Научная статья на тему 'Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму'

Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / MOTIVATIONAL-VALUABLE COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / COMMUNICATIVE COMPONENT / OPERATIONAL-ACTIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заречнова Кристина Викторовна

Рассматриваются компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционно-деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of a Pedagogical Orientation in Vocational Training of the Future Experts in Service and Tourism

The given article considers components of a pedagogical orientation in vocational training of the future experts in service and tourism: motivational-valuable, cognitive, communicative and operational-active ones.

Текст научной работы на тему «Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму»

ББК 74.58

К.В. Заречнова

Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму

K.V. Zarechnova

Components of a Pedagogical Orientation in Vocational Training of the Future Experts in Service and Tourism

Рассматриваются компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционно-деятельностный.

Ключевые слова: педагогическая направленность, педагогические знания, мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, коммуникативный компонент, операционно-деятельностный компонент.

В настоящее время в профессиональной деятельности специалистов в области сервиса и туризма на первый план выступают умения решать проблемнопедагогические задачи. Данные изменения в подготовке специалистов обусловлены предъявлением новых требований, диктуемых законами современного рынка, к профессиональным качествам: конкурентоспособность, мобильность, умение работать в команде, коммуникативность, рефлексивность и др.

Чтобы быть востребованным, будущему специалисту необходимо уметь разрешать такие проблемнопедагогические задачи, как конструирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, прогнозирование проблемных, профессиональных ситуаций и путей их разрешения, быстрая ориентация в обстановке и выполнение поставленных задач, готовность к самообразованию.

В формировании вышеуказанных профессиональных качеств ведущую роль играет введение в образовательный процесс дисциплин психологопедагогического цикла: «Психология и педагогика», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Социология личности», «Деловое общение», «Психология влияния», «Психология успеха», «Техника и тактика убеждения», которые позволяют дать студентам необходимые знания о направленности и мотивационной сфере личности, научить будущих специалистов анализировать особенности проблемнопедагогических задач с целью выработки эффективных путей их решения.

The given article considers components of a pedagogical orientation in vocational training of the future experts in service and tourism: motivational-valuable, cognitive, communicative and operational-active ones.

Key words: pedagogical orientation, pedagogical knowledge, motivational-valuable component, cognitive component, communicative component, operational-active component.

Данные дисциплины направлены на то, чтобы помочь каждому человеку определить свое место в жизни общества, осознать, создать и освоить себя как социокультурную реальность, помогают ответить на фундаментальные вопросы современности: что значит быть человеком? В чем человеческое предназначение? Как стать социально активной личностью? Тем самым, в меру своих возможностей, они помогают человеку понять самого себя, обогатить свою жизнь, усилить свой личностный интеллектуальный потенциал [1, с. 50-55].

В связи с этим педагогическая направленность в профессиональной подготовке специалистов в области сервиса и туризма становится особенно актуальной.

Мы придерживаемся определения педагогической направленности, предложенного Ю.В. Сенько, который рассматривает ее как интегральную, динамическую, образовательную систему, способствующую развитию будущего специалиста как компетентной личности и профессионала, готового и способного решать проблемно-педагогические задачи своей профессиональной деятельности [2].

Рассмотрим компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Первым компонентом педагогической направленности является мотивационно-ценностный, который обеспечивает личностную направленность деятельности будущего специалиста на успешное овладение и обогащение педагогическими знаниями посредством

активных технологий обучения, применение этих знаний и способностей в будущей профессиональной деятельности, проявление инициативы, готовности к самореализации и самосовершенствованию профессионально значимых личностных качеств в процессе будущей профессиональной деятельности, стремление к творческой активности, способности к самоанализу, к рефлексии.

Для того чтобы повысить уровень мотивации, необходимо строить занятия по дисциплинам психо-лого-педагогического цикла с целью развития познавательных и профессиональных мотивов и применения полученных педагогических знаний в дальнейшей профессиональной деятельности, повышения общекультурного развития и привития нравственных ценностей.

Следующим компонентом педагогической направленности является когнитивный, который представляет собой следствие познавательной (учебной и самообразовательной) деятельности будущего специалиста. Содержание когнитивной сферы открывает для студента свободный и вариативный выбор системы новых, необходимых теоретических, педагогических, технологических знаний, сформи-рованность которых отражает теоретическую готовность студента к профессиональной деятельности. Будущий специалист должен владеть не отдельными разрозненными знаниями в области педагогики, а их системой, которая целостно отражает структуру работы и организуется на основе современных научных теорий,идей, принципов.

Составляющей когнитивного компонента педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов является следующая система знаний:

1. Теоретические знания включают в себя педагогические термины и понятия, обыденные и научные факты; педагогические закономерности и принципы (подходы), позволяющие получить объективные педагогические знания; теории и концепции педагогических идей, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, формирующихся в контексте мировой цивилизации. В этом случае каждый студент, развиваясь как субъект познавательного процесса, определяет для себя наиболее приемлемые идеи и теории, которые в будущем станут фундаментом его личного кредо и технологии профессиональной деятельности.

2. Педагогические знания - это те знания, где акцент делается на развитии личности и целенаправленном формировании ее потребностей. Включают в себя изучение: социальных факторов развития личности; формирования личности в коллективе; знаний закономерностей возрастного и индивидуального развития человека; формирования основ нравствен-

ной и эстетической культуры; личностных факторов влияния; способов влияния группы на личность; стратегий взаимодействия; сущности и логики коммуникативного процесса; закономерности общения и речевого поведения; профессиональной адаптации; межличностных отношений. Педагогические знания позволяют будущим специалистам сформировать понятия о социально-психологических качествах личности и о роли человека в современном обществе.

3. Технологические знания - это знания, позволяющие удовлетворить практические потребности человека. Практическое применение педагогических знаний осуществляется в беседе, где обязательны факты, раскрывающие социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов могут выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство. Форма подачи отдельных эпизодов, фактов должна наводить будущих специалистов на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознание и правильная оценка качества личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного педагогического понятия. Для стимулирования познавательной и социальной активности будущих специалистов применяются диалог, дискуссии, диспуты.

Ситуации познавательного спора привлекают внимание будущих специалистов к научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Назначение диспутов, дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Технологические знания - это знания, приобретающие личностный смысл, они становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия [3, с. 227].

Таким образом, основная роль системы знаний заключается в том, что, во-первых, на их основании у будущих специалистов формируется педагогическая направленность; во-вторых, будущие специалисты по сервису и туризму осуществляют поиск решений возникающих задач с учетом имеющихся у них педагогических знаний; в-третьих, знания являются основанием и опорой для выбора методов и средств, используемых в профессиональной деятельности.

Коммуникативный компонент педагогической направленности определяет нацеленность на конструктивное взаимодействие и коммуникативные способности. Это целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения. Основу составляют потребности будущих специалистов в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуальноличностных целей.

Коммуникация в переводе с латыни «соттитсо» обозначает «делаю общим, связываю, общаюсь». В профессиональной деятельности выполняются три основные функции:

- коммуникативная, включающая обмен информацией;

- интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия;

- перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Коммуникативный компонент включает в себя: коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми, устанавливать межличностные связи, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения); способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях); культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора).

Операционно-деятельностный компонент педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов содержит в себе активные технологии обучения.

Особое внимание в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по сервису и туризму необходимо уделять таким технологиям обучения, которые бы позволили студентам активно включаться в самостоятельный поиск и открытие нового, профессионально необходимого. В этих условиях становится очевидной необходимость принципиального обновления процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, что должно обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятные условия для развития личности. Поэтому формирование педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов в рамках нашего исследования наиболее рационально и эффективно, в сочетании

таких активных технологий обучения, как тестовые технологии анализа конкретных ситуаций и игрового моделирования.

Активные технологии обучения - это совокупность педагогических действий, направленных на организацию образовательного процесса, и создаваемых специальными средствами условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Организация образовательного процесса должна базироваться на усилении практической направленности с согласованным использованием традиционных и новых педагогических технологий.

Основным условием успешного формирования педагогической направленности является взаимосвязь теоретико-педагогических знаний с ситуациями их практического применения, нацеленность образовательного процесса на погружение будущих специалистов в практико-ориентированную деятельность.

Таким образом, развитие педагогической направленности обеспечивается совершенствованием содержательно-операциональной сферы деятельности будущих специалистов по сервису и туризму посредством развития профессиональных способностей и формирования системы соответствующих умений (прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать и др.).

Рассмотренные компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере специальности «Социально-культурный сервис и туризм») тесно связаны между собой. Так, вооружение обучающихся комплексом педагогических знаний (когнитивный компонент) способствует осознанному овладению и использованию профессиональных умений будущими специалистами. На основе педагогических знаний формируются умения и навыки профессионально ориентированного общения (коммуникативный компонент). Кроме того, в результате усвоения определенной суммы педагогических знаний происходит пересмотр целей и развитие ценностей профессиональной деятельности, т.е. трансформация в целом ценностной сферы личности будущего специалиста. Мотивационно-ценностный компонент стимулирует освоение и дальнейшее развитие полученных педагогических знаний, а также побуждает к реализации соответствующих педагогических умений. Вместе с тем на основе потребностей и интересов происходит актуализация и формирование педагогической направленности. В свою очередь, операционно-деятельностный компонент обеспечивает личностное осознание будущими специалистами полученных педагогических знаний и умение их использовать в практической деятельности, развитие профессионально-личностных качеств специалистов

по сервису и туризму. Вместе с тем данный компонент способствует дальнейшему развитию стремления к профессиональной деятельности, саморазвитию, стимулированию познавательного интереса, формированию мотивов.

Таким образом, интеграция выделенных структурных компонентов выступает одним из ведущих факторов формирования педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Библиографический список

1. Амельченко Т.В. Социально-педагогическое образование: содержание и стратегические ориентиры развития // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№4.

2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.