Научная статья на тему 'Реализация воспитательных и образовательных целей в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин'

Реализация воспитательных и образовательных целей в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING SYSTEM / EDUCATIONAL SYSTEM / INTERACTION OF SYSTEMS OF TRAINING AND EDUCATION / TRAINING PURPOSES / MANAGEMENT OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / REFLEXIVE MODEL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Дьяченко Егор Александрович

В статье рассматривается проблема использования системного подхода при решении задачи нравственного воспитания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Дьяченко Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING THE TRAINING AND EDUCATIONAL GOALS IN THE PROCESS OF TEACHING OF HUMANITARIAN DISCIPLINES

In article the problem of use of the system approach at the realization of the goal of moral education is considered as the part of the course of teaching of disciplines of humanitarian cycle.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательных и образовательных целей в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин»

6. Китаев-Смык Л.А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза // Психология и медицина. - М.: Медицина, 1978. - С. 428-431.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики ДВГУПС. Россия, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru)

ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ. Россия, Хабаровск (azp_prokoptsev@mail.ru) KAREV, BORIS A. - Head of the Department of Descriptive Geometry and Engineering Graphics, FESTU, Doctor of Pedagogic Sciences, professor. Russia, Khabarovsk (karevdok.27@mail.ru)

PROKOPTSEVA, NADEZDA V. - candidate of pedagogical sciences, Senior lecturer of the Department of humanitarian and economic disciplines of the Far East Home Ministry Law Institute of Russia, (azp_prokoptsev@mail.ru)

УДК 37.013.46

ДЬЯЧЕНКО Е.А., ЛЕЙФА А.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: система обучения, система воспитания, взаимодействие систем обучения и воспитания, цели обучения, управление учебно-воспитательным процессом, рефлексивная модель обучения

В статье рассматривается проблема использования системного подхода при решении задачи нравственного воспитания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

DYACHENKO E.A., LEIFA A.V. ACHIEVING THE TRAINING AND EDUCATIONAL GOALS IN THE PROCESS OF TEACHING OF HUMANITARIAN DISCIPLINES

Keywords: training system, educational system, interaction of systems of training and education, training purposes, management of teaching and educational process, reflexive model of training.

In article the problem of use of the system approach at the realization of the goal of moral education is considered as the part of the course of teaching of disciplines of humanitarian cycle.

Современная высшая школа призвана удовлетворять потребности общества в грамотных специалистах. Она находится в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности, и основой для этого совершенствования является возможность гарантии развивающего и воспитывающего обучения, реализация которого осуществима только при осмыслении педагогических явлений обучения, как взаимодействия систем различного уровня сложности. Для того, чтобы получить хорошие результаты в образовательном процессе необходимо осознание теоретической основы взаимодействия гуманитарных систем при обучении и воспитании, умение включить свои педагогические идеи в научно обоснованную модель образовательной деятельности и отобрать необходимые технологии для ее реализации.

Специалист в области обучения и воспитания должен уметь строить взаимоотношения между субъектами и объектами образовательного процесса, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности, раскрывая свой творческий потенциал за счет умения гибкого применения технологий систем управления, обучения и воспитания для выхода субъекта управления (курсант/слушатель) в систему саморазвития. А это, в свою очередь, предопределит успешность дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников полиции как субъектов самообразования и самовоспитания.

В центре системы образования - личность учащегося, ее стремление к пониманию целостной картины мира и культуры, как опыта предшествующих поколений людей. Формирование системного мышления курсанта (слушателя) осуществляется в рамках образовательного процесса, который строится как процесс взаимодействия систем обучения и воспитания.

Система - это организованный комплекс средств достижения общей цели [1, с.21]. Любая система характеризуется составом, структурой и функционированием. Состав системы определяется перечнем ее элементов.

В педагогических исследованиях отмечается, что спектр объектов гуманитарных систем широк, среди них - личность и культура, в социальном пространстве которых человек живет, моделирует свое существование в окружающем мире. В конечном счете, сам человек является системой [2, с.31].

Система профессионального образования, являющаяся гуманитарной системой высокой степени обобщенности, содержит в своем составе следующие основные подсистемы: управления, обучения, воспитания, информационную систему, методическую систему.

Управление - целенаправленное воздействие на систему в целях ее рационального, эффективного функционирования, это вид деятельности, включающий постановку задач, подготовку решений, планирование, организацию, контроль и внедрение нового [3, с.64]. Целью управления

является перевод системы в управляемый устойчивый режим самоуправляемого развития.

Система управления учебно-воспитательным процессом позиционируется как целенаправленный, психосберегающий процесс взаимодействия управляющей (преподаватель) и управляемой (курсанты, слушатели) подсистем по достижению планируемого результата, с учетом их индивидуальных особенностей и среды.

Управление, то есть целенаправленное воздействие, обучением и воспитанием при изучении дисциплин социально-гуманитарного и экономического цикла в целях рационального их функционирования предполагает: определение цели, разработку оперативной структуры целей, моделирование, организацию деятельности на основе выбранной технологии и анализ результата образовательной деятельности по степени реализации поставленных целей. Этот алгоритм принимается за технологию системы управления при обучении [1, с.57].

В философском контексте понятию «цель» уделяется большое внимание. Цель обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта, носителя этой цели [5, с.718].

В данном определении в понятии «цель» выделяется познавательный аспект, соответствующий прогнозу и проектирующий, содержащий способ перехода к желаемому будущему или плану, как отмечает М. П. Макаров [6, с. 41]. Цель является неизменно неотъемлемой сохраняющейся частью при различных изменениях и действиях в образовании.

Дидактика рассматривает цель обучения как передачу молодому поколению накопленного социального опыта для дальнейшего воспроизводства и развития общества или той части этого опыта, которая, опираясь на уже усвоенное, особенно важна в данный момент для развития личности.

Таким образом, задачи образовательных систем выражены в форме качеств, которые учащиеся должны приобрести по мере усвоения содержания образования в системе обучения.

В теории социальных систем и социального управления общая иерархия целей включает такие последовательно расположенные составляющие как:

- стратегические цели;

- оперативные (промежуточные) цели;

- тактические (рабочие) цели.

Стратегическая цель определяет дальнюю перспективу. Она может быть поставлена на достаточно большой период времени или на всю жизнь. Часто эта цель существует на уровне идеала.

Оперативная цель - промежуточная, которую можно не только поставить, но и технологизировать деятельность по ее достижению. Получается эта цель при декомпозиции стратегической цели на составляющие, при выделении

существенных признаков понятия определяющего идеал. При обучении они определяются как цели развития интеллекта, духовности и качеств личности.

Оперативные цели обучения рассматриваются нами, как содержательно-образовательные, воспитательные или мировоззренческие (принципы морали с позитивными составляющими и антиподами) и развивающие (способности, память, мышление, творческое мышление, чувства).

Такое четкое понимание цели необходимо для специалистов, работающих в области просвещения, которая является сложной системой, куда, как система очень высокой степени обобщения, входит система управления.

Говоря о том, что преподаватель должен управлять образовательной деятельностью, мы понимаем, что речь идёт не о прямом управлении деятельностью другого человека, а об управлении процессами его самоуправления, или о рефлексивном управлении деятельностью обучающихся со стороны преподавателя.

По определению философов, рефлексия - это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека [8, с.36].

Рефлексивное управление деятельностью обучающихся обеспечивает коррекцию норм педагогической работы, способствует формированию адекватной стратегии профессионального поведения преподавателя. Последнее включает в себя готовность к поиску путей решения творческих задач, гибкость в принятии решений, способность переосмыслить стереотипы личностного опыта, возможность реализовывать коммуникативные, интеллектуальные способности.

В процессе освоения цикла рефлексивного обучения социально-гуманитарным и экономическим дисциплинам обнаружилась позитивная составляющая:

- рефлексивная практика гибка по своей природе; она может быть как индивидуальной, так и коллективной процедурой;

- рефлексивная модель экономична и практична в том смысле, что в ней уже заложен механизм, связывающий теорию с практикой;

- рефлексивная модель реализует принцип непрерывности саморазвития.

Рефлексивная модель обучения - это еще и вовлечение обучающихся в процесс критического осмысления того, что происходит на занятиях. Учебная аудитория чувствует себя не объектом воздействия, а партнером по диалогу, где один стремится получить знания, а другой помогает ему в этом.

Практика построения рефлексивно-образовательных ситуаций на занятиях по философии, культурологии, религиоведению показывает, как при переходе курсанта (слушателя) в рефлексивную позицию учебная информация приобретает личностно-значимый характер, становится предметом исследований и размышлений.

Рефлексия является и одним из условий успешной воспитательной деятельности, частью и связующим звеном двух процессов: развития своих способностей и совершенствования функционально-ролевых, групповых норм, регулирующих поведение сотрудников ОВД.

Структура - инвариант отношений между элементами состава системы. Она определяет взаимосвязь элементов системы. В связи с этим, следует особо оговорить, что такое понятие структуры имеет важное значение. А именно, обратившись к определению структуры как инварианту отношений, мы отделяем понятие структуры от состава, ибо это позволяет изучить специфику данной системообразующей характеристики. Принимая во внимание, что элементы системы «действуют и взаимодействуют во имя определенной цели, сообразуясь с конкретными обстоятельствами» [7, с.44], мы делаем вывод о том, что структурой некоторых систем является цель, определяющая характер отношений между элементами состава системы. Таким образом, структура системы отражает устойчивое инвариантное отношение, достигающееся посредством функционирования системы как цели.

Функционирование системы возможно, когда в системе имеются рабочие технологии, способные реализовать адекватные цели. Сегодня понятие «технология» является одним из популярных в педагогике и означает систему условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи. Технология личностно-ориентированного обучения (антропоцентрическая), главная задача которой реализуется в обеспечении комфортных условий развития личности, эффективно используется в преподавании социально-гуманитарных и экономических дисциплин. Взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения обеспечивается посредством применения современных методов организации учебной деятельности: деловая игра (риторика), метод погружения (философия), эвристическая беседа (философия, политология). Достоинством технологии является возможность в рамках единого занятия эффективно работать с разноуровневой аудиторией, применяя индивидуальные задания разной степени сложности.

Формированию критичного самостоятельного мышления способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии диалогового обучения, широко применяемой при изучении курса экономики, риторики, философии права. Практика использования диалогового обучения показывает, что создание наиболее благоприятных условий для выражения свободы личности способствует более быстрому формированию способности и вкуса к публичной демонстрации более утонченного и строгого рассуждения (без которого профессиональное юридическое мышление невозможно). Также она позволяет воспитывать у курсантов (слушателей) такие качества, как ответственность, аккуратность, стремление к самоанализу и самоконтролю, привычку к самостоятельной интеллектуальной работе. В контексте вышеназванной технологии успешно используются такие методы, как дискуссия, создание проблемной ситуации, метод проектирования.

В процессе преподавания социально-гуманитарных и экономических дисциплин возможно использование целого спектра рабочих технологий, при выборе которых необходимо следовать следующим принципам:

- образовательные технологии строятся и существуют на основе педагогической идеи, образовательной парадигмы;

- каждая конкретная педагогическая задача реализуется посредством своей технологии;

- своеобразие каждой технологии заключается в специфике процессуальных компонентов, то есть используемых методах, формах, средствах и их сочетании.

Научные изыскания свидетельствуют о том, что человек для жизни на земле должен научиться моделировать мир своего поведения (пространственный и временной), а мир и пространство - системны. Нацеленность образования на решение сугубо практических задач, низкий престиж социально-гуманитарных и экономических знаний таят в себе не меньшую угрозу полноценному развитию личности, чем прежняя избыточная идеологизация. Гуманитарные знания необходимы для интеллектуального, нравственного, эмоционального развития личности.

Системный подход к воспитанию не предполагает целенаправленного жесткого моделирования личности. Главное заключается в том, что каждый участник взаимодействующих гуманитарных систем (в данном случае это воспитание и самовоспитание) осмысливает и делает свой нравственный выбор при моделировании своего поведения с учетом особенностей тех систем, во взаимодействие с которыми он вступает. Поэтому цели воспитателя и воспитанника осмысливаются как обязательный фактор синхронизации взаимодействия, поведения людей, находящихся в едином образовательном пространстве.

Таким образом, исходя из того, что в образовательном пространстве высшей школы взаимодействуют гуманитарные системы, целесообразно при моделировании занятий в качестве методологии принять системный подход, позволяющий снизить уровень развития прагматизации образования, когда учащиеся намерены брать только те знания, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности. Решая проблемы гуманитаризации образования на практике, мы следуем задаче - не только передавать знания курсантам и слушателям, но и помогать им учиться «конструировать себя, свое смысловое и жизненное пространство», что возможно только в рамках всестороннего интеллектуального развития личности.

Для успешности дальнейшей профессиональной деятельности, курсанты (слушатели) должны овладеть способами самообразования и самовоспитания. А значит, занятия в учебном заведении должны давать им образцы моделирования обучения и воспитания.

При моделировании системы обучения и воспитания на учебных занятиях в них гармонически встраивается предметная область изучаемой дисциплины

на основе концепции системного подхода к формированию личности учащихся. При этом система интеллектуального развития имеет своей структурой уровни усвоения (уу),2 аксиоматически связанные с адекватными им технологиями.

Практическое значение моделирования определяется возможностью корректирования организации взаимодействия субъектов в системе обучения до получения положительных результатов достижения цели и усвоении учебного материала темы, раздела или учебной дисциплины в целом.

Для реализации построенной модели нравственного воспитания при изучении дисциплин гуманитарного цикла необходимо, придерживаясь принципа разработки модели, в плане предъявления информации системы знаний дисциплины, в соответствии с определенными целями образовательными (по уровням усвоения и качествам знаний) и воспитательными (по принципам морали), определить адекватные технологии функционирования систем обучения и воспитания.

В качестве технологий системы обучения нами принята последовательность методов обучения (ОИ ^ Р ^ ПИ ^ ЧП ^ И),3 которая, соединяясь с средствами и формами, определяет поле выбора авторских технологий для каждого преподавателя при сохранении неизменной закономерности предъявления методов обучения.

За технологию воспитания нами принимается адекватный эмоциональный отклик на поставленные воспитательные цели или переживание по определению И.Я. Лернера [4, с.81].

Опыт эмоционально-ценностного отношения тесно связан с опытом репродуктивной и творческой деятельности при обучении. Он служит фактором, обеспечивающим их реализацию, параллелен им и является средством, обеспечивающим воспитывающий характер обучения. При проведении занятий формирование системы нравственных знаний будет происходить тогда, когда их усвоение проводится целенаправленно и системно. А это значит:

- четкое, научное предъявление основного понятийного аппарата по категориям этики;

- определение взаимосвязи этих категорий между собой и с содержанием изучаемых дисциплин;

- соединение усвоения научных понятий и нравственных отношений к ним в жизни;

- соединение усвоенных нравственных понятий и понятий учебной дисциплины с мыслительными операциями, позволяющими вывести учащихся на 2 и 3 уровни усвоения, которые в свою очередь обеспечивают углубление усваиваемых знаний по изучаемой дисциплине.

2 1уу - восприятие, заучивание, простое воспроизведение, 2уу - применение по образцу в сходных ситуациях, 3уу - творческое применение в нестандартных ситуациях.

3 ОИ - объяснительно-иллюстративный; Р- репродуктивный ; ПИ - проблемное изложение ; ЧП -частично-поисковый ; И - исследовательский.

Таким образом, преподаватель, являясь субъектом обучения, управляет взаимодействием систем обучения и воспитания в целях их перевода в новое качественное состояние: обучения - в самообучение, воспитания - в самовоспитание.

Литература и источники

1. Дворянкина Е.К., КареваД.Ф. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании. - Хабаровск, 2003.

2. Дворянкина Е.К., Карева Д.Ф. Познавательная мыслительная деятельность в системе обучения. - Хабаровск, 1996

3. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М., 1974

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1991

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.12. - М., 1958.

6. Макаров М.Г. Категория «цель» в философии и критика теологии. - М., 1977.

7. Петровский А.В. Вопросы истории в теории психологии: Избранные труды. -М., 1984.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

ЛЕЙФА АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - профессор кафедры педагогики и психологии Амурского государственного университета. Россия, Благовещенск (ALeifa@mail.ru)

Дьяченко егор Александрович - кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России. Россия, Хабаровск LEIFA, ANDREA V. - professor of the Education and Psychology Department, Amur State University. Russia, Blagoveshchensk.

DYACHENKO, EGOR A. - candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of humanitarian and economic disciplines of the Far East Home Ministry Law Institute of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.