Научная статья на тему 'Переселение мордовского народа в Башкирию XVIII - XIX вв'

Переселение мордовского народа в Башкирию XVIII - XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1574
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МОРДВА / ЭРЗЯ / ERZYA / БАШКИРИЯ / МОРДОВСКИЙ КРАЙ / MORDOVIA REGION / ЗАВОЛЖЬЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / MORDVINIANS / BASHKORTOSTAN / ZAVOLZHIE / NUMBER OF POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье исследуется процесс переселения мордовского народа в Башкирское Зауралье в XVIII XIX в., через историю отдельных населенных пунктов, микроуровневый подход выявляются миграционные потоки, "исторические территории" мордва Башкыркостана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESETTLEMENT OF MORDVINIAN PEOPLE IN BASHKIRIA in XVIII - XIX

The article examines the process of resettlement of Mordvia people in Bashkirian Urals in the XVIII-XIX centuries, through the history of individual settlements, micro-level approach the author identifies the migration flows and «historical territory» of Mordovians of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Переселение мордовского народа в Башкирию XVIII - XIX вв»

УДК 94(470):338.45 ББК Т3

О. И. Марискин

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА В БАШКИРИЮ В XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: переселение, миграция, мордва, эрзя, Башкирия, мордовский край, Заволжье, численность населения.

O. I. Mariskin

THE RESETTLEMENT OF MORDVINIAN PEOPLE IN BASHKIRIA IN XVIII-XIX

Keywords: resettlement, migration, Mordvinians, Erzya, Bashkortostan, Mordovia region, Zavolzhie, the number of population.

Проблема переселения в XVII-XIX вв. жителей правобережного Поволжья, в частности мордовского народа, в Заволжье и особенно в Башкирское Зауралье до сих пор остается слабо изученной. Не исследованы миграционные потоки, «исторические территории» переселенцев, их обычаи и традиции, процесс ассимиляции среди русскоязычного населения и т. п. Освещение поставленных вопросов представляет значительный интерес и для истории мордовского народа в целом.

Мордовское население Башкортостана (преимущественно эрзя), по принятому в этнографической литературе определению, относится к заволжской группе мордвы. Р. Г. Кузеев считал возможным выделение мордвы Башкортостана в отдельную приуральскую группу, которая является составной частью заволжской мордвы [7].

Историко-этнографическое изучение заволжской мордвы имеет давние традиции. Комплексными были исследования экспедиций Российской академии наук под руководством П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. П. Фалька, Н. П. Рычкова, И. Г. Георги, организованные во второй половине XVIII в. Различные области этнической истории и культуры мордовского народа рассматривали И. Н. Смирнов, П. И. Мельников, В. Н. Майнов, М. Е. Евсевьев, Х. Паасонен, А. А. Шахматов,

A.А. Гераклитов, В.И. Козлов, Т. П. Федянович,

B. Н. Белицер, В. А. Балашов, Н. Ф. Мокшин, Г. А. Корнишина, Н. Ф. Беляева и др. Однако мордовское население Башкортостана, за

редким исключением, почти всегда оставалось вне поля зрения исследователей.

В 1994 г. была издана коллективная монография «Мордва Заволжья» [11], в которой анализируются вопросы расселения, языка, материальной и духовной культуры мордовского сельского населения левобережной части Поволжья - Оренбургской и Самарской областей. К сожалению, мордва Башкирии осталась за рамками данного исследования.

Первая попытка этнографического обобщения материалов по истории и культуре мордвы Башкирии предпринята М. В. Мур-забулатовым [12]. Основное внимание автор уделил динамике этнодемографических процессов у мордвы Башкортостана, кратко описал историю заселения мордвой отдельных территорий края; более подробно остановился на анализе современного расселения мордвы, выделив ареалы наиболее компактного проживания; охарактеризовал семейно-брачные отношения с привлечением статистики внутриэтнических и межэтнических браков. В 2003 г. в ходе комплексной этнографической экспедиции, организованной Институтом этнологических исследований Уфимского научного центра РАН им Р. Г. Ку-зеева, было изучено современное состояние этносоциальных и этнокультурных процессов в среде мордовского населения Башкортостана [22].

Переселение мордвы в Заволжье активизировалось в XVII в., но наиболее интенсивно происходило в XVIII в. после сооружения оборонительных линий: Царицынской

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

(1718-1723), Закамской новой (1731-1736), Самарской (1736-1742), Оренбургской (1736-1739). Поток переселенцев в Башкирию заметно вырос после указов 1736 г. , разрешивших приобретать в частную собственность башкирские земли и расширивших земельные права припущенников. В поисках новых земель миграция мордвы в Башкирию продолжалась вплоть до конца XIX в.

Наиболее компактно мордва (преимущественно эрзя) проживает в Федоровском районе Республики Башкортостан. По переписи 2010 г. из 18 650 жителей этого района мордва составляла 10,4 % [21, с. 135-137].

Основная масса жителей, говорящих на федоровском диалекте эрзя-мордовского языка, сосредоточена главным образом вокруг с. Федоровка и представляет собой компактную группу, населяющую сравнительно близко расположенные эрзя-мордовские селения: Федоровка (морд. Федор веле), Верхний Алаштан (морд. Верце Алаштан), Нижний Алаштан (морд. Алце Алаштан), Алешкино (Демские Вершины, морд. Дем пря) и др. Большое число представителей данного диалекта проживает в смешанных селах, в которых наряду с эрзя-мордовским населением живут мокша, русские, башкиры, чуваши и татары.

Собранный в 1960-е гг. М. С. Биушкиным языковой материал показывает, что описываемый диалект по фонетическим и морфологическим особенностям ближе всего находится к говорам эрзя-мордовского языка Присурья [3, с. 200-201]. В прошлом предки нынешних носителей федоровского диалекта разговаривали, безусловно, на каком-то из присурских диалектов эрзя-мордовского языка, но потом в силу оторванности от прежней массы того диалекта в течение ряда лет сформировался особый говор, отличный от других диалектов и говоров эрзя-мордовского языка.

В населенных пунктах Кузьминовка (морд. Мокша веле) и Булякай Федоровского района проживает мордва-мокша, чьи особенности диалекта не стали пока, к сожалению, предметом языкового анализа.

В преданиях, записанных М. С. Биуш-киным со слов старожилов села Федоровки, говорится, что «первым мордовским селом на данной территории (имеется в виду юго-

западная часть Башкирии - О. М. ) было село Алешкино, предки жителей которого переселились с берегов Суры примерно 300-350 лет тому назад, а спустя некоторое время вслед за алешкинцами с тех же мест переселялись и предки сел Федоровки и Кузьми-новки» [3, с. 199].

Деревня Алешкина, по данным А. З. Ас-фандиярова, возникла в 1777 г. , когда башкиры припустили 33 двора мордвы. Мордовские крестьяне вышли из д. Алешкина Бугульминского уезда [2, с. 139]. Последние, по-видимому, были выходцами из Присурья.

По преданиям алешкинцев, первые переселенцы из д. Алешкино Бугульминско-го уезда осели в пяти километрах от устья р. Дема. Место было выбрано не совсем удачно: зимой все постройки заносило снегом. Через несколько лет жители перенесли свои жилища выше по р. Дема на 2 км. Это место и сейчас называется - «Ташто юрт» (старое поселение).

Через 12 лет здесь жили уже 409 чел. В 1797 г. 15 семей перевели в новую деревню Даниловка, расположенную в Сарма-наевских дачах. В 1870 г. д. Алешкина при верховье р. Демы состояла из 60 дворов, в которых проживали 277 мужчин и 255 женщин [19, с. 158], в 1896 г. - из 119 дворов (749 жителей обоего пола) [14, с. 485]. В советское время алешкинцы организовали вокруг деревни три хутора: Буденовка, Григорьевка, Семеновка (все они ликвидировались). В 2010 г. в поселении насчитывалось 240 чел.

Обосновывая происхождение названий эрзянского села Федоровка и мокшанского села Кузьминовка, старожилы с. Федоровка (Барышников Иван Васильевич, 1882 года рождения, Агафонова Анисия Афанасьевна, 1887 года рождения, Буркин Денис Дени-совыч, 1880 года рождения) рассказывали в 1960-х гг., что во многих мордовских песнях упоминаются основатели сел. В одной из рассказанных легенд говорится: «По решению сельских общин эрзянин Федор и мокшанин Кузьма были направлены на поиски лучших мест для своих сородичей. Федор и Кузьма, дойдя со своими семьями до истоков реки Дема, облюбовали место среди густых дремучих, лесой, у подножья небольшой горы, и поселились там, на берегу маленькой

речушки «Эрямонь лей» («Река жизни»), положив начало с. Кузьминовка.

По обоюдному согласию Федор и Кузьма разделили между собой лесные и земельные угодья. На долю Кузьмы досталось больше земли, но меньше лесных угодий, тогда как эрзянин Федор получил больше земли с лесными массивами.

С прибытием сородичей Федора и Кузьмы между эрзей и мокшей стали возникать трения из-за лесных угодий. Чтобы избежать дальнейшей вражды между переселенцами, Федор решил уступить сородичам Кузьмы часть своих лесных угодий, а сам со своим родом отделился от Кузьминовки и поселился в лесу, в низине, в шести верстах от Кузьминовки, образовав тем самым село Фе-доровку» [3, с. 200].

По данным А. З. Асфандиярова, д. Федо-ровка основана мордовскими крестьянами в конце XVIII в. В 1795 г. ее населяли 75 мужчин и 94 женщины. Тогда же из д. Алман-таево (Камышлы) Уфимского уезда переселились 29 чел. мордовской национальности. Среди жителей деревни были братья Алексей Иванович и Дмитрий Ивановичи Федоровы. Федоровка имела и другое название - Нижние Балыклы, так как селение расположено по обе стороны р. Балыклы [2, с. 139].

В 1870 г. с. Федоровка состояло из 243 дворов, население составляло 1 602 чел. обоего пола. В селе имелись православная церковь, два училища, было расположено волостное правление, еженедельно по четвергам проходили базары [19, с. 160].

Новая деревянная церковь вместо обветшавшей была построена в с. Федоровка в 1884-1889 гг. на средства прихожан и освящена в честь Казанской Божией Матери 12 октября 1889 г. Приход состоял из села и 4 деревень с 3 809 душами обоего пола (1 892 мужчины и 1914 женщины), из которых мордвы 2004 души, чуваш - 1045 душ, раскольников - 530 душ, молокан - 191 душа [6, с. 203].

По данным на 1896 г., в с. Федоровка отмечено было 373 двора, где проживали 1 255 мужчин и 1 215 женщин. В конце XIX в. в селе действовал и раскольнический молельный дом [14, с. 486]. В 2010 г. в районном центре Федоровка проживало 4,3 тыс. жителей, из которых около 30 % составляла мордва.

Деревня Кузьминовка была основана на купленных мордвой-мокшей у татарина Мустафы Янтудина землях, который в свою очередь приобрел их у князей Дашковых из д. Яушево и башкир Татигачевой тюбы Юр-матынской волости. В 1795 г. в Кузьминовке числилось 106 мужчин. Тогда же из д. Семи-лей Саранского уезда Пензенской губернии в деревню прибыло 8 семей мордвы-эрзи. В 1814 г. жители Кузьминовки приобрели у башкир в собственность 5 тыс. десятин земли [2, с. 139].

По одному из преданий старожилов, д. Кузьминовка основана после Пугачевского восстания, бедными переселенцами из Пензенской губернии. Среди них были два крестьянина Кузьма и Николай. По имени одного из первых переселенцев - Кузьмы была и названа деревня.

В 1870 г. д. Кузьминовка при р. Балыкле состояла из 151 двора, где проживали 585 мужчин и 643 женщины [19, с. 160]. В 1896 г. Кузьминовка значилась как село, состоявшее из 228 дворов и 1 541 жителя [14, с. 486]. В 2010 г. в селе проживало 439 жителей.

Известный уроженец с. Кузьминов-ка - военный летчик генерал-полковник, Герой Советского Союза, доктор военных наук Николай Тимофеевич Антошкин. Н. Т. Антошкин является почетным гражданином Республики Мордовия, его именем названы школа в с. Кузьминовка, школа и улица в г. Кумертау

Во второй половине XIX в. жителями Кузьминовки был образован пос. Булякай. По преданиям старожилов, хранящимся в Федоровской межпоселенческой центральной библиотеке, «деревня Булякай образовалась примерно 100 лет тому назад. На месте деревни было болото, лес, а где сейчас стоит школа, была большая поляна, было много ягод. Еще до поселения жители д. Кузьми-новка ходили туда за ягодами и грибами.

Некоторые жители д. Кузьминовка решили переехать на новое место, т. к. там стало тесно жить. Первыми переселенцами стали: Гайса-ров Антон, Филькин Трофим, Мишин Максим, Асабин Маркел, Наумов Михаил и др. Они образовали деревню Булякай, в переводе с башкирского языка - «подарочек». Занимались земледелием и скотоводством». В 1896 г. в пос. Булякай при р. Булякай состояло 47 дво-

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

ров, населенее составляло 333 человека обоего пола. В 2010 г. в нем проживало 62 жителя [14, с. 487].

Поселки Верхний и Нижний Алаштан, расположенные на р. Алаштанке, появились в 1814 г. , когда 33 двора стерлитамакских мещан из татар купили у башкир 581 десятину земли. Они припустили сюда и мордовских крестьян [2, с. 139]. В 1870 г. Верхний и Нижний Алаштан отмечены как хутора без определенного числа дворов и жителей [19, с. 162]. В 1896 г. в пос. Верхний и Нижний Алаштан насчитывалось 33 двора, 220 чел. [14, с. 487]. В 2010 г. в Верхнем Алаштане проживал 351 чел., в Нижним Алаштане -88 чел.

В конце XVIII в. в Башкирии уже существовали мордовские-эрзя деревни Наум-кино и Старомакарово (ныне Аургазинский район Башкортостана).

20 декабря 1789 г. была совершена купчая башкир Меркит-Минской волости Мавлюкея Кансуярова с товарищами с мордвой Наумом Карповым и Ермолаем Павловым с товарищами на земли в окрестностях оз. Азикей-Куль: «...первая межа, начиная от верхней Меселинской межи, сыртом итти прямо на называемой Тамгалы-Аккаин, оттуда на круглую яму, называемую Таллы-Марзя, от которой на тавреные Кинзекеем 5 берез, оттоль на сырт на згорелой пенек, оттуда на озеро Абей, которое оставить влеве и с колком Абеем, оттуда степью на Макаровскую межу (ныне деревня Старомакаровка Аургазинско-го района - О. М.)» [10, с. 274].

Площадь земельных угодий, перешедших мордве, равнялась 40 кв. верстам. «А взяли мы, вотченники-башкирцы, за тое землю с угодьи с них, новокрещен Наума Карпова с товарищи, денег 180 руб. Напредь же сей купчей оная наша земля никому иному от нас не продана, не заложена и ни в какие крепости не укреплена» [10, с. 275]. Здесь и возникла д. Наумкино Аургазинского района Башкирии, названная по имени Наума Карпова.

В д. Наумкино (Азикей-Куль) по V ревизии 1795 г. проживали мордва: 22 мужчины и 20 женщин. Тогда же сюда перешли чуваши-новокрещены из д. Карамалы (68 чел.). Население пополнялось и за счет новых переселенцев из д. Красноярово Уфимского уезда

и д. Таркай Бугульминского уезда Оренбургской губернии. Смешанное чувашско-мордовское население деревни ежегодно росло за счет новых переселенцев. В 1870 г. в ней было 158 дворов, 676 чувашей, 356 мордвы [19, с. 141].

В Стерлитамакском районе Башкортостана наиболее старыми мордовскими населенными пунктами являются Мукатаевка и Садовка. Деревня Мукатаевка как поселение с мордовскими жителями возникла перед пятой ревизией, которая показала 24 чел. из мордвы-эрзя. В 1877 г. из нее выделилась часть населения и образовала д. Новомука-товка.

Деревня Садовка возникла в середине XVIII в. В 1795 г. она насчитывала 120 чел. из мордвы-эрзи. В начале следующего столетия показано 300 чел. [2, с. 62].

Самое раннее мордовское село Бижбу-лякского района Башкортостана - Каменка (Седяк). Основано мордвой-эрзей в 1740 г. В 1816 г. в 48 дворах здесь проживало 200 мужчин и 184 женщины. В 1917 г. в 291 дворе учтено 2 066 мордвинов, 145 русских, 7 мишарей, 6 чувашей, 3 украинца [2, с. 465].

В Башкирии имеется небольшая по численности группа мордвы-эрзя, которая именует себя «мурза». Проживают они в д. Кожай-Андреево Туймазинского района и д. Кожай-Максимово Ермекеевского района.

По легенде, селения названы в честь братьев Кожаевых. В очерке «Мордва. Этнографический очерк», опубликованном в газете «Уфимские губернские ведомости» в 1905 году, М. Бурдуков писал, что «мордва деревни Кожай-Андреевой считают себя потомками какого-то мордовского князя (мурзы). Утверждают, что они обладали во времена давно прошедшие большим количеством земли и леса, впоследствии перешедшими в казну, но доказать свое право на владение землей за потерей наследственных документов не могут. «Мы могли бы богато жить. Мы родом от князя. Много у нас было и лесов и земель, отошло в казну. Хотели хлопотать, чтобы возвратили нам землю, наняли адвоката, которому отдали все бумаги. Адвокат-то возьми, да и помри. Бумаг своих так мы и не доискались», - передавал мне один из старожилов мордвов о своем сомнительном праве на землю и леса в Б-ском (Белебеев-

ский уезд - О. М.) уезде. Крепостными мордва, говорят, не были, а искони, со времени принятия русского подданства, считались государственными крестьянами. Мордва здоровый и красивый народ, живут зажиточно.

Работают своими силами и очень редко наемными. В обычае мордвов жить большими семьями и не делиться. Это-то обстоятельство, мне кажется, и способствует зажиточности мордвов. В деревне Кожай-Андреевой, например, есть семья «Семенова», состоящая из тридцати двух человек. Главный и бесконтрольный хозяин здесь сам Семен, старик лет 80-ти, держащий бразды семейного правления очень крепко. У Семена три сына: Карп, Давид и Алексий, имеющие женатых сыновей, у которых свои дети. Таким образом, дед Семен является уже прадедом. Замечателен авторитет Семена в семье. Не говоря о младших членах семьи, даже Карп - сам уже дедушка, имеющий около 60-ти лет - не выходит из послушания отца, не смеет без воли Семена и гривенника удержать по своему желанию.

Редкость ныне встретить такое явление»

[4].

В 1870 г. в д. Андреевке-Кажаева, как тогда именовалось Кожай-Андреево, числилось 372 жителя из мордвы-эрзи. В качестве основного занятия населения отмечалось пчеловодство [19, с. 41]. В 1896 г. в деревне имелось 94 двора, где проживали 323 мужчины и 348 женщин [14, с. 382]. Согласно итогам переписи 1920 г. в 158 домохозяй-ствах населенного пункта зафиксировано 1 040 человек мордовской национальности [16, с. 100], в 2010 г. - 25 чел., в основном мордва.

Мордовское село Кожай-Максимово и чувашское Кожай-Икские Вершины возникли одновременно на основании одного и того же документа. «1786 года июня 2 дня Уфимского наместичества Белебеевской округи Кыр-Иланской волости команды старшины Абдикея Московова, а мы, вотчинники башкирцы. . . отдали собственную нашу землю оной же округи дер. Андреевой из мордвы и ис чюваш новокрещенам Максиму Екпидее-ву, Митрофану Семенову, Левонтию Иванову, Тарасу Савельеву с товарыщи да той же округи дер. Кыркнаратовой ис чюваш ново-крещенам Илье Федорову, Кузьме Степанову

с товарыщи, которым селиться в дачах наших по р. Ику в самой вершине, за землю мы получили фундаментальных денег 500 рублев, владеть им 50 лет» [17, с. 5].

В 1870 г. в д. Новая Кажаевка (Максимов-ка) насчитывалось 59 дворов, 268 душ обоего пола. Жители деревни владели 8 водяными мельницами [19, с. 39]. В 1896 г. д. Кожай-Максимова состояла из 175 дворов, где жили 583 мужчин и 577 женщин [14, с. 372]. По переписи 1920 г. в Кожай-Максимове было отмечено 227 мордовских дворов (1 330 чел.), 6 белорусских (24 чел.) и 1 русское хозяйство (4 чел.) [16, с. 66]. В 2010 г. перепись отметила в поселении лишь 6 жителей.

Жители Кожай-Андреева и Кожай-Максимова, хотя и относят себя к мордве-эрзе, предпочитают называться «мурза», а свой язык считают «мурзянским».

Основание поселений Башкирии мордовскими мурзами подкрепляется и документально. В конце XVI - начале XVII в. уникальная группа мордовских мурз проживала только в Алатырском уезде и незначительно - в восточной части Арзамасского уезда на границе с Алатырским. В писцовой книге татарским поместным землям Алатыр-ского уезда 1624-1626 гг. Д. Пушечникова и А. Костяева записано мордовских мурз 74 чел. и мордовский князь Баюш Розгильде-ев. Они отмечены в следующих мордовских-эрзя деревнях: Старое Тургаково, Новое Тур-гаково, Еделево, Рындино, Княжая (Княжая Гора), Лунга, Ичалы, Мокшазарово, Новое Мокшазарово, Иванково [13].

В связи с начавшимся строительством оборонительной черты Белгород - Синбирск (Симбирск) в середине XVII в. мордовские мурзы стали массово переводиться на службу по новым населенным пунктам и городам: в Атемар, Саранск, Корсун, Синбирск, Пензу и др.

Для несения станичной, дозорной службы за Корсунско-Симбирский сторожевой вал, на Ногайскую сторону, были переведены и поселены мордовские мурзы и служилые люди Алатырского уезда. Местность эта из-за постоянной угрозы нападения степняков была чрезвычайно опасна для проживания, поэтому в 1649 г. 56 чел. служилой мордвы ушли с дикого поля назад в Алатырский уезд [20, с. 32]. Однако семь мордовских станиц-деревень Мордовская

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

Кандарать, Мордовская Кивать, Беловодье, Кулавки, Новая Выставка, Вельмисов Починок и Верхнемордовская Туварма [15] (ныне с. Коченяевко Вешкаймского района Ульяновской области, выставилась из с. Кученяе-ва ныне Ардатовского района Республики Мордовия) - остались на прежних местах за сторожевым валом.

В 1755 г. на имя императрицы Елизаветы Петровны в Камер-коллегию (финансовый орган, ведавший в XVIII в. взиманием прямых налогов - О. М.) последовало прошение от мордвина Симбирского уезда Ануфрия Трофимова «с товарыщи» о переселении их на земли в пределах Ногайской дороги (административно-территориальный округ Уфимского и Казанского уездов в XVIII в.). В составе этого товарищества выступили новокрещены из служилой мордвы д. Кочене-явка (Верхнемордовской Тувармы) Василей Савельев, Савелий Петров «с товарыщи» [9, с. 15]. К прошению был приложен текст копии купчей, в которой достаточно пространно, с топографическими привязками описывались земельные владения, купленные новокрещеной мордвой за 50 руб. у татарина И. Дмитриева.

В 1630-1640-е гг. мордовскими мурзами д. Рындино (Мурзы) для охраны Буртасской дороги была обустроена станица мордовских мурз Кельвядни (Мурзы). По второй ревизии 1745 г. в Кельвяднях (ныне с. Кельвядни Ар-датовского района Республики Мордовия) мордовских мурз насчитывалось 68 ревизских душ. В 1755 г. 30 из них переселились в Уфимский уезд на купленную у служилых татар землю. Об этом «хлопотал мурза новокрещен Алексей Ефимов с товарищи» [1, с. 300].

Наибольший приток мордвы в Уфимскую и Оренбургскую губернии отмечается во второй половине XIX в. Часть переселенцев останавливалась вначале «транзитом» в Самарском Поволжье и Оренбуржье, а затем переселялась в Башкирию, другие приезжали непосредственно с территории современной Мордовии.

В Ермекеевском районе Башкортостана с. Новые Сулли (Мордовские) основали мордва-новокрещены Иван Васильев и его «товарыщи» по договору от 31 июля 1805 г. с башкирами Кыр-Еланской и Байлярской

волостей [2,с. 227]. Жители деревни пополнялись за счет переселенцев из Белебеевско-го, Бугульминского, Бугурусланского уездов Оренбургской губернии, из с. Отарки Красногорской волости Мамадышского уезда Казанской губернии.

В 1896 г. село состояло из 154 дворов, где проживало в основном мордовское (эрзя) население (529 мужчин и 586 женщин) [14, с. 379]. В 1906 г. в 164-дворной деревне зафиксировано 1 103 чел. Действовали земская школа и церковь (каменная с 1870 г.). Двум жителям принадлежали две мельницы, трем - бакалейные лавки. Перепись 1920 г. в д. Новые Сулли зарегистрировала в 211 дворах 1 323 чел. из мордвы и в 10 дворах - 55 русских [16, с. 99]. Перепись 2010 г. зафиксировала проживание в селе 290 чел., 81 % из которых отнесли себя к мордве.

Новые населенные пункты, основанные мордвой в Башкирии, назывались иногда по старым местам жительства. Такова история заселения д. Ардатово Кугарчинского района и д. Ардатовка Туймазинского района.

По воспоминаниям Андрея Ивановича Первушкина (1931 года рождения, уроженец д. Ардатовка Кугарчинского района): «Деревню Ардатово в конце XIX - начале XX века основали переселенцы из деревни Ардатово Ардатовского района Мордовии отец с сыном Данил и Иван Захватовы. Они у башкирского бая Сафы по речке Сазовка выкупили землю и лесной участок, а речку напротив деревни назвали Ардатовкой. За-хватовы занимались торговлей. Построили дом, но по истечении лет дом этот сгорел. На месте их двора мы нашли стеклянную бутылку, на которой было что-то написано по-мордовски. Моя мама Агафья Савельевна Фомичева родилась в 1888 году, прожила 103 года. Отец Иван Николаевич Первуш-кин - ровесник матери. Поженились здесь, в Ардатово. У матери были братья Николай, Гавриил, Мирон, у отца - брат Алексей. В 1905 году Первушкины за Сазовкой, там, где ныне находится ферма, приобрели землю и туда переселились, назвали место жительства Новым хутором. Во главе переселившихся стоял Егор Васильевич Первушкин. Его и еще Алексея Афанасьевича Первуш-кина, хотя они и не были богатыми, объявив кулаками, сослали на каторгу. Первушкины

ныне живут в деревнях в Ардатово и Максю-тово.

В Ардатово известны Семякины, Лапины, Жинеевы, Чекашкины, Губанцевы, Бур-наевы, Даниловы, Губановы, Николаевы, Кудряшовы, Журавлевы, Песчаскины. Носители некоторых этих фамилий живут здесь и по сегодняшний день» [8].

По данным Списка населенных мест Оренбургской губернии, в начале XX в. Ардатовский хутор состоял уже из 60 дворов (355 жителей обоего пола) [18, с. 28]. В 2010 г. перепись отметила проживание в д. Ардатово 191 чел., с преобладанием русского населения.

В конце XIX в. мордвой-эрзей был основан и хутор Ижбердино (ныне д. Ижбердино Кугарчинского района). Со слов старожилов, «переселенцы скупали или арендовали землю у местного бая Ижберды. Отсюда и произошло название деревни. Среди первых жителей Суняйкины, Суродькины, Инчины» [8]. Характерно, что отмеченные фамилии сегодня широко распространены среди мордовского населения Ардатовского и Атяшев-ского районов Мордовии.

Ижбердинский хутор в 1901 г. состоял из 59 дворов, 442 чел. [18, с. 29]. По данным переписи 2010 г., в д. Ижбердино проживали 150 чел., в основном русские.

Деревня Ардатовка Туймазинскиго района Башкирии также была основана в конце XIX в. мордвой-эрзей Алатырского края. «Приехали наши первые поселенцы в Башкирию, - отмечает в своей книге Н. Г. Вача-ев, - из Симбирской губернии Алатырского уезда Дубенско-Поводимовской волости, села Ардатово в 1883 году. Их было восемь семей: Вачаевы, Наумкины, Авдюшкины, Тяповы, Козловы, Катаевы, Карпункины и Аржаевы.

Остановились они в логу под вековым дубом. Вокруг дремучий лес и текла небольшая речка... Весь берег реки заселен татарскими деревнями. Кое-как, уладив с оформлением документов, они начали вырубать и выкорчевывать лес. Начали строить дома, обживаться. Первые переселенцы были в основ-

ном мордва. Но они все хорошо говорили по-русски. Татары не знали русского языка и понять друг друга им было сложно. Но время шло. Подружились с людьми из соседних деревень. Деревню свою назвали Ардатовкой, по тому селу из которого они переселились» [5, с. 9, 11].

В 1896 г. пос. Ардатовка при р. Куязе состоял из 41 двора с 289 жителями обоего пола [14, с. 392]. Перепись 2010 г. зарегистрировала в д. Ардатовка 47 чел., 80 % которых записали себя русскими.

Заметим, что современные жители ошибочно считают себя потомками переселенцев из г. Ардатова (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). В действительности поселок был основан мордвой-эрзей из с. Ардатово (ныне Дубенский район Мордовии).

Схожие названия новым поселениям присваивали и другие переселенцы из Алатырского уезда. Так, д. Алаторка в Иглинском районе Башкортостана была основана в XVIII в. на вотчинных землях башкир Кубов-ской волости Сибирской дороги сосланными из г. Алатыря стрельцами Прокофьевым и Рябовым. В 1870 г. в д. Алаторка (Рождественской) при р. Тауше насчитывалось 85 дворов, проживали 255 мужчин и 253 женщины [19, с. 22].

В целом в результате миграции населения в 1920 г. в Башкирской АССР (в границах тех лет) проживало 22,6 тыс. мордвы, в Уфимской губернии - 29,4 тыс., в том числе в Бе-лебеевском уезде - 13,9 тыс. чел. (2,33 % от общей численности населения уезда). Наиболее «мордовскими» в Белебеевском уезде были Васильевская (27,5 % населения), Ильинская (14,6 %) и Семено-Макаровская (14,0 %) волости [16, с. 24, 54, 69, 100]. Перепись населения 1926 г., проводившаяся уже после слияния Малой Башкирии с Уфимской губернией, зафиксировала 49,8 тыс. мордвы, по переписи 1939 г. численность мордовского народа в Башкирии составляла 57,8 тыс. чел. К 1989 г. она снизилась до 32,0 тыс., а по итогам Всероссийской переписи 2002 г. составила 26 тыс., в 2010 г. - 20,3 тыс. чел.

30 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

Библиографический список

1. Ардатов : история и современность. - Саранск, 2007.

2. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий /

A. З. Асфандияров. - Уфа, 2009.

3. Биушкин М. С. Звуковая система федоровского диалекта эрзя-мордовского языка на территории Башкирской АССР / М. С. Биушкин // Очерки мордовских диалектов. - Т. V. - Саранск, 1968. - С. 199-315.

4. БурдуковМ. Мордва : этногр. очерк / М. Бурдуков // Уфим. губ. ведомости. - 1905 г. - Авг.

5. Вачаев Н. Г. Поздние всходы / Н. Г. Вачаев. - Уфа, 2004.

6. Златоверховников И. Г. Уфимская епархия : геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк / И. Т. Злато-верховников. - Уфа, 1899.

7. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю / Р. Г. Кузеев. - М., 1992.

8. Кугарчинские вести. - 2011. - 13 янв.

9. Материалы по истории Башкирской АССР. - М. ; Л., 1956. - Т. 4, ч. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Материалы по истории Башкирской АССР. - М., 1960. - Т. 5.

11. Мордва Заволжья. - Саранск, 1994.

12. Мурзабулатов М. В. Мордовское население Башкортостана : исследования и материалы / М. В. Мурзабулатов. - Уфа, 1995.

13. Писцовая книга татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 годов : публ. текста / сост. В. Кочетков, М. Акчурин. - М. ; Н. Новгород, 2012.

14. Полный список населенных мест Уфимской губернии. - Уфа, 1896.

15. РГАДА. - Ф. 1209. - Оп. 1. - Д. 441.

16. Роднов М. И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года : этнический состав / М. И. Роднов. - М., 2009.

17. Семенов А. Ф. Из истории родного края. Бижбулякский район / А. Ф. Семенов. - Бижбуляк, 1993.

18. Список населенных мест Оренбургской губернии. - Оренбург, 1901.

19. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Т. XLV : Уфимская губерния : по сведениям 1870 года. - СПб., 1877.

20. Холмогоров В. Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века /

B. Холмогоров. - Симбирск, 1898.

21. Численность населения по населенным пунктам Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. - Уфа, 2012.

22. Щербаков А. С. Мордовское население Башкирского Приуралья : ист.-этнол. исследование : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. С. Щербаков ; Ин-т истории, яз. и лит. Уфим. науч. центра РАН. - Уфа, 2005.

Поступила в редакцию 5 февраля 2014 г.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: mariskinoi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.