Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА'

ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING SYSTEM / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / BRINGING UP TRAINING / ЦЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT OBJECTIVES / ЦЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Егор Александрович

В настоящей статье рассматривается один из вариантов организации учебного процесса, позволяющий способствовать упорядочиванию поведения учащегося как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Показано, что реализация системного подхода к управлению образованием при изучении гуманитарных дисциплин необходима для создания условий формирования личности, способной ориентироваться в реалиях современного общества. При управлении такой системой решающее значение имеет верное определение целей системы на различных уровнях обобщения, отталкиваясь от которых, разрабатываются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION THROUGH TEACHING HUMANITIES CYCLE

This article examines one of the options of the educational process, allowing help streamline student behavior both in relation to himself and in relation to other people. It is shown that the implementation of a systematic approach to the management of education in the study of the humanities need to create conditions for the formation of personality, ability to navigate the realities of modern society. When operating such a system crucial to the correct definition of the objectives of the system at various levels of aggregation, based on which technologies are being developed to achieve the result, defines the criteria for its evaluation.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

2. Борисенков В.Р. Развитее фундаментальных педагогических исследований в РАО // Педагогика. 2006. № 1.

3. Домбинская М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера. М.: МГУ, 1996.

4. Дулов А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. Красноярск: Изд-во Красноярск. пед.ин-та, 1974.

5. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцифирова. М.: Наука, 1981.

6. Суханова С.Г. Новый подход к системе духовно-нравственного воспитания в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.162-166.

7. Карев Б.А., Чопова Н.В. Возможности становления профессионально значимых умений при изучении инженерной графики в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.178-184.

Дворянкина Е.К. - доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и информационных технологий, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (boss@khspu.ru) Карев Б.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Амурского государственного университета, г.Благовещенск (karevdok.27@mail.ru )

Dvoryankina E.K. - Far Eastern State University of Humanities, the professor in chair of mathematics and informatics, doctor of pedagogics (boss@khspu.ru) Karev B.A. - Doctor of Pedagogy, Professor, head of the Department of psychology and pedagogic "The Amur state university", Blagoveshchensk

УДК 37.011.33

ДЬЯЧЕНКО Е.А.

ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Ключевые слова: система обучения, воспитывающее обучение, цели интеллектуального развития, цели духовно-нравственного развития.

В настоящей статье рассматривается один из вариантов организации учебного процесса, позволяющий способствовать упорядочиванию поведения учащегося как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Показано, что реализация системного подхода к управлению образованием при изучении гуманитарных дисциплин необходима для создания условий формирования личности, способной ориентироваться в реалиях современного общества. При управлении такой системой решающее значение имеет верное определение целей системы на различных уровнях обобщения, отталкиваясь от

которых, разрабатываются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

DYACHENKO, E.A.

EDUCATION THROUGH TEACHING HUMANITIES CYCLE

Keywords: training system, bringing up training, intellectual development objectives, goals, spiritual and moral development.

This article examines one of the options of the educational process, allowing help streamline student behavior both in relation to himself and in relation to other people. It is shown that the implementation of a systematic approach to the management of education in the study of the humanities need to create conditions for the formation of personality, ability to navigate the realities of modern society. When operating such a system crucial to the correct definition of the objectives of the system at various levels of aggregation, based on which technologies are being developed to achieve the result, defines the criteria for its evaluation.

Одной из основных задач образовательного учреждения системы МВД России является удовлетворение потребности органов внутренних дел в высококвалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами, посредством реализации соответствующих образовательных и воспитательных программ [2]. В настоящей статье речь пойдет о возможностях профессорско-преподавательского состава в решении этой задачи на примере преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Как известно образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства [1]. Приоритетным направлением в образовательном процессе должно являться именно воспитание. В педагогике воспитание рассматривается как системная целенаправленная деятельность государственных учреждений, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном и личностном росте в интересах их самих и общества. Современная высшая школа призвана выполнить заказ общества и государства по подготовке профессионально компетентных специалистов. Она находится в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности, и основой для этого являются возможности развивающего и воспитывающего обучения, реализация которых осуществима только при осмыслении педагогических явлений обучения, как взаимодействия систем различного уровня сложности.

Реализация системного подхода к управлению образованием при изучении гуманитарных дисциплин необходима для создания условий формирования личности, способной ориентироваться в реалиях современного

общества [3]. При управлении такой системой решающее значение имеет верное определение целей системы на различных уровнях обобщения, отталкиваясь от которых, разрабатываются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки. Для наиболее корректного изложения материала необходимым представляется определение основных понятий системы.

Система - это организованный комплекс средств достижения цели. Любая система характеризуется своим составом, структурой и функционированием. Состав системы - это перечень ее элементов. Система профессионального образования, как гуманитарная система высокой степени обобщенности, содержит в своем составе такие основные подсистемы как: управление, обучение, воспитание, информационную и методическую системы.

Структура - инвариант отношений между элементами состава системы. Она определяет взаимосвязь элементов системы.

Функционирование системы предполагает обязательным такое состояние, когда в системе имеются рабочие технологии, позволяющие достигать поставленные цели.

Цель необходимо определить как предполагаемый конечный результат. Цели системы обучения определяет и моделирует преподаватель, как субъект своей деятельности, а затем передает их субъектам учения - обучаемым.

При изучении курсантами и слушателями гуманитарных дисциплин результатом реализации целей воспитания является формирование у них мировоззрения, убеждений, чувств, воли, характера, определенных деловых качеств. Принимая во внимание специфику различных учебных дисциплин, необходимо отметить, что по своим воспитательным возможностям они могут быть классифицированы с учетом того как можно достичь заявленных целей:

- реализация целей через программно-дидактический материал;

- реализация целей через организацию учебной деятельности;

- реализация целей через личность преподавателя.

При выборе стратегических целей в работе с курсантами и слушателями обратимся к целям системы образования: развитие интеллектуального, духовного и профессионального потенциала учащихся.

Стратегические цели идеальны, и не могут технологизироваться в силу своей абстрактности и высокой степени обобщенности. Выходя на оперативный (рабочий) уровень, нужно их декомпозировать на содержательно-образовательные, мировоззренческие или воспитательные и профессионально-педагогические или развивающие.

Цели интеллектуального развития, (содержательно-образовательные), определяются по уровням усвоения (далее УУ) (1-й УУ - элементарное воспроизведение знаний, 2-й УУ - воспроизведение полученных знаний по образцу в аналогичной ситуации, 3-й УУ - творческое применение знаний в нестандартной проблемной ситуации) и качеством знаний (сформированность общеучебных навыков и умений, нравственное самоопределение учащихся, умение адаптироваться и взаимодействовать в коллективе и т.д.).

Цели развития духовно-нравственного потенциала учащихся (мировоззренческие цели) выражаются в нравственных категориях (долг, честь, доблесть, гуманизм, свобода, и др.). При декомпозиции этих целей по позитивным составляющим и их антиподам (например, долг и/или эгоцентризм), конструируется «древовидная структура целей». Воспитание при изучении социально-гуманитарных дисциплин должно осуществляться следующим образом:

1. определение воспитательных возможностей дисциплин, тем, аудиторий, структурно взаимодействующих друг с другом на основе поставленных целей;

2. формирование установки через программно-дидактический материал и развитие убеждений с использованием возможностей учебных дисциплин;

3. формирование ответственного отношения к учению и способам учебной работы через целевую организацию деятельности курсантов на занятии;

4. формирование убеждений и установок посредством организации взаимоотношений между преподавателем и обучающимися на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Применяемые методики воспитания должны быть научно обоснованными и использоваться только после того, как была осуществлена работа по определению целей и выбору адекватной им технологии, чтобы курсант, как субъект своего духовно-нравственного и интеллектуального развития, мог осуществить выбор своих целей, освоить необходимые для их реализации технологии и смоделировать свое продуктивное поведение.

Таким образом, в работе с курсантами цели воспитания и самовоспитания определяются по их принадлежности к позитивным категориям и их антиподам. Преподаватель и курсант в различных учебных ситуациях применяют один и тот же операционный алгоритм:

1. анализ - определение нравственного выбора, то есть определение целей добра (позитивная категория) или зла (её антипод) в отношении к людям, которые являются участниками взаимодействия в каждой учебной ситуации.

2. диагноз - оценка каждым участником образовательного процесса своего отношения к добру и злу. И если оценка неадекватна цели, то есть к категориям добра отношение отрицательное, а к категориям зла -положительное, то это означает наличие противоречия, ведущего к разрушению отношений, и ставящего под угрозу достижение положительного результата совместной деятельности.

3. решение - устранение противоречия, приведение в соответствие с действующими нормами понимания нравственной категории и своего отношения к ней.

4. результат - определение факта достижения цели и адекватности технологий их достижения посредством рефлексии (самоанализа).

При выходе личности на саморазвитие воспитание преобразовывается в саморегуляцию поведения как отдельных лиц, так и групп людей. Система воспитания превращается в свободное творческое, опосредованное духовно-нравственными ценностями, моделирование поведения при достижении целей, возникших и осмысленных в различных учебных, профессиональных и жизненных ситуациях. Главным здесь выступает то, что воздействие на личностные и профессиональные качества учащегося выступает не как сила, подавляющая его как личность, а как система, позволяющая и способствующая упорядочиванию поведения индивида (групп) как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям [4].

Литература и источники

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; статья №2.

2. Устав федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. приказа МВД России от 31.05.2011 № 576)

3. Горбанева Л.В. Моделирование системы обучения студентов, направленное на развитие креативности // Современная научная мысль. 2013. №1. С.142-146.

4. См.: Карев Б. А., Широков А.П. Взаимосвязь педагогических технологий и педагогических методов в высшем профессиональном образовании // Современная научная мысль. 2013. №2. С.147-154.

ДЬЯЧЕНКО ЕГОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России. DYACHENKO, EGOR A. - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

УДК 37.017.92

РЮМИНА Ф.А. ИДЕЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА)

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.