компонент определяется знанием и выполнением правовых норм, регулирующих информационные отношения, ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера, в соблюдении авторских прав, в ответственности за содержание, распространяемой в компьютерных сетях, информации;
• прогностический компонент подразумевает осознание перспектив развития информационных технологий, их социальных последствий для общества, предвидения возможных результатов своей информационной деятельности [5].
В настоящее время исследователи отмечают психологическую составляющую информационной культуры личности. На поведение человека при работе с информацией влияют такие факторы как восприятие и реакция на поступающую информацию, особенно это касается общения в социальных сетях, появлением в социальных сетях групп с призывами экстремистского содержания, к суициду и т. д., действия в условиях избыточности информации, когда в огромном объеме необходимо отобрать достоверные сведения, умения оценивать качественную информацию, критически переосмысливать и анализировать поступающую информацию. Информационно-коммуникационные процессы могут оказывать негативные информационные воздействия на сознание как отдельного человека, так и отдельных групп людей, влиять на психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажать нравственные критерии, дезориентировать и повлечь неадекватное поведение человека. Уровень информационной культуры, ее психологическая составляющая, способствует определению адекватного поведения личности в современном информационном в обществе [3].
Критериями информационной культуры человека является его способность владеть технологиями поиска нужной информации, представленной в печатном виде, в электронных изданиях и в сети Интернет,
умение сформулировать свою потребность в информации, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, а также владение информационно-коммуникационными технологиями и его компьютерная грамотность. Информационная культура является ориентиром человека в быстро изменяющихся социальных условиях, предоставляет способность к адаптации, критически оценивая поступающую информацию.
Информационная культура рассматривается как один из важных элементов деятельности человека, которая обеспечивает человеку возможность непрерывного образования и самообразования на протяжении всей жизни, повышает его ответственность за принимаемые решения, предоставляет средство социальной защиты личности. Формирование информационной культуры личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и повседневной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Список литературы
1. Бенгардт Д.В. Аксиологическая сущность культуры: философский компендиум // Ценности и смыслы. 2011. №6 (15).
2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов / Современные исследования социальных проблем. Т. 8, № 2-2. 2017.
3. Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности / ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. №1 (7).
4. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. №11. С. 59-63.
5. Пронина Л .А. Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования / Вестник ТГУ, выпуск 4 (108). 2012.
6. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее : Междунар. науч. конф. Тез. докл. Краснодар, 1993. С. 2.
7. Шилова О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога//Известия РГГТУ им. А.И. Герцена. 2004. №9.