Научная статья на тему 'Структура гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности'

Структура гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акиева Зарема Мурадовна

В статье изучена структура гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности, выявлены и детально раскрыты такие компоненты как когнитивный, ценностный, коммуникативный и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of humanitarian culture of future specialists mathematical directions

The article studied the structure of humanitarian culture of the future specialist mathematical orientation, identified and disclosed in detail components such as cognitive, evaluative, communicative and activity.

Текст научной работы на тему «Структура гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности»

Раздел V. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

УДК 378

зж Акиева СТРУКТУРА ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье изучена структура гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности, выявлены и детально раскрыты такие компоненты как когнитивный, ценностный, коммуникативный и деятельностный. Ключевые слова: гуманитарная культура, будущий специалист математической направленности, когнитивный компонент, ценностный компонент, коммуникативный компонент, деятельностный компонент.

Zarema Aideva STRUCTURE OF HUMANITARIAN CULTURE OF FUTURE

SPECIALISTS MATHEMATICAL DIRECTIONS

Abstract. The article studied the structure of humanitarian culture of the future specialist mathematical orientation, identified and disclosed in detail components such as cognitive, evaluative, communicative and activity.

Keywords: humanitarian culture, future specialist mathematical orientation, cognitive component, component values, communicative component, activity component

Гуманитарная культура - достаточно сложное, многоаспектное явление, поэтому ученые до сих пор не пришли к согласию по поводу ее содержания, структуры и составляющих элементов. И в зависимости от предпринятых подходов авторы выделяют различный состав и наполнение структуры гуманитарной культуры личности.

Запесоцкий А.С. представляет строение гуманитарной культуры, исходя из 4-х основных составляющих: ценностный или аксиологический, включающий философию, мораль, религию, искусство, литературу; базовый или онтологический, заключенный в системе общечеловеческих культурных ценностей в исполнении нравственных норм, народных традиций и обычаев; праксиологический, который проявляется в идеологии, политике, образовании и художественный, отвечающий за искусство, литературу, живопись как универсальные методы познания человеком художественного мира [1, с. 100]. Определяя структуру гуманитарной культуры личности из структуры человеческой деятельности, М.С. Каган выводит такие компоненты: гностический (объем и качество информации, которой располагает личность, складывающихся из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания); аксиологический (система ценностных ориентаций, т.е. идеалы, жизненные цели, убеждения и устремления); творческий (самостоятельно полученные личностью умения и навыки, способности к творческой деятельности; коммуникативный (мера и форма коммуникативности личности, характер общительности, прочность контактов, которые устанавливаются с другими людьми); художественный (уровень, содержание, интенсивность художественно-эстетических потребностей личности) [2, с. 50-54]. Т.Н. Полякова добавляет к данному перечню компонент общения и предлагает применять к структуризации гуманитарной культуры системный подход, подчеркивая необходи-

© Акиева З.М., 2014

Вестник Университета № 4, 2014

мость ее рассмотрения в целостности существования, установления взаимосвязей компонентов, условия их функционирования и развития в активном деятельностном процессе [3, с. 22].

Предложенные выше теоретические осмысления по поводу структуры и содержания гуманитарной культуры личности вносят определенный вклад в развитие теории гуманитарной культуры, но, тем не менее, не дают полного понимания об этнокультурных, психолого-педагогических аспектах данного явления. Это подталкивает рассматривать структуру гуманитарной культуры личности будущего специалиста естественно-математической направленности в аспекте антропологического подхода, который вооружает будущих специалистов знанием о них самих, об их учениках, о собственной культуре. Идеи формирования гуманитарной культуры не всегда способствовали в достаточной мере отказу педагогической системы от технократического подхода, генеральной ориентации преимущественно на знания, умения и навыки как цель воспитания. Антропологический подход в разработке структуры гуманитарной культуры важен также потому, что анализ педагогической теории и практики показал, что большинство педагогов сегодня не готовы к реализации идей народной, гуманной педагогики в профессиональной подготовке будущего специалиста, что объясняется: а) с имеющимся у педагогов опытом личного учения, воспитания в условиях традиционной авторитарной педагогической системы; б) сложившейся моделью профессиональной подготовки будущего специалиста математической направленности, которая ориентирована преимущественно на технократическую, традиционную парадигму педагогической деятельности (знания, умения, навыки). В структуре гуманитарной культуры личности будущего специалиста математической направленности можно мы выделить такие компоненты как когнитивный, ценностный, коммуникативный и деятельностный.

Усвоение гуманитарных знаний связано с когнитивными процессами. Когнитивный компонент является важнейшей составляющей духовной культуры личности и рассматривается как важнейшее качество личности во всех известных педагогических системах. Гуманитарные знания напрямую влияют на формирование индивидуальной картины мира личности будущего специалиста. Поэтому когнитивный компонент гуманитарной культуры содержит разнообразные знания о приобретаемой профессии, о различных идеологиях, государственных системах, о глобальной картине мира. Когнитивный компонент формирования гуманитарной культуры будущего специалиста математической направленности связан с развитием у него способности использования различных видов информации; умения организовать мыслительную собственную деятельность, умения активизировать интеллектуальные процессы, умения подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем. Особенность когнитивного компонента гуманитарной культуры заключается в том, что гуманитарное знание обращено к духовности студента и направлено на поиск личностных ценностей и смысла жизни. Поэтому когнитивный компонент гуманитарной культуры личности - это совокупность усвоенных социокультурных знаний, национальных и общечеловеческих ценностей, норм, идеалов, народных чеченских традиций, а также умение использовать полученную информацию на практике.

Ценностный компонент связан с ценностями, нравственностью, нравственными стандартами поведения человека в обществе. Профессиональное и личностное самоопределение будущего специалиста возможно только на основе сформированных ценностных отношений. Задача каждого педагога математики - вооружить учащихся не только глубокими математическими знаниями, но и параллельно формировать у них мировоззрение, вырабатывать высокие моральные качества и средствами математики знакомить детей с традиционной, национальной культурой, что позволит осуществлять его гуманитарная подготовка в вузе. При этом он должен опираться на знания народной педагогики.

Коммуникативный компонент гуманитарной культуры будущего специалиста предполагает создание правильных отношений с учениками, группами учеников, с родителями учеников, с коллегами, администрацией и школьным коллективом. Коммуникативный компонент гуманитарной куль-

Раздел V. Педагогика, психология, социология, философия

туры специалиста предполагает знания о специфической речи (учителя математика), ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Сформированность коммуникативного компонента гуманитарной культуры будущего специалиста математической направленности подразумевает коммуникативную толерантность, то есть речевые умения осуществления речевой деятельности в соответствии с культурными нормами носителей, а также умения понимать и принимать различие интересов, потребностей и ценностей других людей, отказываться от монополии на знание истины, умение продуктивно разрешать внутренние и внешние конфликты, готовность восприятия «другого» как равноправного, последовательное развитие толерантного отношения, эмпатии к носителям другой культуры. Коммуникативная толерантность проявляется как на уровне межкультурного так и на уровне межличностного взаимодействия.

Деятельностно-рефлексивный компонент гуманитарной культуры специалиста математической направленности - это его способность к размышлению, осмыслению своей деятельности, к самоанализу различных вариантов решений профессиональных и личностных проблем; это умение аргументировано доказывать свои представления и осознанно относиться к осуществляемой деятельности; самостоятельно истолковывать знания, а также его умение демонстрировать логику своей интерпретации какого-либо явления и наличие собственного мнения. Ввиду того, что с каждым годом усиливается внимание к гуманитарной составляющей учителя математической специальности, к истории, культуре, обычаям и традициям народов, к их этническим корням, то вопросы профессиональной подготовки будущего специалиста математической направленности в условиях высшей школы рассматривают на основе принципов, форм, методов и традиций этнопедагогики, поскольку в развитии личности молодежи, их общей культуры они играют ведущую роль. Деятельностный компонент гуманитарной культуры личности включает процесс овладения и развития гуманитарной культурой как деятельностный и творческий процесс.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий выводы: а) все перечисленные и представленные в содержательном плане компоненты гуманитарной культуры ориентированы на общечеловеческие и этнокультурные гуманистические ценности, что делает актуальным преобладание гуманистических общечеловеческих ценностей по отношению к другим ценностям профессиональной подготовки специалиста естественно-математического профиля, как нравственном ориентире его профессиональной деятельности; б) все компоненты гуманитарной культуры специалиста математического профиля не могут быть простой суммой ее составляющих - они дополняют друг друга и находятся в тесной взаимосвязи. Осознание понятия гуманитарной культуры личности позволило также сделать вывод о том, что ценностное становление личности будущего специалиста естественно-математического профиля является основополагающим в его профессиональной подготовке, пронизывает все ее компоненты. Гуманитарная составляющая профессиональной подготовки специалиста укрепляет нравственно-гуманитарный, духовный стержень личности, и в непрерывном процессе обеспечивает становление общечеловеческой культуры личности.

Библиографический список

1. Запесоцкий А.С. СМИ как фактор трансформации российской культуры / А.С. Запесоцкий. - М.: Знание, 1987. - 280 с.

2. Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в С.-Петерб. гос. ун-те профсоюзов: материалы конф. - СПб., 1997. - С.100

3. Полякова Т.Н. Личностно-ориентированный подход в образовании / Т.Н. Полякова. - М., 2012. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.