ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.356-366
УДК 94(470.345)
О. И. Марискин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Строительство церквей в мордовских селениях Алатырского уезда во второй половине XVII - XIX в.
Введение. Изучение особенностей конфессионального и социально-культурного развития народов и отдельных регионов Российского государства - одна из важных научно-исследовательских задач. Результаты и обсуждение. В конце XVII в. с. Новотроицкое Алатырского уезда стало первым мордовским христианским поселением края, где начали жить охраняемые от притеснений новокрещены, являвшиеся примером для соплеменников в деле принятия православной веры. С середины XVIII в. во многих новокрещенских деревнях края поначалу ставилась часовня, в которую определялся служить священник. Затем выделялись деньги на строительство церкви. В XIX в. на территории Ардатовского и Алатыр-ского уездов Симбирской губернии продолжалось активное строительство православных храмов: вместо устаревших и обветшалых зданий возводились новые, в многолюдных деревнях открывались приходские церкви. Заключение. Крещение мордвы и открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия и государственности в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения. С принятием христианства произошла социокультурная интеграция мордвы в состав Российской империи. С другой стороны, общность православной религии являлась одним из факторов развития ассимиляционных процессов среди мордовского народа.
Ключевые слова: мордва-эрзя, новокрещены, христианство, церковь, Алатырский уезд, Арда-товский уезд, деревня, поселения, крестьяне, служилое население.
Для цитирования: Марискин О. И. Строительство церквей в мордовских селениях Алатырского уезда во второй половине XVII - XIX в. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 4. - С. 356-366. DOI: 10.15507/2078-9823.56.021.202104.356-366.
Oleg I. Mariskin
National Research OgarevMordovia State University (Saransk, Russia), е-mail: [email protected]
Construction of Churches in the Mordovian Villages of the Alatyrsky District in the Second Half of the XVII - XIX Century
Introduction. The study of the features of the confessional and socio-cultural development of peoples and individual regions of the Russian state is one of the important research tasks. Results and Discussion. At the end of the XVII century the village of Novotroitskoye of the Alatyrsky district became the first Mordovian Christian settlement of the region, in which the new Christians, protected from oppression, began to live, who were an example for their tribesmen in the adoption of the Orthodox faith. From the middle of the XVIII century in many Novokreschen villages of the region, a chapel was initially built, in which a priest was determined to serve. Then money was allocated for
© Марискин О. И., 2021
the construction of the church. In the XIX century active construction of Orthodox churches continued on the territory of the Alatyrsky and Ardatovsky districts of the Simbirsk province: instead of outdated and dilapidated church buildings, new ones were built, and parish churches were opened in populous villages. Conclusion. The Christening of a Mordva and opening of churches became an important step in strengthening of Orthodoxy and autocracy in the region, have played a positive role in spiritual and moral education of the people, have left a noticeable mark in education development. To acceptance of christianity there was a sociocultural integration of a mordva into structure of the Russian Empire. On the other hand, the commonality of the Orthodox religion was one of the factors in the development of assimilation processes among the Mordovian people.
Keywords: mordva-erzya, novokreshcheny, Christianity, church, Alatyrsky district, Ardatovsky district, village, settlement, peasants, military population.
For citation: Mariskin O. I. Construction of Churches in the Mordovian Villages of the Alatyrsky District in the Second Half of the XVII - XIX Century. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(4): 356-366 (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.056.021.202104.356-366.
Введение
Изучение особенностей конфессионального и социально-культурного развития народов и отдельных регионов Российского государства - одна из важных научно-исследовательских задач. Большой интерес представляют исследование распространения православия в России, в частности христианизации в ХУП-ХУШ вв. мордвы-эрзи, и строительство храмов в мордовских населенных пунктах Присурья и Приалаты-рья - территории современной Ардатовской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви.
Методы
Изучение процесса христианизации мордвы и народов Среднего Поволжья в XVII - первой половине XVIII в. имеет устойчивую историографическую традицию [1; 4; 6-7; 10-11]. Меньшее внимание уделено крещению мордвы-эрзи и строительству православных храмов в мордовских поселениях Алатырского уезда [5]. Использовались материалы Государственного архива Ульяновской области (фонд Симбирской духовной консистории), Государственного исторического архива Чувашской Республики (фонд Алатырской
удельной конторы), Научного архива НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (переписные книги XVII в.), опубликованные источники.
Результаты и обсуждение
Во второй половине XVI - начале XVII в. имеются факты лишь о единичных случаях принятия православия алатырской мордвой, в первую очередь мордовским служилым населением. Новокрещены из тягловой мордвы, в отличие от принявших православие князей и служилых людей, подвергались гонениям со стороны односельчан как отступники от традиций и веры отцов, поэтому вынуждены были покидать жилища [8, с. 37].
Для ограждения православной мордвы от притеснений и создания положительного примера в деле принятия христианской веры с 1681 по 1688 г. последовал ряд указов об устройстве церкви в д. Ардатова на р. Алатырь (ныне г. Ардатов Ардатовского района Республики Мордовия) и поселении в ней новокрещеной мордвы («Кирюшки Степанова с товарищи»), а «для научения православныя веры к ним перевесть» десять русских «добрых и знающих» семейств из с. Порецкого и Семеновского1.
Добросмыслов А. Ардатовский Троицкий собор // Симбирские епархиальные ведомости. - 1902. -№ 5/6. - С. 131.
В 1782 г. жители Ардатова в прошении «на высочайшее имя» писали: «В прошлых давних годех, тому лет с девяносто, бывшие предки наши мордва восприняли православную веру греческого исповедания, коим за крещение, а при том и собранным из разных селений для научения их вере христианской русским людям, по... Указу и по посланным из Москвы из приказу большого дворца в город Алатырь к бывшим писцам стольникам и воеводам в 7189, 7190, 7191, 7192, 7193, 7194, 7195 и 7196 (1681-1688. - О. М.) годех грамотами пожалована и отказана в вечное и потомственное владение в Алатырском уезде при речке Алатырь дачами деревень Ардатовы и двух Пичевелей мордвы недвижимого имения. и по отказе той земли велено именовать деревню Ардато-ву селом Троицким, Ардатово тож, ныне переименовано городом»2.
Таким образом, на землях д. Пичевеле и Ардатова (Старое Ардатово), на правой стороне р. Алатырь, в 1641 г. возникла новая д. Ардатова (с 1686 г. - с. Новотроицкое), ставшая затем г. Ардатовом.
В конце XVII в. с. Новотроицкое стало первым мордовским христианским поселением края, где начали жить охраняемые от притеснений новокрещены, являвшиеся примером для соплеменников в деле принятия православной веры. По данным Переписной книги 1696 г. стольника и воеводы С. Ф. Грибоедова, в Новотроицком находились 13 дворов новокрещенских, которые большей частью были обустроены в 1688 г. Так, в указанном году сюда переселились семьи новокрещенов Васьки и Кузьки Дмитреевых из д. Дубровки (ныне д. Мордовские Дубровки Атяшевского района Республики Мордовия), Данилки Сыресева из д. Сабанчеева [2, с. 192, 194]. В 1690 г.
крестились и переселились в Новотроицкое из д. Папулева бобыль Бебишка Бурнаев, из д. Конаклейка - Захарка Ушмаев3.
Около церкви Живоначальной Троицы в с. Новотроицкое располагались дворы священника Петра Федорова, пономаря Александра Васильева, просвирницы «Пра-сковицы Прокофевы дочери» и ее сына новокрещена Луконки Иванова.
В селе проживали также 37 русских крестьянских семей. Они переселились из Сергача и Сергачской волости (10 дворов), Даниловской дворцовой волости Костромского уезда (8 дворов), Терюшевской (4 двора) и Мурашкинской (3 двора) волостей Нижегородчины, Юрьевец-Поволж-ского и других уездов. Переписная книга 1696 г. не зафиксировала переселенцев из с. Порецкого и Семеновского4.
Коренная перестройка миссионерской деятельности среди иноверцев Поволжья началась в 1731 г., когда в Свияжске была создана Комиссия новокрещенских дел, в 1740 г. реорганизованная в Новокрещенскую контору. Первым главным управителем конторы был назначен архимандрит Свияжский Димитрий Сеченов, придавший новый импульс ее деятельности. 12 сентября 1742 г. Димитрий Сеченов был произведен в епископы Нижегородской и Алатырской епархии и управлял ею около шести лет.
В 1743 г. Синод утвердил представление Димитрия Сеченова о постройке «в новокрещенских жительствах» 30 деревянных церквей. Разрешено было отпустить из Коллегии экономии 4,5 тыс. руб. на постройку церквей и покупку церковной утвари; сверх того, во «избежание излишнего казенного расхода вывозить лес, где оный имеется, и те церкви строить тех мест и приходов
Исторические и бытовые материалы собраны и изданы М. В. Арнольдовым. Материалы для истории и
статистики Симбирской губернии. - Симбирск, 1866. - Вып. 2. - С. 23-24.
Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (НА НИИГН при Правительстве РМ). - И-585. - Л. 50, 135. Там же. - И-585. - Л. 69-70.
4
Чертеж церковной площади в с. Алово. Рисунок 1913 г.
жителям, тако ж и тем, кои и креститься не пожелают; а книги в те церкви отпустить из Московской типографии, а колокола вылить в Екатеринбурге из казенной меди небольшого весу; а церковную разную утварь из находившейся без употребления в мастерской палате, и что отыскаться может и в ведомстве Святейшего Синода»5.
Из табели, посланной епископом Димитрием в Синод, видно, что с 1740 по 1744 г. новокрещеных в Нижегородской и Ала-тырской епархии насчитывалось 50 430 чел., деревень, населяемых ими, - 132, а церквей при них - 74. Из этих церквей для
новокрещеных в Алатырском уезде было устроено 496. К середине XVIII в. массовое крещение мордвы Алатырского уезда было завершено: к 1754 г. приняли православие 17 388 чел. (8 753 мужчины и 8 635 женщин).
Во многих новокрещенских деревнях края поначалу ставилась часовня, в которую определялся служить священник. Затем выделялись деньги на строительство церкви. Крестьяне вывозили лес и нанимали бригаду плотников ставить сельский храм. Миром собирали деньги на тес, гвозди, кресты. Иконы, церковные книги и утварь выдавались в консистории.
Можаровский А. Ф. История прихода села Чукал Сергачского уезда Нижегородской епархии // Нижего-
родские епархиальные ведомости. - 1890. - № 17. - С. 702. Там же. - С. 704.
В 1904 г. священник Транквиллицкий, опираясь на церковную летопись, так описал обустройство прихода в с. Козловка (ныне Атяшевского района Республики Мордовия): «Мордовское племя населяло всю приходскую местность села Козловки. Мордва крещена в 1742 году, и первый принявший св. крещение, по собственному желанию, был богатый мордвин Семьчагов, нареченный во св. крещении Павлом, от которого получила свое название и первая приходская церковь, построенная в честь св. апостолов Петра и Павла в 1744 году и существующая до настоящего времени. Приход в то время состоял из следующих поселений: Козловки, Пилесева и Санеевки и третьей части мордовского племени деревни Наборные Сыреси.
В приходе села Козловки с давних времен при каждом месте жительства имелись небольшие часовни, а именно: одна близь села Козловки, одна внутри дер. Сыресь, одна близь деревни Пилесева и одна на поле крестьян дер. Санеевки. Три часовни из вышесказанных устроены при источниках, следы которых сохранились до настоящего времени; при них совершаются приходские молебствия и доныне. Четвертая часовня, внутри деревни Наборные Сыреси, была устроена не при источнике, но также имела целью совершение при ней приходских молебствий. Есть также повод думать, что эта часовня служила границей в дер. Наборные Сыреси между поселениями мордвы и русских. В 1785 году Петропавловская церковь была перестроена»7.
Не менее интересна история прихода старейшего мордовского села Чукалы (ныне Большеигнатовского района Республики Мордовия), опубликованная церковным историком А. Ф. Можаровским в «Нижегородских епархиальных ведомостях» в 1890 г.: «В период неусыпных трудов Пре-
7 Транквиллицкий. Описание села Козловки Ардатовского уезда // Симбирские епархиальные ведомости.
1904. - № 18. - С. 510-512.
освященного Димитрия по обращению инородцев была просвещена св. крещением и чукальская мордва, для которой в 1744 году был устроен и - с благословения Преосвященного Димитрия - освящен храм в честь Рождества Христова, и определен причт из двух полных штатов. Так образовался Чу-кальский приход.
Первоначально Чукальский приход состоял из большого села старых Чукал и двух выселков из него: новых Чукал, или Селищ, и Андреевки. Все прихожане принадлежали к мордовскому племени эрзя и до 1797 года назывались дворцовыми казенного ведомства. В 1797 году село Чукалы вместе с крестьянами подарено было Императором Павлом Петровичем вице-адмиралу Графу Сергею Ивановичу Плещееву; в 1803 году с. Чукалы перешло во владение штабс-капитана Александра Александровича Волкова; в 1811 г. перешло к г. Ломоносову; в 1815 г. к Ипполиту Даниловичу Грязнову, потом к его жене Каролине Семеновне Грязновой; в 1825 году к Графу Николаю Александровичу Протасову, а с 1856 года владела селом и крестьянами до их освобождения жена его Графиня Наталья Дмитриевна Протасова. Крестьяне деревни Селищ в том же 1797 году подарены были Императором Павлом Петровичем некоему Петру Павловичу Званцову.
Храм, современный обращению чукаль-ской мордвы в христианскую веру, был построен в селе Чукалах однопрестольный, деревянный, из красного леса на дубовых членах, обитый внутри и со вне дубовым тесом с дубовой чешуйчатой кровлей по скале и главой из мелкой дубовой чешуи, окрашенной зеленой краской. Колокольня отдельно в пяти саженях от храма из дубового лесу с обшивкой, кровлей и главой такими же, как и самый храм. Иконостас, как и царския врата, простой работы вгладь;
иконы в иконостасе невысокой ценности иконописные. Утварь, облачения и книги были присланы безденежно от казны и отличались простотою: сосуды, например, и ковчег были оловянные, напрестольный крест один был медный, а другой деревянный; облачения из ситца и бахты.
В 1810-1815 годах колокольня была перестроена под одну крышу с храмом, причем чешуйчатая кровля заменена тесовою, а на главах - из белой жести; тогда же под все здание церковное подведен каменный фундамент, а внутри храма иконостас заменен резным столярной работы с колонками, иконы - живописными. Спустя 50 лет по своем основании храм начал обогащаться церковной утварью значительной ценности»8.
К 1747 г. церкви были построены в следующих мордовских селениях Алатырского уезда: в Верхосурском стане - Козьмодемья-новское, Низовка тож, Рождественское, Пик-сяси тож, Архангельское, Алово тож, Дми-триевское, Хмелевка тож, Архангельское, Кабаево тож, Дмитриевское, Налитово тож, Никольское, Морга тож, Введенское, Са-банчеево тож, Дмитриевское, Атяшево тож, Никольское, Батушево тож; в Верхалатыр-ском стане - Богородское, Киржеманы тож, Рождественское, Горки тож, Введенское, Ло-баски тож, Никольское, Папулево тож, Архангельское, Низовка тож, Петропавловское, Козловка тож, Архангельское, Лунга тож, Никольское, Каласево тож; в Низсурском стане - Никольское, Напольное тож, Архангельское, Урусово тож, Архангельское, Игнатово тож, Рождественское, Чукалы тож, Кузьмодемьянское, Атяшево тож.
В 1746 г. «тщанием прихожан» деревянный храм во имя Архистратига Михаила был обустроен в русско-мордовском селе Наченалы (ныне Чамзинского района Республики Мордовия). В 1784 г. здесь был построен второй деревянный храм (те-
8 МожаровскийА. Ф. Указ. соч. - С. 704-707.
9 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 599. - Л. 399.
плый), без колокольни, престол был освящен во имя Живоначальной Троицы. Проживающая в Наченалах мордва относилась к категории дворцовых крестьян, русские -дворцовых, монастырских и помещичьих крестьян.
В 1750-1760-х гг. православные деревянные храмы были возведены в мордовских селах Паракино (Рождества Христова), Та-зино (бессребреников Космы и Дамиана), Давыдово (Воскресения Христова), Судо-сево (Покрова Пресвятой Богородицы), Косогоры (Святителя и Чудотворца Николая), Маресево (Покрова Пресвятой Богородицы; в 1785 г. возведена новая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая), Пичеуры (Святителя и Чудотворца Николая).
В XIX в. на территории Ардатовского и Алатырского уездов Симбирской губернии продолжалось активное строительство православных храмов: вместо устаревших и обветшалых зданий церквей возводились новые, в многолюдных деревнях открывались приходские церкви.
Первая деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская) была построена в Лобасках в 1743-1746 гг. Согласно клировой ведомости 1838 г., в 1815 г. в селе «тщанием прихожан» была построена новая деревянная церковь «с таковою же колокольнею». «Престолов в ней два - в настоящей холодной - во имя Введения Божией Матери в Храм; в приделе холодном - правом во имя Архистратига Божия Михаила»9.
В начале 1850-х гг. в связи с большим числом жителей в с. Лобаски (2 129 чел.) и д. Тазнеева (1 241 чел.) прихожане подали прошение о строительстве нового деревянного храма «на каменном фундаменте» на южной окраине села, на невысоком холме. План церкви разработал В. П. Абакумов, служивший в 1841-1861 гг. архитектором в
Симбирской, а потом в Алатырской удельных конторах.
На первых порах подрядчиком строительных работ выступил лашман с. Пило-вальный Завод (ныне пос. Пильня Нижегородской области) Леонтий Ларионов. Для постройки церкви ему было передано от Ло-баскинского прихода 1 153 руб. 54 коп. «доброхотных» денег», собранных со всех прихожан. Однако вскоре подрядчик «оказался неисправным», и все работы по постройке церкви остановились. Значительная часть собранных денег была растрачена.
Подряд «к окончательной достройке» лобаскинской церкви был передан 22 июля 1854 г. крестьянину с. Вечкусы Лариону Кондратьеву. Он обязался достроить здание храма за 2 038 руб. 54 коп. и в счет этой суммы в разное время получил 1 938 руб. 24 коп. К лету 1855 г. значительный объем работ по строительству церкви был выполнен. Однако «по неимению в наличности денег» подрядчик окончательно достроить ее не смог.
В 1856 г. достраивать церковь вместо подрядчика Л. Кондратьева пришлось «хозяйственным образом» Лобаскинско-му удельному приказу. Согласно смете, на достройку церкви, покупку материалов и наем рабочих было дополнительно потрачено 250 руб. 30 коп. Строительство было завершено летом 1856 г.
8 сентября 1856 г. выборные от прихожан Фрол Родионов, Герасим Иванов, Макар Васильев, Фрол Алексеев, «явясь в приказ (Ло-баскинский. - О. М.), объявили, что вновь построенная в том селе церковь постройкой совершенно окончена, утварь церковная и все вещи необходимые при совершении богослужения в готовности, а потому просили об освящении вновь сооруженного храма во имя Введения во храм Пресвятой Богороди-
цы, учинить должное ходатайство». 30 сентября 1856 г. в Симбирской духовной консистории на прошении Алатырской удельной конторы о дозволении освятить вновь выстроенную церковь в с. Лобаски была наложена резолюция: «Бог благословит»10.
В 1857 г. лобаскинский храм был освящен. Престолов в нем было три: главный (холодный) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в приделах (теплые): в правом - во имя Архистратига Божия Михаила и в левом - в честь Вознесения Господня. В 1872 г. храм был обнесен деревянной оградой, построена каменная часовня. До 1884 г. в селе имелись две церкви, затем старая «за ветхостью» была разобрана.
В начале XIX в. первый деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенный в с. Сабанчеево Ала-тырского уезда в 1747 г., пришел в ветхость. В 1809 г. «тщанием прихожан» был воздвигнут новый деревянный храм «с таковою же колокольнею». Престол был освящен «в настоящей холодной вновь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы»11.
В 1847 г. от удара молнии Сабанчеевская приходская церковь сгорела. Все церковное имущество было уничтожено, обряды и действия стали проводиться в часовне.
Строительство новой церкви началось в начале 1850-х гг. «по желанию и тщанием крестьян Сабанчеева и Мордовских Дубровок». План церкви разработал архитектор В. П. Абакумов. Строительство осуществил алатырский мещанин А. А. Новиков. Согласно клировой ведомости 1855 г., в 1854 г. было построено новое деревянное здание «без колокольни» и освящен теплый придел во имя Архангела Михаила12.
Голова Атяшевского удельного приказа Лаврентьев в апреле 1861 г. подал ра-
10 ГАУО. - Ф. 320. - Оп. 1. - Д. 153. - Л. 5-30.
11 Там же. - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 599. - Л. 187.
12 Там же. - Д. 601. - Л. 204.
порт на имя управляющего Алатырской удельной конторой коллежского асессора Шувалова. От имени жителей Сабанчеева, Дубровок и Тарасовой он просил помочь заказать на деньги прихожан иконостас во вновь строящуюся сабанчеевскую церковь. Шувалов 8 апреля поручил архитектору В. П. Абакумову составить смету на иконостас и чертежи. Как только смета была составлена, управляющий написал рапорт в Департамент уделов. По смете для иконостаса требовалось 819 руб. Церковь строили «хозяйственным способом». После ее постройки остались неизрасходованными 438 руб. 97 коп. Остальную сумму предполагалось собрать в 1862 г. с 1 297 душ указанных селений по 30 коп. с каждой, всего 389 руб. 10 коп. Сверх расходов на иконостас оставалось еще 9 руб. 7 коп. Их зачли крестьянам за другие платежи.
Деревянное здание церкви с колокольней было возведено на каменном фундаменте. Всю работу по обустройству иконостаса подрядился выполнить за 750 руб. алатыр-ский мещанин А. А. Новиков «непременно к 1 числу июня 1862 года». Сохранился рапорт главы Атяшевского приказа Лаврентьева от 4 мая 1862 г. на имя управляющего Алатырской удельной конторой: «Алатыр-ским мещанином Алексеем Новиковым самая постройка иконостаса окончена и в настоящее время производится иконописание в хорошем виде» [Цит. по : 3, с. 553].
В свидетельстве о сооружении иконостаса записано: «Столярство сделано из сухого липового дерева. Сделана резьба: царских врат, крестов, угольников, кронштейнов. Карнизы, резьба и рамы на образах вызолочены на полимент червонным золотом. Написано как в иконостасе, так и в алтаре должные иконы, а также крест и две
хоругви. На древках сделаны четыре налоя и на одном из них написаны Евангелисты. Сделаны престол, жертвенник и шкаф для книг и риз»13.
Иконы же были написаны такие: Благовещение Евангелистов - четыре иконы, Тайной вечери, Рождества Спасителя и Богоявления - две иконы. Главный престол в 1864 г. был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, придельный (теплый) престол - в 1885 г. во имя Архангела Михаила.
Всего на воздвижение церкви было затрачено 4 784 руб. 57 коп. Из этой суммы 4 104 руб. 15 коп. было собрано прихожанами, а 680 руб. 42 коп. поступило в общую кассу в виде процентов по вложенным Са-банчеевским крестьянским обществом в банк 2 873 руб.14
В 1873 г. в с. Чукалы (ныне Большеиг-натовского района Республики Мордовия) старый деревянный храм середины XVIII в. сгорел, и чукальские прихожане приступили к строительству нового. Церковный историк А. Ф. Можаровский так описывает перипетии возведения чукальской церкви: «1873 года Мая 6 дня, в день воскресный, в час пополудни, спустя часа два по совершении литургии, храм сгорел. Пожар начался в алтаре: загорелся нижний ярус иконостаса по левую сторону царских врат, причем успели спасти от огня все церковное имущество, даже и колокола. Причина пожара следствием не открыта и виновником неосторожного обращения с огнем никто не признан»15.
Благочинным был временно отведен для Чукальского прихода кладбищенский храм в с. Пустошке, куда было перенесено все ценное имущество, спасенное от огня. В Чука-лах из караулки был устроен молитвенный дом, где по просьбе прихожан «Высокопре-освященнейшим Иоанникием разрешено ис-
13 Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 161. -Л. 38.
14 ГАУО. - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 161. - Л. 16 об.
15 Можаровский А. Ф. Указ. соч. - С. 709.
правлять дозволенное богослужение. В то же время мирским приговором избран строителем нового храма управляющий имением графини Протасовой арзамасский купец Афанасий Пушков, который, вследствие долговременного управления Чукальским имением, вкрался в полное доверие мордвов и получил сильное влияние на судьбу и все дела их. Но избранный в строители нового храма Пушков в течение двух лет не приступал к построению храма, несмотря на имевшийся для сего в значительном количестве лесной материал, приготовленный еще до сгорения храма, и значительные денежные средства. Пушков медлил приступить к строению храма хотя под разными предлогами, но в сущности все эти предлоги его сводились к одному недоброжелательству его к духовенству. Пушков решительно настаивал на том, чтобы новый храм был построен на усадьбах священно-церковнослу-жительских, а для сего причт должен был порубить все свои сады и даже снести свои дома, на что священно-церковнослужители согласиться не желали.
В таком положении дело о построении храма продолжалось до 1875 года - до святительского воздействия на Пушкова. Высоко-преосвященнейший Иоанникий, обозревая Нижегородскую епархию в лето 1875 года, 21 июля прибыл в село Чукалы. Убедив прихожан приступить немедленно к постройке храма, Высокопреосвященнейший Иоанни-кий в то же время заметил строителю Пуш-кову, что он не имеет права даже под самым благовидным предлогом отчуждать усадьбы священно-церковнослужителей без их согласия, и благословил строить храм на месте, избранном прихожанами. Прещение и благословение владыки подействовали на Пушкова, и он немедленно озаботился выправкой плана и фасада предположенной деревянной о двух престолах церкви.
16 МожаровскийА. Ф. Указ. соч. - С. 739-742.
По получении плана и фасада - преступлено было к вырубке срубов для храма. Эта вырубка продолжалась с ноября 1875 по май 1876 года. 8 Мая освящено место для храма и заложен фундамент; в июне на фундамент уставлены срубы; в июле - октябре производилась внешняя и внутренняя отделка храма; в ноябре и декабре устроен вчерне иконостас в приделе, иконы и церковная утварь для него употреблены из сгоревшего храма. 10 января 1877 года прихожане села Чукал решили обратиться с просьбою к Высоко-преосвященнейшему Иоанникию благословить совершить освящение придельного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка благословил совершить освящение местному благочинному, и освящение совершено 9 февраля. Лето 1877 г. употреблено на окончательную внешнюю отделку храма, на что израсходованы все имевшиеся денежные средства по постройке храма.
С 1879 года прихожане порешили для приобретения денежных средств на окончательную отделку храма брать у землевладельцев работы всем обществом и отчислять на то же дело из общественных сумм все остатки от мирских расходов. В 1880 году произведена позолота иконостаса в приделе за 175 руб. и сдана столярная и резная работа иконостаса для настоящей крестьянину села Какина И. Г. Радаеву за 600 руб., который в 1881 году ее выполнил; за написание икон для сего иконостаса уплачено живописцу 500 руб., а за позолоту его 960 руб. 20 октября 1882 года, с разрешения и благословения Преосвященнейшего Макария, храм был освященвчестьРождестваХристоваместным благочинным со многими священниками. С 1883 года храм усердием прихожан начал обогащаться ценною утварью»16.
К середине XIX в. жителей с. Алово Алатырского уезда стало настолько много (в 1859 г. проживали 2 802 чел.), что при-
шлось строить вторую церковь. Согласно клировой ведомости 1838 г., первый деревянный храм «с таковою же колокольнею» во имя «Святаго Архистратига Божия Михаила» был построен в Алове в 1747 г. 17
В 1865 г. прихожане Архангельской церкви с. Алово подали прошение епископу Симбирскому и Сызранскому Евгению о строительстве новой церкви: «Приходская церковь, построенная в 1747 г., от времени пришла в ветхость и сверх того по многочисленности прихода очень тесна; по сему вместо старой ветхой церкви мы желаем на свое иждивение построить церковь, на которую и представили на благорассмотре-ние Вашего Преосвященства план и фасад 1865 г. февраля 5 дня»18.
На мирском сходе по общему согласию назначили место под новую церковь -«...между крестьянами (крестьянскими усадьбами. - О. М.) Тимофеем Гавриловым и Алексеем Моисеевым, строить церковь от Гаврилова в 30 сажени, а если духовное начальство найдут нужным увеличить площадь под церковь, то согласны очистить ее в семьдесят сажень, крестьян села Алово Гаврилу Иванова, Андрея Никитина, Константина Федорова, Федора Семенова и Якова Егорова, живущих на назначенном
месте, под церковь обязуемся перенести на
мирское место, то есть их удовлетворить
деньгами или нанять рабочих для пере" 19
стройки означенных крестьян»19.
К маю 1867 г. новая церковь была построена на новом месте и освящена во имя Михаила Архангела. В 1880 г. аловцы по многолюдству прихода построили вторую деревянную церковь во имя Живоначаль-ной Троицы [9, с. 302-303].
В XIX в. на территории современной Ардатовской епархии было перестроено и вновь возведено несколько десятков деревянных и каменных православных храмов. К концу века действовало более 130 приходских церквей.
Заключение
Крещение мордвы и открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия и государственности в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения. С принятием христианства произошла социокультурная интеграция мордвы в состав Российской империи. С другой стороны, общность православной религии являлась одним из факторов развития ассимиляционных процессов среди мордовского народа.
Библиографический список
1. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурный аспект. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2006. - 384 с.
2. Видяйкин С. В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2011. - 352 с.
3. Заварюхин Н. В., Марискин О. И., Заварюхин В. Ю. Сабанчеево и Мордовские Дубровки. История и современность. - Саранск : Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. - 800 с.
4. Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. - Казань : Татарское книжное издательство, 1999. - 125 с.
5. Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории города Алатыря и уезда в XVIII в. -Чебоксары, 2015. - 412 с.
6. Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI-XVIII вв.). - Чебоксары, 2000. - 272 с.
17 ГАУО. - Ф. 134. - Оп. 2. - Д. 599.
18 Там же. - Оп. 8. - Д. 59. - Л. 1.
19
Л. 31.
Там же. - Л. 4.
7. Марискин О. И. Достопримечательности Атяшевской земли. - Саранск : К. Шапкарин, 2018. - 240 с.
8. Марискин О. И. Новокрещеная мордва Алатырского уезда в XVII - первой половине XVIII века // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3 (35). -С. 33-43.
9. Марискин И. С., Марискин О. И. Село на Трезовке. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2001. - 336 с.
10. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 2005. - 532 с.
11. Мотыка И. И. Православная миссия среди мордвы (вторая половина XVI - начало XX века). - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2013. - 132 с.
References
1. Bakhmustov S. V. Orthodoxy in the Mordovian Territory: Historical and Cultural Aspect. Saransk, 2006, 384 p. (In Russ.).
2. Vidyaykin S. V. People and power: taxes and duties of the palace peasants of the Alatyr district in the XVII - the beginning of the XVIII c. Saransk, 2011, 352 p. (In Russ.).
3. Zavaryukhin N. V., Mariskin O. I., Zavaryukhin V. Yu. Sabancheevo and Mordovian Dubrovki. History and modernity. Saransk, 2010, 800 p. (In Russ.).
4. Islaev F. G. Orthodox missionaries in the Volga region. Kazan, 1999, 125 p. (In Russ.).
5. Kochetkov V. D. The fortress city on the Sura. Essays on the history of the city of Alatyr and the county in the XVIIII centuries. Cheboksary, 2015, 412 p. (In Russ.).
6. Makarov D. M. Autocracy and Christianization of the peoples of the Middle Volga region (XVI-XVII centuries). Cheboksary, 2000, 272 p. (In Russ.).
7. Mariskin O. I. Sightseeings of the Atyashevskaya land. Saransk, 2018, 240 p. (In Russ.).
8. Mariskin O. I. Newly baptized Mordovians of the Alatyrsky district in XVII - the first half of the XVII century. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2016; 3(35): 33-43. (In Russ.).
9. Mariskin I. S., Mariskin O. I. Village on Trezovka. Saransk, 2001, 336 p. (In Russ.).
10. Mokshin N. F., Mokshina E. N. Mordva and faith. Saransk, 2005, 532 p. (In Russ.).
11. Motyka 1.1. Orthodox mission among the Mordovians: (the second half of the XVI - the beginning of the XX century). Saransk, 2013, 132 p. (In Russ.).
Поступила 15.08.2021.
Сведения об авторе
Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1962-9725.
E-mail: [email protected]
Submitted 15.08.2021.
About the author
Oleg I. Mariskin - Doctor of History, Professor, Department of Economic History and Informational Technologies, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests - problems of economic history of Russia, the Middle Volga region and Finno-Ugric nationalities in XIX - first half of XX century. The author of more than 150 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1962-9725.
E-mail: [email protected]