Научная статья на тему 'Информационные основы модернизации общества в условиях трансгуманизма'

Информационные основы модернизации общества в условиях трансгуманизма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
226
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ТРАНСГУМАНИЗМ / КОЭВОЛЮЦИЯ / СOEVOLUTION / MODERNIZATION / INFORMATION / TRANSHUMANITY / CONVERGENT EVOLUTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллина Г.Х., Калимуллин Д.Д.

В статье рассматриваются вопросы трансформации общества как знаково-символической системы. Делается вывод о конструктивных изменениях современности при сохранении традиционных модусов духовности. Динамичная жизнь не отменила, а усилила зависимость человека от духовной культуры и поиск научных и философских вопросов бытия культуры. Делается вывод о отсутствии консолидирующей идеи и продуктивности коэволюционного пути духовной культуры, а также идей трансгуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information bases of modernization of society in the conditions of transhumanity

In article questions of transformation of society as sign and symbolical system are considered. The conclusion about constructive changes of the present at preservation of traditional modes of spirituality is drawn. Dynamic life didn''t cancel, and increased dependence of the person on spiritual culture and search of scientific and philosophical questions of life of culture. The conclusion about absence of the consolidating idea and efficiency of a сo-evolution way of spiritual culture, and also ideas of trans-humanity is drawn. Meaning is constructed in society through the process of communicative action. Cognitive rationalization provides the basic for the actors. Indeed the use of Internet technologies in the penitentiary as an aspect of "modernizing" government services has opened up a field of potential synchronic and diachronic comparisons into the relationship between punishment and the media. They are gaining political influence, and Web 2.0 technologies are increasingly political. We analyze projects integrating social web services to interact with government information systems by citizens, NGOs and business are analyzed. We identify basic advantages and limitations of using social Internet services in politics. One of the most accessible and effective methods is brand promotion in the Internet, using tools such as social networking, where the company enters into a dialogue with your customer, advertising banners on your site that serves as a good tool advertising.

Текст научной работы на тему «Информационные основы модернизации общества в условиях трансгуманизма»

УДК 130.2:62

Г.Х.Калимуллина, Д.Д.Калимуллин

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСГУМАНИЗМА

В статье рассматриваются вопросы трансформации общества как знаково-символической системы. Делается вывод о конструктивных изменениях современности при сохранении традиционных модусов духовности. Динамичная жизнь не отменила, а усилила зависимость человека от духовной культуры и поиск научных и философских вопросов бытия культуры. Делается вывод о отсутствии консолидирующей идеи и продуктивности коэволюционного пути духовной культуры, а также идей трансгуманизма.

Ключевые слова: модернизация, информация, трансгуманизм, коэволюция.

Kalimullina G.H., Kalimullin D.D. INFORMATION BASES OF MODERNIZATION OF SOCIETY IN THE CONDITIONS OF TRANSHUMANITY

In article questions of transformation of society as sign and symbolical system are considered. The conclusion about constructive changes of the present at preservation of traditional modes of spirituality is drawn. Dynamic life didn't cancel, and increased dependence of the person on spiritual culture and search of scientific and philosophical questions of life of culture. The conclusion about absence of the consolidating idea and efficiency of a га-evolution way of spiritual culture, and also ideas of trans-humanity is drawn.

Meaning is constructed in society through the process of communicative action. Cognitive rationalization provides the basic for the actors. Indeed the use of Internet technologies in the penitentiary as an aspect of "modernizing" government services has opened up a field of potential synchronic and diachronic comparisons into the relationship between punishment and the media. They are gaining political influence, and Web 2.0 technologies are increasingly political. We analyze projects integrating social web services to interact with government information systems by citizens, NGOs and business are analyzed. We identify basic advantages and limitations of using social Internet services in politics. One of the most accessible and effective methods is brand promotion in the Internet, using tools such as social networking, where the company enters into a dialogue with your customer, advertising banners on your site that serves as a good tool advertising.

Modernization, information, transhumanity, ra- evolution, convergent evolution

Экономическая глобализация, развитие информационных технологий, формирование открытого общества, в котором по разным причинам (от культурного туризма до включения в сферу международного образования с последующим выходом на международный рынок труда) возрастает мобильность населения, и миграция населения с сохранением благодаря развитию транспорта и телекоммуникаций тесных связей с родиной, а также некоторые другие факторы обуславливают активное взаимодействие культур, конфессий и этносов. Культура, таким образом, характеризуется интенсификацией нелинейных, некоординируемых и порой спонтанных актов межкультурных, межрелигиозных и межэтнических взаимодействий на всех уровнях от глобального до локального. Эти взаимодействия приводят к возникновению ряда рисков среди которых экологический, поэтический, антропологический.

Актуальность исследования, предпринятого в данной статье, определяется изучением наиболее перспективных в плане дальнейшего развития процессов, связанных с коренными изменениями, двояко повлиявшими на образ жизни и культуру социума после внедрения Интернета в современную действительность. С одной стороны сегодня Интернет - незаменимый инструмент реализации ряда прав человека, борьбы с неравенством и средство развития прогресса. С другой стороны, утверждается, что во многих странах Всемирная паутина сеет панику в правительствах, поскольку сеть общедоступна, сообщения - анонимны, а скорость передачи информации достаточно высока [6]. На международном уровне признается базовым правом человека доступ в Интернет, считается, что в настоящее время информационное общество вошло в быт человека повсеместно. Следует, однако, отметить, что построение в России и других государствах высокоэффективного информационного общества невозможно без создания безопасной и этичной интернет-среды, защищенной от компьютерной преступности, жертвами которой все чаще становятся дети и молодежь.

Построение такой интернет-среды призвано препятствовать нарушениям прав человека на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства; массированному распространению в Сети вредоносной и противоправной информации, что создает видимость вседозволенности и безнаказанности, усиливает нигилизм пользователей Интернета.

Сегодня смело можно утверждать, что такие технические открытия, как паровой двигатель, электричество, ядерное оружие, и Интернет - изменили наши представления о мире, сделав его

взаимозависимым. Поэтому можно утверждать, что знания и духовность, интеллект и нравственность во многом эволюционируют именно благодаря техническим революциям1.

Исследования в этой области показывают, что если в начале 2000 годов большинство респондентов было в неведении, что такое Интернет, то сейчас 45% не мыслят свою работу, культуру, образование и досуг без Интернета. Для миллионов пользователей Интернет стал привычным и обыденным источником новостей, инструментом поиска необходимой информации, товаров, учебных материалов, средой общения, развлечений и т.д. Интернет также стал обширной рыночной площадкой, на которой... нарастают корпоративные коммуникации и реализуются разнообразные формы бизнеса. В этой связи резко вырос интерес к любой информации о том, как «устроен» современный российский Интернет [5].

Пользование Интернетом становится значимой потребностью человека. Как показали результаты онлайн-опроса, проведённого RUметрика, на вопрос «Вы можете жить без Интернета?» - 44% опрошенных ответили «нет», даже если не будет хватать денег на питание и одежду.

Влияние информационно-коммуникационных технологий и Интернета на политику, экономику опосредуется теми глубокими духовно-нравственными кризисами, в которых оказалось сегодня человеческое общество. Интернет становится киберпространством и виртуальной реальностью, дополняющей многие фрагменты духовной культуры. В свою очередь, информационные потребности общества, являясь доминантным элементом духовных потребностей, выразились в стремлении масс к точной, мобильной и конкретной информации. Такие свойства информации стали ее духовной ценностью.

Следует отметить, что виртуальное пространство общения - не «безвоздушное» пространство. Очевидно, что содержание Интернет-контента формируется «извне», через посредство традиционных форм идеологического или культурного воздействия.

Роль Интернета как знаково-символической системы заключается в том, что, будучи материальным воплощением совокупности культурных смыслов, он выступает средоточием культурной информации (чаша Грааля, ковчег, сундук - ящик Пандоры). Такие символы, имея эмоциональную природу, могут формировать оценку репрезентируемого содержания и представляют собой результат существенного этапа коэволюционного пути духовной культуры.

Главным стимулом перемен стала готовность общества к использованию коммуникативной среды, которая была обусловлена, с одной стороны, изменением ритмов жизни современного человека, а с другой - социокультурными факторами, существующими в тех или иных странах и культурах.

Трансгуманизм, будучи естественным импульсом синергетики, потребует обращения к «ми-ровой памяти» и культурному наследию - а основным трендом на сегодня выступает интернет (альтернативная среда) [8].

Проблема исследования определяется противоречием между внутренней дихотомичностью Интернета. Тенденциозность Интернета как технической новинки проявляется в отчуждении личности от результатов своего труда (виртуализацией досуга, творчества, культуры) и внутренней дихотомичностью. По мере того как техника становится доступной массам, она «опрокидывает» ценности и потребности личности.

Более того, «выявилось, что вполне натурализованные горожане третьего и последующих поколений, вооруженные соответствующими знаниями и квалификацией, вдруг оказались дезадаптированными, превратились во внутренне глухих и пресыщенных, чувствующих отвращение к любой работе, требующей усердия и усилий. Словом, техническая цивилизация, столь настойчиво и последовательно добивавшаяся от вчерашних крестьян законченного машиноподобия, достигла, наконец, своей цели, но при этом стала испытывать конвульсии, застопориваться в своем развитии» (Ч.С. Кирвель).

Останавливаясь на признаках типологизации сущности человека можно охарактеризовать как формационные (соответствующие определенному способу производства материальных благ), цивилизационные (соответствующие определенному типу приспособления к внешней и внутренней среде посредством развития технико-технологического базиса цивилизации) и социокультурные (сфор-мировавшиеся к данному моменту типы трансляции социальной информации и системы способов оценивания).

1 книгопечатный пресс, телеграф, радио, телефон, Интернет

Ставя вопрос о правовом регулировании интернета, можно отметить, что «невозможно свести к нулю всю деятельность интернета, взять целиком и все закрутить, как это присутствует в других странах, это явный перебор»2. В.В.Путин отметил, что в настоящее время в вопросе регулирования информации в интернете достигнут баланс. По словам президента, загонять интернет в прокрустово ложе и невозможно технически, и неправильно морально. Однако существует и иное мнение: Интернет как виртуальная коммуникационная среда и виртуальный информационный ресурс, поддерживаемый усилиями сотен миллионов людей из разных стран мира, объектом национального правового регулирования не является [11].

Социокультурные детерминанты имеют несколько иную природу, хотя и составляют единый комплекс с двумя предыдущими (формационными, цивилизационными). Любое общество, по мнению С.Э. Крапивенского, представляя собой относительно обособленное целое, неизбежно накапливает определенные различия. Эти различия также носят содержательный характер, представляя собой один из вариантов приспособления к сложившимся условиям. Поскольку современные социальные науки констатируют принципиальную вариативность взаимодействия со средой, то в сходных природных условиях могут существовать общества, чрезвычайно различные в социокультурном отношении [7].

Старые медиаигроки и молодые старапы начали инвестиции в работу по созданию «семантической Паутины». Более того, по мнению К.Ших, нынешние поисковые машины в большей или мень-шей степени построены на предположении, что все люди одинаковы. Поведенческое таргетирование пытается заполнить этот пробел, создавая профиль каждого интернет-пользователя на основании его биографических данных и истории его деятельности в Интернете (покупках, скачивании документов и т.п.), а затем предлагает только ту рекламу, которая ему будет заведомо интересна.

Гипотеза исследования, выдвигаемая автором, состоит в том, что Интернет является структурным элементом духовной культуры, при этом наиболее полно раскрыть его потенциал может системный подход.

Можно считать, что в настоящее время человек способен быстро влиять на восприятие, ценности, идеи и предубеждения других людей лишь в силу своей способности создавать контент и распространять его в глобальном масштабе. Эту мысль подтверждает и С.В.Бондаренко, по мнению которого, тенденция проникновения мобильной связи в повседневность и формирование паттернов культуры мобильных взаимодействий носят всеобщий характер [1].

Более того, по мнению некоторых специалистов, перспектива экспоненциального роста обещает появление таких возможностей в компьютерной графике и виртуальной реальности, которые позволят получать онлайн-впечатления, сравнимые по реалистичности с самой жизнью или даже лучше ее.

Распространенность Интернета, однако, также породила преступную деятельность и создала новые возможности для сбора разведывательных данных и возникновения международных конфликтов. Уязвимости операционных систем, программного обеспечения и настроек безопасности позволяют выполнять действия, которые угрожают основным услугам для гражданского населения, упрощают экономический шпионаж и влияют на действия правительства [14].

Относительно современной культуры и ее технологического воплощения - Интернета, зарубежные исследователи, используя данные опросов, показывают, что Интернет не создает и не разрушает социальный капитал. Интернет-группы не являются сообществами, которые способны создать социальное доверие, что в свою очередь обусловлено пониманием доверия как явления, сплачивающего общество, развивающегося между людьми, имеющими различный опыт, а Интернет-группы в большинстве своем представляют собой объединения индивидов с общими интересами и общими взглядами. Онлайновые социальные сети изменили природу интернет-сообществ, добавив слой личной информации и взаимоотношений. Популярность сайтов социальных сетей является знаком сдвига онлайнового поведения - от деятельности по интересам к деятельности в сообществах.

Вывод П.Левина о влиянии Интернета на социальное равенство, социальные связи, общественные объединения, личную свободу и неприкосновенность частной жизни дает исследователю импульс, что технология сама по себе не способна определить, насколько более

2 Путин призвал воздержаться от новых ограничений интернета forbes.ru/news/248191-putm-prizval-тоzderzhatsva-ot-

муу1А-оеташАешйп1вгпе1а

сильными и удовлетворительными или более слабыми и тусклыми делает Интернет социальные связи [4].

Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека проявляется, в первую очередь, в значительном расширении его когнитивных и коммуникативных возможностей, создании новых возможностей для роста образования и самообразования, ускорения личностного роста. В экономическом смысле это воздействие можно интерпретировать как фактор ускоренного роста человеческого капитала, а в психологическом и философском - как фактор, создающий новые возможности для саморазвития личности.

Важнейшей предпосылкой угасания творческого потенциала народа является ослабление интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки слоя интеллигенции, чуждой своему народу, его истории, традициям, культуре.

Социально-психологическая проблема защищенности духовного мира молодого человека вырастает в проблему духовно-нравственного иммунитета российского народа, его духовного и физического здоровья.

В культурфилософском ракурсе проблема духовно-нравственного иммунитета молодежи рассматривается как неотъемлемая часть проблемы трансисторического и темпорального расщепления духовного мира человека [10]. Причем «разбегание» духовного мира - неизбежное явление, общая тенденция к автономизации познавательной, нравственной и эстетической форм духовной деятельности. Здесь обесцениваются идеалы и традиции прошлого, исчезает духовно-практический смысл настоящего, теряются ориентиры самоидентификации и самоутверждения.

В социально-психологическом ракурсе на теоретическом уровне общественного сознания должно прийти четкое понимание необходимости и различения и распознавания: а) материальной действительности; б) идеальной реальности; в) виртуальной.

Глобальное информационное поле здесь, будучи механизмом передачи и восприятия занимательной информации, не зависит от этнической и исторической специфики, подчиняется новым, возникшим в эпоху глобальной информационной культуры законам сохранности духовных явлений.

По мере взросления социальных платформ разработчики постепенно переносят фокус своего внимания с развлечений и игр на более серьезные категории: мода, музыка, спорт, финансы, путешествия, еда и даже филантропия.

Таким образом, Интернет меняется вместе с обществом, впитывая и транслируя его пороки и собирая элементы культурного наследия (электронные коллекции). Интернет стал средством удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека. В процессе киберсоциализации перестраиваются и сферы досуга, и информационная сфера, а также изменяются и характеристики учебного процесса.

Литература

1. Бондаренко С.В. Культура мобильных телекоммуникаций / С.В. Бондаренко.-Ростов н/Д., 2004.-232с.

2. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие /А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.-М.: Либерия-Бибинформ, 2007.-171с 201

3. Елецкий Н.Д. Больное образование в больном обществе // Свободная мысль.-2008.-№7.-с.67-78

4. Интернет в общественной жизни / пер. с англ. А.Смирнов.-М.: Идея-Пресс, 2006.-160с.

5. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства /А.И. Каптерев.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-512с

6. Кастельс М. Галактика Интернет /М.Кастельс; пер. а снгл. А.Маьвеева, под ред. В.Харитонова.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-328с.

7. Крапивенский, С.Э. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений.

1. Bondarenko S.V. Kul'tura mobil'nyh telekommunikacij / S.V. Bondarenko.-Rostov n/D., 2004.-232s.

2. Dulatova, A.N. Informacionnaja kul'tura lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie /A.N. Dulatova, N.B. Zinov'eva.-M.: Liberija-Bibinform, 2007.-171s 201

3. Eleckij N.D. Bol'noe obrazovanie v bol'nom obshhestve // Svobodnaja mysl'.-2008.-№7.-s.67-78

4. Internet v obshhestvennoj zhizni / per. s angl. A.Smirnov.-M.: Ideja-Press, 2006.-160s.

5. Kapterev, A.I. Informatizacija sociokul'turnogo prostranstva /A.I. Kapterev.-M.: FAIR-PRESS, 2004.-512s

6. Kastel's M. Galaktika Internet /M.Kastel's; per. a sngl. A.Ma'veeva, pod red. V.Haritonova.-Ekaterinburg: U-Faktorija, 2004.-328s.

7. Krapivenskij, S.Je. Civilizacionnyj podhod k koncepcii cheloveka i problema gumanizacii obshhestvennyh otnoshenij. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sbiblio.com/biblio/archive

8. Luk'janec, V.S., Sobol' O.N. Problema

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive

8. Лукьянец, В.С., Соболь О.Н. Проблема постчеловеческого будущего [Электронный ресурс] http:// transhuman.ru/en/node/677

9. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного ун-та профсоюзов, 1996.-285 с.

10. Олейников, Ю.В. Социальный аспект современной технико-технологической модернизации /Ю.В. Олейников //Философские науки.-2010.-№>9.-С.38

11. Разов, О.С. Internet как информационное самоубийство ноосферы /О.В. Разов /Ноосферная идея и будущее России: Тезисы межгос. науч.-практ. конференции. - Иваново, 1998. -с. 156-158.

12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции /А.И. Ракитов.- М.: Политиздат, 1991.-287с

13. Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности / Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул.-Киев: Наук, 1998-171с.

14. Тонконогов, А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ): Автореферат дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11 /А.В. Тонконогов.-М., 2011-44с33

15. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века /пер. В.В. Белокосков, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова и др.-М.: АСТ, 2009.-672с.

postchelovecheskogo budushhego [Jelektronnyj resurs] http:// transhuman.ru/en/node/677

9. Markov, A.P. Otechestvennaja kul'tura kak predmet kul'turologii: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gumanitarnogo un-ta profsojuzov, 1996.-285 s.

10. Olejnikov, Ju.V. Social'nyj aspekt sovremennoj tehniko-tehnologicheskoj modernizacii /Ju.V. Olejnikov //Filosofskie nauki.-2010.-№9.-S.38

11. Razov, O.S. Internet kak informacionnoe samoubijstvo noosfery /O.V. Razov /Noosfernaja ideja i budushhee Rossii: Tezisy mezhgos. nauch.-prakt. konferencii. - Ivanovo, 1998. -s. 156-158.

12. Rakitov A.I. Filosofija komp'juternoj revoljucii /A.I. Rakitov.- M.: Politizdat, 1991.-287s

13. Semenjuk Je.P. Informatika: dostizhenija, perspektivy, vozmozhnosti / Je.P. Semenjuk, A.D. Ursul.-Kiev: Nauk, 1998-171s.

14. Tonkonogov, A.V. Duhovnaja bezopasnost' rossijskogo obshhestva v uslovijah sovremennogo geopoliticheskogo sopernichestva (social'no-filosofskij analiz): Avtoreferat dis. ... dokt. filos. nauk: 09.00.11 /A.V. Tonkonogov.-M., 2011.-44s33

15. Toffler, Je. Metamorfozy vlasti: Znanie, bogatstvo i sila na poroge XXI veka /per. V.V. Belokoskov, L.M. Burmistrova, E.K. Komarova i dr.-M.: AST, 2009.-672s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.