Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования рынка доступного жилья'

Региональные аспекты формирования рынка доступного жилья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования рынка доступного жилья»

Региональные аспекты формирования рынка доступного жилья

Т. Кубасова

заместитель генерального директора ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство», кандидат экономических наук

В России отказ от распределительной системы жилья и переход к рыночным механизмам его приобретения затронул политическую, экономическую, социальную и психологическую составляющие жилищного вопроса. Для россиян труднее всего было осознать тот факт, что жилье нужно зарабатывать, а не получать бесплатно, как это происходило в Советском Союзе в течение многих лет. За прошедшее десятилетие в России сформировался так называемый средний класс, который и психологически, и экономически готов приобретать жилье на рыночных условиях. Однако эти условия ему необходимо предложить, сформировав рынок доступного коммерческого жилья. И здесь ипотека выступает в качестве основного фактора формирования рынка доступного коммерческого жилья.

Доступное жилье - что это такое и для кого?

В настоящее время тему формирования рынка доступного жилья обсуждают достаточно часто и на разных уровнях, поэтому хотелось бы определиться с терминологией. Что же означают понятия: «доступность жилья», «коммерческое жилье», «социальное жилье»?

В мировой практике не выработаны единые методологические подходы к опреде-

лению термина «доступность жилья». Как правило, понимание доступности жилья в разных социальных группах различается, поэтому наиболее часто встречаются определения «доступность коммерческого жилья» - для обеспеченных слоев населения и «доступность социального жилья» - для малообеспеченных. Специалисты разных стран в качестве критерия принимают «доступность оплаты» жилья, рассматривая при этом доступность оплаты приобретения в собственность коммерческого жилья или доступность оплаты на содержание социального жилья.

На наш взгляд, этот критерий достаточно подвижен,1 и наиболее корректным будет при решении жилищной проблемы отдельных слоев населения в качестве критерия разделения жилья на коммерческое и социальное ввести такую политику государства: распределительная политика - при обеспечении населения социальным жильем и рыночная - при формировании рынка коммерческого жилья. Однозначно, что ипотека является рыночным способом формирования рынка доступности коммерческого жилья, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений.2

Доступность коммерческого жилья

И нформация

По мнению ряда экспертов, в России емкость рынка ипотечных кредитов оценива-

1 Например, во многих странах социальное жилье рассматривается не только как арендное жилье, но и как частный жилой фонд, пользующийся государственной поддержкой (в виде льгот, субсидий на покрытие процентных выплат).

2 В прессе часто встречаются такие определения, как государственная или социальная ипотека, ипотека для военнослужащих. На наш взгляд, любое субсидирование - это распределение, поэтому схемы, предполагающие финансирование из бюджетов всех уровней, целесообразно относить к категории «социальное жилье».

ется примерно в 30 миллиардов долларов. В результате анализа, проведенного в 2003 году специалистами Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), было установлено, что около 6 процентов населения являются потенциальными участниками системы ипотечного кредитования по классической схеме (30 процентов - накопления заемщика, 70 процентов - кредит, 12-15 процентов годовых сроком на 10-15 лет). Эта цифра относится к приобретению квартиры «с нуля», если речь идет об улучшении жилищных условий (покупка дополнительных 1-3 комнат с одновременной продажей имеющейся жилплощади), потенциальное количество участников системы ипотечного жилищного кредитования увеличивается до 20-25 процентов.

По нашему мнению, в России внедрение системы ипотечного кредитования имеет прямое и косвенное значения:

• прямое - позволит повысить уровень доступности приобретаемого коммерческого жилья для платежеспособного населения и решить жилищную проблему этой категории граждан;

• косвенное - через массовую застройку и развитие стройиндустрии позволит снизить цены на новое как коммерческое, так и социальное жилье.

Однако то, что вселяет оптимизм в профессионалов, занимающихся проблемами ипотечного кредитования, вызывает отрицательную реакцию у многих политических деятелей и, во многом благодаря средствам массовой информации, у населения. Действительно, на современном этапе развития российской экономики, когда распределительной системы жилья уже не существует, а рыночные методы обеспечения жильем еще полностью не реализованы, ипотека рассчитана на ограниченный круг потребителей.

Сформированное общественное мнение

об «ипотечной панацее» - более вредно, чем бездействие властей. Не получая в итоге желаемых быстрых результатов решения жилищной проблемы, власти дискриминируют саму идею ипотечного кредитования и

оставляют без должного внимания другие варианты решения жилищной проблемы, связанные с формированием рынка доступного социального жилья (адресные программы, аренда без права приватизации муниципального фонда и другие). В нашей стране освещать в средствах массовой информации, а тем более формировать рынок доступного жилья можно только КОМПЛЕКСНО, не выдергивая слово «ипотека» из общего контекста рассматриваемой жилищной проблемы. Ипотека является тем инструментом, при использовании которого можно как увеличить стоимость жилья (кредитуя вторичное жилье), так и снизить ее (если кредитовать новое жилье), поэтому внедрять и использовать систему ипотечного кредитования надо с учетом рыночных законов и в первую очередь - с учетом спроса и предложения. На наш взгляд, в России ипотека выполнит свою рыночную функцию и станет эффективным фактором формирования рынка доступного жилья при соблюдении следующих условий:

• ипотека должна быть рыночной, т. е. безсубсидиарной, чтобы не заменять функции рынка функциями государства, поэтому в ее основе должен лежать реальный платежеспособный спрос населения;

• ипотека должна быть ориентирована на новое жилье, стимулировать строительство, и гарантировать сбыт построенного жилья платежеспособной группе населения;

• ипотека должна стимулировать строителей к массовой застройке, внедрению новых строительных технологий, использованию новых строительных материалов.

В итоге ипотека выступит как фактор снижения стоимости вновь вводимого жилья и приведет к сбалансированности спроса и предложения на рынке жилья.

Доступность социального жилья

К сожалению, сегодня в России доступность социального жилья почти не обсуждается, а ведь для большинства россиян это -единственная возможность улучшить жилищные условия. Для того чтобы четко определить границу ответственности государства за решение проблемы обеспечения жильем населения с ограниченным уров-

нем дохода (малообеспеченные семьи), необходимо закрепить в правовом поле понятие «социальное жилье».

В соответствии с определением Европейского комитета социального жилищного строительства (CECODHAS), принятого в 1998 году, понятие «социальное жилье» включает «предоставление, строительство, обновление и реконструкцию социальной жилой площади, иными словами, - это жилье, доступ к которому контролируется на основании правил распределения, учитывающих потребности домашних хозяйств, которые испытывают трудности в нахождении места жительства».3

В России понятие «социальное жилье» вообще отсутствует на законодательном уровне. Попытку ввести в гражданский оборот понятие «социальное жилье» предприняли разработчики проекта Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие которого планируется осенью 2004 года. В соответствии со статьей 18 законопроекта «жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах».

В настоящее время в Российской Федерации категория «социальное жилье» весьма «размыта» и в рамках существующего законодательства предполагает предоставление отдельным категориям лиц бесплатного жилья в собственность, а не в аренду, что не соответствует европейской практике. Основным документом, регламентирующим участие государства в жилищной проблеме, является Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (табл. 1).

Информация

В целом на реализацию ФЦП «Жилище» из средств федерального бюджета плани-

руется выделить 137 миллиарда 503 миллионов 800 тысяч рублей, основная часть которых предназначена для финансирования подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

В перспективе государство должно четко определиться в приоритетности и способах реализации жилищной программы. Это касается как коммерческого, так и социального жилья. Практически в любой стране на разных этапах развития экономики государство использует распределительную функцию для определенного слоя населения, которое находится в неблагоприятном социальном положении (малоимущие). В настоящее время, как видно из таблицы 1, государство пытается решить эту проблему с помощью адресных субсидий для отдельных категорий граждан. За счет средств федерального бюджета планируется обеспечить жильем более 360 тысяч семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации.4

Как решить эту проблему эффективно и качественно, какие задачи и цели ставит перед собой государство для решения проблемы повышения доступности социального жилья для малообеспеченных категорий граждан - тема отдельной статьи и обсуждения в средствах массовой информации. Цель нашей статьи - предложить варианты решения жилищной проблемы на региональном уровне, используя уже имеющийся рыночный финансовый инструмент - систему ипотечного кредитования. В зависимости от «правильности» использования системы ипотечного кредитования она может как привести к повышению цен на вторичном рынке, так и выступить ограничителем роста цен. На наш взгляд, программа, разработанная ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство» (ИРИА) в перспективе позволит повысить доступность

3 CECODHAS, Proposal for a European Social Housing Definition, Brussels, 1998.

4 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675.

Таблица 1

Перечень подпрограмм, сроки их реализации и объемы финансирования за счет средств федерального бюджета

№ п/п Наименование подпрограммы Сроки реализации, г. Объемы финансирования

1 ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» 2004-2010 114 млрд 510 млн р.

2 Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» 2002-2010 845 млн р. всего - 32 млрд р.

3 Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» 2002-2010 4 млрд 930 млн р. всего - 510,47 млрд р.

4 Подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации и последствий радиационных аварий и катастроф» 2002-2010 1 млрд 236,5 млн р.

5 Подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» 2002-2013 1 млрд 909,8 млн р. всего - 2388,3 млн р.

6 Подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации» 2002-2010 7 млрд 998 млн р.

7 Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» 536 млн р. всего -173 млрд 382,9 млн р.

8 Подпрограмма «Свой дом» (предоставление государственных гарантий по заимствованиям ОАО «АИЖК») 2003-2010 до 9 млрд р.

Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 14 млрд 230,2 млн р.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан 4 млрд 396,2 млн р.

НИОКР 70,5 млн р.

Прочие нужды 60 млн р.

коммерческого жилья в регионе и снизить стоимость строительства, что положительно скажется и на формировании рынка доступного жилья в целом.

Что могут регионы?

В силу объективных и субъективных причин в Иркутской области сложилась «критическая» ситуация на рынке строительства жилья, поэтому необходимо их выявить, провести анализ и разработать комплексную программу. Обязательным условием развития строительного комплекса является наличие и развитие ипотечной системы, которая создает гарантированный расширенный спрос на продукцию строительного

комплекса и в конечном счете выступает фактором снижения стоимости строительства жилья.

Информация

• В 2003 году Иркутская область ввела в действие 216 тыс м2 жилья, что составляет 0,59 процента от общероссийских объемов (34, 16 млн м2).

• Иркутская область занимает 42 место по Российской Федерации в рейтинге обеспеченности жильем среди 58 групп (по состоянию на 1.01.2002) - 18 м2 против 19,7 м2 по России. По итогам 2003 года Иркутская область занимает 7 место по стоимости жилья на вторичном рынке - 11 163 р./м2.

• Иркутская область относится к регионам со средней стоимостью строительства-6 702 рублей (по итогам 2003 года), стоимость строительства в Иркутске -

13 455 рублей.

• В 2003 году среднедушевой доход населения Иркутской области находился в пределах среднедушевого дохода по России и составил 4 466 рублей (табл. 2, рис. 1). (Справочно: по России среднеду-

шевой доход в 2003 году составил

5 129 рублей).

Из таблицы 2 видно, что жители Иркутской области, относящиеся к 10, 9 и частично к 8 децилям относятся к группе населения, имеющей доход свыше 5 тысяч рублей и являющейся потенциальным потребителем ипотечных кредитов. Расчеты, проведенные специалистами ОАО «Иркутское

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения Иркутской области по 10 % группам (2003 год)

Распределение общего объема денежных доходов населения, % Среднедушевой доход в группе, р.

Все население 100 4 466

В том числе по 10 % группам населения

Первая 1,95 872

Вторая 3,38 1 510

Третья 4,47 1 994

Четвертая 5,57 2 489

Пятая 6,80 3 036

Шестая 8,24 3 680

Седьмая 10,06 4 491

Восьмая 12,57 5 612

Девятая 16,68 7 449

Десятая 30,29 13 525

Рис. 1. Распределение денежных доходов населения Иркутской области за 2003 год

региональное ипотечное агентство» подтверждают эти данные: потенциальными клиентами ипотеки в Иркутской области является 15 процентов семей, что соответствует общероссийским прогнозам. А в пересчете на конкретные цифры это означает, что на территории Иркутской области может быть введено 7,8 миллиона квадратных метров жилья при использовании системы ипотечного кредитования (расчеты представлены в таблице 3).

Цель программы, разработанной ОАО «ИРИА» и представленной администрации Иркутской области, - осуществление массовой жилой застройки в городах Иркутской области с использованием новых строительных и финансовых технологий.

Основополагающие принципы, используемые при разработке и реализации региональной программы:

1) равнодоступность системы ипотечного кредитования для крупных, средних и малых городов, которая определяется стандартными расчетами (бизнес-план) для каждого конкретного муниципалитета;

2) надежность, которая достигается за счет снижения рисков путем их разделения между участниками системы;

3) системность - за счет охвата всех участников системы;

4) эффективность - за счет концентрации инвестиций на начальной стадии планирования проекта и за счет снижения себестоимости конечной продукции (жилья) в результате массовой застройки.

Задача, которую ставят перед собой разработчики региональной программы, - сделать доступной ипотеку как для крупных городов (таких как Иркутск), так и средних (таких как Усолье-Сибирское, Шелехов, Зима и др.), численность населения которых составляет от 30 до 100 тысяч человек. Доступность жилья определяется многими факторами, но основными являются следующие:

• средний доход на одного работающего;

• средняя стоимость одного квадратного метра жилья.

Основным фактором повышения доступности жилья (а в ближайшее время - единственным) является снижение стоимости одного квадратного метра жилья.

Результат проведенного анализа показал, что в небольших городах жилье является более доступным, чем в областном центре, т. к. при схожих доходах вторичное жилье в маленьком городе стоит в 2 раза дешевле (табл. 3). Стоимость одного квадратного метра новостройки в таких городах также ниже, поскольку зачастую при строительстве используются местные материалы и отсутствует спекулятивная составляющая.

Рассмотрим потенциал ипотечного кредитования по отдельным городам Иркутской области (табл. 3). При расчетах сделаны следующие допущения:

• принимаем, что семья из 3-х человек (двое работающих) покупает жилье площадью 60 м2;

• рассматриваем покупку первого жилья и улучшение жилищных условий (площадь первого жиля - 35-40 м2, поэтому при покупке второго жилья надо накопить средства на приобретение примерно 20 м2 жилой площади);

• учитываем то, что один из работающих членов семьи может быть занят в бюджетной сфере;

• принимаем, что займы выдаются на

10 лет под 10 процентов, на сумму не более 70 процентов от стоимости покупаемого жилья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• при расчетах потенциала ипотечного кредитования исходим из того, что 35 процентов людей, занятых в экономике, имеют зарплату выше средней, а таких людей -40 процентов от населения жителей города;

• при подсчетах потенциала жилищного строительства исходим из того, что 60 процентов кредитоспособного населения выразят готовность взять ипотечный кредит (исходя из данных исследования, проведенного Всемирным банком).

Начнем с областного центра - города Иркутска. Уровень доходов жителей города позволяет им улучшить жилищные условия, если они уже имеют собственное жилье. Сложности с получением ипотечного кредита (займа) могут возникнуть у молодых семей и большинства работников бюджетной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство), средняя заработная плата которых не превышает 4 тысяч рублей.

ю

оо

Таблица 3

Возможности ипотечного кредитования и жилищного строительства в отдельных городах Иркутской области

Город Единицы измерения Иркутск Ангарск Шелехов Саянск Усолье- Сибирское Тайшет Зима

Население тыс. чел. 593 251 45,5 43,4 90,3 38,6 34,9

Средняя заработная плата тыс. р. 6,5 6,2 6,9 5,6 4,3 5,2 5,4

Цена на вторичном рынке за 1 м2 жилой площади тыс. р. 15 8 10 3,5 4 4 4

Необходимые средства: покупка первого жилья тыс. р. 900 480 600 210 240 240 240

улучшение жилищных условий (+20 м2) 300 160 200 70 80 80 80

Требуемые собственные средства (30 % от стоимости жилья): покупка первого жилья тыс. р. 270 144 180 63 72 72 72

улучшение жилищных условии 0 0 0 0 0 0 0

Накопления первоначального взноса: покупка первого жилья мес. 69 39 43 19 28 23 22

улучшение жилищных условии 0 0 0 0 0 0 0

Платеж по займу: покупка первого жилья р- 8 348 4 452 5 565 1 948 2 226 2 226 2 226

улучшение жилищных условий 3 975 2 120 2 650 928 1 060 1 060 1 060

Требуемый уровень доходов на семью: покупка первого жилья р- 27 825 14 840 18 550 6 493 7 420 7 420 7 420

улучшение жилищных условий 13 250 7 067 8 833 3 092 3 533 3 533 3 533

Потенциал ипотеки: покупка первого жилья % населения 10% 12% 10% 22% 16% 22% 22%

улучшение жилищных условий 17% 22% 18% 26% 24% 26% 26%

Потенциал жилищного строительства: покупка первого жилья тыс. м2 2 135 1 084 164 344 520 306 276

улучшение жилищных условий 3 629 1 988 295 406 780 361 327

Всего потенциал жилищного строительства по указанным городам Иркутской области: покупка первого жилья улучшение жилищных условий тыс. м2 тыс. м2 4 829 7 786

09

3

№12(39), 2004 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

В Иркутске отмечены и другие сложности, препятствующие быстрому развитию ипотечного кредитования и жилищного строительства, а именно:

• завышенная стоимость строительства и цен на первичном и вторичном рынках недвижимости;

• недостаток земельных участков, подходящих для массовой застройки.

Тем не менее суммарный потенциал жилищного строительства в Иркутске с учетом использования системы ипотечного кредитования является значительным и составляет 2-3,5 миллиона квадратных метров.

В Ангарске потенциал жилищного строительства и ипотечного кредитования тоже является значительным. При условии субсидирования первоначального взноса приобретение жилья будет под силу молодым семьям, не имеющим собственное жилье. Суммарный потенциал жилищного строительства составляет 1-2 миллиона квадратных метров. В Ангарске время накопления первоначально взноса ниже, чем в Иркутске (2-3 года). Немаловажно и то, что улучшение жилищных условий доступно молодым специалистам и части работников бюджетной сферы.

В городе Шелехове сложившиеся высокие цены на рынке недвижимости увеличивают время накопления первоначального взноса как на покупку первого жилья, так и на улучшение жилищных условий. Кроме того, участие в программах ипотечного кредитования смогут принимать граждане, имеющие большие, чем граждане Ангарска, доходы. Потенциал жилищного строительства в городе составляет 180-295 тысяч квадратных метров.

Также неплохой потенциал жилищного строительства имеет и ряд городов, численность населения которых составляет до 100 тысяч жителей. Как видно из таблицы 3, ипотечное кредитование вполне доступно жителям таких городов, как Саянск, Усолье-Сибирское, Тайшет и Зима. Учитывая низкие цены на вторичном рынке жилья в этих городах ипотечное кредитование можно начинать развивать, ориентируясь на возможности вторичного рынка недвижимости. Существующие цены на жилье и стандарты

ипотечного кредитования ИРИА позволяют говорить о повышении доступности как приобретения первого жилья, так и улучшения жилищных условий для работников бюджетной сферы и молодых специалистов.

Выводы:

1) в Иркутской области существует большой потенциал развития ипотечного кредитования и жилищного строительства (4,8-7,8 млн м2);

2) ипотечное кредитование должно работать преимущественно на первичный рынок недвижимости.

Для построения эффективной системы жилищного строительства необходимы два условия:

1) создание системы ипотечного кредитования, которая обеспечит неограниченный сбыт построенного жилья;

2) привлечение инвестиций в строительную отрасль под конкретно отведенные земельные участки. При этом первое условие является определяющим в формировании рынка сбыта готового жилья, причем не элитного, а массового.

Полный цикл инвестиционно-строительного комплекса представлен на рисунке 2.

Реализация программы возможна при поддержке областных и муниципальных органов власти Иркутской области, основной задачей которых является координирование горизонтально-интегрированной системы ипотечного кредитования и жилищного строительства.

Условно программу можно разбить на три основных блока: земельный, строительный и финансовый.

Земельные участки под строительство массового жилья

Для создания рынка доступного жилья в первую очередь необходимо ликвидировать административные барьеры и разногласия при оформлении земельных участков под жилую застройку и обеспечить условия для вхождения застройщиков на рынок земли. К таким условиям можно отнести следующие:

• наличие земельных участков и их техническая готовность (разграничение земель, землеотводы, наличие генеральных планов, инженерные подключения);

Рис. 2. Совместное функционирование систем ипотечного кредитования и жилищного строительства

Обозначения на схеме:

1 - приобретение земельного участка под жилое строительство;

2 - оформление земельного участка;

3 - оплата проектных работ;

4 - выполнение проектных работ;

5 - предоставление кредита на строительство жилья;

6 - приобретение стройматериалов;

7 - поставка стройматериалов;

8 - оплата строительных работ;

9 - выполнение строительных работ;

10 - продажа готового жилья;

11 - финансирование ипотечных кредитов (займов);

12 - оплата готового жилья по ипотечной схеме;

13 - возврат строительного кредита;

14 - выплаты в счет обслуживания ипотечного кредита (займа).

• информационная прозрачность земельного рынка (выбор покупателя или арендатора земли должен быть открытым и осуществляться на конкурсной и открытой основе);

• упрощение и сокращение времени проведения административных процедур, связанных с получением участков под строительство (создание служб по принципу «одного окна»).

Строительный комплекс Региональный строительный комплекс включает работы по проектированию, строительству и производству строительных материалов. К основным условиям, которые необходимо учитывать при формирова-

нии рынка доступного жилья, можно отнести следующие:

• повышение качества работы строительного комплекса (использование новых технологий проектирования, строительства, современных строительных материалов);

• снижение стоимости строительных работ (конкуренция, ликвидация административных барьеров при входе на строительный рынок);

• подготовка профессиональных кадров для работы в сфере строительства.

Финансирование строительства и ипотечное кредитование

Необходим переход с системы долевого строительства на систему банковского

кредитования. В настоящее время проблема финансирования строительства - это наличие залога у строительной компании и уровень процентной ставки у кредитной организации. При гарантированном сбыте жилья со стороны системы ипотечного кредитования коммерческие банки значительно снижают риски невозврата кредита, что позволит снизить ставки за кредит. Основная задача ипотечного кредитования, с точки зрения сферы жилищного строительства, - обеспечение платежеспособного спроса на готовое жилье, что позволяет осуществлять массовую застройку. Эту задачу сможет решить включение региона в федеральную систему ипотечного кредитования (АИЖК).

Информация

«Зиминский проект»

По инициативе ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство» и при поддержке областной администрации был разработан пилотный проект развития ипотечного кредитования и жилищного строительства в городе Зиме. По данным статистики, численность населения города составляет около 35 тысяч человек, среднемесячная заработная плата - около 5,5 тысячи рублей. Согласно «зиминскому» проекту расчетная стоимость квартиры составляет примерно 7 тысяч рублей за 1 квадратный метр жилой площади.

Мэрия выделила земельный участок с коммуникациями под строительство малоэтажного жилого комплекса площадью

6 тысяч квадратных метров и общежитие, которое необходимо реконструировать в жилой дом (площадь - 3 600 м2). В июне 2004 года началась реконструкция общежития. В 2005 году планируется начать работу по малоэтажной застройке. Проектировщики рассчитали сметную стоимость проекта, мэрия провела подбор застройщика, определены подрядчик и банк, который будет финансировать строительство. ИРИА планирует выдачу ипотечных кредитов по федеральной программе в рамках соглашения с АИЖК.

Выводы

Разработка региональных программ по повышению доступности приобретения жилья позволит:

• обеспечить 15 процентов населения Иркутской области рыночным жильем в рамках системы ипотечного кредитования коммерческого жилья;

• осуществить массовое строительство жилых домов на землях, предоставленных муниципалитетами;

• привлечь инвестиции и сформировать региональный рынок стройиндустрии с использованием местных материалов для массовой застройки;

• за счет массовой застройки под ипотеку снизить стоимость строительства и создать условия для строительства дешевого «социального» жилья;

• увеличить налоговые поступления в местные бюджеты и обеспечить финансирование региональных программ по строительству «социального жилья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.