Научная статья на тему 'Структура готовности будущих педагогов ДОУ к инновационной деятельности средствами информационных технологий'

Структура готовности будущих педагогов ДОУ к инновационной деятельности средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / инновационная деятельность / информационные технологии / будущие педагоги дошкольного образования / readiness / innovative activity / information technologies / future teachers of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Татаурова Анна Сергеевна

в статье рассматривается актуальность исследования формирования готовности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности средствами информационных технологий. Дана характеристика основных средств формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности Рассмотрены компоненты структуры готовности к инновационной деятельности обучающихся, состоящей из трех последовательных этапов. Описаны меры по развитию направленности и обучаемости будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Татаурова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS STRUCTURE OF FUTURE DOW TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITY BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

the article discusses the relevance of the study the formation of the readiness of future teachers of preschool educational institutions for innovative activities by means of information technology. The characteristic of the main means of forming the future teacher’s readiness for innovative activity is given. The components of the structure of readiness for innovative activity of students consisting of three successive stages are considered. Measures are described to develop the orientation and learning ability of future preschool teachers in the process of teaching innovative activities.

Текст научной работы на тему «Структура готовности будущих педагогов ДОУ к инновационной деятельности средствами информационных технологий»

Список литературы /References

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: учеб. пособие / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 2005. 98 с.

2. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.

3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2001. 159 с.

READINESS STRUCTURE OF FUTURE DOW TEACHERS FOR

INNOVATIVE ACTIVITY BY MEANS OF INFORMATION

TECHNOLOGIES 1 2 Zotova I.V. , Tataurova A.S. (Russian Federation)

Email: Zotova568@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Tataurova Anna Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of the study the formation of the readiness of future teachers of preschool educational institutions for innovative activities by means of information technology. The characteristic of the main means of forming the future teacher's readiness for innovative activity is given. The components of the structure of readiness for innovative activity of students consisting of three successive stages are considered. Measures are described to develop the orientation and learning ability of future preschool teachers in the process of teaching innovative activities.

Keywords: readiness, innovative activity, information technologies, future teachers of preschool education.

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Зотова И.В.1, Татаурова А.С.2 (Российская Федерация)

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Татаурова Анна Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования формирования готовности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности средствами информационных технологий. Дана характеристика основных средств формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности Рассмотрены компоненты структуры готовности к инновационной деятельности обучающихся, состоящей из трех последовательных этапов. Описаны меры по развитию

направленности и обучаемости будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения инновационной деятельности.

Ключевые слова: готовность, инновационная деятельность, информационные технологии, будущие педагоги дошкольного образования.

Анализ научной литературы показал, что инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества.

Понятие «готовность» имеет ряд интерпретаций в психолого-педагогической литературе и определяется как: психологическая установка (Д.Н. Узнадзе, Б.Е. Фишман), профессиональная компетентность (И.А. Зимняя, А.К. Маркова), активность личности (K.M. Дурай-Новакова, Т.И. Чечет), состояние подготовленности, владение теоретическими знаниями и практическими умениями (Е.А. Гудков, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко), комплекс качеств личности (Л.С. Гавриленко, Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, Н.М. Дресвянникова).

Различные аспекты инновационной деятельности в образовании получили отражение в работах A.A. Арламова, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкого, И.Г. Гузенко, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Ю.И. Калиновского, A.B. Карповой, М.В. Кларина, П.И. Пидкасистого, Л.С. Подымовой, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, Я.С. Турбовского, A.B. Хуторского, Н.Р. Юсуфбековой.

Готовность будущего педагога к инновационной деятельности - это состояние, актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития [1].

Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий - это система становления личности будущего педагога, способного актуализировать состояние готовности и в любых измененных условиях сохранить свой индивидуальный стиль работы, добиться значимых результатов, создать и внедрить новшество, найти пути самореализации.

Выделяют средства формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности, созданные на основе информационных технологий, которые в образовательном процессе педагогического вуза способствуют решению ряда следующих образовательных задач:

- обеспечивают раскрытие творческого потенциала будущего педагога в процессе осуществления инновационной деятельности за счет быстрой и качественной обработки поступающей информации;

- раскрывают содержание основных инновационных технологий в выбранной будущим педагогом специальности и предлагают алгоритм освоения инновационного опыта, способствуя развитию самосознания, активизации способностей и личностного потенциала будущего педагога;

- обеспечивают позитивную динамику формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности.

Образование у студентов готовности к инновационной деятельности в представляет многоступенчатый поэтапный процесс, который предполагает структурирование знаний инновационных технологий.

Структура процесса подготовки включает 3 этапа [3]:

1 этап. Ознакомление с существующими инновациями, изучение их по описаниям и путем наблюдения.

2 этап. Включение в существующую инновационную деятельность, самостоятельное действие по применению известных инновации.

3 этап. Создание педагогических инноваций, самостоятельное проектирование и их исполнение.

На первом этапе происходит изучение инноваций не только по их описаниям, но и путем наблюдения. Здесь организуется ознакомление студентов с практическими приемами и инновационными действиями педагога. Для решения этих задач используют такие формы обучения как занятие-экскурсия, занятие в киностудии, просмотр и анализ демонстрируемых педагогом занятий в дошкольном учреждении и начальной школе.

На занятии-экскурсии осуществляется организация наблюдения за деятельностью воспитателя, изучается алгоритм практических действия по применению новшества. Опираясь на увиденное, обучаемые формулируют выводы о результативности проводимой работы, технологии применения новшества, прогнозируют пути и способы преодоления возникающих трудностей.

На втором этапе происходит включение студентов в существующую инновационную деятельность и самостоятельное выполнение известных инновационных действий. В ходе практических занятий, технологических игр и педагогической практики осуществляется закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков выполнения инновационных технологий. Познавательная активность направляется на частично поисковую деятельность, студентами выполняется поиск скрытых связей и отношений, отвлечение от случайного и абстрагирование скрытой сущности новшества, индуктивные и дедуктивные умозаключения.

На третьем этапе осуществляется создание педагогических инноваций, самостоятельное проектирование и их использование студентами. Мы считаем, что важным условием приобщения студентов к творческой деятельности является планирование разнообразных видов занятий, создание системы творческих заданий и проблемных ситуаций, выполнение которых на каждом занятии обеспечит формирование и развитие креативности и общественно значимых мотивов деятельности у студентов.

В процессе обучения инновационной деятельности должны быть предусмотрены меры по развитию направленности и обучаемости студентов:

- творческое применение преподавателем принципов и методов обучения инновационной деятельности;

- создание условий для самоорганизации, самоанализа и самообразования студентов;

- создание творческого микроклимата в процессе обучения;

- учет индивидуальных особенностей обучаемых;

- создание игровых и занимательных ситуаций на занятии;

- создание и применение творческих заданий студентами на педагогической практике;

- постоянное внимание к мотивационной стороне учебной деятельности;

- дифференциация заданий в соответствии с индивидуальными способностями к усвоению материала [2].

Таким образом, на двух первых этапах обучения происходит процесс репродуктивного овладения студентами инновационной деятельностью в виде усвоения передового опыта. Учебные действия направляются на восприятие, осмысление и запоминание материала и алгоритма практических действий в инновационном педагогическом поле.

На последнем этапе организовывается деятельность продуктивного характера, педагогическое проектирование направлено на создание нового, неизвестного. На каждом этапе прослеживаются субъект-объектные отношения между преподавателем и студентами, построенные на основе личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия.

Список литературы /References

1. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред.

П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика, : Научное

издание / А.В. Хуторской. М.: Изд-во У1Щ ДО, 2005. 222 с.

3. Щербаков А.И. Основы инновационного образования / А.И. Щербаков. Новосибирск: МАН, 2004. 323 с.

COLLECTIVE GAME AS A MEANS OF ENRICHMENT AND

SYSTEMATIZATION OF DECORATION OF LABEL FOR

PRESCHOOLERS 1 2 Ramazanova E.A. , Stanovskaya E.S. (Russian Federation)

Email: Ramazanova568@scientifictext.ru

1Ramazanova Elmira Asanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Stanovskaya Elena Semenovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of the study of the formation of ideas about etiquette in children of preschool age in a collective game. The characteristic concepts of "etiquette", "performance", "game", "collective game" from the position of different authors are given. Criteria and indicators of the formation of etiquette representations are determined, diagnostic toolkit is listed. The results of experimental work at a ascertaining stage to identify the current level offormation of ideas about etiquette in children ofpreschool age are presented. Keywords: etiquette, etiquette representations, game, collective game, children of preschool age.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ И

СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У

ДОШКОЛЬНИКОВ 12 Рамазанова Э.А. , Становская Е.С. (Российская Федерация)

1Рамазанова Эльмира Асановна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Становская Елена Семеновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования формирования представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста в коллективной игре. Дана характеристика основных понятий «этикет», «представления», «игра», «коллективная игра» с позиции разных авторов. Определены критерии и показатели сформированности этикетных представлений, перечислен диагностический инструментарий. Представлены результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе по выявлению актуального уровня сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: этикет, этикетные представления, игра, коллективная игра, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.