УДК 159.942:616.8-085.851:159.922.736.3
ББК Ю941.3-52+Ю993 ГСНТИ 15.31.31; 14.23.05; 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Блинова Юлия Лорэнсовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого, Казанский федеральный университет; 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2 (уч. зд. № 33), ауд. 259; e-mail: [email protected].
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоциональная сфера; дети с особенностями психосоциального развития; дошкольное образование; мультимодальные арт-технологии; федеральные государственные образовательные стандарты; здоровьесберегающие технологии.
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена проблеме эмоционального развития современных детей в дошкольном возрасте. Представлены подробные статистические данные, касающиеся здоровья и особенностей психосоциального развития дошкольников, анализируются общие особенности эмоциональной сферы детей с различными эмоциональными нарушениями, и обосновывается необходимость их коррекции. Автор акцентирует внимание на том, что неадекватные формы негативных эмоциональных поведенческих реакций и сложившиеся в дошкольном возрасте неконструктивные стратегии взаимодействия со взрослыми и сверстниками не исчезают по мере взросления, а трансформируются и усиливаются. В основной части описываются направления развития эмоционального интеллекта и начальной коммуникативной компетентности дошкольников средствами муль-тимодальных арт-технологий. Мультимодальные арт-технологии ориентированы на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья и включают в себя визуальные, музыкальные, дра-матико- и танцевально-двигательные и нарративные арт-технологии. В заключительной части раскрывается специфика воздействия различных видов мультимодальных арт-технологий на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Blinova Yuliya Lorensovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Music and Choreography, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
DEVELOPMENT AND CORRECTION OF EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MULTIMODAL ART TECHNOLOGY
KEYWORDS: emotional sphere; children with peculiar psycho-social development; preschool education; multimodal art technologies; federal state educational standards; health-preserving technologies.
ABSTRACT. This article is devoted to the emotional development of preschool children. The article provides detailed statistical data on health and peculiarities of psycho-social development of preschool children, analyzes general features of the emotional sphere of children with various emotional disorders and substantiates the necessity of their correction. The author emphasizes that inadequate forms of negative emotional response and negative strategies of interaction with adults and peers formed in the preschool age do not disappear with age, but get transformed and aggravated. The article describes the directions of development of emotional intelligence and initial communicative competence of preschool children by means of multimodal art technologies. Multimodal art technologies focus on the internal health potential inherent in each child and include visual, music, drama and dance motor and narrative art technologies. In conclusion, the author reveals the specificity of impact of different types of multimodal art technologies on the emotional sphere of preschool children.
В последние годы проблема позитивной социализации детей в условиях новой - информационной - цивилизации приобретает особую значимость. Количество новой информации, качество и скорость приобретаемого дошкольником жизненного опыта часто не соответствуют возможностям его психики адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. В этих условиях изменяется социальный запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы оптимизации его содержания и организации. Одним из важнейших условий эффективности этого процесса является разработка новых подходов к реализации дошкольного образования, сочетающих в себе традиционные и
инновационные технологии, реализующих авторские оригинальные методики и в то же время соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Внедрение в рамках ФГОС ДО инклюзивной модели образования предполагает усиление внимания к статистическим исследованиям в области здоровья детей. В рамках медицинского форума ОНФ на площадке «Детское здравоохранение -актуальные проблемы сохранения здоровья нации», состоявшегося 10 сентября 2015 г. в Москве, были озвучены следующие данные:
- более 30% детей, поступающих в первые классы школы, имеют отклонения
© Блинова Ю. Л., 2016
в состоянии здоровья, а к окончанию обучения этот показатель увеличивается до 70%;
- в последние 4 года российские показатели по количеству детского и подросткового суицида вследствие длительных неблагоприятных эмоциональных состояний превышают общемировые в 2,7 раза (В. Чу-баровский);
- физическое состояние современных детей и подростков ухудшилось по сравнению с их сверстниками десятилетней давности: к этому году один ребенок имеет в среднем 2 хронических болезни (А. Баранов).
Среди дошкольников, не соответствующих нормативным критериям психического развития, выделяется несколько групп детей с особенностями психосоциального развития:
- дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - до 19% (Н. Н. За-ваденко);
- правополушарные дети, чье количество увеличилось до 36,92% (в сравнении с 25,13% левополушарных), дети с амбидек-стрией - 37,95% (В. Пугач);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой регуляции:
а) с фобиями, с проявлениями тревожности, со слабой волевой регуляцией - 26-32% (А. С. Захаров),
б) с проявлениями агрессии - 19%;
- дети с расстройствами аутистиче-ского спектра, чье общее число увеличилось (по мнению С. Довбня, в России нет масштабных исследований о количестве детей с аутизмом);
- дети с нарушениями речевого развития - 34% (М. Е. Хватцев);
- дети с опережением интеллектуального развития - 3-7% (А. И. Савенков).
Все перечисленные выше группы детей с хроническими заболеваниями и особенностями психосоциального развития имеют первичные или вторичные эмоциональные нарушения, а также испытывают трудности в налаживании комфортных взаимоотношений со взрослыми и особенно сверстниками.
Современные психолого-педагогические исследования (В. Абраменкова, М. Би-тянова, М. Ермолаева и др.) свидетельствуют о том, что без специфическим образом организованной работы неадекватные формы взаимодействия со сверстниками, сложившиеся в детском саду, не пропадают, а только трансформируются с возрастом, образуя широкий спектр проблем в отношениях уже взрослого человека с окружающими и в поведении по отношению к себе самому.
Адаптация дошкольника к условиям ДОУ и его последующая позитивная социа-
лизация тесно связаны с развитием способности к установлению эмоционально-ценностных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, с формированием социальных чувств и позитивных поведенческих реакций, а также начальной коммуникативной компетентности: «Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению - через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом» [5].
Таким образом, развитие эмоциональной сферы дошкольника направлено:
- на формирование социальных чувств и позитивных поведенческих реакций;
- развитие эмоционального и социального интеллекта, вербальных и невербальных способностей выражения своих эмоциональных состояний;
- развитие способности выражать свои эмоциональные состояния социально приемлемыми способами, формирование начальной коммуникативной компетентности;
- снижение интенсивности негативных переживаний и деструктивных проявлений в процессе общения детей со взрослым и друг с другом.
Дети с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями представляют собой большую неоднородную группу. Дети одной из подгрупп постоянно конфликтуют (агрессивные дети), другие всеми доступными им способами стремятся быть замеченными и стараются заслужить похвалу (зависимые от оценки взрослых), третьи испытывают трудности в общении и игровом взаимодействии (тревожные, застенчивые).
Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведенческих стратегиях и коммуникативном взаимодействии, большинство возникающих у дошкольников трудностей имеют сходные причины, главную из которых можно определить как центрирование ребенка на оценке самого себя.
Выделяются следующие общие личностные особенности детей с различными эмоциональными нарушениями:
- неуверенность в себе;
- нестабильная самооценка;
- высокий уровень тревожности, часто сочетающийся с агрессивностью;
- необходимость в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых;
- мнительность, обидчивость, подозрительность;
- ригидность эмоциональных реакций, деятельности и поведения;
- стремление к признанию собственной исключительности;
- потребность в самоутверждении и стремление к лидерству;
- ориентация всех видов детской деятельности на результат и положительную оценку;
- страх получить отказ, тревожность по поводу собственного социального статуса.
Наличие общих проблемных личностных особенностей у дошкольников с различными эмоциональными нарушениями обусловило поиск оптимальных форм и технологий, способствующих эффективности образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы. Наиболее конструктивным направлением решения выделенного спектра проблем является, на наш взгляд, адекватное образовательно-воспитательному процессу и индивидуально-возрастным особенностям дошкольников использование мультимодальных арт-технологий.
Мультимодальные арт-технологии в дошкольном образовании - это совокупность подходов, форм и методов целостного развивающего, образовательного, воспитательного, коррекционного воздействия на личность выразительными средствами различных видов искусств. Основной методологией арт-технологий выступает системный, биопсихосоциальный подход в аспекте признания творческой активности и приобретения разнообразного сенсорного опыта в качестве важнейших факторов гармонизации социального взаимодействия и эффективности здоровьесберегающего образования [1; 7; 8].
Мы рассматриваем арт-технологии в качестве способа:
1) понимания своих эмоциональных состояний, «вчувствования» в явления окружающего мира;
2) позитивной социализации;
3) повышения межличностной компетентности и способности к установлению гармоничных отношений;
4) развития креативности как необходимого качества для бесстрессовой адаптации и самореализации возможностей.
Вышеперечисленные особенности позволяют выделить общие направления развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодаль-ных арт-технологий:
1) развитие, распознавание и дифференциация (различение) собственных эмоций и чувств;
2) понимание эмоционального состояния собеседника (партнера) по невербальным
сигналам (мимике, жестам, позам, интонациям и др.), укрепление личностных границ во взаимоотношениях и совершенствование навыков невербального взаимодействия;
3) овладение принятыми в конкретном обществе (социально одобряемыми) способами выражения своего эмоционального состояния;
4) формирование начальных навыков саморегуляции эмоций, приобретение различного сенсорного опыта, эстетических переживаний, мануальных и двигательных навыков и т. д.
Наиболее значимым фактором воздействия мультимодальных арт-технологий является их ориентация на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении эмоций, чувств и настроений в творчестве, принятие ребенка таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самопрезентации [15; 16].
При разработке концепции реализации мультимодальных арт-технологий в дошкольном образовании мы ориентировались на эффективные формы интермодальной арт-терапии (от греч. therapeia - забота, уход), которые могут быть адекватно адаптированы к дошкольному возрасту и интегрированы в традиционную образовательную деятельность ДОО. В своем понимании мультимодальных арт-технологий мы близки к концепции «Exspressive Arts Therapies» (терапии выразительными искусствами) Натали Роджерс [12], в которой традиционно выделяются 4 направления:
1) визуальная арт-терапия (рисунок, лепка, коллажирование, песочная терапия, ландшафтная арт-терапия);
2) музыкальная арт-терапия;
3) драматическая и танцевально-двигательная арт-терапия;
4) нарративная (связанная с созданием текстов) терапия (сказкотерапия).
В данной статье мы не ставили перед собой задачи подробно описать разработанную нами «Программу развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодальных арт-техноло-гий», представленную в разделе «Социально-коммуникативное развитие» «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Диалог"» [11], поэтому далее будут раскрыты только специфические особенности воздействия разных направлений мультимодальных арт-технологий на эмоциональную сферу дошкольника.
Изобразительные арт-технологии включают в себя коллажирование, лепку рисуночную, песочную и ландшафтную техники.
Техника коллажирования предпочтительна в самом начале ознакомления детей с арт-технологиями, поскольку она основана на комбинировании готовых материалов (вырезок из журналов, газет, геометрических форм, пиктограмм и т. д.), что позволяет снизить тревожность детей по поводу их неумения рисовать, лепить и др.
Лепка из пластических материалов -действенное средство в отреагировании гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости, которое способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной разрядке.
Рисуночные арт-технологии используются в качестве инструмента, способствующего свободному выражению своих эмоций, чувств и мыслей, позитивной социальной адаптации средствами цвето-композиционного моделирования «своего безопасного мира».
Песочная арт-технология базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, раскрывающей ее смысл) активности ребенка. Ящик с песком выступает в качестве символического пространства, обеспечивающего «удерживание» и выражение различных эмоциональных переживаний, тревожности или напряжения детей, фигурки различных персонажей создают возможность для их символического взаимодействия друг с другом.
В процессе реализации ландшафтной арт-технологии происходит свободное или организуемое педагогом перемещение детей в природной среде, сопровождающееся исследованием ее полисенсорных (зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых, обонятельных) и художественно-эстетических характеристик в процессе непосредственного «включенного» взаимодействия с находящимися в ней объектами.
Музыкальные арт-технологии — это приемы и способы целенаправленного использования специфических особенностей эмоционально-психологического воздействия музыки на человека. Эффективность музыкальных арт-технологий для коррекции эмоционального состояния дошкольника обеспечивается уникальностью воздействия музыки на организм и личность человека: музыка посредством различных звуков вызывает у людей определенную психофизиологическую и эмоциональную реакцию.
При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека (биоритмы мозга, частота сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания и др.) резонируют и непроизвольно подстраива-
ются под ее темпоритмические и ладовые характеристики. Вследствие этого музыкальные произведения вызывают различные эмоциональные и двигательные реакции у дошкольника. Кроме того, всякий звук для ребенка несет информацию о «намерениях» окружающего мира по отношению к человеку, которые обусловлены его непосредственной эмоциональной реакцией на звуковую информацию.
Танцевально-двигательная и драматические технологии направлены на развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию, способствуют повышению сенситивно-сти к собственным и чужим негативным эмоциональным состояния и овладению способами их трансформации через движение. При реализации различных драматических и двигательных упражнений и игр дети под руководством педагога осуществляют невербальное взаимодействие, имитируют внешние явления и поведение различных персонажей, тем самым проигрывая на символическом уровне внешние и внутренние конфликты и барьеры взаимодействия.
Сказкотерапия как форма нарративной арт-технологии - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка, развития его креативности, совершенствования коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими.
Формы реализации сказочной арт-тех-нологии в ДОО:
1. Использование сказки как развернутой метафоры. Рисование (коллажиро-вание, лепка, аппликация) по мотивам сказки.
2. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажей сказки с поиском альтернативных моделей поведения героев и способов решения сказочных ситуаций.
3. Драматизация эпизодов сказки.
4. Творческая работа по мотивам сказки: дописывание, переписывание, сочинение сказки по кругу, сочинение-рассказ по картинкам, применение различных техник работы со сказкой (например, «Салат из сказок», «Сказка-наоборотка» и т. д.).
Таким образом, каждое из представленных направлений мультимодальных арт-технологий оказывает влияние на конкретный аспект развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, что позволяет реализовать целостное, системное воздействие на исследуемую сферу.
Дальнейшие перспективы работы в этой области мы видим в организации и осуществлении мониторинга процесса развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольника, а также в разработке подробного методического обеспечения предложенной Программы для каждой возрастной группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М. : Тере-винф, 2009.
2. Блинова Ю. Л. Социально-коммуникативное развитие личности: теория и практика. Казань : Ас-тор и Я, 2015.
3. Голубева Н. А., Марцинковская Т. Д. Информационная социализация: психологический подход / / Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. N 6 (20).
4. Детство - это огромная проблема, которой можно было бы посвятить весь форум. URL: http:// medportal.ru/mednovosti/news/2015/09/10/821children/ (цата обращения: 02.10.15).
5. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : учеб. пособие. М. :Изд. МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. 34 с.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2008.
7. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. СПб. : Речь, 2010.
8. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003.
9. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника : метод. рекомендации для специалистов образовательных учреждений / сост. С. А. Лобина. Новокуйбышевск, 2008.
10. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов н/Д : Феникс, 2007.
11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» / под ред. О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько. URL: http://www.firo.ra/wp-сontent/uploads/20l4/02/POOP_ Dialog.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
12. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
13. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. М. : АРКТИ, 2004.
14. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011.
15. Paolo J. Knill, Helen N. Barba, Margo N. Fuchs. "Ministrels of Soul". Intermodal Expressive Therapy. Toronto : Palmeston Pr.,1993.
16. Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienœ & Behavior Books, Inc., 1993.
REFERENCES
1. Ayres E. Dzh. Rebenok i sensornaya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvitiya. M. : Terevinf, 2009.
2. Blinova Yu. L. Sotsial'no-kommunikativnoe razvitie lichnosti: teoriya i praktika. Kazan' : Astor i Ya, 2015.
3. Golubeva N. A., Martsinkovskaya T. D. Informatsionnaya sotsializatsiya: psikhologicheskiy podkhod // Psikhologicheskie issledovaniya : elektron. nauch. zhurn. 2011. N 6 (20).
4. Detstvo - eto ogromnaya problema, kotoroy mozhno bylo by posvyatit' ves' forum. URL: http:// medportal.ru/mednovosti/news/2015/09/10/821children/ (data obrashcheniya: 02.10.15).
5. Ermolaeva M. V., Erofeeva I. G. Osobennosti i sredstva razvitiya emotsional'noy sfery doshkol'nikov : ucheb. posobie. M. :Izd. MPSI ; Voronezh : NPO «MODEK», 2008. 34 s.
6. Kiseleva M. V. Art-terapiya v rabote s det'mi : rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, pedagogov, vrachey i spetsialistov, rabotayushchikh s det'mi. SPb. : Rech', 2008.
7. Kopytin A. I., Svistovskaya E. E. Rukovodstvo po detsko-podrostkovoy i semeynoy art-terapii. SPb. : Rech', 2010.
8. Lebedeva L. D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatiy. SPb. : Rech', 2003.
9. Korrektsiya narusheniy v razvitii emotsional'no-lichnostnoy sfery mladshego shkol'nika : metod. rekomendatsii dlya spetsialistov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy / sost. S. A. Lobina. Novokuybyshevsk, 2008.
10. Petrova L. I. Detskaya psikhologiya. Adaptatsiya rebenka v sovremennom mire. Rostov n/D : Feniks, 2007.
11. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «DIALOG» / pod red. O. L. Sobolevoy, O. G. Prikhod'ko. URL: http://www.firo.ru/wp-sontent/uploads/2014/02/POOP_Dialog.pdf (data obrashcheniya: 11.11.2015).
12. Rodzhers N. Tvorcheskaya svyaz'. Istselyayushchaya sila ekspressivnykh iskusstv. M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2015.
13. Semenaka S. I. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya rebenka v obshchestve. M. : ARKTI, 2004.
14. Ukhanova A. V. Zavtra v shkolu! Razvitie emotsiy i navykov obshcheniya u rebenka. SPb. : Rech' ; M. : Sfera, 2011.
15. Paolo J. Knill, Helen N. Barba, Margo N. Fuchs. "Ministrels of Soul". Intermodal Expressive Therapy. Toronto : Palmeston Pr.,1993.
16. Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienœ & Behavior Books, Inc., 1993.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. З. М. Явгильдина.