Научная статья на тему 'Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения посредством графического приложения «Игровизор»'

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения посредством графического приложения «Игровизор» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «ИГРОВИЗОР» / SOCIAL AND EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONS / LIMITED HEALTH / VISUAL DISABILITIES / PRESCHOOLER / GRAPHICAL APPLICATION «THE IGROVIZOR»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуканова Жадра Маханбетовна, Малкова Татьяна Петровна

В статье представлен теоретический анализ изучения особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения и определение путей оптимизации психолого-педагогической коррекции данной сферы посредством графического приложения «Игровизор». Исследуются вопросы использования игровых технологий В.В. Воскобовича, в частности графического приложения «Игровизор», в развитии социально-эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведено исследование уровня развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения. В статье описаны особенности протекания процесса коррекции социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством графического приложения «Игровизор». Автором даются конкретные рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей более успешному развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения. Обсуждается вопрос взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуканова Жадра Маханбетовна, Малкова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities through the graphical application «the Igrovizor»

The article presents the theoretical analysis of the research of the characteristics of the development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities and the identification the ways to optimize the psychological and pedagogical correction of this sphere through the graphic game Igravizor. The problems of using gaming technologies by V.V. Voskobovich, in particular «the Igrovizor» graphic application, in the development of the social emotional sphere of children with disabilities. The study of the level of development of the socio-emotional sphere of senior preschool children with visual disabilities was carried out. The article describes the peculiarities of the process of correction of the social emotional sphere of senior preschool children with visual disabilities through the graphical application «the Igrovizor». The author gives specific recommendations on the organization of the developing object-spatial environment, contributing to the more successful development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities. The question of the interaction of preschool educational institutions and families in the context of this problem is discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения посредством графического приложения «Игровизор»»

УДК 376

Жадра Маханбетовна Шуканова

г. Волгоград Татьяна Петровна Малкова

г. Волгоград

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения посредством графического приложения

«Игровизор»

В статье представлен теоретический анализ изучения особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения и определение путей оптимизации психолого-педагогической коррекции данной сферы посредством графического приложения «Игровизор». Исследуются вопросы использования игровых технологий В.В. Воскобовича, в частности графического приложения «Игровизор», в развитии социально-эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведено исследование уровня развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения. В статье описаны особенности протекания процесса коррекции социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством графического приложения «Игровизор». Автором даются конкретные рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей более успешному развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения. Обсуждается вопрос взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте данной проблемы.

Ключевые слова: социально-эмоциональная сфера, эмоции, ограниченные возможности здоровья, нарушение зрения, дошкольник, графическое приложение «Игровизор».

Zhadra Mahanbetovna Shukanova

Volgograd Tatiana Petrovna Malkova

Volgograd

The development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities through the graphical application «the Igrovizor»

The article presents the theoretical analysis of the research of the characteristics of the development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities and the identification the ways to optimize the psychological and pedagogical correction of this sphere through the graphic game Igravizor. The problems of using gaming technologies by V.V. Voskobovich, in particular «the Igrovizor» graphic application, in the development of the social emotional sphere of children with disabilities. The study of the level of development of the socio-emotional sphere of senior preschool children with visual disabilities was carried out. The article describes the peculiarities of the process of correction of the social emotional sphere of senior preschool children with visual disabilities through the graphical application «the Igrovizor». The author gives specific recommendations on the organization of the developing object-spatial environment, contributing to the more successful development of the social emotional sphere of preschool children with visual disabilities. The question of the interaction of preschool educational institutions and families in the context of this problem is discussed.

Keywords: social and emotional sphere, emotions, limited health, visual disabilities, preschooler, graphical application «the Igrovizor».

Становление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы сложившихся отношений, от общения с другими людьми. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с нарушением зрения. Содержание эмоциональной жизни определяется объективными жизненными отношениями, в которых ребенок находится с окружающими. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний, умений и способов овладения содержанием, но и развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве [3]. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» [4]. Проблема эмоций являлась предметом интереса представителей различных психологических направлений (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Л.Я. Гозман, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.) [5]. По мнению Л.С. Выготского, эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка [2].

Проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.

В работах Л.С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме [1].

Как показала в своих работах Н.Г. Морозова, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально-познавательную направленность. Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением зрения, по наблюдениям Е.С. Слепович, проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании чужих и собственных эмоций.

Социально-эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения, отечественные психологи и педагоги рассматривали в контексте коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослым, со сверстниками. Однако использование игровых технологий для развития социально-эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения, не подлежало изучению с точки зрения научно экспериментальных исследований [2,6,7]. В связи с этим, проблема развития социально-эмоциональной сферы у детей данной категории является достаточно актуальной и требует более подробного изучения в данном направлении.

Целью исследования являлось изучение особенностей развития социально-эмоциональной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, определение путей оптимизации данного процесса.

Для достижения цели исследования стало необходимым решение следующих задач:

- анализ психолого-педагогической литературы, направленной на изучение развития социально-эмоциональной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения;

- изучение особенности развития социально-эмоциональной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения;

- определение уровень развития социально-эмоциональной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения;

- разработка и апробирование серию коррекционно-развивающих игр, заданий и упражнений, направленную на более успешное развитие социально-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

эмоциональной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения с использованием графического приложения «Игровизор».

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 283 Краснооктябрьского района Волгограда» в течение полугода. В исследовании принимали участие десять детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

В констатирующем эксперименте за основу были взяты три методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, направленные на: умение распознавать и правильно называть эмоцию относительно сюжетной картинки; распознавать эмоцию на пиктограмме, соотносить пиктограммы к соответствующей эмоции, изображенной на сюжетной картинке; распознавать и считывать эмоцию с лица других детей, воспроизводить эмоцию мимикой, жестами, пантомимикой. Данные методики были адаптированы для детей с нарушением зрения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с функциональными нарушениями зрения имеют низкий и средний уровень развития социально-эмоциональной сферы. Больше половины группы не умели определять и правильно называть эмоцию печали, удивления относительно сюжетной картинки, плохо распознавали эмоции страха, грусти; половина детей группы не умели определять и называть пиктограммы, недостаточное знание детьми эмоций привело к значительным трудностям в соотнесении пиктограмм к соответствующей сюжетной картинке. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента определили необходимость проведения с детьми коррекционно-развивающей работы, направленной на более успешное развитие социально-эмоциональной сферы.

Далее был проведен формирующий эксперимент, для которого была разработана серия коррекционно-развивающих игр, заданий и упражнений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича и графического приложения «Игровизор». В общей сложности было проведено 30 занятий, объединённых в один игровой сюжет «Путешествие в сказочную страну». Каждое занятие включало в себя от 5 до 7 различных заданий, игр и упражнений, направленных на более успешное развитие социально-эмоциональной сферы. С детьми занимались в свободное от режимных моментов время, как в подгрупповой форме, так и в индивидуальной. Все занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Кроме этого, были разработаны рекомендации для всех узких специалистов данного учреждения, которые занимались с этими детьми. Этим специалистам предлагалось включать отдельные задания как часть своего занятия. Также к данному «Путешествию в сказочную страну» подключились с большим желанием родители, которые разыгрывали дома игровые ситуации с главными героями данного сюжета, инсценировали персонажей и их эмоции, создавали образы главных героев из подручных средств (цветной бумаги, круп, макарон и т.д.). Всё это положительно сказалось на эмоциональном фоне детей и их заинтересованности в свободных играх.

Использование графического приложения «Игровизор» предполагало эмоциональный настрой ребенка на выполнение задания, дети ждали этого с нетерпением. Если на первом занятии дети только обучались как пользоваться им, то на следующих занятиях они повторяли и порой даже без подсказок, потому что эмоция пересиливала всё и им было легче усваивать материал. Графическое приложение «Игровизор» способствовало развитию и мелкой моторики рук, точности движений, и развитию интеллектуальной культуры и умению учиться, то есть принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, оценивал результат и легко исправлял сам, порой, имеющуюся у него, ошибку.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что использование специально разработанной серии коррекционно-развивающих игр, заданий и упражнений, направленных на более успешное развитие социально-эмоциональной сферы с использованием графического приложения «Игровизор», позволило достигнуть положительных результатов в повышении уровня сформированности данного процесса у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения. Снизилось количество детей, показавших низкий уровень развития социально-эмоциональной сферы, и увеличилось количество детей с высоким уровнем.

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что разработанная и внедрённая в коррекционно-педагогический процесс серия коррекционно-развивающих занятий с использованием графического приложения «Игровизор» будет способствовать более успешному развитию социально-эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями зрения. К тому же, реализованная в условиях коррекционно-педагогического процесса серия коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений может быть использована не только в работе с детьми с функциональными нарушениями зрения, но и с другими категориями детей с нарушениями в развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ: Астрель : Люкс, 2005. - 671 с. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2433719/. - 21.09.2018.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml. - 15.10.2018.

3. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника: эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец. - М., 1985. - 120 с.

4. Изард, К. Психология эмоций [Электронный ресурс] / К. Изард. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с. -Режим доступа: http://www.libex.ru/detail/book169046.html. - 21.04.2019.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования [Электронный ресурс] / под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович ; Науч.-исслед. ин-т дошк. воспитания акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/180651/. -21.04.2019.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с. - (Мастера психологии). - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml. - 22.04.2019.

7. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. - М. : Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

REFERENCES

1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Elektronnyj resurs] [Pedagogical psychology]. Moscow: AST: Astrel': Lyuks, 2005. 671 p. URL: https://www.twirpx.com/file/2433719/ (Accesed 21.09.2018).

2. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii [Elektronnyj resurs] [Defectology Fundamentals]. Saint-Petersburg: Lan', 2003. 656 p. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml (Accessed 15.10.2018).

3. Zaporozhec A.V. Vospitanie emocij i chuvstv u doshkol'nika: emocional'noe razvitie doshkol'nika [The education of emotions and feelings in a preschooler: the emotional development of a preschooler]. Moscow, 1985. 120 p.

4. Izard K. Psihologiya emocij [Elektronnyj resurs] [Psychology of emotions]. Saint-Petersburg: Piter, 2007. 464 p. URL: http://www.libex.ru/detail/book169046.html (Accessed 21.04.2019).

5. Zaporozhca A.V. (eds.) Razvitie social'nyh emocij u detej doshkol'nogo vozrasta: psihologicheskie issledovaniya [Elektronnyj resurs] [The Development of social emotions in preschool children: psychological studies]. Moscow: Pedagogika, 1986. URL: https://www.twirpx.com/file/180651/ (Accessed 21.04.2019).

6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Elektronnyj resurs] [Fundamentals of General Psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2000. 712 p. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-1.shtml (Accessed 22.04.2019).

7. Solnceva L.I. Tiflopsihologiya detstva [Childhood tiflopsychology]. Moscow: Poligraf servis, 2000. 250 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ж.М. Шуканова, студентка 4 курса, направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиля «Специальная психология», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2572-0464.

Т.П. Малкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики психологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Zh.M. Shukanova, 4th year Student, directions 44.03.03 "Special (defectological) Education", profile "Special Psychology", Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2572-0464.

T.P. Malkova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 159.923

Татьяна Евгеньевна Яценко

г. Барановичи, Беларусь

Взаимосвязь виктимной деформации личности и склонности к виктимному поведению в подростковом и юношеском возрастах1

В статье актуализирована проблема виктимного поведения учащейся молодежи. Приведены дефиниции понятий «виктимность», «виктимное поведение». Обозначены негативные социально-психологические последствия виктимности и виктимного поведения личности. Раскрыта сущность виктимной деформации личности. Приведены результаты эмпирического исследования склонности учащейся молодежи к агрессивному, зависимому, некритичному, самоповреждающему и гиперсоциальному виктимному поведению при наличии аутовиктимной, виктимной и гипервиктимной деформации личности. Выделены различия и сходство в предрасположенности к видам виктимного поведения лиц подросткового и раннего юношеского возраста, имеющих виктимную деформацию личности.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, виктимная деформация личности, подростковый возраст, ранний юношеский возраст.

Tatsiana Evgenevna Yatsenka

Baranovichi, Belarus

The relationship of personality victim deformation and penchant for victim

behavior in adolescence

The article actualizes the problem of victim behavior of students. The definitions of the concepts of "victimization", "victim behavior" are given. The negative social and psychological consequences of victimization and victim behavior of a person are indicated. The essence of personality victim deformation is uncovered. The results of an empirical study of the inclination of young students to aggressive, dependent, uncritical, self-damaging and hypersocial victim behavior in the presence of autovictimic, victimic, and hypervictim personality deformation are presented. The differences and similarities in susceptibility to the types of victim behavior of adolescents with victim personality deformation are highlighted.

Keywords: victimization, victim behavior, victim deformation of personality, adolescence, early adolescence.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках международного проекта БРФФИ-РФФИ «Психологическое сопровождение виктимной личности в подростковом и юношеском возрасте: система психологической диагностики и коррекции» (БРФФИ: № Г18Р-298; РФФИ: проект № 18-51300010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.