Научная статья на тему 'Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3862
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-инвалиды / дети с ОВЗ / эмоционально-волевое развитие ребенка с ОВЗ / эмоции / инклюзивное образование / disabled children / children with disabilities / emotional and volitional development of a child with disabilities / emotions / inclusive education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильченко Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, получение ими образования на дошкольном этапе. Отмечены некоторые проблемы, которые могут возникать при коммуникации, в процессе социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенности педагогической работы и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильченко Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL-MAGIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

The article discusses emotional and volitional development features of preschool children with disabilities, their education at the preschool stage. Some problems that may arise during communication, in the process of children with disabilities, children with disabilities (HIA) socialization are noted. Features of pedagogical work and psychological and pedagogical support of children with disabilities are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Васильченко Анна Евгеньевна.

г. Бердск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива», педагог-психолог, aev 125@yandex. ru.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, получение ими образования на дошкольном этапе. Отмечены некоторые проблемы, которые могут возникать при коммуникации, в процессе социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенности педагогической работы и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ, эмоционально-волевое развитие ребенка с ОВЗ, эмоции, инклюзивное образование.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL-MAGIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

Vasilchenko Anna Evgenievna.

Berdsk, Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "Center for Continuing Education and Psychological and Pedagogical Support" Perspective", teacher-psychologist, aev125@yandex.ru.

Abstract. The article discusses emotional and volitional development features of preschool children with disabilities, their education at the preschool stage. Some problems that may arise during communication, in the process of children with disabilities, children with disabilities (HIA) socialization are noted. Features of pedagogical work and psychological and pedagogical support of children with disabilities are presented.

Key words: disabled children, children with disabilities, emotional and volitional development of a child with disabilities, emotions, inclusive education.

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяет его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения ребенка, но играют существенную роль в реализации этих мотивов.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [4, с. 133].

За последнее десятилетие результаты обследования детей психологами, медицинскими и другими специалистами констатируют тенденцию увеличения количества детей раннего и дошкольного возраста с различными проблемами и отклонениями в развитии, увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из актуальных проблем становится получение доступного и достойного образования ребенком.

Все чаще дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают инклюзивное (включенное) образование, которое предполагает, посещение группы дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы вместе со здоровыми детьми, что в свою очередь дает детям возможность игры и общения со сверстниками, способствует социальной адаптации.

Одним из важных факторов на данном этапе становится создание особых условий, среды, в которую попадет «особенный» ребенок. А также профессионализм, личностные качества, знания педагогов и специалистов, которые будут работать с ребенком.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [14, с. 3].

В работах Л.С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме [6, с.22].

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для грамотного оказания помощи детям со статусом ОВЗ.

Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает аффективно-волевая сфера, что обозначает психоэмоциональный потенциал личности, который обеспечивает силу, сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний [13, с. 84].

В норме для старшего дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по

незначительным поводам: аффективно-волевые механизмы обеспечивают уравновешенность поведения, саморегуляцию эмоций, самоконтроль.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, что проявляется в снижении возможности произвольной регуляции поведения, дети могут быть повышенно возбудимы либо наоборот заторможены.

В поведении легковозбудимых детей преобладает стойкая аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, такие дети расторможены. Попадая в условия дошкольного образовательного учреждения, такие особенности ребенка проявляются трудностями в коммуникации со сверстниками и педагогами, усвоении норм и правил поведения в группе, трудностями соблюдения правил в совместных играх со сверстниками.

Легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом, они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца. Для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости. Дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии [9, с. 138]. Нередко дети вступают в спор с педагогами (взрослыми), сердятся, теряют терпение, бранятся. Не выполняя требования и просьбы воспитателя, ребенок может намерено раздражать взрослого. Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко не признают свои собственные ошибки, а пытаются обвинить в них других, из-за чего часто возникают конфликты со сверстниками.

Особенностями эмоциональной сферы у других детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем («прилипнуть»). По причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» - необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения. Еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому ничтожному поводу), такому ребенку кажется, что все дети его обижают, и он часто жалуется педагогу на других детей [11, с. 260].

Незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются так же трудностями непонимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих, что, прежде всего, отражается проблемами коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельность в дошкольном возрасте.

Эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.

Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От

них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания.

Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми.

Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически. Основным направлением работы является снижение

эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Библиографический список:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.

2. Большунова Н.Я., Инчина М.В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры / Учебное пособие для магистрантов факультетов психологии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - 232 с.

3. Васильченко А.Е. Проблемы эмоционального развития дошкольников: детская игра от «ладушек» до компьютера / Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием» (г. Новосибирск, 15 - 17 апреля 2014 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - Часть 1. - 275 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-22.shtml#book_page_top. (дата обращения: 01.11.2018).

6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.

7. Коломенский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 1998 - 592 с.

9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина -М.: Владос, 2003. - 128 с.

10. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368. [Электронный ресурс]. -URL: http://pedlib.rU/Books/3/0024/3_0024-257.shtml#book_page_top (дата обращения: 03.11.2018).

11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

12. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 320 с.

13. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ. Методическое пособие для родителей. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010, М.:АРКТИ, 2007. Электронный ресурс]. - URL: http://ckro.pruzhany.by/?cat=35&paged=3. (дата обращения: 30.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.