УДК 376
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Васильченко Анна Евгеньевна.
г. Бердск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива», педагог-психолог, aev 125@yandex. ru.
Кузнецова Ольга Владимировна.
г. Бердск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива», педагог-психолог, [email protected].
Аннотация: В статье рассматриваются особенности адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечены проблемы, возникающие в процессе социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Роль получения детьми с ОВЗ дополнительного образования в процессе социализации, профессионального самоопределения.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ, социализация, адаптация, инклюзивное образование.
PECULIARITIES OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH AND
THEIR SOCIALIZATION
Vasilchenko Anna Evgenievna.
Berdsk, Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "Center for Continuing Education and Psychological and Pedagogical Support" Perspective", teacher-psychologist, [email protected].
Kuznetsova Olga Vladimirovna.
Berdsk, Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "Center for Continuing Education and Psychological and Pedagogical Support" Perspective", teacher-psychologist, [email protected].
Abstract: The article discusses the adaptation and socialization features of children with disabilities. The problems arising in the process of children with disabilities, children with disabilities (HIA) socialization are noted. The role of additional education for children with disabilities in the process of socialization, professional self-determination is shown.
Key words: disabled children, children with disabilities, socialization, adaptation, inclusive education.
В настоящее время в нашем обществе для психологов, педагогов, социальных работников, медицинских и других специалистов продолжает оставаться актуальной проблема социальной адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко определяют психологический аспект адаптации как приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Социальной адаптацией - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, происходит она посредством усвоения представлений о ценностях и нормах общества, в котором существует человек, причем как в широком смысле, так и в отношении к своему ближайшему социальному окружению - семье, группе, трудовому коллективу. Основными проявлениями социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с окружением, а так же его активная деятельность. Общее образование, воспитание профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации [4, с. 17-19].
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-психологической адаптации является более сложным, чем для детей нормы. Нередко по причине имеющихся дефектов, ограниченности в мобильности дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг друзей для общения, быть включенными в жизнь, протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них осложнено, так же ограничена возможность адекватного реагирования. Постановка и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также затруднительны. Все это отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме, социализацию [1, с. 17].
Социализация, социальная адаптация предполагает интеграцию человека в общество, отражает возможность его биологического и социального функционирования: адекватность восприятия собственного организма и окружающей действительности, построение адекватной коммуникации с окружающими и выстраивание адекватной системы отношений, способность к обучению и труду, а так же к организации отдыха и досуга, способность к самообслуживанию, а так же к взаимообслуживанию в семье или коллективе, способность изменения привычных стереотипов адаптивного поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. В результате достигается формирование самосознания, ролевого поведения, развиваются и формируются способность к самообслуживанию, самоконтролю, выстраиваются адекватные связи с окружающими.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть адаптированы к возможностям ребенка.
На наш взгляд, одним из важных факторов успешной социализации является и готовность окружения (родителей, психологов, педагогов, медицинских и других специалистов) группы, класса, в которую попадает ребенок с ограниченными возможностями здоровья относиться с пониманием, милосердием, целенаправленно формировать социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности [3, с. 257].
Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых условиях, в которой могут быть сформированы ценности и правила, отличающиеся от принятых в обществе. Возможности взаимодействия и коммуникации в такой среде ограничены, по этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья не могут освоить социальные роли, а нередко эти роли некому представить, объяснить их сущность, функциональные характеристики, показать механизм их использования [3, с. 259].
Л.А. Казакова справедливо указывает, что проблемы обособления (которая является частью социализации) детей с ограниченными возможностями здоровья состоят в отсутствии планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности. Индивидуальные качества ребенка с ограниченными возможностями здоровья не признаются личностно и социально ценными, поэтому никто не способствует их выработке. При этом процесс обособления для человека с ограниченными возможностями здоровья может быть описан с учетом особенностей его психофизического развития. А для формирования жизнестойкой, независимой личности, обладающей лидерскими способностями и активно взаимодействующей с другими людьми любого пола, возраста, состояния здоровья, социального статуса, необходимо проведение целенаправленной работы родителями, различными специалистами, сверстниками при активном участии и положительном настрое самого человека с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 257-258].
Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек себя отнесет: считает он себя «неполноценным человеком» или «нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия и повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе коммуникации [10, с. 339]. В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются адекватная самооценка и осознание им реального положения дел, а так же эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения, получение образования и определение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.
Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и
трудоустройство. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья уже на этапе школьного образования начинают достаточно серьезно знакомиться с миром профессий и получают помощь в профессиональном самоопределении.
Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать система дополнительного образования. Получение дополнительного образования в коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получая дополнительное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободного личностного выбора деятельности, определяющей его индивидуальное развитие. Система дополнительного образования включает в себя разнообразие творческих направлений, которые удовлетворяют различные интересы детей на всех возрастных этапах, оно представляет собой целенаправленный процесс обучения, воспитания, персонального развития, и формирования личности ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. [10, с. 341].
Библиографический список:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/55272854/?*=MXj7oupNLFjN3DUE54L (дата обращения: 08.11.2018).
2. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
3. Казакова Л.А. Особенности адаптации детей и подростков с ОВЗ. Сибирский педагогический журнал. - 2010г. 256-266с [Электронный ресурс]. -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya. (дата обращения: 08.11.2018).
4. Коломенский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, издание 1-е, 2004. -480 с.
5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. -М.: «МЕДпресс», 1998 - 592 с.
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с. [Электронный
ресурс].- URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (дата обращения: 03.11.2018).
7. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина -М.: Владос, 2003. - 128 с.
8. Политова Ю.М., Прилуцкий Н.И. Нравственные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 2. № 10. с. 40-47. [Электронный ресурс]. - URL: http://diplom-bank.ru/market/1599 (дата обращения: 07.11.2018).
9. Самоукова С.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 338-342. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm (дата обращения: 05.11.2018).
10. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ. Методическое пособие для родителей. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010, М.:АРКТИ, 2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://ckro.pruzhany.by/?cat=35&paged=3. (дата обращения: 30.10.2018).