Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 159.922.73
Е. А. Петрова, Д. А. Донцов, Р. В. Козьяков
Психологическая коррекция самопрезентации старших дошкольников, имеющих речевые нарушения
Петрова Елена Алексеевна - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (Москва, Россия)
Донцов Дмитрий Александрович - кандидат психологических наук,
доцент кафедры методологии психологии факультета психологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
(Москва, Россия)
Козьяков Роман Валерьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (Москва, Россия)
Одно из важных психологических приобретений дошкольного возраста - формирование «образа "Я"» (комплекса представлений о себе как о физическом и психосоциальном субъекте) и способность к представлению себя окружающим. «Образ "Я"», а также стратегии, вербальные и невербальные способы его самоподачи в ситуациях представления себя окружающим, -обозначается как самопрезентация в широком смысле слова. Целью нашей работы стало изучение особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста - воспитанников детского сада V вида для детей с нарушениями речи. В эмпирической и экспериментальной частях нашего исследования было проведено изучение особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Это было осуществлено в форме диагностики вербального и невербального (рисунок) представления самих себя детьми другим людям. Нами были выявлены основные истоки имеющихся у детей нашей выборки проблем самопрезентации, обусловленные слабой степенью опосредствования речью психосоциальных смысловых аспектов личности. Из-за несформированности речевого опосредствования лексикон, используемый старшими дошкольниками, не несет той смысловой нагрузки, которая необходима детям для эффективного самопредставления окружающим людям. В соответствии с этими данными психодиагностики, нами разработана и реализована психокоррекцион-ная программа, направленная на развитие у детей 5-6 лет, с речевыми нарушениями, знаний о самих себе, формирование у них познавательных, речевых и коммуникативных умений в ситуациях самопрезентации.
Ключевые слова: самопредставление, самопрезентация, нарушения речи, развитие речи, психологическая коррекция.
Psychological Correction of the Self-Presentation of Preschoolers with Speech Disorders Elena A. Petrova, Doctor of Psychology, Professor, Dean of the Psychology Faculty, Russian State Social University (Moscow, Russia) Dmitry A. Dontsov, PhD of Psychology, Associate Professor of Department of Psychological Methodology of Lomonosov State University (Moscow, Russia) Roman V. Kozyakov, PhD of Psychology, Associate Professor of Department of Social, General and Clinical Psychology of Faculty of Psychology of Russian State Social University (Moscow, Russia) One of the most important psychological acquisitions in preschoolers is a good sense of self (a set of ideas about oneself as a physical and psychological subject) and the ability to present themselves to those around them. "A sense of self" as well as strategies and verbal and nonverbal ways of self-introduction takes shape as self-representation in the broad sense of the word. The aim of this research is to explore the self-presentations of preschoolers. The research was conducted in a special preschool for children with speech disorders. During the empiric and experimental parts of our research, we examined the peculiarities of self-presentation in preschoolers with speech disorders. This was accomplished by diagnosing the verbal and nonverbal (drawings) self-presentation of the children to other people. The essential sources of the problems in children's self-presentation in our sample were caused by a weak level of mediation in using speech to express the psychosocial sense-bearing aspects of their personalities. Due to their undeveloped speech mediation, the vocabulary used by the preschoolers does not carry the message necessary for the children to effectively present themselves to others. According to the results of the psychological diagnostics, we developed and implemented a program for psychological corrections for children 5-6 years old with speech disorders. The program aims to develop their knowledge about themselves, their speech, and their communication and cognitive skills in situations of self-presentation. Keywords: self-presentation, speech disorders, psychological correction, speech development.
Введение
В современной научной психологической литературе имеются различные работы, посвященные тем или иным аспектам самопрезентации, на которые мы опирались в теоретическом анализе: Веракса А.Н. (2008; 2011; 2012), Веракса Н.Е. (2008; 2012), Жуков Ю.М. (2015), Петрова Е.А. (2015), Пикулева О.А. (2013) и др.
Мы выяснили, что в текущий период не существует общепринятого понимания феномена самопрезентации. Тем не менее, суммируя разные подходы, мы это понятие определяем как совокупность вербальных и невербальных способов общения (умений, навыков), с помощью которых человек представляет (презенти-рует) себя другому человеку. Согласно психосемиотическому подходу, самоподача «образа "Я"» может носить характер различной содержательной трансформации понимания своих субъектных особенностей, что имеет место как осознанно, так и не осознанно. В одних случаях осознаваемые характеристики «образа "Я"» раскрываются, в других маскируются, в третьих являются саморекламой (Петрова Е.А., 2015 и др.).
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием сферы общения. Старшие дошкольники, в рамках взаимодействия с другими людьми в условиях детского сада, и в социуме в целом, часто попадают в ситуации знакомства с новыми людьми, требующие интенсивного установления межличностного контакта. Эти ситуации требуют от ребенка умения представить себя другому. Исследования дошкольного возраста, проведенные с комплексных позиций, например, работы Веракса А.Н. (2008; 2011; 2012) и Веракса Н.Е. (2008; 2012; 2014), показывают, что эти умения связаны с представлениями о себе, со способностью ребенка к самопредставлению, самоподаче своего «образа "Я"». Однако, специализированные исследования особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, на сегодня практически отсутствуют. В то же время эта проблема оказывается остроактуальной в связи с растущей необходимостью выявления условий и факторов увеличивающейся психосоциальной депривации таких дошкольников и школьников, а также важностью нивелирования лишних сложностей в межлич-
ностных внутригрупповых отношениях детей и подростков.
Таким образом, в качестве научной и практической проблемы исследования для нас выступило развитие навыка самопрезентации старших дошкольников с речевыми нарушениями, воспитывающихся в специализированном (коррекционном) детском саду.
Методы и организация исследования
Методологические научные основания организации нашего исследования заложены в разработках по детской возрастной психологии и психологии дошкольников с нарушениями речи следующих российских исследователей: Веракса А.Н. (2008; 2011; 2012), Веракса Н.Е. (2008; 2012; 2014), Венгер А.Л. (2014), Донцов Д.А. (2016; 2017), Карпов В.Ю. (2016), Козьяков Р.В. (2015; 2016), Петрова Е.А (2015; 2016; 2017), Филичева Т.Б. (2012), Эльконин Б.Д. (1997) и др.
Наше эмпирическое исследование проводилось в подготовительной группе детского сада V вида (для детей с нарушениями речи). В исследовании приняли участие 25 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Из них: 13 девочек и 12 мальчиков. Все испытуемые являются воспитанниками детского сада V вида №29 «Дюймовочка» (Белебей, Республика Башкортостан).
Все дети выборки имеют диагнозы, констатирующие у них нарушения речевого развития. Это: общее недоразвитие речи (ОНР), причем, у некоторых старших дошкольников осложненное дизартрическим компонентом (дизартрия - нечленораздельность речи, нечеткость произношения слов; при данном отклонении страдает артикуляционный компонент речи); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) или, кратко, фоне-тико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
Главным эмпирическим методом выступил психодиагностический метод, явившийся стержнем экспериментального исследования. Для выявления возможностей самопрезентации детей с нарушениями речи мы применили проверенные многолетней психокоррекцион-ной практикой специалистов методики, хорошо отражающие уровень речевого развития: «Лесенка», «Автопортрет», «Расскажи о себе»; чтобы выяснить степень развития речи данных тетей, использовали методику «Расскажи историю».
Таким образом, психодиагностика испытуемых осуществлялась нами посредством использования следующих тестов: «Автопортрет» (Романова Е.С., Потемкина О.Ф., 1991. С. 145163.); «Расскажи историю» (Махортова Г.Х, 2004), «Расскажи о себе» (Щетинина А.М., 2000) и др.
Результаты исследования
Приводим здесь основные результаты нашего эмпирико-экспериментального исследования и предварительные выводы по ним.
1. Мы подвергли анализу выявленные результаты уровня развития речи детей исследуемой группы по методике «Расскажи историю».
Анализ результатов показал, что у детей исследуемой группы высокий уровень развития речи у 6 человек (24%). Они используют сложные предложения и конструкции. У 48% (12 человек) - средний уровень развития речи. Используются в разной степени существительные, глаголы, прилагательные в обычной форме, союзы, предлоги, местоимения. У 28% (7 человек) - уровень развития речи ниже среднего. Испытывают затруднения при выполнении предлагаемого задания, речь их бедна, ответы односложные. Таким образом, можно сказать, что большинство детей (72%) данной старшей дошкольной группы имеют, в целом, хорошее или среднее развитие речи, несмотря на диагнозы ОНР, в том числе осложненное дизартрическим компонентом, и ФФН.
Предварительные выводы. Мы объясняем это тем, что данная методика выявляет, во многом, сформированность вербального (речевого) мышления, «физически» не связанного со словопроизношением (говорением). Очевидно, что связь «речемыслия» или «мыслительной речи» со «звукоговорением», у детей с неглубокими нарушениями речи страдает мало. Это, на наш взгляд, подтверждает концепцию Л.С. Выготского о прямой взаимосвязи мышления и внутренней речи (но это параллельная тема). Также мы объясняем данное явление тем, что подготовительная детская группа - это уже четвертый год пребывания детей в коррекционном детском саду. Это в целом способствует снижению у дошкольников психологических барьеров в общении (включая самопрезентацию); но треть группы при этом все же имеет низкий уровень развития речи, что, в свою очередь, затрудняет самопрезентацию детей.
2. Анализ результатов выполнения теста-задания «Лесенка» показал, что дети исследуемой группы большей частью ставили себя на средние и самые низкие ступеньки лестницы.
У 24% детей наблюдается слишком низкая самооценка и у 28% - слишком высокая самооценка. Следовательно, большинство наших дошкольников оценивали себя не совсем адекватно. Результаты анализа позволяют констатировать - преобладает средняя самооценка (48%). Высоко оценивают себя только около трети детей группы, хотя данному возрасту характерно доминирование эгоцентрического, эмоционального компонента в структуре самооценки. К тому же выявлена определенная степень расхождения между самооценкой и оценкой педагогов - в сторону повышения последней (отметим, что норма для 5-6 лет -выше среднего).
Предварительные выводы. Эти данные свидетельствуют о некоторой неадекватности социального компонента самооценки детей нашей выборки, о чем говорят и явно выраженные трудности в объяснении многими детьми своего выбора ступени лестницы. Результаты показали, что у детей адекватная самооценка сформирована недостаточно и необходима специальная коррекционная работа в данном направлении.
3. Результаты проведения методики «Автопортрет».
В настоящей методике подвергаются анализу такие параметры, как количественный цветовой спектр автопортрета и качественное богатство цвета. Эти аспекты отображают чувственное отношение ребенка к самому себе. У 52% детей группы в «автопортрете» присутствует «разукрашенность». 44% рисунков детей сделаны в ярких и насыщенных красках, что говорит о позитивном восприятии ребенком самого себя. Объясняли эти дети созданные ими цветовые решения так: «Этот цвет (эти цвета) мне очень нравятся (я их люблю)». Чуть более чем у трети группы, у 36% респондентов, рисунок были выполнен в двух-трех неярких цветах. Ряд автопортретов и вовсе были выполнены в темных и мрачных тонах и оттенках. Во всех этих случаях выбор определенного цвета ребенком не разъяснялся, наиболее часто эти дети использовали какой-либо цвет безоценочно и бездумно.
Аспект «декора» определяет собою направленность восприятия ребенка к проявлениям своей внешности, к выраженности своих ком-
муникативных свойств. На 32% автопортретов мы видим позитивную отличность в изображении частей лица (глаза, нос, рот), имеется, явно превышающее средний объем, изображение «украшательских» деталей. 48% автопортретов детей отмечены как не дотягивающие до среднего уровня изображения (например, глаза изображены просто кружками, ресниц нет, нередко даже нет радужной оболочки и зрачков).
В плане расположения автопортрета на рисунке мы наблюдаем ощущение ребенком своего места среди других людей. 36% располагали рисунок внизу страницы, что свидетельствует о чувстве некоторой неполноценности. 32% дошкольников группы располагали свое изображение в центре листа и 32% - в верхней его части (равные доли).
На большинстве рисунков отсутствовали уши, в данном возрасте (5-6 лет) это считается нормой. Также примерно на трети рисунков изображена большая голова, что означает определенное недовольство своим умом.
Предварительные выводы. Анализ качества рисунков показал, что больше половины детей 5-6 лет с нарушениями речи имеют хорошую, средне-высокую самооценку, но в то же время, они не совсем довольны собой и стремятся выглядеть лучше.
4. Анализ результатов по методике «Расскажи о себе».
При выполнении методики «Расскажи о себе» 64% детей представляли самопрезентацию (самоописание), состоящую в среднем из 4-10 фраз. 36% от группы описали себя 1-3 фразами.
Самопрезентация детей содержала элементы физического, психического и социального «Я». Больше всего в рассказах детей содержались компоненты «Я-физического», составляющего ядро самоописания (подобного рода элементы отмечены в 100% высказываний). Это уже определенный предварительный вывод.
Также в качестве предварительного вывода отметим, что наши дети характеризовали свое «Я-физическое» в основном 3-5 короткими стереотипными фразами и путем подробного перечисления частей тела или физических умений.
В этом же качестве заметим, что «Я-психо-логическое» и «Я-социальное» отмечены лишь в 68% рассказов о себе: «я хорошая, умная, послушная; я сильный как папа, я красивая как мама».
Наряду с этим, девочки из нашей группы при самоописании в большинстве случаев (77%) называли свое имя и указывали на свои именно внешние признаки (платье, бантики, туфли, глаза, волосы). Это говорит о большей выраженности внешних компонентов самопрезентации, чем у мальчиков. Не все мальчики при вербальной самоопрезен-тации называли себя по имени (лишь 67%). При описании себя мальчики делали акцент на «чисто» физическом «Я» (большие руки, две ноги, один нос).
Следует отметить, что большая часть детей во время самоописания допускали ошибки в лексико-грамматическом построении рассказа, что обусловлено наличием речевых отклонений.
Основными способами самоописания наших дошкольников являлись: перечисление частей тела и их описание, а также описание нравственных качеств и обладание предметами. В самопрезентации дети в основном идентифицировали себя по гендерному различию (мальчик, девочка) или идентифицировали с родителями.
Во время выполнения методики дети исследуемой группы проявляли низкую речевую активность. Были затруднения в формулировании фраз, длительность латентного периода, отводимого на поиск обозначений, составляла от 7 до 43 секунд. Дети зачастую «разглядывали себя» и перечисляли увиденное. Затруднения вызывало описание лица, дети представляли его схематично, не детализируя индивидуальные особенности. Также при проведении данной методики некоторые дети отвлекались, имели рассеянное внимание.
У 36% детей преобладал эмоционально-положительный, но почти не объясняющийся ничем контекст самооценки свойств личности («я хороший»). При этом 32% дошкольников не выразили явной самооценки в объяснении своих проявлений, и 32% членов группы показали отрицательную самооценку («я плохой»; «дети со мной не дружат»).
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать еще один предваряющий вывод: дошкольники исследуемой группы испытывают трудности при вербальной самопрезентации основных компонентов самосознания - физического, психического и социального «Я».
Все вышеизложенные данные мы системно отображаем в таблице 1.
Таблица 1. Результаты психодиагностического исследования уровня самопрезентации старших дошкольников с нарушениями речи
№ п/п Пол Результаты по методикам Среднее значение уровня
«Лесенка» «Автопортрет» «Раскажи о себе»
1 Ж высокий высокий высокий высокий
2 М высокий средний средний средний
3 Ж средний низкий низкий низкий
4 Ж низкий низкий низкий низкий
5 М высокий высокий средний высокий
6 М средний средний низкий средний
7 М низкий низкий низкий низкий
8 М высокий высокий высокий высокий
9 М низкий низкий низкий низкий
10 Ж средний средний средний средний
11 М высокий средний низкий средний
12 М средний средний средний средний
13 Ж средний высокий высокий высокий
14 Ж низкий низкий средний низкий
15 М средний средний средний средний
16 М средний средний средний средний
17 М низкий низкий низкий низкий
18 Ж высокий высокий хороший высокий
19 Ж средний средний средний средний
20 М низкий низкий средний низкий
21 Ж средний средний средний средний
22 Ж низкий низкий низкий низкий
23 М средний средний средний средний
24 Ж высокий высокий низкий средний
25 Ж средний средний средний средний
Комплексные данные, представленные в таблице 1 (см. выше), позволяют наглядно продемонстрировать, что в исследуемой группе преобладает средний уровень развития самопрезентации, также значительно выражен низкий уровень самопрезентации, что не характерно для детей 5-6 лет (при условно-нормативном развитии).
Анализ результатов по методике «Лесенка» позволяет констатировать, что в исследуемой группе старших дошкольников 5-6 лет, с нарушениями речевого развития, преобладает средний (умеренный) уровень самооценки. Высоко оценивают себя только дети, составляющие приблизительно треть данного детского коллектива, хотя для возраста 5-6 лет в норме характерно доминирование эгоцентрического, эмоционального компонента в структуре самооценки; поэтому данная доля может быть выше. При этом выявлено несоответствие между самооценкой большинства изученных детей и оценкой их воспитателями - в сторону более высокой оценки взрослых; что, в свою
очередь, говорит об определенной неадекватности самооценки испытуемых. Наряду с этим, при аргументации самооценки данные дети испытывают трудности, что обусловлено нарушениями в их речевом развитии, и может быть отчасти скорректировано, по нашему мнению, не только психологическими и логопедическими, но и психосоциальными методами.
Анализ результатов проведения методики «Автопортрет» показал, что больше половины обследованных детей имеют хорошую, адекватную, позитивную самооценку, но в то же время они не совсем довольны собой и стремятся выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых и друг друга.
Методика «Расскажи о себе» выявила, что старшие дошкольники исследуемой группы коррекционного детского сада V вида испытывают явные трудности в осознании себя, относятся к себе неадекватно занижено, а в вербальной самопрезентации этим детям очень непросто доносить до окружающих содержание базовых компонентов самосознания - физического, психического и социального «Я».
По методике «Расскажи историю», анализ результатов показал, что большинство детей -18 человек (72%) данной старшей дошкольной группы имеют, в целом, хорошее или среднее развитие речи, несмотря на диагнозы ОНР и ФФН. Мы объясняем это тем, что данная методика выявляет, во многом, сформированное^ вербального мышления, «физиологически» не связанного со словопроизношением. Очевидно, что связь мыслительной речи со словоговорением у детей с неглубокими нарушениями речи страдает в последнюю очередь. Это, по нашему мнению, подтверждает положение Л.С. Выготского о непосредственной связи мышления и внутренней речи (представляющей собой, по его выражениям, «сгусток смысла» и «тугой узел речемыслия»); однако анализ этого феномена выходит за рамки нашей работы. Также мы объясняем данное явление тем, что подготовительная группа наших испытуемых -это уже четвертый год пребывания детей в кор-рекционном детском саду, что способствует снижению психологических барьеров в общении.
В целом, результаты анализа всех данных показали, что у старших дошкольников с нарушениями речевого развития отмечается недостаточно развитая для данного возраста способность к вербальной самопрезентации. На этот психосоциальный феномен влияет как недостаточная сформированность у данных детей старшего дошкольного возраста степени осоз-
нания базовых характеристик своей личности (что в норме уже должно быть в 5-6 лет хорошо сформировано), так и имеющаяся неспособность этих деток к тому, чтобы овладеть знако-во-символическими функциями речи и языка.
Совокупный анализ проведенных нами исследований графического и речевого опосредствования у дошкольников 5-6 лет с нарушениями речевого развития позволяет сделать общий генеральный вывод о несоответствии в нашей выборке сформированности представлений о своем «Я» возрастным нормам. Также мы выявили и необходимость проведения ряда коррекционных мероприятий с данной группой детей, в том числе направленных на развитие их когнитивных представлений о себе и психосоциальных умений самопрезентации.
Заключение
В начале реализации программы дети были немного стеснительны, закрыты, даже - несколько враждебны друг к другу. На 7-м - 8-м занятиях игротерапевтического этапа дети стали заметно более дружелюбны и начали лучше контролировать свое поведение. Дети стали существенно более открытыми, даже - раскрепощенными, начали лучше выражать свои эмоции, включая социальные эмоции. Дети стали больше ценить окружающих их людей, открыто и действенно обсуждать и оценивать свои поступки и поступки сверстников и делать из этого позитивные выводы. Поведение детей явно поменялось в лучшую сторону. В позитивном направлении начали развиваться и все аспекты межличностных внутригрупповых отношений детей, группа стала в целом сплоченнее. Отношения детей со всеми окружающими их взрослыми тоже улучшились, по словам всех тех взрослых, кто тем или иным образом общается с этими детьми 5-6 лет.
По окончании реализации программы в выборке произошел психосоциальный сдвиг к формированию у наших детей позитивной Я-концепции и положительно устойчивой самооценки, у них появилась развитая познавательная мотивация, включая мотивацию на будущую учебу; у старших дошкольников наблюдается явная сформированность социальных и учебных навыков в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, имеется выраженное совершенствование адекватных социальных способов поведения и, как следствие, имеет место повышение эффективности самопрезентации. ■
Литература
1. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2011. -№4. - С. 9-16.
2. Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. -№1. - С. 12-21.
3. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
4. Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - С. 37-45.
5. Донцов ДА. Наиболее значимые для обучениявначальнойшколепараметры развития личности старших дошкольников / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25-26 марта 2016 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. -Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. - С. 175-188.
6. Донцов Д.А. Основы психологического консультирования. Учебное пособие / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Л.В. Сенкевич, Е.А. Поляков, Р.К. Седых. Отв. ред. Д.А. Донцов. - СПб.: Речь, 2013. - 224 с.
7. Донцов ДА. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С.С Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2016.- С. 30-41.
8. Жуков Ю.М. Научная теория и наукоемкая практика // Организационная психология. - 2015. - Т.5. - №4. - С. 29-38.
9. Карпов В.Ю. Комплексная реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития / В.Ю. Карпов, Р.В. Ко-зьяков, Н.А. Пилосян // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области. Материалы II научной конференции. Отв. ред. Н.А. Шмелева. -2016. - С. 69-72.
10. Козьяков Р.В. Самопрезентация дошкольников с нарушением речи / Р.В. Козьяков, В.С. Сагитова // Молодые ученые. - 2016. - № 7. - С. 430.
11. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. - М.: Когито-Центр, 2004. - 79 с.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
13. Петрова ЕА. Визуальная психосемиотика общения. - М.: 2015. - 322 с.
14. Петрова ЕА Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник материалов. - 2016. - С. 822-825.
15. Петрова ЕА. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А. Петрова, Д.А. Донцов, Е.А. Поляков. -М.: АИМ, 2017. - 234 с.
16. Пикулева ОА. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса // Психология. - 2013. - Т.10. - №4. -С.158-172.
17. Романова Е.С. Графические методы по психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина - М.: Дидакт, 1991. -С. 145-163.
18. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2012. -№1. - С. 139-150.
19. Щетинина АМ. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новго-род: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
20. Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. -1997. - №3. - С. 55.
21. Kozjakov R.V. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach / R.V. Kozjakov, S.N. Fomina, A.I. Rybakova, V.V. Sizikova, E.A. Petrova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2015. - Т.6. - №1. - С. 1852-1861.
22. Petrova E.A. Modern technologies of working with families of children with disabilities / E.A. Petrova, I.I. Potashova, R.V. Kozyakov
// Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2016. - № 233. - C. 231-235.
23. Petrova E.A. Social and personal factors of stable remission for people with drug addictions / E.A. Petrova, O.O. Zavarzina, I.P Kytianova., R.V. Kozyakov // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - T.8. - №4. - C. 126-138.
Приложение
Коррекционная программа развития способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в условиях детского сада V вида
На основе предварительного исследования, изложенного в первой части настоящей статьи, нами была разработана программа коррекционно-развивающей работы по развитию умений самопрезентации у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада V вида.
Цель: развитие навыков самопрезентации детей подготовительной группы с нарушениями речи.
Задачи: 1. снижение уровня эмоционального напряжения; 2. формирование адекватного отношения в себе; 3. формирование и развитие коммуникативных навыков; 4. развитие умений самопонимания и навыков вербальной самопрезентации; 5 формирование позитивного отношения к людям.
Средства развития умений и навыков: сказкотерапия, игротерапия,театрализация.
Форма работы: групповая.
Объем программы по времени: 4 недели, по 4 занятия за каждую неделю, полностью - 14 специальных занятий длительностью 40-50 минут каждое (считая все вводные и завершающие процедуры).
Требование к помещению: просторная комната, предоставляющая возможности для свободного передвижения.
Структура занятий:
1. Приветствия. Задачи: снятие эмоционального напряжения; сплочение группы детей; создание атмосферы группового доверия и принятия детьми друг друга.
2. Разминка. Задачи: создание настроя на продуктивную групповую деятельность; активизирование деятельности детей.
3. Прочтение сказки. Задачи: развитие речи детей и их познавательной деятельности; снижение уровня агрессивности и тревожности; развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков; развитие способности преодолевать трудности и страхи; развитие вербальной и невербальной самопрезентации.
4. Основное содержание занятия. Задачи: развитие речи детей и их познавательной деятельности; формирование социальных навыков; формирование адекватной самооценки; развитие вербальной и невербальной самопрезентации.
5. Рефлексия занятия. Задачи: развитие вербальной самооценки и самопрезентации; научение умению давать оценку самому себе; стимулирование детей в желании выражать свое эмоциональное отношение к проведенному на занятии времени и совершенным действиям.
6. Завершение занятия. Задачи: сплочение группы детей; создание атмосферы группового доверия и принятия.
I. Проведение сказкотерапии в качестве этапа коррекционной программы развития способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, в условиях детского сада V вида
Сказкотерапию мы проводили в два этапа.
Первый этап строился следующим образом. Осуществлялось прочтение сказок детям на ночь родителями. Мы подобрали сказки для маленьких автора Софьи Прокофьевой и предложили прочитать их детям и родителям детей в качестве домашних заданий.
Данные сказки помогают найти лучшие методы общения с ребенком, создавая оптимальные условия для формирования личности детей, развития их коммуникативных способностей и для проведения коррекционно-раз-вивающей работы в межличностной сфере.
Нами было предложено родителям детей к прочтению с детьми 15 сказкотерапевтиче-ских сказок из серии «Маша и Ойка».
1. Сказка «Маша и Ойка» («вводная сюжетная сказка»). Цель: борьба с негативизмом, тревожностью, беспокойством, негативным самоопределением и хронической неуспешностью.
2. Сказка про грубое слово «Уходи». Цель: борьба с возбудимостью, раздражительностью, повышенной тревожностью, конфликтным поведением, агрессией и капризностью.
3. Сказка «Когда можно плакать». Цель: борьба с частой плаксивостью, повышенной тревожностью и заниженной самооценкой.
4. Сказка о первых ягодах. Цель: борьба с детским негативизмом, тревожностью, хвастовством и деспотизмом.
5. Сказка о вытянутом язычке. Цель: борьба с конфликтным поведением.
6. Сказка о невоспитанном мышонке. Цель: борьба с негативизмом, невнимательностью и отсутствием воспитания.
7. Сказка о самом большом друге. Цель: борьба со страхом и конфликтным поведением.
8. Сказка про маленький дубок. Цель: экологическое воспитание детей.
9. Сказка о ленивых ножках. Цель: борьба с ленью, капризами и отказами от самостоятельности.
10. Сказка про маму. Цель: борьба с негативизмом, капризностью и обидами.
11. Сказка про соску. Цель: борьба с негативизмом, капризностью, вредными привычками и нежеланием взрослеть.
12. Сказка про честные ушки. Цель: борьба со лживостью детей.
13. Сказка о часах с кукушкой. Цель: воспитание в детях этики взаимоотношений и развитие коммуникативных навыков.
14. Сказка про то, как серого волка испугали зайцы. Цель: борьба со страхами.
15. Сказка про башмачки. Цель: борьба с небрежным обращением с вещами.
Второй этап производился следующим образом. Нами было проведено 14 сказкотера-певтических занятий под общим наименованием: «Путешествие в волшебную страну сказок». Каждая из 14 тем соответствовала одной сказке. Авторские сказки были взяты нами на международном Интернет-сайте, называющемся «Ночь добра».
Сказки проигрывались с детьми и в конце каждого занятия проводились совместные с детьми обсуждения всего происходившего.
План занятия по каждой сказке:
1. Рассказ сказки;
2. Обсуждение сказки;
3. Проигрывание сказки, ее драматизация;
4. Коррекционные упражнения и игры по теме сказки;
5. Завершение работы со сказкой, закрепление полученных знаний и результатов, подведение итогов.
Для соединения сказок в сознании детей в общую содержательную канву нами был
выбран помощник - фея-волшебница, которая познакомила детей с жителями волшебной страны и помогла раскрыть суть каждой сказки. В качестве «феи-волшебницы» нами была привлечена наша магистрантка Сагитова Виктория Сергеевна, работающая в данном детском саду психологом, что придало занятиям необходимую социализиро-ванность и снизило тревожность у детей и их родителей.
Тематический план 14 занятий по 15 тера-певтически-развивающим сказкам (вступительная сказка «Маша и Ойка» сюжетно интегрирована во весь цикл сказок).
Занятие 1. Сказка о том, как фея исполняла желания хороших детей
Знакомство детей с феей-волшебницей. Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: умение помогать друзьям, борьба со страхом, борьба с небрежным обращением с вещами.
Занятие 2. Сказка про принцесс и лень
Первое знакомство с жителями волшебной страны. Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с ленью, капризностью, пробуждение у детей любви к
труду.
Занятие 3. Сказка о взаимопомощи в щенячьем патруле
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с детским негативизмом, развитие доброты, помощь окружающим, помощь друзьям.
Занятие 4. Сказка про Барбоскиных: о том, как Лиза стала популярной
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: преодоление детского негативизма, тревожности, хвастовства, зависти, обид; развитие любознательности.
Занятие 5. Сказка про смешариков: почему не стоит ссориться с друзьями
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: преодоление конфликтного поведения, обид, гордости; развитие дружбы и взаимопомощи.
Необходимые для этого занятия материалы: карточка с изображением феи-волшебницы, ободки с изображениями главных героев из мультфильма «Смешарики».
Занятие 6. Сказка про пиратов: приключения на острове
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с негативизмом, невнимательностью, отсутствием воспитания, предубеждение; развитие доброты и хорошего поведения.
Занятие 7. Сказка: миньоны спешат на помощь хозяину
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: побуждение к победе над страхом и к борьбе с конфликтным поведением, становление самоконтроля, формирование желания помощи близким.
Занятие 8. Сказка про машинки: как стать героем
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с предубеждением и негативизмом, побуждение никогда не забывать о других людях.
Занятие 9. Сказка про свинку: приключения Пеппы
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с ленью, капризами, отказом от самостоятельности; развитие любознательности.
Занятие 10. Сказка о добре: как волшебная палочка Мари засияла светом
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с негативизмом и жадностью; развитие внимательности, щедрости, доброты.
Занятие 11. Сказка про школу «Monster High»
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба с негативизмом, неуверенностью в себе, лживостью и страхом; развитие доброты и искренности.
Занятие 12. Сказка о Лунтике и велосипеде
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: борьба со страхами и неуверенностью в себе, развитие щедрости и доброты.
Занятие 13. Сказка про Губку Боба и о том, как важно оставаться собой
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формирова-
нию коих посвящено занятие: борьба с негативизмом, раздражительностью, зависимостью от чужого мнения; развитие доброты и оптимизма.
Занятие 14. Сказка про добро: может ли маленькая девочка изменить мир
Личностные параметры, на становление которых направлена сказка и формированию коих посвящено занятие: развитие доброты, сочувствия, желания помощи окружающим.
II. Проведение игротерапии в качестве этапа коррекционной программы развития способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, в условиях детского сада V вида
Игротерапия осуществлялась нами на основании проведенных ранее с детьми тематических занятий, содержанием которых выступили сказкотерапевтические истории.
Приводим здесь тематический план и цели 14 игротерапевтических занятий по 14 тера-певтически-развивающим сказкам.
Занятие 1. Игра «Помощники». Цели игры: развитие следующих навыков: совместная работа, снижение зажатости, двигательной рас-торможенности, негативизма, а также формирование умения исполнять инструкции.
Занятие 2. Этюд «Строитель». Цели: снятие психомышечных зажимов и развитие коммуникативных навыков.
Занятие 3. Игра «Сиамские близнецы». Цели: развитие командного духа и взаимопомощи, также развитие координации движений и силы.
Занятие 4. Игра «Найди отличия». Цели: развитие усидчивости, воображения, умения сравнивать.
Занятие 5. Игра «Два друга». Цели: научить ребенка оценивать поведение сверстников, эмоционально осознавать черты своего характера и научить воспроизводить их.
Занятие 6. Игра «Обида». Цели: снятие напряжения, тревожности и агрессии, а также развитие коммуникативных навыков и умения находить выход из конфликтной ситуации.
Занятие 7. Игра «Картонные башни». Цели: развитие внимания, взаимодействия, развитие невербальной коммуникации.
Занятие 8. Этюд «Согласованные действия». Цели: снятие напряжения и развитие коммуникативной чувствительности.
Занятие 9. Игра «Ловцы». Цели: создание благоприятного эмоционального фона в группе и повышение уверенности в себе.
Занятие 10. Игра «Котята». Цели: развитие и закрепление умения воспроизведения различных социальных эмоций.
Занятие 11. Игра «Лесные братья». Цели: развить коммуникативные и артистические способности, формировать внимание, а также способствовать общению и взаимопониманию детей.
Занятие 12. Упражнение «Расскажи свой страх». Цели: снижение тревоги, борьба со страхами.
Упражнение «Смелые ребята». Цели: снижение тревожности, становление толерантности к страхам.
Занятие 13. Игра «Расследование».
Цели: развитие внимания, памяти, комму-
никативных и аналитических способностей, наблюдательности.
Занятие 14. «Я могу». Цели: укрепление у детей уверенности в своих силах, упражнение умений самообладания, повышение самооценки.
Игра «Что мне в себе нравится и что не нравится». Цели: развитие у ребят умения адекватно оценивать себя и окружающих, умения тактично высказывать свое мнение о другом человеке, даже если он не очень симпатичен; развитие аналитических способностей, уверенности в себе.
Статья поступила в редакцию 7.06.2017 г.
Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool
Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:
https://www.facebook.com/sdojournal
You 1РШ
Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool
Следите за новостями от журнала «СДО» в Instagram: https://www.instagram. com/sdo_preschool/