Научная статья на тему 'Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием мультимедийных технологий'

Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием мультимедийных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / речевой этикет / дети старшего дошкольного возраста / общее недоразвитие речи / мультимедийные технологии. / training / speech etiquette / children of preschool age / general speech underdevelopment / multimedia technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Алтухова, А Ю. Катрова

Статья посвящена проблеме формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматривается необходимость формирования этикета именно в дошкольном возрасте. Доказано в процессе экспериментальной деятельности, что использование интерактивных и мультимедийных технологий в современной и самостоятельной деятельности педагога, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения старших дошкольников с ОНР речевому этикету

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING SPEECH DECAL FOR KIDS OF PRESCHOOL OF AGE WITH GENERAL UNDER DEVELOPMENT OF SPEECH WITH USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of the formation of speech etiquette in children of preschool age with a general underdevelopment of speech. The necessity of forming etiquette in preschool age is considered. It is proved in the process of experimental activity that the use of interactive and multimedia technologies in the modern and independent activity of a teacher is one of the effective ways to increase the motivation and individualization of teaching senior preschool children with OHP speech etiquette

Текст научной работы на тему «Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием мультимедийных технологий»

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т.А. Алтухова, канд. пед. наук, доцент А.Ю. Катрова, магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11979

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматривается необходимость формирования этикета именно в дошкольном возрасте. Доказано в процессе экспериментальной деятельности, что использование интерактивных и мультимедийных технологий в современной и самостоятельной деятельности педагога, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения старших дошкольников с ОНРречевому этикету.

Ключевые слова: обучение, речевой этикет, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, мультимедийные технологии.

Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации [1].

По мнению Кузьменковой Н.Ю. [2] одним из средств улучшения отношений является речевой этикет, овладение которым обязательно должно происходить в раннем детстве.

Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает обширное пространство стихии случайных настроений, чувств, что приводит к отрицательным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию [3].

По мнению А.Н. Асадова,

Н.Н. Покровской, О.А. Косалимовой. этикет является совокупностью правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветст-

вия, поведение в общественных местах, манеры, одежда) [4].

И.Н. Курочкина [5] отмечает, что владеть речевым этикетом - значит:

- знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

- осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

- обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

- соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи предопределяется тем что, дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения.

Для ребенка с речевой патологией овладение речевым этикетом, как составной части коммуникативной культуры, является необходимым условием успешной социальной адаптации. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности [6].

Все это определяет необходимость в коррекционном обучении дошкольников с общим недоразвитием речи, наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, необходимо включать специальные комплексы коммуникативно-

направленных упражнений, способствующих как активизации контактности и коммуникабельности ребенка, мотивационно -потребности сферы общения, так и повышению его коммуникативной культуры в аспекте владения речевым этикетом. Это определяет поиск эффективных средств коррекционно-педагогической работы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [7]. Одним из главных преимуществ использования ком-

пьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала [8].

Использование интерактивных и мультимедийных средств в учебной, современной и самостоятельной деятельности выглядит естественно для дошкольника и является одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению ребенка с ОНР речевому этикету, создания благополучного эмоционального фона [9].

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Монорина, С.П. Первина, С.А. Шапкина,

М.А. Холодовой доказывают возможность овладения компьютером дошкольниками [10].

Проводимое нами исследование также показывает что старшие дошкольники с ОНР практически не используют этикетные формулы и не применяют этикетные фразы в играх и беседах со сверстниками и взрослыми. Высокий уровень продемонстрировали - 10% детей, средний уровень 31% и низкий уровень 59%.

Для повышения полученного уровня развития детей нами была определена организационно-дидактическая структура работы по формированию навыка речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Далее нами был разработана цикл логопедических занятий «Творим добро словами» с применением мультимедийных технологий по формированию навыка применения этикетных фраз в диалогах детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

На основном этапе мы приступили к непосредственной практической деятельности - апробированию занятий с использованием мультимедийных технологий. Проведено 5 тематических занятий «Творим добро словами». Для этого бал составлен шаблон для занятий по которому выстраивалась педагогическая деятельность логопеда.

Таблица 1. Шаблон-структура занятия

№ Задачи по речевому развитию Методы и приемы

1 Организационный момент - Заинтересовать детей Традиционное культурное приветствие, Чтение стихотворения на поставленную тему занятия.

2 Введение в проблему - Сформировать у детей желание найти решение поставленному заданию - Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения. Проблемная ситуация: - Ознакомление детей с проблемой (просмотр мультфильма) - Постановка цели решения проблемы

3 Основная часть - Познакомить детей с этикетным словарем; - Способствовать усвоению этикетных формул - Беседа о необходимости употребления в речи этикетных слов; - Знакомство с этикетными словами; - Игра - упражнение вырабатывает навык употребления "волшебных" слов.

4 Динамическая пауза - Продолжать знакомить детей с этикетными словами; - Прививать желание употреблять формулы речевого этикета - Заучивание стихов с этикетными словами; - Разучивание пословиц и поговорок с формулами речевого этикета

5 Основная часть - Отработать навыки использования этикетных слов и фраз. - Сформировать представление о необходимости применения этикетных фраз - Просмотр презентации и выполнение задания

6 Домашнее задание - Закрепить полученные знания о необходимости применения этикетных формул - Повторение выученных «вежливых» слов. - Использование этикетных фраз в повседневной жизни.

7 Подведение итога Выявление уровня усвоения детьми пройденного материала Проведение опроса о понимании необходимости употребления в диалоге формул речевого этикета

Таблица 2. Шаблон занятия

cd S (D Количество Словарь Задачи Методы

н занятий

1 Детский: 1. Познакомить детей I Использование проблемной ситуа-

- Доброе утро с этикетным словарем слов ции: Постановка задачи:

- Добрый день приветствия - Что, Маша делает не так?

- Добрый вечер 2. Способствовать Просмотр мультфильма «Маша и

- Доброй ночи усвоению этикетных фор- медведь»

(D S - Здравствуйте мул ПБеседа:

со н о - Здрасти 3. Отработать навыки 1.Какие слова приветствия вы знае-

н (D - Привет использования этикетных те?

СО S о Взрослый: слов и фраз 2.Для чего нужны слова приветст-

£ - Доброго здра- 4. Сформировать вия?

вия представление о необходи- З.Кому надо говорить вежливые

- Приветствую мости применения этикет- слова приветствия?

- Здарова ных фраз во время привет- 4.Примеры из личного опыта детей.

ствия III Игры драматизация «Добрый

день»

1 Детский: - Познакомить детей с эти- I Использование проблемной ситуа-

- Дайте кетным словарем слов ции: Постановка задачи:

- Дайте пожалуй- просьбы - Что, Маша делает не так?

ста - Способствовать усвоению Просмотр мультфильма «Маша и

cd Ю j - Пожалуйста этикетных формул медведь»

о о Взрослый: - Отработать навыки ис- ПБеседа:

& - Будьте добры пользования этикетных 1. Какие слова просьбы вы знаете?

- Будьте любезны слов и фраз. 2.Для чего нужны слова просьбы?

- Одолжите по- - Сформировать представ- З.Когда надо использовать слова

жалуйста ление о необходимости просьбы?

применения этикетных фраз 4.Примеры из личного опыта детей.

во время просьбы ПЬ Повторение пословиц и поговорок на тему «Вежливые слова» IV Игра - упражнения «Пожалуйста» VI Просмотр презентации

Благодарность 1 Детский: - Спасибо; - Большое спасибо - Познакомить детей с этикетным словарем слов благодарности; - Способствовать усвоению этикетных формул; - Отработать навыки использования этикетных слов и фраз; - Сформировать представление о необходимости применения этикетных фраз во время благодарности I Использование проблемной ситуации: Постановка задачи: - Что, Маша делает не так? Просмотр мультфильма «Маша и медведь» ПБеседа: 1.Какие слова благодарности вы знаете? 2.Для чего нужны слова благодарности? 3.В каких ситуациях надо употреблять слова благодарности? 4.Примеры из личного опыта детей. ПЬ Повторение пословиц и поговорок на тему «Вежливые слова» VI Просмотр презентации

Взрослый: - Благодарю; - Очень благодарен; - Премного благодарен.

Извинение 1 Детский: - Извените - Простите - Прошу прощения - Виноват - Познакомить детей с этикетным словарем слов извинения; - Способствовать усвоению этикетных формул; - Отработать навыки использования этикетных слов и фраз; - Сформировать представление о необходимости применения этикетных фраз во время извинения I Использование проблемной ситуации: Постановка задачи: - Что, Маша делает не так? Просмотр мультфильма «Маша и медведь» ПБеседа: 1.Какие слова извинения вы знае-те? 2.Для чего нужны слова извинения? З.Зачем нужны слова извинения? 4.Примеры из личного опыта детей. ПЬ Дидактическая игра «Умей извиняться» VI Просмотр презентации

Взрослый: - Мне очень жалко, извините - Не гневайтесь

Прощание 1 Детский: - До свидания - Пока - Прощайте - Познакомить детей с этикетным словарем слов прощания; - Способствовать усвоению этикетных формул; - Отработать навыки использования этикетных слов и фраз; - Сформировать представление о необходимости применения этикетных фраз во время прощания. I Использование проблемной ситуации: Постановка задачи: - Что, Маша делает не так? Просмотр мультфильма «Маша и медведь» ПБеседа: VI Просмотр презентации

Взрослый: -Увидимся

Также была подобрана коллекция игр «Говорим правильно». Со старшими дошкольниками разучивались пословиц и поговорки об речевом этикете, созданы консультации для родителей о необходимости употребления этикетных формул в домашних условиях с детьми, подобран

список мультфильмов, которые можно использовать на занятии по формированию речевого этикета с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, с применением мультимедийных технологий опираясь на наши рекомендации.

Таблица 3. Примеры мультфильмов

Приветствие Благодарность Просьба Извинение Прощание

«Маша и мед- «Маша и мед- «Маша и мед- «Маша и мед- «Маша и мед-

ведь» ведь» ведь» ведь» ведь»

«Малышарики» «Малышарики» «Малышарики» «Малышарики» «Малышарики»

«Ми-ми-мишки» «Ми-ми-мишки» «Ми-ми-мишки» «Ми-ми-мишки» «Ми-ми-мишки»

s e s «Лунтик» «Лунтик» «Лунтик» «Лунтик» «Лунтик»

«Смешарики» «Смешарики» «Смешарики» «Смешарики» «Смешарики»

-e H «Три кота» «Три кота» «Три кота» «Три кота» «Три кота»

e «Свинка Пепа» «Свинка Пепа» «Свинка Пепа» «Свинка Пепа» «Свинка Пепа»

2 «Деревяшкины» «Деревяшкины» «Деревяшкины» «Деревяшкины»

«Фиксики» «Фиксики» «Фиксики» «Фиксики» «Фиксики»

Последним этапом реализации нашего проекта стала повторная диагностика экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Проведя повторно три методики по выявлению сформированности формул речевого этикета и умению применять «вежли-

вые» слова в повседневном общении со старшими и сверстниками мы видим, что: высокий уровень составляет - 36% что на % больше чем на констатирующем этапе. Средний уровень - 46%, а низкий уровень составлял 18% детей. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Оценка сформированности формул речевого этикета и умения применять «вежливые» слова в повседневном общении со старшими и сверстниками (экспериментальная

группа)

Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: в ней преобладали дети, показавшие средний и уровень ниже среднего. В контрольной группе - преобладали дети, набравшие высокий уровень.

Если сравнить полученные данные после проведения эксперимента в подготовительной логопедической группе с резуль-

татами диагностики детей подготовительной группы на констатирующем этапе представленной на рисунке, то можно сделать вывод что, предложенная нами методика работы является эффективной в формировании навыков этикетного общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Средний уровень; 30%

Рис. 2. Оценка сформированности формул речевого этикета и умения применять «вежливые» слова в повседневном общении со старшими и сверстниками (подготовительная

группа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведения контрольного этапа проекта нами было установлено, что высокий уровень составляет - 36% что на 26% больше чем на констатирующем этапе. Средний уровень - 46%, а низкий уровень составлял 18% детей. Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: в ней преобладали дети, показавшие средний и уровень ниже среднего. В контрольной группе - преобладали дети, набравшие высокий уровень.

Если сравнить полученные данные после проведения эксперимента в подготовительной логопедической группе с результатами диагностики детей подготовительной группы на констатирующем этапе, то

нами методика работы является эффективной в формировании навыков этикетного общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: в ней преобладали дети, показавшие средний и уровень ниже среднего.

Следовательно, проводя 1 раз в месяц занятие, направленное на формирование речевого этикета с применением мультимедийных средств, можно видеть положительную динамику в формировании понятия о необходимости употреблении в повседневной речи детей этикетные формулы.

можно сделать вывод что, предложенная

Библиографический список

1. Формановская, Н.И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого поведения. - Свердловск: УрГПУ, 1999.

2. Кузьменкова Н.Ю. Своеобразие коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Поморского университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - С. 154-158.

3. Асадов, А.Н. Культура делового общения: учебное пособие / А.Н. Асадов, Н.Н. Покровская, О.А Косалимова. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 156 с.

4. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

5. Курочкина И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета // Современное дошкольное образование. - 2012. - №5. - С. 31-37.

6. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. Дзюба Оксана Викторовна. - М. 2010.

7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003.

8. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011.

9. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2003.

10. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

11. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С. 53-57.

LEARNING SPEECH DECAL FOR KIDS OF PRESCHOOL

OF AGE WITH GENERAL UNDER DEVELOPMENT OF SPEECH WITH USE OF

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

T.A. Altukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

A.Yu. Katrova, Graduate Student

Belgorod State National Research University

(Russia, Belgorod)

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of speech etiquette in children of preschool age with a general underdevelopment of speech. The necessity of forming etiquette in preschool age is considered. It is proved in the process of experimental activity that the use of interactive and multimedia technologies in the modern and independent activity of a teacher is one of the effective ways to increase the motivation and individualization of teaching senior preschool children with OHP speech etiquette.

Keywords: training, speech etiquette, children of preschool age, general speech underdevel-opment, multimedia technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.