ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2017 Философия. Психология. Социология Выпуск 4
УДК 159.923.2
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-576-583
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Штода Ольга Евгеньевна
Волгоградский государственный социально -педагогический университет, МБДОУДетский сад № 16 (Пятигорск)
Необходимость решения проблемы глобального экологического кризиса обусловила внимание современных исследователей к вопросу психологического анализа взаимодействия человека и природы, формирование основ которого должно быть начато уже на этапе дошкольного детства. Несмотря на теоретическую и методическую разработанность проблемы экологического образования детей, практически не изученным на данный момент остается вопрос об отношении к природе в комплексном процессе формирования экологического сознания ребенка. Целью данного научного исследования является теоретический анализ и эмпирическое изучение личностного отношения к природе в структуре экологического сознания. Выдвинуто предположение о необходимости опоры на эмпатийные переживания ребенка, предложены психологические механизмы идентификации и субъектификации в отношении природных объектов для эффективности психолого-педагогической работы по формированию у старших дошкольников личностного отношения к природе. Представлена диагностическая программа по изучению особенностей развития компонентов отношения к миру природы у детей 5-7 лет, приведены и проанализированы эмпирические результаты ее апробации. Установлено, что большинство старших дошкольников воспринимают природные объекты в качестве равноценных себе субъектов совместной деятельности или общения, но при этом у них практически отсутствуют эмпатийные переживания, не возникает психологическая идентификация по отношению к ним. Полученные результаты являются основой для построения программы психолого-педагогической работы по формированию личностного отношения старших дошкольников к природе, основанной на развитии способности ребенка к проявлению эмпатии к природным объектам, субъектного их восприятия.
Ключевые слова: экологическое сознание, экоцентрическое сознание, личностное отношение, экологическая установка, субъектификация, эмпатия, значимый взрослый.
PECULIARITIES OF PERSONAL ATTITUDE OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN TO NATURE
Olga E. Shtoda
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Municipal Public Pre-School Educational Institute Kindergarten №16 (Pyatigorsk)
Psychological analysis of the interaction between man and nature is an important issue for modern researches due to the problem of the global ecological crisis. Formation of the basis of this interaction should start in pre-school childhood. Despite the theoretical and the methodological work on the child's ecological education, there is a special need in researching the role of personal relation to nature in a complex process of the development of child's ecological consciousness. The aim of this scientific research is a theoretical analysis and an empirical study of personal relation to nature in the structure of ecological consciousness. The article suggests a notion that we should rely on a child's empathy and psychological mechanisms of identification and subjectification of nature objects, to form pre-school children's relation to nature. The article describes the diagnostic program for examining the features of the components of a child's relation to nature at the age of 5-7. The authors of the article describe and show the empirical results of the research. It was found out that most children perceive nature objects as equal to people subjects of common activities and communication, but they
О Штода O.E., 2017
almost do not have empathy or psychological identification toward them. The results of the research are the basis for constructing the psycho-pedagogical program that will help to develop children's ability to have an empathy toward nature objects, to perceive them as subjects.
Keywords: ecologic consciousness, ecocentric consciousness, personal relation, ecologic disposition, «sub-jectification», empathy, important adult.
Введение
Проблема глобального экологического кризиса стоит достаточно остро. Господствующее влияние экономической парадигмы развития человечества обусловило технократический характер цивилизации и формирование человеческого сознания в контексте преобразований вещных свойств и отношений окружающего мира для выживания и экономического благополучия человека. Вплоть до XX в. природа оставалась бесправным объектом эксплуатации и потребления ее ресурсов [1].
Социальный заказ на поиск выхода из экологического кризиса обусловил усиление тенденции «экологизации» целого ряда наук. Различные аспекты взаимосвязей в системе «человек - природа» изучаются такими научными дисциплинами, как экология человека, созология, социально-экономическая география, экологическая социология, социальная экология и др. Все большее значение приобретает необходимость психологического анализа взаимосвязей человека и природы, что вызвало обособление самостоятельной междисциплинарной отрасли науки на стыке психологии и социальной экологии — экологической психологии, предметом изучения которой является система «индивид - среда», или более широко — «человек - природа» [2].
Экологическая психология, по мнению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, на данный момент включает в себя несколько различных направлений исследований, в том числе:
- психологическая экология, предметом изучения которой является влияние экологических факторов на психику человека;
- психология окружающей среды, изучающая отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением;
- экологический подход в психологии, основанный на концепции Дж. Гибсона об «экологическом мире», включающем только те свойства объектов среды, которые могут восприниматься человеком, оказывать влияние на его жизнедеятельность, создавая «экологическую» среду его обитания [3];
- психология экологического сознания. Данное направление, в отличие от остальных, разрабатывалось в отечественной науке. Поскольку сознание представляет собой единство знания и отношения, то экологическое сознание понимается исследователями как совокупность экологических представлений, отношения к природе, а также соответствующих стратегий взаимодействия с ней [2].
Типы экологического сознания. Личностное отношение к природе в структуре экологического сознания
Психология экологического сознания с начала 90 х гг. XX в. исходит из того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего типа массового экологического сознания, являющегося его «психологической базой». «Парадоксально, но в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. <...> Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, их отношением к природе» [1, с. 80]. Соответственно, актуальными в современной науке становятся вопросы содержания понятия экологического сознания, его структуры и типологии, особенностей и механизмов формирования, а также возможностей и методов изучения.
Взаимоотношения человека и природы в отечественной психологии традиционно рассматривались в логике противопоставления их друг другу как субъекта (человек) и объекта (природа). В рамках такого понимания человек может либо воздействовать на природу (объект), либо принимать воздействие от нее [4]. Именно такой механизм лежит в основе антропоцентрического представления о том, что человек — это высшее звено в развитии природы, которая является только «обезличенной» средой его обитания, предметом манипуляций. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей человека. Этические нормы и правила в этом случае действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Совокупность таких представлений, отношений и стратегий, господствующих в современном обществе, характеризует антропоцентрический тип экологического со-
знания. В такой субъект-объектной логике человек в роли субъекта противостоит природе как экологическому объекту [5,6].
Качественно иной подход к рассмотрению взаимодействия человека и природы предлагают современные отечественные экопсихологи, в частности, В.А. Ясвин, В.И. Панов, С.Д. Дерябо, A.B. Гагарин, В.И. Медведев и др. Авторы говорят об экоцентрическом типе экологического сознания, при котором гармоничное развитие человека и природы представляет собой высшую ценность, природа мыслится как самоценная, а человек — как член природного сообщества. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей природного сообщества; в этом взаимодействии разрешено то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия. Этические нормы и правила при этом в равной степени распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы, а развитие человека и природы понимается как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. Согласно экоцентрическим представлениям природа является полноправным субъектом взаимодействия с человеком [6-8].
Перестройку глобального экологического сознания следует рассматривать как проблему психолого-педагогическую, поскольку ее решение целесообразно начинать на этапе формирования компонентов экологического сознания, которое происходит в образовательных институтах начиная с дошкольных образовательных организаций [9]. В настоящее время экологическое образование дошкольников прочно вошло в систему работы педагогов детских учреждений как неотъемлемая часть образовательного процесса и как главное звено системы непрерывного экологического образования населения. Традиционные информационно-просветительские методы обучения и воспитания направлены на формирование когнитивных представлений о природе. Между тем психологические исследования доказывают необходимость формирования у ребенка прежде всего личностно-значимого образа окружающего мира, что определяет основную роль личностного отношения к природе в структуре экологического сознания [1, 2, 10-13].
В связи с актуальностью проблемы формирования у дошкольников личностного отношения к природе в образовательной организации встает вопрос о возрастных особенностях этого отношения и методах их изучения у детей. Различные аспекты
данного вопроса разрабатывались рядом отечественных психологов — С.Д. Дерябо, М.О. Мдивани, Л.М. Макаровой, В.И. Пановым, И.В. Цветковой, В.А. Левиным, и другими [2, 4, 9, 14-16]. Однако их исследования посвящены прежде всего школьному и более старшему возрасту, в то время как особенности развития личностного отношения к природным объектам у дошкольников остаются недостаточно изученными. Целью нашего исследования является теоретический анализ и эмпирическое изучение личностного отношения к природе в структуре экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо: операционализировать понятие «отношение к природе» применительно к дошкольному возрасту; разработать диагностические процедуры для изучения особенностей личностного отношения к природным объектам у детей 5-7 лет, провести соответствующее эмпирическое исследование; на основе полученных данных разработать и апробировать программу развития отношения к природе у старших дошкольников в рамках дошкольной образовательной организации. Было выдвинуто предположение, что психолого-педагогическая работа по формированию экологического сознания детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если опираться на развитие у них эмпатийных переживаний, формирование психологических механизмов идентификации и субъектификации в отношении природных объектов.
Методы изучения особенностей личностного отношения к природе в дошкольном возрасте
В соответствии с представлениями В.А. Левина, отношение к природе рассматривается в единстве его компонентов — когнитивного, перцептивно-аффективного и поведенческого. По его мнению, когнитивный компонент характеризуется познавательной активностью человека, связанной с объектом отношения, т.е. стремлением искать, получать и перерабатывать информацию о природном объекте. Перцептивно-аффективный компонент включает восприимчивость к чувственно-выразителъ-ным характеристикам объекта отношения, эстетическое восприятие и этическое освоение природного объекта, а также эмоциональное отношение к его проявлениям. Поведенческий компонент отношения к природе в данном контексте рассматривается через готовность и стремление человека к практическому взаимодействию с объектом отношения [2].
Задача нашего исследования состояла в изучении особенностей личностного отношения к природе у детей 5-7 лет в единстве его компонентов. В рамках изучения когнитивного компонента личностного отношения ребенка к миру природы была использована методика И.В. Цветковой «Экологический светофор», которая позволила выявить особенности представлений детей о допустимых и недопустимых действиях в отношении природы [16].
Изучение перцептивно-аффективного компонента личностного отношения к природе осуществлялось с помощью следующих диагностических процедур:
- «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо). Методика представляет собой вербальный ассоциативный тест и направлена на выявление доминирующего типа установки ребенка в отношении природы;
- «Мировосприятие дошкольников» (Л.М. Макарова). В исследовании применялся субтест 2, позволяющий изучить особенности проявления детьми психологических механизмов эмпатии и идентификации по отношению к природным объектам;
- «Субъектификация природных объектов» (СПО) (авторская модификация методики С.Д. Дерябо). Методика направлена на изучение особенностей субъектификации природных объектов и позволяет получить представления об общем уровне развития способности к восприятию природных объектов в качестве субъектов, наиболее выраженных аспектах субъектификации (по классификации С.Д. Дерябо), а также группах природных объектов, которых дети субъектифи-цируют чаще всего. Методика, разработанная для школьников, была модифицирована нами для работы с детьми старшего дошкольного возраста — процедура проведения переведена в игровую форму, добавлен наглядный стимульный материал, текст утверждений адаптирован для понимания детьми начиная с 6 лет [2, 9, 14].
Для исследования поведенческого компонента личностного отношения к природе применялся субтест 2-й методики «Мировосприятие дошкольников» (Л.М. Макарова), направленный на изучение выраженности экоцентрической направленности ребенка в отношении природных объектов.
Диагностика особенностей личностного отношения к природе проводилась в группах дошкольного возраста МОУ СШ № 87 г. Волгограда, а также МКДОУ детского сада № 16 г. Пятигорска. В эмпирическом исследовании участвовали 156 детей двух возрастных групп — 5-6 лет и 6-7 лет.
Обработка и анализ полученных данных проводились с применением следующих статистических процедур: методов описательной статистики, коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты диагностики особенностей личностного отношения к природе у старших дошкольников
Данные, полученные в ходе изучения особенностей когнитивного компонента отношения к природе у старших дошкольников на основе методики И.В. Цветковой «Экологический светофор», свидетельствуют о том, что для подавляющего большинства детей обеих возрастных групп характерен средний уровень развития представлений о допустимых и недопустимых действиях в отношении природы (86 % в группе детей 5 лет и 83 % в группе детей 6 лет). Дети правильно характеризуют однозначные (как позитивные, так и негативные) действия персонажей — поливать цветы, подметать, мусорить, убивать жуков и др., разница в ответах чаще всего наблюдается при обсуждении следующих ситуаций: собирать цветы, ловить бабочек, унести домой диких животных. Лишь небольшое число детей (4 % и 9 %, соответственно) верно оценивают эти ситуации и имеют высокий уровень развития представлений о допустимых действиях в отношении природы. Большинство проявляет антропоцентрическую установку в отношении природы. Низкий уровень развития представлений детей о допустимых и недопустимых действиях в отношении природы также встречается достаточно редко (10 % и 8 %, соответственно).
Методика В.А. Левина и С.Д. Дерябо «ЭЗОП» позволила сделать выводы о том, что для большинства детей 5 лет характерно доминирование этической (28 %) и эстетической (23 %) установок в отношении природных объектов; несколько меньшая группа детей имеет когнитивную (20 %) или прагматическую (13 %) установку во взаимодействии с природой. В группе детей 6 лет большая часть (34 %) имеет эстетическую установку в отношении природных объектов; значительно реже встречается этическая установка (19 %), а также прагматическая и когнитивная установки (по 14 %) во взаимодействии с природой. В результате корреляционного анализа была выявлена значимая положительная взаимосвязь между экологической установкой детей в группе пятилеток и уровнем развития их представлений о допустимых действиях в отношении природы (0,437 на уровне значимости р < 0,05): дети, более верно
оценивающие ситуации взаимодействия персонажей с природными объектами, чаще имеют более экоцентрированную и педагогически желательную установку в отношении природы.
Возникновение у детей психологического механизма эмпатии к природным объектам исследовалось с помощью методик «Экологический светофор» и «Мировосприятие дошкольников» (субтест 2). Результаты по данным диагностическим процедурам в обеих группах являются сходными: подавляющее большинство старших дошкольников не проявляют эмпатию в отношении объектов природы (94% и 89% соответственно по методике «Мировосприятие»; 90% и 71% по методике «Экологический светофор»). Устойчивое проявление эмпатии к природным объектам характерно лишь для нескольких детей в обеих возрастных группах (1% и 6% соответственно, на основании суммирования данных по обеим методикам). Таким образом, для детей 6 лет несколько чаще характерна эмпатия к животным и растениям, чем для 5-летних детей. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии отрицательной взаимосвязи между проявлением детьми эмпатии и показателем их экологической установки в группе 6 лет (-0,298 между показателем возникновения эмпатии по методике «Мировосприятие» и показателем экоцентрической установки по той же методике; -0,331 между показателем возникновения эмпатии по методике «Светофор» и общим показателем экологической установки по двум методикам). На наш взгляд, такие результаты могут свидетельствовать о том, что возникновение эмпатии у детей порождается другими факторами, нежели экоцентрическая установка по отношению к природе, она развивается как самостоятельный процесс, и наличие педагогически желательной экологической установки не гарантирует проявление детьми эмпатии в отношении природных объектов.
Диагностика способности к субъектификации природных объектов осуществлялась с применением авторской модификации методики «Субъек-тификация природных объектов» (С.Д. Дерябо) только в группе детей в возрасте 6 лет, с учетом возрастных особенностей развития сознания 5-летних детей. Использование методов описательной статистики позволяет сделать вывод о том, что средние показатели находятся в диапазоне от 14 до 30 баллов. Средний уровень развития способности к субъектификации природных объектов характерен для 74 % детей, низкий — для 7 %, высокий — для 19 % детей в возрасте 6 лет.
Что касается объектов, в отношении которых у дошкольников происходит субъектификация, то в 55 % случаев легче всего детям субъектифициро-вать зверей, значительно реже — птиц (11 %), еще реже — остальные категории объектов. 12 % детей одинаково легко субъектифицируют все категории природных объектов, лишь у 2 % шестилеток легче всего происходит субъектификация неживых объектов. Доминирование субъектификации растений выявлено у 5 % дошкольников. Данные, полученные по показателю «способность к субъектификации неживых объектов», свидетельствуют о том, что большинство детей субъектифицируют элементы ландшафта и погодные явления на среднем (47 %) или высоком (36 %) уровне. Следующим анализируемым показателем является степень развития тех или иных аспектов субъектификации. Согласно полученным данным, наиболее развит в данной возрастной группе третий аспект субъектификации (49 %). У 26 % детей наблюдается одинаковое развитие всех аспектов. Наименее развит у 44 % дошкольников первый аспект субъектификации, реже (26 %) — второй аспект. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста в большей степени готовы рассматривать природный объект в качестве субъекта его собственной деятельности, а также в качестве партнера совместной с ними деятельности совокупного субъекта «личность + природный объект». Переживание же собственной личностной динамики на основе установления параллелизма с природным объектом представляет для детей определенные трудности, что может быть связано с возрастными особенностями развития самосознания ребенка.
Проявление ребенком экоцентрической направленности во взаимодействии с природным объектом как поведенческий компонент личностного отношения к природе изучалось с помощью методики «Мировосприятие» (субтест 2), которая дополнила результаты методики «ЭЗОП». Согласно полученным данным в обеих возрастных группах половина детей (по 49%) имеют в большей степени антропоцентрическую, а другая половина (по 51 %) — экоцентрическую установку. Преобладающего доминирования определенной установки ни в одной возрастной группе выявлено не было. Применение корреляционного анализа позволило сделать вывод о наличии в обеих возрастных группах значимой положительной взаимосвязи выраженности экоцентрической направленности во взаимодействии с природой и представлений детей о допустимых и недопусти-
O.E. Штода
мых действиях в отношении нее (0,362 между общим показателем экоцентрической направленности и показателем уровня развития когнитивных представлений по методике «Светофор» в группе 5 лет; 0,298 между показателем экоцентрической направленности по методике «Мировосприятие» и когнитивных представлений по методике «Светофор» в группе 6 лет). Таким образом, дети с более экоцентрической направленностью во взаимодействии с природой имеют более сформированные представления о допустимых действиях по отношению к природным объектам, что доказывает взаимосвязь когнитивной и перцептивно-аффективной, когнитивной и поведенческой составляющих личностного отношения ребенка к природе.
Заключение
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать выводы об особенностях развития когнитивного, перцептивно-аффективного и поведенческого компонентов личностного отношения к природным объектам у детей 5-7 лет. Для большинства дошкольников характерен средний уровень развития когнитивных представлений о природе, выше среднего — уровень развития представлений о допустимых и недопустимых действиях в отношении природы. Дети 6 лет чаще имеют эстетическую, а 5 лет — этическую или эстетическую установку в отношении природных объектов, однако не проявляют к ним эмпатии и идентификации. Детей в группе 6 лет отличает средний уровень развития способности к субъек-тификации, в том числе по отношению к неживым объектам. Чаще всего дошкольники приписывают свойства субъектности зверям. Шестилетки в основном воспринимают субъектифици-рованный природный объект в качестве партнера совместной деятельности и общения, а отследить собственную личностную динамику во взаимодействии с таким объектом представляет для них наибольшие трудности. В обеих возрастных группах в равной степени развиты как антропоцентрическая, так и экоцентрическая установки в отношении объектов природы.
Полученные результаты являются основой для построения развивающей работы по формированию личностного отношения к природе у старших дошкольников. Такая работа должна быть направлена на создание условий для формирования у детей механизмов эмпатии и идентификации в отношении природных объектов, а также субъектного восприятия мира природы. Станов-
ление в первую очередь перцептивно-аффективного компонента отношения ребенка к природе, на наш взгляд, лежит в основе других компонентов данного отношения и является необходимым условием для их развития.
Список литературы
1. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 196 с.
2. Ясвин В А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
3. ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
4. Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза / под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. 384 с.
5. Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Структурно-функциональное исследование экологического сознания // 2-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы. М.: Экопси-центр РОСС, 2000. С. 14-15.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
7. Гагарин А.В, Иващенко A.B., Степанов С.А. Экологическая психология и педагогика. М. : Изд-во МНЭПУ, 2008. 296 с.
8. Медведев В.И., Алдашева А А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001. 384 с.
9. Макарова JIM. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. психол. наук. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2003. 209 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 209 с.
11. Корганова И.В. Воспитание субъектно-этического отношения к природе у детей: дис. ... канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2002. 255 с.
12. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе у младших школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. №75. С. 220-231.
13. Рябова С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.
№ 133. С. 245-249.
14. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 1999. 310 с.
15. Мдивани М.О. Диагностика экологического сознания у детей разного возраста // 6-я Российская конференция по экологической психологии / науч. ред. М.О. Мдивани. М.: Психологический институт РАО, 2012. С. 200-202.
16. Цветкова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2(3). С. 34-40.
Получено 14.03.2017
References
1. Panov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya. Opyt postroeniya metodologii [Ecological Psychology. Experience of Construction of the Methodology]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 196 p. (In Russian).
2. Yasvin V. A. Psikhologiya otnosheniya kprirode [Psychology of the Relation to Nature]. Moscow, Smysl Publ., 2000, 456 p. (In Russian).
3. Gibson Dzh. Ekologicheskiypodhod k zritel 'nomu vospriyatiyu [Ecologic Approach to Visual Perception], Moscow, Progress Publ., 1988, 464 p.
(In Russian).
4. Ekopsihologiya razvitiya cheloveka na raznyh etapah ontogeneza. Pod obshch. red. V.I. Panova, Sh.R. Hisambeeva [Ecopsychology of Human Development on Different Stages of Ontogeny. Ed. by V.I. Panov, Sh.R. Hisambeev]. Moscow, Psychological Institute of RAE Publ., Saint Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2013, 384 p. (In Russian).
5. Akopov G.V., Cherdymova E.I. Strukturno-funktsional'noe issledovanie ekologicheskogo soz-naniya [Structural and Functional Study of Ecological Consciousness]. 2-ya Rossiyskaya konferentsi-ya po ekologicheskoy psihologii. Tezisy [2nd Russian Conference on Ecological Psychology. Abstracts]. Moscow, Ekopsitsentr ROSS Publ.,
pp. 14-15. (In Russian).
6. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ekologicheskaya pegagogika i psikhologiya [Ecologic Pedagogics and Psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996, 480 p. (In Russian).
7. Gagarin A.V., Ivashchenko A.V., Stepanov S.A. Ekologicheskaya psikhologiya i pedagogika [Ecologic Psychology and Pedagogics]. Moscow, IIEPU Publ., 2008, 296 p. (In Russian).
8. Medvedev V.I., Aldasheva A. A. Ecologicheskoe soznanie [Ecological Consciousness]. Moscow, Logos Publ., 2001, 384 p. (In Russian).
9. Makarova L.M. Formirovanie ekologicheskogo soz-naniya и detey v usloviyah doshkol'nogo obrazovate-lnogo uchrezhdeniya: dis. ... kand. psikhol. nauk [Training of Children's Ecologic Consciousness in Pre-school Educational Institutes: dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Samara, 2003, 209 p. (In Russian).
10. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of Formation of the Personality]. Izbran-nye psihologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow, Mezhdunarod. ped. akadem. Publ., 1995, 209 p. (In Russian).
11. Korganova I. V. Vospitanie sub 'ektno-eticheskogo otnosheniya k prirode u detey: dis. ... kand. ped. nauk [Training of Children's Subject-Ethical Respect for Nature: dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2002, 255 p. (In Russian).
12. Kurnosova S.A. Vospitanie emotsionalnoy ot-zyvchivosti k prirode u mladshih Shkolnikov [Training of Primary School Children's Emotional Sympathy towards Nature]. Izvestiya Rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta
im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2008, vol. 75, pp. 220-231. (In Russian).
13. Ryabova S. S. Tsennostnoe otnoshenie kprirode kak component ekologicheskoy kultury [Axiological Relation towards Nature as a Part of Ecologic Culture] . Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2012, vol. 133, pp. 245-249.
(In Russian).
14. Deryabo S.D. Ekologicheskaya psikhologiya. Diag-nostika ekologicheskogo soznaniya [Ecologic Psychology. Diagnostics of Ecologic Consciousness]. Moscow, MPSI Publ., 1999, 310 p. (In Russian).
15. Mdivani M.O. Diagnostika ekologicheskogo soznaniya u detey raznogo vozrasta [Diagnostics of Ecologic Consciousness of children of different ages] . 6-ya Rossiyskaya konferentsiya po ekologicheskoy psikhologii. Tezisy [6th Russian Conference on Ecological Psychology. Abstracts]. Moscow, Psychological Institute of RAE Publ., 2012, pp. 200-202. (In Russian).
16. T svetkova I. V. Diagnostika ekologicheskoy kultury mladshego shkolnika [Diagnostics of Primary School Children's Ecologic Culture]. Mir psikhologii i psikhologiya v mire [The world of Psychology and Psychology in the World]. 1995, vol. 2(3), pp. 34^10. (In Russian).
The date of the manuscript receipt 14.03.2017
Об авторе
Штода Ольга Евгеньевна
соискатель кафедры психологии образования и развития,
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400066, Волгоград, пр. В.И. Ленина, 27;
педагог-психолог, МБДОУ Детский сад № 16, 357550, Ставропольский край, Пятигорск, пос. Горячеводский, пер. Малиновского, 11;
e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0263-3405
About the author
Shtoda Olga Evgenyevna
Ph.D. Student of the Department of Psychology in Education and Development, Volgograd State Socio-Pedagogical University, 27, V.I. Lenin av., Volgograd, 400066, Russia;
Educational Psychologist,
Municipal Public Pre-School Educational Institute
Kindergarten № 16,
11, Malinovskiy In., Goryachevodskiy vil., Pyatigorsk, Stavropol region, 357560, Russia;
e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0263-3405
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Штода О.Е. Особенности личностного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 576-583. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-576-583
Please cite this article in English as:
Shtoda O.E. Peculiarities of personal attitude of senior pre-school children to nature // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2017. Iss. 4. P. 576-583. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-576-583