Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ЦЕЛИ / PURPOSES / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / КУЛЬТУРНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Е.К., Карев Б.А.

В статье обозначена актуальность развития духовно-нравственного потенциала студентов и раскрыты условия, позволяющие осуществлять становление студентов, как субъектов саморазвития духовно-нравственной сферы. Показано, что в системе обучения происходит взаимодействие преподавания и учения, воспитания и самовоспитания и предметной области учебной дисциплины, выраженной темой занятия. Это дает возможность сделать выводы о создаваемых педагогических условиях развития и саморазвития интеллекта, и нравственно-духовной сферы специалиста в системе обучения, где при изучении основ наук осуществляется и духовно-нравственное воспитание, и становление субъектной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF STUDENTS IN SYSTEM OF TRAINING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article relevance of development of spiritual and moral potential of students is designated and the conditions allowing to carry out formation of students as subjects of self-development of their spiritual and moral sphere are opened. It is shown that in the system of training the interaction of teaching and learning, education and self-education and subject area of the discipline expressed the theme sessions. This makes it possible to draw conclusions about the conditions created by teachers and the development of self-intelligence, and moral and spiritual sphere specialist in the education system, where the study of the fundamentals of science is done, and spiritual and moral education, and the formation of a subject position.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.43:378.01

КАРЕВ Б.А., ДВОРЯНКИНА Е.К.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА

Ключевые слова: системный подход, субъект, цели, технология, духовно-нравственное воспитание, высшая школа, культурно-созидательная деятельность.

В статье обозначена актуальность развития духовно-нравственного потенциала студентов и раскрыты условия, позволяющие осуществлять становление студентов, как субъектов саморазвития духовно-нравственной сферы. Показано, что в системе обучения происходит взаимодействие преподавания и учения, воспитания и самовоспитания и предметной области учебной дисциплины, выраженной темой занятия. Это дает возможность сделать выводы о создаваемых педагогических условиях развития и саморазвития интеллекта, и нравственно-духовной сферы специалиста в системе обучения, где при изучении основ наук осуществляется и духовно-нравственное воспитание, и становление субъектной позиции.

DVORYANKINA, E.K., KAREV, B.A.

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF STUDENTS IN SYSTEM OF TRAINING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Keywords: system approach, subject, purposes, technology, spiritual and moral education, higher school, cultural and creative activities.

In article relevance of development of spiritual and moral potential of students is designated and the conditions allowing to carry out formation of students as subjects of self-development of their spiritual and moral sphere are opened. It is shown that in the system of training the interaction of teaching and learning, education and self-education and subject area of the discipline expressed the theme sessions. This makes it possible to draw conclusions about the conditions created by teachers and the development of self-intelligence, and moral and spiritual sphere specialist in the education system, where the study of the fundamentals of science is done, and spiritual and moral education, and the formation of a subject position.

Современная образовательная ситуация в России представляет собой одну общую проблему, выражающую противоречие между потребностью в воспитании духовно-нравственной, творческой личности, субъекта

образовательного пространства, своей жизнедеятельности и направлением образования на формирование функционального индивида [1].

В материалах «Круглого стола» на тему: «Вуз как воспитательное пространство» В.П. Борисенков отмечает: «Реализуя воспитательные функции, школа, в том числе и высшая, претерпела существенный урон. Это не могло не сказаться самым негативным образом на воспитании подрастающего поколения» [2]. В высказывании просматривается мысль об актуальности проблем воспитания в высшей школе.

Приняв за методологическую основу системный подход, приступим к рассмотрению образовательной системы вуза, в которой обеспечивается становление студентов как субъектов интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. В состав этой системы входят воспитание, обучение, профессионально-кадровая целостность, во взаимодействие которых встраивается предметная область знаний.

Учитывая, что субъектом деятельности гуманитарной системы, к каковым относится и образование, является человек как носитель целей и технологий их реализации, мы соответствующим образом предлагаем моделировать систему обучения, для чего остановимся на логике ее системообразующих характеристик: состав, структура, функционирование. Учет этих характеристик обязателен при моделировании любой гуманитарной системы.

I. Состав. В обучении взаимодействуют две целостности: преподавание, где субъектом является педагог и учение, где субъектом предстоит стать студенту. II. Структурой в системе образования является цель, где цель мы понимаем как предполагаемый результат. III. Функционирование системы обучения отражает закономерности созидательного или разрушительного развития ее и ее субъектов на основе спрогнозированных субъектами целей и адекватных технологий их реализации.

Остановимся на принятом в наших исследованиях понимании целей системы обучения в вузе, которое отличается от понятия целей в традиционном обучении. В нормативных документах для работы с молодежью определены цели: развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала личности. Эти цели определяют стратегию развития всех взаимодействующих в системе образования целостностей и их субъектов.

Так как стратегический результат возможен только для прогнозирования, то возникает необходимость декомпозиции цели на оперативный (промежуточный) и тактический (рабочий) уровни их преобразования. Оперативные цели обучения в вузе обозначены нами в таком варианте: содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессионально-управленческие. Рассмотрим названные цели системы обучения с адекватными технологиями их реализации.

Содержательно-образовательные цели декомпозируется на три уровня усвоения, под которыми понимаются «сохраняемые модели содержания

образования». Знания хранятся в сознании человека в сохраняемых моделях, которые мы и рассматриваем как оперативный уровень цели («дерево цели») интеллектуального развития личности.

Мировоззренческие цели определяют духовно-нравственное развитие студентов. Современная педагогическая литература констатирует актуальность развития духовно-нравственного потенциала молодежи. Так, М. Г. Домбинская утверждает, что «появилась необходимость говорить об инженерах нового качества, о духовной культуре инженера в техногенной цивилизации ХХ1 века. Технократизм, как тип духовной ориентации инженера, изжил себя, показав свой губительный, антигуманный характер». И далее: «Инженер будущего должен быть представлен в качестве субъекта культурно-созидательной деятельности, что возможно лишь на основе развитой духовности» [3, с. 39].

Определим свою научно-теоретическую позицию в вопросе целеполагания в системе воспитания. В этой связи наиболее убедительной нам представляется концепция А.И. Дулова, по которой качественный состав ведущих норм поведения гражданина нашего общества определяется принципами общечеловеческой морали [4, с. 25],

Педагоги и все взрослые должны понимать, что главное в жизни, а значит и в воспитании, - это установление правильных нравственных отношений людей с окружающим миром. Таким образом, общечеловеческие ценности (принципы морали) являются личностным аспектом стратегической цели воспитания, которая относится к фундаментальным знаниям, а поэтому не технологизируется.

В свою очередь, каждая нравственная категория имеет глубокий этико-философский смысл, что дает вариант построения ее «дерева цели», состоящего из информационно-целевых полей добра и зла. Каждая цель из информационных полей рассматривается в единстве трех аспектов: информационный, мотивационный и операционный, которые реализуются в системе обучения с помощью адекватных им технологий. При этом информационный аспект предполагает усвоение этико-философского смысла нравственной категории субъектами воспитания и самовоспитания. Мотивационный аспект означает овладение алгоритмом достижения цели, которым является прогнозирование адекватного эмоционального отклика: на положительные цели добра - положительный, на антиподы - отрицательный эмоциональный отклик. Операционный аспект выражается в моделировании личностью своего поведения и в управлении взаимодействием своего поведения с другими системами на основе выбранных целей и принятия их регуляторами поведения.

Педагогическая деятельность по моделированию системы воспитания при изучении основ наук предполагает перевод системы в новое качественное состояние - в систему самовоспитания. В этом случае педагоги готовят студентов к тому, чтобы они стали менеджерами своей судьбы. Поэтому управление развитием системы воспитания и ее субъектов мы рассматриваем не как деятельность, когда педагог «рулит, взяв в руку штурвал», а как

состояние жизненной системы, в которой взрослые и молодежь понимают цели добра и зла, делают их выбор в конкретной ситуации, согласуют способ их достижения с поставленной целью, фиксируя адекватность средств для достижения цели, констатируют результат достижения ее тактического уровня.

Итак, операция по переводу стратегической цели, выраженной нравственной категорией, в оперативную цель, содержит следующие процедуры: 1. Конструирование «дерева цели» нравственной категории; 2. Преобразование каждой составляющей информационно-целевого поля добра и зла на информационный, мотивационный и операционный аспекты для практической реализации цели; 3. Отбор адекватной технологии реализации по каждому аспекту оперативной цели.

Таким образом, на занятиях со студентами решаются сложнейшие духовно-нравственные проблемы подготовки молодого поколения к будущей жизни: выполнение каждым гражданином своего социального и трудового долга. Это тем более важно иметь в виду, когда педагог организует целевое взаимодействие системы воспитания и самовоспитания студентов. Подготовить молодое поколение к правильному выбору созидательных целей жизни, которые определяются предпочтением целей добра и созидания и отказом от целей зла и разрушения - цель педагогов. Однако окончательное решение, то есть свобода выбора и ответственность за него, несет сам человек как субъект деятельности.

Мы предполагаем, что повышение результатов субъектного воспитания студентов при изучении основ наук состоит в упорядочении управления системой обучения, для чего необходимо учитывать следующее:

1. На каждом занятии педагог реализует мировоззренческую цель, которая определяется предметной областью темы и выражается нравственной категорией. 2. Каждому педагогу необходимо владеть технологией целеполагания: определения стратегического, оперативного и тактического уровней цели. К операциям для целеполагания в системе воспитания при изучении основ наук относятся: 2.1. Считать заключительной операцией преобразования социального аспекта стратегической цели в личностный, каковым является нравственная категория, конструирование ее «дерева цели», состоящего из информационных полей добра и зла. Информационные поля создаются для выбора целей из них субъектами самовоспитания. 2.2. Оперативная цель представляет собой такую декомпозицию стратегической, которая обеспечивает ее применимость, то есть предполагает рассмотрение каждой цели из информационного поля «дерева цели» в совокупности трех аспектов: информационного, мотивационного и операционного.

Как отмечается в исследованиях: «... всякая организация представляет собой систему, состоящую из элементов, каждый из которых обладает собственными целями» [5, с. 117]. В этом аспекте тактические цели нравственного воспитания на занятии представляют часть оперативной цели, выбор которой осуществляется посредством творческой педагогической деятельности субъектов воспитания, обеспечивающих перевод системы в новое

качественное состояние - в самовоспитание, где субъектом становится студент, а вся система находится в инновационном режиме развития.

Таким образом, на основе рассмотренных нами положений о системном подходе к обучению становится очевидным, что в системе обучения происходит взаимодействие преподавания и учения, воспитания и самовоспитания и предметной области учебной дисциплины, выраженной темой занятия. Это дает возможность сделать выводы о создаваемых педагогических условиях развития и саморазвития интеллекта, и нравственно-духовной сферы специалиста в системе обучения, где при изучении основ наук осуществляется и духовно-нравственное воспитание [6], и становление субъектной позиции.

Содержательно-образовательные и мировоззренческие цели обеспечивают следующие результаты педагогической деятельности: 1. На занятиях происходит развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала обучающихся через организацию учебной деятельности для усвоения информации по предметной области учебной дисциплины, согласно тактическим целям системы обучения, выраженным уровнями усвоения [7]. Субъекты системы обучения осуществляют моделирование целевого образовательного пространства, используя способы (технологии) реализации целей гуманитарного пространства бытия. 2. Целевой подход к саморазвитию субъектов гуманитарной системы знаменует начало их сотрудничества в образовательном пространстве за счет совместного целевого моделирования образовательного пространства на базе когерентного поведения. 3. Резонансные возбуждения моделируемой синергетической системы обеспечиваются логикой целевого функционирования преподавания и учения всего состава субъектов образовательного пространства. Синхронизация образовательной целостности происходит на основе целевой упорядоченности поведения субъектов, осуществляющих саморазвитие своего интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, а поэтому проявляется тенденция к гармоничному развитию всей системы и ее субъектов.

Таким образом, мы рассмотрели воспитание как целостность, взаимодействующую с системой обучения, сохраняющую свои системообразующие характеристики на уровне структуры и функционирования, то есть на уровне целей личностного аспекта стратегической цели системы воспитания, вместе с адекватным эмоциональным откликом (алгоритмом реализации цели).

Литература и источники

1. Дворянкина Е.К. Мировоззренческая основа эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в третьем тысячелетии: проблемы и их решение на основе методологии системного подхода // Современная научная мысль. 2013. №1. С.147-154.

2. Борисенков В. Р. Развитее фундаментальных педагогических исследований в РАО // Педагогика. 2006. № 1.

3. Домбинская М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера. М.: МГУ, 1996.

4. Дулов А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. Красноярск: Изд-во Красноярск. пед.ин-та, 1974.

5. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцифирова. М.: Наука, 1981.

6. Суханова С.Г. Новый подход к системе духовно-нравственного воспитания в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.162-166.

7. Карев Б.А., Чопова Н.В. Возможности становления профессионально значимых умений при изучении инженерной графики в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.178-184.

Дворянкина Е.К. - доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и информационных технологий, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (boss@khspu.ru) Карев Б.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Амурского государственного университета, г.Благовещенск (karevdok.27@mail.ru )

Dvoryankina E.K. - Far Eastern State University of Humanities, the professor in chair of mathematics and informatics, doctor of pedagogics (boss@khspu.ru) Karev B.A. - Doctor of Pedagogy, Professor, head of the Department of psychology and pedagogic "The Amur state university", Blagoveshchensk

УДК 37.011.33

ДЬЯЧЕНКО Е.А.

ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Ключевые слова: система обучения, воспитывающее обучение, цели интеллектуального развития, цели духовно-нравственного развития.

В настоящей статье рассматривается один из вариантов организации учебного процесса, позволяющий способствовать упорядочиванию поведения учащегося как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Показано, что реализация системного подхода к управлению образованием при изучении гуманитарных дисциплин необходима для создания условий формирования личности, способной ориентироваться в реалиях современного общества. При управлении такой системой решающее значение имеет верное определение целей системы на различных уровнях обобщения, отталкиваясь от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.