http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-2-25-28
УДК 616.5-083.4
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАРАЗНЫХ КОЖНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
Ефанова Е.Н., Нишанбаева ЭА.
БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Российская Федерация
Аннотация. Профилактика заразных кожных заболеваний, в том числе и среди детского населения, не теряет актуальности и в настоящее время. Распространенность заразных кожных заболеваний зависит от сформированности гигиенических навыков населения и его санитарно-гигиенической грамотности. В представленной работе помимо освещения значимости исследования, проведен анализ анкетирования детей школьного возраста по вопросам личной гигиены. Целью исследования явилось определение уровня сформированности гигиенических навыков у детей младшего и среднего школьного возраста города Сургута (на примере средней общеобразовательной школы). В качестве метода исследования использовано групповое анкетирование раздаточным способом. Анкета включала закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Показано, что значимая часть школьников не придает значения некоторым сторонам личной гигиены, недооценивая тем самым возрастание вероятности инфицирования различными заразными дерматозами (пиодермитами, чесоткой, вшивостью, дерматоми-козами, вирусными заболеваниями кожи и др.). Сделаны выводы о необходимости усиления работы по гигиеническому обучению и воспитанию школьников, а также их родителей. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Ключевые слова: дети школьного возраста, гигиенические навыки, заразные кожные заболевания, кожа, анкетирование.
Введение. Гигиеническое воспитание — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни [1].
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи: снижение распространенности курения; улучшение качества питания; увеличение физической активности; смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни; снижение потребления алкоголя; профилактика употребления наркотиков; соблюдение населением мер личной и общественной гигиены [1, 2].
Формирование гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья населения и неразрывно связано с воспитанием культуры поведения.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых [2, 3].
Несоблюдение гигиенических требований и норм может способствовать проникновению в организм человека болезнетворных микроорганизмов и развитию инфекционных заболеваний, в том числе и поражений кожи (пиодермитов, чесотки, вшивости, дерматомико-зов, вирусных поражений и др.) [1, 3].
Многие недооценивают значимость кожи, считая ее просто оболочкой человека, однако она выполняет в организме ряд незаменимых функций. Прежде всего, кожа - это барьер для проникновения в организм, как болезнетворных микроорганизмов, так и большого количества вредных для человека веществ. Колонизационная резистентность кожи такова, что большинство микроорганизмов при отсутствии микротравм оказываются неспособными преодолеть этот барьер. Исключениями являются только Staphylococcus aureus и Propionibacterium acne. Защитная функция кожи у детей несовершенна в силу того, что роговой слой эпидермиса тонкий, а его кератинизация и связь с дермой недостаточны. Недостаточность местного иммунитета связана также с недоразвитием желез, сухостью кожи, реакцией, близкой к нейтральной [3, 4, 5].
В вопросе распространения инфекционных заболеваний кожи имеют особое значение социальные причины: зачастую население имеет низкий уровень просвещенности о болезни. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение [6].
Цель: определение уровня сформированное™ гигиенических навыков у детей младшего и среднего школьного возраста города Сургута (на примере средней общеобразовательной школы).
Материалы и методы: использован метод группового анкетирования раздаточным способом. Анкета включала закрытые, полузакрытые и открытые вопросы.
Результаты. В анкетировании приняли участие 127 детей в возрастном диапазоне от 7 до 14 лет; из них
30 детей «да» ответили на вопрос «Гладите ли Вы бездомных животных?» (из них 15 мальчики, 15 девочек), «нет» ответили 97 человек (из них 45 мальчиков, 52 девочки).
Выяснено, что основная часть детей моют руки перед едой и после посещения туалета. Однако печальным является факт определения 43 человек из 127, которые не моют руки после контакта с животными, и 56 детей, берущих животных в постель. Несомненно, данная категория респондентов составляет группу риска по заражению дерматомикозами (микроспорией и трихофитией).
На вопрос «Как часто Вы умываетесь?» 22 ребенка ответили «только утром», 5 - «только вечером», 58 -
60 мальчиков и 67 девочек. Большая часть респондентов имеет удовлетворительные условия жизни: 86 человек проживают в отдельной квартире или доме, 11 человек в съемной квартире, 3 человека в общежитии, 28 человек выбрали ответ «другое» (у родственников и т.д.).
О необходимости соблюдения элементарных правил личной гигиены как меры профилактики заразных кожных заболеваний осведомлена большая часть респондентов. Моют руки перед едой 62 девочки и 53 мальчика, не моют - 13 детей. Моют руки после туалета 63 девочки и 53 мальчика, не моют - 11 детей.
На вопрос «Моете ли Вы руки после игры с животными?» «да» ответили 84 ребенка (из них 53 девочки), «нет» - 43 человека.
На вопрос «Если у Вас есть животные, берете ли Вы их в постель?» утвердительно ответили 56 детей (из них 21 мальчики, 35 девочек), отрицательно - 71 человек (из них 40 мальчиков, 31 девочка) (диаграмма 1).
«утром и вечером», 23 (причем, исключительно девочки) - «несколько раз в день». Гигиена области лица 1 раз в день явно недостаточна; скопление микроорганизмов и отмерших чешуек рогового слоя эпидермиса способствуют развитию гнойничковых заболеваний кожи. Другая крайность - умывание несколько раз в день - тоже негативно отражается на состоянии кожи за счет нарушения водно-липидной мантии.
По поводу использования при умывании средств по уходу за кожей лица (тоник, молочко для умывания, крем для лица) получены неутешительные результаты: утвердительно ответили 45 человек, отрицательно - 82 (доля мальчиков и девочек сопоставима). Можно сделать вывод о недостаточной осведомленности детей по вопросам ухода за кожей лица.
Моют ноги перед сном всего 30 детей (из них 15 мальчики, 45 девочек), не моют - 97 человек (из них 45 мальчиков, 52 девочки). В данной группе повышается риск грибковых и вирусных поражений стоп.
По вопросам гигиены тела получены следующие данные. Ежедневно моют тело 67 человек (из них 40 девочек и 27 мальчиков) и из них 46 - с мочалкой, 1 раз в неделю 28 человек, 2 раза в неделю 32 человека.
После приёма душа используют средства по уходу за кожей (молочко для тела, лосьон для тела, масло для
По результатам анкетирования выявлены недостаточные знания детей в вопросах гигиены тела и волос (% моют тело 1 раз в неделю и попадают в группу риска по гнойничковым заболеваниям кожи).
На вопрос «Как часто Вы стрижете ногти?» 84 респондента ответили 1 раз в неделю, 25 человек - 2 раза в месяц, 18 детей - 1 раз в месяц.
Сменяют носки ежедневно 45 детей (мальчики 14, девочки 31), 1 раз в 2 дня 70 детей, 2 раза в неделю 12 детей.
На вопрос «Пользуетесь ли Вы чужой расческой?» - «да» ответили 45 человек (примерно поровну мальчики и девочки), «нет» - 82 ребенка.
На вопрос «Ходите ли Вы босиком?» получены ответы: 6 детей не ходит (5 мальчиков, 1 девочка), остальные ходят босиком (допустимо несколько вариантов) (по дому - 97 человек, по траве - 26, по песку на пляже - 63 человека). Несомненно, что при хождении босиком повышается риск заражения дерматомице-тами. При посещении бассейнов, бань, саун используют индивидуальную обувь 120 детей (примерно равное количество мальчиков и девочек), «нет» - 7 человек. «Пользуетесь ли вы в быту чужой обувью (родителей, братьев сестёр, друзей, в гостях и т.д.)?» - «да,
тела, крем для тела)? 44 ребенка (из них 10 мальчики, 34 девочки), не используют - 83 человека (из них 59 мальчики, 24 девочки).
По поводу гигиены волос выяснено, что ежедневно моют голову 31 ребенок (7 девочек и 24 мальчика), 1 раз в неделю - 52 ребенка, 2 раза в неделю - 40 детей, 1 раз в месяц - 4 ребенка (3 мальчика и 1 девочка соответственно) (диаграмма 2).
всегда» ответили 3 детей, «да, иногда» - 27 детей, «нет» - 97 человек.
На вопрос «Пользуетесь ли вы чужой зубной щёткой?» - «да, всегда» ответили 3 детей, «да, иногда» - 2 детей, «нет» - 122 человека.
На вопрос «Примеряете ли и носите ли Вы чужие головные уборы, одежду, обувь?» утвердительно ответили 34 человека, отрицательно - 93 ребенка.
Пользуются чужими наушниками 44 ребенка, не пользуются - 83 ребенка. Знают о том, что нужно иметь свое отдельное полотенце 114 детей, не знают 13 детей.
На вопрос «Что Вы делаете при получении царапин, ссадин, ран?» получены данные: «Обращаюсь за медицинской помощью» - 51 человек, «Самостоятельно обрабатываю ссадины и царапины» - 45 детей, «Ничего не делаю, само заживет» - 20 детей, другое -11 респондентов (обращаюсь за помощью к родителям, учителям и т.д.).
Выводы. Резюмируя изложенное выше, можно сделать заключение о том, что значительная часть детей школьного возраста недостаточно осведомлена в вопросах личной гигиены, и составляет группу риска по развитию у них заразных кожных заболеваний, в
• ежедневно
1 раз в неделю
2 раза в неделю 1 раз в месяц
Диаграмма 2. Как часто Вы моете голову?
первую очередь дерматомикозов и пиодермитов. Необходимо усилить работу по гигиеническому обучению и воспитанию школьников, а также их родителей, т.к. основные навыки личной гигиены прививаются в семье.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1 ] Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 528 с.
[2] Андреева Е.Е., Катаева В.А., Глиненко В.М., Кожевникова Н.Г. Гигиена и экология человека. - М.: Издательство МИА, 2014. 600 с.
[3] Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Профилактика заболеваний // Учебное пособие. Издательство: Академия Естествознания. - 2015.
[4] Андреева Е.П., Мойся М.К. Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 1-2.
[5] Лукушкина Е.Ф., Абелевич М.М.,_Баскакова Е.Ю._Со-временные подходы к профилактике и лечению болезней кожи у детей // Российский медицинский журнал. 2014. - №21, С. 1502.
[6] Магометова И.В., Мойся М.К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. — С.95-97.
EVALUATION OF FORMATION OF HYGIENIC SKILLS IN CHILDREN OF SCHOOL AGE IN THE ASPECT OF PREVENTION OF SKIN DISEASES
Efanova E.N., Nishanbaeva E.A.
Surgut state university, Surgut, Russian Federation
Annotation. Prevention of skin diseases, including among children, remains relevant and is currently. The prevalence of skin diseases depends on the formation of hygienic skills of the population and sanitary-hygienic literacy. In the presented work, in addition to the lighting of its significance, the analysis of the survey of school-age children on issues ofpersonal hygiene. The aim of the study was to determine the level offormation of hygienic skills in children ofyounger and average school age in the city of Surgut (for example secondary school). As a method of research used group survey transfer method. The questionnaire included closed, semi-closed and open questions. It is shown that significant part of schoolchildren did not attach much importance to some aspects ofpersonal hygiene, underestimating thereby increasing the likelihood of infection of various infectious dermatoses (pyodermitis, scabies, lice, ringworm, viral skin diseases, etc.). The conclusions on necessity of strengthening of work on hygienic education and education of schoolchildren and their parents. Promotion of medical and hygienic knowledge among the population contributes to the reduction of morbidity and mortality, helping to raise a healthy, physically strong generation.
Key words: school-age children, hygiene skills, infectious skin diseases, skin, questioning.
REFERENCES
[1] Kuchma V.R. Hygiene of children and adolescents. Tutorial. - M.: GEOTAR-Media, 2013. 528 p.
[2] Andreev E.E., Kataeva V.A., Glinenko V.M., Kozhevni-kova N.G. Hygiene and human ecology. - M.: Publishing house of MIA, 2014. 600 p.
[3] Alekseenko S.N., Drobot E.V. Prevention of disease // Textbook. Publisher: Academy Of Natural Sciences. -2015.
[4] Andreeva E.P., Moisya M.K. peculiarities of formation of hygienic habits for children of preschool age // Young scientist. — 2016. № 9.3. — P. 1-2.
[5] Lukushkina E.F., Abelevich M.M., Baskakova E.Y. Modern approaches to the prevention and treatment of skin diseases in children // Russian medical journal. - 2014. №21, p. 1502.
[6] Magometova I.V., Moisya M.K. Diagnostics of interaction between teachers and parents in the process of physical upbringing of senior preschoolers / The days of science SPF SGU: proceedings of 11-th all-Russian scientific.-pract. Conf. undergraduate and graduate students — Sochi: RIC FGBOU VPO "Saratov state University", 2012. — P. 9597.