Научная статья на тему 'Новокрещеная мордва Алатырского уезда в XVII - первой половине XVIII века'

Новокрещеная мордва Алатырского уезда в XVII - первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
649
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА-ЭРЗЯ / НОВОКРЕЩЕНЫ / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / АЛАТЫРСКИЙ УЕЗД / ALATYRSKY DISTRICT / МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / ДЕРЕВНЯ / VILLAGE / ПОСЕЛЕНИЯ / SETTLEMENT / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / СЛУЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / MILITARY POPULATION / MORDVA-ERZYA / NEW CHRISTENED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье анализируется процесс христианизации мордвы Алатырского уезда в XVII первой половине XVIII в. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Правительство пыталось привлечь иноверцев к принятию христианства в XVII в., прежде всего, экономическими мерами. Политика христианизации нерусских была тесно связано с налогообложением, которое отличалось как жесткостью, так и поощрительностью. К середине XVIII в. массовое крещение алатырской мордвы было завершено. Крещение мордвы и открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия и самодержавия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения. Принятие государственной религии уравнивало социально-правовое положение мордвы с русским населением, давало возможность поступления на государственную службу, карьерного роста, облегчало торговые и экономические контакты и т. п. С принятием христианства произошла социокультурная интеграция мордвы в состав Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOKRESHCHENAJA MORDVA OF THE ALATYRSKY DISTRICT IN XVII - THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY

In the article process of Christianization of mordva of the Alatyrsky district in XVII the first half of the XVIII century is analyzed. The orthodox monasteries became the centers of distribution of Christianity in the Mordovian region. The government tried to involve gentiles in acceptance of Christianity in the XVII century, first of all, with economic measures. The policy of Christianization non-Russian was is closely connected with the taxation which differed both in rigidity, and in stimulation. To the middle of the XVIII century the mass christening of the Alatyrsky mordva has been complete. The christening of mordva and opening of churches became an important step in strengthening of Orthodoxy and autocracy in the region, have played a positive role in spiritual and moral education of the people, have left a noticeable mark in education development. Acceptance of the state religion equalized a mordva social legal status with the Russian population, gave the chance of revenues to public service, career development, facilitated trade and economic contacts, etc. To acceptance of Christianity there was a sociocultural integration of mordva into structure of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Новокрещеная мордва Алатырского уезда в XVII - первой половине XVIII века»

УДК 39(=5П.152Х045) ББК 63,5(2р-6Мо)

О. И. Марискин

НОВОКРЕЩЕНАЯ МОРДВА АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Ключевые слова: мордва-эрзя, новокрещены, христианство, Алатырскийуезд, монастырь, деревня, поселения, крестьяне, служилое население.

В статье анализируется процесс христианизации мордвы Алатырского уезда в XVII - первой половине XVIII в. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Правительство пыталось привлечь иноверцев к принятию христианства в XVII в., прежде всего, экономическими мерами. Политика христианизации нерусских была тесно связано с налогообложением, которое отличалось как жесткостью, так и поощрительностью. К середине XVIIIв. массовое крещение алатырскоймордвы было завершено. Крещение мордвы и открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия и самодержавия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения. Принятие государственной религии уравнивало социально-правовое положение мордвы с русским населением, давало возможность поступления на государственную службу, карьерного роста, облегчало торговые и экономические контакты и т. п. С принятием христианства произошла социокультурная интеграция мордвы в состав Российской империи.

o. I. Mariskin

NOVOKRESHCHENAJA MORDVA OF THE ALATYRSKY DISTRICT IN XVII - THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY

Keywords: mordva-erzya, new christened, Christianity, Alatyrsky district, monastery, village, settlement, peasants, military population

In the article process of Christianization of mordva of the Alatyrsky district in XVII - the iirst half of the XVIII century is analyzed. The orthodox monasteries became the centers of distribution of Christianity in the Mordovian region. The government tried to involve gentiles in acceptance of Christianity in the XVII century, iirst of all, with economic measures. The policy of Christianization non-Russian was is closely connected with the taxation which differed both in rigidity, and in stimulation. To the middle of the XVIII century the mass christening of the Alatyrsky mordva has been complete. The christening of mordva and opening of churches became an important step in strengthening of Orthodoxy and autocracy in the region, have played a positive role in spiritual and moral education of the people, have left a noticeable mark in education development. Acceptance of the state religion equalized a mordva social legal status with the Russian population, gave the chance of revenues to public service, career development, facilitated trade and economic contacts, etc. To acceptance of Christianity there was a sociocultural integration of mordva into structure of the Russian Empire.

Освещение вопросов, связанных с христианизацией мордовского народа в XVII -первой половине XVIII в., имеет серьезную историографическую традицию [2; 10; 13; 17; 18]. Однако до последнего времени процесс христианизации мордвы-эрзи, компактно проживающей на территории Алатырского уезда не становился предметом

специального исследования. Редким исключением здесь является работа В. Д. Кочетко-ва [11], где указанной проблеме уделен отдельный параграф. В то же время подобные исследования позволяют выявить не только конкретно-исторические события и факты, но и корректировать общие представления и положения.

Среди народов Среднего Поволжья мордва раньше других начала воспринимать православие. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри, в частности в Алатырском уезде - Свято-Троицкий Ала-тырский монастырь. Согласно исследованию В. Э. Красовского, монастырь был основан в 1584 г. в северо-западной части острога невдалеке от крепости Алатырь, «по отлогому берегу того же имени и в недалеком расстоянии от впадения этой реки в р. Суру» [12, с. 3]. Основание монастыря следует связывать с принятием московским правительством решительных мер по утверждению своей власти и попыткой распространить православие среди язычников Алатырского уезда. Царское правительство наделяло монастыри пахотными, лесными, водными угодьями и приписывало к ним целые мордовские поселения.

Во второй половине XVI - начале XVII в. среди нижегородской и арзамасской мордвы крещение шло относительно успешно. Наряду с этим имеются факты лишь о единичных случаях принятия православия в этот период алатырской мордвой, в первую очередь мордовским служилым населением.

Писатель-этнограф П. И. Мельников-Печерский, касаясь этой стороны вопроса, пишет: «Мордва не поднималась (в XVI в. - О. М.) против русских, ее крещение и обрусение шли с успехом. Для большего успеха мордовские села стали раздавать монастырям, в той надежде, что духовные власти еще ревностнее позаботятся об ее крещении, чем служивые люди. Окрестившимся давали важные льготы от податей, но эти льготы оставались не надолго: затруднительные обстоятельства смутного времени требовали много денег и хлебных запасов, льготы были нарушены, с тех пор и смирная дотоле мордва возмутилась» [36, с. 509].

В период Смуты начала XVII в. одной из основных причин, побудивших мордву участвовать в восстании, было стремление уничтожить фискальную документацию, хранившуюся в уездных центрах, и освободиться от чрезмерного налогообложения. При этом участники акций стремились прежде всего уничтожить грамоты, межевые и другие документы, согласно которым помещики и монастыри стали незаконными

владельцами бывших земельных, бортных и водных угодий мордвы. Современники тех событий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын жаловались царю Михаилу Федоровичу на то, что во время частых разбойничьих нападений, в которых участвовали и инородцы, серьезно пострадал Ала-тырский монастырь: «В смутные годы того монастыря двух игуменов в воду посадили (утопили. - О. М. ), третьего с башни скинули, и четвертого черного священника зарезали, и монастырь разграбили, и жалованные вотчинные грамоты и всякие монастырские крепости поимали (похитили. - О. М.), и с тех мест в остроге, и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьями завладели татарове и мордва» [6, с. 152].

Вследствие такого бедственного положения в 1615 г. Алатырский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, под управлением которой и состоял до секуляри-зационной реформы 1764 г. «Тогда же [1615] благочестивый государь вверил управлению обители преподобного Сергия Троицкий Алатырский монастырь, по прошению братии сего монастыря, которого бедственное положение требовало деятельной и сильной помощи» [6, с. 151-152].

С. Шумакову была известна грамота, присланная алатырскому воеводе Дементию Семеновичу Погожеву в августе 1617 г., о приписке к Троице-Сергиеву монастырю Троицкого Алатырского монастыря и его вотчин. Согласно этому документу, в 1618 г. монастырские вотчины освобождались от платежа всяких податей по причине «разоренья воровских людей». Отдельно упоминался и его особый правовой статус: «Что же доведется взять податей с монастыря, то монастырские власти сами платят на Москве» [29, с. 100].

По мнению М. С. Черкасовой, начальный момент приписки относится к февралю 1612 г., когда «по указу московских бояр и всей Земли» была удовлетворена просьба алатырского игумена Евфимия. Он просил разрешения для перехода его маленькой, запустевшей от «воровских людей» обители под защиту Троице-Сергиева монастыря. В дальнейшем приписка была оформлена включением Алатырского монастыря в со-

став общих жалованных грамот 1617, 1624,

1625 гг. [27, с. 20-21].

В момент перехода к Троицкой корпорации собственная вотчина Алатырского монастыря включала только с. Ичиксу и д. Тургаково (бывшее поместье мордовских «тургаковских мурз Кулунзина с товарищи»). По происхождению своему это были земли алатырской мордвы, о чем красноречиво говорят их названия. Интенсивное освоение края привело к тому, что уже в 1624-1626 гг. здесь возникли новые селения монастыря - с. Чет-вертаково, д. Новый Усад, Верхняя Ичикса, Евлея (Ялеи). Если на начальном этапе приписки у обители было только 524 четверти пашни, перелога и «дикого облога», то уже к

1626 г. стало 952 четверти и 262 двора.

М. С. Черкасова, тщательно изучив материалы архива Троице-Сергиевой лавры, пришла к аргументированному выводу, что формирование монастырских земель в XVII в. первоначально происходило за счет вотчин перешедших в православие мордовских мурз и поместных казаков Алатырского уезда, тем самым был дан импульс активному развитию монастырских вотчин, бурному росту принадлежавших им земельных угодий и числа обслуживавших их крестьян.

В апреле 1618 г. старец Троице-Алатырского монастыря Нифонт (в миру мордовский мурза д. Иваньково Никифор Досай) отдал монастырю свои вотчинные ухожаи, рыбные ловли и бобровые гоны в Алатырском уезде. Монастырь же должен был «покоить» вкладчика при жизни, а «по смерти поминовать его» [29, с. 76-77]. «Се яз, старец Нифонт, а в миру был иваньковской мурза Досай Иванов сын, а в крещенье Никифор, дал есми вклад в Троецкой в Ола-торской монастырь архимандриту Деонисью да келарю старцу Авраамию з братьею, и хто по них иные власти будут, в Олаторском уезде вотчину свою, свой жеребей два знамени: Ашухутинский ухожей от Босурманско-го врага да Малой Сары, вверх по Суре по правой стороне; другой ухожей: от Бездны до Барыша вверх по левую сторону Суры, а вверх по Борышу по левую сторону до Кувая речки, да вверх по Бездне да Тазлачка речки бортные ухожеи и рыбные ловли и бобровые гоны; да полянки Кувалдинские на речке Кувалде, Янгозина поляна тож, а тут была

мельница моя и жерновы; да под городом под Алаторем Кирмальской ухожей по обе стороны реки Алаторя да Баевские межи, и до Еслия речки со всеми угодьи.

А троецким властем меня, Нифонта, по-жаловати, в монастыре покоити, как и прот-чую братью. А Бог пошлет по душу мою, и троецким властем меня написати в вечные сенодики и сельники, и поминати, как и протчих вотчиных вклатчиков» [1, с. 48].

В 1618-1619 гг. мордовский мурза д. Рын-дина Инюш Мартасов передал Троице-Алатырскому монастырю свою вотчинную землю в деревне Идзбердееве и в отхожих полях. В акте предусматривались крещение, пострижение и помин вкладчика: «если же он не крестится "грехом", то поминать монастырь должен детей вкладчика, если кто либо из них крестится, и его "родимца" мурзу Н. Досая» [29, с. 77].

В 1619 г. новокрещеный мордвин Тихон Четаев (до крещения Норуш Четаев), «по-ложа обед свой так же, как начальник наш Кирмалской Досай мурза, во иноцех старец Нифонт» [29, с. 77], отдавая в Троицкий монастырь родовую «вотчину отца своего Четая и деда своего Тамаки Кирмальский ухожей со всеми угодьи по своему знамени, и землю в деревне Урусове и на Менском поле», просил властей Троицких: «Для Святого Крещения, за тот мой вклад, соверша мне начало в монастыре Живоначальной Троицы, и науча меня в православной вере, устроити двором и пашнею в Троицком селе у Великого Чудотворца Николы на Ичиксе, что бы мне Христианские веры не отбыти», т. е. чтобы не поколебаться в вере, если останется жить на прежнем месте между иноверцами. «А только Бог приведет постричися, и властем пожаловать, за тот мой вклад постричи и по-коити, как и прочих вкладчиков. А по смерти душу мою поминать и написати в вченыя сенадики и ссельники» [1, с. 62-63]. Другой мордвин, внося вклад, просил «просвятить его Святым Крещением» [6, с. 158].

В 1623 г. другой инок Макарий (в миру русский казачий атаман Никита Моматов) передал монастырю свою вотчину в 99 четей с крестьянами в с. Стемасы, в 1628 г. старец Авдей (в миру мордвин Рузан Шереватов) -вотчинный бортный ухожай за р. Сурой, в 1630 г. казак Яков Алексеев - 36 четвертей

в селе Языково, в 1631 г. казак Абросим Григорьев - 63 четверти в том же селе, в 1632 г. казак Иван Лукьянов - 36 четвертей в том же селе, в 1632 г. мордовские мурзы д. Иваньковы Саркай Сычесев «с товарищи» - «вотчинные свои четыре жребья» [29, с. 77-79] и т. д. Примечательно, что в 1623 г. поместный казак из с. Стемасы Борис Шаченин по духовной завещал Алатырскому монастырю не только свой вотчинный двор с крестьянином, но и «братьев своих родных» [29, с. 80].

Таким образом, для Алатырского Троицкого монастыря были характерны земельные операции с мордовскими мурзами и поместными казаками Алатырского уезда. Наибольшее их количество приходится на первую треть XVII в.

Известна сдаточная запись 1614 г. новокрещена из служилой мордвы Никифора Иванова о передаче половины своего поместья в д. Иваньково Никифору Черцову при условии совместного несения службы [23, л. 1-2]. В «Книге письма и меры Дмитрея Пушечникова да подьячего Афонасья Костяева 1624-1626 годов татарским и буртасским и мордовским вотчинам бортным ухожьям» отмечены три новокрещена из мордвы: «еделевский мурза Роман Иванов сын Новокрещеной», «деревни Заозерской Улайко Новокрещенов» и «деревни Кученяева новокрещен Степан Кученяев» [4, л. 150, 176 об., 235].

Общим положением исследовательских работ, посвященных распространению православия среди мордвы, стал тезис, о том, что первыми из мордвы принимали православие князья и мурзы, стремясь таким образом сохранить свои вотчины и социальные привилегии. Материалы Алатырского уезда по началу XVII в. показывают, что часть мордовских мурз после крещения изменила социальный статус (приняла монашеский постриг), передала свои вотчины и имущество в Троицкий Алатырский монастырь, т. е. лишилась всех своих прежних привилегий, став на путь христианской веры.

Нам неизвестно языческое мордовское имя новокрещена Степана Кученяева, его родной брат Лукаш Кученяев остался в язычестве. В документах Печатного приказа опубликована «Записная пошлинная книга 1613 года», где имеются сведения о двух грамотах от 16 июня того года по челобитьям д. Ку-

ченяева (Пахмусово тож) мордвина Кудашка Пахмусова и д. Урусовы мордвина Степанка Курка на новокрещена Степана Кученяева об управе в убытках с припискою: «Пошлины полполтины. Взято» [9, с. 165]. Таким образом, уже в 1613 г. Степан Кученяев отмечен как новокрещен.

Из-за конфликтов на религиозной почве между православным и язычниками житель д. Кученяева (Пахмусова тож) новокрещен Степан Кученяев вынужден был переселиться в уездный город Алатырь. Сохранилась купчая (продажная) от 8 августа 1619 г. Федора Филатьева Степану Кученяеву на двор в г. Алатыре с хоромами и хозяйственными постройками. «Се аз, Федор Филатьев продал есми яз двор сво в городе Олатыре Степану Кученяеву сыну, новокрещену. А на дворе на моем хором: изба да клеть на подклете да баня да у избы пристень да клетка маленькая; да окола двора моего городьба моя. А сторону моего двора двор монастырской ко-ровей. А другую сторону пустое дворища. А взял есми яз, Федор, у Степана за тот свой двор три рубля денег» [24, л. 8-9].

Исходя из того что данный документ хранится в архивном деле под заголовком «Сборник актов разного содержания по Троице-Сергиеву Алатырскому монастырю», можно сделать обоснованный вывод о переходе в дальнейшем, вероятно при пострижении в монахи, всего недвижимого имущества Степана Кученяева к Троицкому Алатырскому монастырю, располагавшемуся по соседству.

В результате продолжавшегося земледельческого освоения к концу XVII в. Троицкий Алатырский монастырь имел 2 116 четвертей пашни и 870 дворов [27, с. 128]. Пожары 1709 и 1746 гг. в Троице-Сергиевой лавре истребил многие грамоты и крепости монастыря. Для восстановления прежнего статуса и права владения последовала жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой лавре от 11 июня 1752 г. на все приписные монастыри и отчины, в которой, в частности, отмечалось: «В Алатырском уезде Троицкого приписного Алатырского монастыря при городе Алатыре слуги и служебники и бобыли, к тому монастырю вотчины, села и деревни: Подгорное, Архангельское, Миренки тож, Четвертаково,

Авлеи, Ичикса, Кувакино, Сурской Майдан, Тургаково, Милютино, Мишуково, Кладби-щи прежних грамот 7126 [1618], 7133 [1625], 7165 [1657], 7198 [1690]» [28, с. 140].

По справедливому мнению В. Д. Кочет-кова, правительство пыталось привлечь служилых иноверцев к принятию христианства в XVII в., прежде всего, экономическими мерами [11, с. 214]. Так, статья 44 главы XVI Соборного уложения 1649 г. постановляла, что в случае восприятия служилой мордвой христианской веры им оставлялись поместья с русскими крестьянами : «А которые князи, и мурзы ... и мордва... крестилися в православную христианскую веру, и у тех у ново-крещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати».

В документах 1647-1688 гг. по Алатыр-скому уезду фигурируют имена новокреще-нов, потомков знаменитого мордовского князя Баюша Розгильдеева. Одним из первых принял православие его внук, оставшийся «после отца в малых летах» Петр Федорович, до крещения носивший имя Ибрям (Ибрян) [15, с. 132, 271]. Возможно, крещеными были и сыновья Баюша Розгильдеева Андрей и Богдан Баюшевы [15, с. 166].

В «меновной записи» 1688 г., данной сыном Петра Федоровича князем Яковом Баю-шевым, зафиксирован другой новокрещен из рода князей Розгильдеевых. В документе отмечено поместье, «что мне (Якову. - О. М.) дано в нынешнем же во 196 году, Августа в 1 день, после родственника моего новокрещена Дорогунки Нестерова сына князь Баюшева, а Разгильдяев он же, а во крещении ему имя было Степан, а крестясь тот мой родственник Степан пропал безвестно» [15, с. 209]. Степан приходился братом ново-крещену Петру Федоровичу, т. е. так же был внуком князя Баюша Розгильдеева.

Исследователями отмечены имена ново-крещенов князей Михаила, Анисима и Владимира Еделевых, предки которых имели поместье в д. Еделева на р. Алатыре [11, с. 214]. Согласно данным «Писцовой книги татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 гг.», в д. Еделеева на р. Алатыре в поместье был жеребий за мордовским мурзою Момылем Нагаевым сыном Еделеевым [20, с. 62]. В 1694 г. другой новокрещен из этого княжеского рода Остафий (Евстафий)

Еделев взял на оброк покинутые земли мордовской деревни Пермеева [25, л. 197].

Политика христианизации нерусских народов в конце XVII - начале XVIII в. была тесно связано с налогообложением, которое отличалось как жесткостью, так и поощри-тельностью. По указу от 16 мая 1681 г. царя Федора Алексеевича «иноверцам» в случае крещения предоставлялись налоговые льготы: «.да и мордве сказать, чтоб они, поискав благочестивые христианские веры греческого закона, крестились все. А как они крестятся, им во всяких податях дано будет льготу на шести лет» [7, с. 47].

Новокрещены из тягловой мордвы, в отличие от принявших православие князей и служилых людей, подвергались гонениям со стороны односельчан как отступники от традиций и веры отцов, поэтому были вынуждены покидать свои жилища. По данным «Переписной книги мордовских селений Алатырского уезда 1671 года», в деревне Тазнееве, «двор пуст Давытки Лукьянова, крестился тому года з два и сошел неведома куды» [22, с. 79]. В переписной книге Василия Путятина 1688 г. такие факты приводятся уже во множестве: «Деревня Чукалы на речке Вежнуе. Двор пуст Непытайки Боженова крестился а живет у князя Александра княжь Андреева сына Болховского... Деревня Нижние Ведянцы. Двор пуст Микитки Миряева крестился и живет неведома где... Деревня Па-пулева. Двор пуст Алешки Женяева крестился. Двор пуст Родайки Кудашева крестился. Деревня Инелей. Двор пуст Однашки Чабаева крестился. Двор пуст Демки Досаева крестился... Деревня Андреевка на речке Пиченее. Двор пуст Селдушки Алтышева крестился. Деревня Большие Пикшанцы. Двор пуст Боярки Боляшева в бегах крестился во 188 году (в 1680 г. - О. М.)... Деревня Старая Кечуше-во. Двор пуст Нежайки да Измалки Курносе-вых крестились в нынешнем во 196 году (в 1688 г. - О. М.)... Деревня Медяна. Двор пуст Качки Нечаева крестился и живет в бегах в Симбирском уезде» [3, с. 213, 216, 219, 233, 236, 237, 241, 247]. Всего к 1688 г. 11 дворов мордвы-новокрещен Алатырского уезда из-за притеснений вынуждены были покинуть свои места жительства.

Для ограждения православной мордвы от притеснений и создания положительного

примера в деле принятия христианской веры в мае 1686 г. царями и великими государями Иоанном и Петром Алексеевичами был дан указ об устройстве церкви в д. Ардатова на р. Алатыре и поселении в ней новокрещеной мордвы и «для научения православныя веры к ним перевесть» 10 русских «добрых и знающих» семейств из с. Порецкое и Семеновское. «А ныне де многие мордва с женами и детьми крестятся в православную христианскую веру, а иные многие желают креститься, и скитаются они с женами и детьми по мордовским деревням и помирают без покаяния и безо всякия потребы... А как церковь построена и новокрещены поселены будут, и тое деревню Ардатову велел писать селом Троицким, а мордву из деревни Ардатовы вывесть вон, буде из них которые креститься не похотят, и их поселить в жилых мордовских деревнях, или где пристойно» [26].

В 1688 г. была выдана владенная выпись новокрещенам с. Новотроицкое Алатырского уезда Кирюшке Степанову «с товарищи» на землю и сенные покосы, которыми «урочищами владели деревни Ардатовы мордва Ай-туганка Баюшев с товарищи» [8, с. 253-255].

Не желавшие принять христианство были выселены из с. Новотроицкое в другие мордовские населенные пункты. Например, в д. Пиксясево, Ардатово тож, по данным переписной книги Василия Путятина 1688 г., проживали «мордва переселенцы из деревни Ардатовой новокрещенов, что на речке Ала-торе. Двор Навдайка Семенов, у него сын Кормишка женат. Двор Кученяйка Тарханов, у него племянник Безноска Повадеев. Двор Аркайка Вечканов. Двор Надешка Любимов, у него сын Гришка женат. Двор Девкийка Че-каев, у него сын Шестунка женат». В деревне Тургакова на реке Алатыре в 1688 г. были зафиксированы: «Двор ардатовской переведенец Ротка Сунчаков, у него сын Кштемирка женат. Двор ардатовской переведенец То-мяска Кузмин у него брат Анашка женат да племянники Алешка женат, Артюшка семи лет Названовы. Двор ардатовской переведенец Демка Буркин, у него сын Спирка женат. Двор ардатовской переведенец Салдатка Ми-конов с братом Тюгайкою» [3, с. 175, 204].

По данным Переписной книги 1696 г. стольника и воеводы С. Ф. Грибоедова, с. Новотроицкое на р. Алатыре проживало

13 дворов новокрещенских [25, л. 69-70], которые большею частью пришли сюда в 1688 г. Так, в 1688 г. в с. Новотроицкое переселились семьи новокрещен Васьки и Кузьки Дмитреевых из д. Дубровки, семья новокрещена Данилки Сыресева из д. Сабанчеева. [3, с. 192, 194]. В 1690 г. крестился и переселился в село Новотроицкое житель д. Папулева бобыль Бебишка Бурнаев, из д. Конаклейка -Захарка Ушмаев [25, л. 50, 135].

В 1696 г. в селе Новотроицкое продолжал жить первый новокрещен поселения Кирюшка Степанов и «у него дети: Степан женат, Илюшка двенадцати лет, Васка осми лет, Тимошка пяти лет, у него приимыш Куска Федоров новокрещен женат». Один из дворов новокрещен числился за Ивашкой Семеновым «сын татарин» [25, л. 69].

Несмотря на создание для новокреще-нов специального православного поселения, значительная их часть продолжала бежать за пределы Алатырского уезда. По данным переписи 1696 г., в «д. Кабаева двор пуст Арейки Есаева, крестился в 197 г. (в 1689 г. -О. М.); д. Большая Алова двор пуст Захарки Кечаева с детьми с Ардашкой да с Обраш-кой, Захарка с сыном Обрашкою крестились; д. Селищи на речке Саре двор пуст Иневат-ки, Иневатка - вымер, а сын его Максимка крестился в православную веру в 203 году (в 1695 г. - О. М.), д. Большие Чукалы двор пуст Дугайки Козяева, крестился в 198 году (в 1690 г. - О. М.); в д. Чукалы на Озерках двор пуст Кузоватки Девлятова с детьми, Ку-зоватка умер, а дети его Трошка да Алешка крестились в 201 году (в 1693 г. - О. М.)» [25, л. 37, 51, 57, 60, 62]. Любопытно, что в 1696 г. новокрещен Васка Максимов бежал из самого села Новотроицкого [25, л. 74].

По заключению В. Д. Кочеткова, в Ала-тырском уезде в 1704 г. насчитывалось пять населенных пунктов мордвы-новокрещен: Ардатово (Новотроицкое), Дадина, Кечу-шева, Нижняя на Студенце и Нижняя Напольная, «в них выбирались свои старосты, ведавшие судом и расправой, их население пользовалось предоставленными льготами» [11, с. 217].

Отметим, что во второй половине XVII -начале XVIII в. в Алатырском уезде числилось несколько поселений с названием Кечу-шева: Старая Кечушева на речке Муровлейке

Низсурского стана; Кечушева на речке Ванма-латке Верхолатырского стана, Кечушева, что под Сурским лесом, Верхосурского стана.

Последняя деревня, по данным переписной книги 1688 г., разделилась на Напольную Кечушеву и Подлесную Кечушеву. Согласно переписи С. Ф. Грибоедова 1696 г., все жители двух мордовских деревень Кечушево «бежали» в 1695 г. в неизвестном направлении. «Да после переписи ж князя Василия Путятина бежало мордвы целыми деревнями. Деревни Напольная и Подлесная Кечюшевы тридцать семь дворов в 203 году (в 1695 г. -О. М.), а земля отдана на Алаторе с торгу по помете стольника и воеводы Семена Федоровича Грибоедова в 204 году (в 1696 г. - О. М.) на оброк деревни Кулясовы мордве Осташке Емельянову с товарыщи» [25, л. 164]. Здесь же получил землю на оброчное пользование мордвин-новокрещен д. Кулясова Николай Максимов.

На покинутых кечушевских землях активно поселялись беглые русские крестьяне, вскоре была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. По данным переписи 1710 г. А. А. Болховского, в с. Те-тюши, а Кечушево тож, «на покидных мордовских землях» уже проживало 167 русских мужского пола [4, л. 513]. В конце XVIII в. в с. Тетюши еще проживали мордовские крестьяне удельного ведомства, возможно, потомки кулясовской мордвы. В дальнейшем село полностью обрусело.

В 1695 г. все жители мордовской деревни Дадина (17 дворов) так же сошли «неведома куда». Земли д. Дадина были самовольно захвачены помещиком Степаном Чирковым: «.владеют де они тою землею и с сенными покосы по указу Великого государя по отдаче из приказу Большого Дворца из оброку. а на сколько лет отдана и почему оброку на Москве и в приказ Большого Дворца они платят того на Алаторе в приказной избе неведома» [25, л. 165]. Перепись 1710 г. А. А. Болховского зарегистрировала в деревне Дады «на покидных мордовских землях» 65 русских дворов [4, л. 525-527].

К 1710 г. в с. Новотроицкое, Ардатово тож, «на покидных мордовских землях» поселились 124 русские семьи, т. е. по сути оно уже не являлось населенным пунктом мордвы-новокрещен [4, л. 483-485].

В начале XVIII в. льготы мордве и другим нерусским народам Среднего Поволжья, принявшим христианство, были подтверждены: «которые некрещеные разных народов люди восприяли православную греческого закона веру, или которые впредь восприимут всем двором, сколько оных ни обретается, тем во всяких государственных сборах и в издельях давать льготы на 3 года, дабы тем придать к восприятию веры греческого закона лучшую охоту. А из которых дворов буду приходить креститься только некоторые персоны, а не все того двора жители, оную льготу давать только тем, которые святое крещение примут, по расчислению тягла, а на прочих остаточных в неверии всякие подати имать с другими в ряд» [7, с. 236].

С другой стороны, в 1704 г. были ведены специальные статьи сборов с нехристианского населения. Налогом облагались занятия промыслами, содержание пасек, языческие мольбища, свадьбы и т. д. Так, за содержание пасек собирали пошлину в размере 8 денег (4 коп.) или по 2 фунта меда с улья. За создание семьи молодожены должны были вносить в казну 11 алтын (33 коп.) свадебной пошлины и 3 руб. «вместо выводных и пропойных денег». Если женился мурза, свадебная пошлина составляла 1 рубль. За женитьбу во второй раз пошлина увеличивалась вдвойне, в третий раз - втрое. В 1704 г. в д. Подгорная Шугуро-ва Саранского уезда с 74 женатых, 9 вдовцов, 91 холостых и малых «робят», 11 вдов, 62 девок, 78 замужних жен, всего 321 человека было собрано 4 руб. 03 коп. пошлины за мордовские керемети и мольбища [8, с. 15-16, 42]. На язычников разверстывались также все повинности и подати, падавшие в льготные годы на принявших христианство.

Переломным в распространении православной веры среди иноверцев Поволжья стала реорганизация в 1740 г. Конторы новокрещенских дел, призванная ускорить христианизацию на территории Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний. Для новокрещенов расширялся перечень льгот и материальных стимулов. Указом повелевалось освобождать их от податей на три года, от рекрутской повинности, от работы на казенных заводах, «давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждый по пяти золотников, да по

одной рубахе с порты, и по сермяжному кафтану с шапкою, и рукавицы, обуви чирики с чулками, а кто познатнее, тем при крещении давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашеных, какого цвета кто похочет, ценою по 150 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою в 45 копеек, женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщовой. Да от денег, мужескому полу, кои от рождения выше 15 лет, по рублю по 50 копеек, а от 10 до 15 лет - по рублю, а кои ниже 10 лет, тем - по 50 копеек» [7, с. 275].

В 1741 г. нижегородским епископом Дмитрием на вознаграждение 721 новокрещена Алатырского уезда было израсходовано 1 019 руб. 15 коп. [5, с. 85]. В марте 1742 г. Д. Сеченов писал в Синод: «Крещены иноверцы деревни Ичалок мордва обоих полов 142 души. сверх того других деревень мужска и женска пола из мордвы же святым крещением просвещено 875 душ, всего 1 017 душ, и за восприятие святого крещения деревни Ичалок мордвы денежное вознаграждение, тож и за одежду, обувь по силе указов произведено; других деревень за недостато-чество и за неполученный на сия 1742 год денежной казны новокрещеным дачи не было, а учинено им в податях и прочих издельях трехлетние льготы по силе состоявшихся указов» [11, с. 220].

При крещении мордвы применялись и насильственные методы. В «Донесении земского села Пожарок Васильева о насиль-ственности крещении мордвы и татар на мельнице княгини Прасковьи Урусовой от октября 1743 г.» содержатся сведения о том, что священник с. Пожарки (ныне с. Жаренки Ардатовского района Республики Мордовия) Дмитрий Клементьев с помощью солдат на мельнице княгини попытался перехватить и окрестить татар и мордву восемь человек, которые оставили свои «повозки с хлебом для молотья, шестнадцать возов и от страха разбежались неведомо куда». В другой раз этот же священник в базарный день попытался насильственно окрестить мордву, которая приехала на базар, «выдрал из бороды волосов у мордвина Алатырского уезда деревни Отяшева Василия Антуванова и при нем тое-ж деревни Отяшева мордве двум человеком, Инжевату Макалову, Добрыне Васильеву, которые приходили к присланному

из духовной консистории протопресвитеру просить на попа Дмитрия Климентова в на-сильном крещении... драл за волосы...» [8, с. 196-197].

Насильственные методы вызвали восстание мордвы Терюшевской волости в 1743-1745 гг., вспыхнувшее в ответ на приказ епископа Нижегородского и Алатырского Дмитрия Сеченова сжечь деревянные намогильные срубы на мордовском кладбище в с. Сарлей.

В дальнейшем православные миссионеры и правительство отказались от силового религиозного нажима, стали в большей степени ориентироваться на миролюбивое, ненасильственное распространение православия в мордовском крае.

По воспоминаниям старожилов мордовского села Алово Алатырского уезда, записанным в церковной летописи, обряд крещения происходил следующим образом: «Осенью к аловцам приезжает священник с переводчиком и с другими русскими людьми, собрали крестьян и им говорят, что всех надо крестить, но многие креститься не желали и ночью убежали в лес. На второй день священник многих окрестил на озере "Каль эрьке"» [14, с. 313]. Использование священнослужителями при массовом крещении мордвы вместо купели водоемов (ближайших рек, озер и прудов) отмечается и в других источниках: «Взрослые на руках с детьми входили в воду; выходя помазывались священниками» [21, с. 11].

Во многих новокрещенских мордовских деревнях Алатырского уезда в 1740-х гг. начали ставить часовни, а затем строить церкви. К 1747 г. церкви имелись в 24 мордовских селениях уезда. В Верхосурском стане в селах: Козьмодемьяновское, Низовка тож; Рождественское, Пиксяси тож; Архангельское, Алово тож; Дмитриевское, Хмелевка тож; Архангельское, Кабаево тож; Дмитри-евское, Налитово тож; Никольское, Морга тож; Введенское, Сабанчеево тож; Дмитри-евское, Атяшево тож; Никольское, Батушево тож. В Верхалатырском стане: Богородское, Киржеманы тож; Рождественское, Дубенки тож; Введенское, Лобаски тож; Никольское, Папулево тож; Архангельское, Низовка тож; Петропаловское, Козловка тож; Архангельское, Лунга тож; Никольское, Каласево тож.

В Низсурском стане: Никольское, Напольное тож; Архангельское, Урусово тож; Архангельское, Игнатово тож; Рождественское, Чукалы тож; Кузьмодемьянское, Атяшево тож [11, с. 227-230].

К середине XVIII в. массовое крещение алатырской мордвы было завершено. К 1754 г. в Алатырском уезде приняли православие 17 388 человек (8 753 мужчины и 8 635 женщин), которым был выплачен 17 491 рубль денежного вознаграждения [19, прил. XVI].

Во второй половине XVШ-XIX вв. мордва продолжала соблюдать и дохристианские обряды, отождествляла мордовских божеств и православных святых, приурочивала озк-сы к церковным или русским народным праздникам и т. п. Сформировалось так на-

зываемое двоеверие, при котором языческие традиции сплелись с христианскими. Лишь постепенно происходили изменения в повседневной жизни.

Крещение мордвы и открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия и самодержавия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения. Принятие государственной религии уравнивало социально-правовое положение мордвы с русским населением, давало возможность поступления на государственную службу, карьерного роста, облегчало торговые и экономические контакты и т. п. С принятием христианства произошла социокультурная интеграция мордвы в состав Российской империи.

Библиографический список

1. Алатырский Троицкий мужской монастырь. Документы 1612-1703 годов / сост.: В. Д. Кочетков, А. А. Чибис. - Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2015. - 512 с.

2. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурный аспект / С. Б. Бахму-стов. - Саранск, 2006. - 384 с.

3. Видяйкин С. В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. / С. В. Видяйкин. - Саранск, 2011. - 352 с.

4. Государственный архив Ульяновской области. - Ф. 732. - Оп. 2. - Д. 69.

5. Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы : сб. выписок печатных источников /

A. А. Гераклитов. - М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. - 124 с.

6. Горский А. В. Историческое описание Святотроицкия Сергиевы Лавры / А. В. Горский. - М. : Университет. тип., 1852. - 162, IV с.

7. Документы и материалы по истории Мордовской АССР - Саранск : Мордгиз, 1940. - Т. 2. - 350 с.

8. Документы и материалы по истории Мордовской АССР - Саранск : Мордгиз, 1952. - Т. 3, ч. 2. -655 с.

9. Веселовский С. Б. Документы Печатного приказа: 1613-1615 гг / С. Б. Веселовский. - М.: Наука, 1994. - 477 с.

10. Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье / Ф. Г. Ислаев. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1999. - 125 с.

11. Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре: Очерки истории города Алатыря и уезда в XVIII в. /

B. Д. Кочетков. - Чебоксары : Грэй, 2015. - 412 с.

12. Красовский В. Э. Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь Симбирской епархии / В. Э. Красовский. - Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1899. - 30 с.

13. Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI - XVIII вв.) / Д. М. Макаров. - Чебоксары, 2000. - 272 с.

14. МарискинИ. С. Село на Трезовке / И. С. Марискин, О. И. Марискин. - Саранск, 2001. - 336 с.

15. Материалы исторические и юридические района бывшего Приказа Казанского Дворца. - Т. 1. Архив князя В. И. Баюшева. Разработан и приготовлен к изданию Н. П. Загоскиным. - Казань, 1882. - 315 с.

16. Мельников П. Очерки мордвы / П. Мельников // Русский вестник. - 1867. - Т. 69. - С. 488-521.

17. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.

18. Мотыка И. И. Православная миссия среди мордвы: (вторая половина XVI - начало XX века) / И. И. Мотыка. - Саранск, 2013. - 132 с.

19. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего Правительствующего Синода. -СПб., 1912. - Т. 34. - VIII с., 944 стб.

20. Писцовая книга татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 годов / сост. : В. Д. Кочетков, М. М. Акчурин. - М. ; Н. Новгород : Медина, 2012. - 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Пензенская епархия. Историко-статистическое описание. - Пенза, 1907. - IV, 321 с.

22. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. - 175 с.

23. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 281. - Оп. 1. - Д. 2

24. РГАДА. - Ф. 281. - Оп. 1. - Д. 104.

25. Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. - И-585.

26. Симбирские епархиальные ведомости. - 1905.

27. Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII веков: (по архиву Троице-Сергиевой Лавры) / М. С. Черкасова. - М. : Древлехранилище, 2004. - 395 с.

28. Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 4. Октябрь - декабрь 1865 г. - М. : Университет. тип., 1865. - 667 с.

29. Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии» / С. А. Шумаков. - М. : Университет. тип., 1899. - Вып. 1. - 177 с.

References

1. Alatyrskij Troickij muzhskoj monastyr'. Dokumenty 1612-1703 godov / sost. V. D. Kochetkov, A. A. Chibis. - Ul'janovsk : Korporacija tehnologij prodvizhenija, 2015. - 512 s.

2. Bahmustov S. B. Pravoslavie v mordovskom krae: istoriko-kul'turnyj aspekt / S. B. Bahmustov. -Saransk, 2006. - 384 s.

3. Vidjajkin S. V. Narod i vlast': nalogi i povinnosti dvorcovyh krest'jan Alatyrskogo uezda v XVII -nachale XVIII v. / S. V. Vidjajkin. - Saransk, 2011. - 352 s.

4. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti. - F. 732. - Op. 2. - D. 69.

5. Geraklitov A. A. Materialy po istorii mordvy : sb. vypisok pechatnyh istochnikov / A. A. Geraklitov. -M. : Gos. soc.-jekon. izd-vo, 1931. - 124 s.

6. Gorskij A. V. Istoricheskoe opisanie Svjatotroickija Sergievy Lavry / A. V. Gorskij. - M.: Universitet. tip., 1852. - 162, IV s.

7. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR. - Saransk : Mordgiz, 1940. - T. 2. - 350 s.

8. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR. - Saransk : Mordgiz, 1952. - T. 3, ch. 2. - 655 s.

9. Veselovskij S. B. Dokumenty Pechatnogo prikaza: 1613-1615 gg. / S. B. Veselovskij. - M. : Nauka, 1994. - 477 s.

10. IslaevF. G. Pravoslavnye missionery v Povolzh'e / F. G. Islaev. - Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 1999. -125 s.

11. Kochetkov V.D. Gorod-krepost' na Sure: Ocherki istorii goroda Alatyrja i uezda v XVIII v. / V. D. Kochetkov. - Cheboksary : Grjej, 2015. - 412 s.

12. Krasovskij V. Je. Alatyrskij Svjato-Troickij muzhskoj monastyr' Simbirskoj eparhii / V. Je. Krasovskij. - Simbirsk : Tipo-lit. A. T. Tokareva, 1899. - 30 s.

13.Makarov D. M. Samoderzhavie i hristianizacija narodov Srednego Povolzh'ja (XVI - XVIII vv.) / D. M. Makarov. - Cheboksary, 2000. - 272 s.

14. Mariskin I. S. Selo na Trezovke / I. S. Mariskin, O. I. Mariskin. - Saransk, 2001. - 336 s.

15. Materialy istoricheskie i juridicheskie rajona byvshego Prikaza Kazanskogo Dvorca. - T. 1. Arhiv knjazja V. I. Bajusheva. Razrabotan i prigotovlen k izdaniju N. P. Zagoskinym. - Kazan', 1882. -315 s.

16.Mel'nikovP. Ocherki mordvy / P. Mel'nikov // Russkij vestmk. - 1867. - T. 69. - S. 488-521.

17. Mokshin N. F. Mordva i vera / N. F. Mokshin, E. N. Mokshina. - Saransk : Mordov. kn. izd-vo, 2005. - 532 s.

18.Motyka I. I., Pravoslavnaja missija sredi mordvy: (vtoraja polovina XVI - nachalo XX veka) / I. I. Motyka. - Saransk, 2013. - 132 s.

19. Opisanie dokumentov i del, hranjashhihsja v arhive svjatejshego Pravitel'stvujushhego Sinoda. -SPb., 1912. - T. 34. - VIII s., 944 stb.

20. Piscovaja kniga tatarskim pomestnym zemljam Alatyrskogo uezda 1624-1626 godov / sost. : V. D. Kochetkov, M. M. Akchurin. - M. ; N. Novgorod : Medina, 2012. - 204 s.

21. Penzenskaja eparhija. Istoriko-statisticheskoe opisanie. - Penza, 1907. - IV, 321 s.

22. Perepisnaja kniga mordovskih selenij Alatyrskogo uezda 1671 goda. - Saransk : Mordov. kn. izd-vo, 1979. - 175 s.

23. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov (RGADA). - F. 281. - Op. 1. - D. 2

24. RGADA. - F. 281. - Op. 1. - D. 104.

25. Nauchnyj arhiv NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve RM. - И-585.

26. Simbirskie eparhial'nye vedomosti. - 1905.

27. CherkasovaM. S. Krupnaja feodal'naja votchina v Rossii konca XVI-XVII vekov: (po arhivu Troice-Sergievoj Lavry) / M. S. Cherkasova. - M. : Drevlehranilishhe, 2004. - 395 s.

28. Chtenija v imperatorskom obshhestve istorii i drevnostej rossijskih pri Moskovskom universitete. Kn. 4. Oktjabr' - dekabr' 1865 g. - M. : Universitet. tip., 1865. - 667 s.

29. Shumakov S. A. Obzor «Gramot Kollegii jekonomii» / S. A. Shumakov. - M. : Universitet. tip., 1899. - Vyp. 1. - 177 s.

Поступила в редакцию 1 февраля 2016 г

Сведения об авторе

марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: [email protected]

Mariskin oleg Ivanovich - doctor of historical sciences, professor of the chair of economical history and informational technologies of National Research Ogarev Mordovia State University. Scientific research: problems of economical history of Russia, Middle Volga region and Finno-Ugric nationalities in XIX - first half of XX century. The author of more than 100 scientific publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.