Научная статья на тему 'Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушениями речи'

Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2698
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ / ПРЕСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДНОМ МИРЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / IDEAS ABOUT THE WORLD / IDEAS ABOUT OF THE WORLD OF NATURE / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / DIAGNOSTIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саенко Наталья Ивановна, Сафронова Елена Михайловна

В статье рассматривается сущность, структура понятий «представление», «представление об окружающем мире». Автор даёт характеристику развития детей с нарушениями речи и предполагает, что представления об окружающем мире у данных детей будут отличаться от нормально развивающихся детей. В связи с этим, принимает решение о проведении диагностического исследования по изучению представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи. В рамках исследования оказывалось влияние на развитие только одного из компонентов представлений об окружающем мире, а именно представлений о мире природы. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 Советского района г. Волгограда». В исследовании приняли участие дети старшей группы с нарушениями речи в количестве 12 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саенко Наталья Ивановна, Сафронова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diagnostic study of the level of development the ideas about the world in older preschoolers with speech disorders

The article deals with the essence, structure of the concept "ideas about the world". The author characterizes the development of children with speech disorders and suggests that the views of the world in these children will be different from normally developing children. As a result, the authors carry out the diagnostic research to study the level of the development the ideas about the world in preschool children with speech disorders. The research influenced the development of only one of the components of ideas about the world, the ideas about the world of nature. The experimental research was carried out on the basis of Municipal preschool educational institution "Kindergarten № 160 of the Soviet district of Volgograd". The research involved 12 children of the older group with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушениями речи»

УДК 376.112.4

Наталья Ивановна Саенко

г. Волгоград Елена Михайловна Сафронова

г. Волгоград

Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушениями речи

В статье рассматривается сущность, структура понятий «представление», «представление об окружающем мире». Автор даёт характеристику развития детей с нарушениями речи и предполагает, что представления об окружающем мире у данных детей будут отличаться от нормально развивающихся детей. В связи с этим, принимает решение о проведении диагностического исследования по изучению представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи. В рамках исследования оказывалось влияние на развитие только одного из компонентов представлений об окружающем мире, а именно представлений о мире природы. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 Советского района г. Волгограда». В исследовании приняли участие дети старшей группы с нарушениями речи в количестве 12 человек.

Ключевые слова: представление, представление об окружающем мире, преставление о природном мире, дети с нарушениями речи, диагностическое исследование.

Natal'ya Ivanovna Saenko Volgograd Elena Mikhailovna Safronova

Volgograd

The diagnostic study of the level of development the ideas about the world in older preschoolers with speech disorders

The article deals with the essence, structure of the concept "ideas about the world". The author characterizes the development of children with speech disorders and suggests that the views of the world in these children will be different from normally developing children. As a result, the authors carry out the diagnostic research to study the level of the development the ideas about the world in preschool children with speech disorders. The research influenced the development of only one of the components of ideas about the world, the ideas about the world of nature. The experimental research was carried out on the basis of Municipal preschool educational institution "Kindergarten № 160 of the Soviet district of Volgograd". The research involved 12 children of the older group with speech disorders.

Keywords: ideas about the world, ideas about of the world of nature, children with speech disorders, diagnostic research.

Философы, психологи, педагоги, физиологи и специалисты из других областей научного знания занимались изучением понятия «представление». Этот термин может быть использован в обиходном и научном значениях. В первом случае представление понимается как неполное, приблизительное, предварительное знание [9]. В научном смысле представление также определяется как «понимание, знание чего-либо» [10]. По мнению психологов, представление - это психические образования, которые отражают сенсорные образы в человеческом разуме, «это чувственный образ объектов и явлений реальности, которые ранее влияли на чувства» [9]. Также в психологической литературе отмечается, что представления менее яркие и не такие выраженные, как восприятие. То есть, можно говорить о том, что только у отдельных людей представления бывают очень яркими. [8].

Таким образом, основываясь на определениях философов, психологов и педагогов, предлагаем следующее в качестве рабочего определения категории «репрезентация»: представления - это чувственно-визуальный, обобщенный образ объектов и явлений, который сохраняется и воспроизводится в сознании без прямого влияния объектов на органы чувств, который является переходной стадией в индивидуальном познании и результатом умственных манипуляций с различными сенсорными образами.

Недостаточное количество научных работ посвящено представлениям об окружающем мире. Особое значение придается развитию представлений об окружающем мире дошкольников, поскольку дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка, который закладывает основу для психического и нравственного развития человека. Е.Ф. Козина определяет представления о мире, как воспитание в сознании реалистических знаний о мире, построенных на чувственном опыте [4]. Т.И. Бабаева и В.И. Логинова считают, что представления об окружающем мире являются отражением образа окружающего человека мира, то есть природы, людей, объектов [1]. Таким образом, на основе анализа исследований представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста будут пониматься как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей среды ребенка, природной и социальной реальности, основанных на восприятии и воображении, запечатленных в сознании, подвергшихся осмыслению.

М.А. Васильева, В.В. Гербова и Т.С. Комаров в программе «От рождения до школы» в разделе «Познавательное развитие» [6] предложили содержание представлений об окружающем мире в виде трех компонентов: «Представления о предметном окружении», «Представления о мире природы» и «Представления о социальном мире». Первый компонент характеризуется наличием представления о предмете как таковом; восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Второй компонент («представления о социальном мире») включает в себя представления о жизни человека; о людях и их профессиях, значении их работы; восприятие детьми различных видов спорта; о семейном мире; об улице как части города, о правилах поведения на улице; представлениях о столице, символике России. Третий компонент («представления о мире природы») рассматривается через наличие представлений об окружающем мире, как предметы (объекты) неживой природы (песок, камни, солнце); явления живой природы: животные; человек.

Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для социализации: их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка. Развитие представлений об окружающем мире также является необходимым элементом формирования личности ребенка. Не исключением являются и дети с нарушениями речи. Эти дети характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, но с сохранным слухом и интеллектом. Дети с патологией речи имеют небольшой словарный запас, что ограничивает общение с окружающими. Эти дети понимают речь, адресованную им, но не могут устно ответить на обращение. В коллективе ситуация детей с нарушениями речи сложна, они не могут полноценно участвовать в совместных играх с другими детьми и активно общаться. Речевые расстройства выражаются в том, что звуковые, лексические, грамматические аспекты речи оказываются неполноценными. В связи с этим в умственном развитии детей с таким расстройством наблюдается ограниченное мышление, трудности в обучении чтению и письму. Эти особенности усложняют процесс обучения, несмотря на то, что у этих детей есть

первичное сохранение интеллектуального развития. В психоэмоциональной сфере у детей с нарушениями речи наблюдаются скрытность, негативизм, сильные эмоциональные срывы или апатия, застенчивость, неустойчивость внимания. Степень выраженности этих эмоциональных расстройств низкая, если родители не фиксируют у ребенка дефект речи, поддерживают его, не инфантилизируют, методично обучают речи [2,3,5]. Психофизическое развитие детей с нарушениями речи отличается от развития нормально развивающихся детей. В связи с этим, было принято решение о проведении диагностического исследования по изучению представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи.

В рамках нашего исследования нами оказывалось влияние на развитие только одного из компонентов представлений об окружающем мире, а именно представлений о мире природы. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 Советского района г. Волгограда». В исследовании приняли участие дети старшей группы с нарушениями речи в количестве 12 человек. Для изучения уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушениями речи был использован диагностический материал «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой [7].

В ходе эксперимента были применены следующие методики:

1. Методика №1 «Животные», направленная на определение степени развития представлений об особенностях животных, птиц и насекомых.

2. Методика №2 «Растения», направленная на определение степени развития представлений об характерных особенностях растительного мира.

3. Методика №3 «Неживая природа», направленная на определение степени развития представлений об характерных признаках неживой природы.

4. Методика №4 «Времена года», направленная на определение степени развития у детей представлений о временах года.

Количество выбранных нами методик достаточно, каждая из них соответствует одному из четырёх показателей развития представлений о природном мире.

Выполнение заданий оценивалось по Зх-бальной системе (автор О.А. Соломенникова):

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание;

2 балла - задание выполняется с помощью в виде уточнения, наводящих вопросов;

1 балл - задание не выполняется.

На основе теоретического анализа литературы (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) нами составлены характеристики трёх уровней развития представлений о природном мире у старших дошкольников:

Высокий уровень (12-9 баллов). Этот уровень включает детей, которые знают представителей животного, растительного мира. Могут дифференцировать и классифицировать представителей этих миров. Знают предметы неживой природы и называют их, а также качественными характеристиками этих предметов. Перечисляют в определенной последовательности времена года.

Средний уровень (8-5 баллов). Это дети, которые знают представителей животной флоры, но не могут разделить их по видам без участия взрослого. Объекты неживой природы также вызывают трудности. Перечисляют времена года по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого.

Низкий уровень (4 балла) включает детей, которые допускают ошибки в названиях представителей животного мира; не классифицируют растения по видам: деревья, кустарники и цветы; также не называют характерные черты; не знают объектов неживой природы; Неправильно называют времена года.

Диагностическое обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, в ходе бесед с использованием иллюстраций с изображением рассматриваемых предметов или явлений. Содержание каждого диагностического метода было направлено на выявление разнообразных представлений о животных, растительном мире, неживой природе и временах года. В то же время цикл методов позволил точно определить полноту и объем представлений, сформированных у дошкольника.

В методике № 1, которая называлась «Животные» ребенку было предложено взять первую карту, на которой было три фотографии: хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран. Необходимо было выбрать животных и разместить их на карте относительно размещения. Затем ребенок должен был взять вторую карточку, на которой изображены небо, земля и ветви деревьев. Из всех оставшихся изображений нужно было выбрать птиц и разместить их на карте самостоятельно. После ребенок брал третью карточку, на которой были изображены небо и луг. Из оставшихся изображений на этой карте должны быть размещены только насекомые. Одновременно задавались вопросы: как называется животное (птица, насекомое)? Вы можете рассказать об этом животном (птице, насекомом)? Ваше отношение к ним?

Проведя представленную методику, были определены уровни развития представлений о представителях животного мира у дошкольников с нарушениями речи.

Юлия К., Кирилл С., Саша С., Арсений Ч. были отнесены к низкому уровню. Дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам: животным, птицам и насекомым. Не всегда аргументировал свой выбор. Не всегда соотносили представители животного мира с местом обитания. Детям было сложно называть характерные черты, так же было тяжело отвечать на поставленные вопросы. Не проявили интереса и не выразили свое отношение к животным (птицам и насекомым). Саша С. не общался, боялся отвечать на поставленные вопросы. Для налаживания отношений использовали мягкую игрушку, затем ребенок отвечал на поставленные ею вопросы.

Фуад А., Настя В., Кирилл В., Лера Г., Юсуп К., Варя Ш. были отнесены к среднему уровню. Дошкольники допускали незначительные ошибки в распределении представителей животного мира по видам (звери, птицы, насекомые). Не всегда аргументировали свой выбор ответа. В основном представители животного мира были связаны с местом обитания. Дети знали характерные признаки животных, но допускали неточности в ответах. На задаваемые вопросы отвечали последовательно, но иногда ответы были очень краткими. Проявляли интерес и эмоционально выражал свое отношение к животным (птицам и насекомым).

Высокий уровень развития представлений о животном мире обнаружен у Вани Т. и Дарины З. Дети без особого труда распределяли представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания. Знали их характерные признаки. Без особого труда связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы. Проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным (птицам и насекомым).

В методике №2 «Растения» ребенку были предложены карточки с изображением растений разных видов. Необходимо было правильно классифицировать растения: деревья, кустарники, цветы, а также ягоды и грибы. После этого ребенку нужно было ответить на следующие вопросы: Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Расскажи, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Покажите мне, как это сделать правильно (на примере одного растения).

Арсений Ч., Варя Ш., Саша С., Кирилл С., Юлия К., Лера Г. были отнесены к низкому уровню. Детям было сложно назвать растения: деревья, кусты и цветы. Не всегда удавалось выявить группы предлагаемых растений. Не могли спорить о своем выборе (деревья, кустарники, цветы; хвойные и лиственные деревья, полевые и садовые цветы). Практические навыки и умения ухаживать за комнатными растениями не сформированы. Сложно было рассказать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. В процессе практической деятельности постоянно обращались за помощью к взрослому. Не заинтересованы и не выражали свое отношение к растениям.

Дарина З., Фуад А., Настя В., Кирилл В., Ваня Т., Юсуп К. были отнесены к среднему уровню. Дети допускали незначительные ошибки в названиях растений. В основном, группы предлагаемых растений правильно различали. Без помощи взрослого называли условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Дети рассказали, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические навыки по уходу за комнатными растениями недостаточно развиты. Проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к комнатным растениям. Детей с высоким уровнем развития представлений о растительном мире не было выявлено.

В методике № 3 «Неживая природа» детям предлагались три пластиковые банки. Каждый ребёнок должен был самостоятельно определить и назвать содержимое банок, а после назвать свойства (характеристики) содержимого.

Результаты этой методики показали, что Арсений Ч., Варя Ш., Саша С., Кирилл С., Юля К., Лера Г., Настя В., Юсуп К., Кирилл В. были отнесены к низкому уровню. Дети допускали существенные ошибки при определении содержимого банок, а также неправильно называли качественные характеристики предметов неживой природы. Арсений Ч. испытывал трудности в определении характерных особенностей песка, поскольку ребенок считал, что песок является объектом живой природы. Выполнив дополнительное задание, мальчик понял, что он не прав.

Следующие дети дошкольного возраста были отнесены к среднему уровню развития представлений о неживой природе: Фуад А., Ваня Т., Дарина З. Дети определяли содержимое банок, но не могли назвать качественные характеристики. При наводящих вопросах взрослого приводили примеры о том, для чего люди могут использовать песок, камни, воду. Детей с высоким уровнем развития представлений о неживой природе не было выявлено.

В методике № 4, под названием «Времена года». Ребенку нужно было нарисовать любимое время года. После чего были заданы следующие вопросы: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года?

Проведя представленную методику, были определены уровни развития представлений о временах года у дошкольников с нарушениями речи.

Юлия К., Кирилл С., Саша С., Арсений Ч. были отнесены к низкому уровню. Дети не всегда правильно называют времена года. Им было сложно назвать их в правильной последовательности. Не знали характерных признаков времен года. Отвечая на вопрос: «Какой сезон вам нравится больше и почему?» Они назвали только сезон.

Дети Фуад А., Настя В., Кирилл В., Лера Г., Юсуп К., Варя Ш. были отнесены к среднему уровню развития представлений о временах года. Дошкольники называли времена года, однако перечислить их в нужной последовательности не могли. С помощью подсказок взрослого называли характерные признаки каждого времени года. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечали односложно, это связано со скудным словарным запасом. Кирилл В. дольше всех рисовал свой рисунок, так как у ребёнка нарушена мелкая моторика, в последующем с ним всегда проводились мальчиковые гимнастики с использованием мячика Су-Джок.

К высокому уровню развития представлений о временах года были отнесены Ваня Т. и Дарина З. Правильно названные времена года. Перечислил их в определенной последовательности. Знали характерные черты каждого сезона. Проявляли креативность и фантазию, отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?». По памяти воспроизводили сезонные особенности определенного сезона. Комментировали свои рисунки. Выражали эстетическое отношение к природе.

На основании обобщения данных проведенных диагностических методов определили уровень развития представлений о мире природы у старших дошкольников с нарушениями речи: у 8% детей сложились представления о мире природы, то есть у них высокий уровень развития; 44% детей дошкольного возраста имеют средний уровень развития представлений о мире природы, а 48% детей имеют низкий уровень. Следовательно, анализ результатов исследования позволяет констатировать факт недостаточного уровня развития представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 528 с.

2. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова. -Екатеринбург, 2008. - 316 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-5.shtml. - 21.09.2018.

3. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 2009. - 320 с. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/291097/. - 21.09.2018.

4. Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина. - М. : Прометей, 2011. - 488 а

5. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс] / Т.В. Пятница. - Минск : Аверсэв, 2006. -Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0275/4-0275-1.shtml. - 10.01.2019.

6. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. прогр. дошк. образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

7. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 96 с.

8. Представление [Электронный ресурс] : психол. слов. / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М., 1997. - 279 а - Режим доступа: https://vslovare.info/slovo/psihologicheskiij-slovar/predstavlenie. -14.09.2018.

9. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. В 2 т. Т. 2 (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/16728/. - 09.09.2018.

10. Словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. А.П. Евгеньевой. - М. : Русский язык, 1984. - Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240. - 13.09.2018.

REFERENCES

1. Babaeva T.I., et al. Detstvo. Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Childhood. Approximate fundamental general education program for preschool education]. Saint-Petersburg: Detstvo-press, 2011. 528 p.

2. Zhukova N.S. Otkloneniya v razvitii detskoj rechi [Elektronnyj resurs] [Disorders in children's speech development]. Ekaterinburg, 2008. 316 p. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-5.shtml (Accessed 21.09.2018).

3. Zhukova N.S., Mastyukova E.M., Filicheva T.B. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov [Elektronnyj resurs] [Overcoming general underdevelopment of speech in preschoolers]. Moscow, 2009. 320 p. URL: https://www.twirpx.com/file/291097/ (Accessed 21.09.2018).

4. Kozina E.F. Metodika oznakomleniya s okruzhayushchim mirom v predshkol'nom vozraste: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Methods of getting the knowledge about the world at preschool age]. Moscow: Prometej, 2011. 488 p.

5. Logopediya v tablicah i skhemah [Elektronnyj resurs] [Speech therapy in tables and schemes]. Minsk: Aversev, 2006. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0275/4-0275-1.shtml (Accessed 10.01.2019).

6. Veraksy N.E. (eds.) Ot rozhdeniya do shkoly: primer. obshcheobrazovat. progr. doshk. obrazovaniya [From birth to school]. Moscow: MOZAIKA SINTEZ, 2015. 368 p.

7. Komarovoj T.S. (eds.) Pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej pered postupleniem v shkolu: posobie dlya pedagogov doshk. uchrezhdenij [Pedagogical diagnosis of the children development before school]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2011. 96 p.

8. Zinchenko V.P. (eds.) Predstavlenie: psihol. slov. [Elektronnyj resurs] [Presentation]. Moscow, 1997. 279 p. URL: https://vslovare.info/slovo/psihologicheskiij-slovar/predstavlenie (Accessed 14.09.2018).

9. Davydov V.V. (ed.) Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs] [Russian pedagogical encyclopedia: in vol. 2. Vol. 2 (M-Ya)]. Moscow, 1993. URL: https://www.twirpx.com/file/16728/ (Accessed 09.09.2018).

10. Evgen'evoj A.P. (ed.) Slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs] [Russian language dictionary]. Moscow: Russkij yazyk, 1984. URL: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240 (Accesed 13.09.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.И. Саенко, студентка факультета социальной и коррекционной педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8719-6592.

Е.М. Сафронова, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.I. Saenko, Undergraduate Student of the School of Social and Correctional Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000001-8719-6592.

E.M. Safronova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.