Научная статья на тему 'Новый подход к системе духовно-нравственного воспитания в техническом вузе'

Новый подход к системе духовно-нравственного воспитания в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ / SYSTEM / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / STRATEGIC AND OPERATIVE GOALS / MORALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Светлана Геннадьевна

В статье раскрыты психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания и обозначены его цели на разных уровнях: стратегическом – развитие духовно-нравственного потенциала личности, оперативном – мировоззренческая цель, выраженная нравственной категорией (принципами морали), тактическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW APPROACH TO THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL

The article reveals the psychological and pedagogical foundations of spiritual and moral education and identifies its goals on different levels: strategic – the development of spiritual and moral potential of the individual, operative – the ideological goal, expressed in moral category (moralities) and tactical.

Текст научной работы на тему «Новый подход к системе духовно-нравственного воспитания в техническом вузе»

4. Гершунский Б.С. Философско-методологическая основа стратегии развития образования в России. - М., 1993.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая игра, 2003.

6. Иваницкий А. Учиться думать. - Известия. - 1999. - 25 мая.

7. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 23. - С. 718-719.

8. Прогностические концепции целей и содержания образования / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1994.

9. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамических социальных процессов. - М.: МПГУ, 1992. - С. 14.

10. Татаренко Ю.К. Технология управления системой нравственного воспитания школьников. - Хабаровск: ГОУК «Краевой дом молодежи», 2003.

КОЛПАКОВ РОМАН ГЕННАДЬЕВИЧ - заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с. Ильинка, старший преподаватель кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Россия, Хабаровск (E-mail: romankol@yandex.ru)

KOLPAKOV ROMAN GENNADYEVICH - deputy director of educational work of Ilyinka's comprehensive school; senior teacher of the Chair of Mathematics of Far East State University of Humanities. Russia, Khabarovsk

УДК 378.091

СУХАНОВА С.Г. НОВЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: система, духовно-нравственное воспитание, стратегические и оперативные цели, принципы морали.

В статье раскрыты психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания и обозначены его цели на разных уровнях: стратегическом - развитие духовно-нравственного потенциала личности, оперативном - мировоззренческая цель, выраженная нравственной категорией (принципами морали), тактическом.

SUKHANOVA S.G. THE NEW APPROACH TO THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL

Keywords: system, spiritual and moral education, strategic and operative goals, moralities.

The article reveals the psychological and pedagogical foundations of spiritual and moral education and identifies its goals on different levels: strategic - the development of spiritual and moral potential of the individual, operative - the ideological goal, expressed in moral category (moralities) and tactical.

Существенные изменения характера современного образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, мобильность будущего специалиста.

На современном этапе развития российского образования приоритетное значение уделяется нормам морали, человеческого благородства и гуманистических отношений между людьми. Без их соблюдения (в опыте межчеловеческих отношений, в отношениях между государствами и народами) невозможно дальнейшее развитие человечества.

Рассмотрим обучение и воспитание с позиций теории социальных систем как гуманитарные целостные системы, структурой которых является цель [1]. Цели в теории социального управления определяются на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Для декомпозиции стратегических целей на оперативный и тактический уровень раскроем психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания.

Рожденный на земле человек входит в систему отношений между людьми, уже сложившихся в обществе. Входящему в мир ребенку предстоит осознать существующие законы духовно-нравственных отношений в человеческом сообществе и обрести опыт гармонического встраивания своего поведения в порядок природы и окружающей жизни людей. Рассогласование поведения человека и законов природы и общества приводит к разрушению личности. Педагогическая проблема рассматриваемого состояния окружающих человека систем состоит в том, чтобы люди, как мыслящая часть природы, осознавали и не допускали рассогласования своего поведения, являющегося субъективным условием, с объективными условиями жизненного пространства.

К объективным условиям, существующим в социуме и природе, относятся:

1) общественные отношения, отражающие социально-политические основы государства, где граждане живут по законам права, то есть по нормативно обозначенным правилам взаимодействия людей;

2) принципы морали, принятые в отношениях между людьми, являющиеся регуляторами поведения. Однако нравственные принципы в отношениях между людьми могут быть регуляторами как созидательного, так и разрушительного поведения, мотивированного злыми намерениями. И если происходит второе, то это показывает, что в процессе воспитания этих людей была допущена педагогическая ошибка, в результате которой у них оказался несформированным опыт свободы выбора принципов морали, создающих у личности устойчивую социально-нравственную позицию, определяя развитие опыта гармоничного встраивания своего поведения в логику отношений, основанных на выборе принципов добра;

3) нормы и правила отражают нравственную специфику отношений, опосредованную территориальной, национальной и профессиональной особенностями совокупности людей. Принципы морали, объективно существующие в Универсуме, могут быть приняты за стратегические цели духовно-нравственного воспитания и самовоспитания.

Таким образом, для формирования духовно-нравственной позиции человека необходимо обеспечить гармоничное вхождение его в мир объективных условий. Каждому человеку предстоит организовать свою деятельность для приобретения опыта согласования своего субъективного нравственного потенциала с миром окружающего пространства, который развивается по объективным законам мироздания.

Принципы морали как цели духовно-нравственного воспитания являются объективными категориями человеческого бытия. Они необходимы для выбора из их состава субъектами систем целей, которым личность отдает предпочтение. Выбор и реализация этих целей обеспечивает развитие субъективного нравственного мира человека на уровне сознания, чувств и поведения. Управляя развитием системы нравственного воспитания, педагог и студенты овладевают знаниями о том, что субъективный мир нравственной позиции личности имеет определенный состав элементов, который необходимо развивать в системах самовоспитания нравственного потенциала личности.

В свою очередь, чтобы обеспечить саморазвитие нравственного сознания, надо учитывать поэлементную его характеристику: понятия, знания, убеждения и идеал. Раскроем кратко эти понятия в форме, обеспечивающей их понимание и конечный результат развития их на практике духовно-нравственного воспитания и самовоспитания студентов на занятиях.

Нравственное понятие - это обобщенный образ реального мира человеческих отношений, «образ» нравственного «правила жизни» [2, с. 6], существующего объективно, выстраданного человеческой историей и переданного последующим поколениям в качестве духовного завета: долг, патриотизм, любовь, добросовестное отношение к труду, гуманизм, дружба, свобода, уважение и др.

Нравственные понятия, выражая содержание мысли, единичны, но они образуют множество, которое выражает в нравственном воспитании элемент нравственного знания - сознательно воспринятую субъектом информацию о совокупности принципов морали. В этом аспекте подтверждается тезис о единичности понятия и об интегративно-совокупной характеристике нравственных знаний, образующих информационно-целевые поля, из состава которых субъект делает выбор целей своей жизни, поведения и системы бытия.

Убеждения - знания (о целях), ставшие мотивом деятельности субъекта, то есть, в отличие от понятий и знаний, убеждения содержат не только информационный аспект цели, но и мотивационный, и операционный.

Идеал - это эталон, накладываемый на состав реального поведения. Нравственные идеалы объективно существуют в Универсуме и не зависят от фактора времени. В историческом развитии общества отмечаются ситуации, когда за идеалы принимались не нравственные цели, с которыми человек сопоставляет свое реальное поведение, а идолы. Идолы представляют собой образцы, которые в молве людей представляются как вожди, совпавшие с положительным нравственным эталоном. А если нет резерва для развития, если произошло совпадение с эталоном, то развитие невозможно, а возможно только падение, что закономерно и происходит на глазах граждан.

Как видим, состав нравственного сознания образует неразрушимое единство интеллектуального и духовно-нравственного потенциала взаимодействующих субъектов. Единство пространства сохраняется благодаря нравственным целям, которые обеспечивают постоянство отношений между элементами целостности. Важно отметить то, что побудительные силы личности развиваются в деятельности, обеспечивающей становление сознания. Не случайно в науке отмечается, что ведущим средством образования человека является слово, - но в том случае, когда оно «имеет душу», ибо бесстрастное слово, в котором не проявляется отношение к заложенному в нем смыслу, побудительного потенциала добра или зла, мотивационную сферу не развивают.

Вторым элементом субъективных условий системы нравственного воспитания являются чувства. Чувства - это форма отражения действительности на уровне внутренней удовлетворенности или неудовлетворенности ею. В системе образования работа над развитием чувств происходит посредством прогнозирования адекватного эмоционального отклика на цель: на цель добра -положительный эмоциональный отклик, на цель зла - отрицательный. Наука свидетельствует, что чувства - это устойчивое состояние психики, а эмоции - ее краткое временное состояние в конкретный момент времени, в конкретном пространстве; такое состояние совпадает с фактом прогнозирования адекватного эмоционального отклика на цель. Это очень важная характеристика субъективного нравственного мира человека, ибо результат нравственного воспитания иногда проявляется в третьем состоянии чувств и эмоционального поля личности - равнодушие.

Проблема нравственного воспитания состоит в необходимости всем субъектам системы развивать системное видение реальности. Приняв во внимание то, что рассматривается нравственное воспитание в системе обучения, мы обозначили проблему: на занятиях в вузе педагоги не всегда грамотно ставят (чаще не ставят) мировоззренческие (воспитательные) цели.

Третий элемент субъективных условий - поведение. Поведение личности обусловлено наличием внутренних побудительных сил: потребности, мотивы, установки. Потребности - внутренняя побудительная сила поведения личности, носящая биологический характер (голод, жажда, состояние здоровья, комфортность жизненных условий и т.п.); мотив - внутренняя побудительная сила, опосредованная социально, то есть сознательно поставленной целью. Значение мотивов состоит в том, что человек руководствуется ими при выборе позиции своего поведения. Воспитание правильной мотивации поведения -педагогическая проблема, требующая своего решения в духовно-нравственном воспитании молодежи. Установка - побудительная сила, выраженная формой существования бессознательного психического, саморазвития внутренней готовности человека к деятельности. Установка - внутренняя побудительная сила поведения, действующая без участия сознания и развивающаяся на основе чувств, на базе бессознательной психической сферы индивида. Таким образом, в побудительных силах нравственного поведения личности «материализуются» в личностные образования цели вне зависимости от того, осознаны они или нет.

Эти составляющие характеристики поведения реализуются в определенной поведенческой активности: умения, навыки и привычки.

Итак, в системе духовно-нравственного воспитания необходимо решать проблемы моделирования гармоничного поведения, предупреждая развитие разрушительных тенденций в поступках и отношениях с миром природы и окружающих людей.

Операционный аспект цели нравственного воспитания состоит в том, что субъект системы обучения моделирует созидательное поведение и управляет синхронным взаимодействием себя в объективных условиях с природными системами и системами окружающего мира. Основной смысл бытия каждого человека состоит в том, чтобы, осознав себя мыслящей частью природы, он, как субъект жизни, гармонично встраивал свое поведение в естественный порядок природы и общества, не допуская разрушения себя и мира.

Мы раскрыли психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания и обозначили его цель на разных уровнях: стратегическом - развитие духовно-нравственного потенциала личности, оперативном - мировоззренческая цель, выраженная нравственной категорией (принципами морали), тактическом. Тактический уровень цели нравственного воспитания - это часть целей оперативного уровня, отобранная для непосредственного исполнения на любых организационных формах обучения, воспитания и в условиях свободной жизнедеятельности субъектов систем. Таким образом, реализуя цели духовно-нравственного воспитания на тактическом уровне, субъекты систем воспитания и самовоспитания «набирают» оперативный уровень, который приближается и образует стратегическую цель с полными характеристиками целевых полей и философско-этического смысла нравственного воспитания личности в образовательном пространстве учебного заведения.

Литература и источники

1. Дворянкина Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. - 265 с.

2. Анисимов О.С. Основы методологии и управления. - М.: Б.и., 1994. - 121 с.

СУХАНОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА - старший преподаватель кафедры математики Хабаровского института инфокоммуникаций (филиала) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Россия, Хабаровск (E-mail: ssuhano-va@mail.ru)

SUKHANOVA SVETLANA GENNADIEVNA-senior teacher of the Chair of Mathematics chair of Khabarovsk Institute of Infocommunications (branch of) Siberian State University of Telecommunications and Informatics. Russia. Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.