Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по обогащению и систематизации представлений об этикете у детей 6-7 лет средствами дидактических игр'

Экспериментальная работа по обогащению и систематизации представлений об этикете у детей 6-7 лет средствами дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Гарбуза Юлия Александровна

В статье рассмотрены особенности формирования представлений об этикете у детей 6-7 лет средствами дидактических игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет. Определены критерии (когнитивный, практический, мотивационный) и уровни сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Гарбуза Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по обогащению и систематизации представлений об этикете у детей 6-7 лет средствами дидактических игр»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Зотова И.В.1, Гарбуза Ю.А.2

1 Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

Гарбуза Юлия Александровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования представлений об этикете у детей 6-7 лет средствами дидактических игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет. Определены критерии (когнитивный, практический, мотивационный) и уровни сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: этикет, дидактическая игра, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности представлений об этикете, дети старшего дошкольного возраста.

УДК 372.35

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного

взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально -этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина и др.). Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах Е.В. Бариновой, Л.И. Дурандиной, И.Б. Дедюлиной, М.В. Ильяшенко, Т.А. Куликовой, И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, Н.И. Формановской, Л.Г. Шадриной и др. [1].

Детская игра в системе традиционных и инновационных педагогических средств, методов воспитания сохраняет свое доминирующее положение. Обучение дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Требуется погружение ребенка в ситуацию, в том числе игровую. В такой ситуации освоение, осознание, присвоение этикетных норм, правил и требований происходит более активно и осмысленно.

В процессе дидактической игры, как отмечается в исследованиях В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, и др., формируются умения самостоятельного принятия решений, закрепляются, осмысляются и систематизируются ранее полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, развиваются социально значимые черты личности.

Этикет - это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений [3, с. 89].

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей. Дидактическая игра - это вид деятельности, направленный на воспитание и

обучение детей. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и так далее. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют формированию представлений детей старшего дошкольного возраста: элементарных, дифференцированных, обобщенных, систематизированных. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [2].

В нашем исследовании мы опирались на компоненты социального опыта поведения, выделенные О. С. Газманом, Н. Ф. Головановой, Е. Н. Гончаровой.

К критериям сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет мы отнесли: когнитивный, практический (способы поведения в типичных и нетипичных ситуациях) и мотивационный (мотивы, побуждающие к нравственному выбору и поведению).

Данные компоненты являются содержательными критериями изучения культуры поведения. Ориентируясь на работы Р. С. Буре, Л. П. Князевой, В. Г. Нечаевой и др.

Мы определили содержание когнитивного компонента: представления о нормах и правилах нравственного поведения, взаимоотношений в ближайшем окружении, о возможных способах поведения в ситуациях нравственного характера, о возможных эмоциональных состояниях сверстника.

Критериями оценки проявлений обозначенных показателей стали: полнота, обобщенность, адекватность, действенность.

На основе данных исследований Е. Н. Гончаровой, Р. Р. Калининой, С. А. Улитко и др. был определен состав показателей практического компонента: доминирующие способы поведения и умения их применения. Критериями

оценки обозначенных показателей стали: самостоятельность, устойчивость, инициативность, целенаправленность.

Анализ исследований Л. И. Божович и др. позволил выделить в мотивационном компоненте культуры поведения следующие показатели: мотивы, социальные эмоции. Критерии оценки проявлений данного компонента культуры поведения: направленность, устойчивость, осознанность.

Подбирая диагностический инструментарий для реализации задачи изучения уровня сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет, мы обнаружили, что в имеющейся литературе практически не предложено диагностических заданий, которые были бы специально разработаны для реализации данной задачи.

В основу диагностики сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет нами использовались методики, разработанные И.Б. Дермановой, Е.И. Изотовой, Р.М. Калининой, Л.В. Коломийченко, которые состояли из серии диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет.

На констатирующем этапе эксперимента результаты эмпирического исследования показали, что уровень сформированности представлений об этикете у детей 6-7 достаточный (поскольку в среднем 15,4 % детей (4 ребенка) в группе показали низкий уровень, а большинство детей относятся к среднему уровню 69,2 % детей (16 чел.)). Но, необходимо отметить, что крайне низкий процент находиться на высоком уровне сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет (15,4 % детей в группе (4 ребенка)).

Данные, полученные в процессе диагностики, свидетельствуют о том, что «знаниевая» составляющая когнитивного критерия сформирована на среднем уровне. Составляющие практического критерия освоены детьми преимущественно также на среднем уровне. Мотивационный критерий сформированности представлений об этикете у

старших дошкольников также в большинстве представлен среднем уровнем.

Таким образом, результаты обследования показали, что уровень сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет в большинстве своем - «средний». Следовательно, свою дальнейшую экспериментальную деятельности мы видим в разработке комплекса мероприятий, направленного на формирование представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Список литературы

1. Зотова И.В. Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, З.Д. Четверикова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (35). С. 49-52.

2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Курочкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.

3. Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения) / Д.Е. Муза. Изд. 2-е, испр. и доп. Донецк: ДонНТУ, 2011. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.