Научная статья на тему 'Формирование мануальных навыков по гигиене полости рта детьми дошкольного возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности'

Формирование мануальных навыков по гигиене полости рта детьми дошкольного возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
500
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / MANUAL SKILLS / HYGIENE OF ORAL CAVITY / HYGIENIC EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Татьяна Васильевна, Тарасова Наталья Валентиновна, Галонский Владислав Геннадьевич, Федоров Владимир Александрович

Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения. Через 3 года у детей с персонифицированным подходом к гигиеническому воспитанию мануальные навыки по гигиене полости рта улучшились до 87,96 ± 0,77 %. При акцентировании внимания в процессе повышения информированности детского населения на индивидуально-типологические особенности ребенка удалось выработать устойчивые мануальные навыки по рациональной чистке зубов у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Татьяна Васильевна, Тарасова Наталья Валентиновна, Галонский Владислав Геннадьевич, Федоров Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANUAL SKILLS ON HYGIENE OF ORAL CAVITY AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE DEPENDING ON INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON

Improvement of the organization of hygienic education is one of the priority directions that increase the quality of prophylaxis concerning the basic stomatologic diseases among the children’s population. In 3 years manual skills on hygiene of oral cavity improved up to 87,96 ± 0,77% at children with personified approach to hygienic education. It was succeeded to develop steady manual skills on rational toothbrushing at children of preschool age with attentive look at the course of rising the knowledge of children’s population on individual and typological features of the child.

Текст научной работы на тему «Формирование мануальных навыков по гигиене полости рта детьми дошкольного возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности»

№ 4 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 612.31:613.954:159.923

ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ

Т. В. Федорова, Н. В. Тарасова, В. Г. Галонский, В. А. Федоров

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)

Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения. Через 3 года у детей с персонифицированным подходом к гигиеническому воспитанию мануальные навыки по гигиене полости рта улучшились до 87,96 ± 0,77 %. При акцентировании внимания в процессе повышения информированности детского населения на индивидуально-типологические особенности ребенка удалось выработать устойчивые мануальные навыки по рациональной чистке зубов у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мануальные навыки, гигиена полости рта, гигиеническое воспитание, дети дошкольного возраста, индивидуально-типологические особенности личности.

Федорова Татьяна Васильевна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: fedorova [email protected]

Тарасова Наталья Валентиновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]

Галонский Владислав Геннадьевич — доктор медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]

Федоров Владимир Александрович — ассистент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]

Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений здравоохранения, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения [7, 9, 10]. У детей дошкольного возраста в России (2008) индекс гигиены полости рта определили как неудовлетворительный (2,6), при этом в Сибирском федеральном округе показатель соответствует удовлетворительному (2,2) [1, 2, 7]. Педагогический подход к обучению детей дошкольного возраста направлен на развитие самостоятельности и целеустремленности. Вместе с тем, особое внимание следует уделять приоритетному типу психической активности, а также типу темперамента ребенка, что оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие мануальных навыков (МН) по индивидуальной гигиене полости рта [3-5, 8].

Материалы и методы. Работа основана на определении индивидуально-типологических особенностей личности у 360-ти детей 5—6-летнего возраста обоего пола (178 мальчиков и 182 девочки), посещавших детские дошкольные учреждения г. Красноярска в период с 2009 по 2012 год. Обследуемый контингент был разделен на 3 группы: группу № 1 составили 120 визуально-ориентированных детей; группу № 2 — 120 аудио-ориентированных детей. В обеих группах сформированы по 4 подгруппы детей в зависимости от типа темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики (по 30 человек). Группу № 3 (группу контроля) составили 120 детей, не подлежащие разделению по типу восприятия информации и типу характера, служащему эталоном сравнения.

С целью определения МН по индивидуальной гигиене полости рта разработана анкета, заполняемая врачом-стоматологом. Вопросник состоял из 10-ти позиций, оценивающих удерживание зубной щетки, выполнение корректных движений в ходе чистки зубов, а также правила ухода за основным предметом гигиены полости рта. В ходе ведения протокола занятий врач характеризовал качество выполнения МН по трехбальной шкале: 1 — МН не выполнялся, возникали трудности даже при постановке навыка врачом; 2 — МН выполнялся частично, воспроизводимый навык не способствовал качественному проведению индивидуальной гигиены полости рта; 3 — качественное выполнение МН способствовало рациональному проведению индивидуальной гигиены полости рта. Для объективной оценки качественных результатов освоения чистки зубов разработан индекс оценки МН, определяемый по формуле (2012):

где МН — качественная оценка мануального навыка, п — количество мануальных навыков, освоенных за цикл «Уроков здоровья».

Интерпретация результата: 33,3-56,0 % — низкое качество выполнения МН по индивидуальной гигиене полости рта. Необходимо повторное обучение навыкам. Контролируемая чистка зубов выполняется 1 раз в 14 дней до выработки удовлетворительного (хорошего) МН. 56,1-78,0 % — удовлетворительное качество выполнения МН по индивидуальной гигиене полости рта. Необходимо корректирование

полученных навыков. Контролируемая чистка зубов осуществляется 1 раз в месяц до появления хорошего качества выполнения МН. 78,1-100,0 % — хорошее качество выполнения МН по индивидуальной гигиене полости рта. После чего необходимо проведение контролируемой чистки зубов 1 раз в 3 месяца с целью поддерживания уровня МН до появления рефлекторно закрепленного МН индивидуальной гигиены полости рта [6].

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на основании расчета средних величин, стандартных отклонений, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение. МН для оценки качества чистки зубов детьми дошкольного возраста был определен во всех группах до проведения гигиенического воспитания (табл. 1).

Таблица 1

Качество МН у детей дошкольного возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности

№ Тип восприят ия информац ии Тип темпераме нта Мануальный навык (%)

MН1 MН2 MНз MН4 MН5 MН6

1. Визуально - ориентированные дети (группа № 1) (П = 120) флегматики (П = 30) 42,14 ± 0 ,09 88,72 ± 0 ,20 91,04 ± 0 ,19 88,72 ± 0 ,20 88,72 ± 0 ,20 88,72 ± 0 ,20

2. сангвиники (П = 30) 38,62 ± 0 ,59 87,18 ± 2 ,55 90,30 ± 1 ,46 87,18 ± 2 ,55 87,18 ± 2 ,55 87,18 ± 2 ,55

3. холерики (П = 30) 35,57 ± 1 ,01 87,74 ± 0 ,46 90,97 ± 0 ,50 87,74 ± 0 ,46 87,74 ± 0 ,46 87,74 ± 0 ,46

4. меланхолик и (П = 30) 34,17 ± 1 ,22 88,19 ± 0 ,79 91,23 ± 0 ,38 88,19 ± 0 ,80 88,20 ± 0 ,79 88,20 ± 0 ,80

5. Аудио-ориентированные дети (группа № 2) (П = 120) флегматики (П = 30) 41,23 ± 0 ,06 86,97 ± 0 ,87 90,76 ± 0 ,83 86,97 ± 0 ,87 86,97 ± 0 ,87 86,96 ± 0 ,87

6. сангвиники (П = 30) 39,73 ± 1 ,39 87,58 ± 0 ,76 90,82 ± 0 ,35 87,58 ± 0 ,76 87,58 ± 0 ,76 87,57 ± 0 ,76

7. холерики (П = 30) 36,03 ± 1 ,04 87,89 ± 0 ,48 91,13 ± 0 ,53 87,89 ± 0 ,48 87,89 ± 0 ,48 87,89 ± 0 ,47

8. меланхолик и (П = 30) 34,53 ± 0 ,49 89,42 ± 0 ,02 91,19 ± 0 ,31 89,42 ± 0 ,02 89,42 ± 0 ,02 89,42 ± 0 ,02

9. Группа № 3 (п = 120) — контрольная 36,99 ± 0 ,47 87,93 ± 0 ,02 57,10 ± 0 ,30 52,07 ± 0 ,52 51,28 ± 0 ,41 51,28 ± 0 ,41

10 Всего (п = 360): 37,67 ± 0 ,48 87,96 ± 0 ,77 87,17 ± 0 ,39 83,97 ± 0 ,73 83,89 ± 0 ,74 83,88 ± 0 ,73

Примечание: МН1 — оценка МН до проведения «Уроков здоровья», МН2 — оценка МН через 6 месяцев с момента проведения «Уроков здоровья», МН3 — оценка МН через 1 год с момента проведения «Уроков здоровья», МН4 — оценка МН через 1,5 года с момента проведения «Уроков здоровья», МН5 — оценка МН через 2 года с момента проведения «Уроков здоровья», МН6 — оценка МН через 3 года с момента проведения «Уроков здоровья»

Из данных, представленных в табл. 1, следует, что у всех обследованных детей первоначальное выполнение МН оценено как низкое (37,7 ± 0,48 %). При этом минимальное значение показателя МН зарегистрировано у детей-меланхоликов обеих групп (34,2 ± 1,22 и 34,5 ± 0,49 % соответственно), что в 1,04 раза меньше, чем у детей-холериков, на 7,3 % ниже, чем у флегматиков, и в 1,14 раз ниже, чем у сангвиников, что указывает на актуальность и необходимость проведения гигиенического воспитания обследованного контингента детского населения (р < 0,1).

До проведения стоматологических «Уроков здоровья» наблюдалась обратная умеренная корреляционная связь (г = —0,48) между показателями индекса гигиены (ИГ) полости рта и МН (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость уровня гигиены полости рта от МН детей дошкольного возраста

до проведения «Уроков здоровья»

Группа Тип темперамента ИГ МН (%) г

Визуально-ориентированные дети (группа № 1) флегматики (П = 30) 1,69 ± 0,29 41,93 ± 6,01 0,74

сангвиники (П = 30) 1,91 ± 0,16 38,63 ± 3,96 0,59

холерики (П = 30) 2,20 ± 0,06 35,46 ± 2,79 0,11

меланхолики (П = 30) 2,51 ± 0,22 34,17 ± 2,26 0,63

Аудио-ориентированные дети (группа № 2) флегматики (П = 30) 1,74 ± 0,37 41,29 ± 5,38 0,58

сангвиники (П = 30) 1,90 ± 0,18 39,72 ± 3,64 0,16

холерики (П = 30) 2,25 ± 0,08 36,04 ± 4,00 0,31

меланхолики (П = 30) 2,56 ± 0,19 34,53 ± 1,78 0,30

Группа № 3 — контрольная 2,13 ± 0,39 36,96 ± 4,16 0,70

Вместе с тем, умеренная и средняя сила связи между ИГ и МН зарегистрирована только у детей-флегматиков обеих групп, визуально-ориентированных детей-сангвиников и меланхоликов, а также в группе контроля. В остальных случаях коэффициент

корреляции варьировал от —0,31 до —0,11, что характеризовало связь между переменными признаками как слабую обратную.

Следует отметить улучшение качества МН у всех детей (87,9 ± 0,77 %) до хорошего за первые 6 месяцев обследования (р < 0,01), что свидетельствовало об эффективности проводимого гигиенического обучения не только дошкольников и педагогического коллектива, но и проведения лекций-бесед по данной проблеме с родителями. Через год после проведенных стоматологических «Уроков здоровья» у визуально- и аудио-ориентированных детей показатель МН возрос до 90,9 ± 0,03 %, что соответствовало хорошему уровню владения МН по чистке зубов (р < 0,01). В то же время дети группы контроля продемонстрировали удовлетворительное (57,1 ± 0,30 %) качество выполнения навыков, что показало низкую эффективность проводимых занятий по гигиеническому воспитанию согласно принятому недифференцированному подходу к обучению. Через 1,5 года удалось достичь устойчивого рефлекторно закрепленного качества выполнения МН у визуально- и аудио-ориентированных детей (по 87,9 ± 0,03 %). А у детей группы № 3 МН только через 2 года установился неизменным (51,3 ± 0,41 %), характеризующимся низким качеством выполнения индивидуальной чистки зубов, при этом показатель улучшился в 1,39 раза в сравнении с первоначальным.

Анализируя динамику формирования МН по чистке зубов, необходимо акцентировать внимание на том, что у детей-меланхоликов вырабатывается навык ухода за полостью рта на 2,44 % быстрее, чем у холериков и в 1,18 и 1,13 раз быстрее, чем у флегматиков и сангвиников соответственно, достигая в итоге равнозначного качества показателя МН (р < 0,05).

Таким образом подтверждена эффективность разработки и персонифицированного проведения стоматологических «Уроков здоровья» для детей старшего дошкольного возраста с учетом типов восприятия информации и темперамента. В ходе занятий в соответствии с разработанными рекомендациями у дошкольников развились устойчивые рефлекторно закрепленные навыки по уходу за полостью рта, при этом МН легче формируются у детей-меланхоликов при рациональном подходе к обучению. Информированность детского населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний возросла, что подтверждалось успешным выполнением детьми заданий, регистрирующих выживаемость знаний.

Список литературы

1. Алямовский В. В. Санитарно—просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики / В. В. Алямовский, Е. А. Бриль, С. А. Нарыкова. — Красноярск : Сибирь, 2001. — 30 с.

2. Калининская А. А. Новые формы профилактической работы в стоматологии / А. А. Калининская, Н. М. Куницина, З. М. Албегова // Рос. стоматол. журн. — 2009. — № 4. — С. 38-43.

3. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре / М. Г. Ким // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 2 (21). — С. 103-107.

4. Павлова Т. В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности / Т. В. Павлова // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 4 (04). — С. 139-145.

5. Родин Ю. И. Моделирование сюжетно-ролевой игры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин, М. В. Сидорова //

Физическая культура и личность : материалы Всерос. науч.-практич. конф. — Оренбург, 2004. — С. 119-122.

6. Стоматологические «Уроки здоровья» для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности как способ профилактики кариеса зубов : монография / Т. В. Федорова, В. Г. Галонский, Н. В. Тарасова [и др.]. — Красноярск, 2012. — 187 с.

7. Терехова Т. Н. Реализация проекта «Стоматологический спектакль» как инновационной формы профилактики кариеса зубов в дошкольном образовательном учреждении / Т. Н. Терехова, Л. В. Козловская, А. И. Яцук // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2010. — № 3. — С. 54-57.

8. Axelsson P. The effect of a needs-related caries preventive program in children and young adults-results after 20 years / P. Axelsson // Oral Health. — 2006. — Vol. 15, N 1.

— P. 57-60.

9. Effect of health promotion and fluoride varnish on dental caries among Australian Aboriginal children : results from a community-randomized controlled trial / G. D. Slade, R. S. Bailie, K. Roberts-Thomson [et al.] // Community Dent Oral Epidemiol. — 2011.

— Vol. 39, N 1. — Р. 29-43.

10. Effects of Early Care and Education Programs: Recommendations and Cautions for Community Developers / S. W. Barnett, D. J. Ackerman Costs, B. Term [et al.] // Сommunity development : Journal of the Community Development Society. — 2006. — Summer. — Vol. 2, N 37. — Р. 85-100.

FORMATION OF MANUAL SKILLS

ON HYGIENE OF ORAL CAVITY AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE DEPENDING ON INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF THE

PERSON

Т. V. Fedorova, N. V. Tarasova, V. G. Galonsky, V. А. Fedorov

SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky

of Ministry of Health» (c. Krasnoyarsk)

Improvement of the organization of hygienic education is one of the priority directions that increase the quality of prophylaxis concerning the basic stomatologic diseases among the children's population. In 3 years manual skills on hygiene of oral cavity improved up to 87,96 ± 0,77% at children with personified approach to hygienic education. It was succeeded to develop steady manual skills on rational toothbrushing at children of preschool age with attentive look at the course of rising the knowledge of children's population on individual and typological features of the child.

Keywords: manual skills, hygiene of oral cavity, hygienic education, children of preschool age, individual and typological features of the person.

About authors:

Fedorova Tatyana Vasilyevna — candidate of medical sciences, assistant of chair-clinic of odontology and orthodontology of children' age at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health», e-mail: fedorova [email protected]

Tarasova Natalia Valentinovna — candidate of medical sciences, assistant professor of clinic-chair of odontology of IPE, SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

Galonsky Vladislav Gennadevich — candidate of medical sciences, assistant professor of chair-clinic of odontology and orthodontology of children' age of IPE, SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

Fedorov Vladimir Aleksandrovich — assistant of chair-clinic of odontology and orthodontology of children' age at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Alyamovsky V. V. Sanitary and educational work among preschool children in primary stomatologic prophylaxis system / V. V. Alyamovsky, E. A. Bril, S. A. Narykova. — Krasnoyarsk: Siberia, 2001. — 30 P.

2. Kalininskaya A. A. New forms of preventive measures / A. A. Kalininskaya, N. M. Kunitsina, Z. M. Albegova // Rus. stomatological. journ. — 2009 . — № 4. — P. 38-43.

3. Kim M. G. Commitment and persistence education at preschool children in game / M. G. Kim // World of science, culture, education. — 2010. — № 2 (21). — P. 103-107.

4. Pavlova T. V. Cognitive activity of preschool children in teamwork ideational activity / T. V. Pavlova // Modern researches of social problems. — 2010. — № 4 (04). — P. 139-145.n

5. Rodin Y. I. Modelling of subject role-playing game in the course of physical training of children of preschool age / Y. I. Rodin, M. V. Sidorov // Physical culture and the person: materials of All-Russian. scient. — pract. conf. — Orenburg, 2004. — P. 119122.

6. Stomatological «Health lessons» for children of preschool age taking into account individual and typological features of the person as a way of prophylaxis of teeth caries: monograph / T. V. Fedorova, V. G. Galonsky, N. V. Tarasova [etc.]. — Krasnoyarsk, 2012. — 187 P.

7. Terekhova T. N. Implementation of Stomatological Performance project as innovative form of prophylaxis of teeth caries in preschool educational institution / T. N. Terekhova, L. V. Kozlovskay , A. I. Yatsuk // Odontology of children's age and prophylaxis. — 2010. — № 3. — P. 54-57.

8. Axelsson P. The effect of a needs-related caries preventive program in children and young adults-results after 20 years / P. Axelsson // Oral Health. — 2006. — Vol. 15, N 1.

— P. 57-60.

9. Effect of health promotion and fluoride varnish on dental caries among Australian Aboriginal children : results from a community-randomized controlled trial / G. D. Slade, R. S. Bailie, K. Roberts-Thomson [et al.] // Community Dent Oral Epidemiol. — 2011.

— Vol. 39, N 1. — P. 29-43.

10. Effects of Early Care and Education Programs: Recommendations and Cautions for Community Developers / S. W. Barnett, D. J. Ackerman Costs, B. Term [et al.] // Community development : Journal of the Community Development Society. — 2006. — Summer. — Vol. 2, N 37. — P. 85-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.