Научная статья на тему 'Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в'

Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
818
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА-ЭРЗЯ / РУССКИЕ / ТАТАРЫ / ПОСЕЛЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МИГРАЦИЯ / АЛАТЫРСКИЙ УЕЗД / MORDVA-ERZYA / RUSSIANS / TATARS / SETTLEMENTS / ETHNIC STRUCTURE / MIGRATION / ALATYRSKY DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

Введение. Исследуется процесс миграции мордовского населения Алатырского уезда в конце XVII начале XVIII в. Этническая обстановка в крае существенно изменилась после поражения крестьянского восстания 1670-1671 гг. Результаты. Подавление восстания сопровождалось репрессивными мерами и увеличением податной тяжести, что привело к стихийной массовой миграции мордвы из Алатырского уезда. Кроме того, многие мордовские мурзы вместе с русскими казаками-станичниками и татарским служилым населением Алатырского уезда были организованно переведены на охрану южных и восточных границ Российского государства. К концу XVII в. стихийный процесс переселения значительно вырос: переселялись целыми деревнями, семьями, в одиночку. Обсуждение и заключение. В связи с «вольной» миграцией мордвы и заселением помещиками в своих вотчинах русских крепостных крестьян многие эрзянские поселения Алатырского уезда стали русскими населенными пунктами. Уже в начале XVIII в. в Алатырском уезде мордва-эрзя проживала только в 85 деревнях (80,95 % к 1671 г.), а большинство населения уезда стали составлять русские (311 селений, 64,94 % сельского населения уезда). Из них больше половины крестьян принадлежали помещикам. С этого периода в этнической структуре уезда стало преобладать русское население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORDVA-ERZYA OF THE ALATYRSKY DISTRICT AT THE END XVII - EARLY XVIII CENTURY

Introduction. In the article process of migration of the Mordovian population of the Alatyrsky district at the end of XVII early XVIII century is investigated. The ethnic situation in the province changed significantly after the defeat of the peasant revolt of 1670-1671. Results. The suppression of the revolt was accompanied by repressive measures and an increase in taxes, which led to the spontaneous mass migration of Mordva from Alatyrsky district. In addition, many of the Mordovian murzas with the Russian Cossacks and the Tatar serving population of Alatyrsky district was transferred orderly for the protection of the southern and Eastern borders of the Russian state. By the end of the 17th century, the spontaneous resettlement process had grown significantly entire villages, families and a separated individuals moved. Discussion and Conclusion. Due to the “free” migration of Mordva and the settlement of Russian serfs by landlords in their fiefdoms, many Erzian settlements of Alatyrsky district became Russian settlements. In the beginning of the 18th century in Alatyrsky district of the Mordva-Erzya already lived only in 85 villages (80,95 % to 1671), and the majority of the population of the county began to make Russian (311 villages, 64,94 % of the rural population of the district). More than half of the peasants of these inhabitants belonged to landlords. Since then, the ethnic structure of the county had been dominated by the Russian population.

Текст научной работы на тему «Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в»

История

History

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.241-248

УДК 39:316.4

О. И. Марискин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]

Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в.

Введение. Исследуется процесс миграции мордовского населения Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в. Этническая обстановка в крае существенно изменилась после поражения крестьянского восстания 1670-1671 гг. Результаты. Подавление восстания сопровождалось репрессивными мерами и увеличением податной тяжести, что привело к стихийной массовой миграции мордвы из Алатырского уезда. Кроме того, многие мордовские мурзы вместе с русскими казаками-станичниками и татарским служилым населением Алатырского уезда были организованно переведены на охрану южных и восточных границ Российского государства. К концу XVII в. стихийный процесс переселения значительно вырос: переселялись целыми деревнями, семьями, в одиночку. Обсуждение и заключение. В связи с «вольной» миграцией мордвы и заселением помещиками в своих вотчинах русских крепостных крестьян многие эрзянские поселения Алатырского уезда стали русскими населенными пунктами. Уже в начале XVIII в. в Алатырском уезде мордва-эрзя проживала только в 85 деревнях (80,95 % к 1671 г), а большинство населения уезда стали составлять русские (311 селений, 64,94 % сельского населения уезда). Из них больше половины крестьян принадлежали помещикам. С этого периода в этнической структуре уезда стало преобладать русское население.

Ключевые слова: мордва-эрзя, русские, татары, поселения, этническая структура, миграция, Алатырский уезд.

Для цитирования: Марискин О. И. Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII - начале XVIII в. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 3. -С. 241-248. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.241-248.

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта «Финно-угорские народы России: опыт системного анализа» № 18-49-130002 р_а.

© Марискин О. И., 2019

история

Oleg I. Mariskin

National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), е-mail: [email protected]

Mordva-Erzya of the Alatyrsky District at the end XVII - early XVIII century

Introduction. In the article process of migration of the Mordovian population of the Alatyrsky district at the end of XVII - early XVIII century is investigated. The ethnic situation in the province changed significantly after the defeat of the peasant revolt of 1670-1671. Results. The suppression of the revolt was accompanied by repressive measures and an increase in taxes, which led to the spontaneous mass migration of Mordva from Alatyrsky district. In addition, many of the Mordovian murzas with the Russian Cossacks and the Tatar serving population of Alatyrsky district was transferred orderly for the protection of the southern and Eastern borders of the Russian state. By the end of the 17th century, the spontaneous resettlement process had grown significantly - entire villages, families and a separated individuals moved. Discussion and Conclusion. Due to the "free" migration of Mordva and the settlement of Russian serfs by landlords in their fiefdoms, many Erzian settlements of Alatyrsky district became Russian settlements. In the beginning of the 18th century in Alatyrsky district of the Mordva-Erzya already lived only in 85 villages (80,95 % to 1671), and the majority of the population of the county began to make Russian (311 villages, 64,94 % of the rural population of the district). More than half of the peasants of these inhabitants belonged to landlords. Since then, the ethnic structure of the county had been dominated by the Russian population.

Keywords: mordva-erzya, russians, tatars, settlements, ethnic structure, migration, Alatyrsky district. For citation: Mariskin О. I. Mordva-Erzya of the Alatyrsky District at the end XVII - early XVIII century. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(3): 241-248. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.241-248 Acknowledgements: This work was supported with financial support Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project № 18-49-130002 p_a.

Введение

Различным аспектам социально-экономического развития алатырской мордвы-эрзи в XVII в. посвящены работы А. А. Гераклитова [2], Н. В. Заварюхина [3], С. В. Видяйкина [1], В. Д. Кочеткова [4] и других авторов, в которых прежде всего исследовались вопросы этнической истории, расселения мордвы, эволюции хозяйственной деятельности, форм землевладения и землепользования, налогов и повинностей, миграционные процессы и т. п. Этническая структура и миграционные процессы в Алатырском уезде в конце XVII - начале XVIII в. остаются до сегодняшнего времени слабо изученными.

В бунташный XVII в. Алатырский уезд не раз становился одним из опорных пунктов борьбы крестьян и служилого населения за землю и волю. Широкий размах

и остроту приобрела борьба мордовских и русских крестьян, станичников, казаков, стрельцов и других служилых людей в уезде в период крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Этническая обстановка в крае существенно изменилась после поражения крестьянского восстания 1670-1671 гг. Подавление восстания сопровождалось репрессивными мерами и увеличением податной тяжести, что привело к стихийной массовой миграции мордвы из Алатырско-го уезда. Официальная политика царского правительства сопровождалась усиленным насаждением крепостнических порядков, раздачей властями и самовольным захватом помещиками и монастырями земельных, лесных и других угодий. На пустующих землях Присурья оседали беглые крепостные крестьяне из различных регионов

Гуманитарий : актуальные проблемы to v i шю

гуманитарной науки и образования ' " '

России. Кроме того, многие мордовские мурзы вместе с русскими казаками-станичниками и татарским служилым населением Алатырского уезда были организованно переведены на охрану южных и восточных границ Российского государства, а их поместья переданы в собственность русских феодалов.

Результаты

Со времени писцового описания Д. Пу-шечникова и А. Костяева 1624-1626 гг. и до 1671 г. перестало существовать более половины мордовских селений Алатырского уезда. Взамен исчезнувших вновь возникло примерно такое же количество деревень. В Алатырском уезде в первой четверти XVII в., согласно писцовым описаниям Д. Пушечникова и А. Костяева 1624-1626 гг., насчитывалось 108 мордовских (эрзянских) населенных пунктов: в Низсурском стане - 41 селение, в Вер-халатырском - 20, в Верхосурском стане - 47 селений [2, с. 16-17]. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 г. зафиксировала 106 мордовских (эрзянских) поселений: в Низсурском стане - 21 селение, в Верхалатырском - 47, в Верхосурском стане - 38 селений. Таким образом, в этот период отмечается существенная внутриуездная миграция мордвы с севера (Низсурского стана) в центр (в Верхалатырский стан) и на юг Алатырского уезда (Верхосурский стан)1.

А. А. Гераклитов объяснял эту страсть к «охоте к перемене места» усиливающейся колонизацией мордовских земель со стороны русских помещиков, насильственной христианизацией мордвы, «вследствие чего мордва покидала свои насиженные места, убегая в леса, в Заволжье и основывая там новые населенные пункты, за-

частую под прежними же названиями» [2, с. 12].

Причинами активной внутриуездной миграции мордвы-эрзи Алатырского уезда после переписи 1624-1626 гг. следует считать и сторожевую службу, укрепление оборонительного рубежа южнее города-крепости Алатырь. Именно в этом контексте следует рассматривать организованное переселение в начале 1630-х гг. в междуречье речек Большая и Малая Сарка служилой и тягловой мордвы деревень Кученяева, Мурза (Кельвядни), Чукалы, Низовка, Дюрки и др. [6, с. 144-145].

Однако и стихийный процесс переселения в этот период значительно вырос. Бежали целыми деревнями, семьями, в одиночку в Симбирский, Пензенский, Казанский уезды, в Башкирию, Сызранский, Оренбургский и Саратовский края. «Да во 194 [1686] и во 195 [1687] годех из Алатор-ского уезду выбежали мордва из четырех деревень без остатку»2. 30 апреля 1688 г. цари Иван Алексеевич и Петр I Алексеевич издали указ «О возвращении из Понизовых городов беглых дворцовых крестьян, мордвы, татар», в котором на законодательном уровне в очередной раз предпринималась попытка прекратить бегство и возвратить тягловых крестьян на прежние места жительства. «Великие государи указали... тех дворцовых волостей беглых крестьян, и мордву, и татар, и бортников свозить на прежние их жеребьи. в Низовые городы, и написаны в тягле после 182 [1674] году. чтоб тех городов жителем и уездным людем напрасных продаж и приметок и никакого разорения не было»3. Тех же, кто переселился на новые места до 1674 г., предписывалось оставлять «в тягле в тех же городах и в уездах».

1 Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. - Саранск, 1979.

2 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 732. - Оп. 2. - Д. 69. - Л. 369 об. - 370.

3 Документы и материалы по истории МАССР. - Саранск : Мордгиз, 1940. - Т. 2. - С. 78.

В 70-е годы XVII в. началось резкое сокращение количества мордовских населенных пунктов Алатырского уезда: по переписи 1671 г. - 106, по переписи 1688 г. - 101 [1, с. 167-254]. Если раньше население вынуждено было бросать обжитые места отдельными дворами или семьями или бежали поодиночке, то, по данным «Переписной книги» стольника и воеводы С. Ф. Грибоедова 1696 г., из Алатырского уезда мордва бежала целыми деревнями: Ардатова на Ва-чорлее - 14 дворов, Напольная Тарасова -37, Напольная и Подлесная Кечушева - 37, Малая Кулясова - 20, Дадины - 17, Мамо-дышева под Сурским лесом - 21, Арловка 12, Тарханова - 19, Болтаева, Куря тож - 3, Озерки на Ахматове - 4 двора и т. д. Почти полностью опустели такие большие мордовские поселения, как Батушева («сбежало» 18 дворов, осталось всего 9), деревня Баева на Пиченейке (соответственно 16 и 3)4.

Некоторые населенные пункты на новых местах поселения алатырской мордвы получили прежние названия. Так, в XIX в. исследователем В. Трироговым было установлено, что мордовские села Саратовской губернии Кулясово и Мамадыши были основаны переселенцами селений с аналогичными названиями Ардатовского уезда5 (до 1780 г. входил в состав Алатырского уезда) Симбирской губернии.

В связи с «вольной» миграцией крестьян и заселением помещиками в своих вотчинах русских крепостных крестьян стали русскими населенные пункты Ар-ловка, Дадины, Капасово, Момадышево (Большие Манадыши), Момадышево под Сурским лесом (Вишневые Манадыши), Паранеи, Чамзина, Тарханова, Пермее-ва, Ведянцы и т. д. Деревня Ардатова на

4 Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (НА НИИГН).

И-585.

5 Трирогов В. Община и подать. - СПб., 1882. - С. 350.

6 НА НИИГН. - И-585. - Л. 269 об.

Вачорлее переименована в Вечерлей, деревня Кечушева под Сурским лесом - в Тетюши. Земли пустой деревни Баева на Инсаре были отданы думному дворянину Петру Лапухину, Селище на Нуе - Андрею Савину.

Многие покинутые мордвой земли были насильственно экспроприированы русскими помещиками. Так, земли мордовской деревни Дадина были захвачены помещиком Степаном Чирковым: «Деревня Дадино семнадцать дворов в 203 [1695] году, а по доезду подьячего Савинки Попова и по сказке стольника Степанова человека Чиркова Силки Захарова владеют-де они тою землею и сенными покосы... а на сколько лет отдана и почему оброку на Москве в приказ Большого дворца они платят того на Алаторе в приказной избе неведома»6. Поместье тургаковских мурз в Паранеях перешло в собственность князя Алексея Черкасского, им же самовольно были захвачены пустующие мордовские земли деревни Сыресева (ныне с. Русские Сыреси Ульяновской области).

Уход мордвы со старинных своих земель тянулся, как видно из грамот и документов, через все XVII столетие и не прекращался на протяжении правления Петра Великого. Насколько велик был к началу XVIII в. наплыв беглых русских людей в Алатырский уезд, показывает «Окладная книга ясаком пришлых русских людей на покидных мордовских землях», составленная в 1705 г. В книге записаны 24 мордовские деревни, оставленные жителями в Алатырском уезде. В этих деревнях было насчитано 1 485 дворов, в которые набралось к началу XVIII в. беглых русских людей «мужеска и женска полу 3 479 человек, которые все, не исключая и жен-

Гуманитарий : актуальные проблемы юг? шю

гуманитарной науки и образования ' " '

щин, обложены были ясаком, по полтине с души»'.

После ухода большой части коренного населения и перевода на другие места службы мордовских мурз в крае резко обострилась борьба за землю как главный источник материальных ценностей. Помещики не только самовольно захватывали покинутые мордовские земли, но и стремились путем подкупа чиновников завладеть земельными, лесными и сенокосными угодьями дворцовой мордвы. Так, помещик Василий Чирков, дав крупную взятку титулярному советнику уездной канцелярии Григорию Лопатину, «отмежевал» по речке Большая Сарка мордовскую пашенную землю и сенокосные покосы «весьма многое число», в начале XVIII в. на захваченных землях поселил пять дворов крепостных крестьян, назвав новое поселение своим именем - деревней Чирково.

Как воеводы действовали иногда при размежевании земель между мордвой и казаками, с одной стороны, и помещиками - с другой, видно из тяжебного дела, возникшего в 1703 г. у вдовы Григория Петровича Годунова, Марфы Годуновой, и у мордвы Алатырского уезда, дворцовой волости, деревень Низовка и Кученяева, Паксеванки Кечаева и Планки Бочарова с алатырским помещиком Степаном Зимницким. По челобитным тяжущихся на Алатырь была прислана государева грамота к стольнику и воеводе Осипу Кафтыреву, ему было велено ехать на спорную землю самому или послать от себя из дворян «кто пригож», и межевание их земли учинить, а вместе с этим отмежевать Степанову дачу в с. Зимницах от казачьих и от стрелецких дач. Мордва деревень Низовка и Кученяева проведала, что Степан Зимницкий с товарищи «закупил» и уговорил воеводу Осипа Кафтырева отдать

7 Христофоров И. Я. О старинных рукописях в симбирской Карамзинской библиотеке // Труды четвертого

археологического съезда в России, бывшего в Казани, с 31 июля по 18 августа 1877 года. - Казань, 1891. -

Т. 2. - С. 37.

ему их мордовскую старую дачу, тяглую землю. Как только стало известно, что воевода выехал из города, мордва означенных деревень вышла на свое поле, чтобы защищать его силой. Когда воевода Осип Каф-тырев узнал об этом, «то собрався великим собранием и многолюдством, со многими служилыми людми, и с понятыми, с ружьем и с пушки, а Степан Зимницкий с товарищи и многолюдством же, с людми своими и со крестьяны с ружьем, и с копьи, и с бердыши, и с рогатины, и с пищали, и с луки, приехали в их мордовскую волость на те земли деревни Низовки да деревни Кученяевки и воевода велел по ним Мордве из мелкого ружья и из пушек стрелять и трех человек из деревни Кученяевки из пушек побил до смерти, а именно: Оску Вазарина, Ивашку Болдина, Тезянку Савтакова, и те мертвые тела пропали без вести. А Степан Зимниц-кий с товарищи и с людми и со крестьяны гнали за ними Мордвою до вышеписанных их мордовских деревень и многих копьи и рогатины кололи, и бердыши рубили, и из ружья стреляли, и ныне они, Мордва, от тех ран лежать при смерти. Да он же Степан Зимницкий, приехав в тое их деревню Кученяеву, в домах у них деньги и платья и у жен их и у детей венцы и серги пограбил и многих лошадей и скотину побрал». При этом воевода Осип Кафтырев значительную часть мордовской земли с посеянным ржаным хлебом и покошенным сеном отмежевал к с. Зимницам и «поставил грань среди той их деревни Кученяевы и 23 человека Мордвы велел побрать в город Алатырь и пытал их безвинно многими разными пытками до взяток своих, и огнем жег, и запы-тал до смерти трех человек, и тело Китанки Котякова велел бросить за город, за Суру рек, а тело Федки Жданова из приказной избы отдал на выкуп, а за тело Тебанки

Димитриева просил у них многих взяток, а остальных Мордвов пытал также из-за взяток». Так описывала обиды и притеснения кученяевская мордва, прося в челобитной великого государя пожаловать их - велеть в том их мордовском «разорении и увечье розыскать и землю их размежевать»8.

В то же время вдова Марфа Афонасьев-на Годунова в челобитной писала, что воевода Осип Кафтырев, приехав межевать казачьи земли и Степана Зимницкого и дружа с Зимницким помещиком, не меряв их казацких земель и вымыслом своим, знамо для взяток, не освидетельствовав их дач, захватил многую ее посошную и пашенную крепостную землю из старинного владенья алатырской ее вотчины села Тургенева, где из Зимницких помещиков владенья никогда не бывало; а приехав на ее землю, он спорную челобитную не принял, разводу по урочищам не дал и, дружа Зимницким помещиком, крестьян ее бил и увечил, на-сильством своим побрал многих лошадей, и поймав шесть человек ее крестьян, пытал, бив кнутом и держа в тюрьме, а крепость ее на земли, которую ему представил человек ее, не возвратил9.

В 1704 г. для разбора всех межевых споров был послан стольник Яков Григорьевич Левашов, который и удовлетворил всех челобитчиков. Между тем много ку-ченяевской мордвы, заключил изучавший эти документы в XIX в. И. Я. Христофоров, разбежалось.

Захват мордовских и вообще инородческих земель, производимый в XVII в. разными чинами, известен был и царям, которые против этого издавали законы и указы. В Уложении царя Алексея Михайловича (гл. 16, ст. 46) запрещено под страхом опалы приобретать у инородцев каким бы то ни

было образом земли. В наказе из канцелярии ясачного сбора, посланном в 1704 г. для переписи инородческих земель, захваченных русскими помещиками, отмечалось: «Ведомо Великому Государю учинилось, что Арзамасскаго и Алаторскаго уездов и всех низовых городов у ясашных людей, и у Татаръ, и у Чувашъ, и у Мордвы, и у иных иноязычных данников и новокрещен разных чинов люди из стариннаго их владенья многия их земли, и леса, и иныя всякия угодья завладели и населились насильством своим, а инде, побрав их иноверцев и новокрещен земли и всякия угодья покупками, закладами, и сдачами и иными крепостьми, заселили их своими крестьянами, назвав эти земли порозжими и дикими полями, и от такого утеснения иноверцы разошлись в разныя места и ныне также бредут врознь». Чтобы прекратить эти злоупотребления, Петр I повелел «тех низовых городов ясаш-ных людей во всяком управлении и зборами выдать в Семеновской канцелярии ясашна-го сбору»10.

Выводы

В начале XVIII в. в Алатырском уезде мордва-эрзя проживала только в 85 деревнях (80,95 % к 1671 г.), а большинство населения уезда стали составлять русские (311 селений). По расчетам Н. В. Заварю-хина, сельское население в Алатырском уезде в то время составляло более 77 тыс. чел. Большинство составляли русские (около 50 тыс., или около 64,94 %) [3, с. 46]. Из них больше половины крестьян принадлежали помещикам (269 сел и деревень). Автономно на территории уезда проживала значительная группа монастырских крестьян (16 поселений), осевшая в основном в XVII в. на землях Алатырского Троицкого монастыря. Еще одна группа русско-

8 Христофоров И. Я. Указ. соч. - Т. 2. - С. 39-40.

9 Там же. - С. 40-41.

10 Там же. - С. 41.

'yA.L^ гуманитарии : актуальные проблемы № 3 ....

гуманитарной науки и образования ' " '

го крестьянского населения - дворцовые (26 поселений) - оказалась на землях мордвы по разным причинам. Татары (служилые и государственные крестьяне) проживали в 27 деревнях уезда.

По данным А. С. Лузгина, в первой половине XVIII в. в Алатырский уезд прибыли еще 4 тыс. русских. Из 331 беглого русского крестьянина, зафиксированного здесь в первой трети столетия, 59,2 % были выходцами из Московской губернии [5, с. 20]. В с. Тетюши (бывшие мордовские поселения Подлесная Кечушева и Напольная Кечушева) осели беглые помещичьи и монастырские крестьяне из

Нижегородского, Муромского, Суздальского, Костромского, Лухского, Шацкого, Переславль-Залесского, Ростовского, Владимирского, Балахнинского уездов; в бывшей мордовской деревне Дадина -русские крестьяне из Переславль-Залес-ского, Ростовского, Муромского, Суздальского, Владимирского, Ярославского уездов и т. д. [7, с. 87, 200].

Таким образом, в конце XVII - начале XVIII в. в Алатырском уезде произошли существенные изменения в этнической структуре: в результате активной вольной миграции и переселения служилой мордвы в крае стало преобладать русское население.

Библиографический список

1. Видяйкин С. В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. - Саранск, 2011. - 352 с.

2. Гераклитов А. А. Алатырская мордва по переписям 1624-1721 гг. - Саранск : Мордгиз, 1936. - 88 с.

3. Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 276 с.

4. Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре: Очерки истории г Алатыря и уезда в XVI-XVII вв. -Чебоксары, 2012. - 284 с.

5. Лузгин А. С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. - 225 с.

6. Марискин И. С., Марискин О. И. Кученяевская мордва: страницы прошлого. - Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2012. - 352 с.

7. Марискин О. И. Достопримечательности Атяшевской земли. - Саранск : Издатель Константин Шапкарин, 2018. - 240 с.

References

1. Vidyaykin S. V. The People and Power: Taxes and Duties of the Palace Peasants of Alatyr District in the XVII - Early XVIII Century. Saransk, 2011, 352 p. (In Russ.).

2. Geraclitov A. A. Alatyr Mordva According to the Censuses of 1624-1721. Saransk, 1936, 88 p. (In Russ.).

3. Zavaryukhin N. V. Essays on the History of the Mordovian Territory of the Period of Feudalism. Saransk, 2009, 276 p. (In Russ.).

4. Kochetkov V. D. The Fortified City on the Sura: Essays on the History of Alatyr and the County in the 16th - 17th centuries. Cheboksary, 2012, 284 p. (In Russ.).

5. Luzgin A. S. Life of Crafts: Fishing Activities of the Peasants of Mordovia in the Second Half of the XIX - Early XX Centuries. Saransk, 2007, 225 p. (In Russ.).

6. Mariskin I. S., Mariskin O. I. Kuchenyaevskaya Mordva: Pages of the Past. Saransk, 2012, 352 p. (In Russ.).

7. Mariskin O. I. Attractions Atyashevskaya Land. Saransk, 2018, 240 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 10.01.2019 г.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. ORCID https://orcid/ org/0000-0003-1962-9725.

E-mail: [email protected]

Submitted 10.01.2019.

About the author

Oleg I. Mariskin - Doctor of History, Professor, the Department of Economic History and Informational Technologies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of economic history of Russia, the Middle Volga region and Finno-Ugric nationalities in XIX - first half of XX century. The author of more than 150 scientific publications. ORCID https://orcid/org/0000-0003-1962-9725.

E-mail: [email protected]

■уло ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы № 32пю

гуманитарной науки и образования ' " '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.