ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР
1 "2 Сенченко Н.А. , Панасюк А.А.
1Сенченко Наталья Анатольевна - доцент, кандидат культурологических наук;
Панасюк Александра Андреевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, практический, мотивационный), показатели и уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий.
Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: культура поведения, коммуникативная игра, критерии, показатели и уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, дети старшего дошкольного возраста.
Формирование культуры поведения дошкольников в рамках ФГОС реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Дошкольный возраст является временем, когда у
ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Культура поведения - важная часть общей культуры человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей между собой играет важную роль в жизни каждого человека [3].
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Л.И. Божович, Н.М. Болдырева, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.
Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, Э.К. Сусловой и др.
Формирование культуры поведения - важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках.
Формирование культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления [1].
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Коммуникативная игра - эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы,
воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.
В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка, в игре закрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе [2].
Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально-положительный микроклимат в группе.
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, опираясь на компоненты социального опыта поведения, выделенные О.С. Газманом, Н.Ф. Головановой, Е.Н. Гончаровой, нами были определены критерии сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Когнитивный - наличие представлений о нормах и правилах культуры поведения, практический -способы поведения в типичных и нетипичных ситуациях и мотивационный - мотивы, побуждающие к нравственному выбору и поведению.
В основе диагностики сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста положены методики, разработанные И.Б. Дермановой, Е.И. Изотовой, Р.М. Калининой, Л.В. Коломийченко, которые состояли из серии диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и
показателей сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Так, на высоком уровне сформированности культуры поведения находятся 25% детей Группы А (5 чел.) и 30% детей группы Б (6 чел.), на среднем уровне - 50% детей Группы А (10 чел.) и 60% детей группы Б (12 чел.) и на низком уровне сформированности культуры поведения находятся 25% детей Группы А (5 чел.) и 10% детей группы Б (2 чел.).
Данные, полученные в процессе диагностики, свидетельствуют о том, что «знаниевая» составляющая когнитивного критерия сформирована на среднем уровне. Составляющие практического критерия освоены детьми преимущественно также на среднем уровне. Мотивационный критерий сформированности представлений об этикете у старших дошкольников также в большинстве представлен среднем уровнем.
Таким образом, результаты обследования показали, что уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста достаточный (поскольку в среднем 17,5% детей в группах показали низкий уровень, а большинство детей относятся к среднему уровню 55% детей). Но, необходимо отметить, что крайне низкий процент находиться на высоком уровне сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста (27,5% детей в группе).
Следовательно, свою дальнейшую экспериментальную деятельность мы видим в разработке комплекса мероприятий, направленного на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: методическое пособие / Е.А. Алябьева. Москва: Творческий Центр Сфера, 2009. 128 с.
2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. М.: Просвещение, 2007. 190 с.
3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения / И.Н. Курочкина. М.: ВЛАДОС, 2010. 224 с.