Научная статья на тему 'Коллективная игра как средство обогащения и систематизации представлений об этикете у дошкольников'

Коллективная игра как средство обогащения и систематизации представлений об этикете у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этикет / этикетные представления / игра / коллективная игра / дети старшего дошкольного возраста / etiquette / etiquette representations / game / collective game / children of preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна, Становская Елена Семеновна

в статье рассматривается актуальность исследования формирования представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста в коллективной игре. Дана характеристика основных понятий «этикет», «представления», «игра», «коллективная игра» с позиции разных авторов. Определены критерии и показатели сформированности этикетных представлений, перечислен диагностический инструментарий. Представлены результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе по выявлению актуального уровня сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна, Становская Елена Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE GAME AS A MEANS OF ENRICHMENT AND SYSTEMATIZATION OF DECORATION OF LABEL FOR PRESCHOOLERS

the article discusses the relevance of the study of the formation of ideas about etiquette in children of preschool age in a collective game. The characteristic concepts of “etiquette”, “performance”, “game”, “collective game” from the position of different authors are given. Criteria and indicators of the formation of etiquette representations are determined, diagnostic toolkit is listed. The results of experimental work at a ascertaining stage to identify the current level of formation of ideas about etiquette in children of preschool age are presented.

Текст научной работы на тему «Коллективная игра как средство обогащения и систематизации представлений об этикете у дошкольников»

3. Щербаков А.И. Основы инновационного образования / А.И. Щербаков. Новосибирск: МАН, 2004. 323 с.

COLLECTIVE GAME AS A MEANS OF ENRICHMENT AND

SYSTEMATIZATION OF DECORATION OF LABEL FOR

PRESCHOOLERS 1 2 Ramazanova E.A. , Stanovskaya E.S. (Russian Federation)

Email: [email protected]

1Ramazanova Elmira Asanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Stanovskaya Elena Semenovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of the study of the formation of ideas about etiquette in children of preschool age in a collective game. The characteristic concepts of "etiquette", "performance", "game", "collective game" from the position of different authors are given. Criteria and indicators of the formation of etiquette representations are determined, diagnostic toolkit is listed. The results of experimental work at a ascertaining stage to identify the current level offormation of ideas about etiquette in children ofpreschool age are presented. Keywords: etiquette, etiquette representations, game, collective game, children of preschool age.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ И

СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У

ДОШКОЛЬНИКОВ 12 Рамазанова Э.А. , Становская Е.С. (Российская Федерация)

1Рамазанова Эльмира Асановна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Становская Елена Семеновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования формирования представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста в коллективной игре. Дана характеристика основных понятий «этикет», «представления», «игра», «коллективная игра» с позиции разных авторов. Определены критерии и показатели сформированности этикетных представлений, перечислен диагностический инструментарий. Представлены результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе по выявлению актуального уровня сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: этикет, этикетные представления, игра, коллективная игра, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее

ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина и др.). Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах Е.В. Бариновой, Л.И. Дурандиной, И.Б. Дедюлиной, М.В. Ильяшенко, Т.А. Куликовой, И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, Н.И. Формановской, Л.Г. Шадриной и др.

Детская игра в системе традиционных и инновационных педагогических средств, методов воспитания сохраняет свое доминирующее положение. Обучение дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Требуется погружение ребенка в ситуацию, в том числе игровую. В такой ситуации освоение, осознание, присвоение этикетных норм, правил и требований происходит более активно и осмысленно.

В процессе коллективной игры формируются умения самостоятельного принятия решений, закрепляются, осмысляются и систематизируются ранее полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, развиваются социально значимые черты личности.

Этикет - это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и так далее. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют формированию представлений детей старшего дошкольного возраста: элементарных, дифференцированных, обобщенных, систематизированных [4].

В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствования всех психофизиологических функций, возникают сложные личностные новообразования. Старшие дошкольники осознают особенности своего поведения, а в результате усвоение общепринятых норм и правил, используют их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Развитие речи в этот период достигает высокого уровня: улучшается звукопроизношение, повышается не только количество, но и качество словарного запаса, обогащается лексика, завершается освоение грамматической системы языка.

Формирование умения этикетной речи у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации как культурного речевого действия диалогового характера, направленного на субъект или объект коммуникации с целью сообщения информации о себе, другом или оценки.

Знание правил этикета позволяет любому человеку, в том числе и ребенку в возрасте 5-7 лет произвести приятное впечатление своей манерой говорить, а именно владения формами речевого этикета. О людях, которые придерживаются таких правил, говорят, что они воспитаны. Знание правил речевого этикета - один из принципов воспитанности и сформированное™ основ коммуникативной компетентности [3].

Коллективная игра представляет собой специфическое совместное игровое взаимодействие заинтересованных субъектов, которое имеет принципиальное воспитательное, развивающее и образовательное значение, педагогическим средством формирования детского коллектива.

В нашем исследовании мы опирались на компоненты социального опыта поведения, выделенные О.С. Газманом, Н.Ф. Головановой, Е.Н. Гончаровой.

К критериям сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста мы отнесли: когнитивный, практический (способы поведения в

типичных и нетипичных ситуациях) и мотивационный (мотивы, побуждающие к нравственному выбору и поведению).

Данные компоненты являются содержательными критериями изучения культуры поведения. Ориентируясь на работы Р.С. Буре, Л.П. Князевой, В.Г. Нечаевой и др., мы определили содержание когнитивного компонента: представления о нормах и правилах нравственного поведения, взаимоотношений в ближайшем окружении, о возможных способах поведения в ситуациях нравственного характера, о возможных эмоциональных состояниях сверстника. Критериями оценки проявлений обозначенных показателей стали: полнота, обобщенность, адекватность, действенность [2].

На основе данных исследований Е.Н. Гончаровой, Р.Р. Калининой, С.А. Улитко и др. был определен состав показателей практического критерия: доминирующие способы поведения и умения их применения. Критериями оценки обозначенных показателей стали: самостоятельность, устойчивость, инициативность, целенаправленность.

Анализ исследований Л.И. Божович и др. позволил выделить в мотивационном компоненте культуры поведения следующие показатели: мотивы, социальные эмоции [1]. Критерии оценки проявлений данного компонента культуры поведения: направленность, устойчивость, осознанность.

В основу диагностики сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста нами использовались методики, разработанные И.Б. Дермановой, Е.И. Изотовой, Р.М. Калининой, Л.В. Коломийченко, которые состояли из серии диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе эксперимента результаты эмпирического исследования показали, что уровень сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста - достаточный (поскольку в среднем 15,4% детей (4 ребенка) в группе показали низкий уровень, а большинство детей относятся к среднему уровню 69,2% детей (16 чел.)). Но, необходимо отметить, что крайне низкий процент находиться на высоком уровне сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста (15,4% детей в группе (4 ребенка)).

Данные, полученные в процессе диагностики, свидетельствуют о том, что «знаниевая» составляющая когнитивного критерия сформирована на среднем уровне. Составляющие практического критерия освоены детьми преимущественно также на среднем уровне. Мотивационный критерий сформированности представлений об этикете у старших дошкольников также в большинстве представлен среднем уровнем.

Таким образом, результаты обследования показали, что уровень сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем -«средний». Следовательно, свою дальнейшую экспериментальную деятельности мы видим в разработке комплекса мероприятий, направленного на формирование представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр.

Список литературы /References

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.

2. Буре Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста / Р. С. Буре // Ребенок в детском саду, 2006. № 5. С. 16-17.

3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Курочкина. М.: Владос, 2001. 223 с.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Д.В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 1982. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.