2. To use originals provided by the educational plan, to study common subjects and global issues related to aesthetic education. (e.g., knowledge of beauty, evil and noce, good and bad),
3. To study reading materials to help junior schoolchildren gain practical and accessible knowledge of the human, the world, and beauty.
4. To develop personal attitudes, beliefs, viewpoints, and understanding of values by discussing issues related to different aesthetic problems linking them to the junior schoolchildren lifestyle.
5. To read works by different writers emphasizing stereotypes and prejudiced attitudes toward one or another aesthetic problem.
6. To discover aesthetic education activities in other developed countries by introducing them in our reality.
7. To use song as an aesthetic perception development exercise to enhance the knowledge of a junior schoolchildren.
8. To consider dance as a basic means of providing aesthetic education. To appreciate the importance of taking care of your own body and beauty.
9. Collection of new information on aesthetic perceptions via the Internet, etc.
We believe that these steps will not pose significant difficulties in elementary school because:
• The content of the above educational plans in elementary school does not radically change.
• There is no need to make changes to the timetable.
• Implementation is done by teachers who master the art of dealing with beauty and prove it through their lifestyles.
References / Список литературы
1. Report to the National Institute for Child Health and Human Development, 2019. 18.p. (In Armenian).
2. [Electronic Resource]. URL: https://forum.armedu.am/forum/ (date of access: 17.02.2020).
3. Denac O., 1999. The Influence of Aesthetic and Music Education on the Integral Development of a Child's Personality.
THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF LEARNING THE LITERARY TEXT OF CHILDREN OF THE YOUNGEST PRESCHOOL
AGE 1 2 Zotova I.V. , Ametova F.A. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Ametova Feride Andreevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the relevance of research on the use of theatrical activities in working with children of primary preschool age in the process of mastering the content of a literary work. The characteristic of the basic concepts "theatrical activity", "perception of works of art" from the position of different authors is given. The features of the assimilation of the literary text by children of primary preschool age in the context of preschool education are considered. The role of the perception of literary works in the speech development ofpreschoolers is noted.
Keywords: text assimilation, fiction, theatrical activity, theatrical play, children of primary preschool age.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Аметова Ф.А.2 (Российская Федерация)
1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Аметова Фериде Андреевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования использования театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в процессе усвоения содержания литературного произведения. Дана характеристика основных понятий «театрализованная деятельность», «восприятие художественных произведений» с позиции разных авторов. Рассмотрены особенности усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования. Отмечена роль восприятия художественных произведений в речевом развитии дошкольников.
Ключевые слова: усвоение текста, художественная литература, театрализованная деятельность, театрализованная игра, дети младшего дошкольного возраста.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Исследований условий театрализованной деятельности, при которых решались бы многие аспекты воспитания детей занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подьяков, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и многие другие.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Л. Бочкаревой, Л. Ворошниной, Н. Карпинской, И. Медведевой, А. Николаичевой, И. Реуцкой, Р. Сигуткиной, Л. Фурминой, Т. Шишовой и др.
Театрализованная деятельность тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста [1].
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У младших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Основным в усвоении литературного текста является способность к восприятию содержания художественного произведения и его дальнейшее воспроизведение. Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности [2].
Восприятие литературных произведений, понимание его содержания и средств художественной выразительности рассматривалось в разных аспектах психологами и лингвистами (М. Арнаудов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Д.Н. Овсянико-Куликовский, П.М. Якобсон).
По данным ряда исследований, процесс восприятия произведений искусства требует определенного творчества (Д.Н. Овсянико-Куликовский), он связан с активной ответной позицией воспринимающего (М.М. Бахтин), пониманием логики изложения поступков героев художественного произведения (П.Я. Гальперин). Художественное восприятие должно быть «думающим» (П.М. Якобсон): оно включает осознание идейного содержания, эстетическую оценку литературного текста и последующий эмоциональный отклик (О.И. Никифорова).
Изучение возрастных особенностей показывает, что у младших дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, фольклора, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [2].
Театрализованная деятельность строится на основе литературного произведения - сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещения событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д.
В педагогических исследованиях (Н.А. Ветлугина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая) показано, что театрализованная деятельность представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. Игры-драматизации представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые [3].
Таким образом, с помощью театрализованной деятельности дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению литературного произведения. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. Театрально-игровая деятельность может оказывать эффективное влияние на понимание дошкольниками литературных произведений, если осуществляется педагогически грамотное руководство деятельностью детей.
Список литературы /References
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: учеб. пособие / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 2005. 98 с.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.
3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2001. 159 с.
READINESS STRUCTURE OF FUTURE DOW TEACHERS FOR
INNOVATIVE ACTIVITY BY MEANS OF INFORMATION
TECHNOLOGIES 1 2 Zotova I.V. , Tataurova A.S. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Tataurova Anna Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the relevance of the study the formation of the readiness of future teachers of preschool educational institutions for innovative activities by means of information technology. The characteristic of the main means of forming the future teacher's readiness for innovative activity is given. The components of the structure of readiness for innovative activity of students consisting of three successive stages are considered. Measures are described to develop the orientation and learning ability of future preschool teachers in the process of teaching innovative activities.
Keywords: readiness, innovative activity, information technologies, future teachers of preschool education.
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Зотова И.В.1, Татаурова А.С.2 (Российская Федерация)
1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Татаурова Анна Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования формирования готовности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности средствами информационных технологий. Дана характеристика основных средств формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности Рассмотрены компоненты структуры готовности к инновационной деятельности обучающихся, состоящей из трех последовательных этапов. Описаны меры по развитию