Научная статья на тему 'Доступное и комфортное жилье гражданам России. Заседание Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов'

Доступное и комфортное жилье гражданам России. Заседание Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступное и комфортное жилье гражданам России. Заседание Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов»

Доступное и комфортное жилье -гражданам России

Заседание Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 19 апреля 2006 года, Москва

19 апреля 2006 года в Москве под руководством Министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева состоялось четвертое заседание Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье -гражданам России».

Руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) Сергей Круглик выступил с докладом о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В частности, господин Круг-лик привел следующие данные:

1) во исполнение перед молодыми семьями обязательств 2005 года с 26 субъектами Российской Федерации подписываются соглашения на общую сумму 374,4 миллиона рублей; планируется заключение аналогичных соглашений еще с 14 субъектами Российской Федерации на общую сумму 277,8 миллиона рублей. Перечисление средств федерального бюджета будет производиться после внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»;

2) в рамках реализации мероприятия по увеличению в 2006 году уставного капитала ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) на 3,7 миллиарда рублей Росстроем как главным распорядителем средств федерального бюджета в I квартале 2006 года произведены все необходимые действия для перевода денежных

средств со своего счета на счет Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) для увеличения уставного капитала АИЖК;

3) 31 марта 2006 года утвержден приказ «О конкурсе по отбору банков для работы со средствами федерального бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Конкурсный отбор банков будет проведен в мае 2006 года;

4) с 1 января 2006 года начата оплата государственных жилищных сертификатов, выданных в 2005 году военнослужащим, подлежащим увольнению и уволенным с военной службы; гражданам, выехавшим (выезжающим) из районов Крайнего Севера (всего на 01.01.2006 задолженность по оплате сертификатов составляла 9,517 миллиарда рублей, перечислено 3,74 миллиарда рублей);

5) в целях обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в бюджете 2006 года заложено 3 миллиарда 200 миллионов рублей. В I квартале 2006 года на эти цели выделено 950 миллионов рублей;

6) Росстроем разработан проект дополнительного перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений в рамках лимитов подпрограммы. К настоящему времени в ходе реализации договорной компании на 2006 год Росстроем рассмотрена документация по 73 объектам (из 88) на общую сум-

му 1,845 миллиарда рублей (из 1,975 миллиарда рублей).

Рем Мукумов, директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации, рассказал работе с субъектами Российской Федерации по разработке региональных программ реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

О мерах по переселению граждан из жилья, непригодного для проживания, и проведении модернизации и капитального ремонта жилищного фонда доложил губернатор Челябинской области Петр Сумин.

Елена Батурина, президент закрытого акционерного общества «ИНТЕКО», в своем докладе представила краткий анализ состояния подотраслей строительной индустрии.

С докладом о развитии малоэтажного строительства с применением деревянных конструкций выступил Сергей Подобед, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Балтрос».

Сергей Манаков, исполняющий обязанности главы администрации города Ростова-на-Дону, в своем докладе рассказал о порядке взаимодействия застройщиков с предприятиями инженерно-энергетического комплекса в процессе получения и исполнения технических условий и присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов.

По итогам заседания его участники вынесли следующие основные решения:

1) рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить рассмотрение и утверждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья»;

2) рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации ускорить процесс согласования проекта

федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»;

3) признать необходимым реализацию в Российской Федерации мероприятий по проведению инвентаризации жилья, непригодного для проживания, и жилья с высокой степенью износа с целью определения объемов жилищного фонда, подлежащего сносу, реконструкции, капитальному ремонту, планируемого к переводу в разряд ветхого и аварийного в течение последующих 10-15 лет;

4) рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству разработать и представить в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок проведения инвентаризации жилья, непригодного для проживания, и жилья с высокой степенью износа;

5) рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации подготовить и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации перечень нормативных правовых актов, направленных на решение задач по переселению граждан из жилья, непригодного для проживания, и проведению модернизации и капитального ремонта жилищного фонда;

6) признать необходимым принятие мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и строительной индустрии, для успешной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;

9) рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопросы о внесении изменений в существующее законодательство:

• о предоставлении возможности организациям коммунально-энергетического комплекса использовать порядок уплаты НДС в части проведения работ (услуг) в старой редакции Налогового кодекса Российской Федерации («по оплате»);

• об освобождении платежей за присоединение и инвестиционных надбавок от налога на прибыль;

• о возможности проведения реструктуризации накопившихся долгов ресурсоснабжающих предприятий коммунального комплекса перед бюджетом либо их списание до реализации постановления Правительства Российской Федерации № 83.

* * *

Доклад Е.Н. Батуриной на заседании Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов

В предлагаемых основных мерах по развитию промышленности строительных материалов в России описываются цели и задачи развития отрасли. Меры направлены на повышение уровня благосостояния населения, удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков, рост эффективности производства и увеличение объемов строительной продукции.

Как известно, жилищный фонд Российской Федерации составляет 2,89 миллиарда квадратных метров с учетом того, что в России приблизительно половина жилищного фонда состоит из индивидуального жилья, а общая потребность россиян в жилье составляет 1,6 миллиарда квадратных метров. Таким образом, для удовлетворения потребности жителей России в жилье необходимо увеличение жилищного фонда на 46,1 процента.

Федеральной целевой программой (ФЦП) «Жилище» задан ряд основных показателей развития строительства в России, одним из которых является доведение к 2010 году ежегодного объема строительства жилья до 80 миллионов квадратных метров. При существующих темпах строительства (с приростом 10-14 процентов в год1) на покрытие названого спроса потребуется около 40 лет, причем если не принимать во внимание старение жилищного фонда.

1 Данные за 2004 год.

Следует учитывать, что во времена существования СССР статистики не учитывали индивидуальное строительство. Следовательно, сейчас речь должна идти о том, чтобы увеличить объем ввода индустриального жилья не в два, а в четыре раза.

К 2010 году средняя стоимость квартиры площадью 54 квадратных метра должна быть равна среднему совокупному доходу семьи из 3-х человек за 3 года. Вместе с тем в ФЦП «Жилище» отсутствуют характеристики типов жилья, не указано, в каких регионах и сколько должно быть его построено, отсутствует увязка со строительными мощностями и обеспеченностью строительными материалами и, самое главное -нет связи Национального проекта «Доступное жилье» со стратегией социально-экономического развития регионов и России в целом.

Несмотря на то, что в последнее время наметилась тенденция достаточно устойчивого роста объемов ввода жилья, их явно недостаточно для того, чтобы в сроки, указанные Президентом Российской Федерации, выполнить планы, заложенные в ФЦП «Жилище». При этом необходимо учитывать, что за последние десять лет количество построенных квартир сократилось с 602 тысяч в 1995 году до 515 тысяч в 2005 году. В основном это произошло за счет строительства жилья повышенной комфортности. Средний размер общей площади квартир увеличился с 68 до 86 квадратных метров.

Даже не анализируя другие составляющие ФЦП «Жилище», можно сказать, что запланированное резкое увеличение темпов строительства потребует изменения самой структуры строительства, перехода к другим архитектурным решениям, проектированию новых типов зданий и освоения новых технологий. А это, в свою очередь, потребует производства широкой номенклатуры современных высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций.

Представители компании «ИНТЕКО» провели анализ ситуации в области строи-

тельства жилья в двух сопредельных странах - Казахстане и Китае - и пришли к выводу, что эти страны могут служить примером реализации национальных проектов в области жилищного строительства.

Как известно, в Казахстане программа рассчитана на строительство 12 миллионов квадратных метров жилья за три года. Это позволит улучшить жилищные условия около 195 тысячам семей. Для проектов в области социального жилья Правительство Казахстана ввело следующие ограничения: средняя площадь 3-комнатной квартиры должна составлять не менее 80 квадратных метров, а стоимость одного квадратного метра жилой площади - не более 350 долларов. В Казахстане также принята концепция увеличения доли индивидуального жилья с 60 до 80 процентов.

Китай прежде всего обеспечил скачок в объеме производства строительных материалов всех ценовых категорий и одновременно с колоссальным увеличением ввода жилья превратился в крупнейшего импортера строительных материалов и технологий. Это позволило увеличить ввод жилой площади до одного квадратного метра на человека в год. Китай эффективно конкурирует с соседними странами во всех строительных отраслях. Сейчас в стране даже принята программа по снижению объемов ввода жилья, что говорит о том, что наши юго-восточные соседи подошли к точке насыщения своего внутреннего рынка.

За последние несколько лет в России удалось добиться постоянного роста объема промышленной продукции. Но хотя ежегодный прирост выпуска строительных материалов и составляет около 10 процентов, достигнутые объемы не полностью удовлетворяют потребности современного строительства. Это обусловлено низким технологическим уровнем предприятий и износом оборудования. В отдельных подотраслях степень износа основных фондов доходит до 50-80 процентов. Ввод новых мощностей ежегодно составляет около одного процента, а выбытие из-за износа - около двух процентов. Производство отдельных видов строительных материалов характеризуется высокой капиталоемкостью производствен-

ных мощностей и требует значительного времени, что снижает их инвестиционную привлекательность.

Краткий анализ подотраслей строительной индустрии Цементная промышленность

Сравнивая режим поддержания существующего уровня мощности с режимом необходимого наращивания продукции (при строительстве новых заводов), объем инвестиций на 1 тонну цемента возрастет с 5-6 долларов на 1 тонну мощности в год до 250-300 долларов на 1 тонну в год. Степень износа технологического оборудования цементной промышленности составляет 70 процентов. Вследствие этого мощности 45 действующих заводов официально оцениваются в 71,2 миллиона тонн в год, но заводы в их нынешнем состоянии фактически могут произвести максимум 65 миллионов тонн цемента в год.

Чтобы обеспечить строительный комплекс цементом, достаточным для ввода 80 миллионов квадратных метров жилья к 2010 году, промышленность должна выйти на уровень производства цемента 90 миллионов тонн в год. Это потребует ввода дополнительных производственных мощностей. Суммарно капиталовложения по отрасли должны составить 5-6 миллиардов долларов. При сохранении существующей ситуации в отрасли уже в 2007 году на рынке возникнет устойчивый дефицит цемента, особенно его высших марок. По нашим оценкам, если государство своевременно не вмешается и не обеспечит массированное строительство цементных заводов, то дефицит исчезнет только в 2015 году. Более того, цементная промышленность является одной из наиболее топливо- и энергоемких отраслей. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции доходит до 40 процентов. В настоящее время в России преобладает наиболее энергоемкий «мокрый» способ производства цемента, его доля в выпуске цементного клинкера приблизительно составляет 87 процентов, а в производстве цемента - 85 процентов.

С нашей точки зрения, основными направлениями развития цементной промышленности являются:

• удовлетворение потребностей строительного комплекса в ассортименте, качестве цемента;

• техническое перевооружение заводов с целью обновления основных фондов;

• внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли «сухого» способа производства цемента до 40-50 процентов;

• налаживание производства новых видов цемента;

• подготовка строительных предприятий к переходу на использование в качестве технологического топлива угля и топливосодержащих отходов промышленности;

• оптимизация размещения производства цемента в субъектах Российской Федерации с учетом их потребностей.

Производство теплоизоляционных материалов

В настоящее время в России производится около 9 миллионов кубических метров различного вида теплоизоляционных материалов. Основным видом производимых утеплителей являются минераловатные изделия, доля которых в общем объеме производства составляет более 65 процентов, около 8 процентов приходится на стекловатные материалы, 20 процентов -на пенопласты, 3 процента - на ячеистый бетон.

Потребность в утеплителях резко возросла после введения новых требований к теп-лопотерям ограждающих конструкций зданий. К 2010 году потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны составит 50-55 миллионов кубических метров, в том числе для жилищного строительства -18-20 миллионов кубических метров. По нашему мнению, вывести производство волокнистых утеплителей для всех заводов страны на принципиально новый уровень возможно посредством перевод производства из доменных шлаков на минеральное сырье.

Приоритетными направлениями развития производства утеплителей являются:

• создание рядом отечественных фирм новых мощностей с использованием иностранного оборудования;

• разработка отечественного оборудования для производства теплоизоляционных материалов;

• развитие производства на основе ячеистых автоклавных и безавтоклавных бетонов;

• производство кровельных и гидроизоляционных материалов.

Кровельные и гидроизоляционные

материалы

В настоящее время общероссийский рынок рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов оценивается в 450-460 миллионов квадратных метров, мягкой черепицы - в 3-3,5 миллиона квадратных метров. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2005 году производство мягких кровельных и гидроизоляционных материалов составило 477 миллионов квадратных метров (104 процента к показателям 2004 года).

Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции является приоритетной задачей промышленности кровельных и изоляционных материалов. С целью повышения доли современных высокоэффективных материалов, обеспечивающих долговечность и надежность, необходимо существенное изменение структуры производства.

Листовое стекло

Сегодня объем производства листового стекла составляет 120 миллионов квадратных метров, из них 74 процента производится по современной так называемой флоп-технологии. Дефицит высококачественного листового стекла приблизительно составляет 35 миллионов квадратных метров. Одной из основных задач в развитии этой подотрасли является организация в России широкомасштабного производства современных энергосберегающих стекол с твердым и мягким покрытием.

Стеновые материалы

В 2005 году в России объем выпуска стеновых материалов доведен до 15 миллиардов штук условного кирпича в год. По оцен-

ке Росстроя, в 2006 году спрос на стеновые материалы увеличится до 16-17 миллиардов штук, а к 2010 году достигнет 27-28 миллиардов штук условного кирпича.

Приоритетное направление - строительство технологических линий по производству ячеистого бетона прежде всего на действующих заводах силикатного кирпича, а строительство линий по производству пенобетона - на действующих заводах железобетонных изделий.

Кроме того, рекомендуется создание мобильных установок по изготовлению пено-полистиролбетона плотностью 300-350 килограммов на 1 кубический метр для возведения монолитных самонесущих стен каркасно-монолитных зданий и изготовления трехслойных стеновых панелей для крупнопанельного строительства.

Керамические изделия

На 1 января 2006 года общая мощность производства керамических плиток составила 8,7 миллиона квадратных метров с коэффициентом использования мощностей -90 процентов. Технический уровень большинства российских предприятий строительной керамики отстает от уровня большинства зарубежных фирм вследствие того, что оборудование морально и технически устарело. Степень износа оборудования некоторых предприятий составляет более 60 процентов.

Основным направлением развития керамической промышленности является техническое переоснащение, реконструкция предприятий по производству керамических плиток с установкой импортного современного оборудования, имеющего значительное преимущество перед отечественным.

В технически развитых странах на одного жителя производится около 1 кубического метра бетона, в России - в три раза меньше. После многократного спада производства, начиная с 1999 года объемы использования железа и железобетона начали расти, причем несколько более высокими темпами, чем объемы строительства. В 2005 году производство сборных железобетонных конструкций и изделий достигло 23,5

кубических метра, что составило 104 процент к 2004 году.

Сборный железобетон

Мировая практика доказывает, что в настоящее время в строительстве все шире применяется сборный железобетон. Основными направлениями развития производства железобетона являются:

• разработка и исследование железобетона и бетона в части повышения их свойств, обеспечивающих гарантийный сроки эксплуатации зданий и сооружений (в том числе особо плотные, морозостойкие, кислотостойкие);

• разработка и организация производства новых видов бетона, прежде всего быстротвердеющих, позволяющих в перспективе отказаться от тепловой обработки бетона, а также цементов с низкой водопот-ребностью.

Строительные машины и оборудование

В области строительного производства машин и оборудования основными направлениями развития являются разработка конкурентного отечественного оборудования для заводского производства и монтажа сборных железобетонных конструкций, расширение номенклатуры и разработки новых видов модульной опалубки, создание автомеханизированного оборудования для приготовления бетонных сухих смесей.

Изменение структуры жилищного строительства с увеличением доли индивидуального жилья, а также введение повышенных требований по теплозащите ограждающих конструкций привели к тому, что в конце 1990-х годов резко снизился объем мощностей индустриального домостроения.

Основными направлениями в реформировании предприятий индустриального домостроения являются:

• продолжение модернизации предприятий с ориентацией на производство энергоэффективных ширококорпусных крупнопанельных домов на базе переработки типовых серий;

• освоение производства изделий и конструкций для зданий различных архи-

тектурных систем, в том числе каркасных, сборно-монолитных;

• развитие монолитного и сборно-монолитного домостроения;

• расширение производства эффективных материалов и изделий для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.

Минеральное сырье

За прошедшие 10 лет в России значительно сократился объем добычи минерального сырья для производства строительных материалов. В 2005 году объем производства нерудных строительных материалов, применяемых в капитальном жилищном и дорожном строительстве, составил около 257 миллионов кубических метров, что на 0,7 процента меньше чем в 2004 году.

Технический уровень оборудования отрасли отстает от мирового и характеризуется низкой степенью автоматизации производственных процессов. В отрасли наблюдается постоянная нехватка оборудования, отвечающее современным требованиям оборудование в нашей стране не выпускается. Одновременно со спадом производства снизилась производительность труда, возросли энерго- и материальные затраты.

Приоритетными направлениями развития промышленности нерудных материалов являются:

• техническое перевооружение и реконструкция действующих карьеров, дробильно-сортировочных заводов с условием изменения качества сырья в лучшую сторону;

• внедрение оборудования, обеспечивающего расширения номенклатуры выпускаемой продукции;

• снижение энергоемкости.

При этом следует учитывать, что производственные мощности распределены по территории России крайне неравномерно. Более 60 процентов из них находится в европейской части России, что обусловливает существенное удорожание продукции из-за транспортной составляющей. Кроме того, использование в производстве устаревшего оборудования и технологий приводит к значительным расходам энергопотребления.

Такое положение дел в промышленности строительных материалов дает основания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для сомнения в возможности реализации Национального жилищного проекта без государственной поддержки в установленные сроки и в требуемых объемах.

Учитывая важнейшее социально-экономическое значение реализации Национального жилищного проекта, государственная поддержка строительной отрасли должна оказываться в том числе и из Стабилизационного фонда Российской Федерации, особенно при строительстве и реконструкции заводов, выпускающих оборудование для производства цемента, бетона, железобетона.

При инвестициях в строительную индустрию конечным эффектом будет являться мультипликативный рост не только строительной отрасли, но и смежных отраслей, при этом денежные средства будут связаны с долгосрочными проектами, что в отличие от прямых бюджетных трат не вызовет всплеск инфляции.

В связи со значительной капиталоемкостью промышленности строительных материалов начальным толчком к ее динамичному и устойчивом развитию должна послужить программа, создающая на первом этапе условия, которые должны обеспечить гарантированное привлечение инвесторов на этот рынок. Эта программа должна быть рассмотрена и утверждена на правительственном уровне в качестве ФЦП (условное название - ФЦП «Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов») и войти в качестве равноправной составляющей в пакет программ Национального проекта «Доступное жилье».

Предлагаемая программа должна предусматривать такие меры государственной поддержки промышленности строительных материалов, как:

• совершенствование системы стандартизации, сертификации строительных материалов;

• срочное принятие технических регламентов;

• определение существующих и предлагаемых к использованию в качестве дешевого жилья строений;

• реанимация программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья;

выкуп для государственных нужд земельных участков, их подготовка для массового строительства;

• создание комплексной взаимной увязки параметров социально-экономического развития регионов, параметров стратегических приоритетов и параметров Национального проекта.

Дело в том, что существуют регионы, в программе строительства которых действительно необходимо государственное участие, например Калининград или Сахалин. Ясно, что для инвесторов эти районы не являются привлекательными, поскольку районы депрессивные. Думается, что задача государства - вмешаться в такую ситуацию.

Необходимо также принять меры правового характера по созданию условий для повышения инвестиционной активности, а именно:

• предоставление льгот для предприятий строительных материалов на период строительства новых мощностей;

• выработка необходимой налоговой политики;

• выработка целевого таможенного регулирования при импорте не производимого в России оборудования для строительной индустрии;

• снижение пошлин на новое оборудование, запасные части, компоненты для технологического перевооружения;

• выработка финансово-кредитной политики в части предоставления участникам Национального проекта целевых ресурсов, государственных гарантий на осуществление крупных инфраструктурных объектов;

• выработка комплексной политики в части обучения строительным специальностям;

финансирование научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых технологий в производстве строительных материалов;

• выработка концепции миграционной политики, направленной на стимулирование переселения трудоспособных граждан России, граждан бывшего СССР, в районы, в которых наблюдается убыль населения, при условии соблюдения для переселенцев социальных гарантий.

Следует отметить, что, по данным Центра миграционных исследований, в России единовременно находятся приблизительно 4 миллиона мигрантов, из них 3 миллиона -нелегально. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и Федеральной миграционной службы, 40 процентов мигрантов трудится в строительстве. Таким образом, в строительстве может работать до 2 миллионов человек (мигрантов). В то же время, по данным МВД России, мигрантам было выдано всего 550 тысяч разрешений на работу.

Ограничение рентабельности монополий при формировании тарифов на газ, электроэнергию, услуги железнодорожного транспорта

С целью эффективной реализации структурной политики государства в жилищной сфере и неизбежного активного воздействия результатов проведения жилищной политики на социально-экономическое развитие России, а также учитывая то, что нерыночное стимулирование спроса неизбежно должно сопровождаться нерыночным стимулированием предложения, в качестве партнера российского частного бизнеса государство обязано принять участие в развертывании строительной индустрии.

Должен быть определен перечень производственных мощностей по производству базовых строительных материалов, осуществлено их строительство за государственный счет (или на государственные субсидии) с последующей передачей в концессию коммерческим организациям для выполнения долгосрочного государственного заказа на производимую продукцию в размере не менее 50 процентов от производственных мощностей. Это позволит равномерно разместить промышленные предприятия с учетом потребностей региона, а также гарантировать концессионеру сочетание долгосрочного государственного заказа на строительство социального жилья и производства продукции для нужд собственного свободного рынка.

Следует безотлагательно приступить к созданию подпрограмм, направленных на

разработку экономических стимулов и формирование инвестиционно привлекательного климата для частных инвесторов. Кроме того, надо разработать классификацию жилья по степени доступности для различных социальных слоев общества, его стандартизацию по срокам эксплуатации, мет-ражности, определить минимальный набор параметров, определяющих понятие комфортности.

Исходя из этого предлагается следующий состав подпрограмм Федеральной целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов»:

• подпрограмма по строительству и модернизации производственных мощностей по производству базовых строительных материалов за государственный счет или за счет государственных субсидий;

• подпрограмма по развитию концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями по эксплуатации построенных промышленных предприятий с сервитутом досрочного государственного заказа производимой продукции в размере не менее 50 процентов от производственных мощностей;

• подпрограмма по экономической поддержке при создании и эксплуатации заводов по производству строительных материалов посредством снижения стоимости предоставляемых земельных участков, зданий и сооружений, изменения ввозных пошлин на необходимое перевооружение отрасли;

• подпрограмма по возрождению и усилению потенциала научно-исследовательской базы в строительной отрасли.

Одновременно с разработкой программы в рамках Национального проекта необходимо инициировать реализацию пилотных региональных проектов, выполняемых в рамках частногосударственного партнерства с участием крупнейших компаний российской строительной индустрии и направленных на подъем и развитие строительной отрасли.

Хотелось бы еще раз отметить, что недостаточная комплексная проработка программ, входящих в Национальный проект, а также неготовность некоторых федеральных структур вынуждают участников проекта в рамках проекта частногосударственного партнерства осуществлять самостоятельные исследования и разработки, подчас замещая действия федеральной, а иногда и региональной исполнительной власти.

К слову сказать, когда мы собирали представленную в докладе информацию, полной информации мы не могли получить ни в одном федеральном округе, даже в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Отсутствие единого информационного центра приводит к тому, что при принятии решения о строительстве, месте осуществления пилотного проекта по строительству жилья или реконструкции единственно возможным остается метод обследования регионов сотрудниками частных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.