Стройиндустрия сегодня: факты и прогнозы1
С.И. Круглик
заместитель Министра регионального развития Российской Федерации
Ввод жилья
В первом полугодии 2008 года ввод жилья в России в целом составил 21,7 миллиона квадратных метров площади. Этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 2,9 процента, тогда как в 2007 году аналогичный показатель был увеличен на 34,8 процента.
При значительных объемах жилищного строительства в крупных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, произошло наибольшее снижение темпов ввода жилья по сравнению с соответствующим периодом прошлого года: в Москве - 50,7 процента, в Санкт-Петербурге - 19,6 процента. Одной из основных причин сложившейся ситуации является реальный дефицит территорий для строительства.
Вместе с тем стоит отметить позитивную тенденцию увеличения темпов роста ввода жилья в субъектах Дальневосточного федерального округа, где жилья введено на 52,5 процента больше по отношению к аналогичному полугодию прошлого года (в 2007 году ввод жилья был увеличен на 22,3 процента к 2006 году).
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Московской области, где введено 10,1 процента от сданной в эксплуатацию общей площади жилья в России в целом, Краснодарском крае - 7,6 процента; в Москве - 5,4; в Республике Татарстан - 5,2; в Ростовской области - 3,9; в Республике Башкортостан и Санкт-Петербурге - по 3,8 процента; в Тюменской
области - 3,2; в Челябинской и Омской областях - по 2,5 процента; в Ставропольском крае - 2,4 процента. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил 50,4 процента. При значительных объемах жилищного строительства в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодарском крае в первом полугодии произошло снижение ввода жилья по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, которое оказало значительное влияние на темп роста ввода жилья в России в целом. В Москве снижение составило 50,7 процента; в Санкт-Петербурге - 19,6; в Московской области - 7,0 и в Краснодарском крае - 1,7 процента.
В первом полугодии 2008 года продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введены 82 тысячи жилых домов общей площадью 11,3 миллиона квадратных метров, что составило 109,3 процента к первому полугодию 2007 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила в России в целом - 52,3 процента, в республиках Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской, Удмуртской, Чувашской республиках, Краснодарском крае, Костромской, Пензенской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях - от 76 процентов до 90,6 процента, в республиках Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках - 100 процентов.
1 В статье использованы материалы пресс-конференции заместителя Министра регионального развития РФ С.И. Круглика, посвященной Дню строителя, проходившей в Москве 6 августа 2008 года.
Экспериментальные проекты
комплексного освоения территорий
В 2007 году были отобраны 22 экспериментальных инвестиционных проекта комплексного освоения территорий. Это проекты массовой застройки жилья. Наибольшее количество таких проектов сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах. Говоря о ходе их реализации, отмечу, что в полном объеме все запланированные в 2007 году работы выполнены по проектам Брянской, Кемеровской, Липецкой, Ленинградской областей, Чувашской Республики.
Молодые семьи
В этом году участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» стали 74 региона, их общий объем финансирования из федерального бюджета составит 5,6 миллиарда рублей. В настоящее время 82 процента от годового лимита перечислены в регионы. В декабре 2007 года мы расширили круг молодых семей - возможных участников подпрограммы, увеличив возраст супругов с 30 до 35 лет включительно.
Ветераны Великой Отечественной войны
К маю 2010 года будет завершена работа по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. 22 июля подписан Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в статьи
4 и 23.2 Федерального Закона «О ветеранах», в котором конкретизированы категории граждан, для которых повышен норматив общей площади жилья при расчете субсидии с 18 до 22 квадратных метров. Нами уточнены количественные показатели по этим категориям. Сегодня на учете состоят 53 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны, для решения вопроса их обеспечения жильем необходимо более 30 миллиардов рублей. В 2008 году на указан-
ные цели дополнительно предусмотрено 8,9 миллиарда рублей.
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства
В 2007 году утверждены схемы территориального планирования Республики Башкортостан, Московской, Смоленской, Ростовской, Самарской, Саратовской и Астраханской областей. Утверждены 66 генеральных планов городских округов, городских поселений, численность населения которых составляет более 100 тысяч человек, а также генеральный план Санкт-Петербурга.
Органами государственной власти ряда субъектов Российской Федерации проводится работа по предоставлению земельных участков для комплексного освоения жилищного строительства из состава неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Так, например, в Московской области для этих целей предоставлены земельные участки общей площадью 4 688,3 гектара, в Чеченской Республике - 3 993,7; в Смоленской области - 1 212 гектаров.
Объем бюджетных ассигнований по подпрограмме обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2008 год составляет 5,9 миллиарда рублей.
Заявки на участие в отборе субъектов Российской Федерации и инвестиционных проектов для предоставления в 2008 году субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство, в том числе малоэтажное, коммунальной инфраструктурой, поступили от 52 субъектов Российской Федерации по 175 проектам на общую сумму запрашиваемых субсидий 20,4 миллиарда рублей, в том числе на 2008 год - 2,7 миллиарда рублей.
По результатам заседания Комиссии по проведению отборов в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» отобраны 139 проектов из 49 субъектов Российской Федерации. Общий объем запрашиваемых субсидий по всем отобранным проектам составил 23,9 миллиарда рублей, в том числе на 2008 год - 3,6 миллиарда рублей. Площадь вводимого жилья по всем проектам - 37,1 миллиона квадратных метров, в том числе в 2008 году - 6,1 миллиона квадратных метров.
Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки
Конкурсной комиссией отобраны 37 проектов из 19 субъектов Российской Федерации. Проект распоряжения о распределении субсидий между субъектами Российской Федерации на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов малоэтажной и многоквартирной застройки внесен в Правительство Российской Федерации.
Стоимость жилья
В среднем в Российской Федерации за I квартал 2008 года по отношению к IV кварталу 2007 года цены на первичном рынке жилья выросли на 2,63 процента, на вторичном - на 10,41 процента. При этом в I квартале 2007 года рост цен на первичном рынке жилья составил 13,3 процента, на вторичном - 14,4 процента.
По состоянию на I квартал 2008 года средняя цена на первичном рынке жилья составила 48 729,47 рубля за один квадратный метр, на вторичном - 52 122,16 рубля за один квадратный метр. При этом средняя цена на первичном рынке жилья в I квартале 2007 года составила 40 978,24 рубля за один квадратный метр, на вторичном - 41 900,79 рубля за один квадратный метр.
Годовой (I квартал 2008 года по отношению к I кварталу 2007 года) рост цен составил на первичном рынке 18,9 процента, на вторичном - 24,4 процента.
кирпич
3,40%
щебень, гравий, песок 1,60%
бетон, раствор 5,60%
железобетон и бетонные изделия* 48,60%
металлические
конструкции
3,10%
лесоматериалы
7,30%
прочие
материалы
30,40%
Соотношение основных строительных материалов, применяемых в жилищном строительстве (*доля арматуры в среднем составляет 14 процентов, цемента - 10 процентов в стоимости железобетонных и бетонных изделий)
Соотношение расчетной стоимости строительства, определенной по данным региональных органов по ценообразованию в строительстве, с ценой реализации жилых помещений на первичном рынке в I квартале 2008 года в среднем в Российской Федерации составила 64 процента, в том числе в городе Москве - 257 процентов, в городе Санкт-Петербурге - 139 процентов.
Стоимость основных видов строительных материалов
По сравнению с I кварталом 2008 года во II квартале стоимость основных строительных материалов, по данным региональных органов по ценообразованию, увеличилась в среднем на 5 процентов. Рост за первое полугодие основных строительных матери-
Сметная стоимость строительных материалов в среднем в Российской Федерации (без НДС, в рублях)
Наименование строительных материалов Единица измерения Год Рост за 1-е полугодие 2008 года, %
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
/ квартал II квартал
Цемент тонна 1 009 1 214 1 462 1 697 2 298 2 821 4 578 4 847 5 170 113
Листы асбестоцементные м2 30 36 40 46 56 86 98 100 105 107
Стекло листовое м2 84 90 112 138 148 162 176 178 183 104
Линолеум м2 103 121 135 150 163 182 195 198 203 104
Мягкие (рулонные) кровельные материалы м2 12 13 14 16 17 18 20 20 20 100
Санитарные керамические (трубы керамические канализационные) изделия м 136 154 218 247 285 308 340 356 375 110
Плитки керамические (глазурованные облицовочные) м2 140 162 173 194 208 223 234 237 241 103
Теплоизоляционные материалы (плиты минераловатные) на основе минеральных волокон м3 880 1 089 1 262 1 491 1 644 1 881 2 183 2 243 2 320 106
Стеновые материалы (кирпич керамический) тысяч штук 2 503 3 001 3 848 4 319 5 085 5 942 7 322 7 545 8 058 110
Материалы строительные нерудные (песок) м3 135 169 212 241 294 339 378 401 410 108
№9(84) 2008 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
алов равнялся 8,3 процента. При этом рост стоимости цемента в среднем в Российской Федерации за первое полугодие составил 13 процентов.
В структуре стоимости строительномонтажных работ доля строительных материалов, по данным региональных органов по ценообразованию, с 2000 по 2008 год в среднем составила 63,9 процента, а стоимость строительно-монтажных работ в структуре цены на первичном рынке жилья - 27,67 процента.
оплата труда строителей 10,70%
эксплуатация машин 4,90%
накладные расходы 12,70%
сметная прибыль 7,80%
материалы 63,90%
Структура затрат на строительство
жилых домов в среднем в Российской Федерации
Производство строительных материалов
В первом полугодии 2008 года произошел незначительный спад производства цемента (на 2,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в основном за счет снижения темпов жилищного строительства. Так, в Москве этот показатель равен 49,3 процента, в Московской области - 93, в Санкт-Петербурге - 80,4 процента. В других регионах Российской Федерации также наблюдался спад производства цемента, в основном по причине продолжающегося роста цен на жилье, и как следствие, снижения покупательского спроса.
Немаловажной причиной стало и увеличение импорта более дешевого цемента из Китая и Турции. В первом полугодии 2008
года в Россию ввезено более 3 миллионов тонн цемента. Для сравнения импорт цемента за весь 2007 год составил 2,4 миллиона тонн.
прибыль прочие
инвесторов расходы
46,78% 6,17%
стоимость СМР 27,67%
подключение к сетям 8,81%
социальные
обременения
10,57%
Структура стоимости жилых домов на первичном рынке
В отношении других строительных материалов наблюдается устойчивый рост производства материалов, изделий и конструкций. Так, за первое полугодие 2008 года производство стекла строительного возросло на 13,9 процента; стекла листового термополированного - на 4,7; линолеума - на 0,9; мягких кровельных материалов - на 7,1; изделий санитарных керамических - на 8,6; стеновых материалов - на 12,7; кирпича строительного - на 8,7; сборного железобетона - на 6,7; материалов строительных нерудных - на 17,1; щебня и гравия - на 16,0 процента.
В последние годы наблюдается рост ввода предприятий по производству строительных материалов, за исключением цементных заводов. За первое полугодие 2008 года введено в эксплуатацию 146 объектов производства и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов. Наиболее значимые объекты введены на территориях Ленинградской области, в Краснодарском крае, Татарстане, Нижегородской области, Свердловской области, городе Новосибирске и в Амурской области.
Сложившееся положение на рынке строительных материалов свидетельствует о необходимости увеличения строительства новых и реконструкции действующих предприятий по производству строительных материалов, в первую очередь цемента, на условиях государственно-частного партнерства.
Продукция предприятий по производству строительных материалов, произведенная в Российской Федерации, в основном ориентирована на внутренний рынок. Материалы основного общестроительного назначения (цемент, стеновые, нерудные материалы, изделия сборные железобетонные и другие материалы) импортируются в незначительном количестве, и доля продукции отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке традиционно составляет 98-100 процентов.
Несмотря на увеличение внутреннего спроса и соответствующий рост производства ряда отделочных материалов, на рынке наблюдается жесткая конкуренция с зарубежными производителями и поставщиками. При этом следует отметить, что за прошедший период доля импортной продукции, аналогичной таким материалам, как керамическая плитка, линолеум, сухие строительные смеси, на внутреннем рынке снизилась более чем в 2 раза. В настоящее время на внутреннем рынке доля отечественных отделочных материалов составляет: линолеум - 81,2 процента; керамическая плитка - 72,2; сухие строительные смеси -90 процентов. Наиболее экспортоориентированным материалом является асбест (50 процентов от всего объема производства). Доля экспорта в объеме производства остальных материалов составляет не более 5-14 процентов.
Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что также негативно сказывается на конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Это относится прежде всего к предприятиям цементной и стекольной промышленностей, использу-
ющих энергоемкие технологии и во многих случаях эксплуатирующих устаревшее оборудование.
Доля энергоресурсов для такой продукции выше среднего показателя в отечественной промышленности в целом и значительно выше мирового уровня. Соотношение между ценами производителей и ценами приобретения в среднем в России достигает двукратного значения, что обусловлено транспортными, снабженческо-сбытовыми, налоговыми и прочими высокими начислениями.
В целях осуществления координирующей деятельности по развитию промышленности строительных материалов в Министерстве регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) создается база данных по строительным материалам, в которой содержится различная информация о действующих и планируемых предприятиях, мощностях выпускаемой продукции и другая информация. На основе анализа имеющихся данных определены наиболее оптимальные территории субъектов Российской Федерации Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов в плане комплексного строительства цементных предприятий и машиностроительных заводов по изготовлению оборудования для цементных предприятий с учетом интересов регионов на условиях государственно-частного партнерства.
Проблемы в области производства и потребления строительных материалов
1. Отставание в разработке необходимой градостроительной документации и долгосрочных перспективных планов социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом не позволяет осуществлять достоверный прогноз структуры капитального строительства зданий, сооружений и объектов, в том числе жилищного строительства и необходимых соответствующих ему объектов социального назначения, адекватно оценивать наиболее вероятные требования к продукции предприятий по производству строительных
материалов со стороны строительных и ремонтно-эксплуатационных организаций, социальных групп граждан, имеющих разные уровни дохода.
2. Высокий уровень физического износа основных фондов при низком техническом уровне оснащения производств и невысокой производительности труда на многих предприятиях. При этом производство отечественного оборудования для предприятий, выпускающих строительные материалы, практически приостановлено.
3. Низкая инновационная активность предприятий по производству строительных материалов. К настоящему времени материально-техническая база большинства научно-исследовательских и проектноконструкторских организаций разрушена. Произошла значительная утечка научных кадров. Российские коммерческие организации не проявляют интереса к российскому научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт технологий как более быстрый способ модернизации производства. В результате деятельность отечественных научных и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние предприятий по производству строительных материалов. Продолжает увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и предложениями научно-исследовательских и проектноконструкторских организаций.
4. Значительная степень зависимости от цен на продукцию и услуги естественных монополий (РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром») при большой топливно-энергетической составляющей в себестоимости производства многих видов строительных материалов, а также отсутствие достаточного количества специализированного подвижного состава (ОАО «РЖД») особенно в период сезонного увеличения спроса на строительные материалы.
5. Длительные процедуры прохождения согласований на технические условия на электроснабжение, особенно газоснабжение, создание подъездных железнодорожных путей и подключение к объектам ком-
мунальной инфраструктуры при создании новых производственных мощностей.
6. Отсутствие достаточных объемов собственных средств предприятий строительных материалов и доступа их к заемным источникам финансирования в целях проведения эффективной инвестиционной политики.
Для инвестиционных проектов развития производства строительных материалов в большинстве случае характерно следующее:
1) высокая капиталоемкость и длительный период окупаемости (5-7 лет и более);
2) высокие экологические риски как из-за характера горнодобывающих предприятий, так и в связи с перспективой ужесточения требований к уровню экологической безопасности как самого производства, так и выпускаемой продукции;
3) высокие инфраструктурные и сырьевые риски, связанные с неопределенностью в отношении поведения естественных монополий и слабым развитием инфраструктуры.
7. Отставание в проведении геологоразведочных работ с целью прироста и пополнения разведанных запасов природного сырья.
8. Отсутствие у потенциального инвестора гарантий приобретения права пользования земельным участком, необходимым для освоения недр по лицензии, приобретенной по результатам конкурса или аукциона. Из-за несовершенства ряда положений Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков после проведения торгов, конкурса в большинстве случаев отказываются от осуществления отвода соответствующего земельного участка для целей недропользования вопреки предварительному на это согласию.
9. Низкая степень самообеспечения строительных комплексов субъектов Российской Федерации по широкой номенклатуре строительных материалов приводит к возникновению зависимости значительного числа субъектов Российской Федерации от поставок различных видов строительных материалов из других регионов.
10. Неэффективность существующей нормативной правовой базы для создания условий по использованию в качестве сырья при производстве строительных материалов техногенных отходов смежных отраслей экономики, а также отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования утилизации топливосодержащих отходов (в том числе твердых бытовых) в качестве дополнительного топлива в технологических процессах на предприятиях промышленности строительных материалов.
11. Отсутствие единой государственной научно-технической политики в сфере производства строительных материалов, а также региональных программ по его развитию на период до 2020 года, в которых должны быть учтены территориально-климатические и социально-экономические особенности регионов, наличие сырьевых ресурсов, определены перспективные ресурсосберегающие типы зданий и энергосберегающих технологий по производству строительных материалов.
12. Состояние научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по созданию новых высокоэффективных технологий отрасли весьма неудовлетворительно. В последние 10 лет в производстве строительных материалов происходит процесс сворачивания масштабных поисковых исследований, перспективных научно-исследовательских работ и экспериментальных конструкторских решений. Отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов ввиду невозможности предложить потребителю сразу комплектное технологическое оборудование с услугами по его монтажу и пусконаладочным работам остаются не всегда востребованными. На российских предприятиях по производству строительных материалов научно-технический прогресс основывается на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования. Из-за отсутствия финансирования разработка и формирование системы национальных стандартов ведется с отставанием, что сдерживает развитие производства
современных высокоэффективных изделий и конструкций и их внедрение в практику строительства. Строительство и производство строительных материалов попадает в техническую и технологическую зависимость от иностранных разработчиков. Российские коммерческие организации в основной своей массе еще не готовы вкладывать денежные средства в науку. В настоящее время у российского строительного комплекса нет современной дееспособной научно-технической базы, способной решать текущие и перспективные задачи отрасли. Взаимодействие науки и строительных корпораций сводится к решению лишь локальных задач.
13. Недостаточность инженерно-технических кадров и рабочих среднего звена, их низкий квалификационный уровень характерны для всех предприятий по производству строительных материалов. Разрушена система профессионального образования рабочих, прежде всего ведущих специальностей.
Отсутствие государственной поддержки в вопросах ликвидации этих и других негативных факторов может привести к тому, что производство строительных материалов станет сдерживающим фактором развития капитального строительства, в том числе в части реализации национальных проектов.
Кризис отрасли будет иметь не только экономические, но и негативные социальные последствия, и в первую очередь это отразится на реализации национальных проектов.
Прогноз развития рынка строительных материалов
Решение системной проблемы производства строительных материалов невозможно без комплексного подхода на долгосрочную перспективу.
Одним из наиболее эффективных путей преодоления проблем отрасли является разработка и реализация стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года.
Разработка комплексных мер в отрасли обусловлена необходимостью развития промышленности строительных материалов в Российской Федерации и обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу на отечественном рынке, а также необходимостью решения таких системных проблем структурного характера, как:
• технологическое отставание одного из базовых секторов российской экономики от ведущих стран мира;
• низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
• невысокий уровень отечественных научно-технических разработок;
• недостаточная инновационная активность российских хозяйствующих структур.
Ожидаемый результат от реализации указной стратегии - полное обеспечение потребности страны в основных видах строительных материалов соответствующего качества, необходимых для освоения объемов инвестиций, определенных инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также реализации задач, содержащихся в приоритетных национальных проектах.
В проекте стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года сценарные условия разработаны исходя из задач и показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При этом рассмотрены два варианта сценарных условий развития экономики Российской Федерации -инновационный и инерционный. Учитывая, что стратегия ориентирована на наиболее полное удовлетворение потребности экономики в продукции промышленности строительных материалов, в качестве основного варианта расчета приняты показатели инновационного сценария развития Российской Федерации на период до 2020 года как наиболее сложного для реализации.
В период 2008-2012 годы намечается строительство следующих предприятий
промышленности по производству строительных материалов на территории Российской Федерации:
• 51 предприятие по производству цемента общей мощностью более 80,0 миллиона тонн;
• 147 заводов по производству стеновых материалов общей мощностью более
6.0 миллиона штук условных кирпича;
• 24 предприятия по производству теплоизоляционных материалов общей мощностью боле 3 000 тысяч кубических метров;
• 21 предприятие по производству нерудных материалов общей мощностью более 7 000 тысяч кубических метров;
• 35 заводов по производству сборного железобетона общей мощностью более 3 000 тысяч кубических метров;
• 3 предприятия по производству листового стекла общей мощностью более
34.0 миллиона квадратных метров;
• 3 завода по производству кровельных материалов общей мощностью более
89.0 миллиона квадратных метров.
С учетом ориентиров развития регионов, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также требований Методических рекомендаций по разработке региональных прогнозов производства и потребления продукции промышленности строительных материалов в процессе разработки проекта указанной стратеги сделан прогноз потребности в строительных материалах на период до 2020 года по федеральным округам.
Лицензирование
Лицензирование в строительной отрасли как механизм государственного регулирования было введено на начальном этапе вступления России на путь экономических реформ. За 17 лет своего существования, практически начиная с момента создания, система лицензирования постоянно реорганизовывалась: менялись схемы лицензирования, ее порядок, виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Сегодня в проектно-изыскательской и строительной сфере работают более 240 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, из которых свыше 80 процентов малые и средние. Более 290 тысяч лицензий дают право лицензиатам осуществлять лицензируемые Минрегионом России виды деятельности на всей территории Российской Федерации. Лицензирование создает субъектам предпринимательства максимально либеральные условия для выхода на российский рынок строительных и проектно-изыскательских услуг и равные конкурентные условия для работы всех лицензированных участников при обеспечении контроля со стороны государства за их деятельностью. Российский строительный рынок является весьма привлекательным для крупных иностранных компаний. В строительной отрасли работают 716 иностранных компаний, имеющих 1 086 лицензий.
В первом полугодии 2008 года были выданы около 58 тысяч лицензий 50 тысячам соискателей лицензий. Из общего количества лицензий 147 лицензий были выданы 98 иностранным компаниям. За этот период отказано в выдаче и переоформлении 186 лицензий. В первом полугодии закончился срок действия около 34 тысяч лицензий. При прекращении с 1 января 2009 года предоставления лицензий в строительной отрасли на начало 2009 года (с учетом окончания срока действия ранее выданных на
5 лет лицензий) будут действовать около 273 тысяч лицензий, на начало 2010 года -около 234 тысяч лицензий, на начало 2011 года - около 185 тысяч лицензий, на начало 2012 года - около 124 тысяч лицензий и на начало 2013 года - около 50 тысяч лицензий.
В прошедший период 2008 года лицензирующим органом были проведены 253 проверки соблюдения 340 лицензиатами лицензионных требований и условий. По результатам проверок в судебном порядке аннулированы 13 лицензий. Решением арбитражных судов согласно пункту 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 11 лицензиатов были привлечены к административной ответственности.
Следует отметить, что применение эффективных мер воздействия к нарушителям лицензионных требований и условий ограничивается несовершенством норм Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части проведения лицензионного контроля и применения мер воздействия, в том числе приостановления действия лицензий непосредственно лицензирующим органом, а также отсутствием постановления Правительства Российской Федерации взамен постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», в котором должен быть определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий.
22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является введение саморегулирования в строительной отрасли и прекращение лицензирования в строительстве с 2010 года.
Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы»
Минрегионом России разработан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении концепции программы.
Согласно проекту концепции в рамках программы предполагается реализация мероприятий по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории 27 субъектов Российской Федерации. Время проведения всего комплекса программных мероприятий условно разделено на 2 этапа.
Первый этап (2009-2010 годы) по своей сути является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.
На этом этапе предлагается выполнить работы по подготовке соответствующих нормативных и методических документов, необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести анализ деятельности сети сейсмологических станций и их расширение, принять решения о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем необходимых средств (в том числе из федерального бюджета) на работы по обеспечению сейсмической защиты зданий и сооружений.
В этот период также предусматривается реализации первоочередных мероприятий на объектах, требующих безотлагательного сейсмоусиления, расположенных на территории Камчатского края, Сахалинской области и других наиболее опасных сейсмических районов Российской Федерации.
Второй этап (2011-2013 годы) является основным и предполагает непосредственно проведение работ, обеспечивающих сейсмическую безопасность зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.
Предварительно общий объем финансирования программы предусматривается в сумме 72 миллиардов рублей, в том числе средства федерального бюджета - 48 миллиардов, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 22 миллиарда, внебюджетные источники - 2 миллиарда рублей.
Предполагается, что снижение возможного материального ущерба от разрушительных землетрясений в результате повышения уровня сейсмостойкости зданий и сооружений в рамках программы составит 1,5 триллиона рублей2.
О дольщиках
Количество пострадавших соинвесторов за период с II квартала 2007 года по настоящее время сократилось в 2 раза (с 58 до 29 тысяч человек). Количество проблемных объектов сократилось с 702 до 340. Проблемы пострадавших соинвесторов оперативно решаются, темпы ввода объектов значительно увеличиваются:
• в Москве в 2006-2007 годы построены
20 объектов, 7 введены в эксплуатацию в 2007 году, 3 - в I квартале 2008 года;
• в Московской области в 2007 году введены 49 объектов, в I квартале 2008 года - 34 дома.
Жилищно-коммунальное хозяйство О Фонде
52 субъекта Российской Федерации уже получили от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства свыше 28 миллиардов рублей. На эти средства с учетом софинансирования регионов свои жилищные условия улучшат почти 4 миллиона граждан России.
Сегодня в качестве первоочередной Фонд ставит перед собой задачу глубокого и содержательного мониторинга реализации региональных адресных программ капитального ремонта и переселения из аварийного жилья, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки. Деятельность Фонда абсолютно прозрачна: каждый гражданин России может проверить на сайте Фонда, кому и сколько Фондом выделено средств и где эти деньги находятся.
Заблуждение
Одно популяризируемое сегодня заблуждение: утверждается, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» содержит требование отказаться от субсиди-
2 Для справки. В августе 2007 года на Сахалине от землетрясения пострадал город Невельск. Было отселено 7 тысяч 415 жителей, под снос определено 239 жилых домов, ущерб составил 8,5 миллиарда рублей.
рования населения при оплате жилищнокоммунальных услуг.
Это не так, поскольку в законе речь идет только о переходе на прямое перечисление льгот и субсидий населению в денежной форме. Требований к уменьшению размера социальной поддержки населения нет. Поставлена задача отказаться от дотирования организаций отрасли на возмещение убытков путем перехода на экономически обоснованное тарифное регулирование и 100процентный уровень платежей.
О зиме
Особенностью подготовки к предстоящей зиме является повышенное внимание Правительства Российской Федерации к этой теме. В связи с этим 21 июля 2008 года на заседании Правительства Российской Федерации этот вопрос был детально рассмотрен, и принято соответствующее постановление, в соответствии с которым впервые будет создана Межведомственная комиссия по оценке эффективности работы органов исполнительной власти регионов по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода 2008-2009 годов.
Также впервые принято решение выработать меры по ужесточению ответственности должностных лиц, не обеспечивших исполнение необходимых мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и энергетики к работе в зимних условиях.
Принято решение разработать программу по снижению рисков, связанных с прохождением зимы, в регионах, которые отнесены к территориям с высокими рисками прохождения максимумов энергетических нагрузок.
Еще одна «новинка сезона» - Федеральная антимонопольная служба будет осуществлять проверку обоснованности уровня цен на жидкое топливо, а это актуально
для регионов, в которых этот вид топлива является основным энергоносителем.
В настоящее время на согласовании находится проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании Федерального штаба по обеспечению безопасности электроснабжения, который должен координировать и обеспечивать согласованность действий органов исполнительной власти и региональных штабов.
Весь комплекс мероприятий по подготовке к зиме находится под пристальным вниманием Минрегиона России. До начала отопительного периода мы проведем три всероссийских селекторных совещания с руководством регионов.
О газе
21 июля 2008 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан будут регламентировать порядок и условия заключения договоров при обеспечении газом граждан, устанавливать права и обязанности сторон при исполнении такого договора, а также фиксировать объем и размер платежа за него.
Целью принятия этих Правил, наконец-то, является установление понятных и прозрачных условий при заключении договоров поставки газа населению.
Новое в реформировании жилищнокоммунального хозяйства
В формате созданной рабочей группы Минрегиона России по сотрудничеству со Сберегательным банком Российской Федерации реализуется пилотный проект, суть которого - апробация современных финансовых продуктов и технологий, включая биллинговые центры и проектное кредитование в процессе реформирования ЖКХ3.
3 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 апреля 2008 года № 55.