Научная статья на тему 'Стресс в деятельности субъекта труда как фактор его профессиональной деформации'

Стресс в деятельности субъекта труда как фактор его профессиональной деформации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / STRESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY / INFORMATION STRESS / EMOTIONAL STRESS / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Прокопцева Надежда Владимировна

В статье рассмотрена взаимозависимость стресса на рабочем месте и профессиональной деформации субъекта труда, обозначены причины возникновения стресса и предложены возможные пути выхода из стрессовой ситуации, а также предлагаются профилактические меры по их профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Прокопцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS IN ACTIVITY OF THE SUBJECT OF WORK AS A FACTOR OF ITS PROFESSIONAL DEFORMATION

In article interdependence of stress at work and professional deformation of the subject is considered and the reasons of emergence of a stress are described. Also, author suggests possible ways of an exit from a stressful situation and measures for their prevention are offered.

Текст научной работы на тему «Стресс в деятельности субъекта труда как фактор его профессиональной деформации»

32. Stadius, P. (2005) The North in European Mental Mapping. In Lahteenmaki, M and Pihlaja P.M. (eds.) The North Calotte. Perspectives on the Histories and Cultures of Northernmost Europe. Publications of the Department of History, University of Helsinki, Kustannus-Puntsi Oy

33. Jokela, T., Hiltunen, M., Huhmarniemi, M., and Valkonen, V. (2006) Taide, yhteiso & ymparisto / Art, Community & Environment, Rovaniemi, Lapin yliopisto. Available from URL: http://ace.ulapland.fi/yty/english.html (Accessed 7th May 2007).

ТИМО ЙОКЕЛА - профессор художественного образования, декан факультета художественного образования. Университет искусств Лапландии. Финляндия, Рованиеми (Timo. Jokela@ulapland.fi)

МАРТЫНОВА НАТАЛИЯ В., - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Россия, Хабаровск (natalmart@mail.ru)

TIMO JOKELA - Professor of Art Education, Dean of the Faculty of Art Education and Design. University of Lapland. Finland, Rovaniemi.

MARTYNOVA, NATALIA V. - PhD in Pedagogics, associate Professor of design at Far Eastern State University of Humanities. Russia, Khabarovsk.

УДК 371.134

КАРЕВ Б.А., ПРОКОПЦЕВА Н.В. СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ТРУДА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Ключевые слова: стресс в профессиональной деятельности, информационный стресс, эмоциональный стресс, профессиональная деформация личности

В статье рассмотрена взаимозависимость стресса на рабочем месте и профессиональной деформации субъекта труда, обозначены причины возникновения стресса и предложены возможные пути выхода из стрессовой ситуации, а также предлагаются профилактические меры по их профилактике.

KAREV, B.A., PROKOPTSEVA, N.V. STRESS IN ACTIVITY OF THE SUBJECT OF WORK AS A FACTOR OF ITS PROFESSIONAL DEFORMATION

Keywords: stress in professional activity, information stress, emotional stress, professional deformation of the personality

In article interdependence of stress at work and professional deformation of the subject is considered and the reasons of emergence of a stress are described. Also,

author suggests possible ways of an exit from a stressful situation and measures for their prevention are offered.

Проблема взаимосвязи стресса и профессиональной деятельности широко представлена в творчестве отечественных и зарубежных ученых (Р. Лазарус, Б.Ф. Ломов, В.А.Бодров, А.А. Обознов). Однако она и в настоящее время не теряет своей научной и практической значимости. Подобный устойчивый интерес к проблеме объясняется непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у работников профессиональной сферы.

В данной статье мы постараемся проследить взаимозависимость стресса и профессионального функционирования субъекта деятельности.

Термин «стресс» имеет широкое применение в различных областях знаний, это объясняется вариациями причин появления данного состояния, механизмов его развития, особенностями проявлений и последствий. В связи со спецификой использования указанного термина, существуют определенные различия в его толковании. В основу нашего исследования было положено определение понятия «стресс», предложенного Р. Лазарусом, согласно которому стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром [1]. Этим объясняется необходимость рассмотрения не только объективных условий профессиональной действительности, но и особенностей субъективного восприятия их профессионалом.

Существует достаточно много разновидностей стресса, учитывая среду его появления. Однако наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть те виды стресса, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью индивида.

Характер профессиональной деятельности, ее результативность «определяются особенностями мотивов человека, той побудительной силой, которая направляет его на достижение определенной цели». В зависимости от субъективных и объективных факторов, мотивация поведения может быть разной. В данном случае под факторами мы понимаем потребности человека, опосредованные личностными характеристиками работника профессиональной сферы, а также условиями труда.

Таким образом, содержание деятельности напрямую зависит от цели, которую ставит перед собой профессионал и которая формируется благодаря системе мотивов отдельного индивида. Осознаваемая через определенную последовательность действий и четко сформулированная цель является важным условием для получения идеального, с позиции субъекта деятельности, результата. По мнению О.А. Конопкина [2], принятая субъектом цель - важнейшее, ведущее звено осознанного процесса

регулирования. Целеполагание - «процесс, характеризующийся специфическим внутренним отношением между субъективным смыслом задачи для человека и ее объективным значением». И чем сильнее они не совпадают, тем выше процент появления стрессовой ситуации для субъекта, неэффективный выход из которой может привести к формированию профессионально нежелательных качеств. В связи с этим, субъекту труда, в качестве обязательного условия противостояния профессиональному стрессу на рабочем месте, важно научиться анализировать результаты своей деятельности, начиная с осознания потребностей и мотивов, лежащих в основе цели деятельности, с их последующей корректировкой. [3, с. 26].

Еще одной причиной появления профессионального стресса является «рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта». Для уменьшения рассогласования субъект труда активирует «один из управляющих контуров». Первый контур обеспечивает эффективность работы за счет возросшей физиологической активности, иными словами, решая привычные задачи, субъект труда прикладывает больше усилий. Два других контура также служат снижению рассогласования, «но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур)». Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов.

На наш взгляд, самым конструктивным выходом из стрессовой ситуации является третий контур, так как вследствие него происходят качественные изменения в работе без травмирующего воздействия на субъект деятельности. Первый и второй контуры менее эффективны. Так, следуя первой модели выхода из профессионального стресса, человек будет стремиться соответствовать требованиям деятельности ценой дополнительных усилий, что действенно в рамках краткосрочного периода, но в перспективе может привести к возникновению синдрома эмоционального выгорания и, как следствие, к профессиональной деформации. К этому же результату приводит вторая модель поведения при профессиональном стрессе, когда субъект труда буквально перестает обращать внимание на возникшее рассогласование между требованиями деятельности и своими ресурсами [3, с. 16].

Исходя из вышесказанного, одним из направлений повышения эффективности профессиональной деятельности является формирование адекватного восприятия субъектом этой деятельности, в целом, и отдельных ее задач - в частности. Под адекватным восприятием мы понимаем такое состояние профессиональной деятельности, которое отражает объективную картину действительности.

Действие профессионального стресса таково, что, при определенных условиях профессиональной деятельности, он приводит к профессиональной деформации личности. И что закономерно, функционирование

профессионально нежелательных качеств в деятельности субъекта может, в свою очередь, стать причиной стресса, который приводит к неадекватному поведению и «возникновению предпосылок к нарушению функциональной и профессиональной надежности» [3, с.25].

Для профессиональной деятельности характерны также следующие важные виды стресса:

- эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности обид и т.д. возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения;

- информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект профессиональной деятельности не справляется с поставленными задачами, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия;

Уровень информационного стресса «определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности». Понятие «информационная основа деятельности» следует понимать как совокупность информации, характеризующая предметные и субъектные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат» [4, 5]. Возникновение информационного стресса возможно на различных уровнях работы с профессионально важной информацией. Ученые выделяют три основных этапа: 1) восприятие определенной информации, 2) детерминирование значимости отобранной информации; 3) интеграция необходимой информации в профессиональную деятельность. Основные проблемы, с которыми может столкнуться субъект труда следует определить как невладение критериями работы с необходимой информацией, размытое представление о конечном результате своей деятельности, неэффективная организация труда, рассогласование субъективной и объективной значимости цели деятельности, психологическая и физическая усталость и т.д. [2, 3, 6].

Отдельное внимание заслуживает группа объективных факторов, которые, в определенной ситуации, могут стать стрессовыми для субъекта деятельности и отрицательно сказаться на работе с профессионально важной информацией.

В целом, под указанными причинами следует понимать отсутствие надлежащих условий для осуществления профессиональной деятельности. Так, например, некоторые специалисты указывают, что им бывает трудно сосредоточиться на выполнении профессиональных задач при условии, что их систематически отвлекают вопросами, беседами на посторонние темы и др. Так называемые внешние раздражители отрицательно сказываются на профессиональном функционировании работника, тем самым, снижая эффективность его деятельности.

Отдельного внимание заслуживает проблема компьютеризации, как фактор стресса на рабочем месте. С каждым годом происходит увеличение масштабов использования электронной техники в профессиональной деятельности, что, без сомнений, имеет ряд преимуществ. Однако, согласно исследованиям, трудности все больше возникают не в связи с разработкой технологического и программного обеспечения профессиональной деятельности, а с ресурсами субъекта по его применению.

Освоение компьютеров и других необходимых устройств в деятельности преподавателя является мощным стрессовым фактором, опосредованным продолжительностью и интенсивностью использования компьютеризированной техники, а также индивидуальными особенностями субъекта труда. На рабочих местах, где наблюдалась длительная работа с применением компьютерной техники, отмечалось ухудшение социальных контактов и сотрудничества, появление жалоб на здоровье, развитие усталости и психической напряженности.

Существующие модели профессионального стресса в полной мере отражают специфику различного профиля деятельности. В общем виде это означает, что условия профессиональной деятельности могут стать стрессом для субъекта этой деятельности. Если эти стрессовые ситуации неоднократно повторяются, то они провоцируют развитие профессиональной деформации.

Таким образом, можно констатировать, что в ряде случаев некоторые условия профессиональной деятельности, а также психофизиологические особенности специалиста, в различных комбинациях могут порождать экстремально стрессовые ситуации для личности на рабочем месте. Частота и длительность подобных ситуаций оказывают крайне неблагоприятное влияние на субъект и объект профессиональной деятельности и могут, при несвоевременной коррекции, деформировать профиль личности. В связи с этим необходимо постоянно учитывать специфику стресса в конкретной профессиональной группе, с целью его своевременной коррекции и профилактики данного состояния у работающих.

Литература и источники

1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.

2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980. - 256 с.

3. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. - 185 с.

5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд-во Логос, 1994. -318 с.

6. Китаев-Смык Л.А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза // Психология и медицина. - М.: Медицина, 1978. - С. 428-431.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики ДВГУПС. Россия, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru)

ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ. Россия, Хабаровск (azp_prokoptsev@mail.ru) KAREV, BORIS A. - Head of the Department of Descriptive Geometry and Engineering Graphics, FESTU, Doctor of Pedagogic Sciences, professor. Russia, Khabarovsk (karevdok.27@mail.ru)

PROKOPTSEVA, NADEZDA V. - candidate of pedagogical sciences, Senior lecturer of the Department of humanitarian and economic disciplines of the Far East Home Ministry Law Institute of Russia, (azp_prokoptsev@mail.ru)

УДК 37.013.46

ДЬЯЧЕНКО Е.А., ЛЕЙФА А.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: система обучения, система воспитания, взаимодействие систем обучения и воспитания, цели обучения, управление учебно-воспитательным процессом, рефлексивная модель обучения

В статье рассматривается проблема использования системного подхода при решении задачи нравственного воспитания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

DYACHENKO E.A., LEIFA A.V. ACHIEVING THE TRAINING AND EDUCATIONAL GOALS IN THE PROCESS OF TEACHING OF HUMANITARIAN DISCIPLINES

Keywords: training system, educational system, interaction of systems of training and education, training purposes, management of teaching and educational process, reflexive model of training.

In article the problem of use of the system approach at the realization of the goal of moral education is considered as the part of the course of teaching of disciplines of humanitarian cycle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.