ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Сенченко Н.А. , Медведева М.В.
1Сенченко Наталья Анатольевна - доцент, кандидат культурологических наук, 2Медведева Мария Валериевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, продуктивно-деятельностный), показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: гигиеническое воспитание, культурно-гигиенические навыки, педагогические условия, критерии, показатели и уровни сформированности культурно-гигиенических навыков, дети среднего дошкольного возраста.
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
В дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р.А. Алексашина, Ю.К. Бабанский, Т.Л. Бодина, Г.Н. Година, В.И. Логинова, Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [4].
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка,
упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья [3].
Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Важной задачей в работе с детьми пятого года жизни детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей пятого года жизни -стремление к самостоятельности [2].
Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно -гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно -гигиеническим навыком стоит определенное правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества [1].
Нами были выделены педагогические условия формирования культурно -гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста такие как, учет возрастных и индивидуальных особенностей, организация предметно -развивающей среды, использование разнообразных форм, методов, приемов в работе с дошкольниками.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь РК. Для исследования была выбрана группа детей среднего дошкольного возраста - Группа А в количестве 30 детей.
Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента и реализации поставленных задач, мы проводили работу по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и родителями.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков Г.В. Белокуровой, С.В. Петериной, С.Н. Теплюк, Т.П. Яковенко, опираясь на исследования М.А. Васильевой, нами были определены критерии и показатели сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Когнитивный критерий предполагал наличие знаний, представлений у детей среднего дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках.
Поведенческо-деятельностный критерий предполагал - совокупность культурно-гигиенических умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста для каждого процесса (умывание, прием пищи, одевание и раздевание).
Задания составлены по материалам Г.В. Белокуровой, М.А. Васильевой, О.Б. Иншаковой, а также на основе практических разработок, предлагаемых О.М. Колесниковой, Г.А. Урунтаевой.
Было предложено 6 серий заданий (каждая из которых преследовала свою цель: выявить уровень представлений о процессе умывания у детей среднего дошкольного
возраста; выявить уровень представлений о том, как правильно надо вести себя за столом во время еды (поза, внешний вид, пользование столовыми приборами и принадлежностями, общение за столом); выявить уровень представлений о процессах одевания и раздевания одежды у детей среднего возраста; выявить уровень умений в процессе умывания у детей среднего дошкольного возраста; выявить уровень умений правильного поведения за столом во время еды у детей среднего дошкольного возраста; выявить уровень умений в процессах одевания и раздевания одежды у детей среднего возраста). Также нами были определены уровни сформированное™ культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
В процессе анализа деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков в средней группе выявлено, что педагоги планируют работу по формированию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах при организации умывания, приема пищи, но не постоянно планируется работа по формированию навыков самообслуживания при одевании, раздевании, пользования расческой. Группа оснащена необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПин.
Нами также было проведено анонимное анкетирование родителей, целью выявления уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста. Анкетирование показало, что для обеспечения полного согласования в требованиях по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо организовать взаимодействие с родителями через индивидуальную работу, консультирование родителей.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста в группе. Данные показывают, что основная часть детей находиться на низком и среднем уровнях сформированности культурно-гигиенических.
Так, высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков констатирован у 13,4% детей (4 чел.) Группы A; среднему уровню сформированности культурно-гигиенических навыков соответствуют 43,3% детей (13 чел.) Группы А, и низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков диагностирован у 43,3% детей среднего дошкольного возраста (13 чел.) в Группе А.
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации педагогических условий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. М.: АСТ, 2012. 187 с.
2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. М., 2001. 224 с.
3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. М.: Просвещение, 1986. 96 с.
4. Яковенко Т.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т.П. Яковенко, З.Е. Ходонецких // Дошкольное воспитание, 2009. № 8. С. 24.