24-25 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА. і*™*
ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ■'-=-%■
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ РОССИИ"
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». Итоги 2006 года, перспективы на 2007 год1
М.М. Куликов
помощник Министра регионального развития Российской Федерации
Анализируя результаты выполнения Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» за 2006 год, следует остановиться на 4 основных направлениях:
1) развитие жилищного строительства,
2) совершенствование жилищно-коммунального комплекса,
3) развитие ипотечного кредитования и обеспечение жильем молодых семей,
4) исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Поскольку 2006 год является первым годом выполнения проекта, значительные усилия и временные ресурсы были потрачены на решение организационных задач. Как известно, высшими органами управления всеми четырьмя приоритетными национальными проектами в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения жильем, а также в сфере демографии являются Совет при Президенте Российской Федерации по реализации этих национальных проектов, возглавляемый Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, и Президиум этого Совета, который возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
Для реализации работы по каждому из приоритетных проектов распоряжением Президента Российской Федерации при Совете сформированы межведомственные
рабочие группы, которые возглавляются профильными министрами. Руководитель межведомственной рабочей группы по нашему приоритетному проекту, естественно - Министр регионального развития Владимир Анатольевич Яковлев, который при Министерстве регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является координатором проекта.
В 2006 году в субъектах Российской Федерации назначены должностные лица, ответственные за реализацию национальных проектов. Координируется все это из федеральных округов. Многие вопросы обсуждались на совещаниях и в регионах, и в федеральных округах, кроме того, по различным аспектам реализации национального проекта проведены парламентские слушания, круглые столы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума), в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и так далее (рис. 1).
Минрегионом России были заключены соглашения по реализации национального проекта с каждым субъектом Российской Федерации, кроме Чеченской Республики, которая работает по особому общему плану. В этих соглашениях указаны конкретные 4 цифры, касающиеся строительства, обеспечения молодых семей, объемов ипотечного жилищного кредитования и обеспечения отдельных категорий граждан, за которыми Минрегион России осуществляет жесткий контроль.
1 Доклад на Всероссийской конференции «Система управления жилищным фондом России», проходившей
24-25 апреля 2007 года в Москве. Информацию о конференции см.: // Имущественные отношения в
Российской Федерации. 2007. № 3.
Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике во главе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным
-1 І. =
Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Председатель - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
ДА Медведев
Л 1. =
Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Руководитель - Министр регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлев
^ І. =
Министерство регионального развития Российской Федерации - координатор приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Ответственные в федеральных округах, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
Рис. 1. Система управления приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
5 100,00
ш
с
г
80,00
60,00
40,00
20,00
0,00
7,4% 9,3%
12,3%
15,2% 12-1% 11,9% 13,3°/
' ' О- - О- - О ' -0
12,2% 80,0
I Ввод жилья
■ Изменение
56.3
70,6
63,1
В 1988 году было построено 76,4 млн кв. м
50,2
36,5
41,0
43,6
30,7
32,0 30'3 3-і і 33,4
ю
о
о
см
со
о
о
см
о
о
см
00
о
о
см
05
о
о
см
Рис. 2. Годовой объем ввода жилья и его изменение к предыдущему году (2007-2010 годы - прогноз)
с| 0,5 ф т
0,4
5,3% 7,3%
16,7%
0,35
0,3
] площадь на душу населения ■изменения к предыдущему году
0,2
0,1
0,0
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ГОДЫ
Рис. 3. Объем ввода жилья на душу населения и его изменение к предыдущему году
В 2006 году построено 50,2 миллиона квадратных метров жилья, что на 15,2 процента больше, чем в 2005 году. В среднем по России на одного человека построено 0,35 квадратных метра, что на 16,7 процента больше, чем в 2005 году (рисунки 2 и 3).
Безусловным лидером по вводу жилья является Московская область, в которой построено более 6,4 миллиона квадратных метров, и самое главное то, что в Подмосковье на душу населения приходится 0,97 квадратных метра построенного жилья. Иначе говоря, показатели области близки к той единице, о которой мы постоянно говорим как об уровне, при котором решаются жилищные проблемы, в том числе в России. Более 1 миллиона квадратных метров построили 10 регионов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и другие регионы. Объем введенной ими площади составляет более половины от результата по стране. Шестнадцать субъектов не выполнили свои обязательства, но в этом году мы их «придавим» и по уточненным соглашениям, которые сейчас согласованы практически со всеми, они должны не только достичь показателей 2007 года, но и выпол-
нить то, что было запланировано в прошлом году. В 2006 году продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства- 113,1 процента, и в настоящее время доля индивидуального жилья составляет почти 40 процентов.
2006 год ознаменовался значительным ростом цен на рынке жилья. Средние цены на первичном, вторичном рынках по сравнению с 2005 годом увеличились на 31 процент, достигнув величины в 31 тысячу рублей. На конец года эта цифра уже равнялась 36 тысячам рублей. При этом цена на вторичном рынке впервые превысила цену первичного рынка (рис. 4). Несмотря на рост доходов населения, последние 3 года доступность жилья не повышается. Соотношение денежных доходов и цены жилья остается практически неизменным. Сейчас общеизвестный коэффициент доступности, который мы должны бы иметь к 2010 году равным 3 (то есть по социальной норме в течение трех лет семья должна заработать на типовое жилье по типовой цене, если не будет ни пить, ни есть), как был 4,6 три года назад, так на этом уровне и остался, к сожалению, из-за роста
цен. Следует отметить, что, по оценкам неза- его стоимости, около 40 процентов составля-висимых экспертов, себестоимость строи- ет прибыль застройщиков, риелторов и так тельства жилья составляет менее половины называемая доля города (рис. 5).
Рис. 4. Средние цены на жилье и себестоимость строительства
I - себестоимость (сметная стоимость) строительства
II - прибыль застройщика
III - прибыль риелтора (спекуляция)
IV - доля города
V - получение и выполнение ТУ по «подключению»
VI - приобретение земельного участка
VII - подготовка проектно-сметной документации
VIII - прочие расходы
Рис. 5. Структура цены одного квадратного метра жилья
Промышленность строительных материалов адекватно реагировала на увеличение объемов строительства. Производство цемента возросло почти на 13 процентов, керамической плитки - на 22, линолеума - на 30 процентов. Рост цен на основные виды продукции строительных материалов нахо-
дится в приемлемых и прогнозируемых пределах - 10-15 процентов, а цены на цемент и керамическую плитку снизились на 8-10 процентов. При этом доля строительных материалов, изделий и конструкций в себестоимости строительства составляет примерно 54 процента (рис. 6).
I - затраты на строительные материалы, изделия и конструкции
И - затраты на земельный участок
||| - платежи за развитие инфраструктуры города
IV - платежи за согласования
V - накладные расходы
VI - исполнение ТУ по сетям инженерной инфраструктуры
VII - затраты на проектирование
VIII - затраты на заработную плату
IX ~ затраты на машины и механизмы
Рис. 6. Структура себестоимости строительства одного квадратного метра жилья
Серьезная работа была проведена по совершенствованию нормативной правовой базы в целях увеличения объемов жилищного строительства. Основная проблема заключается в недостаточной инженерной подготовке земельных участков под строительство, и для ее решения усовершенствован механизм государственной поддержки, предоставляемой на инженерную подготовку в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Известно, что в конце года был принят Федеральный закон № 232-ФЗ, который внес существенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, цель которых - сокращение административного влияния на разработку исходно-разрешительной документации на
весь процесс подготовки к строительству. В Госдуму представлен законопроект (порядка 150 страниц), предполагающий внесение ряда изменений в законодательные акты с целью стимулирования малоэтажного строительства.
С 2007 года юридическим лицам предоставляется возможность получать государственные гарантии и субсидии на погашение процентной ставки по кредитам в рамках подпрограммы формирования земельных участков для строительства жилья. Это очень важная мера, поскольку, как показала практика, ни муниципалитеты, ни субъекты Российской Федерации в получении таких средств не заинтересованы, ибо это снижает их рейтинг по другим заимствова-
ниям. Мы сняли этот порог и надеемся, что в 2007 году программа повлияет на увеличение объемов строительства.
В настоящее время прорабатываются вопросы государственной поддержки масштабных проектов комплексной жилищной застройки. Рассматривается несколько таких проектов, размер площади каждого -не менее 1 миллиона квадратных метров. Приняты изменения в законодательство, разрешающие залог муниципальных земель под заимствование на строительство инженерной инфраструктуры, так называемая земельная ипотека (ипотека земли). Необходимым условием для развития жилищного строительства является разработка документов территориального планирования.
С 1 января 2008 года органы местного самоуправления должны принимать правила землепользования и застройки, разрабатывать проекты планировки территорий на основании утвержденных документов территориального планирования. Сейчас по этому направлению ведется целенаправленная работа. Несмотря на известные проблемы, возникшие в ходе реализации подпрограммы обеспечения земельных участков (цель подпрограммы - обеспечение опережающего создания инфраструктуры), в настоящее время, как я уже говорил, принят ряд изменений в эту подпрограмму, и мы надеемся, что в этом году она будет работать. Надо отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований начали уделять больше внимания вопросам комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Уже разрабатываются генеральные планы: в 25 крупных городах, население которых превышает 100 000 человек, генеральные планы разработаны, в 68 городах - находятся на утверждении, в 60 городах - разрабатываются. В ряде субъектов Российской Федерации были разработаны проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, предполагающие строительство крупных микрорайонов, равных по масштабам средним городам России.
В 2007 году предстоит ввести 56,3 миллиона квадратных метров жилья - это серьезная задача. Если все пойдет по плану, то мы выйдем на тот стационарный уровень (примерно по 12 процентов в год), который позволит нам в 2010 году построить 80 миллионов квадратных метров жилья. Результаты трех месяцев текущего года вселяют определенную уверенность и оптимизм. В январе - марте 2007 года введено 9,5 миллиона квадратных метров жилья, то есть в
1.5 раза больший, чем за тот же период прошлого года.
Необходимо сказать несколько слов об ипотеке. По данным Центрального банка Российской Федерации, общий объем выданных в 2006 году ипотечных кредитов составил 264 миллиарда рублей, то есть целевой показатель национального проекта - 108 миллиардов рублей - превышен в
2.5 раза (рис. 7). Немалую роль в позитивном развитии ипотечной системы играет деятельность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое успешно освоило и 3,7 миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета на увеличение уставного капитала, и 14 миллиардов рублей в виде государственных гарантий. В настоящее время объем рефинансированных ипотечных жилищных кредитов составил 27 миллиардов рублей, процентная ставка в соответствии с параметрами АИЖК - от 11 до 14 процентов годовых. Расширение рынка ипотеки сопровождается не только качеством, но и количеством. И если в начале года ипотечные кредиты выдавали около 400 банков, а точнее 395, то к концу года их стало уже 450. Однако ипотека по-прежнему доступна лишь 13-15 процентам населения. В связи с этим важнейшей задачей является создание условий для приобретения жилья малодоходными группами населения.
В 2006 году государственную поддержку с учетом региональных программ получили 40,9 тысячи молодых семей, из них 21,4 тысячи - путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредитования в рамках федеральной целевой программы «Жилище» (рис. 8).
о.
С[
о.
с
1500
1000
500
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 годы
Рис. 7. Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (2007-2010 годы - прогноз)
0
2
8 40 000
О
СО
о
0
т
О
По соглашениям -28 190 семей
40 981
20 000
По проекту -27 800 семей
Обеспечено -40 981 семей
16 283 16 389 16 119 16841
23 560
41 700
39 200
37 000
36 000
оо
о
о
см
05
о
о
см
о годы
о
сч
Рис. 8. Количество обеспечиваемых жильем молодых семей (2007-2010 годы - прогноз)
Особенностью выполнения этой подпрограммы в 2006 году явилось то, что жилье предоставлялось молодым семьям, которые встали в очередь в 2005 году в связи с рождением ребенка. Таким семьям полагались субсидии - порядка 18 квадратных метров жилой площади. Если раньше каж-
дая молодая семья получала 40 процентов от стоимости жилья для первоначального взноса и оплаты тела кредита, из которых 10 процентов федеральные и 30 процентов региональные, то в настоящее время по просьбе дотационных субъектов, поданной ими в Правительство Российской Федера-
ции, а их порядка 50-60, это соотношение становится примерно 20 х 20. Сегодня вопрос об увеличении федеральной помощи этим субъектам практически всеми согласован.
Общий объем финансирования подпрограммы выполнения государственных обяза-
тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, составляет 133 миллиарда рублей, и до конца 2010 года мы должны обеспечить более 130 миллионов семей этих граждан, что составляет всего лишь 23 процента от их общего числа (рис. 9, табл.).
Таблица
Категории граждан, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем, и их количество
Категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Количество семей
На 1 января 2006 года На 1 сентября 2006 года
Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица 327 423 329 882
Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица 84 686 49 743
Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур» 8100 411
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф 25 481 22 808
Вынужденные переселенцы 44 200 25 428
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера 218 397 148 542
Всего 708 287 576 814
Доля обеспечиваемых, % 18,7 23,1
В 2006 году впервые сформированы единые принципы оказания поддержки указанным категориям граждан при обеспечении их жильем за счет средств федерального бюджета и осуществлен переход к единому государственному заказчику «Росстрой», единому механизму на основе государственных жилищных сертификатов.
Раньше заказчиков было значительно больше: и Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), и Министерство образования и науки Российской Федерации, и непосредственно «Росстрой». Соответственно, различались и механизмы оказания поддержки каждой категории граждан. Сейчас это единая система, с единой дирекцией. Уточнены списки семей и создан единый реестр учета. По уточненным данным, в настоящее время насчитывается 576,8 тысячи таких семей.
Кроме того, для решения жилищной проблемы военнослужащих продолжается реализация специальной программы, которую мы называем «15 + 15». Такое название программа получила потому, что Министерство обороны Российской Федерации и дирекция «Росстроя» предоставили под эту программу 15 миллиардов рублей в 2006 году и 15 миллиардов рублей в 2007 году на обеспечение военнослужащих 5 крупных регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Калининград, Калининградская область) по особым ценам на особых условиях.
В заключение отмечу, что результаты реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в 2006 году дают основания говорить, что в целом национальный проект взял хороший старт. По объему ввода жилья и выданных ипотечных кредитов (по двум основным показателям) национальный проект выполняется достаточно успешно. Безусловно, существуют трудности, преодолеть которые
2006 2007 2008 2009 2010 годы
Рис. 9. Количество семей отдельных категорий граждан, обеспеченных жильем с использованием государственных жилищных сертификатов (2007-2010 годы - прогноз)
нам помогают регионы. Они, собственно го- гионального развития Российской Федера-воря, и являются реализаторами нацио- ции, очередное состоится в июле на базе нального проекта. Именно об этом шла Московской области. По итогам работы речь на недавнем совещании с руководите- первого совещания можно сделать вывод, лями регионов на уровне заместителей гу- что период разобщенности заканчивается, бернаторов и министров по строительству и руководители и исполнители все больше жилищно-коммунальному хозяйству. При- понимают, что опыт накоплен, проблемы у нято решение о проведении совещаний ука- всех общие и достижения имеют достаточ-занных категорий руководителей один раз но общий характер, поэтому надо обменив квартал по итогам каждого квартала. Пер- ваться опытом, общаться, словом, надо ра-вое совещание прошло в Министерстве ре- ботать всем вместе.