Научная статья на тему 'Основные тенденции развития промышленности строительных материалов как фактора расширения малоэтажного жилищного строительства в сельских районах'

Основные тенденции развития промышленности строительных материалов как фактора расширения малоэтажного жилищного строительства в сельских районах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. Е.

В статье рассмотрены основные тенденции и проблемы развития промышленности строительных материалов и предложены меры по стимулированию предприятий данной отрасли как важного фактора развития малоэтажного жилищного строительства в сельских районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития промышленности строительных материалов как фактора расширения малоэтажного жилищного строительства в сельских районах»

Предлагаем ввести показатель - коэффициент результативности программы лояльности (Кр), характеризующий достижение цели программы лояльности.

Кр=КПс*ЗКПк*П

где КПс - количество посетителей, участвующих в программе лояльности; КПк - количество покупателей, сделавших покупку в результате проведения программы лояльности; З - затраты на мероприятие по обеспечению лояльности в расчете на одного посетителя; П - прибыль, полученная от продажи товаров в расчете на одного покупателя.

Составление базы данных и расчет коэффициентов результативности программ лояльности дают возможность проведения эффективного стимулирования сбыта. Можно также прогнозировать ответную реакцию на мероприятия стимулирования сбыта.

Придание смысла показателям базы данных дает возможность структурирования потребителей по группам и последующего анализа раздельно по каждой группе. На этой основе достигается упрощение проведения мероприятий по повышению статуса потребителя или воспитанию лояльности. Аналогично можно реа-лизовывать мероприятия по переводу потребителя из категории единичной покупки в категорию вторичной покупки, из категории частого потребителя в категорию постоянного потребителя и т.д.

Приведенная формула пригодна не только для оценки эффективности проведения дегустаций, рассылки приглашений, рекламных предложений и т.д. Данная формула должна прежде всего использоваться в дифференцированном подходе к ценообразованию.

Например, при выделении в составе ассортимента товаров - «паровозов продаж» особенно необходимо рассчитывать названный коэффициент. Устанавливая низкую наценку на «паровоз продаж», продавец предполагает, что это вызовет цепную реакцию в виде покупок сопутствующих товаров. Однако цепная реакция ^ во многом зависит от уровня жизни покупателя и его психологического портрета.

Ь В этом случае затраты на мероприятие лояльности составит недополученный уровень торговой надбав-^ ки, а прибыль - торговая надбавка от реализации возросшего объема сопутствующих товаров. X Для того чтобы «паровоз продаж» обязательно вызывал дополнительные покупки, необходимо для этой ^ роли подбирать товары повседневного спроса для сегментов покупателей, находящихся в группах базы данных, имеющих значение коэффициента результативности программ лояльности более 3%.

В отличие от масштабных рекламных кампаний, проведение мероприятий по стимулированию, основанное на RFM анализе, полезно не только корпорациям, но и предприятиям небольшого размера, которые могут «привязывать» к себе действующих клиентов и привлекать новых, используя те или иные методы стимулиро-h вания спроса и увеличения лояльности потребителей. 00

0 ЛИТЕРАТУРА

¡=у 1. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко; </> под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. С. 26-27.

ö 2. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Спб.: Сток-ф гольмская школа экономики в СПб., 2000.

s 3. Разумовская А.Л. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская,

а В. Янченко. - М.: Вершина, 2006. с. 165. ф

со S

1

>

0 основные тенденции развития промышленности

1 ф

са I—

о а

% ИВАНОВА О.Е.

о

0 -

1_

0

1_

о

В статье рассмотрены основные тенденции и проблемы развития промышленности строительных ма-g териалов и предложены меры по стимулированию предприятий данной отрасли как важного фактора

развития малоэтажного жилищного строительства в сельских районах.

Z

ш

о

о ф

т

0

1

о А)

строительных материалов как фактора расширения малоэтажного жилищного строительства в сельских районах

Ключевые слова: жилищное строительство; сельские районы; жилищная политика; обеспеченность качественным жильем

О

Ф Коды классификатора JEL: L 74, L 78

Малоэтажное жилищное строительство является приоритетным направлением улучшения жилищных условий сельского населения. Однако, одним из факторов, ограничивающих возможности увеличения объемов строительства малоэтажного жилья в сельских районах, является ресурсные ограничения строительного комплекса. В связи с этим целесообразно проанализировать основные ограничения в развитии промышленности строительных материалов (ПСМ) с целью выявления возможных резервов для увеличения объемов производства данной отрасли.

1 ^

Промышленность строительных материалов является одним из базовых сегментов российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом. Потребителями продукции ПСМ являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс.

В состав промышленности строительных материалов входит 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющих около 9,5 тыс. предприятий с общей численностью работающих свыше 680 тыс. человек. В структуре промышленности по объему продукции удельный вес продукции комплекса ПСМ составляет около 3%. В отрасли сосредоточено более 1,6% основных фондов промышленности страны. Доля предприятий с государственной и муниципальной формой собственности составляет около 8% от числа предприятий отрасли, на них производится всего 7% продукции комплекса ПСМ. [3]

Анализируя основные тенденции развития ПСМ, следует отметить, что в последние годы наблюдается ежегодный рост производства основных видов строительных материалов в натуральном выражении, который составляет от 7 до 30%. Так, производство цемента в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросло на 9,4%, труб и муфт асбестоцементных - на 10%, стекла строительного - на 29,1%, стекла листового термополированного - на 0,5%, линолеума - на 19,2%, мягких кровельных материалов - на 18,4%, изделий санитарных керамических - на 13%, минеральной ваты и изделий из нее - на 13,2%, стеновых материалов - на 13,8%, кирпича строительного - на 12%, сборного железобетона - на 13,2%, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения - на 4,7%, материалов строительных нерудных - на 17,8%, щебня и гравия - на 18,1%. Продолжается рост производства группы отделочных материалов. Так, выпуск керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен увеличился на 7,1%, керамической плитки для полов - на 17,5%. ^ Также следует обратить внимание на то, что комплексом ПСМ стало больше производиться продукции, ^ соответствующей современным требованиям. Так, по информации субъектов Российской Федерации, за 2007 Ь год введено в эксплуатацию 330 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск щ широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов. Т

В настоящее время комплекс ПСМ ориентирован, в основном, на внутренний рынок. Объем экспорта рос- ^Г сийских основных строительных материалов составляет, оценочно, 4-6% от общего объема производства в ^ стоимостном выражении. При этом значительная часть отечественных строительных материалов уступает щ по качеству лучшим зарубежным образцам. Наиболее экспортно-ориентированными материалами являются асбест, стекло листовое, цемент, линолеум. В целом доля отечественных строительных материалов в объеме о продаж на внутреннем рынке составляет около 89% и, соответственно, импортных - около 11%. Материа- ^ лы основного общестроительного назначения (цемент, стеновые, кровельные, нерудные материалы, изделия Ш сборные железобетонные и другие) импортируются в незначительном количестве, и доля продукции оте- □ чественных производителей традиционно составляет 98-100%. Доля на внутреннем рынке импортных от- Ш делочных строительных материалов - линолеума, керамической плитки, санитарно-керамических изделий, О облицовочных изделий из природного камня, а также предметов домоустройства, достигает 20-25%. Таким о образом, в целом ПСМ в настоящее время обеспечивает потребности строительного комплекса и имеет опре- ш деленный потенциал в отношении возможностей роста производства. ^

Однако, применительно к задаче расширения малоэтажного строительства в сельских районах, следует о. отметить, комплекс ПСМ в настоящее время в большей степени ориентирован на производство строительных т материалов для многоэтажного городского строительства, в связи с чем резкое увеличение малоэтажного х строительства может быть ограничено недостатком соответствующих материалов и технологий. 0

Так, по оценкам специалистов [2], в настоящее время в качестве материалов для индивидуального кот- о теджного строительства преобладает бетон, кирпич, которые неэффективны и нерентабельны для данного х формата жилья в силу создания повышенной влажности в домах, больших сроков строительства, необходи- $ мости применения тяжелой техники и др. В связи с чем при расширении объемов малоэтажного строитель- о ства необходимо переходить на альтернативные экологически чистые материалы, например, дерево. В то же время, несмотря на рост объемов производства пиломатериалов в РФ за последние годы с 20,0 млн. м3 в 2000 ^ г. до 22,1 млн. м3 в 2006 г., следует отметить, что по сравнению с 1995 г. отмечается его падение на 4,4 млн. м3, У а по сравнению с 1990 г. данный показатель сократился в 3,9 раза (75,0 млн. м3 в 1990 г.). [4]

Кроме того часть заявленных мощностей ПСМ находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены. Степень износа основных фондов в отрасли в 2005 г. составила 44,3%, в отдельных подотраслях доходит до 50-80%. При этом ввод в действие новых мощностей составляет ежегодно около 1%, а выбытие ^ мощностей из-за износа составляет около 2%. [1]

Это вызвано недостатком собственных средств у предприятий отрасли, высокой капиталоемкостью и низ- о кой рентабельностью производства. Производство отдельных видов строительных материалов характеризу- ^ ется высокой капиталоемкостью производственных мощностей и требует значительного времени на строительство, что снижает их инвестиционную привлекательность. Рентабельность реализованной продукции промышленности строительных материалов составляет всего 10-13% против 18-ти %-ной рентабельности всей промышленности, не говоря уже о рентабельности в черной или цветной металлургии, составляющей от 30 до 36%. Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь, в ^ естественных монополиях, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных материалов.

В целом существующие производственные мощности отрасли еще позволят ей развиваться в ближайшие о 2-3 года, но исходя из текущего состояния производств и прогноза объемов потребления отдельных видов о строительных материалов на период до 2010 года, специалистами делается вывод о том, что без государс-

ш

твенной поддержки строительную отрасль ждет дефицит практически по всем основным видам строительных материалов. Так, к 2010 г. специалистами прогнозируется наибольший дефицит по кровельным материалам, на втором месте - цемент, примерно на одном уровне предполагается дефицит по сборному железобетону и теплоизоляционным материалам, существенно возрастет также недостаток в стеновых материалах. [1]

Краткий анализ подотраслей ПСМ позволяет выделить следующие основные проблемы их развития: высокая степень морального и физического износа технологического оборудования; преобладание энергоемких способов производства; недостаточные объемы производства; недостаточный ассортимент и качество выпускаемой продукции; низкая степень автоматизации производственных процессов; низкая производительность труда.

В базовой для строительства отрасли - цементной промышленности - объем инвестиций на 1 тонну цемента возрастет от 5-6 долларов на тонну мощности в год при поддержании и ремонте существующих мощностей до 250-300 долларов на тонну при строительстве новых заводов. Степень износа технологического оборудования цементной промышленности составляет 70%. Вследствие этого мощность 45-ти действующих цементных заводов официально оценивается в 71,2 млн. тонн, но фактически - по независимым оценкам -заводы в их нынешнем состоянии могут произвести максимум 65 млн. тонн цемента в год. Цементная промышленность является одной из наиболее топливно- и энергоемких отраслей. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции доходит до 41%. К настоящему времени в производстве цемента России преобладает энергоемкий мокрый способ производства. Его доля в выпуске цементного клинкера равна 87%, а в производстве цемента - 85%. Чтобы обеспечить строительный комплекс цементом, достаточным для ввода 80 млн.кв.м. жилья в год, промышленность должна выйти в 2010 г. на уровень 90 млн. тонн цемента в год, что потребует ввода дополнительных производственных мощностей. П Крупные единовременные капиталовложения суммарно по отрасли оцениваются в 5,1 - 6,3 млрд. долларов. ^ Производство теплоизоляционных материалов - в настоящее время отечественной промышленностью О производится около 9,0 млн. куб. м теплоизоляционных изделий всех видов. Основным видом производимых в России утеплителей являются минераловатные изделия, доля которых в общем объеме производства составляет более 65%. Около 8% приходится на стекловатные материалы, 20% - на пенопласты, 3% - на яче-^ истые бетоны. Потребность в утеплителях резко возросла после введения новых требований к теплопотерям 2 ограждающих конструкций зданий. Общая потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны щ по расчетам составит к 2010 г. до 50-55 млн. м3 , в том числе для жилищного строительства - 18-20 млн. м3. 2 Наиболее общим для всех заводов страны путем вывода производства волокнистых утеплителей на новый

0 качественный уровень является перевод процесса получения волокна из доменных шлаков на минеральное сырье с внедрением современных методов переработки расплава в волокно.

д Производство кровельных и гидроизоляционных материалов - общероссийский рынок рулонных кро-□ вельных и гидроизоляционных материалов оценивается в настоящее время в 450-460 млн.кв.м, «мягкой

01 черепицы» - 3,3-3,5 млн.кв.м. По данным Росстата РФ, в 2005 г. производство мягких кровельных и гидро-О изоляционных материалов составило 477 млн.кв.м, что составило 104% к объему производства 2004 г. Со-о вершенствование ассортимента выпускаемой продукции является приоритетной задачей промышленности ^ кровельных и изоляционных материалов. В этой связи необходимо существенное изменение в структуре о производства, имеющее целью существенное повышение доли современных высокоэффективных материалов ^ (битумно-полимерные, полимерные, в т.ч. на основах из полимерных волокон), обладающих более высокой ^ (в 5-7 раз) долговечностью и надежностью. Также, изменение структуры производства кровельных материке алов, а также повышение их качества невозможно без модернизации или замены морально устаревшего и о физически изношенного технологического оборудования.

о Еще одной важной подотраслью ПСМ является производство стекла. Объем производства листового стекал ла в России в настоящее время составляет 120 млн. кв. метров, в том числе 74% стекла производится по ® современной флоат-технологии (термополированное). Дефицит высококачественного листового стекла на о сегодняшний день составляет примерно 35 млн. кв. метров. Одной из основных задач является организация о широкомасштабного производства в России современных энергосберегающих стекол с твердым и мягким ^ покрытиями.

^ Производство стеновых материалов характеризуется следующими показателями. Объем выпуска стено-Ф вых материалов в России в 2005 г. доведен до 15 млрд.шт. условного кирпича. По оценке Росстроя РФ, спрос ^ на стеновые материалы в 2006 г. увеличится до 16-17, а к 2010 г. достигнет 27-28 млрд.шт.усл.кирпича. £3 Приоритетные направления в производстве стеновых материалов состоят из строительства технологичес-§ ких линий по производству ячеистого бетона автоклавного и безавтоклавного твердения прежде всего на

0 действующих заводах силикатного кирпича, а строительство линий по производству пенобетона и пенопо-£ листиролбетона необходимо производить на действующих заводах ЖБИ и КПД. Кроме того, рекомендуется ^ создание мобильных установок по изготовлению пенополистиролбетона плотностью 300-350 кг/м3 для воз-

1 ведения монолитных самонесущих стен каркасно-монолитных зданий и изготовления трехслойных стено-о вых панелей для крупнопанельного строительства.

и Общая мощность на 1.01.05 г. по производству керамических плиток составляет 87 млн.кв.м с коэффициентом использования - 90%, в том числе по плиткам для внутренней облицовки стен - 55 млн.кв.м о с коэффициентом использования - 84%. Мощности по санитарным керамическим изделиям составляют 7,9 ^ млн.штук в год с коэффициентом использования - 91%. Технический уровень большинства российских пред-| приятий строительной керамики отстает от уровня большинства зарубежных фирм вследствие оснащенности о производства морально и физически устаревшим оборудованием. Степень износа оборудования некоторых о предприятий составляет свыше 60%, особенно в массоприготовительных отделениях. Основным направле-(1) ниям развития керамической промышленности является техническое переоснащение и реконструкция пред-

1 ^э

п

приятий по производству керамических плиток и санитарных керамических изделий с установкой прогрессивного импортного оборудования, имеющее значительное преимущество перед отечественным.

Производство бетона и железобетона в РФ осуществляется в недостаточном количестве. В технически развитых странах на одного жителя производится в год около одного куб. метра бетона, в то время как в России этот показатель сегодня почти втрое ниже. После многократного спада производство и применение железобетона, начиная с 1999 года, росли, причем несколько быстрее, чем объемы строительства в целом. В 2005 г. Производство сборных железобетонных конструкций и изделий достигло 23,5 м3, что составило 104% по сравнению с 2004 г.

Объем добычи минерального сырья, для производства строительных материалов, за последние 10 лет значительно сократился. Для большинства видов сырья в 2005 году он составлял от 30 до 60% от уровня 1990 года. Объем производства нерудных строительных материалов применяемых в капитальном, жилищном и дорожном строительстве России в 2005 г. составил около 257 млн.м3, что на 0,7% меньше, чем в 2004 г. Технический уровень оборудования отрасли отстает от мирового, низка степень автоматизации производственных процессов. В отрасли ощущается постоянная нехватка оборудования, ряд прогрессивных машин и оборудования в нашей стране не выпускается. Одновременно со снижением производства снизилась производительность труда, возросли удельные энерго-материальные затраты и землеёмкость производства. При этом следует учитывать, что территориально производственные мощности предприятий размещены неравномерно. Свыше 60% из них находятся в Европейской части России, что вносит существенный вклад в удорожание продукции за счет транспортной составляющей. Кроме того, использование в производстве устаревших технологий и оборудования приводит к значительным расходам топлива и энергопотребления.

Таким образом, в условиях намеченного интенсивного роста жилищного строительства с учетом имеющихся проблем перед отечественной промышленностью строительных материалов стоит задача по обеспечению растущей потребности в материалах, что, безусловно, потребует дальнейшей ускоренной модернизации предприятий ^ отрасли и наращивания дополнительных мощностей до 2010 года. Кроме того, в большинстве правительственных Ь программ не учитывается необходимость частичной переориентации подотраслей ПСМ на производство строй- щ материалов для массового малоэтажного строительства, стимулирование которого предполагается не только в Т рамках развития сельских территорий, что потребует значительной реструктуризации отрасли. ^Г

В связи с этим комплекс ПСМ нуждается в комплексной поддержке со стороны государства. В государствен- ^ ной поддержке нуждаются, в первую очередь, предприятия базовых подотраслей комплекса ПСМ, таких как цементная и стекольная промышленности, промышленности теплоизоляционных и кровельных материалов, имеющие межрегиональное значение, крупные предприятия сборного железобетона, в том числе индустриального о и малоэтажного домостроения, стеновых и нерудных материалов, от деятельности которых напрямую зависит ^ возможность увеличения строительства жилья, в том числе, малоэтажного строительства в сельских районах. ® Важным фактором при этом, на наш взгляд, является внедрение на предприятиях данных отраслей совре- □ менных систем менеджмента, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, анализ рыноч- Ш ной ситуации и принятие эффективных управленческих решений. Данному вопросу самими предприятиями О в настоящее время уделяется недостаточное внимание в силу недостаточности ресурсов и попыток эконо- о мии средств за счет знаний. В связи с этим, на наш взгляд, помимо распространенных в настоящее время ф методов поддержки тех или иных отраслей (налоговые льготы, субсидии, регулирование амортизационных ^ отчислений, льготное кредитование и др.) целесообразно было бы включение мероприятий по софинансиро- о. ванию расходов предприятий ПСМ на обучение персонала за рубежом или на других предприятиях региона т и страны в систему мероприятий соответствующих региональных целевых программ, в рамках поддержки х хозяйствующих субъектов отрасли ПСМ. 0

В частности, при этом возможна реализация различных схем софинансирования процессов модерниза- о

I I

ф

со

ш

ции и расширения объемов производства предприятий ПСМ. Не секрет, что для эффективного использования новых технологий недостаточно просто закупить оборудование и инвестировать средства в его установку. Наибольшие трудности представляет при этом обучение персонала и наличие квалифицированных кадров, о а также заставить новую технологию эффективно работать на месте, что также является серьезными дополнительными издержками предпринимателей и зачастую одной из основных причин провалов многих инвес- ^ тиционных проектов. На практике руководители предприятий часто пытаются сэкономить на данной статье затрат, и финансовая помощь из федерального и регионального бюджетов в этом случае может стать решающим стимулом при принятии решения о закупке и внедрении той или иной технологии или оборудования.

В связи с этим нами предлагается следующая схема софинансирования расходов на обучение персонала предприятий ПСМ, предполагающая участие федерального и регионального бюджетов (рис. 1). ^

Данная схема, безусловно, является лишь общим подходом к решению проблемы поддержки тех или иных предприятий ПСМ региона и требует существенной дальнейшей работы по формированию соответствующей о нормативно-правовой базы, методики отбора наиболее эффективных проектов для софинансирования и др. Однако существенным ее преимуществом является прозрачность и однозначный целевой характер функционирующих в ней финансовых потоков. Для регионов и Федерации такое инвестированию бюджетных средств о представляется нам максимально эффективным, поскольку позволит работать с теми предприятиями, которые уже существуют и рентабельны, а также заинтересованы в реальном улучшении ситуации.

Это также позволит наладить эффективную систему взаимодействия предприятий и власти, в первую очередь, региональной. Кроме того, финансирование таких мероприятий позволяет инвестировать средства в человеческий капитал, что признается сейчас как одно из наиболее выгодных направлений инвестирова- | ния во всем мире. Еще одним преимуществом для бюджетов является то, что в данном случае это будут одноразовые вложения, не требующие долгосрочного планирования. Преимущества же такой схемы для предприятий ПСМ очевидны.

ф

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.