АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2014. с. 49-54.
УДК 301:101.1
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
Марина Вячеславовна Доронина Вячеслав Иванович Табуркин Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Кафедра философии, г. Тюмень [email protected]
экологическое сознание, экологическая психология, экологическая идеология, обыденное экологическое сознание, теоретическое экологическое сознание, экологическая деятельность, экологическое управление природопользованием.
В статье проводится целостный анализ структуры экологического сознания и на этой основе выделяются и определяются в его структуре такие уровни: экологическая психология и экологическая идеология, которые имеют ценностную, активно-творческую и деятельную природу. Выясняются их взаимоотношения и роль в формировании концепции управления природопользованием.
SOCIOLOGICAL VECTOR OF THE INNER STRUCTURE OF ENVIRONMENTAL
CONSCIOUSNESS Marina Vyacheslavovna Doronina VyacheslavIvanovichTaburkin Stateagrarian university of the Northern Trans-Urals Chairs of philosophy, Tyumen [email protected]
environmental awareness, environmental psychology, environmental ideology, everyday environmental consciousness, the theoretical ecological consciousness, environmental activism, environmental management, environmental management.
The article gives a holistic analysis of the structure of ecological consciousness and on this basis are allocated and defined in its structure such levels: environmental psychology and environmental ideology that have value-active and creative and active nature. Clarified their relationship and role in the formation of the concept of environmental management.
Среди важнейших проблем современного экологического знания и экологической культуры особое место занимает проблема исследования сложной структуры экологического сознания. Для того чтобы экологическое сознание выполняло свою методологическую функцию в разработке научной теории управления природопользованием, в нашем исследовании структуре экологического сознания придается внутренний целостный характер. При этом ценностный, активно-творческий и деятельный вектор позволяет выделить в структуре экологического сознания два уровня: экологическую психологию и экологическую идеологию.
Экологическая психология как особая разновидность психологической науки, как относительно новое направление в современной науке возникло в 60-годы XX столетия, а в отечественной науке она стала формироваться лишь в начале 90 -х годов этого же столетия.
Основной причиной возникновения экологической психологии как формы экологического знания и уровня экологического сознания явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе между развитием цивилизации и его негативными последствиями. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и формирования экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающей природы,
определением специфики его отношения к природе, исследованием экологического сознания и его структуры, выработкой психологически обоснованных направлений, решения экологических, нравственных и экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой. Так, в качестве социальных предпосылок возникновения экологической психологии выступили проблемы, связанные с угрозой экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой появления экологической психологии стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин образования экологической психологии явилась проблема издержек при внедрении новых технологий, связанных с нарушением оптимального баланса взаимодействия человека с природой. Безусловно, нельзя отрицать значимость для формирования экологической психологии и собственного развития психологической науки. В настоящее время психология достигла определенных успехов в понимании законов восприятия, мышления, структуры отношений и т.д., что стимулировало появление нового ее раздела - экологической психологии.
В современной отечественной науке предпринимаются попытки исследовать экологическую психологию, определить ее предмет и задачи. Значительный вклад в разработку данной проблемы сделали наши российские ученые С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин. По их мнению, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах [2].
Одним из основных направлений исследования в области экологической психологии является изучение своеобразия субъективного отношения к природе. Именно такого рода отношение и является одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе в нашей литературе обычно описываются с двух сторон: как объективная характеристика, которая важна для собственного научного анализа проблемы, и как субъективная характеристика, когда объективная связь природы и потребностей человека находит отражение в его внутреннем, субъективном мире[10, с. 148]. В современной науке уже выявлены базовые параметры субъективного отношения к природе (широта, интенсивность, степень осознанности и др.), параметры второго порядка субъективного отношения к природе (эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность и т.д.), параметры модальности (прагматизм или непрагматизм, объективность или субьективность) и интенсивность (перцептивно-аффективный, когнитивный, поступочный, практический) [1].
Методологический анализ субъективного отношения человека к природе позволяет выделить и основание такого рода отношения. Для разрешения этого вопроса существует особый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия человеком природы. В самом деле, конкретное отношение человека к природе во многом зависит от того, как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъективными свойствами, насколько он «очеловечивает» природу. Надо отметить, что экологическая психология изучает не само по себе восприятие (оно достаточно хорошо исследовано в общей психологии), а своеобразие восприятий природных объектов. Здесь на первый план выдвигается именно проблема субъективного восприятия природных явлении и процессов.
Построение чувственного образа природных объектов является всегда субъективным процессом, опосредованного прошлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмоциями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями. Первичной характеристикой субъективного восприятия являются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. При этом разные объекты природы могут вызывать различные эмоции: эстетические, этические, познавательные, практические. На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. На структуру восприятия природных объектов оказывают влияние потребительно -мотивационные свойства личности. Так, например, один человек любуется сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, другой оценивает ее ровный ствол,
предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки дома, а третий вообще не любуется сосной и не оценивает её потребительские достоинства, так как все деревья, в том числе и эта сосна, не входят в его круг мировосприятия и потребностей. Особое влияние на восприятие конкретного природного объекта или их совокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, система ценностных ориентаций. Человек, обладающий антропоцентрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с позиций собственного эгоцентризма и эгоцентризма своего окружения. При экоцентрическом же сознании восприятия даже отдельных объектов природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценности. Человек с экоцентрическим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой «благоговения перед жизнью» [11, с. 216-229], а Ю.Г. Марков - этикой «благоговения перед природой» в целом [6, с. 505].
Таким образом, специфика восприятия человеком природного мира определяется, во -первых, субъективными свойствами внутреннего мира самого человека (построение чувственного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека и т.д.); во-вторых, способностью человека наделять субъективными свойствами природные объекты, которые таковыми на самом деле не являются.
Содержание экологической психологии, безусловно, не ограничивается только лишь проанализированными здесь феноменами связанными, прежде всего, с научной психологией. На экологическую психологию оказывают влияние и другие компоненты экологического сознания.
Так, на развитие экологической психологии непосредственное влияние оказывает обыденное экологическое сознание. Последнее трансформируется в структуре экологического сознания в экологической психологии, поэтому они органично связаны друг с другом. Вот почему экологическая психология определяется как специфическая форма, способ житейско-практического поведения людей по их отношению к естественной среде, природным объектам. К экологической психологии относятся эмоциональные настроения и оценочные отношения людей к повседневным экологическим проблемам, традиции и обычаи («экологическая память»), мнения и привычки людей, наработанные ими в житейско-практическом отношении с природной средой и др. В отличие от обыденного экологического сознания, которое носит отражательно-гносеологический характер, экологическая психология имеет оценочную, активно-творческую деятельную природу. В целом экологическая психология в структуре экологического сознания является своеобразной оценкой экологического бытия с позиции обыденного экологического сознания. Следовательно, экологическая психология - это обыденное экологическое сознание, обращенное через общественного субъекта к природному миру; она есть обыденное экологическое сознание в действии. Поэтому экологическая психология представляет большую ценность для общества. Экологическая психология складывается в результате непосредственных и опосредованных взаимодействий человека с природой. Причем, влияние этих взаимодействий на формирование экологической психологии является исторически конкретным и зачастую весьма противоречивым. Естественно, определяющая роль в этой системе взаимодействий на экологическую психологию в конечном итоге зависит от социально-экологической реальности. Вместе с тем., экологическая психология существенно зависит также от теоретического экологического сознания и экологической идеологии. Экологическая психология довольно устойчивое явление, и поэтому с изменением экологического бытия психология людей меняется не сразу, а крайне медленно. Например, требуется колоссальная работа в нашей стране для того, чтобы убедить людей в необходимости разумного и целесообразного отношения их к природе, формирования в сознании людей нового экологического мышления. Для того, чтобы новые биосферно-ноосферные идеи, системно-экологические принципы вошли в сознание, психику тысяч, миллионов людей, необходима трудная кропотливая работа всех систем социально-
экологических организаций, а также средств массовой информации: радио, телевидения, прессы и др.
Однако экологическая психология в ее массовых, повседневных формах носит стихийно оценочный, эмоциональный характер, не отличается глубокой продуманностью и культурой экологического умения. Массовому сознанию порой не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. В своей повседневной жизни люди в основном ограничиваются локальными успехами и достижениями природопользования, часто примиряются с существующим более или менее «сносным» экологическим благополучием. Повседневное экологическое мышление иногда пассивно и безразлично к перспективам экологически устойчивого развития общества. А это уже осуществляется в нашей работе на другом, более глубоком уровне экологического сознания - на уровне экологической идеологии.
Экологическую идеологию можно, на наш взгляд, определить как систему целесообразного и целенаправленного управления природными образованиями на основе идей, принципов и законов теоретического экологического сознания. На этом уровне экологического сознания глубже и шире осмысливаются общие закономерности формирования стратегии и программы охраны и рационализации природопользования.
В этой связи в качестве мировоззренческого и методологического оснований экологической идеологии исследуется концепция управления системой «общество-природа». Надо отметить, что в нашей научной литературе существуют различные подходы к определению экологического управления. Так, одни авторы считают, что интегративной целью экологического управления в системе «общество-природа» является согласование жизнедеятельности подсистемы «общество» с фундаментальными закономерностями функционирования природной подсистемы [4, с. 53-64]; другие - экологическое управление сводят к методу социально-экологического моделирования [8, с. 31 -42]; третьи - считают, что в основе организации экологического управления находятся либо концепция экоразвития [4, с. 53-64;6], либо концепция экологического устойчивого развития [3; 7, с. 3 -6; 9, с. 10-15]; четвертые - определяют критерии экологического управления через системные закономерности [3, с. 17-31].
В целом, положительно оценивая представленные здесь методологические позиции авторов относительно определения экологического управления вместе с тем нельзя не отметить, что большинство из этих позиций не всегда четко осмысливает системность экологического управления, системный анализ данных определений осуществляется ими лишь на уровне структурно-функционального подхода. К сожалению, указанные авторы не использовали в исследовании экологического управления всех возможностей богатого по содержанию системного подхода (интегрирующий фактор, связи субординации, системные качества, принципы самоорганизации и др.). Поэтому для разрешения проблемы формирования и определения экологического управления как смыслового стержня экологической идеологии и необходимо, прежде всего, разработать его системно-философские основания.
Системно-объективной основой экологического управления служит переход от форм и уровней организации природного мира к формам и видам социального бытия, которые, взаимодействуя между собой, формируют качественно новую социально-природную целостность - систему «общество-природа». Бесконечное множество связей между элементами системы «общество-природа», зависимостей между их параметрами ставят сегодня актуальную проблему более полного учета сложности экологического управления и в то же время его адекватности. Безусловно, никаким управлением невозможно одновременно охватить все изменения подсистем и элементов реального природного мира, а тем более, предельно глобальной системы «общество-природа». Однако выход подсказывает сама объективная действительность. Все сложные ее системы организованы иерархически, причем основанием для управления со стороны каждого вышележащего уровня организации является самоорганизация нижележащего уровня. Соответственно иерархически, должна
быть организована и информация, необходимая для управления. При этом для управляющей подсистемы важен не столько объем получаемой информации (который потенциально неисчерпаем), сколько способ ее организации, а именно, системно -иерархическое ее представление, адекватное структурно-динамической организации объекта управления и всей социоприродной системы управления.
Целостное управление природопользованием предполагает выделение системообразующего звена (объекта) в системе «общество-природа» - человеческой деятельности. Эта деятельность направлена, главным образом, на преобразование ресурсов природы (почв, ландшафтов, биогеоценозов и т.п.) для удовлетворения потребностей человека. Необходимо отметить, что природопреобразующая деятельность человека часто определяется в наше время как управление природой. Действительно, здесь имеются признаки управления: направленность воздействия, его пусковой характер с использованием природного процесса в качестве основной движущей силы преобразования, получение непосредственного запланированного результата. Однако все чаше последствия вмешательства человека в природную среду обнаруживают, что концепция однолинейной управляемости природных объектов представляет собой одну из опасных технологических (сциентистских) идеологий нашего времени. Вооруженный современной сверхмощной техникой человек может преобразовать рельеф местности, перекрывать морские проливы или изменять течение рек. Но прямолинейное использование этих возможностей оборачивается разрушением и катаклизмами природных явлений и процессов. Призыв Ф. Энгельса к тому, что нельзя обольщаться нашими победами над природой, актуален и сегодня. Следовательно, концепция экологического управления как неограниченного преобразования природы человеком является односторонней и поэтому требует системной доработки.
Для сохранения природных экосистем человек в своей деятельности должен четко осознавать и соблюдать их закономерности организации, функционирования и развития, их естественные границы и пределы преобразований. Иные же альтернативные подходы к природным экосистемам часто приводят к их разрушениям, деформациям и даже экологическим катастрофам. Идеология безграничного «покорения» человеком природы, как известно, безнравственна и губительна. Поэтому перспективы сохранения и выживания человечества связаны с взаимным совместным развитием природы и общества. При этом деятельность человека по преобразованию природных экосистем абсолютно невозможна и недопустима без знания и понимания его отдельных последствий, без учета экологических ограничений и пределов. Принцип «не навреди» столь же важен и верен в экологическом отношении к природе, как и в отношении к человеку.
Для формирования экологической идеологии как активно-творческого действия человека в отношении к природе, естественно, необходима зрелая экологическая теория и теоретическое сознание, дающие возможность более глубоко и широко осмыслить и осознать стратегию сохранения, выживания и дальнейшего совершенствования человечества. Такие модели экологического знания и теоретического сознания должны включать знания, накопленные естествознанием и науками об обществе и человеке на пути дальнейшего их развития и переосмысления и осознания многих установившихся взглядов на взаимоотношения природы и общества, место человека в биосфере.
Итак, внутренняя структура экологического сознания нами выражается через её социологический аспект, который в свою очередь формирует «вертикальный срез» в системном «образе» экологического сознания, а именно: уровни экологической психологии и экологической идеологии. Это дает возможность определить в логической структуре экологического сознания более глубокие «механизмы» понимания и осознания общих закономерностей управления системой «общество - природа».
Литература
1. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры//Экология, культура, образование. - М.: Наука, 1989. -С. 5-11.
2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов.гос. ун-та, 1996. - 211с.
3.Кацура А.В. Научное познание и системные закономерности. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. М.: Наука, - 1986. - С.17-31.
4.Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576с.
5.Мантатов В.В. Стратегия разума: Экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ: 1998-2000(В 2-х томах)
6.Марков Ю.Г. Социальная экология: Взаимодействие общества и природы. - Новосибирск: Лада. Новосибирск: Наука. РАН, 2001. - 544с.
7.Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // План действия. Утраченные надежды - М.: Экспресс, 1994. - С. 3-6.
8.Пегов С.А. Интегральные характеристики в системно-экологическом моделировании // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. - М.: Наука, 1986. - С.31-42.
9.Рюмина Е. Устойчивое развитие. Если экологический долг непомерно растёт // Зелёный мир, 1995, №24. - С.10-11.
10.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Академия, 2000. - 280с.
11.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - 279с.