ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 159.9
ББК 88.3
Б 37
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: begidovasn@mail. ru
И.В. Макрушина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: makrinna@yandex. ru
СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрыты основные понятия, характеризующие экологическое сознание; выделены и обоснованы сущность и структура экологического сознания, представленная антропоцентрическим и экоцентрическим типами экологического сознания, индивидуальным и коллективным, обыденным и научным экологическим сознанием; даны характеристики четырем типичным формам экологического сознания: сознание отрицания, сознание гиперболизации, эгоистическое сознание и адекватное экологическое сознание.
Ключевые слова: экологическое сознание, технократическое мышление, антропоцентрическое, экоцентрическое, коллективное, индивидуальное, обыденное, научно обоснованное, адекватное экологическое сознание, формы сознания.
S.N. Begidova
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail. ru
I.V. Makrushina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Health Safety Department, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: makrinna@yandex. ru
STRUCTURE OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Abstract. The paper discloses the basic concepts characterizing ecological consciousness. The authors single out and justify the essence and the structure of ecological consciousness presented by anthropocentric and ecocentric types of ecological consciousness, by individual and collective and by ordinary and scientific ecological consciousness. Characteristics are given of four typical forms of ecological consciousness: consciousness of denial, consciousness of a hyperbolization, egoistical consciousness and adequate ecological consciousness.
Keywords: ecological consciousness, technocratic thinking, anthropocentric, ecocentric, collective, individual, ordinary, scientifically reasonable, adequate ecological consciousness, consciousness forms.
Несмотря на социально-экономические преобразования и внедрение в жизнь общества новейших научных достижений, которые разрабатываются с учетом экологических требований, и стандартов, следует отметить, что для XXI века характерно продолжающееся углубление экологического кризиса в нашей стране и мире. Данное явление обусловлено преобладанием технократического мышления, эгоистической по отношению к природе и
обществу рыночной конкурентной экономикой, участившимися техногенными катастрофами, непрекращающимися военными действиями и другими факторами.
Технократическое мышление, как подчеркивает В.П. Зинченко, свойственно сегодня всем представителям социума: ученым, политикам, деятелям образования и др. Существенными чертами такого мышления являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями.
Технический прогресс порождает экологический кризис, последний является результатом деятельности человека, человека как главной «планетарной силы» (В.И. Вернадский), что позволяет большинству исследователей утверждать, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания (С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин). В науке существуют разные подходы к определению концепта «экологическое сознание». Одни ученые рассматривают экологическое сознание как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношений общества и природной среды (Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергшин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др.).
Другие ученые определяют экологическое сознание как сложную систему, сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающими в процессе удовлетворения человеком своих потребностей [1].
Экологическое сознание как «аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды», определяют Г. Шагун с соавторами [2].
С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин определяют экологическое сознание как совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия.
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Ученые выделяют два типа экологического сознания, в зависимости от отношения людей к окружающей их природе: антропоцентрическое и эколого-центрическое.
В сфере экологического сознания парадигма «человеческой исключительности» представляется как парадигма «человеческой освобожденности», освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям (С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин). Основанное на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, так как для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества, причем считается, что оно имеет на это право.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых определяется полезностью для человека.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д., - получение определенного полезного продукта.
4. Характер взаимодействия с природой определяется «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная окружающая среда.
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействия с миром природы.
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения [3].
Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятия природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека, в центр внимания которых поставлен принцип полезности для человека. Противопоставление человека и природы лежит в основе появления глобальных проблем и противоречий в экологическом сознании. Но полезность не является устойчивым понятием, поэтому антропоцентрическое сознание не отражает в полной мере экологические проблемы, что послужило основой для выработки нового взгляда на сущность экологического сознания.
Первым этапом в понимании того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, привело к возникновению так называемой «инвайронментальной парадигмы» (New Environmental Paradigm), для которой характерны следующие постулаты:
1. Хотя человек и обладает исключительными характеристиками, он считается одним из множеств видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему.
2. Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и в природном контексте.
3. Хотя интеллект позволяет существенно расширить возможности существования человека в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности [3].
Постулаты новой «инвайронментальной парадигмы» являются базовыми для экологического сознания, которое может быть названо экоцентрическим.
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выделяют следующие характеристики, присущие только экоцентрическому типу сознания:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Природа и все природное воспринимаются как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного
единства.
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой [3].
Экоцентрическое экологическое сознание - это система знаний и представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.Н. Моисеев, Т.И. Симонова).
И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др. в концепции общего среднего экологического образования указывают, что в экологическое сознание (экологический подход к формированию сознания) входит «осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (конфликтов) в системе «природа - общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальной экокатастрофы и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом, познание себя как части самого себя» [4].
По мнению Б.Т. Лихачева, экологическое сознание включает также волевые устремления человека, направленные «на охрану принципов рационального природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека; это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу. Оно выступает одним из целостных свойств личности, которое обусловливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение, идейно-политические, нравственные устремления и ориентации, готовность к труду, свободу творческой деятельности в соответствии с потребностями общества.
Все качества экологически воспитанной личности проявляются в деятельности, в системе усвоенных норм и правил поведения и отношения к окружающей среде (И.Д. Зверев).
Сформированное экологическое сознание личности является ключом к осмыслению, познанию, пониманию экологических проблем и, как результат, потребности их решения. Экологическое сознание, с нашей точки зрения, может быть представлено следующими взаимосвязанными структурными компонентами (рис.1).
Рассмотрим компоненты, входящие в данную структуру.
Рис.1. Структура экологического сознания.
Антропоцентрическое и экоцентрическое сознание как типы экологического сознания рассмотрены выше, поэтому перейдем к рассмотрению видов экологического сознания по группам.
Коллективное экологическое сознание, по мнению В.И. Медведева и А.А. Алдашева, -это общность взглядов на стратегию отношения к природе, обусловленную уровнем понимания природы, среды как неотъемлемой части человека и человечества в целом [1].
Также под коллективным экологическим сознанием понимаются: общая для какой-либо социальной структуры (профессиональная группа или популяция, этнос или человечество в целом) трактовка форм и содержания взаимоотношений человека с природой; единый знак оценки результатов такого взаимодействия; единые цели организации и реализации воздействия на объекты и явления природы и общее принятие всех нормативно-правовых регламентаций, определяющих такое воздействие.
Индивидуальное экологическое сознание можно рассматривать как результирующую индивидуального конкретного опыта взаимодействия с природой, знания о природе и внешней среде, полученного в процессе обучения, и навязываемых социумом моделей экологического сознания и экологического поведения, причем результирующая преломляется через призму личностных психологических особенностей.
СМИ являются средством воздействия на сознание общества, их роль возрастает с каждым днем. Это связано с тем, что индивидуальное экологическое сознание сталкивается со все увеличивающимся числом таких изменений природной среды, вызванных антропогенным воздействием, которые реально угрожают благополучию человека, и он пытается разобраться в причинах этих изменений, их объеме и возможных последствиях. Сознание как бы открыто для такой информации. СМИ играют огромную позитивную роль тогда, когда желаемая модель экологического сознания является частью проводимой политики государства или определенной социальной группы, владеющей средствами такой информации.
Обыденное экологическое сознание (по В.И. Медведеву) - это сознание, в котором ведущее место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с тем или иным объектом, процессом внешнего мира и тех сведений, которые были получены из некомпетентных источников, в том числе прямо противоречащих данным
научного познания и принятых субъектом на веру.
То есть можно констатировать, что обыденное экологическое сознание человека формируется под влиянием собственного опыта и мнения окружающих без использования научных данных и направленного экологического воспитания.
Под научно обоснованным экологическим сознанием будем понимать такое сознание, которое базируется на научном познании, оперирует объективными моделями взаимоотношений внутри природы, между природой и человеком, природой и обществом и включает в сферу своего внимания интересы общества, человечества в его настоящем и будущем.
Научно обоснованное экологическое сознание базируется на реальных прогнозах возможных последствий вмешательства в природу, на обоснованной оценке значимости прогнозируемых изменений как для данной группы и ее членов, так и общества в целом. В основе научного экологического сознания лежит научное знание об объектах внешней среды, связях, существующих между ними, их значимости для человека и знание о возможности использования в интересах человека тех или иных свойств этого объекта или процесса, а также знание о последствиях взаимодействия человека и объекта среды для человека и для объекта.
Экологическое сознание характеризуется четырьмя типичными формами.
Первая форма - сознание отрицания. Характеризуется тем, что в ней информация о характере и содержании экологических связей отвергается сознанием как не имеющая отношения к субъекту или к той группе, в коллективное сознание которой информация поступает. Возникает феномен «меня это не касается». Наиболее часто такая форма сознания появляется в тех случаях, когда изменения внешней среды наступают очень медленно или существуют не в явном виде. Характерным для экологического сознания отрицания является почти полное отсутствие в нем природных элементов, ориентация только на текущие события.
Направленность экологического сознания отрицания принимает различные маски, воспринимая экологические проблемы как политические, экономические или националистические. В связи с этим в сознании отрицания очень мало запретов, ограничений, доминирует равнодушие по отношению к природе, которое иногда переходит в полное игнорирование всех экологических проблем.
Вторая форма - сознание гиперболизации, основным признаком которого является выраженная и не соответствующая реальной ситуации гиперболизированная оценка экологических проблем независимо от того, имеют ли они прямое или косвенное отношение к человеку. Наиболее типичной является гиперболизированная оценка угрожающих человеку экологических ситуаций, в то время как оценка благоприятных изменений или адекватна, или несколько занижена. Гиперболизированное экологическое сознание характеризуется наличием состояния фрустрации, основная направленность которого связана с недооценкой своих возможностей по управлению ситуацией. Это приводит к тому, что экологическое поведение характеризуется отказом от поиска активных творческих решений, стереотипизации действий, которые во многих случаях совершаются для проформы, без всякой надежды на успех. Прогнозный элемент экологического сознания в одних случаях вообще отсутствует, в других пессимистичен и направлен на ближайшее будущее, что снижает активность предпринимаемых действий [1].
Гиперболизация, помимо связи со свойствами сознания, зависимости от непосредственной информации, получаемой в процессе прямого взаимодействия с природными факторами, во многом определяется информацией, получаемой через социальные каналы, через средства массовой информации. Сознание гиперболизации как состояние может быть устойчивым, но если первоначальная информация и сделанный на ее основе прогноз не подтверждаются дальнейшими событиями, то сознание гиперболизации переходит в сознание отрицания.
Третья форма - эгоистическое экологическое сознание. Характеризуется тем, что
отношения между человеком и природой, человеком и обществом выступают в виде нормативно-правовых и нравственных ограничений, но в решении всех проблемных вопросов, как и выборе форм экологического поведения, приоритет отдается интересам субъекта. Экологическое поведение от начала до конца преследует чисто эгоистические цели, связанные с почти ничем не ограниченным удовлетворением потребностей, в первую очередь материальных.
Важно то, что в эгоистическом сознании может существовать знание о том, что экологическое поведение может привести к неблагоприятным последствиям для других людей или других социальных групп в настоящем или будущем. Эгоистическое экологическое сознание оправдывает использование противозаконных методов и способов поведения. При коллективном эгоистическом экологическом сознании внутри общества возникает иерархия эгоизма, где интересы группы превалируют над интересами общества, а интересы индивида - над интересами группы, что делает такие сообщества крайне неустойчивыми и раздираемыми внутренними противоречиями. Чем выше по иерархической лестнице расположена коллективная структура, тем сложнее сложившиеся взаимоотношения, поскольку эгоистическое экологическое сознание становится элементом политики.
Четвертая форма - адекватное экологическое сознание. Его можно рассматривать как научно обоснованное сознание. Природная среда в адекватном экологическом сознании выступает носителем какого-то высшего разума, что обычно характеризуется понятием «величия одухотворенной природы», уводящим человека от суеты обыденной жизни и заставляющим задуматься над философскими проблемами мироздания.
Адекватное экологическое сознание, как выход из создавшегося положения, предлагает не запрещение прогресса, не ужесточение условий жизни человека и общества, а концепцию минимизации возможного вреда, возникающего при возрастании экономического могущества общества. Характерная черта адекватного экологического сознания - его активность в поиске конструктивных решений. Сами решения должны носить компромиссный характер, ограничивающий реализацию той или иной возможности, созданной в процессе научно-технического прогресса в тех пределах, выход за которые может привести к неблагоприятным экологическим последствиям, превышающим приносимую пользу.
Очень важной особенностью адекватного экологического сознания является то, что в нем присутствует эстетический компонент. Этот компонент может быть созерцательно-эмоциональным или философским, но он всегда учитывается при решении той или иной экологической проблемы. Таким образом, эмоционально-чувственный компонент сознания вносит свои коррективы в принимаемые решения.
Для адекватного экологического сознания характерна тесная зависимость индивидуального сознания от сознания коллективного. В современных условиях экологическое поведение обязательно требует не только коллективных действий, но и единства взглядов на экологическую проблему и способы ее решения.
Источником взгляда на экологические проблемы, отражающего заботливо-охранительное отношение к природе, является наука, в которой главную роль играют разнообразные учебные курсы, научно-популярная литература, пропаганда в средствах массовой информации. Поэтому важными при формировании адекватного экологического сознания являются экологическое образование и воспитание, базирующиеся на достоверной информации.
Примечания:
1. Медведев В.И., Алдашева А.А.Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.
2. Шагун Г., Павлов В.М., Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
4. Экологическое образование в школе. Концепция / И.Д. Зверев [и др.]. М.: Московский центр
межнационального и сравнительного образования, 1994.
References:
1. Medvedev V.I., Aldasheva A.A. Ecological consciousness. M.: Logos, 2001.
2. Shagun G., Pavlov V.M., Ryzhenkov P.E. The study of ecological consciousness of children and teenagers // Psychological Journal. 1994. V. 15. No.1.
3. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ecological pedagogy and psychology. Rostov-on-Don: Phoenix, 1996.
4. Ecological education at school. Conception / I.D. Zverev [etc.]. M.: Moscow center of international and comparative education, 1994.